Введение 4
1 Теоретические аспекты ностальгического туризма 7
1.1 Состояние и развитие туризма в Приморском крае 7
1.2 Сущность ностальгического туризма и его место в туристской
классификационной цепи 13
1.3 Особенности организации ностальгических туров 18
2 Маркетинговые исследования туристского рынка Приморского края 24
2.1 Анализ рынка туристских услуг ностальгического туризма в
Приморском крае 24
2.2 Оценка востребованности ностальгических туров для корейцев в
Приморском крае 35
2.3 Информационно-методическое обеспечение ностальгического
турпродукта «Эпоха в лицах» для граждан из Республики Корея 43
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение А 60
Приложение Б 61
Приложение В 62
Приложение Г 64
Приложение Д 66
Приложение Е 70
Приложение Ж 71
Приложение З 72
Приложение И
Ностальгический туризм является одним из относительно молодых и динамично развивающихся сегментов туристской индустрии во всем мире. Развитие данного вида туризма обусловлено интересом людей разных возрастных категорий к историческому наследию предков, родственников и членов семей, а также желанием посетить места прежнего собственного жительства. Проектирование ностальгических туров требует тщательного подхода к внутренней составляющей тура, так как их целью является формирование у туриста чувства ностальгии путем объединения элементов прошлого и элементов настоящего, позволяя туристу приобщиться к культуре собственного народа и создать свой собственный уникальный образ прошлого. Такой подход к формированию турпродукта ностальгического характера позволяет добиться максимальной эффективности тура и его соответствия текущим трендам рынка туристских услуг. Несмотря на быструю изменчивость индустрии туризма, ностальгический туризм является одним из наиболее устойчивых, перспективных и развивающихся на мировом туристском рынке на протяжении двадцати восьми лет. На практике ностальгический туризм не ограничивается показом памятников и иных ностальгических объектов показа, а погружает туристов в атмосферу прошлого путем чередования объектов и прошлого и настоящего.
Ностальгический туризм нацелен не только на создание чувства ностальгии, но и является образовательным, так как дает возможность изучения культурной среды места посещения и расширяет кругозор туриста. А процесс изучения, в свою очередь, осуществляется не только на основе стереотипных памятных объектов, которые зачастую дают неполное представление о таких составляющих культурной среды, как например, культура населения, но и на основе современных методов организации туризма.
Мир постоянно меняется, вынуждая профессионалов туристской сферы подстраиваться под спрос и предлагать на рынке востребованные виды туристских продуктов. Именно поэтому сейчас необходимо внедрять на туристский рынок Приморского края туристские продукты ностальгического характера для граждан Республики Корея, ведь Приморский край и Республику Корея сближают исторические корни. В последнее время наблюдается интерес корейцев к Приморскому краю, увеличивается рост туристских потоков из Республики Корея, вследствие чего возникает необходимость расширения туристского продукта для туристов из Республики Корея и ностальгический туризм — это один из вариантов расширения ассортимента туристских продуктов.
Цель исследования: проектирование ностальгического тура в Приморском крае для граждан Республики Корея.
Задачи исследования:
- обзор состояния и развития туризма в Приморском крае;
- изучение теоретических основ ностальгического туризма;
- выявление особенностей организации ностальгических туров;
- анализ рынка ностальгических туристских услуг в Приморском крае;
- выявление востребованности ностальгических туристских программ и определение возможности их использования в Приморском крае.
В качестве объекта исследования выступает ностальгический туризм.
Предметом исследования является проектирование ностальгического тура на территории Приморского края для граждан Республики Корея.
Методологическую основу исследования составляют принципы системности научного анализа и аналитических подходов. Системный метод предполагает целостное исследование сложных систем, состоящих из подсистем и элементов, и позволяет рассматривать общество как сложно организованную систему, подсистемами которой являются политические и социальные структуры, в частности, туризм. Аналитический метод раскрывает общие и особенные черты ностальгического туризма, выявляет его специфику. Кроме перечисленных выше методов научных исследований, так же были использованы методы наблюдения, интервью, описания, анализа, опроса, моделирования. Метод наблюдения был использован при выявлении проблемы данного исследования. Был проанализирован весь собранный изучаемый материал: теоретический и практический, а также были проанализирован рынок туристских услуг ностальгического характера во Владивостоке. Метод опроса был использован, для выявления востребованности интерактивных экскурсионных программ и определения возможности их использования.
Практическая значимость работы заключается в том, что в условиях конкурентной борьбы на туристском рынке от создания наиболее привлекательного продукта напрямую зависит успешность туристского предприятия. Эта работа поможет ввести ностальгические туристские продукты для корейцев на рынок Приморского края, удовлетворяя ностальгические и познавательные потребности туристов.
В работе использованы материалы российских и зарубежных авторов, нормативная документация, а также статьи газет и журналов. Тему проектирования интерактивных экскурсионных продуктов в своих трудах осветили многие авторы, в том числе Косолапов А.Б., Святоха Н.Ю., Филимонова И.Ю., Лысикова О.В., Кольцова А.О.
Дипломная работа состоит из введения, двух разделов, заключения.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет, сформулированы задачи, методы исследования.
В первом разделе «Теоретические аспекты ностальгического туризма» рассмотрены понятия и сущность ностальгического туризма, особенности разработки ностальгических туров и состояние туризма в Приморском крае.
Второй раздел «Маркетинговые исследования туристского рынка Приморского края» посвящена анализу рынка ностальгических туристских услуг и выявлению востребованности ностальгических туристских программ для корейцев в Приморском крае. Здесь же разработан ностальгический туристский продукт для граждан Республики Корея.
В заключении подведены общие итоги работы, изложены основные выводы, определены проблемы, требующие дальнейшего детального изучения.
В соответствии с поставленными задачами заключение представлено в виде следующих выводов:
Разработка ностальгического тура - это трудоемкий процесс, который состоит из проектирования и формирования тура. Проектирование и формирование ностальгического тура включают в себя множество принципов, деталей, аспектов, методов и условий. Опираясь на историю российско- корейских отношений, при достаточном развитии инфраструктуры, уровне подготовки профессиональных кадров в туризме, финансировании и сотрудничестве с Республикой Корея, Приморский край может стать очень перспективным регионом для становления и развития ностальгического туризма. Развитие туризма в Приморском крае может привлечь большие потоки корейских туристов, желающих побывать в стране, которая дала шанс их дедам и прадедам на лучшую жизнь, и где они, проливая кровь, боролись за независимость своей страны. Однако так как в Российской Федерации ностальгический туризм не имеет нормативно-правовой базы, его место в большой и разноплановой туристской классификационной цепи неоднозначно. Но проанализировав определения понятия «ностальгический туризм» различных авторов, был сделан вывод, что ностальгический туризм является самостоятельным видом туризма, относящийся к подвиду этнокультурного (этнического) туризма. Богатое культурно-историческое наследие корейского народа в Приморском крае, территориальная близость Приморского края и Республики Коря, упрощенный визовый режим и другие факторы создают благоприятную среду для развития ностальгического туризма. Перспективы развития ностальгического туризма в Приморском крае существуют, а уже предлагаемые туры с историческим уклоном пользуются спросом у туристов из Республики Корея. По данным проведенного опроса среди граждан Республики Корея, ностальгические туры для корейцев в Приморском крае востребованы гражданами Южной Кореи - женщинами и мужчинами в возрасте от 46 до 60 лет и старше, которые интересуются историей своих соотечественников, проживавших на территории СССР и проживающих на территории Российской Федерации. Так же, можно отметить, что по данным исследования большинство корейцев предпочитает путешествовать летом и не более 3-5 дней. В ходе анкетирования было выявлено, что респонденты предпочитают быть размещенными в гостинице, находящейся в центре города. Предпочитаемая кухня - русская. Предпочитаемые города - Владивосток и Уссурийск. Средняя сумма, которую готовы потратить респонденты составляет от 1000 долларов США и более. Более того, исследование показало, что наиболее востребованы для показа не сами объекты, а атмосфера города, в котором когда-то жили соотечественники. На основании данных выводов был спроектирован туристский продукт ностальгического характера для граждан Республики Корея.
Таким образом, реализация спроектированного в данной работе ностальгического тура может увеличить туристский поток из Республики Корея в Приморский край. Это, в свою очередь, поспособствует межкультурному обмену между нашими странами и развитию туристской сферы региона.
1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» № 132-ФЗ [в ред. от 03.05.2012: принят 24.11.1996] - Информационно-правовое обеспечение Гарант - Режим доступа: http: //base. garant.ru/70170496/
2. ГОСТ Р 50681-2010. Туристские услуги. Проектирование туристских услуг [по состоянию от 2011-07-01: принят 30 ноября 2010 г.]. - Режим доступа:http://docs.cntd.ru/document/gost-r-50681-2010
3. Государственная программа Приморского края «Развитие туризма в
Приморском крае» на 2013 - 2020 годы [по состоянию от 10 марта 2017 года: принята 07.12.2012] - Режим доступа: http://www.primorsky.ru/
authorities/executiveagencies/departments/tourism-pk/gosudarstvennaya-programma-primorskogo-kraya-razvitie-turizma-v-primorskom-krae-na -2013-2017-gody- .php
4. Алексеева, Н.Д. Квест-экскурсия как инновационная форма экскурсионной деятельности. / Н.Д. Алексеева. // Тольятти: Вектор науки Тольяттинского государственного университета - 2015 - С. 38-45 - 2
5. Бабкин, А. В. Специальные виды туризма: учебное пособие / А. В. Бабкин. - Ростов н/д: Изд-во Феникс, 2015. - 251с.
6. Бутузов, А.Г. Этнокультурный туризм: учебное пособие / А.Г. Бутузов. — Москва: Изд-во КноРус, 2017. — 248 с.
7. Веткин, В.А. Технология создания турпродукта: учебно-метод. Пособие / В.А. Веткин, Е.В. Винтайкина. - М.: Финансы и статистика - 2016. - 240 с.
8. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 2014. - 416 с.
9. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: учебное пособие / А.П. Дурович, А.С. Копанев, З.М. Горбылева. - Минск, 2014. - 496 c.
10. Карпова, Г.А. Экономика и управление туристской деятельностью: учебное пособие / Г.А. Карпова, Л.В. Хорева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2015.-268 с.
11. Кириллов, А.Т. Маркетинг в туризме / А. Т. Кириллов, Л. А. Волкова. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2016. - 184 с.
12. Косолапов, А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: учебное пособие / А.Б. Косолапов. М.: Изд-во Кнорус, 2018. - 294 с.
13. Кусков, А.С. Основы туризма: учебник для студентов и слушателей вузов, обучающихся по экономическим специальностям / А. С. Кусков, Ю. А. Джаладян. - 2-е изд. - М.: Кнорус, 2016. - 400 с.
14. Лысикова, О.В. Туризм как освоение пространства и времени: мобильность коллективной памяти / О.В. Лысикова. // Теория и практика общественного развития. Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «ХОРС». - 2016. - №7. - С. 95-100.
15. Мартьянова, Е.Г. К вопросу об определении термина «генеалогический туризм» в контексте этнокультурного туризма / Е.Г. Мартьянова. // Современные технологии в мировом научном пространстве: сборник статей Международной научно-практической конференции (28 сентября 2017 г., г. Уфа). В 3 ч. Ч.2. / - Уфа: АЭТЕРНА. - 2017. - С. 176-179.
16. Мошняга, Е. В. Основные тенденции развития туризма в современном мире / Е.В. Мошняга // Вестник РМАТ. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская международная академия туризма». - 2016. - №3. - С. 20-33.
17. Монахова, Н.С. Этнографический туризм в России: основные виды и факторы развития / Н.С. Монахова // Традиции и инновации в российском туризме. Вестник Российского нового университета. - 2016. - С.164-168.
18. Писаревский, Е.Л. Основы туризма: учебник / коллектив авторов под ред. Е. Л. Писаревского. — М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. - 384 с.
19. Федорова, С.Н. Ностальгический туризм: сущность и структура / С.Н. Федорова. // Вестник СВФУ. Федеральное государственное автономноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования Северо¬Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. - 2014. - №4 - С. 129-135.
20. Фролова, С.Н. Перспективы становления Приморского края как привлекательной туристской дестинации для туристов из республики Кореи / С.Н. Фролова // Современный мир: опыт, проблемы и перспективы развития. Центр научного знания «Логос». - 2016. - №1. - С. 109-113.
21. Яновский, А.С. Маркетинговая деятельность на рынке турпродукта. / А.С. Яновский // Маркетинг. - 2014. - №4. - С.60-65.
22. Аналитическое агентство «ТурСтат» / [Электронный ресурс] - Режим доступа:http: //turstat.com/tag/vezdnoj -turizm
23. АТП «Приморье» / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //atp.ritmteam.ru/contacts/
24. Всё о туризме: туристическая библиотека / [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://tourlib.net/statti_tourism/nostalgic-tourism.htm
25. Гостиница «Версаль» / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://hotel-versailles.ru/services.html
26. Завод Уссурийский Бальзам / [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://ub-dv.com/about
27. Информационно-аналитическое агентство «Восток России» /
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://www.eastrussia.ru/material/turizm-v-primore-vyezzhaet-na-kitaytsakh/
28. Исторический тур по России / [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.v-al.ru/
29. Исторический туризм / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.teztour.com/excursionTourEach.html?id=5001002
30. Классификация Видов туризма / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http: //www.oturbiznese.ru/4. html]
31. Ложки-Плошки / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https: //www. vl .ru/lozhki-ploshki
32. Мой Владивосток / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moy-vl.ru/
33. Официальный сайт администрации Приморского края / [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.primorsky.ru/news/142403/
34. Подходы к классификации этнического туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/podhody-k-klassifikatsii-etnicheskogo-turizma
35. Примгидромет / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.primgidromet.ru/news/chem_dyshal_vladivostok_v_minuvshem_mae216
36. Ресторан «PortCafe» / [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tokyo-bar.ru/?city=vl
37. ТАСС. Туризм в Приморском крае / [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://tass.ru/obschestvo/4771319
38. Тенденции развития международного туризма / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/v/tendentsii-razvitiya-mezhdunarodnogo-turizma 19
39. Туризм в России / [Электронный ресурс] - Режим доступа: http ://sokolov33.ru/index .php/rekreazij a/yugrf/18 -vidy-turizma/61-no stalgiche skij -turizm
40. Туристический портал Приморского края / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://tour.primorsky.ru/
41. Факторный анализ туристской отрасли Приморского края /
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.applied-
research.ru/ru/article/view?id=9559
42. Факторы развития внутреннего и въездного туризма в Приморском
крае / [Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://moluch.ru/archive/84/15525/
43. Факторы, влияющие на развитие туристского рынка / [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/articleZn/vliyanie-vneshnih-faktorov-na-razvitie-turistskogo-rynka-v-respublike-krym 22
44. FarPost: Работа гидом-переводчиком во Владивостоке - вакансии / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.farpost.ru/vladivostokZ job/vacancy/+/%DD%EA%F1 %EA%F3%F0%F1 %EE%E2%EE%E4/
45. FarPost: Резюме гидов-переводчиков / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https:ZZwww.farpost.ruZjobZresumeZ+Z%DD%EA%F1%EA%F3%F0 %F1 %EE%E2%EE%E4Z
46. History of Primorye Territory / [Электронный ресурс] - Режим доступа:http:ZZwww.ruvek.ru/?module=cities&action=view&id=933
47. ICIE / [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.ic- ie.com/news/razvitie-turizma-mezhdu-rossiej-i-respublikoj-koreya-vyhodit-na-novyj- urovenZ
48. Korean House / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https: Z/www. vl. ru/korean-house
49. Nostalgic Tourism and America’s Historic Byways / [Электронный
ресурс] - Режим доступа: https:ZZamericasopenroads.wordpress.com/
2014Z02Z09Znostalgic-tourism-and americas-historic-bywaysZ
50. Nostalgic tourism Dale W. Russell - Uniformed Services University of the Health Sciences / [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/240235860_Nostalgic_T ourism
51. STUDIO / [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://cafe- studio.ru/
52. VL.ru/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.vl.ru/afisha/vladivostok/events/by-category-tours 26
53. VladGid.com/ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.vladgid.com/perspektivy-razvitiya-turizma-v-primore