Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обрядово-зрелищные формы смеховой культуры в студенческой среде Санкт-Петербурга: социологический анализ

Работа №74334

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

социология

Объем работы114
Год сдачи2016
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
288
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения обрядово-зрелищных форм смеховой культуры в студенческой среде
1.1. Теоретические подходы к исследованию смеховой культуры 7
1.2. Функции и роль смеховой культуры в студенческой среде 17
1.3. Формы смеховой культуры в студенческой среде 28
Глава 2. Обрядово-зрелищные формы смеховой культуры студенчества Санкт-Петербурга (на материалах эмпирического исследования) 41
2.1. Обрядово-зрелищные формы смеховой культуры в
представлениях студенчества Петербурга 41
2.2. Отражение обрядово-зрелищных форм смеховой культуры
студенчества Санкт-Петербурга в сети Интернет 55
2.3. Эксперты о популярности КВН 64
Заключение 69
Список использованной литературы 73
Приложение1.Программа конкретного социологического исследования 76
Приложение 2. Транскрипты интервью 83
Приложение 3. Бланк онлайн-анкеты 97
Приложение 4. Результаты обработки анкет 103
Приложение 5. Результаты анализа источников в Интернете

Смех и смеховая культура студенчества, прежде всего - коллективные понятия; по своей природе она является важным и ярко выраженным социокультурным явлением, выполняющим определенные социальные функции.
Студенчество - особая пора в жизни человека, она пронизана смехом: смех студенчества рождается в коммуникации; он объединяет и делает особенной социальную группу. Полушутливые и комические примеры и сравнения запоминаются намного легче и объясняются намного доступнее, чем сухие дефиниции; вовремя сделанный эмоциональный акцент на ключевой проблеме позволяет слушателям более точно понять ее суть. В современном научном стиле на Западе подобный прием довольно широко практикуется: во многих даже серьезных исследованиях для подачи информации используются юмористические примеры и сравнения, что идет чаще всего не в ущерб, а в пользу исследованию (к примеру, популярный сборник 60-х«Физики шутят», составленный из материалов разных западных научных журналов).
Учебное заведение, его качество и организация внеучебной деятельности является основным фактором, влияющим на смеховую культуру студенчества, на его активность и заинтересованность в творческих мероприятиях. Несмотря на то, что студенческая смеховая культура меняется и трансформируется, как и любое социальное явление, она является неотъемлемым элементом студенческой жизни. В Санкт-Петербурге особая студенческая культура - недаром он является «культурной столицей», и часто мы слышим про «интеллигентный петербургский юмор». И все же, основное в студенческой жизни - учиться, участвовать в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной, а также развлекательной целью. К числу особенностей
студенческой деятельности следует отнести: своеобразие целей и результатов (подготовка к самостоятельному труду, владение знаниями, навыками, развитие личных качеств), особый характер объекта изучения(научные знания, информация о будущем труде); деятельность студента протекает в запланированных условиях (программы, сроки обучения); особые средства деятельности - книги, лабораторное оборудование и т.д.; для деятельности студента характерна интенсивность функционирования психики, растущее интеллектуальное развитие; в ходе деятельности у студентов возникают перегрузки и появляются приоритетные задачи, вызывающие напряженность (сдача экзаменов, зачетов, выполнение контрольных работ и т.д.).
Одной из базовых направлений студенческой жизни является потребность в общении и некоторой перезагрузке после учебной деятельности. В этих процессах студенты познают не только других, но и себя, овладевая опытом взаимодействия в социуме. Это способствует установлению многообразных связей, развитию общения, дружбы, стимулирует обмен знаниями и опытом, мнениями, настроениями и переживаниями. В общении и создается особая студенческая смеховая культура, тем более, что сама интеллектуальная атмосфера более, чем какая- то другая, создает для нее питательную среду.
Студенческий возраст можно назвать «пиком развития» - физического, эстетического, интеллектуального. В деятельности и развитии студентов большую роль играет смеховая культура, посредством ее они выражают свои представления, идеи, убеждения, взгляды на окружающую действительность. Она проявляется в понимании и оценке оттенков действительности, различных событий и фактов, в социальном поведении студентов, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы.
Студенческая жизнь полна юмора и событий, которые оставляют юмористические воспоминания. Также она насыщена различными событиями и мероприятиями, которые во многом формируют дальнейшую творческую жизнь молодых людей. Смеховая культура студенчества, весь смеховой мир прочно вошли в терминологический ряд философов, культурологов, социологов, психологов и др. Это обусловлено самой природой студенческой субкультуры.
При всей важности смеховой культуры, ее форм и особенностей, она не получила достаточного научного исследования. В настоящее время смеховая культура студенчества активно формируется, широко распространяется и трансформируется. Обрядово-зрелищные формы смеховой культуры играют особую роль в студенческой жизни, их изучение полезно также с практической точки зрения.
Изучение данных вопросов определило содержание работы.
Объектом исследования является студенчество Петербурга.
Предметом исследования- обрядово-зрелищные формы смеховой культуры в студенческой среде Санкт-Петербурга.
Цель работы заключается в изучении особенностей и функций обрядово-зрелищных форм смеховой культуры студенчества Санкт- Петербурга.
Данная цель обусловила собой постановку ряда конкретных задач:
- проанализировать концептуальные основы изучения смеховой культуры в контексте отечественных и зарубежных теорий;
- выявить социальные функции смеховой культуры;
- выявить структуру студенческой смеховой культуры и рассмотреть КВН как одну из самых ярких обрядово-зрелищных форм смеховой культуры;
- изучить традиционные мероприятия в смеховой культуре и отношение к ним студентов Санкт-Петербурга;
- проанализировать отражение обрядово-зрелищных форм смеховой культуры студенчества Санкт-Петербургав сети Интернет;
- проанализировать специфику КВН и причину его популярности;
- сформулировать рекомендации по организации культурно-досуговой деятельности ВУЗов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Многочисленные исследования смеха демонстрируют принадлежность его к ряду исторически выработанных и регламентированных форм социального действия, представляющих свои мировоззренческие ориентиры и культурные ценности. Это положение дает основания для выделения особой части культуры - смеховой, рассматривающей действительность сквозь призму смеха и комического. Студенческая смеховая культура развивается и трансформируется непрерывно, определенные традиции и шаблоны устаревают, а на смену им приходят новые.
Основными социальными функциями смеховой культуры являются функции отражения действительности, выражения актуальных проблем массового сознания; идентификации с группой; снятия напряжения; определения зла; отражения культурного опыта, феноменов массового сознания; социальной адаптации, коммуникативная и игровая.
Двойственна роль смеха в отношении культуры в целом. С одной стороны, он способен выступать инструментом разрушения традиций, с другой - сохранять и поддерживать существующую систему, что может быть рассмотрено как деструктивная и конструктивная функции.
Смеховая культура российского студенчества является отражением действительности современного общества, что наиболее ярко проявляется в таком явлении, как КВН. Следует отметить, что активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества, а также специфика обучения в вузе приводят студенчество к высокой коммуникативной активности. В силу этого, подобное можно считать специфической чертой студенческой жизни.
Юмор имеет, прежде всего, социальную природу. Смеховая культура способствует сближению людей и создает ощущение общности. Роль юмора - в предупреждении и ослаблении межличностных и межгрупповых конфликтов. Роль смеховой культуры - в некоем противостоянии консервативным устоям общества.
При теоретическом анализе смеховой культуры мы выделили основные социальные функциями смеховой культуры. Ими являются функции: отражения действительности, выражения актуальных проблем массового сознания; идентификации с группой; снятия напряжения; определения зла; отражения культурного опыта, феноменов массового сознания; социальной адаптации, коммуникативная и игровая.
Также, мы сделали классификацию обрядово-зрелищных форм смеховой культуры студенчество, выделив в ней 4 составляющих - шуточные ритуалы, официально санкционированные праздники и игры, официально несанкционированные праздники, новые формы социомедийного характера.
Из всех упомянутых обрядово-зрелищных форм смеховой культуры студенчества мы наиболее подробно остановились на анализе игры КВН. Уникальность КВН заключается в совмещении исторических форм культуры как содержательного стержня и способности приспосабливаться к изменчивым условиям, встраиваться в любое социокультурное пространство, независимо от политических, экономических режимов и смены мировоззренческих парадигм. В процессе игр КВН также происходит презентация и освоение интеллектуальных и деятельностных стратегий, соответствующих сложности адаптации в современных условиях, развивается коммуникативная компетентность, наращивается социальный, человеческий и культурный капитал, что невероятно важно для современного студенчества.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что, несмотря на изобилие развлечений и огромный доступ к информации, для большей части студентов важно, чтоб в их ВУЗах была развитая внеучебная развлекательная деятельность. Несмотря на критический взгляд и высокие ожидания, они готовы активно участвовать в ней, в ее организации и улучшении. Однако, они все равно в значительной степени ждут поддержки руководства ВУЗа.
68 Несмотря на это, гипотезу о том, что современное студенчество является пассивным, можно считать опровергнутой.
Гипотеза о снижении популярности неформальных обрядов, традиций и ритуалов подтверждена. Их вытесняют более масштабные формальные мероприятия. Приезжие студенты, проживающие в общежитиях, более подвержены хранению традиций и созданию новых, а также, более активно проявляют себя во внеучебной деятельности своих ВУЗов. То есть, из социально-демографических характеристик большее значение место проживания. Современное студенчество обладает широким кругозором, интересуется происходящим в мире и стране, а также склонно к комической оценке действительности - это подтверждает неугасающая заинтересованность студентов в юмористической деятельности и в КВН. Все выделенные функции нашли свое подтверждение, лишь функция отражения действительности и выражения актуальных проблем массового сознания студентами осознается, как не очень значимая, несмотря на то, что, судя по ответам, несомненно, присутствует.
В результате анализа данных по различным развлекательным мероприятиям в 22 ВУЗах Санкт-Петербурга, выяснилось, что самыми популярными и упоминаемыми мероприятиями являются: Посвящение в студенты и КВН. Праздник Экватора и День Студента также отмечается в нескольких ВУЗах, но в основном, оба этих мероприятия проводятся на городском уровне в клубном формате. Окончание университета также упоминается на нескольких сайтах и носит как формальный, так и неформальный характер. КВН существует практически во всех ВУЗах Санкт- Петербурга, активно развивается и поддерживается большинством учебных заведений. Более активную поддержку ВУЗ начинает оказывать тогда, когда команда доходит до высокого, например, телевизионного уровня.
Самые малоафишируемые формы студенческой смеховой культуры - Хэллоуин, День Группы, День Факультета, Первое апреля, прием в жильцы общежития, предэкзаменационные обряды и гадания. Они все, кроме Дня Факультета, относятся к шуточным ритуалам и несанкционированным праздникам, из чего можно сделать вывод, что в официальных источниках неформальная жизнь студентов фиксируется мало. В целом, студенческая смеховая культура Петербурга очень развита, разнообразна, постоянно меняется и прогрессирует.
Студенческая жизнь в Санкт-Петербургском Государственном Университете активно освещается средствами массовой информации и университетским пресс-центром. В смеховой культуре студентов СПбГУ присутствует большая часть выделенных обрядово-зрелищных форм, а также стоит отметить, что студенты Университета в меньшей степени, чем остальные, высказали недовольства по поводу организации и анонсированности проводимых мероприятий. Главными проблемами организации мероприятий в большинстве ВУЗов студенты считают отсутствие информации и рекламы, низкое финансирование и качество мероприятий соответственно. Выражено пожелание делать больше локальных мероприятий - на факультете, в кампусах и общежитиях, где студенты проводят больше всего времени, таким образом, увеличится и популярность неформальных обрядово-зрелищных форм. Отмечается низкая инициатива самих современных студентов и их невысокая способность хранить и создавать традиции самостоятельно. Также, значительная часть студентов отмечает незаинтересованность преподавателей и руководства ВУЗа в творческой жизни учащихся и то, что деятельность по участию и организации мероприятий никак не поощряется и не стимулируется.



1. Аверинцев, С. С. Бахтин и русское отношение к смеху / От мифа к литературе Текст.: Сборник в честь 75-летия Е. М. Мелетинского. М., 1993
2. Аксельрод, А. Ю., Муратов, С. А., Яковлев, М. Ю. Клуб весёлых и находчивых. М. : Советская Россия, 1965
3. Антология мирового анекдота. От великого до смешного. Текст. Киев- М., 1994
4. Бахтин М Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура). / М. Бахтин/ М.: Русские словари; Языки славянских культур, 2010
5. Бергсон, А. Смех / А. Бергсон. - М.: Искусство, 1992.
6. Березин, В. М. Сущность и реальность массовой коммуникации Текст. М., 2002
7. Берлянд, И. Е. Игра как феномен сознания Текст. Кемерово: «Алеф», 1992
8. Берн, Э. Игры, в которые играются люди. Психология человеческой судьбы Текст. М., 1988
9. Борев Ю. О комическом./ Ю. Борев - М.: Искусство, 1957
10. Богомолова Н. Н. Массовая коммуникация и общение./Н.Н.Богомолова - Текст. М. 1988
11. Бутенко, И.А. Юмор в качестве предмета социологии / И.А. Бутенко / Социологические исследования. - 1997. - №5.
12. Гайнуллина Д.М. Смех как физиологическая, социальная и лингвистическая составляющая нашей жизни. / Д.М. Гайнуллина - Вестник Челябинского Государственного университета. Вып. 18. 2013
13. Глухова, А.В. Смешно о серьезном / А.В. Глухова / Социологические исследования. - 1999. - №5.
14. Дземидок, Б. О комическом / Б. Дземидок. - М.: Прогресс, 1974.
15. Дмитриев, А.В. Социология политического юмора: Очерки / А.В. Дмитриев. - М.: Изд-во РАН, 1998.
16. Дмитриев, А.В. Социология юмора / А. В. Дмитриев. - М.: Изд-во РАН, 1996.
17. Докучаев, И.М. Смех, идеология, власть [электронный ресурс] / И.М. Докучаев. - 2007. - URL: http://artevik.narod.ru/publ/ smile.html
18. Кайуа РИгры и люди; Статьи и эссе по социологии культуры. /М.:ОГИ, 2007
19. Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов Текст. М., 1999.
20. Карасев Л.В. Парадокс о смехе. Вопросы философии./ Л.В. Карасев - 1989
21. Карасёв Л. В. Философия смеха/ Карасев Л.В.. - М. : Азбука, 1996
22. Костерева О.А./Образ врага в отечественной политической культуре периода Холодной войны. Опыт анализа визуального источника. 2001
23. Красиков М.М. Обрядово-зрелищные формы смеховой культуры современного украинского студенчества. (К постановке проблемы) // Дбеа / Докса. Зб1рникнауковихпраць з фшософп та фшологн. Вип. 9: Семантичш й герменевтичшвим1рисм1ху. - Одеса, 2006
24. Марфин М., Чивурин А. Что такое КВН. / М. Азбука. 1999.
25. Лихачев Д.С., Панченко A.M., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л., 1984
26. Лихачев Д.С. Послесловие. О национальном характере русских / Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся старших классов / Сост. А. Ф. Малышевский и др., Общая ред. А. Ф. Малышевского, Науч. ред. А. И. Ракитова. М.: Просвещение, 1993.
27. Лихачев Д.С. Древнерусский смех / Проблемы поэтики и истории литературы: (Сб. ст.). - Саранск, 1973.
28. Лук, А. Н. О чувствах, о юморе, об остроумии Текст. // Знание -сила, 1965
29. Маласаев, К.А. История Томской «Юморины» и театров эстрадных миниатюр Текст. Томск, 2001
30. Марфин М., Чивурин А. Что такое КВН? 2-е изд. М., 2002
31. Панченко A.M. Роль скоморохов в культуре Древне Руси // Славянские литературы: IX Междунар. съезд славистов. М., 1983
32. Разуваев, В.В. Политический смех в современной России / В.В. Разуваев. - М.: ГУ-ВШЭ, 2002
33. Сычев А.А. Природа смеха или Философия комического / А.А, Сычев.
- Саранск: Издательство Мордовского университета, 2003
34. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному./ З. Фрейд - М: Азбука, 1905
35. Хейзинга Й. Игровой элемент современной культуры / Пер. с нидерл. М.: Изд. группа «Прогресс-Академия», 1992
36. Юнисов, М. В. Студенческий театр эстрадных миниатюр // Самодеятельное художественное творчество в СССР: очерки истории Текст. - СПб., 1999
37. T. Veatch. A theory of humor - Humor. The international journal of humor research, №2, May 1998.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ