СОДЕРЖАНИЕ И НАПРАВЛЕННОСТЬ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ:20-егг. XX ВЕКА- 2018г
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РСФСР: 1920-е-1991 гг.
1.1. Предпосылки возникновения и развития адаптивной физической
культуры в РСФСР 9
1.2. Развитие кадровой, материально-технической, научно-методической базы адаптивной физической культуры в РСФСР 21
1.3. Содержание, формы и методы работы в сфере адаптивной физической культуры в РСФСР 26
Выводы по первой главе 30
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: 1991-2018 гг.
2.1. Задачи, функции и направления развития адаптивной физической
культуры в Российской Федерации 32
2.2. Характеристика развития адаптивной физической культуры в
Белгородской области на современном этапе 35
2.3. Проблемы и перспективы развития адаптивной физической
культуры в Российской Федерации 44
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РСФСР: 1920-е-1991 гг.
1.1. Предпосылки возникновения и развития адаптивной физической
культуры в РСФСР 9
1.2. Развитие кадровой, материально-технической, научно-методической базы адаптивной физической культуры в РСФСР 21
1.3. Содержание, формы и методы работы в сфере адаптивной физической культуры в РСФСР 26
Выводы по первой главе 30
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: 1991-2018 гг.
2.1. Задачи, функции и направления развития адаптивной физической
культуры в Российской Федерации 32
2.2. Характеристика развития адаптивной физической культуры в
Белгородской области на современном этапе 35
2.3. Проблемы и перспективы развития адаптивной физической
культуры в Российской Федерации 44
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Современный мир переживает сложный этап своего развития. Важнейшими на сегодняшний день в системе мер социальной защиты инвалидов становятся ее активные формы. Более эффективными средствами из них являются физическая реабилитация, а так же социальная адаптация физической культуры и спорта[12].
Физическая культура и спорт это важный фактор для реабилитации и социально-бытовой адаптации, как взрослого, так и ребенка, с ограниченными возможностями. Тем не менее, физический недуг приводит к нарушению функций организма в целом, снижает координацию движений, усложняет возможность социального контакта с окружающим миром. В данных ситуациях возникает чувство тревоги, теряется уверенность в себе, и возможно, чувство собственного достоинства. С другой стороны, энергичные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия помогают повысить уровень владения своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают состояние уверенности в себе, человек получает возможность новых навыков самообслуживания, в конце концов, вероятность возврата к активной человеческой жизни [16].
Привлечение лиц с физическими ограничениями к занятиям спортом — значит, во многом восстановить у них утраченный контакт с окружающим миром. Использование средств физической культуры и спорта является действенным и порой исключительным средством физической реабилитации и социальной адаптации этих людей.
В магистерской диссертации уделяется внимание развитию адаптивной физической культуры в России, в связи с тем, что отсутствие систематизированных данных не дает полную картину содержания и направленности проблем адаптивной физической культуры, поэтому тема считается достаточно актуальной. Образовалась важная потребность в анализе всего процесса становления и развития адаптивной физической культуры в России с 1920х- 1991гг.ХХ в. и до настоящего времени.
Изучение особенностей развития адаптивной физической культуры имеет большое значение для личностного становления и развития нашего современного общества, молодежи и детей. Формирование силы воли у лиц с ограниченными возможностями показывает огромный пример подрастающему поколению и нынешнему обществу преодоления себя, закалка, мотивация, форсирование жизненных неурядиц и трудностей [6].
Адаптивный спорт идет большими шагами вперед. Благодаря энтузиастам, педагогам в сфере адаптивной физической культуры постепенно осуществляется совершенствование и преобразования сфер жизнедеятельности адаптивной физической культуры и спорта.
Развитие спортивных занятий с целью ускорения динамики лечения инвалидов позволяют совершенствовать отрасли спортивной деятельности в сфере адаптивного спорта.
Адаптивная физическая культура предусматривает значительно более широкое привлечение средств и методов данного вида культуры, который является материалом, основой и базой социализации личности инвалида, его приспособлением к трудовой деятельности или переквалификации, самовыражения, саморазвития, приспособления к условиям жизни в современном городе, обществе в целом.
Период становления и развития адаптивной физической культуры следует разделить на 3 этапа:
1. 1920-1980гг.
2. 1980-1991гг.
3. 1991гг. ХХ - начало XXI века.
Не смотря на то, что с каждым годом происходит заметное увеличение и расширение сфер адаптивной физической культуры и спорта, изучению становления и развития адаптивной физической культуры в России до сих пор не уделялось достаточного внимания в научной литературе. В этой связи обнаруживается противоречие между возрастающими потребностями в исследованиях содержания и направленности развития адаптивной физической культуры в России и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической теории и практике.
Проблема исследования: каковы особенности содержания и направленности развития адаптивной физической культуры в России в период с 1920-х гг. XX века по 2018гг.
Цель исследования: раскрыть содержание и направленность развития адаптивной физической культуры в России на основе анализа статистических данных.
Объект исследования: история развития адаптивной физической культуры в России 1920-х гг. XX века -2018гг.
Предмет исследования: процесс развития адаптивной физической культуры в 1920-х гг. XX века -2018гг.
Для достижения цели исследования необходимо было последовательно решать следующие задачи:
1. Охарактеризовать исторические предпосылки и факторы развития адаптивной физической культуры в России.
2. Раскрыть сущность содержания и направленности развития адаптивной физической культуры РСФСР (1920-е-1991гг.)
3. Определить особенности развития адаптивной физической культуры в России на современном этапе 1991г.-2018гг.
4. Выявить позитивный опыт, проблемы и перспективы адаптивной физической культуры в РФ.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; обобщение; специфические методы истории педагогики: историографический, детерминантно-генетический и проблемно-генетический анализы и проблемы.
Источниковедческую базу исследования составили: отечественная литература по педагогике, физической культуре по исследуемой проблеме, педагогические издания по проблемам развития адаптивного спорта. В ходе исследования использован ряд изданий: «Комсомольская правда», «Вестник физической культуры», «Физическая культура и спорт».
Научная новизна: заключается в том, что в его целостном виде представлена история становления и развития адаптивной физической культуры в РСФСР и РФ: определены предпосылки, выявлены этапы и ведущие факторы развития в период с 1920 года и до настоящего времени. В научный оборот введены новые факты по содержанию и направленности развития адаптивной физической культуры в России в рассматриваемый период.
1. Охарактеризованы исторические предпосылки и факторы развития адаптивной физической культуры в России.
2. Раскрыта сущность содержания и направленности развития адаптивной физической культуры РСФСР (1920-е-1991гг.)
3. Определены особенности развития адаптивной физической культуры в России на современном этапе 1991г.-2018гг.
4. Выявлены позитивный опыт, проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в РФ.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в следующем. Оно расширяет представление о содержании и направленности развития адаптивной физической культуры в России с 1920-х гг. XX века по 2018г.; устанавливает причинно - следственные связи, определяющие особенности, причины, этапы, противоречия и перспективы развития адаптивной физической культуры (АФК) в рассматриваемый период.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в его направленности на решение современных задач в сфере физической культуры и спорта с учетом историко-педагогического опыта в России; возможность использования полученных в диссертации выводов для совершенствования деятельности физкультурно-оздоровительных организаций. Помимо этого, они раскрывают подходы к более эффективной реализации научных знаний в сфере адаптивной физической культуры, посредством изучения исторических данных об этапах развития адаптивной физической культуры. Результаты исследования могут использоваться при решении задач Паралимпийского, Сурдолимпийского спорта, в учреждениях высшего образования. Другим направлением практического применения результатов исследования является их включение в содержание профессиональной подготовки специалистов по адаптивной физической культуре, тренеров.
Организация и этапы исследования. В исследовании относительно следует выделить три этапа, на каждом из которых совместно с его целевыми установками применялись многообразные методы.
На первом этапе (2016 - 2017 г.) был проведен анализ научной литературы, разрабатывалась теоретическая основа и программа исследования. На этом этапе проводился поиск, отбор и систематизация источников по содержанию и направленности развития адаптивной физической культуры в РСФСР и РФ, выборочно изучалась периодическая литература периода РСФСР и РФ. Это позволило установить острую нехватку знаний по содержанию и направленности развития адаптивной физической культуры в РСФСР и РФ, определить противоречие и сформулировать научный аппарат исследования (объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическую основу).
На втором этапе (2017 г.) завершалась систематизация накопленного материала, выполнялось его структурирование, детализировался научный аппарат исследования.
На третьем этапе (2017 - 2018 г.) проводилась систематизация
результатов исследования, качественный анализ полученных в ходе исследования данных, формулировка основных теоретических выводов. Заключительным звеном в исследовании стало текстовое оформление накопленного материала в виде магистерской диссертации.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные результаты работы отражались на конференциях: докладывались на: XXVI Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования» 28 февраля 2018года г. Москва на тему: «Зона особого внимания-дети инвалиды». В Институте развития образования (БелИРО)в апреле 2018года н<А международной научно-практической конференции «Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации» на тему: «Становление и развитие адаптивной физической культуры 1930-1991гг.»
Структура и объем диссертации. Общий объем диссертации составляет 71 страницу машинописного текста. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа содержит 1 таблицу, 7 приложений, 57 источников литературы(из них 2 на иностранном языке).
Физическая культура и спорт это важный фактор для реабилитации и социально-бытовой адаптации, как взрослого, так и ребенка, с ограниченными возможностями. Тем не менее, физический недуг приводит к нарушению функций организма в целом, снижает координацию движений, усложняет возможность социального контакта с окружающим миром. В данных ситуациях возникает чувство тревоги, теряется уверенность в себе, и возможно, чувство собственного достоинства. С другой стороны, энергичные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия помогают повысить уровень владения своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают состояние уверенности в себе, человек получает возможность новых навыков самообслуживания, в конце концов, вероятность возврата к активной человеческой жизни [16].
Привлечение лиц с физическими ограничениями к занятиям спортом — значит, во многом восстановить у них утраченный контакт с окружающим миром. Использование средств физической культуры и спорта является действенным и порой исключительным средством физической реабилитации и социальной адаптации этих людей.
В магистерской диссертации уделяется внимание развитию адаптивной физической культуры в России, в связи с тем, что отсутствие систематизированных данных не дает полную картину содержания и направленности проблем адаптивной физической культуры, поэтому тема считается достаточно актуальной. Образовалась важная потребность в анализе всего процесса становления и развития адаптивной физической культуры в России с 1920х- 1991гг.ХХ в. и до настоящего времени.
Изучение особенностей развития адаптивной физической культуры имеет большое значение для личностного становления и развития нашего современного общества, молодежи и детей. Формирование силы воли у лиц с ограниченными возможностями показывает огромный пример подрастающему поколению и нынешнему обществу преодоления себя, закалка, мотивация, форсирование жизненных неурядиц и трудностей [6].
Адаптивный спорт идет большими шагами вперед. Благодаря энтузиастам, педагогам в сфере адаптивной физической культуры постепенно осуществляется совершенствование и преобразования сфер жизнедеятельности адаптивной физической культуры и спорта.
Развитие спортивных занятий с целью ускорения динамики лечения инвалидов позволяют совершенствовать отрасли спортивной деятельности в сфере адаптивного спорта.
Адаптивная физическая культура предусматривает значительно более широкое привлечение средств и методов данного вида культуры, который является материалом, основой и базой социализации личности инвалида, его приспособлением к трудовой деятельности или переквалификации, самовыражения, саморазвития, приспособления к условиям жизни в современном городе, обществе в целом.
Период становления и развития адаптивной физической культуры следует разделить на 3 этапа:
1. 1920-1980гг.
2. 1980-1991гг.
3. 1991гг. ХХ - начало XXI века.
Не смотря на то, что с каждым годом происходит заметное увеличение и расширение сфер адаптивной физической культуры и спорта, изучению становления и развития адаптивной физической культуры в России до сих пор не уделялось достаточного внимания в научной литературе. В этой связи обнаруживается противоречие между возрастающими потребностями в исследованиях содержания и направленности развития адаптивной физической культуры в России и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической теории и практике.
Проблема исследования: каковы особенности содержания и направленности развития адаптивной физической культуры в России в период с 1920-х гг. XX века по 2018гг.
Цель исследования: раскрыть содержание и направленность развития адаптивной физической культуры в России на основе анализа статистических данных.
Объект исследования: история развития адаптивной физической культуры в России 1920-х гг. XX века -2018гг.
Предмет исследования: процесс развития адаптивной физической культуры в 1920-х гг. XX века -2018гг.
Для достижения цели исследования необходимо было последовательно решать следующие задачи:
1. Охарактеризовать исторические предпосылки и факторы развития адаптивной физической культуры в России.
2. Раскрыть сущность содержания и направленности развития адаптивной физической культуры РСФСР (1920-е-1991гг.)
3. Определить особенности развития адаптивной физической культуры в России на современном этапе 1991г.-2018гг.
4. Выявить позитивный опыт, проблемы и перспективы адаптивной физической культуры в РФ.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; обобщение; специфические методы истории педагогики: историографический, детерминантно-генетический и проблемно-генетический анализы и проблемы.
Источниковедческую базу исследования составили: отечественная литература по педагогике, физической культуре по исследуемой проблеме, педагогические издания по проблемам развития адаптивного спорта. В ходе исследования использован ряд изданий: «Комсомольская правда», «Вестник физической культуры», «Физическая культура и спорт».
Научная новизна: заключается в том, что в его целостном виде представлена история становления и развития адаптивной физической культуры в РСФСР и РФ: определены предпосылки, выявлены этапы и ведущие факторы развития в период с 1920 года и до настоящего времени. В научный оборот введены новые факты по содержанию и направленности развития адаптивной физической культуры в России в рассматриваемый период.
1. Охарактеризованы исторические предпосылки и факторы развития адаптивной физической культуры в России.
2. Раскрыта сущность содержания и направленности развития адаптивной физической культуры РСФСР (1920-е-1991гг.)
3. Определены особенности развития адаптивной физической культуры в России на современном этапе 1991г.-2018гг.
4. Выявлены позитивный опыт, проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в РФ.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в следующем. Оно расширяет представление о содержании и направленности развития адаптивной физической культуры в России с 1920-х гг. XX века по 2018г.; устанавливает причинно - следственные связи, определяющие особенности, причины, этапы, противоречия и перспективы развития адаптивной физической культуры (АФК) в рассматриваемый период.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в его направленности на решение современных задач в сфере физической культуры и спорта с учетом историко-педагогического опыта в России; возможность использования полученных в диссертации выводов для совершенствования деятельности физкультурно-оздоровительных организаций. Помимо этого, они раскрывают подходы к более эффективной реализации научных знаний в сфере адаптивной физической культуры, посредством изучения исторических данных об этапах развития адаптивной физической культуры. Результаты исследования могут использоваться при решении задач Паралимпийского, Сурдолимпийского спорта, в учреждениях высшего образования. Другим направлением практического применения результатов исследования является их включение в содержание профессиональной подготовки специалистов по адаптивной физической культуре, тренеров.
Организация и этапы исследования. В исследовании относительно следует выделить три этапа, на каждом из которых совместно с его целевыми установками применялись многообразные методы.
На первом этапе (2016 - 2017 г.) был проведен анализ научной литературы, разрабатывалась теоретическая основа и программа исследования. На этом этапе проводился поиск, отбор и систематизация источников по содержанию и направленности развития адаптивной физической культуры в РСФСР и РФ, выборочно изучалась периодическая литература периода РСФСР и РФ. Это позволило установить острую нехватку знаний по содержанию и направленности развития адаптивной физической культуры в РСФСР и РФ, определить противоречие и сформулировать научный аппарат исследования (объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическую основу).
На втором этапе (2017 г.) завершалась систематизация накопленного материала, выполнялось его структурирование, детализировался научный аппарат исследования.
На третьем этапе (2017 - 2018 г.) проводилась систематизация
результатов исследования, качественный анализ полученных в ходе исследования данных, формулировка основных теоретических выводов. Заключительным звеном в исследовании стало текстовое оформление накопленного материала в виде магистерской диссертации.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные результаты работы отражались на конференциях: докладывались на: XXVI Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования» 28 февраля 2018года г. Москва на тему: «Зона особого внимания-дети инвалиды». В Институте развития образования (БелИРО)в апреле 2018года н<А международной научно-практической конференции «Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации» на тему: «Становление и развитие адаптивной физической культуры 1930-1991гг.»
Структура и объем диссертации. Общий объем диссертации составляет 71 страницу машинописного текста. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа содержит 1 таблицу, 7 приложений, 57 источников литературы(из них 2 на иностранном языке).
Развитие адаптивной физической культуры обусловлено потребностью общества в оздоровлении нации и подготовке кадров для работы с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Объективными предпосылками является рост заболеваний, увеличение количества инвалидов всех групп и категорий, в том числе детей, рождающихся с патологией физического, умственного, сенсорного развития. Факторами, лимитирующими двигательную и социальную активность данной категории населения, являются заболевания или дефекты зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и др., часто сопровождающиеся инвалидизацией, сопутствующими заболеваниями, вторичными отклонениями, вынужденным ограничением подвижности, снижением функциональных возможностей организма, нарушениями познавательной деятельности, сужением социальных и культурных связей, что требует комплексной реабилитации [53 ].
Для многих инвалидов и людей с ограниченными возможностями в развитии адаптивная физическая культура является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира. Именно здесь, зачастую впервые в жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознавать счастье преодоления себя[55].
Адаптивная физическая культура как новая для России интегративная область образования, науки, культуры, социальной практики имеет большие перспективы. Это обусловлено неудовлетворительным состоянием здоровья населения нашей страны и невозможностью кардинального изменения ситуации без пересмотра всей политики государства, менталитета ее руководителей и широких слоев населения по отношению к физической культуре, в том числе адаптивной, здоровому образу жизни.
В системе образования адаптивная физическая культура должна занять важное место во всех видах и типах образовательных учреждений: дошкольных, школьных, начального, среднего и высшего профессионального, а также дополнительного образования.
Одно из ведущих мест принадлежит адаптивной физической культуре в системе специального (коррекционного) образования, где на ее основе может строиться учебно-воспитательный процесс, мероприятия, обеспечивающие социализацию детей с отклонениями в развитии[14].
Однако повсеместное внедрение адаптивной физической культуры в систему образования сдерживается недостаточным количеством специалистов-профессионалов. Поэтому в ближайшее время необходимо существенно увеличить количество учащихся, студентов и магистрантов, осваивающих образовательные программы по адаптивной физической культуре.
Огромны перспективы научно-исследовательской работы в области адаптивной физической культуры, объединяющей в себе такие области знаний, как физическая культура, медицина, коррекционная педагогика и большое количество других научных дисциплин.
Подводя итоги всему вышесказанному, анализируя пути развития адаптивной физической культуры инвалидов в государстве, можно выделить три этапа развития адаптивной физической культуры.
1- й этап - лечебная физическая культура и использование элементов спорта, отдельных видов его с 1920-1980гг.
2- й этап -1980-1991гг. развитие и становление физкультурно-спортивного движения в стране, создание клубов, секций по отдельным видам спорта, федераций; организация и проведение первых соревнований, начало исследований, признание обществом и государством необходимости решения этих проблем, начало подготовки специалистов, выход на международную арену.
3- й этап - с 1991 гг. - 2018гг. - развитие и совершенствование
образовательных, организационных, научно-методических, медицинских основ теории и методики адаптивной физической культуры во всем многообразии этого направления.
В нашей стране активно уделяется внимание спорту высших достижений среди людей с ограниченными возможностями, происходит ежегодное финансирование, как на федеральном, так и на региональном уровне. Созданы сборные команды России по различным видам спорта, которые принимают участие во всех крупных международных соревнованиях.
В настоящее время в мировом сообществе сложилось несколько направлений функционирования адаптивного спорта. Наибольшее распространение и признание мировой общественности получили три из них: паралимпийское, сурдолимпийское и специальное олимпийское. Расширились международные связи спортсменов-инвалидов. Отработаны и успешно применяются новейшие методики тренировок. В настоящее время создается и развивается отечественная школа по подготовке кадров в сфере физического воспитания и спортивной тренировки инвалидов. Выпущена серия учебных пособий для студентов и специалистов по адаптивной физической активности и реабилитологии.
Значительные позитивные перемены последних лет, в области спорта высших достижений и массового спорта среди людей с ограниченными возможностями здоровья, позволяют обоснованно рассчитывать на то, что с каждым годом все большее число людей будет вовлечено в спортивные движения стран, благодаря чему будущие поколения станут более здоровыми и успешными.
Человек, живущий на Земле, не имеет права бездействовать. Он должен всегда бороться, прежде всего, с самим собой и обстоятельствами, в которых он оказывается. Считается, что адаптивный спорт замечателен именно тем, что это накал страстей, борьбы, эмоций, где спортсмены стремятся опередить соперников, выиграть, во что бы ни стало. Спортсмены-паралимпийцы вместе с этим показывают всему миру, что они не смирились со своей судьбой, переломили ее и победили. Паралимпийцы - настоящие герои, потому что они помогают своим примером преодолевать некий барьер, который, к сожалению, еще не до конца искоренен из нашего общества по отношению к людям с ОВЗ[52].
Для многих инвалидов и людей с ограниченными возможностями в развитии адаптивная физическая культура является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира. Именно здесь, зачастую впервые в жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознавать счастье преодоления себя[55].
Адаптивная физическая культура как новая для России интегративная область образования, науки, культуры, социальной практики имеет большие перспективы. Это обусловлено неудовлетворительным состоянием здоровья населения нашей страны и невозможностью кардинального изменения ситуации без пересмотра всей политики государства, менталитета ее руководителей и широких слоев населения по отношению к физической культуре, в том числе адаптивной, здоровому образу жизни.
В системе образования адаптивная физическая культура должна занять важное место во всех видах и типах образовательных учреждений: дошкольных, школьных, начального, среднего и высшего профессионального, а также дополнительного образования.
Одно из ведущих мест принадлежит адаптивной физической культуре в системе специального (коррекционного) образования, где на ее основе может строиться учебно-воспитательный процесс, мероприятия, обеспечивающие социализацию детей с отклонениями в развитии[14].
Однако повсеместное внедрение адаптивной физической культуры в систему образования сдерживается недостаточным количеством специалистов-профессионалов. Поэтому в ближайшее время необходимо существенно увеличить количество учащихся, студентов и магистрантов, осваивающих образовательные программы по адаптивной физической культуре.
Огромны перспективы научно-исследовательской работы в области адаптивной физической культуры, объединяющей в себе такие области знаний, как физическая культура, медицина, коррекционная педагогика и большое количество других научных дисциплин.
Подводя итоги всему вышесказанному, анализируя пути развития адаптивной физической культуры инвалидов в государстве, можно выделить три этапа развития адаптивной физической культуры.
1- й этап - лечебная физическая культура и использование элементов спорта, отдельных видов его с 1920-1980гг.
2- й этап -1980-1991гг. развитие и становление физкультурно-спортивного движения в стране, создание клубов, секций по отдельным видам спорта, федераций; организация и проведение первых соревнований, начало исследований, признание обществом и государством необходимости решения этих проблем, начало подготовки специалистов, выход на международную арену.
3- й этап - с 1991 гг. - 2018гг. - развитие и совершенствование
образовательных, организационных, научно-методических, медицинских основ теории и методики адаптивной физической культуры во всем многообразии этого направления.
В нашей стране активно уделяется внимание спорту высших достижений среди людей с ограниченными возможностями, происходит ежегодное финансирование, как на федеральном, так и на региональном уровне. Созданы сборные команды России по различным видам спорта, которые принимают участие во всех крупных международных соревнованиях.
В настоящее время в мировом сообществе сложилось несколько направлений функционирования адаптивного спорта. Наибольшее распространение и признание мировой общественности получили три из них: паралимпийское, сурдолимпийское и специальное олимпийское. Расширились международные связи спортсменов-инвалидов. Отработаны и успешно применяются новейшие методики тренировок. В настоящее время создается и развивается отечественная школа по подготовке кадров в сфере физического воспитания и спортивной тренировки инвалидов. Выпущена серия учебных пособий для студентов и специалистов по адаптивной физической активности и реабилитологии.
Значительные позитивные перемены последних лет, в области спорта высших достижений и массового спорта среди людей с ограниченными возможностями здоровья, позволяют обоснованно рассчитывать на то, что с каждым годом все большее число людей будет вовлечено в спортивные движения стран, благодаря чему будущие поколения станут более здоровыми и успешными.
Человек, живущий на Земле, не имеет права бездействовать. Он должен всегда бороться, прежде всего, с самим собой и обстоятельствами, в которых он оказывается. Считается, что адаптивный спорт замечателен именно тем, что это накал страстей, борьбы, эмоций, где спортсмены стремятся опередить соперников, выиграть, во что бы ни стало. Спортсмены-паралимпийцы вместе с этим показывают всему миру, что они не смирились со своей судьбой, переломили ее и победили. Паралимпийцы - настоящие герои, потому что они помогают своим примером преодолевать некий барьер, который, к сожалению, еще не до конца искоренен из нашего общества по отношению к людям с ОВЗ[52].



