ВОЛГО-ДОНСКОЙ РЕГИОН: КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ
|
Введение 3
Глава I. Начало формирования многоконфессионального населения Волго-Донского региона. История заселения края с конца XV века по материалам отечественной историографии конца
XVIII - начала XXI вв.
§ 1. Ранний этап изучения истории донских казаков. Конец XVIII - начало XX вв 7
§ 2. История происхождения донских казаков в отечественной историографии XX века 16
§ 3. Постсоветская историография 24
Глава II. Межконфессиональные отношения на территории Области Войска Донского во второй половине XIX века.
§1. Этнокультурная ситуация на землях Войска Донского во второй половине XIX в:
причины многонационального состава населения, народы, их численность и районы проживания 29
§2. Религиозная принадлежность населения и межконфессиональные отношения на
территории Области Войска Донского во второй половине XIX века.
2.1. Христианские конфессии: православие, старообрядчество и протестантские
течения (лютеранство и штундо-баптизм) 33
2.2. Нехристианские верования: буддизм и ислам 59
Глава IV. Конфессиональное разнообразие Волго-Донского региона как туристский ресурс.
§1. Конфессиональная география и распределение историко-культурных памятников
региона 80
§ 2. Современное состояние туристической индустрии Ростовской области. Перспективы развития 97
Заключение 103
Приложение 107
Список литературы
Глава I. Начало формирования многоконфессионального населения Волго-Донского региона. История заселения края с конца XV века по материалам отечественной историографии конца
XVIII - начала XXI вв.
§ 1. Ранний этап изучения истории донских казаков. Конец XVIII - начало XX вв 7
§ 2. История происхождения донских казаков в отечественной историографии XX века 16
§ 3. Постсоветская историография 24
Глава II. Межконфессиональные отношения на территории Области Войска Донского во второй половине XIX века.
§1. Этнокультурная ситуация на землях Войска Донского во второй половине XIX в:
причины многонационального состава населения, народы, их численность и районы проживания 29
§2. Религиозная принадлежность населения и межконфессиональные отношения на
территории Области Войска Донского во второй половине XIX века.
2.1. Христианские конфессии: православие, старообрядчество и протестантские
течения (лютеранство и штундо-баптизм) 33
2.2. Нехристианские верования: буддизм и ислам 59
Глава IV. Конфессиональное разнообразие Волго-Донского региона как туристский ресурс.
§1. Конфессиональная география и распределение историко-культурных памятников
региона 80
§ 2. Современное состояние туристической индустрии Ростовской области. Перспективы развития 97
Заключение 103
Приложение 107
Список литературы
В названии данной выпускной квалификационной работы обозначен регион, который нельзя отыскать ни на физико-географической, ни на административно-региональной картах современной России. Волго-Донской регион - это особая историко-географическая зона, включающая в себя территорию нескольких нынешних административных субъектов РФ: Ростовской (полностью) и Волгоградской областей, часть Краснодарского края. Обширные территории, простирающиеся от верховьев реки Бузулук на севере и до оз. Маныч - Гудило на юге - все эти просторы некогда принадлежали Донскому казачьему войску. Территория так и называлась - Область Войска Донского.
Согласно последним статистическим данным, большая часть некогда существовавшей Области Войска Донского, а именно Ростовская область, является одним из самых густонаселённых субъектов РФ: 6 место в общем списке субъектов (около 4 242 тыс. чел.). Кроме того, Ростовская область была и остаётся одним из самых многоконфессиональных регионов РФ. По состоянию на 31 декабря 2013 года в Ростовской области официально зарегистрировано несколько сотен религиозных организаций более чем двадцати различных вероучений. Так, в Ростовской области проживают представители трёх мировых религий: христианства, ислама и буддизма. Более того, в данном регионе сосредоточено большое количество самых разнообразных религиозных течений, таких как, например, старообрядчество. В Ростовской области продолжает существовать крупная община старообрядцев - потомков переселенцев-староверов в XVI веке. Также здесь распространены различные религиозные общины протестантского толка: баптизм, течение «Христиане веры Евангельской» (пятидесятники), свидетели Иеговы, и др. Принимая во внимание все эти данные, нельзя не задаться вопросом: откуда такое разнообразие конфессий? Почему именно в этом регионе страны мы можем наблюдать такую пестроту в религиозных убеждениях населения? Всё дело в истории этого края.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является ретроспективный обзор религиозной действительности Волго-донского региона, выявление причин конфессионального разнообразия края путём изучения истории распространения той или иной конфессии на территорию данного региона. В представленной выпускной квалификационной работе предпринята попытка проследить путь становления многоконфессионального региона России через историю его заселения (с начала XVI века). А последние немыслимо без истории донского казачества.
Донское казачество - явление, формирование которого происходило на территории, населенной разными народами. Это не могло ни отразиться на структуре самого казачества Дона. В его ряды входили и беглецы из России, и выходцы из соседних государств - ВКЛ, Польши , Ногайской орды, Крымского, Казанского и Астраханского ханств. Вместе с собой они переносили на Дон и свою религию. Таким образом, за донским казачеством закрепился статус полиэтнического и многоконфессионального общества. Но по прошествии лет по разным причинам, таким как 1) изначально большее количество русского элемента среди казаков, 2) долгое противостояние православных казаков мусульманским странам, в первую очередь, Крымскому ханству, 3) вхождение донцов и их территории во второй половине XVII века в состав русского государства, где главной религией признавалось православие и др., в сознании людей сформировалась точка зрения, согласно которой донское казачество в своем определении неразрывно связано только с православием. Однако, такое понимание и восприятие казачества Дона - не совсем точное. «Прошлое сложнее и многообразнее, нежели кажется порой некоторым из нас». В работе будут рассмотрены три временных пласта: 1) конец XV - начало XVI вв.: начало зарождения донского казачьего общества, и начальный этап формирования многоконфессионального региона на современной карте России; 2) 2-ая половина XIX века: период расцвета как самого донского казачества в границах русского государства, так и многочисленных верований на территории Области Войска Донского; 3) конец XX - начало XXI века: - современная конфессиональная картина Волго-Донского региона.
Исходя из вышесказанного перед автором выпускной квалификационной работы встают следующие задачи:
- проследить историю заселения Волго-донского региона.
- описать этнический состав населения Волго-донского региона, сформировавшегося ко 2-ой пол. XIX века и отображающего в определённой степени современную ситуацию в крае, дать оценку его религиозной принадлежности.
- изучить историю распространения самых многочисленных по числу приверженцев конфессий, рассмотреть их положение во 2-ой пол. XIX века, а также охарактеризовать их современное состояние в Волго-донском регионе.
- дать оценку многоконфессиональности Волго-донского региона с т. з. туристского потенциала края.
В виду этого, первая глава настоящей работы посвящена начальному этапу изучения истории казачества и охватывает период со второй половины XVIII в. до начала XX века. В ней также раскрываются ключевые положения двух теорий, основные подходы к решению проблемы происхождения донского казачества.
Во второй главе выпускной квалификационной работы подробно рассматриваются причины разнообразия конфессионального состава донского казачества. Вследствие пограничного положения Придонья по отношению к Европе и Азии, народы, кочевавшие в Донских степях ко времени появления донского казачества, отличались особой религиозной пестротой. Они были различны не только в этническом отношении, каждый из них обладал своей неповторимой культурой. В процессе взаимодействия этих народов на донской земле зародилось уникальное явление - казачество, являющееся своего рода отражением той этнокультурной ситуации, которая сложилась на берегах Дона к XVI в. И, как следствие, одной из основ казачьего общества стала веротерпимость. Это важное свойство окажет значительное влияние на дальнейшую историю развития донского казачества и станет одной из причин большого числа конфессий, распространившихся на территории Области Войска Донского ко второй половине XIX в. и имеющих место быть и поныне.
В последующем параграфе главы работы были рассмотрены различные религиозные общины Придонья во второй пол. XIX столетия. Все конфессии были поделены на две большие группы - христианские и, соответственно, нехристианские. Первая из двух глав полностью посвящена самой крупной мировой религии (как по числу последователей, так и по масштабам распространённости) христианству. В ней были рассмотрены, в первую очередь, сохраняющая свою главенствующую позицию среди многочисленных конфессий Дона - православие, одна из форм православия, появившееся в середине XVII в. в результате реформы патриарха Никона - старообрядчество, а также различные вероучения, относящиеся к западному христианству. В четвёртой по счёту главе рассказывается о нехристианских конфессиях Дона - буддизме и исламе.
Последняя глава будет обращена к богатому туристическому потенциалу Волго-Донского региона, связанному, в первую очередь, с его религиозной историей. В главе конфессиональная история Волго-Донского региона будет рассмотрена с точки зрения туристского потенциала. Здесь будет сделан обзор религиозно-культовых сооружений разных конфессий, а также проанализировано современное состояние туристской индустрии Ростовской области.
Согласно последним статистическим данным, большая часть некогда существовавшей Области Войска Донского, а именно Ростовская область, является одним из самых густонаселённых субъектов РФ: 6 место в общем списке субъектов (около 4 242 тыс. чел.). Кроме того, Ростовская область была и остаётся одним из самых многоконфессиональных регионов РФ. По состоянию на 31 декабря 2013 года в Ростовской области официально зарегистрировано несколько сотен религиозных организаций более чем двадцати различных вероучений. Так, в Ростовской области проживают представители трёх мировых религий: христианства, ислама и буддизма. Более того, в данном регионе сосредоточено большое количество самых разнообразных религиозных течений, таких как, например, старообрядчество. В Ростовской области продолжает существовать крупная община старообрядцев - потомков переселенцев-староверов в XVI веке. Также здесь распространены различные религиозные общины протестантского толка: баптизм, течение «Христиане веры Евангельской» (пятидесятники), свидетели Иеговы, и др. Принимая во внимание все эти данные, нельзя не задаться вопросом: откуда такое разнообразие конфессий? Почему именно в этом регионе страны мы можем наблюдать такую пестроту в религиозных убеждениях населения? Всё дело в истории этого края.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является ретроспективный обзор религиозной действительности Волго-донского региона, выявление причин конфессионального разнообразия края путём изучения истории распространения той или иной конфессии на территорию данного региона. В представленной выпускной квалификационной работе предпринята попытка проследить путь становления многоконфессионального региона России через историю его заселения (с начала XVI века). А последние немыслимо без истории донского казачества.
Донское казачество - явление, формирование которого происходило на территории, населенной разными народами. Это не могло ни отразиться на структуре самого казачества Дона. В его ряды входили и беглецы из России, и выходцы из соседних государств - ВКЛ, Польши , Ногайской орды, Крымского, Казанского и Астраханского ханств. Вместе с собой они переносили на Дон и свою религию. Таким образом, за донским казачеством закрепился статус полиэтнического и многоконфессионального общества. Но по прошествии лет по разным причинам, таким как 1) изначально большее количество русского элемента среди казаков, 2) долгое противостояние православных казаков мусульманским странам, в первую очередь, Крымскому ханству, 3) вхождение донцов и их территории во второй половине XVII века в состав русского государства, где главной религией признавалось православие и др., в сознании людей сформировалась точка зрения, согласно которой донское казачество в своем определении неразрывно связано только с православием. Однако, такое понимание и восприятие казачества Дона - не совсем точное. «Прошлое сложнее и многообразнее, нежели кажется порой некоторым из нас». В работе будут рассмотрены три временных пласта: 1) конец XV - начало XVI вв.: начало зарождения донского казачьего общества, и начальный этап формирования многоконфессионального региона на современной карте России; 2) 2-ая половина XIX века: период расцвета как самого донского казачества в границах русского государства, так и многочисленных верований на территории Области Войска Донского; 3) конец XX - начало XXI века: - современная конфессиональная картина Волго-Донского региона.
Исходя из вышесказанного перед автором выпускной квалификационной работы встают следующие задачи:
- проследить историю заселения Волго-донского региона.
- описать этнический состав населения Волго-донского региона, сформировавшегося ко 2-ой пол. XIX века и отображающего в определённой степени современную ситуацию в крае, дать оценку его религиозной принадлежности.
- изучить историю распространения самых многочисленных по числу приверженцев конфессий, рассмотреть их положение во 2-ой пол. XIX века, а также охарактеризовать их современное состояние в Волго-донском регионе.
- дать оценку многоконфессиональности Волго-донского региона с т. з. туристского потенциала края.
В виду этого, первая глава настоящей работы посвящена начальному этапу изучения истории казачества и охватывает период со второй половины XVIII в. до начала XX века. В ней также раскрываются ключевые положения двух теорий, основные подходы к решению проблемы происхождения донского казачества.
Во второй главе выпускной квалификационной работы подробно рассматриваются причины разнообразия конфессионального состава донского казачества. Вследствие пограничного положения Придонья по отношению к Европе и Азии, народы, кочевавшие в Донских степях ко времени появления донского казачества, отличались особой религиозной пестротой. Они были различны не только в этническом отношении, каждый из них обладал своей неповторимой культурой. В процессе взаимодействия этих народов на донской земле зародилось уникальное явление - казачество, являющееся своего рода отражением той этнокультурной ситуации, которая сложилась на берегах Дона к XVI в. И, как следствие, одной из основ казачьего общества стала веротерпимость. Это важное свойство окажет значительное влияние на дальнейшую историю развития донского казачества и станет одной из причин большого числа конфессий, распространившихся на территории Области Войска Донского ко второй половине XIX в. и имеющих место быть и поныне.
В последующем параграфе главы работы были рассмотрены различные религиозные общины Придонья во второй пол. XIX столетия. Все конфессии были поделены на две большие группы - христианские и, соответственно, нехристианские. Первая из двух глав полностью посвящена самой крупной мировой религии (как по числу последователей, так и по масштабам распространённости) христианству. В ней были рассмотрены, в первую очередь, сохраняющая свою главенствующую позицию среди многочисленных конфессий Дона - православие, одна из форм православия, появившееся в середине XVII в. в результате реформы патриарха Никона - старообрядчество, а также различные вероучения, относящиеся к западному христианству. В четвёртой по счёту главе рассказывается о нехристианских конфессиях Дона - буддизме и исламе.
Последняя глава будет обращена к богатому туристическому потенциалу Волго-Донского региона, связанному, в первую очередь, с его религиозной историей. В главе конфессиональная история Волго-Донского региона будет рассмотрена с точки зрения туристского потенциала. Здесь будет сделан обзор религиозно-культовых сооружений разных конфессий, а также проанализировано современное состояние туристской индустрии Ростовской области.
В данной выпускной квалификационной работе была рассмотрена обширная религиозная история Волго-Донского региона, а также предпринята попытка отыскать причины многоконфессиональности края. Территория, разбираемая в работе, являлась частью т.н. Великого Поля, и до сегодняшнего дня это место считается воротами Европы в азиатский мир. Донские степи, место где два мира (оседлый и кочевой) соприкасаются друг с другом. В результате этого начинает формироваться общество, сутью которого является симбиоз двух пограничных культур, сплетение традиций обоих мировоззрений. Позже это общество назовут донским казачеством. История его возникновение до сих пор неясна до конца. В течение многих лет гипотезы по этому поводу образовали собой две главные теории: автохтонную и миграционно-колонизационную. Но не смотря на то, с позиции какой теории рассматривать донское казачество, неизменным в обоих случаях остаётся признание того факта, что в сложении донского казачьего общества роль сыграли как и тюркоязычные степные народы, так и славянское население Европы. На начальном этапе развития казачья вольница принимала в свои ряды людей разных, в том числе разных и по вере. Так, на берегах Дона появились православные, старообрядцы и мусульмане. Степь принимала всех, закаляя каждого в отдельности она создала вольницу, о чьей воинственности, храбрости и горячности до сих пор рассказывают гордые потомки. В таком военизированном обществе строго было запрещено заниматься делами не достойными воина, в том числе и земледелием. Казак не должен был привязывать себя к определённому месту. После нападений на караваны они просто рассеивались по широкому травяному морю. И хотя, уже будучи в составе России, запрет на земледелие среди казаков был отменён, всё-таки основной деятельностью донцов так и оставалась военная служба. В результате этого другую необходимую деятельность (земледелие, торговля) должны были выполнять другие, пришлые люди. Такими людьми стали интенсивно заселяться донские земли. Так при Екатерине II в низовьях Дона появились немецкие переселенцы, а вместе с ними на Дону появились и католичество и протестантизм. С началом XVII века на левом берегу Дона (т.н. Задонье) стали кочевать калмыцкие племена. Им было разрешено остаться и занять эти территории.
Так, вскоре в ряды казаков стали вливаться буддисты. Подводя итог, можно заключить, что именно такое явление как казачество дало предпосылки для формирования одного из полиэтничного и многоконфессионального региона России.
В связи с этим нужно обратиться к истории заселения Придонских степей начиная с конца XV века, а, следовательно, к истории происхождения донского казачества. Именно этому посвящена первая глава данной выпускной квалификационной работы. Первый раздел первой главы повествует о ранним этапе изучения истории донского казачества, охватывающим период с конца XVIII века - начало века XX. Здесь разбираются автохтонные версии, которые представлены в работах военного инженера А. И. Ригельмана, директора училищ Войска Донского А. Г. Попова, а также белогвардейца - эмигранта А. А. Гордеева. Проанализировав их взгляды, можно заключить, что автохтонная теория относит казачество к одним из старейших явлений, а её сторонники ищут корни донских казаков у народов, населяющих земли Войска Донского с глубокой древности. В связи с этим, данная гипотеза, в основном, опирается на косвенные доказательства, что не позволят не усомниться в её неправдоподобности других исследователей истории донцов.
Здесь же были рассмотрены миграционно - колонизационной теории в трудах досоветских историков, а именно В. Д. Сухорукова, П. Н. Краснова, С. М. Соловьёва и С. Я. Арефина. Из их рассуждений можно сделать вывод о том, что донские казаки - это результат массового бегства русских в южные степи в XVI веке. Версия «крестьянского» формирования казачества на Дону была весьма практична. Именно поэтому, не смотря на то, что она вышла из-под пера «буржуазного» историка, эта теория нашла признание в работах советского периода.
Второй параграф главы рассматривает историографию вопроса XX века. В это время господствующей становиться миграционно - колонизационная концепция. Однако, в версиях советских историков присутствуют черты и автохтонной теории. Взгляды таких исследователей, как Н. Л. Янчевского, Б. В. Лунина, С. И. Рябова представляют собой консолидацию обеих гипотез, т.е. советские учёные склоняются к тому, что казачество было образованно выходцами из Великороссии, но при этом не отрицают участия в формировании донской вольницы местных жителей (прежде всего это были татары). Помимо этого в первой главе поднимается вопрос об участии бродников в истории Донского казачества. «Бродническая» версия появилась в конце XVIII века в рамках автохтонной концепции. В данной работе в качестве примера этой версии была рассмотрена позиция Л. Н. Гумилёва.
Основная идея «броднической» версии заключена в том, что предками донцов являлись некие бродники. Но главная проблема этой гипотезы заключена в том, что сами сторонники не могут назвать точно - от кого произошли бродники, и даже не могут указать конкретное место расселения этих людей. «Бродническая» версия признана труднодоказуемой, что объясняет тот факт, что она основана только на косвенных доказательствах. Во втором параграфе также представлена работа белогвардейца - эмигранта А. А. Гордеева, где интересным образом переплелись положения автохтонной и миграционно - колонизационной теорий.
Последний параграф первой главы знакомит с работами постсоветских авторов. Здесь представлены версии Р. Г. Тикиджьяна, В. В. Глущенко и Н. И. Никитина, а также рассмотрены коллективные научно - популярные труды. Одни выдвигают новые версии, другие придерживаются старых. Главная черта современных работ заключена в возможности исследователя пользоваться различными, всеобъемлющими источниками, так как теперь их не сдерживают ни расстояния, ни политика.
Вторая глава целиком посвящена рассмотрению конфессий донского казачества: их появлению в Придонье, распространению среди казаков, положению и взаимодействию между собой во второй половине XIX века, а также разобрано современное состояние многочисленных религиозных взглядов в Волго-Донском регионе. Первый параграф второй главы рассказывает об этнокультурном положении в Области Войска Донского во второй половине XIX века. Она повествует о причинах многоконфессионально характера Донской земли. Главной из них является особое географическое положение Подонья, исторически закрепившего за ним статуса «границы» между миром азиатских кочевников и европейских земледельцев. Это и определило наличие в рядах донских казаков представителей разных этнических групп, а также многообразие религиозных взглядов внутри донского войска. Также, здесь были приведены статистические данные по населению края во второй половине XIX века. Во втором параграфе главы были подробно разобраны конфессии донских казаков. Среди них в первую очередь нужно назвать православие. Самая крупная конфессия по числу последователей и по распространённости на территории Донского края с самого начала являлась не просто религией, она была одной из основ, на котором формировалось казачество. Однако, несмотря на это, православие никогда не было единственной верой, исповедуемой казаками. Это и определяло характер отношений между официальной религией государства и другими конфессиями Донского края на протяжении всего периода существования донского казачества в качестве одной из составляющих военной мощи России. Стремясь сохранить такое важное для себя явление как казачество Российская империя, истинно православное государство, лояльно относилось к существованию отличных от православия мировоззренческих взглядов среди донцов. Кроме православия, в этой главе рассказывается о появлении старообрядческой веры на Дону. Также речь пойдёт и о разнообразных религиозных взглядах немецких колонистов, а именно о лютеранстве и о штундо-баптиской секте. Положение, которое занимало учение Лютера в XIX в. в Донском крае, также подтверждало лояльность правительства к донской земле в религиозном плане. Устав евангелическо-лютеранской церкви, подписанный императором Николаем I в 1832 г., практически ставил лютеранство в один ряд с православием. Что касается штундо-баптиской секты, то в её отношении строгие меры со стороны государства стали предприниматься только в конце XIX в. До этого положение секты было весьма свободным. В главе речь идёт и о нехристианских религиях Донского края, а именно о буддизме и исламе. История появления этих конфессий в донских степях различна, так же как и отношение к ним со стороны Православной церкви. В исламе, как в малочисленной конфессии, православие не видело угроз. Но в отношении буддизма всё было иначе. Об этом свидетельствует тот факт, что основная деятельность учреждённого в 1871 г. Донского Миссионерского Комитета была направлена на просвещение именно калмыцкого населения. Однако, как уже говорилось ранее, действия комитета не привели к серьёзным религиозным изменениям в Донской области. И отчасти от того, что меры, предпринимаемые Православной церковью в отношении донских буддистов, не отличались агрессивным характером.
В последней (третьей) главе предпринята попытка представить многоконфессиональность Волго-Донского региона с точки зрения туристского потенциала края. Для этого была выделена зона, в которой будут пересекаться все рассматриваемые в данной работе конфессии. Данная область находится в юго-западной части Волго-Донского региона и её центром является административный центр Ростовской области - город Ростов- на-Дону. В границах этой зоны были разобраны культовые религиозные памятники Ростовской области: описаны их история и современное состояние. Во втором параграфе были рассмотрены достижения в сфере туризма по Ростовской области: описаны основные нормативные документы, на основе которых ведётся политика по развитию туризма в регионе, подробно разобрана существующая туристская инфраструктура и сделана предположение, каким образом можно задействовать религиозный аспект истории края для развития туризма в области.
Так, вскоре в ряды казаков стали вливаться буддисты. Подводя итог, можно заключить, что именно такое явление как казачество дало предпосылки для формирования одного из полиэтничного и многоконфессионального региона России.
В связи с этим нужно обратиться к истории заселения Придонских степей начиная с конца XV века, а, следовательно, к истории происхождения донского казачества. Именно этому посвящена первая глава данной выпускной квалификационной работы. Первый раздел первой главы повествует о ранним этапе изучения истории донского казачества, охватывающим период с конца XVIII века - начало века XX. Здесь разбираются автохтонные версии, которые представлены в работах военного инженера А. И. Ригельмана, директора училищ Войска Донского А. Г. Попова, а также белогвардейца - эмигранта А. А. Гордеева. Проанализировав их взгляды, можно заключить, что автохтонная теория относит казачество к одним из старейших явлений, а её сторонники ищут корни донских казаков у народов, населяющих земли Войска Донского с глубокой древности. В связи с этим, данная гипотеза, в основном, опирается на косвенные доказательства, что не позволят не усомниться в её неправдоподобности других исследователей истории донцов.
Здесь же были рассмотрены миграционно - колонизационной теории в трудах досоветских историков, а именно В. Д. Сухорукова, П. Н. Краснова, С. М. Соловьёва и С. Я. Арефина. Из их рассуждений можно сделать вывод о том, что донские казаки - это результат массового бегства русских в южные степи в XVI веке. Версия «крестьянского» формирования казачества на Дону была весьма практична. Именно поэтому, не смотря на то, что она вышла из-под пера «буржуазного» историка, эта теория нашла признание в работах советского периода.
Второй параграф главы рассматривает историографию вопроса XX века. В это время господствующей становиться миграционно - колонизационная концепция. Однако, в версиях советских историков присутствуют черты и автохтонной теории. Взгляды таких исследователей, как Н. Л. Янчевского, Б. В. Лунина, С. И. Рябова представляют собой консолидацию обеих гипотез, т.е. советские учёные склоняются к тому, что казачество было образованно выходцами из Великороссии, но при этом не отрицают участия в формировании донской вольницы местных жителей (прежде всего это были татары). Помимо этого в первой главе поднимается вопрос об участии бродников в истории Донского казачества. «Бродническая» версия появилась в конце XVIII века в рамках автохтонной концепции. В данной работе в качестве примера этой версии была рассмотрена позиция Л. Н. Гумилёва.
Основная идея «броднической» версии заключена в том, что предками донцов являлись некие бродники. Но главная проблема этой гипотезы заключена в том, что сами сторонники не могут назвать точно - от кого произошли бродники, и даже не могут указать конкретное место расселения этих людей. «Бродническая» версия признана труднодоказуемой, что объясняет тот факт, что она основана только на косвенных доказательствах. Во втором параграфе также представлена работа белогвардейца - эмигранта А. А. Гордеева, где интересным образом переплелись положения автохтонной и миграционно - колонизационной теорий.
Последний параграф первой главы знакомит с работами постсоветских авторов. Здесь представлены версии Р. Г. Тикиджьяна, В. В. Глущенко и Н. И. Никитина, а также рассмотрены коллективные научно - популярные труды. Одни выдвигают новые версии, другие придерживаются старых. Главная черта современных работ заключена в возможности исследователя пользоваться различными, всеобъемлющими источниками, так как теперь их не сдерживают ни расстояния, ни политика.
Вторая глава целиком посвящена рассмотрению конфессий донского казачества: их появлению в Придонье, распространению среди казаков, положению и взаимодействию между собой во второй половине XIX века, а также разобрано современное состояние многочисленных религиозных взглядов в Волго-Донском регионе. Первый параграф второй главы рассказывает об этнокультурном положении в Области Войска Донского во второй половине XIX века. Она повествует о причинах многоконфессионально характера Донской земли. Главной из них является особое географическое положение Подонья, исторически закрепившего за ним статуса «границы» между миром азиатских кочевников и европейских земледельцев. Это и определило наличие в рядах донских казаков представителей разных этнических групп, а также многообразие религиозных взглядов внутри донского войска. Также, здесь были приведены статистические данные по населению края во второй половине XIX века. Во втором параграфе главы были подробно разобраны конфессии донских казаков. Среди них в первую очередь нужно назвать православие. Самая крупная конфессия по числу последователей и по распространённости на территории Донского края с самого начала являлась не просто религией, она была одной из основ, на котором формировалось казачество. Однако, несмотря на это, православие никогда не было единственной верой, исповедуемой казаками. Это и определяло характер отношений между официальной религией государства и другими конфессиями Донского края на протяжении всего периода существования донского казачества в качестве одной из составляющих военной мощи России. Стремясь сохранить такое важное для себя явление как казачество Российская империя, истинно православное государство, лояльно относилось к существованию отличных от православия мировоззренческих взглядов среди донцов. Кроме православия, в этой главе рассказывается о появлении старообрядческой веры на Дону. Также речь пойдёт и о разнообразных религиозных взглядах немецких колонистов, а именно о лютеранстве и о штундо-баптиской секте. Положение, которое занимало учение Лютера в XIX в. в Донском крае, также подтверждало лояльность правительства к донской земле в религиозном плане. Устав евангелическо-лютеранской церкви, подписанный императором Николаем I в 1832 г., практически ставил лютеранство в один ряд с православием. Что касается штундо-баптиской секты, то в её отношении строгие меры со стороны государства стали предприниматься только в конце XIX в. До этого положение секты было весьма свободным. В главе речь идёт и о нехристианских религиях Донского края, а именно о буддизме и исламе. История появления этих конфессий в донских степях различна, так же как и отношение к ним со стороны Православной церкви. В исламе, как в малочисленной конфессии, православие не видело угроз. Но в отношении буддизма всё было иначе. Об этом свидетельствует тот факт, что основная деятельность учреждённого в 1871 г. Донского Миссионерского Комитета была направлена на просвещение именно калмыцкого населения. Однако, как уже говорилось ранее, действия комитета не привели к серьёзным религиозным изменениям в Донской области. И отчасти от того, что меры, предпринимаемые Православной церковью в отношении донских буддистов, не отличались агрессивным характером.
В последней (третьей) главе предпринята попытка представить многоконфессиональность Волго-Донского региона с точки зрения туристского потенциала края. Для этого была выделена зона, в которой будут пересекаться все рассматриваемые в данной работе конфессии. Данная область находится в юго-западной части Волго-Донского региона и её центром является административный центр Ростовской области - город Ростов- на-Дону. В границах этой зоны были разобраны культовые религиозные памятники Ростовской области: описаны их история и современное состояние. Во втором параграфе были рассмотрены достижения в сфере туризма по Ростовской области: описаны основные нормативные документы, на основе которых ведётся политика по развитию туризма в регионе, подробно разобрана существующая туристская инфраструктура и сделана предположение, каким образом можно задействовать религиозный аспект истории края для развития туризма в области.



