Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Вегетарианство в культурно-символическом пространстве Санкт-Петербурга

Работа №74388

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
200
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Концепции пространства в социологии и социальной антропологии 9
1.1. Основные парадигмы изучения пространства в социологии и
социальной антропологии 9
1.2. Формирование пространства в контексте глобализации. Концепция А.
Аппадурая 14
1.3. Культурно-символическое пространство современного города как
объект изучения социального антрополога 18
Глава 2. Социально-исторический контекст феномена вегетарианства 21
2.1. Вегетарианство: терминологический обзор 21
2.2. Истоки вегетарианства 25
2. 3. Вегетарианство в России 28
Глава 3. Результаты эмпирического исследования специализированных вегетарианских заведений Санкт-Петербурга 33
3.1. Методология и методики исследования 33
3.2. Вегетарианство в Петербурге. Описание поля 36
3.3. Особенности самопрезентации вегетарианских заведений в культурно-символическом пространстве города 39
3.3.1. Названия вегетарианских заведений как часть образа
вегетарианства в культурно-символическом пространстве города 39
3.3.2. Особенности самоописаний вегетарианских заведений Санкт-
Петербурга 43
3.4. Особенности образа вегетарианства внутри специализированных
заведений Санкт-Петербурга 48
3.5. Основные выводы эмпирического исследования 61
Заключение 65
Список литературы 69
Информационные источники 73
Приложение 1. Карты вегетарианских заведений Санкт-Петербурга 74
Приложение 2. Список заведений, участвовавших в качественном контент- анализе 76
Приложение 3. Примерный гайд полуструктурированного интервью 78
Приложение 4. Список информантов 80
Приложение 5. Пример транскрипта интервью 81
Приложение 6. Исследовательская авторефлексия

Феномен вегетарианства может быть рассмотрен на двух уровнях: глобальном - как старейшая идея об отказе от употребления в пищу плоти животных - и локальном - как реинтерпретация этой идеи и ее воспроизводство в культурно-символическом пространстве конкретного города.
Считается, что изначально философия вегетарианства зародилась в Древней Греции и Индии, но ныне данный стиль питания и его различные формы практикуются людьми по всему миру, в том числе и в России. Несмотря на то, что идеи, лежащие в основе вегетарианства, чрезвычайно стары, попадая в конкретный культурно-исторический контекст, они приобретают новые формы, обусловленные, в том числе, и особенностями своего нового места обитания. Следовательно, основной вопрос данного исследования можно сформулировать так: какие формы принимает феномен вегетарианства в пространстве современного Петербурга.
Актуальность данной работы определяется недостатком исследований современного российского вегетарианства, особенно через призму культурного и социального. На фоне активного роста вегетарианского бизнеса в Петербурге, становится все более очевидной необходимость в подобных исследованиях.
Также, исследование вегетарианства в городе, данные по вегетарианскому бизнесу и его особенностях могут быть полезны для предпринимателей и тех, кто только планирует открыть свое дело в «вегетарианской нише», а также могут быть использованы маркетологами и специалистами по рекламе. Это определяет практическую значимость данной работы.
Цель данного исследования: изучить особенности петербургского вегетарианства как части культурно-символического пространства города.
В качестве основных задач можно выделить следующие:
1. изучить истоки вегетарианских идей на основании исторических источников;
2. изучить историю прихода и развития вегетарианства в России;
3. изучить вегетарианские заведения Петербурга в целом;
4. описать и классифицировать заведения на основании их названий и самоописаний на сайтах и группах в социальной сети Вконтакте;
5. выявить мотивы и цели основателей вегетарианских заведений Петербурга;
6. определить степень «закрытости» вегетарианских заведений - доступны ли они для невегетарианцев как места для проведения досуга и работы.
Объект: вегетарианство как культурный феномен.
Предмет: особенности культурных практик вегетарианства в городском пространстве на примере кафе, кондитерских, магазинов и производств.
В рамках исследования необходимо проверить следующие гипотезы:
1. Мотивацией для создания вегетарианского заведения может служить как идея (продвижение определенного образа жизни в массы), так и коммерческая выгода (модный тренд).
2. Аудитория вегетарианских заведений состоит не только из вегетарианцев и людей, не употребляющих продукты животного происхождения.
Методология и методы
Исследование выполнено в рамках качественной стратегии.
В качестве теоретико-методологической базы исследования используется теория глобализации, концепция А. Аппадураи.
В качестве основных методов использовались:
1. качественный контент-анализ информации с сайтов и из групп в
социальной сети Вконтакте заведений и производств - названий и самоописаний. Список проанализированных заведений представлен в Приложении 2.
глубинное полуструктурированное интервью с основателями вегетарианских (веганских) заведений. Гайд интервью представлен в Приложении 3, Приложение 4 содержит список всех информантов. Пример транскрипта одного из интервью представлен в Приложении 5. Поиск информантов осуществлялся через сообщества кафе и магазинов в социальной сети Вконтакте, а также через личные связи.
Для проведения контент-анализа было отобрано максимальное количество сайтов известных вегетарианских заведений - кафе, кондитерских и магазинов, а также несколько производств.
Интервью проводились со всеми согласившимися предпринимателями, создателями вегетарианских (веганских) заведений Санкт-Петербурга. Количество интервью определялось принципом насыщения.
Таким образом, эмпирическую базу данного исследования составляет: анализ интернет-ресурсов и 9 глубинных полуструктурированных интервью.
Апробация работы
Некоторые теоретические положения данной работы были представлены на Международной научно-практической конференции на факультете социологии СПБГУ «Десятые Ковалевские чтения» (ноябрь 2016 года).
Работа обсуждена на заседании кафедры культурной антропологии и этнической социологии факультета социологии СПБГУ и рекомендована к защите.
Обзор литературы по теме
Исследований вегетарианства как части культурно-символического пространства города к настоящему моменту найдено не было. Поэтому данная работа опирается на литературу по трем основным темам:
1) пространство через призму социального и культурного; 2) городское пространство; 3) исследования вегетарианства. Вклад в изучение пространства внесли многие классики и современные социологи и антропологи: П. А. Сорокин, Э. Э. Эванс-Причард, Г. Зиммель, П. Бурдье, Э. Гидденс, А. Аппадураи, Д. А. Васильева, В. Вахштайн и др. О городском пространстве писали Б. Гройс, Г. Зиммель, К. Стил. Исследованиями вегетарианства в различных ракурсах занимались отечественные и зарубежные специалисты: А. Барбарук, П. Бранг, C. Spencer, A. Lindquist и др.
Структура работы
Работа состоит из трех глав, введения и заключения. Первая глава посвящена проблематике пространства в социологии и социальной антропологии. В параграфах 1.1. и 1.2. рассматриваются подходы к концептуализации пространства в целом и через призму теории глобализации. Непосредственно городское пространство и его культурно¬символический аспект рассматриваются в параграфе 1.3. Вторая глава посвящена вегетарианству. В параграфе 2.1. поднимается проблема терминологии в сфере вегетарианства и его различных течений, а также обозначается позиция в отношении использования термина «вегетарианство», занимаемая в данном исследовании. Параграфы 2.2. и 2.3. посвящены истории вегетарианства - мировым истокам феномена и его появлению и развитию в России. Глава 3 содержит результаты эмпирического исследования вегетарианства в Петербурге на примере специализированных заведений - кафе, кондитерских и магазинов, а также нескольких производств. Параграф 3.1. отражает методологию исследования, параграф 3.2. посвящен описанию поля исследования - вегетарианских и веганских заведений города, их территориального расположения и динамике появления. В параграфе 3.3. раскрываются особенности названий и самоописаний вегетарианских заведений города, цели и мотивы их создателей. Параграф 3.4. содержит основные выводы по всему эмпирическому исследованию. В конце работы представлен Список использованной литературы и Приложения на 17 листах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Феномен вегетарианства, являясь в настоящее время детерриторизированным, по-разному интерпретируется в каждом новом социокультурном контексте. В данной работе были продемонстрированы особенности прочтения вегетарианских идей жителями Петербурга и формы воспроизводства вегетарианства в культурно-символическом пространстве города.
Ввиду того, что вегетарианство в рамках данного исследования рассматривалось как социокультурный феномен, сам термин «вегетарианство» использовался как обобщающий для различных подвидов и течений, например, лакто-ово-вегетарианства, пескетарианства или веганства.
Вначале был рассмотрен исторический и культурный контекст феномена вегетарианства. На основании исторических работ, было выявлено два центра зарождения вегетарианства - Древняя Греция и Индия. Вегетарианские идеи появились там еще до нашей эры и были связаны с верой в то, что такая диета может очистить разум (пифагорейцы) и с соблюдением принципа ахимса - ненасилие и не нанесение вреда. В дальнейшем индийская вегетарианская традиция сформировала стойкий образ вегетарианства, который до сих пор активно тиражируется по всему миру.
Далее была рассмотрена история появления и развития вегетарианства в России. Известно, что первые вегетарианцы появились в сектах - хлыстов, скопцов и др. Это послужило последующей стигматизации сторонников этого стиля питания. В начале ХХ века вегетарианство начало активно развиваться, особенно в крупных городах страны. Стали появляться общества, столовые, выпускались периодические издания. Большое значение для российского вегетарианства имела фигура Л. Н. Толстого - верующего человека и большого противника науки. Это привело к тому, что в России преобладало этико-религиозное вегетарианство, что препятствовало его более широкому распространению. Война замедлила процесс популяризации вегетарианства, а приход к власти большевиков и вовсе положил конец развитию любых альтернативных жизненных стратегий, в том числе и вегетарианству.
Настоящее возрождение вегетарианских идей как в России, так и в Санкт-Петербурге относят уже к 90-м годам ХХ века. Тогда же постепенно начинают появляться первые вегетарианские заведения. Одно из старейших специализированных кафе было создано в 1996 году и существует до сих пор. Однако особенно активно вегетарианские заведения начали открываться с 2012 года. Именно за последние 5 лет появилась большая часть существующих сейчас кафе, магазинов, производств. Кроме увеличения количества заведений происходят и качественные перемены, например, открываются веганские и сыроедческие заведения.
В ходе проведенного качественного исследования было выявлено, что все эти заведения крайне неоднородны. Главным объединяющим фактором для них является вегетарианство, но и оно воображается создателями заведений по-разному.
Первая часть исследования была посвящена тому, как заведения презентуют себя и вегетарианство во внешней среде. Были проанализированы названия заведений и их самоописания на сайтах и в группах социальной сети Вконтакте.
Названия заведений, в первую очередь, кафе и магазинов становятся важной частью культурно-символического пространства города за счет вывесок и рекламы, именно этим объясняется необходимость их отдельного изучения. Было выявлено, что названия заведений можно разделить на две больших группы: культурно нагруженные и относительно нейтральные. К первой группе, в первую очередь, относятся названия заведений, связанных с религиозными течениями, а также названия, отсылающие к вегетарианской культуре или к городу. Относительно нейтральные названия, как правило, содержат какие-то природные сюжеты. Как было установлено позже, нейтральность названия еще не означает отсутствие определенной философии внутри самого заведения.
Что касается самоописаний, то они стали важным источником информации о культурном контексте некоторых заведений. Многие кафе и рестораны оставляют на своих сайтах подробное описание своей философии и ценностей, которыми они хотят поделиться со своими гостями. Самоописания некоторых заведений, напротив, состоят из одной емкой фразы, которая, тем не менее, многое говорит о позиции их создателей. В целом, в самоописаниях было выделено 5 основных сюжетов, которые встречались в большинстве из них: определенная философия (религия); этичное отношение к животным; забота о природе; здоровье и особая атмосфера заведения. Как правило, большая часть самоописаний содержала сразу несколько сюжетов для привлечения большего числа гостей, разделяющих разные ценности.
Вторая часть исследования была направлена на выявление мотивов и целей, которые ставят перед собой создатели заведений, особенностям их восприятия вегетарианства. В ходе глубинных полуформализованных интервью было выявлено, что все создатели специализированных заведений являются идейными вегетарианцами (пескетарианцами, веганами), но пришли к этому разными путями - через религию, стремлению к здоровому образу жизни, сострадание к животным.
Несмотря на признание информантами существования определенной моды на вегетарианство, никто из них не использует его исключительно как тренд, для всех это в первую очередь идея, стиль жизни, который они решили реализовать через ведение собственного дела. Создатели близки в видении своих целей - они хотят познакомить с этим альтернативными стилем питания больше людей, а также дестигматизировать его, то есть показать, что вегетарианская пища может быть вкусной, сытной, доступной.
Было также выявлено стремление некоторых информантов к созданию «европейского» вегетарианства, то есть отхода от Индии и восточных религий. Это стремление они и попытались реализовать через свои кафе и магазины.
Работают в таких заведениях преимущественно вегетарианцы, хотя не во всех заведениях это является обязательным правилом. Что касается публики, то она очень разная, однако большинство информантов признались, что к ним приходит много мясоедов, и сказали, что это особенно радует их, ведь это значит, что им удалось привлечь внимание к вегетарианству людей, которые еще не вовлечены в это течение.
Таким образом, в ходе исследования были изучены особенности петербургского вегетарианства как части культурно-символического пространства. Реализация поставленных задач позволила широко раскрыть тему исследования и проверить выдвинутые гипотезы.
В то же время полученные результаты привели к появлению новых исследовательских вопросов. В перспективе можно было бы сместить фокус внимания с создателей заведений на их аудиторию. Например, интересным было бы изучить мотивы мясоедов, посещающих вегетарианские заведения, а также то, какими факторами руководствуются вегетарианцы при выборе кафе и чего, по их мнению, не хватает вегетарианскому Петербургу. Кроме того, для более явного выделения особенностей вегетарианства именно в Санкт- Петербурге, можно было бы провести сравнительное исследование, например, с вегетарианской Москвой.



1. Барбарук А.В. Социальная структурация сообщества вегетарианцев на
материалах г. Магадана: автореферат дис. ... кандидата
социологических наук, СПб, 2016.
2. Бранг П. Россия неизвестная: История культуры вегетарианских образов жизни от начала до наших дней / Пер. с нем. А. Бернольд и П. Бранга. - М.: Языки славянской культуры, 2006. - 568 с.
3. Брубейкер Р. Этничность без групп. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 408 с.
4. Беспалова П.А., Бурмистрова М.С., Иванова А.О., Раевская М.Д. Вегетарианец среди «Других» / Материалы научной конференции к 100-летию Русского социологического общества имени М.М. Ковалевского 10-12 ноября 2016 года. / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2016. - С. 1420-1421.
5. Бурдьё П. Социология социального пространства / Пер. с фр.,
общ. ред. Н.А. Шматко. - СПб.: Алетейя; М.: Ин-т
эксперим.социологии : Алетейя, 2005. - 288 с.
6. Бурдьё П. Физическое и социальное пространства: проникновение и присвоение. — Перевод с французского: Н. А. Шматко. — Социология социального пространства. Сборник статей. — М., 2005.
7. Васильева Д.А. Локальное пространство офисов современной компании в условиях глобализации. Социальная политика и социология. 2010. № 2 (56). С. 95-111.
URL:http://cheloveknauka.com/formirovanie-sotsiokulturnogo-lokalnogo-prostranstva-v-kontekste-globalizatsii (дата обращения: 17.11.2016)
8. Васильева Д.А. Формирование социокультурного локального пространства в контексте глобализации (на примере предприятия в составе производственной группы международной компании): дисс. ... канд. соц. наук, Санкт-Петербургский гос. университет, СПБ, 2010.
9. Вахштайн В. Возвращение материального. «Пространства», «сети», «потоки» в акторно-сетевой теории. Социологическое обозрение Том 4. № 1. 2005. С. 94 - 115.
10. Гидденс Э. Ускользающий мир: как глобализация меняет нашу жизнь.
М.: Изд-во «Весь мир», 2004. - 120 с.
11. Гидденс Э. Устроение общества. Очерк теории структурации. М., 2005.
12. Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
13. Гройс Б. Город в эпоху его туристической воспроизводимости. Неприкосновенный запас. № 4(30). 2003.
14. Зиммель Г. Социология пространства / Г. Зиммель // Избранное. В 2 т. Т. 2. Созерцание жизни / Г. Зиммель. - М.: Юристъ, 1996.
15. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос: Журн. по философии и прагматике культуры. 2002. №3-4 (34).
16. Ивакин И.М. Записки // Лев Толстой. Кн. 2 (= Литературное наследство. Т. 69, 2). М., 1961. С. 26-124.
17. Иванов Д. Эволюция концепции глобализации. // Телескоп:
наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. №4. 2002.
URL:http://val--s.narod.ru/glob/gl_ivanov1.htm (дата обращения 17.11.2016)
18. Крёбер А.Л. Избранное: Природа культуры / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004.
19. Лебедева С. О. Город как социокультурное пространство. ИзвестияВолгоградского государственного технического университета. № 8. Том 9. 2010. - С. 29-32.
20. Мастеница Е.Н. Культурное пространство города: пути постижения и интерпретации. Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Том 212, 2015. С. 224.
21. Мухин А.С. Категории «пространство» и «время» в философии античности, средних веков и возрождения. Известия Российского
государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №
37. Том 14. 2007. С. 137 -142.
22. Осипова Н.В. О «вегетарианском» стиле позднего Льва Толстого. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета.
2007. № 16. С. 105-111.
23. Паламарчук М.Л. Г ород как феномен в рамках социального
пространства-времени. Известия Российского государственногопедагогического университета им. А.И. Герцена. № 63-1, 2008. С. 242¬248.
24. Перпер, И. Л. Н. Толстой как вегетарианец [Текст] / И. Перпер // Вегетарианское обозрение. 1909. № 1.
25. Скалабан И.А. Социальное картирование как метод анализа социально-территориального пространства. Журнал исследований социальной политики. №1. Том 10. 2012. С. 61-78.
26. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.
27. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.
28. Стил К. Голодный город: Как еда определяет нашу жизнь / Пер. с англ. — М.: Strelka Press, 2014. — 456 с.
29. Фурс В. Арджун Аппадураи. «Современность» на просторе: культурные измерения глобализации. Социологическое обозрение. Том
3. № 4. 2003. С. 57-66
30. Чернявская О.С. Социальное пространство: обзор теоретических интерпретаций. Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. № 5. 2008. C. 329-335.
31. Шматко Н.А. «Социальное пространство» Пьера Бурдье // Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. М., 2007.
32. Эванс-Причард Э. Э. Нуэры. М., 1985.
33. Ямвлих. О Пифагоровой жизни / Пер. с древнегреч. И.Ю. Мельниковой. — М.: Алетейа, 2002.
34. Appadurai A. Disjuncture and Difference in the Global Cultural Economy//Global Culture / Ed. by M. Featherstone. London, 1990.
35. Appadurai A. Modernity at large: Cultural Dimensions of Globalization. U of Minnesota Press, 1996. - 229 c.
36. Fox N., Ward K. Health, ethics and environment: A qualitative study of vegetarian motivations / Appetite 50 (2008). P. 422-429.
37. Grass K. K. Die russischen Sekten. Bd. I: Die Gottesleute oder Chlusten. Leipzig, 1907.
38. Latour B. Trains of thought: Piaget, formalism and the fifth dimension // Common knowledge. 1997. № 6/3.
39. Lea E., Worsley A. Benefits and barriesrs to the consumption of a vegetarian diet in Australia. Public Health Nutrition, 6 (5). 2003. P. 505-511.
40. Lindquist A. Beyond Hippies and Rabbit Food: The Social Effects of Vegetarianism and Veganism. Sociology & Anthropology Theses. Paper 3.
2013.
URL: http: //soundideas. pugetsound.edu/cgi/viewcontent. cgi?article=1004&c ontext=csoc_theses (дата обращения: 15.10.2016)
41. Robertson R , Lechner F. Modernization, Globalization and the Problem of Culture in the World-Systems Theory // Theory, Culture & Society. 1985, N3.
42. Spencer C. The Heretic’s Feast: A History of Vegetarianism. University Press of New England. Hanover. 1996.
43. Ruby M. Vegetarianism. A blossoming field of study. Appetite 58 (2012). P. 141-150.
44. Therborn G. Globalizations: Dimensions, Historical Waves, Regional Effects, Normative Governance // International Sociology. 2000, N2.
Информационные источники
1. Потребление основных продуктов питания населением Санкт-
Петербурга и Ленинградской области в 2015 году. Статистический бюллетень. Федеральная служба государственной статистики.
ПЕТРОСТАТ. СПб, 2016.
2. www.economist.com


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ