Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Г. ВЛАДИВОСТОКА 1880-1917 ГОДОВ (на примере коллекций ПГОМ имени В. К. Арсеньева)

Работа №74380

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы101
Год сдачи2018
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
412
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни населения Владивостока в 1880 - 1917 годы 16
1.1. История формирования городского сообщества и специфика развития
социально-культурной сферы г. Владивостока до 1917 года 16
1.2. Влияние межкультурных коммуникаций на вкусы жителей города в
области прикладного искусства 29
1.3. Особенности формирования рынка декоративно-прикладных
предметов в г. Владивостоке с 1880 по 1917 год 37
ГЛАВА 2. Предметы декоративно-прикладного искусства из фондовых коллекций ПГОМ как часть истории повседневной городской эстетики и религиозной культуры 50
2.1. Культовые предметы как отражение поликонфессиональной истории
города 50
2.2. Специфика художественных предпочтений жителей Владивостока в
области декора интерьеров 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 83
ПРИЛОЖЕНИЕ А 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Актуальность темы исследования обусловлена стремительной урбанизацией современного мира, сегодня особо популярны исследования городских сообществ, их истории и культуры. Если в ХХ веке научный интерес лежал в сфере экономики, то сегодня особое внимания уделяется демографическим проблемам, межкультурным коммуникациям, процессам формирования культурного поля, в том числе и за счёт развития профессионального и любительского искусства. Ю.Б. Борев говорил, что искусство - это « форма освоения мира по законам красоты. Оно эстетически содержательно и несёт в себе художественную концепцию мира и личности» [12, с.20]. В современных реалиях именно декоративно-прикладное творчество является тем рубежом, который соединяет повседневность с искусством.
Декоративно-прикладными считаются объекты искусства, имеющие помимо эстетического ещё и практическое значение, в сферу данного исследования вошли только предметы городской бытовой культуры, и предметы культа, являющиеся образцами художественного творчества, которые украшали повседневную жизнь жителей г. Владивостока в период с 1880 по1917 годы.
В последнее время наблюдается рост интереса к декоративно-прикладному искусству и его истории. Популярность прикладного творчества является ответом на стремительное вторжение цифровых технологий во все сферы жизни человека, в том числе и в область культуры. Виртуальными становятся не только технологии, но и произведения профессионального искусства, поэтому ответной реакцией социума становится создание материальных объектов в области художественного творчества, растёт количество различных сообществ, специализирующихся на создании предметов прикладного искусства и художественного ремесла.
Можно провести аналогию с процессами, протекавшими во второй половине XIX- начале ХХ веков, когда в ответ индустриализацию, внедрение машинных технологий в сферы художественного производства, возникла мода на изделия прикладного искусства, зародилось движение «Искусство и ремёсла», ставшее интернациональным явлением. В России идеи эстетизации быта поддержали члены Абрамцевского кружка и участники творческого объединения «Мир искусства» [54]. Вторым направлением данного феномена стало привлечение в сферу производства предметов быта художников, зарождение промышленного дизайна. В этой связи интересно было проследить, как отразились модные веянья на восточной окраине России, смогло ли молодое городское сообщество Владивостока сформировать социальный запрос на произведения прикладного искусства.
В современном Владивостоке имеется сообщество художников прикладного искусства, в городе продолжают работать фарфористы, перешедшие к индивидуальному творчеству после ликвидации крупнейшего в регионе фарфорового завода, действует предприятие по производству декоративно-прикладных изделий - ювелирный завод «Роскошь», Дальневосточный Государственный федеральный университет готовит специалистов в области декоративно-прикладного искусства. Сегодняшнее состояние декоративно-прикладного искусства в городе делает заметным пробел в исследовании истории развития данного культурного феномена.
Изучение исторических, экономических и социальных процессов, приведших к созданию условий, необходимых для развития декоративно-прикладного искусства в г. Владивостоке в период до 1917 года, несомненно, представляет интерес для сегодняшних исследователей. Владивосток периода 1880- 1917 годов был важнейшим торговым центром региона, где концентрировались средства и потоки товаров, благодаря выгодному геополитическому положению. Город являлся лидером экономического и культурного развития региона. Рынок Владивостока привлекал не только товары первой необходимости, но и предметы роскоши со всех сторон света: Европы, Америки, России и, конечно же, из соседних азиатских стран: Японии и Китая. Трансграничное положение Владивостока создало то уникальное культурное поле, которое отразилось на всех сферах городской жизни, в том числе и в области культуры и искусства.
Историография темы обусловлена междисциплинарной проблематикой исследования, необходимостью анализа экономической и демографической ситуации в городе, которая привела к формированию социального запроса на предметы декоративно-прикладного искусства. Для понимания области исследования необходимо задействовать материалы по истории и теории декоративно-прикладного искусства в стране и в мире. Надо сказать, что проблемы декоративного искусства волновали художественную общественность и в изучаемый нами период. В начале ХХ века, очень популярны были статьи, посвящённые проблемам прикладного искусства в России. Так, И. Э. Грабарь в журнале «Мир искусства» в 1902 году. напечатал статью «Несколько мыслей о прикладном искусстве», посвящённую художественному уровню работ творческих ремесленных мастерских того времени. Современное искусствознание разрабатывает теоретические и методологические проблемы декоративно-прикладного творчества как самостоятельного вида, и как составной части общей сферы искусства. Г. Ю. Стернин, начиная с 1970-х годов, занимался вопросами бытования прикладного и изобразительного искусства на рубеже XIX-XX веке, изучал проблему межнациональных связей отечественного искусства, в процессе работы он предложил понятие «художественной жизни»[76]. В. Д. Сарабьянов подробно описал роль декоративно-прикладного искусства в становлении и развитии последнего большого стиля XIX века - модерна, доказал художественную самодостаточность прикладного творчества [71,72]. Е. И. Кириченко изучила в своих трудах проблемы разработки теории национального стиля в русском искусстве, вопросы семантики архитектуры, принципы организации художественной среды [25, 26]. Большой обобщающий труд Ж.М. Леньо, посвящённый стилю модерн, изучил вклад художников в разработку стилистики и дизайна произведений декоративно - прикладного искусства, рассмотрел основные виды художественных ремёсел, популярных на рубеже XIX - XX веков, изучил творчество отдельных художников, внёсших наибольший вклад в развитие стиля и технологий [37]. Л. В. Миненко в своей кандидатской диссертации «Историческая динамика и трансформация декоративно-прикладного искусства России в современных условиях: XVIII- XX вв.» попыталась проследить динамику развития прикладного искусства, но в работе под декоративно-прикладным искусством подразумеваются лишь народные художественные промыслы [41].
Следующей группой исследований, являются труды коллекционеров, искусствоведов, музейных работников, изучавших отдельные виды европейского, азиатского и российского декоративно-прикладного искусства. Совместный труд авторского коллектива отдела Драгоценных металлов Государственного Исторического музея Постниковой-Лосевой М.М. Платоновой Н.Г., Ульяновой Б.Л. «Золотое и серебряное дело XV-XX вв. Территория СССР», это одна из важнейших работ отечественного искусствоведения по истории художественного металла в стране, авторы проделали огромную работу по систематизации пробирных и именных клейм отечественных ювелирных изделий. Альбом «Русская эмаль XII - начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа» составленный авторским коллективом в составе Н.В. Калязиной, Г.Н. Комеловой, Н.Д. Косточкиной, О.Г. Костюк, К.А. Орловой, подвёл итог многолетней работе по систематизации коллекции. Исследование В. Г. Белозёровой «Традиционная китайская мебель» исследует генезис китайского мебельного производства [64, 70, 9]. Изучение различных видов декоративно-прикладного искусства невозможно без обращения к отечественным и зарубежным музейным коллекциям, где хранятся лучшие образцы произведений мастеров прикладного творчества. Каталогизация коллекций один из старейших видов искусствоведческого исследования. В течение XIX - ХХ века регулярно выпускались монографические альбомы, каталоги выставок или коллекций зарубежных и российских музеев. Первый каталог, созданный в музее Общества изучения Амурского края В. Е. Глуздовским в 1907 году, является важным источником по составу первых коллекций ПГОМ, из каталожного списка видно, что основная масса предметов декоративно-прикладного искусства попала в фонды музея в советский период. Современное искусствознание невозможно представить без описаний коллекций, исследователи и в XXI веке продолжают работу по систематизации музейных и частных собраний, например, каталог «Русский фарфор. 250 лет истории», выпущенный под редакций В.Л. Андреева, каталоги, подготовленные М. А. Неглинской «Китайские перегородчатые эмали XV- первой трети XX века. Собрание Государственного музея Востока» и С. Я. Коварской «Произведения московской ювелирной фирмы Хлебникова», работа авторского коллектива сотрудников Музеев Московского кремля В. Л. Журавлёвой, И. Д. Костиной, Т.Н. Мунтян «Искусство русских ювелиров», каталог «Русское серебро. Конец XIX - начало XX вв», альбом «Искусство Китая», каталог коллекций Корейского этнографического музея «The Collection of the National Folk Museum of Korea» [69,44, 45, 29, 16, 20, 67, 88].
Сегодня становится популярной такое направление в исследовательской работе, как изучение истории становления искусства интерьеров, представляющих собой симбиоз архитектуры и прикладных искусств, к ней обращаются как зарубежные авторы, так и российские исследователи: Ч. Мака-Коркодейл, Т. В. Ковалёва. А. Л. Усанова [38, 30, 80].
Проблема эстетизации быта, создания интерьерной среды тесно связана с историей социального устройства городского сообщества. Данной проблеме посвящены труды Н. А. Миненко, Е. Ю. Апкаримова, С. В. Голикова, Т.З. Поздняк, Е. А. Поправко, П. А. Щербины изучающие как региональные вопросы, так и общероссийские проблемы. Обобщающим трудов в данной сфере является книга Л. В. Кошман «Город и городская жизнь в России XIX столетия: социальные и культурные аспекты» [40, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 33, 86].
Важной группой исследований являются работы по истории региона и города, без которых невозможно проследить процесс формирования городского сообщества, вычленить социальные группы, являвшиеся производителями или потребителями предметов декоративно - прикладного искусства. Кроме экономических предпосылок в городе должна была сложиться культурная среда, появиться социальный заказ на предметы прикладного творчества. Самой известной работой по истории города, написанной до 1917 г, является книга Н.П. Матвеева «Краткий исторический очерк г. Владивостока». Этот труд был подготовлен к 50-летию г. Владивостока, в исследовании подробно рассмотрена хроника роста города до 1910 г. Как участник и очевидец многих событий, публицист Н. П. Матвеев очень эмоционально описал подробности общественной и культурной жизни города того периода, но книга и по сей день остаётся одним из наиболее интересных источников по истории г. Владивостока. Очень серьёзный и подробный обзор экономической жизни региона дан в книге А. П. Сильницкого «Культурное влияние Уссурийской железной дороги на Южно-Уссурийский край» . Автор кроме экономики, рассматривает социальные и культурные аспекты освоения региона, но, к сожалению, непосредственно о городе Владивостоке в книге информации недостаточно. В современной историографии различные стороны экономического и социального развития региона исследовались в трудах А. И. Крушанова, О. А. Устюгова, А. И. Алексеева, Е. Б. Бакшеева, Л. И. Галямовой, О. И. Сергеева, С. И. Лазарева и т.д. [34, 81, 1, 2, 8, 13, 73, 43]
Среди исследований посвящённых истории городского населения Дальнего Востока в конце XIX - начале XX веков особняком стоят работы посвящённые религиозной и культурной жизни, например в трудах С. М. Дударёнок и М. Б. Сердюк, рассматриваются конфессиональные проблемы российского Дальнего Востока в конце XIX - XX веке [74,75].
Историю культурной сферы и искусства и можно проследить в работах В. А. Обертаса, О. Г. Обертас, Ю. В. Охотниковой, И. И. Крыловской, А. М. Чугунова, Г. А. Андриец, В. А. Королёвой [47, 48, 50, 27, 5, 6, 30]. К наиболее значимым трудам, исследующим историю культурной жизни региона и искусства относятся книга В.И. Кандыбы «История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока (1858 - 1938)» и групповая монография Института Истории археологии и этнографии «История культуры Дальнего Востока России (XIX в. - 1917 г.)» [23, 83].
Но вне поля изучения авторов остался такой интересный аспект городской культуры, как декоративно-прикладное искусство. История декоративно-прикладного искусства юга Дальнего Востока второй половины XIX - начала XX века до настоящего времени исследовались, в основном, в области этнографии коренных народов региона и крестьян-переселенцев. Работы Н. В. Кочешкова, В. В. Подмаскина, Л. Е. Фетисовой [32, 57, 84]посвящены искусству коренных малочисленных народов Приморского края, новопоселенцев, и межэтническому взаимодействию аборигенных народов и колонистов с точки зрения народной культуры. Прикладные виды творчества рассматривались только в рамках сегодняшнего дня, исторические процессы в области декоративно-прикладного искусства Владивостока в XIX - начале XX вв. остаются малоизученной проблемой регионального искусствоведения.
Объектом исследования является собрание предметов декоративно-прикладного искусства из фондовых коллекций «Металл», «Керамика, кость, фарфор» и «Дерево» Приморского государственного объединённого музея имени В.К. Арсеньева.
Декоративно-прикладное искусство - особая часть городской культурной жизни, являющаяся проявлением эстетической деятельности, тесно связанной с экономикой, архитектурой, демографией, производственной и торговой сферами. Устроенный быт позволяет удовлетворить потребность в эстетическом наполнении предметного окружения человека.
Для настоящего исследования были выбраны следующие виды декоративно-прикладного искусства: художественный металл, мебель и изделия из керамики и фарфора, как наиболее массовые и показательные для темы исследования.
Предмет исследования - особенности использования и функционирования предметов декоративно-прикладного искусства в условиях полинационального городского сообщества Владивостока.
Хронологические рамки исследования охватывают период от 1880 до 1917 года. Первая дата была определена тем, что в 1880 году порту Владивосток был присвоен статус города. К данному периоду Владивосток уже имел инфраструктуру, сложившиеся экономические отношения и состав населения, позволявшие молодому городу утвердиться в новом качестве. Вторая дата связана с политической историей России, начавшиеся в 1917 году революционные трансформации, привели к экономическим и социально-культурным изменениям на всей территории страны, в том числе и во Владивостоке.
Цель исследования - выяснить степень значимости декоративно-прикладного искусства и, в частности, предметов художественного ремесла, как показателя уровня и качества повседневной жизни населения Владивостока в 1880- 1917 годах.
Задачи исследования
- По архивным, фондовым и музейным документам проследить историю формирования социально-культурной структуры городского сообщества Владивостока с 1880 по 1917 год;
- выяснить масштабы воздействия межкультурных контактов на формирование художественно-декоративных вкусов жителей Владивостока в 1880-1917 годах;
- для изучения способов поступления предметов декоративно- прикладного искусства в г. Владивосток, изучить особенности формирования рынка художественных изделий в г. Владивостоке с 1880 по 1917 год;
- выяснить значимость культовых предметов поликонфессионального городского сообщества в процессе его стабилизации и культурной самоидентификации;
- на примере предметов декоративно-прикладного искусства из коллекций Приморского государственного объединённого музея выявить детерминанты вкусовых предпочтений горожан в области декора интерьеров.
В основе методологии исследования лежит комплексный подход в виду функционального многообразия предмета изучения и необходимости его изучения с помощью методов различных гуманитарных наук. В работе над диссертацией использован комплексный подход, опирающийся на общенаучные и профессиональные методы исследования: исторический, сравнительный анализ, метод описания и стилистический анализ.
Исторический метод, позволяет проследить этапы формирования, как самого города, так и его социальной структуры, определяющей вкусы и склонности горожан в области формирования культурного поля, потребности в художественном оформлении среды обитания.
Историко-сравнительный и историко-генетический методы дают возможность выявить специфические черты пограничного городского быта порта Владивосток в его развитии и временной трансформации. В современной его интерпретации метод получил развитие в работах Д.В. Сарабьянова и Е.И. Кириченко [25, 26, 71, 72], исследования данных
историков и теоретиков искусства можно считать основополагающими в концептуальном плане для данного исследования.
Источниковедческие методы, связанные с поиском, выявлением и анализом материалов исследования, позволяют составить более полную картину жизни Владивосток до 1917 г.
Методы описания и анализа памятников искусства необходимы для эффективной работы с предметами декоративно-прикладного творчества в коллекциях ПГОМ и позволяют сделать аргументированные выводы по теме исследования. Стилистический анализ является обязательной составляющей исследования предметов декоративно-прикладного искусства.
Источниковой базой исследования стали архивные и музейные материалы, всего был привлечён 51 источник: документы Российского государственного исторического архива Дальнего Востока (РГИА ДВ), фонды № 1 и № 28, содержащие переписку Владивостокского Военного Губернатора и Протоколы заседаний комиссий городской Думы, «Обзоры Приморской и Приамурской области, приложение к Всеподданнейшим отчётам генерал-губернатора» за 1891, 1901, 1902, 1909, 1911, 1914 годы, «Памятные книжки и адрес календари Приморской области» за 1895, 1911, 1915 годы, Энциклопедическое издание Главного управления землеустройства за 1914 год «Азиатская Россия. Том 1: Люди и порядки за Уралом», и исследование А. П. Сильницкого «Культурное влияние Уссурийской железной дороги на Южно-Уссурийский край» изданное в 1901 году. Все эти документы и издания позволяют проследить развитие производственных мощностей в городе, статистику роста населения и изменения его состава.
Важным источником информации о торговых предприятиях города и ассортименте их товаров являются рекламные объявления, размещённые в печатных изданиях конца XIX - начала ХХ веков, издававшихся во Владивостоке, это годовые подшивки газет издававшихся во Владивостоке «Дальний Восток», «Далёкая окраина», «Владивосток» за 1893, 1900, 1902, 1907, 1911 годы.
Привлекались для работы в качестве источников по истории повседневной жизни города мемуары и переписка горожан, сохранившие информацию об индивидуальных вкусовых пристрастиях, о восприятии тех или иных аспектов городской жизни. Э.Л. Прей, О. Линдгольма, Ёнэко Тоидзуми - представители разных этнических и социальных групп, но все они оставили после себя письменные свидетельства, позволяющие сделать результаты исследования более полными.
На защиту выносятся следующие положения:
- Предметы декоративно-прикладного искусства их коллекций ПГОМ, бытовавшие в г. Владивостоке с конца XIX - начала ХХ века, свидетельствует о европейском направлении развития городской культуры.
- Обилие межнациональных контактов обусловило этническое многообразие предметов декоративно-прикладного искусства в городском быту.
-Трансграничное положение порта Владивосток обусловило специфику рынка декоративно-прикладного искусства.
- Самоидентификации различных этнических групп населения г. Владивостока отражалась как на подборе предметов культа, так и на художественных изделиях, украшавших быт горожан.
Научная новизна исследования:
- дано обоснование важности воздействия межкультурных контактов в формировании вкусовых предпочтений горожан в области предметов быта и интерьера.
- изучены особенности формирования рынка декоративно-прикладного искусства во Владивостоке в 1880 - 1917 гг.
- введены в научный оборот материалы периодических изданий г. Владивостока с 1893 по 1911, хранящиеся в коллекции «Редкая книга» ПГОМ имени В. К. Арсеньева, и архивные материалы РГИА ДВ, фондовые дела № 28 и № 1, позволяющие проследить историю развития художественных ремёсел в городе, и развитие торговой сети предметов декоративно-прикладного искусства. Всего изучено 66 источников.
- Даны описания 379 предметов декоративно-прикладного искусства из фондовых коллекций «Дерево», «Металл», «Фарфор» ПГОМ имени В.К. Арсеньева, проведён стилистический анализ наиболее ярких предметов историко-бытовых коллекций.
- введены в научный оборот предметы декоративно-прикладного искусства из коллекций «Дерево», «Металл», «Керамика, кость, фарфор» ПГОМ имени В. К. Арсеньева.
- систематизированы сведения о торговых заведениях и мастерских по изготовлению предметов декоративно-прикладного искусства в г. Владивостоке с 1880 по 1917 гг.
Материалами исследования стали подлинные предметы из фондов Приморского государственного объединённого музея имени В. К. Арсеньева (ПГОМ), всего процессе работы над диссертацией было задействовано 379 предметов. Кроме того, для исследования привлекались 4 личных архива, хранящихся в коллекции изобразительных источников музея: 2 альбома из фонда Э. Л. Прей, которые сохранили интерьеры домов Ч. Смита и О. Линдгольма, и фотографии из семейных архивов М. В. Сибирцевой и В. А. Римского-Корсакова. Дополнительными материалами, при изучении эстетических пристрастий жителей города, стали мемуары и письма Э. Л. Прей, О. Линдгольма, Ё. Тоидзуми.
Практическая значимость настоящей работы состоит в том, что она позволит дополнить разделы по истории художественной культуры Дальнего Востока. Результаты исследования могут быть использованы в учебных курсах «История искусства и культуры Приморской области во второй половине XIX- начале XX веков», и «История художественной культуры г. Владивостока во второй половине XIX- начале XX веков».
Работа предоставит возможность ввести в научный оборот произведения прикладного искусства, хранящиеся в коллекциях Приморского краевого музея. Исследование может служить источником для историков и искусствоведов, художников-прикладников и преподавателей специализированных учебных заведений, готовящих дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства. Кроме того исследование может стать базой для подготовки новых музейных выставочных проектов.
Апробация результатов исследования прошла на следующих конференциях:
- XXII научной конференции с международным участием «Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток - Запад», проходившей 14.12.2016 на базе Дальневосточного государственного института искусств;
- научно-практической музейной конференции «Арсеньевские чтения», посвящённой 145-летию со дня рождения Владимира Клавдиевича Арсеньева, проходившей 29-30 сентября 2017 года во Владивостоке на базе Приморского государственного музея имени В.К. Арсеньева;
- научно-практической конференции с международным участием, посвящённой 85-летию театра им. М. Горького, «Проблематика и актуальность искусства в условиях мультикультурного общества», проводившейся 25. 10. 2017 театром им. М. Горького;
- XXIII научной конференции «Культура Дальнего Востока России и стран
АТР: Восток - Запад», посвящённой 55-летию Дальневосточного
государственного института искусств, работавшей 22.11.2017.
Исследуемая тема получила визуальное представление в выставочных проектах ПГОМ имени В.К. Арсеньева
- «Из интерьеров старинных домов Владивостока», экспонировавшемся с 17.05.2016 по 15.05. 2017,
- «Эмали России, Европы и стран Азии», действовавшем с 14.09.2016 по 24.10. 2016
По теме исследования опубликованы статьи в научных сборниках:
1. Панкратьева Н.А. Предметы декоративно-прикладного искусства из металла в коллекции Приморского государственного объединённого музея имени В.К. Арсеньева как часть культурного наследия региона// Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток - Запад. Вып. 22. Материалы XXII научной конференции с международным участием. Владивосток: Дальнаука, 2017. С. 252-255.
2. Панкратьева Н.А. Мультикультурные процессы в Приморской области
на рубеже XIX - XX вв. (на примере предметов декоративно-прикладного искусства из коллекции Приморского государственного объединённого музея имени В. К. Арсеньева)// Проблематика и актуальность искусства в условиях мультикультурного общества: материалы научно-практической конференции, посвящённой 85-летию театра им. М. Горького/ под ред. Н.В. Шульгиной - Владивосток: Мор. Гос. Ун-т, 2017. С. 172 - 176.
3. Панкратьева Н.А. Предметы христианского культа в коллекции
Приморского государственного объединённого музея: к истории православной конфессии во Владивостоке// Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток - Запад. Вып. 23. Материалы XXIII научной конференции с международным участием. Владивосток: Дальнаука, 2017. С. 55-60.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и двух приложений, содержащих таблицу, с перечнем торговых заведений и мастерских предметов декоративно-прикладного искусства в г. Владивостоке, и иллюстрации к тексту.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


К 1917 году политические, экономические и социокультурные процессы превратили военный пост Владивосток, расположенный на самом краю Российской империи, в энергичный портовый город с полинациональной культурой.
Одной из отличительных особенностей Владивостока 1880-1917 годов стал специфический состав населения, предопределённый экономическими и политическими процессами в регионе. Владивосток был крупнейшим военным портом России на Тихом океане, и мощнейшей крепостью, строительство которой продолжалось в 1880-1917 годы, поэтому закономерно, что в отдельные периоды военные составляли до половины населения города, и их вкусы и эстетические предпочтения в области культуры и искусства
Специализация города, как международного транспортного и торгового узла, определила полинациональный состав населения в исследуемый период. Различные слои городского общества были представлены экспатами и иммигрантами. Большая часть предпринимателей города имели иностранное гражданство, что объяснялось достаточно длительным периодом сохранения во Владивостоке режима порто - франко. Основным контингентом в сфере строительства и обслуживания во Владивостоке были жители сопредельных государств, в 1914 г. они составляли 40,5% от всего населения. Самая многочисленная среди иностранцев, китайская диаспора отличалась сильным гендерным перекосом, именно поэтому в 1914 году процент женского населения во Владивостоке не достигал и 30%. Столь специфический социальный, национальный и гендерный состав населения делал Владивосток мультикультурным социумом, весьма отличающимся от городов центральных регионов Российской империи.
В результате исследования были сделаны следующие выводы. Азиатские национальные диаспоры жили замкнутыми группами и сохраняли традиционные формы быта, импортированные ими из родных стран, это касалось всех сторон жизни, в том числе и предметов художественного ремесла.
Европейская часть населения была более открыта для контактов и расселена по территории города она была более свободно. Данная группа составляла очень незначительную часть от общего количества жителей, однако она являлось наиболее обеспеченным слоем владивостокского общества, и имела значительное влияние не только в экономической, но и в социально-культурной сфере. Влияние европейцев на вкусы горожан в области искусства, в том числе декоративно прикладного, было несомненным. Со своей стороны, представители европейской диаспоры охотно знакомились с новыми культурами и привносили в свой быт предметы азиатского искусства.
Большая часть населения Владивостока была представлена русскими подданными, и в первую очередь военнослужащими. Их роль в формировании культурного поля региона и города изучена многими исследователями. Офицеры внесли значительный вклад в развитие изобразительного и музыкального искусства г. Владивостока. Но в области декоративных ремёсел, зачастую нацеленных на украшение бытовой среды, ситуация была несколько иной. Как правило, военнослужащие не имели возможности много сил и времени отдавать благоустройству и украшению своего быта. Данная сфера деятельности среди военных была доступна чинам достаточно высокого ранга, как, впрочем, и среди гражданского населения с соответствующим достатком, т.к. приобретение предметов прикладного искусства требовало серьёзных финансовых затрат.
Другая часть городского населения, это, как правило, это русские поданные, представители мещанского сословия, мелкие служащие, интеллигенция, ремесленники, которые представляли менее состоятельные слои населения, но которые имели возможность использовать прикладные искусства в декорации своего быта, за счёт более дешёвых покупных изделий и за счёт произведений любительского творчества. Здесь традиционно важна была роль женской части населения, но именно эта категории горожан была недостаточно многочисленной во Владивостоке в конце XIX - начале ХХ века. А вот мужчины, мастера прикладного искусства, были представлены в городе достаточно весомо. В основном потребителями предметов декоративно-прикладного искусства были представители городской субкультуры, тяготеющей к европейскому искусству и европейской эстетике, вне зависимости от своего материального положения. Россияне в контексте Владивостока являлись представителями европейского искусства в русской трактовке, как и представители европейской диаспоры, они проявляли интерес к азиатской экзотике в области декоративно-прикладного искусства и с удовольствием интегрировали его в свой интерьер.
Можно говорить, что анализ предметов декоративно-прикладного искусства из коллекций ПГОМ имени В.К. Арсеньева, выявил влияние трансграничного положения Владивостока и, как следствие, полинационального состава населения в 1880 -1917 году, на художественные вкусы русской и европейской диаспоры. В домах самого различного социального, материального и культурного уровня присутствовали предметы прикладного искусства сопредельных стран. Но основная масса художественных изделий была представлена российскими или европейскими изделиями, образцы азиатского декоративно-прикладного искусства были отдельными экзотическими предметами, призванными внести элемент экзотики в европейский интерьер и тем самым обозначить специфику места проживания владельцев дома.
В начале ХХ века во Владивостоке начинает формироваться рынок предметов декоративно-прикладного искусства во всей полноте своего спектра, как по видам ремёсел, так и по уровням воспроизводства. В городе образовалась достаточно обширная сеть магазинов, предлагающих предметы декоративно-прикладного искусства. Городские предприятия торговли могли обеспечить доставку или предложить достаточный ассортимент изделий из стекла, фарфора, бронзы, драгоценных металлов, дерева и экзотических материалов - произведений ведущих центров декоративно-прикладного искусства России, Европы и Азии. Однако цены на приводные изделия были значительно выше, чем в метрополии, или на родине их происхождения, и это при том, что предметы прикладного искусства и сами по себе были дорогом товаром.
В ответ городское сообщество стало формировать собственное производство изделий декоративного искусства. Конечно, их спектр был ограничен сырьевой базой и имеющимися людскими ресурсами. В процессе изучения источников выяснилось, что начале ХХ века во Владивостоке имелись мастерские по обработке дерева, металлов, в том числе и драгоценных, и камня. Появились первые промышленные предприятия по производству предметов прикладного искусства из камня, бетона и фарфора. Предметы декоративного искусства всегда являлись важной составляющей сферы искусства стран Азии. И присутствие мастеров из Японии и Китая имело важное значение для развития прикладной отрасли искусства в городе. Например, мастера по изготовлению мебели были представлены в городе не только подданными Российской империи, но империи Цин. Японские мастера изготавливали украшения и аксессуары из экзотических материалов, например из черепахового панциря. Японские, китайские, корейские ремесленники, сохранившие художественные традиции предыдущих поколений, дали дополнительный импульс европейским традициям русских мастеров, в творчестве которых машинные технологии приводили к исчезновению индивидуальных черт. Очень ярким примером такого симбиоза был фарфоровый завод Д. А. Старцева, к сожалению просуществовавший недостаточно долго. Но в городе отсутствовали художественные учебные заведения, которые могли бы транслировать художественный опыт новым мастерам. И это привело к утрате традиции, как только внешние обстоятельства уничтожили предприятия по производству предметов прикладного искусства.
Предметы культа, составляют очень важную часть вещевых коллекций музея и позволяют не только исследовать технологические приёмы декоративно-прикладного искусства рубежа XIX - XX веков, но и более детально рассмотреть историю религиозных конфессий Владивостока конца XIX начала XX вв., увидеть эстетическое окружение жителей города вне дома. Именно духовная область жизни оказывает наибольшее влияние на формирование самосознания и стереотипы поведения. Культовые предметы из коллекции музея позволили сделать вывод о том, что различные религиозные конфессии города выбирали наиболее традиционные для их культур предметы, стараясь привнести на вновь осваиваемые территории привычное им культурно-эстетическое окружение, являлись средством самоидентификации разных этнических групп населения г. Владивостока.
Вкусовые предпочтения горожан были связаны с культурными традициями, которых они придерживались. Обладая очень урбанизированным европейским стилем развития, в области культуры во Владивостоке можно проследить две тенденции. Первая, классическая, типичная для центральных регионов страны - это движение от образования к культуре, от обучения масс грамоте, к созданию библиотек, музеев и театров. Несомненно, данные процессы создают необходимую базу для глубокого проникновения культурных генов во все слои населения, и вкупе с традиционным влиянием православной церкви, являются прочным основанием для русской классической культуры. Во Владивостоке носителями данных тенденций были представители российской интеллигенции и офицерства. Вторая тенденция, характерная для Владивостока - это взаимопроникновение культур, встретившихся в городе, европейских и азиатских традиций столкнувшихся во Владивостоке в очень интересное время, в период развития процесса впоследствии получившего название глобализации. На тот момент наиболее ярким проявлением данного культурного феномена стали философия и художественный стиль модерн в его самых разных проявлениях, в том числе и в интерьерах жителей Владивостока.
Предметы декоративно-прикладного искусства, являются носителями информации о социальном и культурном укладе, о вкусовых предпочтениях их владельцев, дают возможность проследить мультикультурные процессы в области применения предметов художественного производства, дают возможность проследить разницу между культурно-декоративными традициями Азии и Европы. Исследование собраний музея показывает, что русское население Владивостока тяготело к европейским канонам в сфере искусства в конце XIX -начале XX века. Изделия столичных производителей предметов декоративно-прикладного искусства из металла, фарфора или дерева, сохранившиеся в фондовых коллекциях, являются доказательством влияния метрополии на далёкую окраину, в том числе в области культуры и искусства, с одной стороны. А с другой, присутствие предметов прикладного искусства из сопредельных государств в интерьерах горожан, является признаком восприимчивости населения трансграничного города к экзотическим эстетическим традициям. Жители Владивостока старались привнести в дом элементы азиатской экзотики в виде отдельных ярких образцов традиционных художественных ремёсел сопредельных государств.
Городским сообществом Владивостока, ориентированным на передовые тенденции в области культуры и искусства, были восприняты идеи о ведущей роли прикладного искусства «в формировании принципов предметного мира и художественного пространства жилой среды» [24, с. 4]. Предметы декоративно-прикладного искусства стали обязательными атрибутами городских интерьеров, показателями социального статуса их владельцев.
Трансграничный социум Владивостока сформировал уникальную городскую культуру. Полинациональность городского социума обусловила восприимчивость населения к культурным традициям соседей. Этнокультурные процессы, возникшие в специфической городской среде, сформировали мультикультурные вкусовые предпочтения жителей города, отразившиеся в интерьерах городских домов.
Городское сообщество конца XIX - начала XX века не ограничивалось только развитием «изящных» искусств: живописи, музыки, театра, формирование культурной среды подразумевало и развитие архитектуры, интерьера, моды, прикладных искусств - всего комплекса каждодневных явлений и предметов, необходимых для культурной идентичности городского жителя.



1. Авилов Р.С. Владивостокская крепость - форпост Российской империи на Дальнем Востоке (1860-1923 гг.) // Военно-историч. журнал, 2018. № 1. С. 20-27.
2. Алексеев А.И. Как начинался Владивосток. Владивосток: Дальневосточн. книж. изд., 1985. 224 с.
3. Алексеева Г.В. К вопросу об истории и тенденциях развития
мультикультуризма в искусстве// Проблематика и актуальность
искусства в условиях мультикультурного общества: материалы научно-практической конференции, посвящённой 85-летию театра им. М. Горького/ под ред. Н.В. Шульгиной - Владивосток: Мор. Гос. Ун-т, 2017. С. 7- 10.
4. Александровская Л.В, Ингемансон Б. Удивительная жизнь Отто Линдгольма. М., 2006. 264 с.
5. Андриец Г.А. История культурной жизни городов юга Дальнего Востока России (вторая половина XIX -начало XX века). Владивосток: Дальнаука, 2014. 356 с.
6. Андриец Г. А. Участие женщин в культурной жизни городов юга Дальнего Востока России (конец XIX - начало XX в.)// Россия и АТР. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2014. № 3. С. 256-263.
7. Анча Д.А., Мизь Н.Г. Китайская диаспора во Владивостоке. Страницы истории. Владивосток: Дальнаука, 2015. 312 с.
8. Бакшеева Е.Б. Особенности проведения кампании по изъятию
церковных ценностей на Дальнем Востоке России (начало 1920-х гг.)// IV Гродековские чтения. Материалы региональной научно¬
практической конференции. Приамурье в историко-культурном и естественно-научном контексте России. Хабаровск, 22-23 апреля 2004 г., ч. I. Хабаровск: Изд. Хабар. краев. музея им. Н И. Гродекова, 2004. С. 282-286.
9. Белозёрова В.Г. Традиционная китайская мебель. М: Наука, 1980. 143 с.
10. Белый А. Петербург, 1916. [Электронный ресурс]/
URL:http://modernlib.ru/books/beliy andrey/peterburg/.(дата обращения: 16.09.2017).
11. Борисова Е.А., Стернина Г.Ю. Русский модерн. М: РИП-Холдинг, 2014. 352с.
12. Борев Ю. Б. Эстетика: Отношение к действительности; Творчество; Произведения; Природа и виды искусства; Художественный процесс; Обращение с искусством. М: «Астрель». 2005. 829 с.
13. ^алямова Л. И. Дальний Восток в годы Первой мировой войны: экономический и социальные аспекты// Первая мировая война и российская провинция. Материалы международной научной конференции. Орёл, 29 апреля 2014 г. Орёл, 2014. С. 113-132.
14. Деег Л. Кунст и Альберс. История немецкого торгового дома на
российском рынке (1864 - 1924 гг.)/ пер. с нем. Е. Крепак.
Владивосток: Изд. дом Дальневост. фед. ун-та, 2012. 396 с.
15. Дьяченко Б.Г. Три истории из жизни далёкой окраины. Владивосток: Дальневосточное книжное издательство, 1989. 279 с.
16. Журавлёва В. Л., Костина И. Д., Мунтян Т.Н. Искусство русских ювелиров. Девять веков истории. М.: ИПЦ «Художник и книга», 2004. 176 с.
17. Жущиховская И.С. История керамики Японии [Электронный ресурс]/ URL: http://ru-jp.org/ceramics.htm/(дата обращения: 01.03.2018).
18. Завещано: сохранить и приумножить... 110 лет со дня открытия. 55 лет с именем В.К. Арсеньева/ сост. А.Т. Храмцова, авт. текст. И. Е. Каргинова, Н. Б. Керчелаева, А.Т. Храмцова. Владивосток, 2000. 96 с.
19. Иннокентий (Ерохин), игум. Распространение Православия в Приморье (1854-1898 г.г.) // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы III Межрегиональной науч.-практ. конф./ Федеральное агентство по образованию, Новосиб. Госс. Ун-т, Ин-т истории СО РАН, Ин-т археолог.и этнограф. СО РАН. Новосибирск: Из-во Новосиб. Ун-та, 2006. С. 195-201.
20. Искусство Китая. Альбом / авт. сост. Н.А. Виноградова. М: изд. «Изобразительное искусство», 1988. 154 с.
21. Искусство Японии. Музей Востока. [Электронный ресурс]/ URL:
http: //www.orientmuseum.ru/art/j apan/default.aspx. (дата обращения:
16.09.2017).
22. История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма (XVII в. - февраль 1917 г.)/ А.Р. Артемьев, Л.И. Галлямова, Л.Я. Тващенко/ отв. ред. А.И. Крушанов. М.: Наука, 1991. 470 с.
23. Кандыба В.И. История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока (1858 - 1938). Владивосток: Изд. Дальневосточн. ун-та, 1985. 175 с.
24. Крамаренко Л. Г. Декоративное искусство России ХХ века. К проблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды: автореф. дис ... д-ра искусствовед. М, 2005. 43 с.
25. Кириченко Е.И. Русский стиль. Поиски выражения национальной самобытности. Народность и национальность. Традиции древнерусского и народного искусства в русском искусстве XVIII — начала ХХ века. М: АСТ-ЛТД, 1997. 432с.
26. Кириченко Е. И. К вопросу о художественных принципах организации пространственной среды на рубеже XIX-XX веков (Интерьеры Ф. О. Шехтеля) // Искусство ансамбля: Художественный предмет, интерьер, архитектура, среда. М.: Изобразит. иск-во, 1988. С. 249-285.
27. Крыловская И. И. Деятельность украинской труппы под управлением А. И. Бунчука в Дальневосточном крае: к вопросу о мультикультурном характере театральной жизни региона // Проблематика и актуальность искусства в условиях мультикультурного общества: материалы научно-практической конференции, посвящённой 85-летию театра им. М. Горького/ под ред. Н.В. Шульгиной - Владивосток: Мор. Гос. Ун-т, 2017. С.96-106.
28. Климов П. Ю. Модерн в России. М: Арт-Родник, 2010. 415 с.
29. Коварская С.Я. Произведения московской ювелирной фирмы
Хлебникова. Каталог. М: Гос. Ист.-культур. муз.-заповедник
«Московский Кремль», 2001. 119 с.
30. Ковалёва Т.В. Искусство петербургского интерьера конца XIX - начала XX веков: автореф. дис ... канд. искусствов. СПб, 2006. 31 с.
31. Королёва В. А. «Маленький Китай» и его зрелищные представления в социокультурном пространстве улиц русского дальневосточного города (вторая половина XIX в. - 1920-е гг.)// Гуманитарный вектор. Культура России и Китая. 2015. № 2(42). С. 118-127.
32. Кочешков Н.В. Декоративное искусство народов Нижнего Амура и Сахалина XIX- XX вв. Проблемы этнических традиций. СПб: Наука, 1995. 152 с.
33. Кошман Л.В. Город и городская жизнь в России XIX столетия: социальные и культурные аспекты. М: РОССПЭН, 2008. 448 с.
34. Крушанов А.И. Некоторые вопросы социально-экономической истории Владивостока (1860-1916)// Материалы по истории Владивостока. Кн. 1. Владивосток: Прим. книжн. изд-во, 1960. С. 19-36.
35. Курбанов С. О. История Кореи: с древности до начала XXI в. [Электронный ресурс]/ URL:http://www.e-reading.club/bookreader.php.(дата обращения: 2.03.2018).
36. Кушнарева Т.К. Янковские. Владивосток: изд. ВГУЭС, 2008, 215 с.
37. Леньо Ж. М. Стиль модерн. М: Арт-родник, 2010. 620 с.
38. Мак-Коркодейл Ч. Убранство жилых интерьеров. М: Сварог и К, 2006. 465 с.
39. Матвеев Н.П. Краткий исторический очерк г. Владивостока/ под ред. И. Н. Егорчева. Владивосток: Тихоокеанск. изд. «Рубеж», 2012. 512 с.
40. Миненко Н.А., Апкаримова Е.Ю., Голикова С.В. Повседневная жизнь уральского города в XVIII - начале XX в. М: Наука, 2006. 384 с.
41. Миненко Л.В. Историческая динамика и трансформация декоративно-прикладного искусства России в современных условиях: XVIII-ХХвв.: автореф. дис. ... канд. культурологи. Кемерово, 2004. 23 с.
42. Молодяков В. Э. Образ Японии в Европе и России второй половины
XIX - начала XX века. М: Инст. востоковед. РАН, 1996. 184 с.
43. Молчанова Е.Г. Немецкие предприниматели на российском Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX вв.: дис. ... канд. ист. наук. Владивосток, 2001. 232 с.
44. Неглинская М.А. Многофигурные бронзовые алтари VI в. в контексте утверждения буддизма в Китае// XXXIV НКОГК. М. 2004. С. 184-204.
45. Неглинская М.А. Китайские перегородчатые эмали XV - первой трети
XX века. Собр. Гос. музея Востока. М.: ИД «Любимая книга», 2006. 166 с.
46. Николаева Н. С. Япония-Европа. Диалог в искусстве. Середина XVI - начало XX века. М.: Изобр. ис-во, 1996. 400 с.
47. Обертас В.А. Основы градостроительной структуры Владивостока. Владивосток: ООО «Рея», 2011. 116 с.
48. Обертас В.А. Памятники истории и культуры города Владивостока:
материалы к своду/ В.А. Обертас, В.К. Моор, Е.А. Ерышева.
Владивосток: изд. Светлана Акунгурова, 2012. 252 с.
49. Обертас О.Г., Петухов В.В. Архитектурные аспекты идентичности Владивостока как европейского города в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Фундаментальные исследования. 2015. № 11-7. С.1352-1357.
50. Охотникова Ю. В. Православное храмовое зодчество юга Дальнего Востока России (середина XIX- нач.XX вв.): автореф. дис. ... канд. архитект. М, 2011. 28 с.
51. Панкратьева Н.А. Предметы декоративно-прикладного искусства из металла в коллекции Приморского государственного объединённого музея имени В.К. Арсеньева как часть культурного наследия региона.// Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток - Запад. Вып.
22. Материалы XXII научной конференции с международным участием. Владивосток: Дальнаука, 2017. С. 252-255.
52. Панкратьева Н.А. Мультикультурные процессы в Приморской области на рубеже XIX - XX вв. (на примере предметов декоративно - прикладного искусства из коллекции Приморского государственного объединённого музея имени В. К. Арсеньева)// Проблематика и актуальность искусства в условиях мультикультурного общества: материалы научно-практической конференции, посвящённой 85-летию театра им. М. Горького/ под ред. Н. В. Шульгиной - Владивосток: Мор. Гос. Ун-т, 2017. С. 172 - 176.
53. Панкратьева Н.А. Предметы христианского культа в коллекции Приморского государственного объединённого музея: к истории православной конфессии во Владивостоке // Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток - Запад. Вып. 23. Материалы XXIII научной конференции с международным участием. Владивосток: Дальнаука, 2017. С. 55-60.
54. Перхун В. В., Черных Д. Г. Борьба за культурный суверенитет в искусстве и художественной промышленности в России в XIX - начале XX века. [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. - № 1(16). март 2018/ URL:http://archvuz.ru/2018 1/13. (дата обращения: 01.06.2018).
55. Пиотровский М.Б. Передовая статья Учреждения культуры: справочник руководителя. № 6. 2010, [Электронный ресурс]/ URL: www/optntextnn.ru. (дата обращения: 28.07.2016).
56. Первый музейный съезд: его решения и общая оценка [Электронный ресурс]/ URL:http://moscow-museums.ru/pervyiy-muzeynyiy-sezd-ego-resheniya-i-obshaya-ocenka/. (дата обращения: 28.03.2018).
57. Подмаскин В. В. Духовная культура удэгейцев XIX-XX вв.: историко-этнографические очерки. Владивосток: Изд. ДВГУ, 1991. 160с.
58. Позняк Т.З. Города дальневосточной окраины: условия и факторы роста (вторая половина XIX - начало XX в.)// Ойкумена. Вып. 3, 2007. С. 22-36.
59. Позняк Т.З. Российская иммиграционная политика в отношении выходцев из Китая на Дальнем Востоке во второй половине XIX - начале XX в. // Из-я Вост. ин-та. Владивосток: Изд-во ДВФУ, №2 (22). 2013. С.7-24.
60. Поздняк Т.З. Торговая инфраструктура городов юга Дальнего Востока во второй половине XIX века.// Окуймена, 2010. № 2. С 36-47.
61. Позняк Т.З. Формирование системы самоуправления в городах
российского Дальнего Востока: общественная активность и
социальный состав (вторая половина XIX - начало XX в.) // Исторические записки. Вып.16. М.:Наука. 2016. С.216-260.
62. Поздняк Т.З. Иностранные подданные в городах Дальнего Востока России (вторая половина XIX - начало XX вв.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Владивосток, 2004. 29 с.
63. Поправко Е.А. Приморский краевой краеведческий музей им. В. К.
Арсеньева в период десталинизации (1953-1964 гг.)// Десятая
международная дальневосточная конференция молодых историков 15¬18 мая 2006 г. Владивосток: сборник материалов. - Владивосток, 2009. С. 115-123.
64. Постникова-Лосева М.М., Платонова Н. Г., Ульянова Б.Л. Золотое и серебряное дело XV-XX вв.: территория СССР. Москва: Наука, 1983. 373 с.
65. Прей Э.Л.. Письма из Владивостока (1894 - 1930)/ под ред. Б.
Ингемансон. пер. с англ. А. А. Сапелкина/. Владивосток: Альманах «Рубеж». 2011. 464 с.
66. Приморский край: краткий энциклопедический справочник.
Владивосток: Изд-во Дальневост. Ун-та, 1997. 596 с.
67. Решетников Н. И. Текст музея в информационном пространстве общества или в сфере услуг. [Электронный ресурс]/ URL: www/ optntextnn. ru/. (дата обращения: 28.07.2016).
68. Русское серебро. Конец XIX - начало XX вв. Гид-каталог/ сост. С.Н. Белоглазов. СПб: ООО «Арт-СПб», 2010. 320с.
69. Русский фарфор.250 лет истории. Каталог /авт.-сост., научн. ред. Л.В. Андреева. М: Авангард, 1995.198 с.
70. Русская эмаль XII - начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа/ авт. вступ. статьи и состав. Н.В. Калязина, Г.Н. Комелова, Н.Д. Косточкина. Л.: «Художник РСФСР», 1987. 260 с.
71. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн: истоки, история, проблемы. М: Искусство, 1989. 294 с.
72. Сарабьянов Д.В. Россия и Запад: историко-художественные связи XVIII — нач. ХХ вв. М: Искусство XXI век, 2003. 293 с.
73. Сергеев О.И., Лазарев С.И., Тихомирова Г.В. Социальная помощь нуждающимся в деятельности органов самоуправления на Дальнем Востоке во второй половине XIX - первой четверти ХХ вв. / под. ред. Л.М. Галлямовой, Г.М. Сысоевой. Владивосток: изд. ООО «Рея», 2011. 212 с.
74. Сердюк М.Б., Дударёнок С.М. Религия, церковь, верующие на российском Дальнем Востоке в конце XIX - XX веке// Диалог со временем. 2015. № 50. С. 368- 397.
75. Сердюк М.Б. Первый каменный православный собор// Энциклопедия Приморья. Все самое, самое, самое... [Электронный ресурс]/ URL: http://alltopprim.ru/. (дата обращения: 13.11.2017).
76. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX- XX вв. М.: Искусство, 1970. 293 с.
77. Тоидзуми Ё. Сирень и война/ пер. с яп. З. Моргун, Т. Ямамото. Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2001. 138 с.
78. Турмов Г.П., Хисамутдинов А.А. Владивосток: Исторический
путеводитель. М.: Вече, 2014. 320 с.
79. Успенский храм Владивостока: история и современность.
[Электронный ресурс] URL: htth// vl-uspeniya.cerkov.ru/ (дата
обращения: 13.11.2017)
80. Усанова А. Л. Интерьер как художественно-эстетическая концепция в
отечественном искусстве начала ХХ века// Идеи и идеалы.
Новосибирск, 2014. № 4 (22). С. 108-115.
81. Устюгова О.А. Торговля на юге Дальнего Востока России во второй половине XIX века: автореф. дис. ... канд. истор. наук. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2002. 30 с.
82. Филимонова А.П., Полилова Г.Т., Гончарова Ю.С. С почтением и любовью.Сибирская купеческая семья// Родина. 1998. № 9. С. 42-45.
83. Фетисова Л. И., Андриец Г.А., Королёва В.А. История культуры Дальнего Востока России (XIX в. - 1917 г.) / отв. ред. Л.И. Галлямова, Л.Е. Фетисова. Владивосток: Дальнаука, 2011. 300 с.
84. Фетисова Л.Е. Восточнославянский фольклор на юге Дальнего Востока России: сложение и развитие традиций. Владивосток: Дальнаука, 1994. 219 с.
85. Чугунов А.М. Музыка и кинематограф в истории Приморья (конец XIX века - 1917 год)// Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток - Запад. Вып. 22. Материалы XXII научной конференции с международным участием. Владивосток: Дальнаука, 2017. С. 282-289.
86. Щербина П.А. Условия жизни населения в городах Дальнего Востока России в конце XIX - начале XX вв.: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Владивосток, 2011. 18 с.
87. Юдин М.О. Золото-серебряная фирма Овчинникова. Русский стиль и
национальные традиции в изделиях предприятия: дис. ... канд.
искусствовед. М.: Гос. ин-т искусствознания, 2016. 239 с.
88. The Collection of the National Folk Museum of Korea. Seul. 2007. 327 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ