Введение 3
Глава I. Основные принципы миротворческой деятельности ООН 7
1.1. Международно-правовой аспект деятельности ООН 7
1.2. Историческая роль ООН в формировании системы
миротворчества 17
Выводы по главе I 23
Глава II. МИРОТВОРЧЕСТВО ООН В АФГАНИСТАНЕ 25
2.1. Афганский кризис и проблемы его урегулирования в тактике ООН
2.2. Миссия ООН по содействию Афганистану (МООНСА / UNAMA )
2.3. Координация международных сил по решению проблем в регионе
Выводы по главе II 50
Заключение 51
Список использованных источников и литературы: 54
Актуальность темы работы. Двадцатый век стал самым кровопролитным в истории человечества. Две мировые войны и множество локальных конфликтов оказали влияние на политический климат на всем мире. В условиях глобализации даже локальные конфликты стали угрожать безопасности всего мирового сообщества. Именно по этой причине одним из важнейших вопросов на земле стал вопрос сохранения мира. После крушения биполярной системы мироустройства произошли крупные изменения на политической карте мира. В первую очередь, образовались новые государства на постсоветском мире. В месте с тем возникли новые угрозы международному миру и безопасности. Отметим также, что распад биполярной системы должен был ознаменовать «потепление» в отношениях бывших противников. Но нарушение баланса сил в пользу Запада вовсе не означало установление стабильного порядка в мире. Изменения и сопутствующие угрозы должны били сопровождаться активной деятельностью универсальной международной организации - ООН.
Именно ООН представляет собой регулирующую силу, поддерживавшую международный мир и безопасность. Значительное значение имеет изучение масштабной урегулирующей деятельности ООН, ее анализ, определение конфликтов и выявление факторов, оказывающих негативное влияние на продуктивность действий сил ООН. В особенности ближневосточные конфликты конца XX-начала XXI века, которые испытывали налаженную систему ООН и саму систему международных отношений, оказав сильнейшее воздействие на мировой политический процесс. Афганская операция ООН является одной из самых продолжительных в XXI веке. К тому же, Афганистан всегда являлся и остается регионом столкновения интересов многих мировых держав. Поэтому анализ различных подобных конфликтов и изучение роли и места ООН в их урегулировании выявляет сильные и слабые стороны деятельности Совета Безопасности ООН и помогает повысить эффективность миротворчества на современном этапе.
Объект исследования: миротворческие операции ООН в Афганистане, Политика ведущих мировых стран на Ближнем Востоке.
Предмет исследования: ход и итоги миротворческих операции в Афганистане.
Хронологические рамки исследования. В ходе написания работы была рассмотрена миротворческая операция ООН в Афганистане с 2001 по 2018 гг. Для полного раскрытия поставленной проблемы в работе допускаются ретроспективные возвращения к событиям второй половины ХХ в. (период «холодной войны»).
Цель: проанализировать ход и итоги миротворческой деятельности ООН в Афганистане в начале XXI в.
Исходя из цели исследования, были сформулированы следующие задачи:
- проследить процесс формирования системы международной безопасности выявить роль ООН в её развитии;
- изучить документально-правовую базу деятельности ООН;
- выявить международные факторы, влияющие на практику проведения миротворческих операций;
- проанализировать конфликт в Афганистане для выявления сильных и слабых сторон миротворчества ООН, а так же для определения изменений, произошедших в системе международной безопасности;
Степень изученности темы. При написании данной работы были использованы труды как российских, так и зарубежных исследователей.
Н.Я Шепова дает подробный анализ миротворческой деятельности ООН во время холодной войны. Также нами были использованы материалы работ В.Ф. Заемского, который анализирует деятельность мирового сообщества по обеспечению миротворческих операций в
постконфронтационный период, рассматривает возможные перспективы международной деятельности в этой сфере, опираясь на коллективный опыт, накопленный государствами-членами и Секретариатом ООН за всю историю миротворческих операций.
Акмалов Ш.И. анализирует роль ООН в решении афганского кризиса, основные папы формирования подходов Организации к проблемам стабилизации в Афганистане в контексте общественно-государственного и социально-экономического развития страны. На примере "афганского опыта" ООН, автор раскрывает потенциальные возможности Организации, которые остаются неиспользованными в полной мере для обеспечения внутриафганского консенсуса, консолидации усилий международного сообщества в целях скорейшего возвращения Афганистана в мирное русло развития. Халил Р в целом положительно отзывается о результатах деятельности ООН в Афганистане, отмечая, что особого успеха ООН добилась в социальной сфере страны.
Источниковую базу данной выпускной квалификационной работы составили различные группы документов. Основными источниками являлись документы ООН, включающие в себя, в первую очередь Устав, как основу формирования системы международной безопасности, а также резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи. Так же, следует указать Декларации Генеральной Ассамблеи которые формируются на основе ранее подписанных резолюций или международных договоров. Немаловажным является рассмотрение докладов Генерального Секретаря ООН.
При анализе Резолюций было выявлено, что их выработка является важнейшей формой работы ООН, так как на их основании выбирают стратегию действий как сама организация, так и другие международные акторы.
Другим важным источником были материалы сайта ООН - Официальный сайт Организации Объединенных Наций, сайта НАТО - Организация Североатлантического договора и другие.
При проведении анализа в нашей работы мы также опирались на научную диссертацию Шеповой Натальи «Миротворческая деятельность Организации Объединенных Наций (1945-1989 гг.): Военно-политические аспекты». В этой работе рассматривается эволюция деятельности ООН, но различаются временными периодами, что помогает рассмотреть не только сам процесс, но и его последствия.
Структура работы отвечает поставленным цели и задачам нашего исследования. Сама работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка источников и литературы, которые раскрывают сущность и специфику выбранной нами научной проблемы.
Временной отрезок конца XX начала XXI века стал важным периодом в системе международной безопасности. В этот период произошло множество локальных и региональных конфликтов. По подсчетам исследователей в 20 веке в войнах погибло более 100 миллионов человек. После второй мировой войны для сохранения международного мира и стабильности была создана Организация Объединенных Наций, на которую возлагается главная ответственность по поддержанию международного мира и безопасности. Главным документом, регулирующим деятельность этой организации является Устав, который всецело регулирует любое действие производимое самой организацией, одним из его членов, а так же государствами-не членами организации. Можно сказать, что Устав ООН регулирует всю международную деятельность в сфере безопасности. Также Организация сыграла немаловажную роль в становлении системы коллективной безопасности, подписав множество договоров и соглашений.
За все время существования Организации было проведено 63 миротворческих операции, во время проведения которых Советом Безопасности ООН были применены различные тактики и методы разрешения конфликтов, включая как ввод военных сил, так и использование превентивной дипломатии. Урегулирование споров и конфликтов может осуществляться как силовыми, так и мирными методами. Проанализировав регионы миротворческой деятельности ООН, можно сказать, что за последние десятилетия самым конфликтным регионом является Ближний Восток, куда помимо изученного нами Афганистана входит Ирак, Палестина, Израиль, и другие.
К положительным сторонам невооруженных операций можно отнести экономическую выгоду, малые людские потери, и достаточно высокую эффективность, особенно при своевременном начале деятельности. Однако, такие операции не всегда помогают решить конфликт, особенно если ООН начинает заниматься решением этой проблемы уже на стадии вооруженного столкновения. В таком случае применяются вооруженные силы, которые также имеют свои очевидные плюсы - достаточно высокая скорость воздействия, а так же возможность подействовать уже на острый вооруженный конфликт, чего порой невозможно добиться одними лишь политико-дипломатическими усилиями. И все же, вооруженные силы применяются ООН достаточно редко, так как это требует крупных финансовых вложений а так же полностью зависит от решения принимающей стороны. В целом, можно сказать что для большей эффективности ООН следует комбинировать эти методы решения конфликтов в зависимости от ситуации.
Афганский кризис, возникший в начале XXI века не без участия США показали, что на данный момент происходит трансформация ООН, и системы международной безопасности в целом. Афганистан является ярким примером «перекладывания» функций ООН на других международных акторов. В этих двух международных конфликтах были применены международные военные силы, не находящиеся под влиянием Организации. Главным военным актором последних десятилетий стала являться НАТО, в то время как ООН берет на себя гуманитарные, политические и экономические регулятивные функции. В связи с такой перестановкой сил США, как главный деятель НАТО получает достаточно сильную власть, в основном военную, что недопустимо при условии существования многополярного мира. В целом, можно сказать что тенденция только «безоружной» миротворческой деятельности ООН негативно сказывается на эффективности её работы, так как для успешного решения конфликта необходимо охватывать все сферы миротворчества.
Отметим, что мандат на пребывание в Афганистане имеют только Международные силы, но не НАТО. Ни одна резолюция Совета Безопасности, относящаяся к Афганистану, не предоставляет альянсу мандат ООН на проведение миссии в Афганистане.
Однако, несмотря на возрастание гуманитарной роли деятельности Организации, ООН все еще остается официальным центром приложения усилий по борьбе с современными угрозами, такими как терроризм, незаконный оборот наркотиков, организованная преступность, нелегальная миграция, распространение оружия и другие. Деятельность Организации Объединенных Наций по поддержанию мира является уникальным и динамичным инструментом, разработанным Организацией в качестве одного из путей для оказания помощи раздираемым конфликтами странам в создании условий для установления прочного мира.
Основные внешнеполитические усилия всех заинтересованных государств в дальнейшем необходимо сосредоточить на путях политического урегулирования афганской проблемы и создания в Афганистане неагрессивного государства. Это сотрудничество большей частью должно проходить в рамках ООН, поэтому повышение роли этой международной организации в регионе, несомненно, будет весьма плодотворным для разрешения афганского кризиса.
1. Боннское соглашение Афганистану 2001. Соглашение о механизмах в Афганистане восстановления постоянно правительственных институтов. - ресурс]. - Режим http://worldconstitutions.ru/?p=474
2. Внешняя Советского Союза в Отечественной войны. Документы и материалы. В томах. Т.1 июня 1941 31 декабря г.) - М.: 1944.- 698 с.
3. Второй и последний доклад Генерального Секретаря по вопросу о
плане создания чрезвычайных международных вооруженных сил Организации Объединённых Наций, представляемый на основании резолюции Генеральной Ассамблеи, принятой 4 ноября 1956г.(А/3276) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://legal.un.org/avl/pdf/ls/Urquhart_A-3302_r.pdf
4. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. //Официальный
сайт ООН. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.un.org/ru/terrorism/.
5. Декларация Генеральной Ассамблеи ООН о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994. [Электронный ресурс]. - доступа:http://www.un.org/ru/documents/.
6. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций (утв. резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 г.)[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/
7. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 г. // Международная жизнь. -1970. - № 12.
8. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам, подписана Генеральной Ассамблеей 14 декабря 1960, [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/
9. Декларация Генеральной Ассамблеи о неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия от 29 ноября 1972 года.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/
10. Декларация Генеральной Ассамблеи об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях от 18 ноября 1987 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/
11. Договор о нераспространении ядерного оружия. Одобрен резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 12 июня 1968 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/
12. Договор по морскому дну. Принят резолюцией 2660 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 7 декабря 1970 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/
13. Декларация Организации Объединенных (утв. резолюцией
Генеральной Ассамблеи 8 сентября 2000 ресурс]. - Режим
http://www.un.org/ru/documents/
14. Декларация Генеральной Ассамблеи о неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия от 29 ноября 1972 года.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/
15. Доклад Генерального Секретаря ООН Совету Безопасности от
18 сентября 2001. [Электронный ресурс]. - доступа: https://documents-
ddsny.un.org/doc/
16. Заключительный документ десятой специальной
сессии Генеральной Ассамблеи(1978г.) [Электронный ресурс]. -
доступа:http://www.lawrussia.ru/texts/legal 383/doc383a389x749.htm
17. Конвенция Генеральной Ассамблеи о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении от 16 декабря 1971 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/
18. Кофи Аннан. Генеральный секретарь ООН. Общая судьба - новая решимость. Годовой доклад о работе Организации за 2000 г. - ДОИ ООН, НьюЙорк, 2000. - С. 9.
19. Манильская декларация Генеральной Ассамблеи о мирном разрешении международных споров от 15 ноября 1982 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.un.org/ru/documents/11.
20. Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия//Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/untso/mandate.shtml
21. Резолюции принятые по докладам Четвертого комитета от 10 декабря 1975. [Электронный ресурс]. - доступа:https://documents-ddsny.un.org/doc/
22. Резолюции и решения Совета Безопасности за 1947 г. Совет Безопасности. Официальные отчеты. Второй год. - ООН, Нью-Йорк, 1964. - С. 6.
23. Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей с 19 сентября по
15 декабря 1950 года. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Пятая сессия. Дополнение № 20 (A/1775).- Нью-Йорк: Объединенные Нации. С.
11-14.
24. Резолюции Совета Безопасности ООН 2014 года [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.un.org/ru/sc/documents/
25. Резолюция Совета Безопасности ООН от 11 июня 1999.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-
ddsny.un.org/doc/
26. Резолюция Совета Безопасности ООН от 13 октября 1956 года.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-
ddsny.un.org/doc/
27. Резолюция Совета Безопасности ООН от 14 августа 2003.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-
ddsny.un.org/doc/
28. Резолюция Совета Безопасности ООН от 15 июля 1948 года. [Электронный ресурс]. - доступа:https://documents-ddsny.un.org/doc/
29. Резолюция Совета Безопасности ООН от 16 октября 2003. [Электронный ресурс]. - доступа:https://documents-ddsny.un.org/doc/
30. Резолюция Совета Безопасности ООН от 17 апреля 1948 года. [Электронный ресурс]. - доступа:https://documents-ddsny.un.org/doc/
31. Резолюция Совета Безопасности ООН от 17 мая 2002.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-
ddsny.un.org/doc/
32. Резолюция Совета Безопасности ООН от 20 декабря 2001. [Электронный ресурс]. - доступа:https://documents-ddsny.un.org/doc/
33. Резолюция Безопасности ООН от 20 февраля 2007.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-
ddsny.un.org/doc/
34. Резолюция Совета Безопасности ООН от 23 апреля 1948 года. [Электронный ресурс]. - доступа:https://documents-ddsny.un.org/doc/
35. Резолюция Совета Безопасности ООН от 23 мая 2002.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-
ddsny.un.org/doc/
36. Резолюция Совета Безопасности ООН от 24 ноября 2003.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-
ddsny.un.org/doc/
37. Резолюция Совета Безопасности ООН от 25 сентября 1999.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-
ddsny.un.org/doc/
38. Резолюция Совета Безопасности ООН от 29 мая 1948 года. [Электронный ресурс]. - доступа:https://documents-ddsny.un.org/doc/
39. Резолюция Совета Безопасности ООН от 30 июля 2001.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-
ddsny.un.org/doc/
40. Резолюция Совета Безопасности ООН 998 от 4 ноября 1956. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://dag.un.org/bitstream/
41. Резолюция Совета Безопасности ООН от 4 ноября 1956.
ресурс]. - Режим доступа:http://dag.un.org/bitstream/
42. Резолюция Совета Безопасности ООН 1401 от 28 марта 2002. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://documents-dds-ny.un.org/doc/
43. Резолюция Совета Безопасности ООН от 4 ноября 1956.
ресурс]. - Режим доступа:http://dag.un.org/bitstream/
44. Резолюция Совета Безопасности ООН от 8 июня 2004.
[Электронный ресурс] - Режим доступа: https://documents-
ddsny.un.org/doc/
45. Резолюция Совета Безопасности ООН от 5 ноября 1956.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://repository.un.org/bitstream/
46. Резолюция Совета Безопасности ООН по Южной Родезии от 17
ноября 1970 года. [Электронный ресурс]. -Режим
: https://documentsddsny.un.org/doc/
47. Резолюция Генеральной Ассамблеи 181 по вопросу о Палестине
от 29 ноября 1947 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://documents-dds-ny.un.org/doc/
48. Резолюция Генеральной Ассамблеи о мерах по установлению и укреплению мирных и добрососедских отношений между государствами. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://documents-dds- ny.un.org/doc/
49. Резолюция Генеральной Ассамблеи о принципах, определяющих общее регулирование и сокращение вооружений от 14 декабря 1946 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://documents-dds-ny.un.org/doc/
50. Резолюция Генеральной Ассамблеи об осуждении ядерной войны от 15 декабря 1983 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/
51. Резолюция Совета Безопасности о регулировании вооруженных сил ООН от 13 февраля 1947 года. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://documents-dds-ny.un.org/doc/
52. Резолюция Совета Безопасности ООН 1745 от 20 февраля 2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://documents-dds-ny.un.org/doc/
53. United Nations Security Council Resolution 2405 - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://unama.unmissions.org/node/
54. Устав ООН. 1945 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html
55. EU—US of support the people Iraq 26 2004. Dromoland Castle. -
June 2004. [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://europa.eu.int/comm/external relations/us/sum06 04/decl iraq.pdf
56. NATO’s to Iraq The NATO website. - 2011. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа :
http ://www.nato.int/cps/ru/natohq/topics_51978.htm.
Отечественные исследования
57. "Шиитский пояс" вокруг Израиля // Агенство политических
новостей. Электронный ресур - Режим доступа :
http://www.apn.ru/index.php?newsid=1552#sel=1:1,1:4
[Электронный ресурс]. - доступа: http://iz.ru/news/290039?page=1
58. Акмалов Ш.И. Роль ООН в Афганском урегулировании: проблемы и перспективы // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2012. - № 2 (31). - С. 111-120
59. Акмалов Шоислам этапы урегулирования и "постконфликтной ситуации" Центральная Азия и Кавказ. 2006. №3 (45). [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/afganistan-etapy-uregulirovaniya-i- posledstviyapostkonfbktnoy-situatsiihttp://cyberleninka.ru/article/n/afganistan- etapyuregulirovaniya-i-posledstviya-postkonfliktnoy-situatsii
60. Арунова М. Модификация стратегических задач США в Афганистане (2001—2010 гг.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://afghanistan.ru/doc/19303.html
61. Белан С.Р. Черты глобального мира. Миротворческая деятельность ООН // Экология и жизнь. - 2001. -№ 5. - С. 8-18.
62. Влияние дальнейшего расширения блока НАТО на военную безопасность России. Возможные меры противодействия политике альянса и нейтрализации угроз. Аналитический доклад. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://csef.ru/media/articles/1042/1042.pdf
63. В северных провинциях Афганистана стартовал проект ООН по
разминированию местности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http://afghanistan.ru/doc/19945.html
64. В московском университете провели конференцию, посвященную вопросам развития Афганистана.- [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumilev-center.af/archives/4068
65. Всемирная продовольственная программа продолжит сотрудничество с Афганистаном [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://afghanistan.ru/doc/101976.html
66. Газета «Аргументы и факты» [Электронный ресурс] / / Война в
Афганистане: История вопроса/- Режим доступа :
http://www.aif.ru/politics/dontknow/12880/
67. Гюстози А. НАТО в Афганистане [Электронный ресурс]/ - Режим доступа: http://www. afghanistan .ru/doc/12536. html/Организации
68. Информационно-аналитический портал (ИАП) «NATO.bz» [Электронный ресурс] / НАТО и Афганистан/ - Режим доступа : http ://www.nato.bz/ru/afghanistan.html/
69. Иванов М. Афганистан может стоить Британии еще дороже
[Электронный ресурс]/ - Режим доступа :
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/uk/newsid_5311000/5311364.stm/
70. Клещенко А. Война в Афганистане. История вопроса
[Электронный ресурс] /- Режим доступа :
http://www.aif.ru/politics/dontknow/12880/
71. Ежегодник СИПРИ 2015: вооружения, разоружение и
международная безопасность: Пер. с англ. - Институт мировой экономики и международных отношении” РАН. - М.: ИМЭМО РАН, 1998 - 2015. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.sipri.org/sites/default/files/SIPRI_YEARBOOK_2015_RUS.pdf
72. Запарий Ю. В. Миротворческие ООН: эволюция и ее реализация, 40-х — начало гг. XX / Ю. В. Запарий. — : [б. и.], 2005. — с.
73. Заемский В.Ф. ООН и миротворчество. М.: Международные отношения, 2012;
74. Заемский В.Ф. Необходимость перемен в ООН // Международная жизнь.-2005. -№ 9;
75. Заемский В.Ф. Опыт миротворческих операций ООН // Обозреватель -2004. № 6.
76. Колин с трудом покаялся. //Известия. - мая 2004. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iz.ru/news/290039?page=1
77. Куклина И. Мирово и международные структуры
безопасности / И. Куклина Мировая экономика и отношения. — 2005. — №1. —
78. Медведев А. Нейтральный статус Афганистана - главное условие прочного мира в регионе. / А.Медведев. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fergananews.com/articles/7012
79. Миссия ООН в Афганистане продлена на год //РИА новости.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ria.ru/world/20150316/1052865900.html
80. Морозов Г.И. Актуальные деятельности международных организаций. Теория и практика. М.: отношения, 1982. - с.
81. Морозов Г.И. Международные Некоторые вопросы теории. - доп. изд. - Мысль, 1974.- с.
82. Новая ООН в борьбе с наркоугрозой стартует в 2011 г. //
новости. — [Электронный ресурс] - доступа:
https ://ria.ru/defense_safety/20101009/
83. Пан Мун. Афганистан: потерян и не забыт. — //Ведомости.
ресурс]. - Режим доступа :
https://www.vedomosti.ru/newspaper/articles/2008/01/15/afganistan-nepoteryan- i-ne-zabyt
84. Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fao.org/countryprofiles/index/ru/?iso3=AFG
85. РБК: программа. Статья. - [Электронный ресурс]. - доступа: http://www.rbc.ru/politics/07/04/2005/59457.shtml
86. Рид Дж. Во мирного будущего //Международная жизнь. - 1995.
- № 3. - С. 17.
87. Твердая основа [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.nato.int/docu/review/2007/issue1/russian/art1.html
88. Саммит НАТО в Бухаресте. 2-4 ноября 2008 [Электронный
ресурс]. Режим доступа :
https://ria.ru/trend/meeting_NATO_Bucharest_01042008/
89. Федоров, В. Н. ООН и войны и мира. - : Междунар. отношения,
1988. - с.
90. Федоров В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке. - М.: Логос, 2007. - 944 с
Зарубежные исследования
91. Халил Р.Организация Объединенных Наций и ее роль в Афганистане. / Р. Халил. - [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.ariaye.com/dari5/siasi/roman.html
92. Цветов П. Глобализация и Восток. Взгляд лауреата Азия и Африка сегодня. — 2004. — №12. — С. 41—46.
93. Шепова Н.Я. Миротворческая Организации Объединенных (1945-1989 гг.) : аспекты : диссертация ... кандидата наук :- 2003.- 396 с.
94. Ядерныи Контроль. No 6. Ноябрь - Декабрь 2002// Журнал ПИР-
Центра политических исследовании” (Россия) С. 114. [Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http://www.pircenter.org/media/content/files/1/13415810930.pdf
95. Afghanistan &the United Nations [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://web.archive.org/web/20131031084259/http://www.un.org/News/dh/latest/afghan/un-afghan-history. shtml
96. Afghanistan in 2008: A Survey of the Afghan People [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://asiafoundation.org/publication/afghanistan-in-2008-a-survey-of-the-afghan-people/
97. Afghanistan: Statement attributable to UNAMA Spokesperson Dan
McNorton [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https ://reliefweb. int/report/afghanistan/afghanistan-statement-attributable-unama- spokesperson-dan-mcnorton
98. OPEN MEETING OF THE SECURITY COUNCIL 30 October 2002
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.un.org/News/dh/latest/afghan/brahimi-sc-oct31.htm
99. Peace Operations Monitor, Civilian Monitoring Of Complex Peace
Operations [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://pom.peacebuild.ca/UNAfghanistan.shtml
100. SECRETARY-GENERAL APPOINTS KAI EIDE OF NORWAY AS SPECIAL REPRESENTATIVE FOR AFGHANISTAN [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://www.un.org/press/en/2008/sga1123.doc.htm
101. Transition ceremony kicks off Resolute Support Mission 28 Dec.
2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.nato.int/cps/en/natohq/news_116351.htm