ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретические аспекты бухгалтерского учета и анализ деятельности 9 торговой организации
1.1 Экономическая сущность и содержание розничной торговли 9
1.2 Особенности бухгалтерского учета в розничной торговле 17
1.3 Цель, задачи и информационное обеспечение анализа 23
деятельности торговой организации
2 Действующая практика учета и анализа деятельности в ООО 31
«Олеколор»
2.1 Организационно-экономическая характеристика организации 31
2.2 Учет товарооборота и расходов на продажу 35
2.3 Анализ розничного товарооборота организации 44
2.4 Анализ издержек и прибыли организации 49
2.5 Рекомендации по совершенствованию учета товарооборота 58
и снижения издержек обращения в ООО «Олеколор»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Учетная политика ООО «Олеколор» 71
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2017 г. 113
ПРИЛОЖЕНИЕ В (обязательное) Отчет о финансовых результатах за январь-декабрь 2016 г. 114
ПРИЛОЖЕНИЕ Г (обязательное) Отчет о финансовых результатах за
январь-декабрь 2018 г. 115
ПРИЛОЖЕНИЕ Д (обязательное) Устав ООО «Олеколор» 116
ПРИЛОЖЕНИЕ Е (обязательное) Бухгалтерский баланс ООО «Олеколор» за 2016-2018 гг.
Современные глобальные процессы оказывают непосредственное влияние на развитие национальной экономики. Среди них расширение границ глобального информационного пространства, повышение культурного уровня и запросов потребителей, компьютеризация технологических и управленческих процессов, что и обусловило необходимость усиления требований к деятельности всех хозяйствующих субъектов рынка, в том числе и розничных торговых организаций. Также общепринятым является тот факт, что обеспечить процесс движения тех или иных товаров непосредственно от изготовителя до конечного потребителя этого товара способна розничная торговля.
Актуальность данного исследования подтверждается тем, что учитывая условия современной рыночной экономики, всем организациям для развития своей дальнейшей хозяйственной деятельности необходимо «покупать» и «продавать», и тем самым обеспечивать получение средств. Именно благодаря розничной продаже стоимость доли общественного продукта способна получить признание потребителей. Управление операциями, связанными с движением товара, способствует увеличению объемов продаж продукции, и как следствие финансово - устойчивому состоянию организаций. Исходя из этого, любой торговой организации для обеспечения продуктивного функционирования нужно обеспечить грамотно организованный учет товародвижения, правильность его документального оформления и анализа эффективного использования.
Изучению вопросов учета и анализа розничной торговле посвящены труды Беловой О. А.; Чеглова В. П.; Сальникова И. И.; Абоимовой Н. Э.; Брагина Л. А.; Ахмадовой П. И.; Виноградовой С. Н.
Таким образом, практические аспекты учета и анализа в розничной торговле признаются важными составляющими социально-экономического
развития страны и рассматривается на макроуровне в числе важнейших целевых ориентиров, поступательная динамика которых характеризует стабилизацию экономической ситуации на рынке, способность экономики к устойчивому развитию, поэтому учёт процесса реализации и анализ товарооборота должны являться неотъемлемой и обязательной частью деятельности всех торговых организаций.
Целью данного исследования является комплексное изучение действующей практики учета и анализа деятельности торговой организации и разработка предложений по их совершенствованию.
В соответствии с целью работы необходимо рассмотреть ряд задач:
- выявить экономическую сущность и содержание розничной торговли;
- раскрыть особенности бухгалтерского учета в розничной торговле;
- определить цель, задачи и информационное обеспечение анализа деятельности торговой организации;
- дать организационно-экономическую характеристику организации;
- изучить учет товарооборота и расходов на продажу;
- проанализировать розничный товарооборот организации;
- провести анализ издержек и прибыли организации;
- разработать рекомендации по совершенствованию учета
товарооборота и снижения издержек обращения в ООО «Олеколор».
Объектом исследования является ООО «Олеколор», занимающийся розничной торговлей строительными и отделочными материалами.
Предметом исследования является система бухгалтерского учета и экономического анализа на организациях розничной торговли.
В процессе исследования применялись такие общенаучные методы познания, как сравнение, анализ и синтез, а также системный и логический подходы. В ходе исследования была выявлена значимость правильного отражения в учете товарных операций, а также необходимость полноты формирования всех учетных сведений, связанных с процессом движения товаров в розничной торговле, правильности их документального оформления, достоверность и своевременность таких данных, что безусловно можно считать залогом успешного функционирования любого торговой организации.
Информационной базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых, законодательные акты РФ, нормативные документы Министерства финансов РФ, материалы научных конференций, данные сети Интернет, справочно-правовых систем, электронных средств массовой информации, данные учета и анализа, экономическая информация исследуемой организации.
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы. Розничная торговля как отрасль имеет свои особенности и осуществляет реализацию производственной потребительской стоимости товаров; доведение предметов потребления до потребителей; поддержание баланса между предложением и спросом; сокращение издержек потребления в сфере обращения. Рассмотренные функциональные особенности розничной торговли играют существенную роль в формировании социально ориентированного рыночного механизма и способствуют стабильности развития российской экономики. Бухгалтерский учет в розничной торговле координирует действия в розничной сети для избежания ошибок, штрафов и всевозможных санкций со стороны контролирующих органов, а также для разумного и адекватного планирования деятельности в будущем и составления достоверной отчетности. Данные бухгалтерского учета розничной торговли используется для планирования потребности в остатках и поступлении товаров от поставщика, для поиска наиболее выгодных товаров для реализации и прочих стратегических и оперативных целей конкретного организации
По результатам анализа торговой деятельности розничной организации определяется в какой степени выполнен план продаж и удовлетворен покупательский спрос, чем были вызваны изменения в товарообороте за отчетный период, оценить степень соответствия фактических результатов деятельности компании намеченной стратегии, сделать заключение о влиянии изменения продаж на показатели эффективности деятельности торговой компании.
В ООО «Олеколор» учитывают товар по продажным ценам. Величина торговой наценки как разница между стоимостью приобретения и продажной ценой. Выручка от реализации складывается из поступлений за день. По итогам операций реализации в конце отчетного периода (года, месяца) формируется финансовый результат, то есть подсчитывается убыток или прибыль.
ООО «Олеколор» с каждым годом продолжает динамично развиваться, обеспечивая прирост объемов продаж товарной продукции. Данные анализа показали, что из года в год ООО «Олеколор» наращивает объемы продаж,. Причем больший объем продаж приходится за период 2016-2018 г, это в основном обусловлено низкими ценами на продукцию. Все товары ООО «Олеколор» однородна по своему составу, организация идентичная, каналы распределения для всех товарных групп ассортимента одни и те же, т. е. через склад продукции. Широкий товарный ассортимент способен удовлетворять максимально возможные потребности населения в товарах для строительства и ремонта с учетом уровня доходов, предпочтений, традиций и, таким образом, направлена на завоевание большей доли рынка. Таким образом, в период с 2016 по 2018 гг. происходил интенсивный и достаточно постоянный рост объемов продаж. Этот факт дает основание полагать, что ООО «Олеколор», при условии грамотного стратегического может стать весьма конкурентоспособной организацией Республики Мордовия. Все это формирует тенденцию развития передовых технологий, снижения издержек обращения, вывода на рынок новых товаров, увеличения производительности труда, сотрудничества с ведущими российскими и зарубежными производителями, развития взаимоотношений с покупателями.
Основная доля реализуемых товаров приходится на низкую и среднюю ценовые категории, а сегмент дорогих строительных материалов контролируется известными производителями. Еще одним из серьезных факторов, препятствующих эффективному развитию товрооборота ООО «Олеколор», остается сезонность. Решение этой проблемы даст возможность не только нарастить объемы продаж, но и многократно увеличить эффективность деятельности. Рынок строительных материалов, обладая ярко выраженной сезонностью, достигает своего пика во втором-третьем кварталах года. Таким образом, непосредственное влияние на товарооборот ООО «Олеколор» оказывают такие факторы как: ценовая политика; неправильное планирование или отсутствие планирования и прогнозирования стратегии развития, направленного на увеличение рыночной доли и укрепления конкурентных позиций.
В качестве рекомендаций можно предложить настроить обмен данными с товароучетной программой. Например, LiteBox интегрируется с 1С через файловый обмен или либо по API. Чтобы достигнуть максимальной прибыли как оптимизации деятельности, ООО «Олеколор» потребуется оптимизация издержек обращения.
1 О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: федер. закон от
06.12.2011 № 402 - ФЗ (ред. от 04.11.2017) // Доступ из СПС
«КонсультантПлюс».
2 Постановление Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132 «Об
утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций» 3 Приказ Минфина России от 09.06.2001 № 44н (ред. от 16.05.2016) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально - производственных запасов» ПБУ 5 / 01»
3 Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли (утв. письмом Роскомторга от 10.07.1996 № 1 - 794 / 32 - 5)
4 Абдукаримов И. Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов ООО «Олеколор»ских структур. М.: Инфра-М, 2017. - 216 с.
5 Абоимова И. Т. Эффективность и финансовые результаты
хозяйственной деятельности организации: критерии и показатели их
характеризующие, методика оценки и анализа // Социально-экономические явления и процессы. - 2018. - № 5-6. - С. 11 - 21.
6 Анискин Ю. П. Корпоративное управление деловой активностью в неравновесных условиях. - М.: Омега-Л, 2018. - 304 с.
7 Артеменко В. Г. Экономический анализ / В. Г. Артеменко, Н. В. Анисимова. - М.: КноРус, 2018. - 384 с.
8 Афанасенко И. Д. Торговое дело. Учебник / И. Д. Афанасенко, В. В. Борисова. - М.: Питер, 2018. - 384 с.
9 Афанасьева М. В. Выбор стратегии финансового обеспечения роста деловой активности организации // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2018. - № 1. - С. 9 - 13.
10 Ахмадова П. И. Формирование конкурентной среды как приоритетное направление совершенствования сферы торговли в регионе / П.И. Ахмадова // Инженерный вестник Дона. - 2011. - Т.15. - №1. - С. 14-21.
11 Бабичева Н. Э. Экономический анализ устойчивого развития субъектов хозяйствования / Н. Э. Бабичева, Н. П. Любушин. - М.: Русайнс, 2018. - 512 с.
12 Баженов Ю. К. Доходы, расходы и прибыль в организациях торговли / Ю. К. Баженов, Г. Г. Иванов. - М.: Форум, Инфра-М, 2017. - 584 с.
13 Баженов Ю. К.Розничная торговля в России / Ю К. Баженов. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 240 с.
14 Баканов М. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. Учебник / М.И. Баканов. - М.: Экономика, 2018. - 352 с.
15 Бариленко В. И. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. М.: Юрайт, 2016. - 456 с.
16 Басовский Л. Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская и др. - М.: Инфра-М, 2018. - 272 с.
17 Белова О.А. Некоторые элементы субъектного состава розничной купли - продажи // Мы и право. - Волгоград, 2018. - № 1. - С. 62 - 66.
18 Брагин Л. А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация / Л.А. Брагин. - М.: Инфра М, 2012. - 560 с.
19 Бухгалтерский учет в торговле: Учебное пособие / ред. М. И. Баканов. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 576 с.
20 Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / ред. Ю. А. Бабаев. - М.: Проспект, Велби, 2017. - 392 с.
21 Варламов С. А. Бухгалтерский учет в торговле / С. А. Варламов, Марина Марчук. - М.: Питер, 2016. - 128 с.
22 Виноградова С. Н. Коммерческая деятельность: учебное пособие / С.Н. Виноградова. - Минск: Высш. школа, 2016. - 276 с.
23 Иванов Г. Г. Коммерческая деятельность: Уч / Г.Г. Иванов, Е.С. Холин. - М.: Форум, 2018. - 192 с.
24 Иванова Н. В. Бухгалтерский учет на организациях торговли / Н.В. Иванова. - М.: Academia, 2016. - 256 с.
Писаренко. - М.: Академия, 2018. - 368 с.
26 Кожарский В. В. Бухгалтерский учет в розничной торговле / В. В. Кожарский, Н.В. Кожарская. - М.: Издательство Гревцова, 2018. - 264 с.
27 Козлова Е. П. Бухгалтерский учет / Е.П. Козлова, Н.В. Парашутин, Т.Н. Бабченко, и др.. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 464 с.
28 Левкин Г. Г. Коммерческая деятельность. Основы коммерции (для бакалавров) / Г.Г. Левкин, О.А. Никифоров. - М.: КноРус, 2018. - 480 с.
29 Невешкина Е. В. Бухгалтерский учет в торговле: Практическое пособие / Е. В. Невешкина, О. И. Соснаускене, Е.Г. Шредер.. - М.: Дашков и К, 2016. - 412 с.
30 Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: Учебник / Ф. Г. Панкратов, Н.Ф. Солдатова. - М.: Дашков и К, 2018. - 500 с.
31 Петров А. М. Бухгалтерский учет в торговле и общественном питании: Учебное пособие / А. М. Петров. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 223 с.
32 Сальников И.И. Планирование сети организаций розничной торговли как фактор повышения эффективности ее деятельности / И.И. Сальников, Н.И. Виноградова // Образование, наука и современное общество : актуальные вопросы экономики и кооперации / Белгородский ун - т кооперации, экономики и права. - Белгород, 2016. - С. 206 - 213.
33 Селезнева Е. Ю. Розничная торговля: проблемы, тенденции и перспективы развития / Е.Ю. Селезнева // Вестник Российского государственного университета. - 2018. - №10. - С. 21-25.
34 Синяева И. М. Коммерческая деятельность: Учебник для бакалавров / И. М. Синяева, О. Н. Романенкова, С. В. Земляк. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 506 с.
35 Чеглов В. П. Экономика и организация управления розничными и торговыми сетями. Практикум / В.П. Чеглов. - М.: Вузовский учебник, Инфра- М, 2016. - 224 с.
36 Якубова Э. В. Розничная торговля. Состояние и перспективы.
Ставрополь, 2017. - 428 с.