ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАК МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 7
1.1. Сущность и основное содержание
конкурентоспособности 7
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность
предприятия 16
1.3. Роль конкурентоспособности в экономической безопасности
предприятия 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МЕБЕЛЬТОРГ» 39
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 39
2.2. Анализ экономической безопасности организации 50
2.3. Оценка влияния конкурентоспособности на экономическую безопасность
предприятия 66
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОС-ПОСОБНОСТИ КАК МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «МЕБЕЛЬТОРГ» 79
3.1. Основные положения проекта 79
3.2. Определение затрат на реализацию проекта. Расчет и экономическое
обоснование 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
ПРИЛОЖЕНИЯ
В современных рыночных условиях хозяйствования понятие «конкурентоспособность предприятия» является рыночным, многофакторным и междисциплинарным. Оно исходит из конкуренции и проявляется в конкурентных преимуществах предприятия. Конкуренция - экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка. Конкуренция является главным элементом рыночного механизма регулирования спроса и предложения товаров, выступает как форма социально-экономических отношений и взаимодействия рыночных субъектов хозяйствования в процессе производства, приложения труда и капитала, купли и продажи товаров. Исходными средствами конкуренции являются цена и качество товара, соотношение цены и качества, сервис, престижность, торговая марка предприятия.
Конкурентоспособность предприятия - это его способность производить и реализовывать на рынке востребуемый товар или услугу. Конкурентоспособность предприятия определяется его конкурентными преимуществами по отношению к конкурентам на конкретном рынке (внутреннем или внешнем), которые проявляются в процессе конкуренции предприятий на рынках (где они позиционируют свой товар или производственные, интеллектуальные, информационные ресурсы).
В современных условиях процесс успешного функционирования и экономического развития российских предприятий во многом зависит от совершенствования их деятельности в области обеспечения экономической безопасности. Экономическая безопасность предприятия - это состояние защищенности жизненно важных интересов предприятия от внутренних ц внешних угроз, формируемое руководством и коллективом предприятия путем реализации мероприятий правового, экономического, организационного, инженерно-технического и социально-психологического на-правлений.
В определении экономической безопасности предприятия главное то, что: состояние защищенности имеет динамический характер; внутренние угрозы не менее опасны, чем внешние; система экономической безопасности предприятия должна взаимодействовать на правовой основе с государственной системой обеспечения безопасности. Экономическая безопасность предприятия обеспечивается действенностью нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на порядок управления и законные права предприятия, его имущество, интеллектуальную собственность, благоприятную финансово-коммерческую конъюнктуру, устойчивость хозяйственных связей, социально-психологическую обстановку, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию.
На основании рассмотренного выше отметим, что актуальность выбранной темы заключается в том, что в современных рыночных условиях хозяйствования экономическая безопасность и конкурентоспособность находятся в постоянном взаимодействии. И экономическая безопасность, и конкурентоспособность - характеристики национального хозяйственного комплекса и его составных частей. Однако если конкурентоспособность - одновременно и цель, и мегаиндикатор степени развития национального хозяйственного комплекса. и его составных частей, то экономическая безопасность представляет собой условие его существования и развития. Иными словами, достаточный уровень экономической безопасности может достигаться с помощью экономических методов, но, будучи необходимым условием существования национального хозяйственного комплекса как системы, его достижение может быть обусловлено использованием и неэкономических методов - путем прямого вмешательства государства. Наиболее приемлема ситуация, когда факторы микро- и макроуровня, являющиеся одновременно критериями конкурентоспособности и экономической безопасности, создают высокую конкурентоспособность национального хозяйственного комплекса и его составных элементов, формирующую достаточный уровень экономической безопасности. Применительно к экономической сфере под конкурентоспособностью понимают обладание свойствами, создающими преимущества для субъекта экономического соревнования. Все многообразие конкурентных отношений осуществляется на трех уровнях: микро - конкретные виды продукции, производства, предприятия; мезо - отрасли, отраслевые корпоративные объединения предприятий и фирмы горизонтального типа интеграции; макро - народнохозяйственные комплексы межотраслевого типа интеграции. Конкурентоспособность на микро-, мезо- и макроуровнях влияет друг на друга. Эта тесная взаимосвязь проявляется в характере проводимой внешней и внутренней политики и в стратегиях развития компаний. Непосредственно, конкурентоспособность является одним из главных механизмов обеспечения экономической безопасности предприятия любой отрасли.
Цель выпускной квалификационной работы - изучить конкурентоспособность как механизм обеспечения экономической безопасности предприятия.
Задачи представленной работы:
- изучить сущность и основное содержание конкурентоспособности;
- определить факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
- рассмотреть роль конкурентоспособности в экономической безопасности предприятия;
- проанализировать систему экономической безопасности предприятия ООО «Мебельторг»;
- рассмотреть организационно-экономическую характеристику предприятия;
- провести оценку влияния конкурентоспособности на экономическую безопасность предприятия;
- разработать проект повышения конкурентоспособности как
механизма обеспечения экономической безопасности предприятия ООО «Мебельторг»: представить основные положения проекта; определить затраты на реализацию проекта.
Объект выпускной квалификационной работы - предприятие ООО «Мебельторг».
Предмет квалификационной работы - процессы, возникающие в рамках изучения конкурентоспособности как механизма обеспечения экономической безопасности предприятия.
Теоретической основой выпускной квалификационной работы выступают результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, материалы семинаров и конференций. Наиболее известными исследователями в данной области являлись: Д. Рикардо, Т. Питерс, Р. Уотермен, Дж. Грейсона и К. О'Делла, Р.А. Фатхутдинова, Т.Г.Философова, Ю.К. Перским, Г.Н. Бобровников, М.Г. Долинская, Соловьев Н.А., В.Я. Маштабей, Л.А. Желудкова, Р. Уотерман, В.М. Мишин, А.В. Кочетков.
Эмпирическую базу выпускной квалификационной работы составляют федеральные и региональные нормативно-правовые акты: Федеральный Закон РФ от 28 декабря 2014 г. № 390-ФЗ «О безопасности», Указ Президента Российской «Федерации Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)».
Структура выпускной квалификационной работы определена поставленной целью и последовательностью решения сформулированных задач. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Таким образом, в данной выпускной квалификационной работе были выполнены следующие задачи:
- изучена сущность и основное содержание конкурентоспособности;
- рассмотрены факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия;
- представлена роль конкурентоспособности в экономической безопасности предприятия;
- рассмотрена организационно-экономическая характеристика предприятия;
- представлен анализ экономической безопасности организации;
- проведена оценка влияния конкурентоспособности на экономическую безопасность предприятия;
- разработан проект повышения конкурентоспособности как механизма обеспечения экономической безопасности предприятия: представлены основные положения, расчет и экономическое обоснование.
В первой главе выпускной квалификационной работы было отмечено, что экономическая безопасность предприятия - это положение наиболее эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечение стабильного функционирования предприятия на настоящее время и в будущем. Также было рассмотрено понятие конкурентоспособность как потенциал, способность к конкурентной борьбе. Отметим, что эта способность может и не быть реализована. Она определяется набором показателей, характеризуют имеющийся в распоряжении субъекта конкурентной борьбы ресурсный (в широком смысле) потенциал. Это не результат, а способность к ведению успешной конкурентной борьбы.
Объектом работы являлось предприятие ООО «Мебельторг». Фирма ООО «Мебельторг» зарегистрирована в 2006 году регистратором Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы 7 по Белгородской области. Представленная фирма достойно конкурирует с представителями своей отрасли и предоставляет качественные услуги населению. Основная цель создания «Мебельторг» - удовлетворить общественные потребности в услугах, а также извлечение прибыли в результате хозяйственной деятельности. Основные задачи предприятия ООО «Мебельторг: поиск новых клиентов; создание круга заказчиков; работа с постоянными партнерами. ООО «Мебельторг» производит и реализует мебель нового поколения. Она не только чрезвычайно надёжна и долговечна в эксплуатации, но и отличается тщательно продуманной конструкцией и великолепным дизайном. Сплоченная команда ООО «Мебельторг» уделяет большое внимание новым разработкам, что позволяет фирме всегда находится в авангарде и производить уникальную и качественную продукцию.
Анализ и оценка второй главы показали, что выручка в 2016 году увеличилась на 745000 рублей (на 13%), при этом валовая прибыль увеличилась на 97000руб. (на 3%). Чистая прибыль увеличилась на 48000 руб. (на 2%) в результате снижения затрат. В 2017 году показатель выручки возрос на 626000 руб. (на 9,3%), несмотря на то, что и показатель себестоимости вырос на 1 409000 руб. (на 55%).
Тем самым обусловлено снижение такого показателя, как валовая прибыль на 333000 руб. (на 9%), а показатель чистой прибыли снизился на 255000 руб. (на 8,4%). В 2016 году показатель фондоотдачи увеличился на 2,391 руб. по сравнению с 2015 годом, что свидетельствует о повышении эффективности использования основных фондов ООО «Мебельторг».
Обратный показатель фондоотдачи - показатель фондоемкости, снижение которого в 2016 году на 0,02 руб. показывает снижение стоимости основных средств на 1 руб. готовой продукции. В 2017 году по сравнению с 2016 показатель фондоемкости уменьшилась на 0,05 руб., а среднегодовая стоимость основных фондов за период 2015-2017 гг. стала меньше на 80000 руб. В 2017 году себестоимость продаж имела тенденцию увеличения, что привело к снижению показателей валовой и чистой прибыли. В структуре баланса предприятия преобладает доля внеоборотных активов. Значительная часть источников формирования имущества представлена средствами собственного капитала.
В 2015 году общий показатель ликвидности составил 43%, в 2016 значение снизилось и составило 42% ; в 2017 г. продолжается тенденция снижения, которая дошла до 38%. Представленная ситуация за исследуемый период свидетельствует о том, что в организации ООО «Мебельторг» платежных обязательств больше, чем платежных средств. Значение коэффициента абсолютной ликвидности уменьшилось за период 2015-2017 гг. на 1%. На основании представленного расчета прослеживается следующее: значения коэффициента имеет динамику снижения, что говорит о том, что ООО «Мебельторг» не может осуществить погашение краткосрочной задолженности в ближайшее время.
Ситуация увеличения коэффициента оборачиваемости активов положительно сказывается на общем состоянии фирмы ООО «Мебельторг». Коэффициент оборачиваемости обязательств в 2015 г. составил 8,5, в 2016 г. 9,1; в 2017 г. 9,2. Тенденция роста говорит о положительной ситуации в осуществлении деятельности предприятия. Значение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности за исследуемый период увеличилось почти в пять раз. Представленная тенденция характеризуется как положительная, поскольку дебиторская задолженность - это долг сторонних предприятий.
Общая оценка уровня экономической безопасности ООО «Мебельторг» является допустимой. Практически все основные индикаторы экономической безопасности предприятия находятся в пределах пороговых значений. Однако, стоит отметить на недостаточно высокий уровень производственного потенциала, что связано с недостаточным уровнем обновления основных средств. На основании методики Таффлера, за рассматриваемый период у предприятия прослеживается «зеленая зона», т.е. ООО «Мебельторг» маловероятно станет банкротом.
В ходе написания выпускной квалификационной работы был проведен экспертный опрос, в ходе которого по всем критериям оценки внутренних процессов ООО «Мебельторг» была дана оценка по пятибалльной шкале. Для более точного расчета средней оценки определялся вес критерия с учетом его важности. Вопросы сгруппировали по ценностным блокам предприятия, по каждому из которых рассчитан средний балл. Далее определили средний балл по виду деятельности и дали общую оценку деятельности предприятия ООО «Мебельторг».
Наряду с оценкой деятельности с помощью ценностной модели Портера, проводили интервью с клиентами для того, чтобы определить конкурентные преимущества и слабые места предприятия ООО «Мебельторг». По нашему мнению, интервью - один из самых оптимальных методов маркетингового исследования, поскольку при минимальных затратах можно узнать всю необходимую информацию и понять, какой образ предприятия сформирован в глазах покупателя. Преимущество данного метода заключается в том, что во время беседы с клиентом у исследователя есть возможность установить доверительный контакт с респондентом и узнать уникальную информацию.
За счет применения интервью удалось узнать мнение клиентов о предприятия ООО «Мебельторг». Вопросы интервью направлены на анализ процесса выбора, покупки мебели, формирования бюджета покупки, ожиданий потребителей, причин покупки именно в салоне мебели «Мебельторг», впечатлений покупателей после покупки.
Основными конкурентами являются ООО «Мебель Черноземья» (171 балл) и ООО «Эльта» (162 балла). Отметим слабые параметры предприятия ООО «Мебельторг»:
- отсутствие различных форм оплаты труда;
- наличие собственного склада;
- отсутствие размещения рекламной информации в СМИ;
- слабая разработка сайта в интернете;
- отсутствие услуг 3-D моделирования.
Сравнивая применяемый материал для производства мебели, предприятие ООО «Мебельторг» превосходит продукцию конкурента ООО «Эльта», что в свою очередь показывает конкурентоспособность продукции исследуемого предприятия. Также был проведен расширенный анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Мебельторг» в тех целях, чтобы определить уровень конкурентоспособности производства мебели ООО «Мебельторг» по сравнению с аналогичным продуктом ООО «Эльта».
Конкурентоспособность ООО «Мебельторг» очень многогранно и распространяется на все составляющие деятельности рассматриваемой фирмы, такие как товар, услуги и их основные характеристики, а также организационные, финансовые и производственные характеристики самого предприятия [7].
В целях обеспечения экономической безопасности предприятия предложили ООО «Мебельторг» повысить уровень конкурентоспособности за счет оказания такой услуги, которая имела бы индивидуальный характер для каждого клиента и при этом отсутствовала или доминировала над услугой предприятий-конкурентов. Предложили осуществить внедрение услуги индивидуального проектирования помещений различного назначения. Суммарный риск проекта, а также подсчитанные экономические показатели, подтвердили эффективность разработанного проекта повышения конкурентоспособности как механизма обеспечения экономической безопасности предприятия ООО «Мебельторг» и необходимость его внедрения.
1. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения) - Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 2016 г. № 608 // Консультант Плюс.
2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2016 г. № 1662-р // Консультант Плюс.
3. О безопасности. - Федеральный Закон РФ от 28 декабря 2014 г. № 390-ФЗ // Консультант Плюс.
4. Арсаланова, З. А. Оценка инвестиционных проектов [Текст] : учебное пособие / З. А. Арсаланова. - М. : Инвестиции в России, 2014. - 215 с.
5. Белых, Л. П. Экономический анализ инвестиционных проектов [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / Л. П. Белых. - М. : Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2014. - 400 с.
6. Бердникова, Т. Б. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст] : учеб. пособие / Т. Б. Бердникова. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 215 с
7. Бородулин, А. Н. Теория экономического безопасности [Текст] : учеб. пособие / А. Н. Бородулин, В. Н. Кузнецов, М. В. Мельник. - Тверь : ТГТУ, 2015. - 148 с.
8. Буянов, В. А. Анализ рисков в деятельности предприятия [Текст] : учеб. пособие / В. А. Буянов // Вопросы экономики. - 2015. - № 8. - С. 128¬134.
9. Виханский, О. С. Стратегическое управление [Текст] : учебник для студентов вузов / О. С. Виханский. - М. : Изд-во МГУ, 2015. - 252 с.
10. Гидулянов, В. И. Анализ методов оценки эффективности капитальных вложений [Текст] : учебник / В. Р. Веснин. - М. : Институт международного права и экономики, Изд-во «Триада, Лтд», 2015. - 384 с.
11. Гиляровская, Л. Т. Экономический анализ [Текст] : учеб. пособие для вузов / Л. Т. Гиляровская. - М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2015. - 315 с.
12. Герасимов, Б. И. Экономический анализ [Текст] : учеб. пособие / Б. И. Герасимов, Т. М. Коновалова, С. П. Спиридонова. - Тамбов ТГТУ, 2015. - 64 с.
13. Дорожкин, А. В. Управление рисками в компаниях [Текст] : учеб. пособие / А. В. Дорожкин // Финансы. - 2016. - № 8. - С. 74-75.
14. Жиделев, В. В. Конкурентоспособность предприятия: учеб. пособие [Текст] : учеб. пособие / В. В. Жиделев, Ю. Н. Каптейн; под общ. ред. В. В. Жиделева. - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2016. - 133 с.
15. Ковалев, В. В. Курс финансовых вычислений [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. В. Ковалев. - М. : Изд-во «Аякс», 2016. - 313 с.
16. Капустина, Н. В. Новая методика оценки рисков деятельности предприятия [Текст] / Н. В. Капустина // Менеджмент в России и за рубежом.
- 2016. - № 4. - С. 99-104.
17. Кочетков, С. В. Экономическая оценка инвестиций [Текст] : учеб. прак. пособие / С. В. Кочетков. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2016. - 84 с.
18. Лекомцев, С. И. Подходы к формированию эффективной маркетинговой стратегии [Текст] / С. И. Лекомцев // Тор-Manager. - 2016. - № 14. - С. 74-76.
19. Лысенко, Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : учеб. / Д. В. Лысенко. - М. : Финансы, 2015. - 320 с.
20. Марголин, А. М. Экономическая оценка инвестиций [Текст] : учебник / А. М. Марголин. - М. : Изд-во «Ось-89», 2016. - 441 с.
21. Маркова, В. Д. Маркетинг услуг [Текст] учебник / В. Д. Маркова.
- М. : Финансы и статистика, 2016. - 244 с.
22. Медведева, О. В. Комплексный экономический анализ деятельности предприятия [Текст] : учебник для вузов / О. В. Медведева. - Ростов н/Д. : Феникс, 2016. - 234 с.
23. Мокаров, А. О. Управление развитием конкуренции [Текст] / А. О. Мокаров // Финансы. - 2016. - № 6. - С. 76-81.
24. Мокий, М. С. Экономика организации (предприятия) [Текст] : учеб.пособие / М. С. Мокий. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательство «Экзамен», 2016. - 254 с.
25. Муромкина, И. И. Маркетинговые факторы успеха на
региональном потребительском рынке [Текст] / И. И. Муромкина // Маркетинг. - 2016. - № 1. - С. 22-29.
26. Нищев, С. К. Анализ конкурентного положения предприятия [Текст] / С. К. Нищев // Маркетинг. - 2015. - № 4. - С. 67-70.
27. Панков, Д. А. Конкурентоспособность предприятия [Текст] : учеб. / Д. А. Панков, О. В. Дражина; под общ. ред. Д. А. Панкова. - М. : БГЭУ, 2015. - 863 с.
28. Попов, С. А. Конкурентоспособность фирмы [Текст] : учеб.-
практич. пособие / С. А. Попов. - М. : Юрайт, 2015. - 448 с.
29. Протасов, В. Ф. Анализ деятельности предприятия [Текст] : учеб. / В. Ф. Протасов, А. В. Протасова; под общ. ред. В. Ф. Протасова. - М. : Финансы и статистика, 2016. - 522 с.
30. Роджерс, Л. Маркетинг в малом бизнесе [Текст] : учеб. пособие / Л. Роджерс. - М. : ЮНИТИ, 2014. - 309 с.
31. Савицкая, Г. В. Экономический анализ [Текст] : учеб. / Г. В. Савицкая. - 11-е изд. - М. : Новое знание, 2016. - 651 с.
32. Фасхиев, Х. А. Как измерить конкурентоспособность предприятия? [Текст] / Х. А. Фасхиев, Е. В. Попова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - № 4. - С. 53-67.
33. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент [Текст] : учебник для вузов / Р. А. Фатхутдинов. - М. : Издательский Дом «Дашков и К», 2016. - 886 с.
34. Ханов, М. Эффективное использование ресурсного потенциала как фактор роста конкурентоспособности экономики [Электронный ресурс] / М. Ханов // Российский экономический интернет-журнал. - 2015. - Режим доступа : http : //www.e-rej.ru.htm
35. Харитоненко, Л. А. Анализ и диагностика финансово-хозяйствен-ной деятельности фирмы [Текст] : учеб.-практ. пособие / Л. А. Харитоненко. - Белгород : Изд-во БелГУ, 2015. - 147 с.
36. Цагарели, Д. Стратегия маркетинга [Текст] : учеб. пособие / Д. Цагарели, В. Хабаров. - М. : Предпринимательство, 2014. - 134 с.
37. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. - 2-е изд. - М., 2016. - 400 с.
38. Экономическая и национальная безопасность: учеб. / Под ред. Е.А. Олейникова. - М.: Экзамен, 2016. - 287 с.
39. Экономическая безопасность: теория, методология, практика / под науч. ред. Никитенко П.Г., Булавко В. Г.; Институт экономики НАН Беларуси. - Минск: Право и экономика, 2015. - 394 с.
40. Чуев, И. Н. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Текст] : учеб. / И. Н. Чуев, Л. Н. Чуева; под общ. ред. И. Н. Чуева. - М. : Дашков и К, 2015. - 368 с.
41. Шадрина, Г. В. Экономический анализ [Текст] : учеб. пособие / Г. В. Шадрина. - М. : МФПА, 2015. - 161 с.
42. Шеремет, А. Д. Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст] : учеб. / А. Д. Шеремет. - ИНФРА - М. : 2015. - 415 с.
43. Шуляк, П. Н. Финансы предприятия [Текст] : учеб. / П. Н. Шуляк.
- 6-изд. - М. : Даков и К, 2014. - 712 с.
44. Шриден, В. Ориентация на клиента [Текст] / Шриден В. пер. с нем. - Х. : Изд-во «Гуманитарный центр», 2014. - 180 с.
45. Юданов, А. Ю. Конкуренция: теория и практика [Текст] : учеб. практ. пособие / А. Ю. Юданов. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : ГНОМ и Д, 2015. - 304 с.
46. Янкарагодова, Е. А. Автоматизация анализа конкурентной стратегии [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Янкарагодова. - М. : Дело, 2015.-128 с.
47. Янова, Е. Ю. Рекомендации по формированию и совершенствованию деятельности предприятия. Современные направления развития [Электронный ресурс] / Е. Ю. Ульянова. - М. : Санкт-Петербург, 2013 - Режим доступа:http://www.investroy.ru/informica/books/monitor/
48. Экономическая эффективность внедрения новой техники и технологии на предприятии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.eup.ru/educati/books/monitor/index.html.
49. Экономическая библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.economiiks.com.ua/yandsearch?text=economiiks.com.ua&lr
50. Электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.iqlib.rU/search/simpleformstandard/2020/0/False