ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1.СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РСФСР: 1920-е-1991 гг.
1.1. Предпосылки возникновения и развития адаптивной физической
культуры в РСФСР 9
1.2. Развитие кадровой, материально-технической, научно-методической базы адаптивной физической культуры в РСФСР 21
1.3. Содержание, формы и методы работы в сфере адаптивной физической культуры в РСФСР 26
Выводы по первой главе 30
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: 1991-2018 гг.
2.1. Задачи, функции и направления развития адаптивной физической
культуры в Российской Федерации 32
2.2. Характеристика развития адаптивной физической культуры в
Белгородской области на современном этапе 35
2.3. Проблемы и перспективы развития адаптивной физической
культуры в Российской Федерации 44
Выводы по второй главе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Современный мир переживает сложный этап своего развития. Важнейшими на сегодняшний день в системе мер социальной защиты инвалидов становятся ее активные формы. Более эффективными средствами из них являются физическая реабилитация, а так же социальная адаптация физической культуры и спорта[12].
Физическая культура и спорт это важный фактор для реабилитации и социально-бытовой адаптации, как взрослого, так и ребенка, с ограниченными возможностями. Тем не менее, физический недуг приводит к нарушению функций организма в целом, снижает координацию движений, усложняет возможность социального контакта с окружающим миром. В данных ситуациях возникает чувство тревоги, теряется уверенность в себе, и возможно, чувство собственного достоинства. С другой стороны, энергичные физкультурно-оздоровительные и спортивные занятия помогают повысить уровень владения своим телом, восстанавливают психическое равновесие, возвращают состояние уверенности в себе, человек получает возможность новых навыков самообслуживания, в конце концов, вероятность возврата к активной человеческой жизни [16].
Привлечение лиц с физическими ограничениями к занятиям спортом — значит, во многом восстановить у них утраченный контакт с окружающим миром. Использование средств физической культуры и спорта является действенным и порой исключительным средством физической реабилитации и социальной адаптации этих людей.
В магистерской диссертации уделяется внимание развитию адаптивной физической культуры в России, в связи с тем, что отсутствие систематизированных данных не дает полную картину содержания и направленности проблем адаптивной физической культуры, поэтому тема считается достаточно актуальной. Образовалась важная потребность в анализе всего процесса становления и развития адаптивной физической культуры в России с 1920х- 1991гг.ХХ в. и до настоящего времени.
Изучение особенностей развития адаптивной физической культуры имеет большое значение для личностного становления и развития нашего современного общества, молодежи и детей. Формирование силы воли у лиц с ограниченными возможностями показывает огромный пример подрастающему поколению и нынешнему обществу преодоления себя, закалка, мотивация, форсирование жизненных неурядиц и трудностей [6].
Адаптивный спорт идет большими шагами вперед. Благодаря энтузиастам, педагогам в сфере адаптивной физической культуры постепенно осуществляется совершенствование и преобразования сфер жизнедеятельности адаптивной физической культуры и спорта.
Развитие спортивных занятий с целью ускорения динамики лечения инвалидов позволяют совершенствовать отрасли спортивной деятельности в сфере адаптивного спорта.
Адаптивная физическая культура предусматривает значительно более широкое привлечение средств и методов данного вида культуры, который является материалом, основой и базой социализации личности инвалида, его приспособлением к трудовой деятельности или переквалификации, самовыражения, саморазвития, приспособления к условиям жизни в современном городе, обществе в целом.
Период становления и развития адаптивной физической культуры следует разделить на 3 этапа:
1. 1920-1980гг.
2. 1980-1991гг.
3. 1991гг. ХХ - начало XXI века.
Не смотря на то, что с каждым годом происходит заметное увеличение и расширение сфер адаптивной физической культуры и спорта, изучению становления и развития адаптивной физической культуры в России до сих пор не уделялось достаточного внимания в научной литературе. В этой связи обнаруживается противоречие между возрастающими потребностями в исследованиях содержания и направленности развития адаптивной физической культуры в России и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической теории и практике.
Проблема исследования: каковы особенности содержания и направленности развития адаптивной физической культуры в России в период с 1920-х гг. XX века по 2018гг.
Цель исследования: раскрыть содержание и направленность развития адаптивной физической культуры в России на основе анализа статистических данных.
Объект исследования: история развития адаптивной физической культуры в России 1920-х гг. XX века -2018гг.
Предмет исследования: процесс развития адаптивной физической культуры в 1920-х гг. XX века -2018гг.
Для достижения цели исследования необходимо было последовательно решать следующие задачи:
1. Охарактеризовать исторические предпосылки и факторы развития адаптивной физической культуры в России.
2. Раскрыть сущность содержания и направленности развития адаптивной физической культуры РСФСР (1920-е-1991гг.)
3. Определить особенности развития адаптивной физической культуры в России на современном этапе 1991г.-2018гг.
4. Выявить позитивный опыт, проблемы и перспективы адаптивной физической культуры в РФ.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки рабочей гипотезы был использован комплекс методов исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования; обобщение; специфические методы истории педагогики: историографический, детерминантно-генетический и проблемно-генетический анализы и проблемы.
Источниковедческую базу исследования составили: отечественная литература по педагогике, физической культуре по исследуемой проблеме, педагогические издания по проблемам развития адаптивного спорта. В ходе исследования использован ряд изданий: «Комсомольская правда», «Вестник физической культуры», «Физическая культура и спорт».
Научная новизна: заключается в том, что в его целостном виде представлена история становления и развития адаптивной физической культуры в РСФСР и РФ: определены предпосылки, выявлены этапы и ведущие факторы развития в период с 1920 года и до настоящего времени. В научный оборот введены новые факты по содержанию и направленности развития адаптивной физической культуры в России в рассматриваемый период.
1. Охарактеризованы исторические предпосылки и факторы развития адаптивной физической культуры в России.
2. Раскрыта сущность содержания и направленности развития адаптивной физической культуры РСФСР (1920-е-1991гг.)
3. Определены особенности развития адаптивной физической культуры в России на современном этапе 1991г.-2018гг.
4. Выявлены позитивный опыт, проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры в РФ.
Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в следующем. Оно расширяет представление о содержании и направленности развития адаптивной физической культуры в России с 1920-х гг. XX века по 2018г.; устанавливает причинно - следственные связи, определяющие особенности, причины, этапы, противоречия и перспективы развития адаптивной физической культуры (АФК) в рассматриваемый период.
Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в его направленности на решение современных задач в сфере физической культуры и спорта с учетом историко-педагогического опыта в России; возможность использования полученных в диссертации выводов для совершенствования деятельности физкультурно-оздоровительных организаций. Помимо этого, они раскрывают подходы к более эффективной реализации научных знаний в сфере адаптивной физической культуры, посредством изучения исторических данных об этапах развития адаптивной физической культуры. Результаты исследования могут использоваться при решении задач Паралимпийского, Сурдолимпийского спорта, в учреждениях высшего образования. Другим направлением практического применения результатов исследования является их включение в содержание профессиональной подготовки специалистов по адаптивной физической культуре, тренеров.
Организация и этапы исследования. В исследовании относительно следует выделить три этапа, на каждом из которых совместно с его целевыми установками применялись многообразные методы.
На первом этапе (2016 - 2017 г.) был проведен анализ научной литературы, разрабатывалась теоретическая основа и программа исследования. На этом этапе проводился поиск, отбор и систематизация источников по содержанию и направленности развития адаптивной физической культуры в РСФСР и РФ, выборочно изучалась периодическая литература периода РСФСР и РФ. Это позволило установить острую нехватку знаний по содержанию и направленности развития адаптивной физической культуры в РСФСР и РФ, определить противоречие и сформулировать научный аппарат исследования (объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическую основу).
На втором этапе (2017 г.) завершалась систематизация накопленного материала, выполнялось его структурирование, детализировался научный аппарат исследования.
На третьем этапе (2017 - 2018 г.) проводилась систематизация
результатов исследования, качественный анализ полученных в ходе исследования данных, формулировка основных теоретических выводов. Заключительным звеном в исследовании стало текстовое оформление накопленного материала в виде магистерской диссертации.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные результаты работы отражались на конференциях: докладывались на: XXVI Международной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования» 28 февраля 2018года г. Москва на тему: «Зона особого внимания-дети инвалиды». В Институте развития образования (БелИРО)в апреле 2018года н<А международной научно-практической конференции «Формирование здорового образа жизни детей и подростков: традиции и инновации» на тему: «Становление и развитие адаптивной физической культуры 1930-1991гг.»
Структура и объем диссертации. Общий объем диссертации составляет 71 страницу машинописного текста. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений. Работа содержит 1 таблицу, 7 приложений, 57 источников литературы(из них 2 на иностранном языке).
Развитие адаптивной физической культуры обусловлено потребностью общества в оздоровлении нации и подготовке кадров для работы с людьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Объективными предпосылками является рост заболеваний, увеличение количества инвалидов всех групп и категорий, в том числе детей, рождающихся с патологией физического, умственного, сенсорного развития. Факторами, лимитирующими двигательную и социальную активность данной категории населения, являются заболевания или дефекты зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата и др., часто сопровождающиеся инвалидизацией, сопутствующими заболеваниями, вторичными отклонениями, вынужденным ограничением подвижности, снижением функциональных возможностей организма, нарушениями познавательной деятельности, сужением социальных и культурных связей, что требует комплексной реабилитации [53 ].
Для многих инвалидов и людей с ограниченными возможностями в развитии адаптивная физическая культура является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира. Именно здесь, зачастую впервые в жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознавать счастье преодоления себя[55].
Адаптивная физическая культура как новая для России интегративная область образования, науки, культуры, социальной практики имеет большие перспективы. Это обусловлено неудовлетворительным состоянием здоровья населения нашей страны и невозможностью кардинального изменения ситуации без пересмотра всей политики государства, менталитета ее руководителей и широких слоев населения по отношению к физической культуре, в том числе адаптивной, здоровому образу жизни.
В системе образования адаптивная физическая культура должна занять важное место во всех видах и типах образовательных учреждений: дошкольных, школьных, начального, среднего и высшего профессионального, а также дополнительного образования.
Одно из ведущих мест принадлежит адаптивной физической культуре в системе специального (коррекционного) образования, где на ее основе может строиться учебно-воспитательный процесс, мероприятия, обеспечивающие социализацию детей с отклонениями в развитии[14].
Однако повсеместное внедрение адаптивной физической культуры в систему образования сдерживается недостаточным количеством специалистов-профессионалов. Поэтому в ближайшее время необходимо существенно увеличить количество учащихся, студентов и магистрантов, осваивающих образовательные программы по адаптивной физической культуре.
Огромны перспективы научно-исследовательской работы в области адаптивной физической культуры, объединяющей в себе такие области знаний, как физическая культура, медицина, коррекционная педагогика и большое количество других научных дисциплин.
Подводя итоги всему вышесказанному, анализируя пути развития адаптивной физической культуры инвалидов в государстве, можно выделить три этапа развития адаптивной физической культуры.
1- й этап - лечебная физическая культура и использование элементов спорта, отдельных видов его с 1920-1980гг.
2- й этап -1980-1991гг. развитие и становление физкультурно-спортивного движения в стране, создание клубов, секций по отдельным видам спорта, федераций; организация и проведение первых соревнований, начало исследований, признание обществом и государством необходимости решения этих проблем, начало подготовки специалистов, выход на международную арену.
3- й этап - с 1991 гг. - 2018гг. - развитие и совершенствование
образовательных, организационных, научно-методических, медицинских основ теории и методики адаптивной физической культуры во всем многообразии этого направления.
В нашей стране активно уделяется внимание спорту высших достижений среди людей с ограниченными возможностями, происходит ежегодное финансирование, как на федеральном, так и на региональном уровне. Созданы сборные команды России по различным видам спорта, которые принимают участие во всех крупных международных соревнованиях.
В настоящее время в мировом сообществе сложилось несколько направлений функционирования адаптивного спорта. Наибольшее распространение и признание мировой общественности получили три из них: паралимпийское, сурдолимпийское и специальное олимпийское. Расширились международные связи спортсменов-инвалидов. Отработаны и успешно применяются новейшие методики тренировок. В настоящее время создается и развивается отечественная школа по подготовке кадров в сфере физического воспитания и спортивной тренировки инвалидов. Выпущена серия учебных пособий для студентов и специалистов по адаптивной физической активности и реабилитологии.
Значительные позитивные перемены последних лет, в области спорта высших достижений и массового спорта среди людей с ограниченными возможностями здоровья, позволяют обоснованно рассчитывать на то, что с каждым годом все большее число людей будет вовлечено в спортивные движения стран, благодаря чему будущие поколения станут более здоровыми и успешными.
Человек, живущий на Земле, не имеет права бездействовать. Он должен всегда бороться, прежде всего, с самим собой и обстоятельствами, в которых он оказывается. Считается, что адаптивный спорт замечателен именно тем, что это накал страстей, борьбы, эмоций, где спортсмены стремятся опередить соперников, выиграть, во что бы ни стало. Спортсмены-паралимпийцы вместе с этим показывают всему миру, что они не смирились со своей судьбой, переломили ее и победили. Паралимпийцы - настоящие герои, потому что они помогают своим примером преодолевать некий барьер, который, к сожалению, еще не до конца искоренен из нашего общества по отношению к людям с ОВЗ[52].
1. Аристова Л. В. Физкультурно -спортивные сооружения для инвалидов [Текст]: учебное пособие. - М.:Советский спорт, 2006. - 192 с.
2. Багов Р., Безруков М. Физическая культура и спорт как фактор социальной защиты населения: проблемы и перспективы формирования системы индивидуальной социальной защищенности [Текст]: М., 2013. - 38с.
3. Башкирова М.М. Физическая активность и спорт среди инвалидов: реальность и перспективы [Текст] / М.М. Башкирова // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 10. - с.16-18.
4. БегидовТ.П.. Основные аспекты адаптивной физической культуры[Текст]:учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп./ Т.П. Бегидова // М.: Физическая культура и спорт, 2013. -247 с.
5. Брезжунова В.Н. Социально-педагогическая реабилитация инвалидов по зрению средствами физического воспитания / В.Н. Брезжунова // Материалы научной конференции: - М.: ФОН, 2011. - 190 с.
6. Брискин Ю.А. Тенденции развития спорта инвалидов в системе Международного олимпийского движения [Текст]/ Ю.А. Брискин// Наука в олимпийском спорте. - 2013.- С. 23-30.
7. Визитей Н.Н, Курс лекций по истории спорта[Текст]: учеб.пособие. - М: Физическая культура, 2012. - 328 с.
8. Выдрин В. М. Физическая рекреация - вид физической культуры [Текст]/В. М. Выдрин //Теория и практика физической культуры. - 2004. - No3. -С. 23-29.
9. Голощапов Б.Р. История отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спорта[Текст]/ Б.Р. Голощапов// Учеб.пособие. - М., 2005.-112 с.
10. Гончарова О.В. Современные тенденции в состоянии здоровья детей в Российской Федерации [Текст] / О.В.Гончарова, Т.А.Соколовская// Вопросы статистики. -2014. -No2. -С.35-39.
11. Дмитриев В.С., Сахно А.В. Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов. [Текст] / Дмитриев В.С., Сахно А.В / Т I и II. - М.: МОГИФК, ВНИИФК, 2011. Т I. - 272 с. Т. II. - 292 с
12. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании [Текст]: учеб.пособие для дефектол. фак. высш. пед. учеб. заведений/ А. А. Дмитриев. - М.: Academia, 2002. - 176 с.
13. Деметер Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения: [Текст]: учеб. / Г.С. Деметер. - М. : Советский спорт, 2013.- 186с.
14. Дерябина Г.И. Коррекция двигательных нарушений средствами физической культуры у инвалидов 11 - 14 лет с детским церебральным параличом [Текст] / Г.И. Дерябина //-М.: 2006. - 154 с.
15. Докиш Ю.М. Применение элементов спорта в реабилитации больных и инвалидов. Тезисы III Всесоюзного съезда специалистов ЛФК в спортивной медицине. [Текст]/ Докиш Ю.М., Третьяков С.В., Ульрих Е.С.//Ростов-на-Дону, 2006.
16. Евсеев С.П. Адаптивный спорт[Текст]: учеб. пособие/ С.П Евсеев. - М.: Издательство "Советский Спорт", 2010. - 316 с.
17. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура[Текст]: учебное пособие / С. П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М.: Издательство Советский спорт,
2012. - 240 с.
18. Евсеева О.Э. Опыт Повышения квалификации специалистов по работе с инвалидами [Текст]: / О.Э. Евсеева// Лесгафт овец. - 2012. - No1 (1628). - С.3-4.
19. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы с инвалидами и другими маломобильными группами населения [Текст]: Учебное пособие / С.П. Евсеев и др. - М.: Советский спорт, 2014. - 298 с.
20. Евсеев С. П. Адаптивная физическая культура[Текст]: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2005. — 240 с.; /. Р. В Чудна. — К.: НУФВСУ, 2003. — 195 с.
21. Жиленкова В.П. Спорт инвалидов: становление и развитие [Текст]: //Спорт, туризм, здоровье, № 4-5 (6-7), 2012.
22. Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г., В.В. Чешихина. Комплексная реабилитация инвалидов [Текст]: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений: Под ред. Т.В. Зозули. М., 2009.
23. Иванов В.И. Проблемы организации обучения двигательным действиям детей-инвалидов [Текст]/ В.И. Иванов, О.Н. Степанов // Здоровый образ жизни и физическое воспитание студентов и слушателей: материалы научно-практической конференции / ИНЭП. - М., 2014.
24. Качаровская О.В. Теория и организация адаптивной физической культуры: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры [Текст]: / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева. -2-е изд., - М. : Советский спорт, 2005. - 296 с
25. Столбов В.В. История физической культуры и спорта [Текст] / В.В. Столбов //М.: Физкультура и спорт, 2010. - 359 с.
26. МатугФатхе Н.С., Пономарчук В. А. Физическая культура в системе обеспечения качества жизни лиц с ограниченными возможностями[Текст]/ Н.С. МатугФатхе, В.А. Пономарчук//Мир спорта, 2012. - № 1, С. 26 -32.
27. Махов А. С. Периоды становления и развития адаптивного спорта в России [Текст]: / А. С. Махов, О. Н. Степанова // Адаптивная физическая культура. - 2013. - № 2 (54). - С. 2-5.
28. Махов А. С. Адаптивный спорт в России и за рубежом: становление, организация, регулирование: монография[Текст]: / А. С. Махов.
- М.: РУДН, 2011. -196 с.
29. Межман И. Ф., Ухина Н. В. Актуальные вопросы адаптивной физической культуры [Текст]/И.Ф. Межман, Н.В. Ухина// Молодой ученый.
— 2015. — №18. — С. 427-429.
30. Мельникова Е. Удачи в Лондоне! белгородцы Юрий Носуленко и Татьяна Рябченко выступят на Паралимпиаде-2012[Текст]: / Е. Мельникова // Белгор. известия. -2012.-31 авг.
31. Мудрик В. История возникновения и развития международных спортивных организаций инвалидов [Текст]: / В. Мудрик// Наука в олимпийском спорте. - 2006. - No1. - С. 45-49.
32. Никифорова О. Н. Влияние адаптивного спорта на социальную интеграцию и адаптацию людей с ограниченными возможностями [Текст]: / О. Н. Никифорова, Д. Е. Никифоров // Физическая культура, спорт - наука и практика. - № 2. - 2015. - С. 70-75.
33. Нечаева Н.В., Сыромолотов Ю.С. Физкультура и спорт для инвалидов [Текст]: // Теория и практика физической культуры. - 1988. - № 11. - с. 17-21.
34. Носуленко Ю.Золотой и дважды серебряный [Текст]: // Московский комсомолец в Белгороде. -2009. -16. -23 дек. - С. 21.
35. Нашипаралимпийцы в Лондоне [Текст]:// Аргументы и факты.
Белгород. -2012. -No 36 (сент.). - С. 2.
36. Очерки по истории физической культуры [Текст]: -М.:
Физкультура и спорт, 2009. - 208 с.
37. Потрясаев В.Н. Управление процессами повышения качества жизни населения в муниципальном образовании[Текст]: Монография. Белгород: Белгородское книжное издательство, 2007. - 350 с.
38. Попов С.Н.. Лечебная физическая культура[Текст]: Учеб.для студ. высш. учеб. Заведений / С.Н. Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасева и др.; Под ред. С.Н. Попова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 416 с.
39. Рубцова Н. О. К проблеме формирования инфраструктуры системы физической культуры и спорта для инвалидов [Текст] / Н.О. Рубцова //Теория и практика физической культуры. 2012. № 1.
40. Самыличев А. С., Реутов О. В., Олейник В. М.«Урок здоровья» в специальной коррекционной школе /А.С. Самыличев, О.В. Реутов, В.М. Олейник // Адаптивная физическая культура, 2009, No 2. - С. 36 37.
41. Сахно А. В. Здоровье и здоровый образ жизни инвалидов России в условиях рыночной экономики [Текст]/ А.В. Сахно // Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов. Т. 1. Малаховка: 2015. - С. 27-42.
42. Сунагатова Л. В. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов [Текст]/ Л.В. Сунагатова// Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 603-607.
43. Столяров В. И. Спорт и культура: методологический и
теоретический аспекты проблемы [Текст]/ В.И. Столяров // Спорт, духовные ценности, культура. 2010.-с. 84-209.
44. Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года[Электронный ресурс]// Сайт Министерства спорта Российской Федерации.иВТ:Ь11р://^^^.ш1пдрог1.доу.ги/босишеп1з/ш1п1з1гуогбегз/1830/?дрhrase id=28057(дата обращения 8.10.2017).
45. Танюхина Е. М., Свинцов А. А., Поляков Т. В. Распространенность, причины инвалидности и социальная реабилитация людей-инвалидов [Текст]/ Е.М. Танюхина, А.А. Свинцов, Т.В. Поляков // Актуальные вопросы реабилитации людей-инвалидов СПб.: 2004. - с. 5.
46. Финогенова, Н.Ю. Мельникова[Текст]: - М.: Физкультура и спорт,2013.- 424 с.
47. Филатов В., Добровольский В., Сильвестрова М., Спорт - инвалидам [Текст]//Социальное обеспечение № 2. М., 2014.
48. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами [Текст]: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Дашков и К, 2014. - 236 с.
49. Хомутов Г. А. Адаптивная физическая культура в
профессиональной подготовке студентов высшего учебного
заведения [Текст]// Автореф. дис. канд. пед. наук.-СПб.: 1999.-22 с.
50. Царик А.В. Физическая реабилитация и спорт инвалидов: нормативно-правовые документы, механизмы реализации, практический опыт, рекомендации [Текст]/ М.: Советский спорт, 2003. - 576 с.
51. Чешихина В.В. Исследование основных проблем подготовки спортсменов с ограниченными возможностями [Текст]: / В.В. Чешихина, В.В. Селезнев, В.А. Чешихин // Теория и практика физической культуры.-ЫоЗ. -2015.-С. 70-74.
52. Шапкова Л. В. Характеристика субъекта
педагогической деятельности в адаптивной физической культуре [Текст]: / Л. В. Шапкова // Адаптивная физическая культура. — 2002. — № 1. — с. 16-20.
53. Шапкова Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры [Текст]: Учебное пособие/ Л.В. Шапкова// М.: Советский спорт,2004. 464с.
54. Шестопалов Е. В. Физические упражнения как часть процесса адаптации инвалида-спинальника после травмы. [Текст]/ Е.В. Шестопалов // Теория и практика физической культуры. 2012. № 9.
55. Юшкина Т. «Я никогда не буду инвалидом» [Текст] / Т.Юшкина// Социальное обеспечение. 2013. № 3.
56. Health Behaviour among Latvian Adult
Рори1айоп[Текст]/В.Сг1пЬегда1,1.Р^и1е1, B.Velika1, I.Gavare1, A.Villerusa // RigasStradinauniversitate. -Riga, 2015. -224 p.
57. Craft L. L., Perna F. M. The Benefils of exercise for the Clinically Depressed. Prim Care Companion.[Текст]: J Clin Psychiatry, 2004; 6 (3), p. 104 -
111.