Введение 6
1 Теоретические аспекты инновационных подходов к развитию межкультурных
коммуникаций в индустрии гостеприимства 11
1.1 Современное состояние индустрии гостеприимства 11
1.2 Основные понятия в области межкультурных коммуникаций в сфере
гостеприимства 19
1.3 Межкультурные коммуникации как инновационный подход к
обслуживанию иностранных гостей 21
2 Анализ межкультурных коммуникаций на предприятиях гостеприимства
Владивостока 30
2.1 Характеристика и сравнительный анализ сети ресторанных услуг
Владивостока с позиций межкультурных коммуникаций 30
2.2 Состояние и проблемы межкультурных коммуникаций в ресторане
«Korea House» 34
2.3 Обоснование и разработка инновационных подходов межкультурных
коммуникаций в ресторане Korea House 56
Заключение 65
Список использованных источников 68
Приложение А
В настоящее время во многих сферах жизнедеятельности мирового сообщества наблюдаются устойчивые и в значительной мере положительные тенденции в развитии межкультурной коммуникации. Этот процесс усиливается с возрастающей мобильностью труда, ведения бизнеса, образования и проведения досуга. Интенсивные межкультурные контакты, которые являются яркой характеристикой современного этапа цивилизационного развития, стали предметом осмысления исследователей в области социально-гуманитарных наук. Как известно, понятие межкультурной коммуникации ввел в 50-е годы ХХ ст. американский антрополог Эдвард Т. Холл. Л. Самовар и Р. Портер считают, что межкультурные коммуникации - это коммуникации между людьми, у которых культурное восприятие символических систем различно.
Теоретики и практики межкультурной коммуникации стремятся изучить, описать, сопоставить различные характеристики культур, выявить их специфику, составные элементы и закономерности поведения представителей этих культур, способствующих их эффективному взаимодействию.
Поведение субъектов межкультурной коммуникации детерминировано многими факторами, среди которых: культурный тезаурус, его уровень, ближайшее социальное окружение, личностные диспозиции, конструкты, установки и т.п. И в процессе такой коммуникации становятся явными как культурно-универсальные, так и культурно-специфические особенности моделей поведения.
Одним из условий успешного взаимодействия представителей различных культур, народов, наций, религий выступает толерантность к другим взглядам, нравам и привычкам, мыслям и верованиям как терпимое отношение к чужому. Именно такое отношение характерно для гостеприимства, которое должно стать действенным способом, исходным принципом и основой культурного контакта, взаимодействия и общения.
Исследование возникновения, функционирования и развития гостеприимства как формы культурного взаимодействия, актуализируется еще и в связи с тем, что «толерантность приобретет значение не только одной из основных моральных ценностей, но и превращается в норму цивилизационного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть.
Термином «межкультурная коммуникация» описывается адекватное взаимопонимание участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам. Очевидно, что навыки эффективной коммуникации менеджеров в условиях культурных различий будут в значительной мере способствовать успешному ведению бизнеса в организациях, осуществляющих свою деятельность в странах с различными культурами, например в итальянской компании, производственные и сбытовые подразделения которой размещаются в России, Китае, Бразилии, Индии, Франции и т. д.
Проблемы межкультурной коммуникации становятся актуальными и для предприятий, деятельность которых осуществляется на внутреннем рынке.
С подобными проблемами следует считаться также предприятиям и организациям других стран, в том числе и России, где население является полиэтническим. В результате коммуникации как внутри, так и вне организаций становятся по необходимости межкультурными. Влиянием культурных переменных объясняются различия в коммуникативном поведении, способах регулирования информационных потоков, их направленности и скорости и т. д. Любая организация должна регулировать информационные потоки для принятия решений, объявления политики и процедур, координации отношений с подразделениями и т. д. Какая информация необходима, каким образом она циркулирует, от кого исходит информация и кому она предназначается и т. д. — все это, вероятно, отражает культурные предпочтения.
Актуальность исследования в выпускной квалификационной работе связана со спецификой ресторанного бизнеса, производящего продукт, отличающийся от промышленной сферы тем, что его качество сложно определить сразу. При выборе ресторана клиент руководствуется советами друзей, знакомых, рекламными кампаниями, фотографиями в меню, но заранее он не знает, какое блюдо получит, и не может определить его качество до момента потребления. Ресторанный бизнес напрямую зависит от своих клиентов. Благодаря наличию клиентов и их выбору в пользу ресторана, он приобретает конкурентные преимущества, которые достигаются благодаря множеству факторов - ценовым параметрам, креативной идее, месторасположению и ассортиментной политике ресторана, его оформлению, а также культуре обслуживания. Современные рестораны вынуждены прибегать к различным методам привлечения новых клиентов, повышению их лояльности.
Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на устойчивое развитие ресторана, и раскрытых в данной работе являются межкультурные коммуникации, связанные с обслуживанием иностранных гостей. Понятие межкультурных коммуникаций в работе интегрировано с понятием межкультурных коммуникаций иностранных гостей в ресторане.
Степень теоретической разработанности исследования.
Проблема управления межкультурными коммуникациями в ресторанах рассматривалась в трудах таких авторов, как: Васюкова А.Т, Зайко Г.М., Могильный, М.П., Оробейко, Е.С., Правиков, Ю.М. и другие.
Учитывая вышеизложенное, выбранная тема выпускной квалификационной работы представляется актуальной и значимой как с теоретико-методологической, так и с практической точек зрения.
Несмотря на широкую изученность вопросов межкультурных коммуникаций в ресторанах России, проблема их совершенствования в ресторанах в современных рыночных условиях в полной мере не решена, а также не изучена. Актуальность темы исследования определила объект, предмет и цель исследования.
Объектом исследования в работе являются межкультурные коммуникаций в индустрии гостеприимства.
Предметом исследования - использование инновационных подходов в развитии межкультурных коммуникаций, на примере ресторана «Korea House».
Цель исследования заключается в обосновании и разработки инновационных подходов в межкультурных коммуникациях в ресторане «Korea House» для повышения качества обслуживания гостей. Исходя из заявленной цели, в выпускной квалификационной работе ставятся следующие задачи исследования:
1) изучить современное состояние индустрии гостеприимства в России;
2) раскрыть основные понятия в области межкультурных коммуникаций в индустрии гостеприимства;
3) провести анализ сети ресторанных услуг Владивостока с позиций межкультурных коммуникаций;
4) изучить особенности межкультурных коммуникаций в ресторане Korea House;
5) разработать инновационные подходы межкультурных коммуникаций для ресторана Korea House и оценить их экономическую эффективность.
Теоретическая значимость исследования: в выпускной квалификационной работе предлагается решение теоретического и практического вопросов, касающихся совершенствования межкультурных коммуникаций в ресторане. В исследовании рассмотрены подходы к повышению межкультурных коммуникаций в ресторанах для иностранных гостей.
Методы исследования:
- аналитический;
- теоретические: анализ, обобщения и синтез научной и
методической литературы по проблеме исследования;
- практические: анкетирование, интервьюирование.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, состоящих из параграфов, заключения, списка использованных источников.
В первой главе выпускной квалификационной работы раскрыты основные особенности сферы ресторанного бизнеса, и факторы, влияющие на его развитие. Изучено понятие межкультурных коммуникаций в его взаимосвязи с понятием межкультурных коммуникаций в ресторане и методы ее повышения.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен сравнительный анализ сети ресторанных услуг Владивостока на предмет межкультурных коммуникаций, анализ показателей деятельности и конкурентных преимуществ ресторана «Korea House», а также на основе эмпирического исследования оценена культура обслуживания в ресторане. Предложены мероприятия по повышению межкультурных коммуникаций и межкультурных коммуникаций ресторана «Korea House» и оценена их эффективность для устойчивого развития ресторана.
В ходе проведенного исследования в выпускной квалификационной работе получены следующие результаты.
Одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на устойчивое развитие ресторана, и раскрытых в данной работе являются межкультурные коммуникации, связанные с обслуживанием иностранных гостей. Понятие культуры обслуживания в работе интегрировано с понятием межкультурных коммуникаций иностранных гостей в ресторане.
Для оценки уровня развития межкультурных коммуникаций разработана методика оценки межкультурных коммуникаций в ресторане и апробирована на примере ресторана Korea House. Культура обслуживания является комплексным понятием и включает в себе еще определенную совокупность характеристик, по которым будет оцениваться ресторан «Korea House». Полученная интегральная оценка межкультурных коммуникаций в ресторане позволит выявить основные проблемы, существующие в данной сфере и разработать предложения по повышению межкультурных коммуникаций и уровня межкультурных коммуникаций ресторана «Korea House».
Культура обслуживания является комплексным понятием, включающим в себя набор показателей, по которым она будет оцениваться в практической части работы:
1) Степень безопасности и экологичности обслуживания.
2) Эстетика интерьера, обеспечение комфортных условий обслуживания.
3) Наличие достаточного количества посуды и приборов.
4) Знание психологических особенностей клиентов в процессе обслуживания.
5) Соблюдение этических норм обслуживания.
6) Знание правил очередности обслуживания клиентов.
7) Знание правил предложения различных блюд и напитков, а также приемов их подачи.
8) Знание правил сервировки стола.
9) Взаимоотношения с клиентами.
10) Соответствие внешнего вида, гигиена, опрятность сотрудников ресторана.
11) Скорость обслуживания клиентов.
12) Наличие ассортимента блюд и напитков.
Процесс совершенствования межкультурных коммуникаций в ресторане состоит из ряда последовательных шагов, которые не могут происходить отдельно друг от друга или в другой последовательности:
1 этап. Оценка межкультурных коммуникаций , существующая на данном этапе. На основе эмпирического исследования, включающего опрос клиентов ресторана, оцениваются по 5-балльной шкале факторы из предыдущего параграфа. Сбор информации осуществляется путем опроса клиентов.
2 этап. Выведение интегральной оценки межкультурных коммуникаций в ресторане и сравнение ее с максимальной оценкой.
3 этап. Разработка мероприятий, направленных на повышение интегральной оценки межкультурных коммуникаций в ресторане, основанная на выявленных недостатках, на предыдущих этапах.
4 этап. Оценка эффективности предложенных мероприятий, в частности повторное исследование межкультурных коммуникаций клиентов ресторана и сравнение показателя с предыдущим периодом.
Интегральная оценка уровня межкультурных коммуникаций в ресторане составила 43 балла из 60 возможных. Данный показатель является очень низким и нуждается в повышении с помощью современных методов менеджмента. Основные проблемы межкультурных коммуникаций в ресторане связаны с высокой текучестью кадров среди обслуживающего персонала, его недостаточной квалификацией в сфере сервировки стола, подачи блюд и взаимоотношениями с клиентами. Кроме того, необходимо расширить ассортимент блюд.
Для повышения межкультурных коммуникаций в ресторане предлагается разработка сбалансированной системы показателей на основе перспектив: клиенты, процессы, финансы и развитие.
Была разработана программа лояльности для ресторана «Korea House». Были определены цели программы, тип и инструменты, сегменты, целевая аудитория. Также была оценена эффективность программы лояльности. В результате подсчетов, цели программы лояльности были достигнуты в тех временных рамках, в которых и рассчитывались. Были проведены расчеты эффективности. При проведении расчетов использовались такие показатели как: средние расходы на привлечение клиента, на удержание клиента; оборот компании до введения программы лояльности за период, в который предполагается окупить затраты на программу лояльности; величина в денежных единицах, на которую возрастет оборот компании за тот же период при условии внедрение программы; маржинальный доход; расходы на внедрение и ведение программы в денежных единицах; усредненный размер скидки. Показатели эффективности были рассчитаны на 2 года. В расчете использовался коэффициент удержания, доля привлеченных потребителей, средние расходы на привлечение клиента, средние расходы на удержание клиента и общая эффективность внедрения программы лояльности.
1. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» №2300-1 от 07.02.1992 года (в ред. от 13.07.2015 года)
2. Государственный национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ISO 9001:2015. Системы менеджмента качества. Требования. - М.: Стандартинформ, 2015. - 32 с.
3. Аакер, Д. Как обойти конкурентов. Создаем сильный бренд/ Д. Аакер. - СПб.: Питер, 2012. - 241 с.
4. Акурова Н., Крупцов А. Азбука ресторанного сервиса. М., ФиС, 2004.
5. Асташова, Ю. В., Демченко А. И. Взаимодействие с потребителями и партнерами бизнеса: модели и информационное обеспечение // Концепт. - 2013. - № 11. - С.8-14
6. Баталова, О. С. Содержание понятия «маркетинговая стратегия» // Проблемы современной экономики: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 103-106.
7. Бэст, Р. Маркетинг от потребителя / пер. с англ. М. Иванова. - М.: И.Д. Вильямс, 2015. - 325 с.
8. Васюкова, А.Т. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: Учебник для бакалавров / А.Т. Васюкова, Т.Р. Любецкая. - М.: Дашков и К, 2015. - 416 с.
9. Вествуд, Дж. Маркетинговый план. - СПб: Питер, 2012. - 256 с.
10. Герчикова, И. Н. Менеджмент: учебник для вузов по спец. экономики и управления / И. Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 500 с. : (Золотой фонд российских учебников).
11. Главчева, С.И. Организация производства и обслуживания в ресторанах и барах: Учебное пособие / С.И. Главчева, Л.Е. Чередниченко. - СПб.: Троицкий мост, 2012. - 208 с.
12. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М.: Дело, 2013. — 252 с.
13. Гузикова, М.О. , Фофанова П.Ю. Основы теории межкультурной коммуникации : Учебное пособие / М.О. Гузикова, П.Ю. Фофанова - УрФУ. : изд-во урал. ун-та, 2015. — 124 с.
14. Гусев, А.Д. Об управлении маркетинговой деятельностью предприятия / А.Д. Гусев // Практический маркетинг. - 2012. - № 5. - С.22-23.
15. Завалько, Н.А. Классификация маркетинговых коммуникаций в рамках формирования эффективного механизма взаимодействия заказчика с потребителем услуг // Креативная экономика. — 2012. — № 5 (65). — с. 102¬108.
16. Зайко, Г.М. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания: Учебное пособие / Г.М. Зайко, Т.А. Джум.. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 560 с.
17. Ехина, М.А. Организация обслуживания в гостиницах: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования / М.А. Ехина. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 208 с.
18. Кеворков, В.В., Леонтьев С.В. Политика и практика маркетинга на предприятии. Учебно-методическое пособие. М.: ИСАРП, «Бизнес-Тезаурус», 2011. - 125 с.
19. Кетова, Н.П. Отраслевой маркетинг, функции, приоритеты: учебное пособие / Н.П. Кетова. - М.: Вузовская книга, 2012. - 320 с.
20. Кинг, У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. - М.: Прогресс. - 2012. - С. 23-28.
21. Котлер, Ф. Маркетинг 3.0. От продуктов к потребителям и далее - к человеческой душе / Ф. Котлер, Х. Картаджайя, А. Сетиаван. - М.: Эксмо, 2011. - 256 с.
22. Котлер Ф., Армстронг Г. Основы маркетинга. Профессиональное издание / пер. с англ. О.Л. Пелявский. - М.: И.Д. Вильямс, 2016. - 752 с.
23. Кузина, М.С. Управление взаимоотношениями с потребителями в системе менеджмента качества // МГУ им. Н.П. Огарева. - 2012. - №3. - С.1-9
24. Лабин, Д.К. Организация обслуживания туристов. Tourism service organization / Д.К. Лабин, А.Н. Вылегжанин. - М.: КноРус, 2013. - 192 с.
25. Манн, И. Маркетинг на 100% / пер. с англ. М. Иванова. - М.: И.Д. Вильямс, 2014. - 174 с.
26. Маркетинг: Общий курс / Под. ред. Колюжновой Н.Я., Якобсона А.Я. - М.: Изд-во «Омега». - 2014. - 476 с.
27. Маркетинг / Под ред. проф. Э.А. Уткина. - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2012. - 320 с.
28. Маркетинг: Учебник для вузов. - 3-е изд. / Под общ. ред. Г.Л. Багиева. - СПб.: Питер, 2015. - 736 с.: ил. - (Серия «Учебники для вузов»).
29. Мескон, М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 2012. - 701 с.
30. Могильный, М.П. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания (культура питания: правила, рекомендации): Учебное пособие / М.П. Могильный. - М.: ДеЛи плюс, 2015. - 155 с.
31. Огвоздин, В. Ю. Управление качеством. Основы теории и практики. - 6-е издание. - М.: Дело и Сервис, 2013. - 304 с.
32. Оробейко, Е.С. Организация обслуживания: рестораны и бары: Учебное пособие / Е.С. Оробейко, Н.Г. Шередер. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА- М, 2013. - 320 с.
33. Поздняков, В.Я. Экономика фирмы: организация послепродажного обслуживания продукции: Учебное пособие / В.Я. Поздняков, Е.П. Моргунова, А.С. Табачун. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 108 с.
34. Правиков, Ю.М. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания (для СПО и НПО) / Ю.М. Правиков, Г.Р. Муслина. - М.: КноРус, 2013. - 328 с.
35. Райхельд, Ф. Эффект лояльности: движущие силы роста, прибыли и непреходящей ценности. - М.: Вильямс, 2012. - 348 с.
36. Сорокина, А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах: Учебное пособие / А.В. Сорокина. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 304 с.
37. Тимохина, Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов: Учебное пособие / Т.Л. Тимохина. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 с.
38. Каталог франшиз. Кафе и рестораны // Информация Руссикон
Групп. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.franshising.ru/franshiza-kafe-i-restoranov.html
39. Российский сетевой рынок общественного питания 2016. Влияние
кризиса. Мнения экспертов. Ключевые сегменты // РБК. Исследования рынков. - [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://alfabank.rbc.ru/media/research/file/%D0%9E%D0%B1 %D1%89%D0%B5%D 0%BF%D0%B8%D1%82_%D1%81%D0%BF%D0%B5%D1%86%D0%B2%D0% B5%D 1 %80%D 1%81%D0%B8%D 1 %8F.pdf
40. Статистический сборник по состоянию российских предприятий в отраслевом разрезе // Федеральное агентство по статистике - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gks.ru
41. Худакова, Л.В. Интегративно-сервисная компетентность в профессиональной деятельности специалистов индустрии питания и гостеприимства / Научно-практический электронный журнал «Экономика и социум». - 2014. No4(13) - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iupr.ru/domains_data/files/zurnal_13_2014/Hudakova.pdf
42. Худакова, Л.В. Формирование интегративно-сервисной
компетенции при подготовке специалистов индустрии питания и гостеприимства / Наука и образование в XXI веке: Сборник научных трудов по материалам межд. науч.-прак. конф. - 2014. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http: //www.ucom.ru/doc/conf/2014.10.31.02.pdf