Введение 3
1 Теоретический анализ психологических особенностей лиц с разными копинг -
стратегиями 6
1.1 Понятие, классификация и проблема измерения копинг-стратегий в
отечественной и зарубежной психологии 6
1.2 Подходы к изучению личности и её психологических особенностей 10
1.3 Теоретический анализ связи копинг-стратегий и психологических
особенностей личности 15
2 Психодиагностическое обеспечение эмпирического исследования психологических особенностей первокурсников с разными копинг-стратегия . 21
2.1 Характеристика методов исследования способов совладающего
поведения личности и стрессовой нагрузки 21
2.2 Характеристика психодиагностического комплекса «Профориентатор»
как инструмента для выявления психологических особенностей первокурсников 26
3 Эмпирическое исследование психологических особенностей первокурсников
с разными копинг-стратегиями 29
3.1 Планирование и организация исследования. Характеристика выборки ... 29
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования копинг-стратегий
первокурсников с учётом оценки стрессовой нагрузки 32
3.3 Выявление и анализ психологических особенностей первокурсников с
разными копинг-стратегиями 39
Заключение 48
Список литературы 50
Приложение
Современное общество можно охарактеризовать наличием большого количества стрессогенных факторов, которые порождают у людей психическую напряженность и предъявляют повышенные требования к психологическим качествам личности и ее стрессоустойчивости, обеспечивающим преодолевающее поведение и эффективность деятельности в сложных жизненных ситуациях. Стресс считается крайней формой проявления психической напряженности, способной препятствовать личностному развитию.
Эта тема актуальна и для студенчества, особенно для первого курса, адаптирующегося к новым условиям. Поэтому последовательным продолжением изучения стресса являются исследования процессов преодоления стрессовых состояний - так называемого копинг-поведения, - с учетом специфики студенчества.
Выбор стратегии преодолевающего поведения связан с особенностями личности человека. При этом следует учитывать, что сложные ситуации, которые возникают в жизни, могут не только оказывать на человека неблагоприятное влияние, но и пробуждать в нем внутренние возможности, которые незаметны в ситуациях отсутствия стрессового воздействия.
Цель исследования: выявить психологические особенности
первокурсников с разными копинг-стратегиями, проявляющиеся в активности, согласии, самоконтроле и эмоциональной стабильности.
Объект исследования (теоретический): личность.
Объект исследования (эмпирический): первокурсники ШИГН.
Предмет исследования: психологические особенности лиц с разными копинг-стратегиями, проявляющиеся в активности, согласии, самоконтроле и эмоциональной стабильности.
Гипотеза исследования: психологические особенности личности,
проявляющиеся в активности, согласии, самоконтроле и эмоциональной стабильности, у первокурсников с разными копинг-стратегиями различаются.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
- рассмотреть понятие, классификацию и проблему измерения копинг - стратегий в отечественной и зарубежной психологии;
- изучить основные подходы к исследованию личности и ее
психологических особенностей;
- провести теоретический анализ связи копинг-стратегий и
психологических особенностей личности;
- подобрать методы исследования способов совладающего поведения личности и стрессовой нагрузки;
- провести эмпирическое исследование психологических особенностей первокурсников с разными копинг-стратегиями с учётом стрессовой нагрузки;
- выявить и проанализировать психологические особенности первокурсников с разными копинг-стратегиями;
- предложить рекомендации по разработке программы формирования конструктивных копинг-стратегий у студентов в ситуациях стрессовой нагрузки.
Методологической основой исследования стал комплекс
взаимодополняющих теоретических и эмпирических методов: анализ
литературы по проблемам изучения личности и копинг-стратегиям; «Копинг- тест» (R.S. Lazarus); Шкала стрессогенности жизненных событий (T.H. Holmes, R.H. Pahe); комплекс «Профориентатор», методы математической статистики: описательная статистика, корреляционный анализ и сравнительный анализ (t- критерий Стьюдента и F-критерий Фишера).
Исследование проходило на базе Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ. В эмпирическом исследовании приняли участие студенты первого курса ШИГН (с 01.03.2018 Школа гуманитарных наук переименована в Школу искусств и гуманитарных наук).
Апробация результатов исследования проводилась в рамках X международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум 2018» и представлена в формате электронной публикации «Психологические особенности первокурсников ШИГН ДВФУ с разными копинг-стратегиями» .
Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций по формированию конструктивных копинг-стратегий у студентов в ситуациях стрессовой нагрузки.
Тема стресса актуальна для студенчества, особенно для первого курса, так как происходит адаптация к новым условиям. Поэтому исследование психологических особенностей у студентов первого курса с разными копинг - стратегиями, изучение механизмов преодоления стрессовых состояний первокурсниками, представляется необходимым и достаточно своевременным.
В данной работе выявлены психологические особенности первокурсников с разными копинг-стратегиями, проявляющиеся в активности, согласии, самоконтроле и эмоциональной стабильности.
Для достижения поставленной цели рассмотрены понятие, классификация и проблема измерения копинг-стратегий в отечественной и зарубежной психологии, изучены основные подходы к исследованию личности и её психологических особенностей, проведён теоретический анализ связи копинг- стратегий и психологических особенностей личности. В эмпирической части подобраны методики для изучения личности, способов ее совладающего поведения и стрессовой нагрузки, проведено исследование психологических особенностей первокурсников с разными копинг-стратегиями с учётом стрессовой нагрузки, выполнен их анализ. Также предложены рекомендации по разработке программы по формированию конструктивных копинг-стратегий в ситуациях стрессовой нагрузки.
Анализ копинг-стратегий первокурсников с учётом оценки стрессовой нагрузки, показал, что стрессовая нагрузка связана с выбором копинг-стратегий. Чем выше стрессовая нагрузка, тем больше вероятность того, что человек выберет неконструктивные копинг-механизмы, если же человек меньше подвержен стрессовому влиянию, его выбор в большей степени будет обусловлен личностными факторами.
Таким образом гипотеза о том, что личностные качества, проявляющиеся в активности, согласии, самоконтроле и эмоциональной стабильности, у лиц с разными копинг-стратегиями различаются, проверенная при помощи
описательной статистики, корреляционного и сравнительного анализа, подтвердилась. На основе результатов исследования, их анализа и интерпретации сформулированы выводы, предложены рекомендации по разработке программы по формированию конструктивных копинг-стратегий у студентов в ситуациях стрессовой нагрузки.
Было бы интересным в перспективе исследования полученные данные о психологических особенностях первокурсников с разными копинг-стратегиями с учетом стрессовой нагрузки проанализировать и в гендерном аспекте.
1. Абдулаева П.З., Османова А.А. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 9-2. - с. 233-239
2. Акимова Е.В. Копинг-механизмы и механизмы психологической защиты [Электроенный ресурс] // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/852/13922.
3. Артемцева Н.Г. О связи со-зависимости с удовлетворенностью потребностей человека // Психология человека в современном мире. - Том 1. - 2013 - 150 с.
4. Багадирова С.К. Материалы к курсу «Психология личности» (раздел «Теория личности») / С.К. Багадирова, А.А. Юрина. - М.: Директ-Медиа. 2014. 172 с.
5. Баскакова С.А. Современные представления о способах совладания с психическими расстройствами // Социальная и клиническая психиатрия. 2010. №2. - с. 88-96.
6. Бекмуратова Г.Т. Особенности развития психологического здоровья студентов // Materials of the XI International scientific and practical conference, «Cutting-edge science», - 2015. - 150 с.
7. Брайт Д. Стресс: теории исследования, мифы / Д. Брайт, Ф. Джонс. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК. 2003. 352 с.
8. Глушко Е.В. Причины конфликтов в студенческой среде. // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/304/5570.
9. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Рассказова Е.А., Сычев О.А., Шевяхова В.Ю. Диагностика копинг-стратегий: адаптация опросника COPE // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе.: Изд - во КГУ им. Н.А.Некрасова, 2010. Т. 2. С. 89-91.
10. Депрессия при шизофрении: особенности протекторных
психологических механизмов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://privetstudent.com/diplomnyye/diplomnyye-raboty-po-meditsine/page,5,2375- depressiya-pri-shizofrenii-osobennosti-protektornyh-psihologicheskih- mehanizmov.html.
11. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов / О.Ю. Ермолаев. - М., 2004. 336 с.
12. Ефимова Н.С., Основы общей психологии : учеб. Пособие / Н.С. Ефимова. - М., 2013. 288 с.
13. Журавлёв А.Л. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / А.Л. Журавлёв, Т.Л. Крюкова, Е.А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. 680 с.
14. Замышляева М.С. Оптимизм и пессимизм в совладающем поведении в юношеском возрасте. - М.: 2006. 237 с.
15. Иванов П.А. Апробация опросника копинг-стратегий (COPE) / П.А. Иванов, Н. Г. Гаранян. - М.: 2010. - №1. - С. 82-93
16. Ильин Е.П. Психология индивидуальный различий. - СПб.: 2004. 701 с.
17. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни / Е.Р. Исаева. -сПбГму.: 2009. 136 с.
18. Кабанченко Е.А. Студенчество. Особенности возраста и жизненного периода [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(60). - Режим доступа: https://sibac.info/archive/guman/12(60).
19. Кобзева О.В. Проявление копинг-поведения в юношеском возрасте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. - 2011. №3. - С. 155-158.
20. Копинг-поведение и механизмы совладания со стрессом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pciholog.com/stress-kak-obekt- nauchnoj-refleksii/koping-povedenie-i-mexanizmy-sovladaniya-so-stressom/
21. Копинг-стратегии: понятие и виды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ostresse.rU/teoriya-stressa/koping-strategii-ponyatie-i-vidy.html#i-6
22. Корытова Г.С., Еремина Ю.А. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия // Вестник ТГПУ. 2015. №3 (156). - с. 42-48.
23. Крысько, В. Г. Социальная психология : учебник для бакалавров / В. Г. Крысько. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. - 190 с.
24. Куфтяк Е.В. Концепция семейного совладания: основные положения [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2012. - № 5. Режим доступа: http://medpsy.ru
25. Лапкина Е.В. Психологическая защита и совладание: защитная система личности // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2 - Том II. - с. 232-236.
26. Лукацкий М.А. Педагогическая наука: история и современность. - М.: ГЭОТАР-Медиа. 2012. 448 с.
27. Макаров А. В., Луцева И.Ю. Вузовский социум как пространство для формирования волонтерских инициатив // Молодой ученый. 2014. №12. - с. 285-287.
28. Малютина Т.В. Психологические и психофизиологические особенности развития в юношеском (студенческом) возрасте // ОНВ. 2014. №2 (126). - с. 129-133.
29. Мархакшинова Н.В. Копинг-механизмы и механизмы психологической защиты // Психодидактика высшего и среднего образования. Электрон. журн. 2012. - 230 с.
30. Набиуллина Р Р., Тухтарова И.В. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом: учеб. Пособие / Р.Р. Набиуллина. - Казань.: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2003. С. 8.
31. Онохова М.А. Легко ли быть студентом? [Электронный ресурс]// Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2017/2827/27657.
32. Первитская А.М. Математические методы в психологии: учеб. пособие / А.М. Первитская - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2013. 70 с.
33. Петровский А.В. История и теория психологии / А.В. Петровский, М.Г.Ярошевский. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. 416 с.
34. Понятие личность: структура и индивидуальность [Электронный ресурс]. Лекции. - Режим доступа: https://www.distanz.ru/feed/lectures/ponyatie- lichnost-struktura-i-individualnost 3000.
35. Психологическая гостиная ДВФУ (г. Владивосток) [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Российская Академия Естествознания, 2012-2018. - Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2018/3153/5880
36. Психология личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://syntone.ru/psy lib/psihologiya-lichnosti/.
37. Резепов И.Ш. Шпаргалка по общей психологии [Электронный ресурс], 2010. - Режим доступа: https:// scibook.net/obschaya-psiholo giya- knigi/obschestvennaya-suschnost-lichnosti-14320.html.
38. Романова Т.А. Личность как предмет научно-философского исследования // Современные проблемы науки и образования, 2015. - № 1-1
39. Рыднина О.Г. Социально-психологические компоненты структуры личности допризывника [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://superinf.ru/view helpstud.php?id=2974.
40. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2010. - 350 с.
41. Сунцова Я.С. Особенности психологических защит и копинг - стратегий мужчин и женщин // Вестник Удмуртского университета. Электрон. журн. 2014. - Вып. 3. - С. 50-60.
42. Учение Б.Г. Ананьева о человеке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyarticles.ru/view post.php?id=258.
43. Хрусталёва, Я. С. Психология кризисных и экстремальных ситуаций: психодиагностика и психологическая помощь : учеб. пособие / Я.С. Хрусталёва. - СпбГУ, 2013. - 190 с.
44. Ширалиева Г.И. Особенности копинг-стратегий у студентов
педагогического колледжа // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 806-809
45. Шмелёв А.Г., Страхов Н.Н., Иванова О.Н. Методическое пособие по комплексу «Профориентатор» : Центр тестирования и развития в МГУ. - С. 21¬23.
46. Haan, N. Coping and Defending: Processes of Self-Environment / N. Haan / Organization Elsevier. - 2013. 250 с.