Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И КОММУНИКАТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СВЯЗИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИМИ ЭЛЕКТРОННЫХ УСТРОЙСТВ

Работа №74256

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы89
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
32
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Обзор теоретических и эмпирических исследований по проблеме эмоционального и коммуникативного развития младших школьников 8
1.1. Общая характеристика младшего школьного возраста 8
1.1.1. Особенности эмоциональной сферы 13
1.1.2. Особенности коммуникативной сферы 19
1.2. Дети и техника 30
Глава 2. Организация и методы исследования 34
2.1. Цели, задачи, гипотезы 34
2.2. Характеристика выборки 35
2.3. Методы исследования 35
2.3.1. Проективная методика «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук, Р. Берне) 35
2.3.2. Оценочная шкала эмоциональных проявлений ребенка (Й. Шванцара)
36
2.3.3. Методика «Неоконченные рассказы» (Т. П. Гаврилова) 37
2.3.4. Социометрия (Дж. Морено) 37
2.3.5. Анкеты для детей и родителей 39
2.3.6. Методы математической обработки 39
Глава 3. Анализ эмпирических данных 41
3.1. Частота и длительность использования электронных устройств
младшими школьниками и их предпочтения 41
в этой сфере 41
3.2. Предпочтения детей в использовании электронных устройств 45
3.3. Эмоционально-коммуникативные особенности 50
младших школьников 50
3.3.1. Эмоциональные и коммуникативные особенности младших
школьников по проективной методике «Дом-дерево-человек» (Дж. Бук, Р. Берне) 50
3.3.2. Эмоциональные проявления детей по шкале Й. Шванцары 52
3.3.3. Типы эмпатии по методике «Неоконченные рассказы»
(Т.П. Гавриловой) 54
3.3.4. Показатели социометрии у младших школьников 55
3.4. Взаимосвязи эмоциональных, коммуникативных особенностей детей и показателей частоты, длительности использования ими электронных устройств 57
Выводы 80
Заключение 83
Список литературы 84
Приложения

В современном мире электронные устройства прочно вошли в нашу жизнь. Они помогают нам в разных сферах нашей жизни - в работе, учебе, общении и развлечении. Тема взаимодействия человека и техники активно разрабатывается учеными, исследуются проблемы компьютерной зависимости, связи агрессии и игр, применения электронных устройств в образовании. Отношения человека и техники является перспективным и очень важным направлением науки.
Отдельное место гаджеты занимают и в жизни детей- будучи знакомыми с ними с самого раннего возраста, дети активно пользуются телефонами, компьютерами и прочим. Многие любят играть в компьютерные игры, пользоваться интернетом, они могут это делать одни, а могут собираться компанией, обсуждать, смотреть вместе за игрой. В связи с этим, некоторые могут чрезмерно увлекаться или не находить общий язык со сверстниками. Контент, принятые нормы общения, длительность использования электронных устройств могут влиять на эмоциональное состояние, на навыки общения ребенка.
В младшем школьном возрасте ребенок попадает в новую среду, в которой существуют новые правила, условия и ребенку необходимо адаптироваться к ним, возрастает психологическая нагрузка. Меняется социальное ситуация ребенка, он становится учеником, его окружают его сверстники, и ему важно научиться устанавливать контакты с ними и взрослыми. Поэтому важно учитывать их эмоциональное состояние и навыки общения. Также многие из них активно пользуются электронными устройствами, что может оказывать на них влияние.
Поэтому данная работа является актуальной. Необходимо выяснить, как связаны эмоциональные и коммуникативные особенности детей и время, проведенное за электронными устройствами, чтобы понять, какие проблемы могут быть при использовании гаджетов, какие возможности открываются.
Результаты данного исследования могут пригодиться в работе психологов, разработчиков программ, педагогов, могут помочь родителям.
Основной целью данного исследования является выявление возможных связей между особенностями эмоциональной и коммуникативной сфер младших школьников и временем, которое они проводят, используя электронные устройства. В связи с этим выделяется несколько задач данной работы:
1) Выявить частоту, длительность использования электронных устройств младшими школьниками, особенности поведения и эмоционального состояния детей после их использования.
2) Проанализировать предпочтения младших школьников в плане проведения досуга.
3) Выявить эмоциональные и коммуникативные особенности младших школьников в связи с факторами пола и частоты использования электронных устройств.
4) Проанализировать взаимосвязи эмоциональных, коммуникативных особенностей младших школьников и показателей частоты и длительности использования ими электронных устройств.
Гипотезой является предположение о том, что эмоциональные и коммуникативные особенности детей в группах по частоте использования электронных устройств будут иметь свои черты. У детей, использующих технику чаще и дольше, будут больше наблюдаться негативные эмоциональные проявления. Объектом исследования будут являться эмоциональные и коммуникативные особенности младших школьников, предметом- их взаимосвязь с частотой и длительностью использования электронных устройств.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, данная работа показала, наличие взаимосвязей между частотой и длительностью использования электронных устройств и эмоциональными и коммуникативными особенностями детей. Так, в результате исследования оказалось, что чем чаще дети используют электронные устройства, тем они более спокойны и достигают больших успехов в общении. Это может быть следствием того, что родители, подмечая личностные особенности детей, ограничивают их в использовании техники, чтобы оградить их от возможного негативного влияния, либо того, что использование техники является благоприятным фактором для эмоционального и коммуникативного развития. По итогам данной работы трудно сказать почему наблюдаются такие взаимосвязи. Но подобная тема является достаточно интересной и актуальной в современном мире, когда технологии становятся все более значимыми.
Таким образом, нами была выявлена специфика эмоциональных и коммуникативных характеристик детей двух групп: редко и часто пользующихся электронными устройствами, но гипотеза о том, что частое использование электронных устройств будет связано с негативными эмоциональными появлениями не подтвердилась. Наоборот, были получены результаты, говорящие о том, что дети, пользующиеся техникой редко, чаще менее эмоционально благополучны (например, более возбудимы и конфликтны, но менее ласковы).
Результаты данного исследования могут быть применены в работе психолога с детьми и родителями. Также оно может послужить аргументом против мнения, что электронные устройства приносят только вред. Она демонстрирует, что существуют связи частоты использования техники и с позитивными проявлениями.
Необходимо исследовать проблему влияния электронных устройств на детей и далее, так как электронные технологии развиваются и все больше входят в нашу жизнь.



1. Аверин В. А. Психология детей и подростков: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова,1998.
2. Александровская Э. М. Личностные особенности младших школьников в норме и при пограничных нервно-психических расстройствах. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. н. Л., 1985.
3. Артюнина Г. П., Ливинская О.А. Влияние компьютера на здоровье школьника// Псковский регионологический журнал- 2011.- №12.- с.144-150
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1968.
5. Выготский Л. С. Психология. М.: Издательство ЭКСМО- Пресс, 2000.
6. Гинзбург М. Р Развитие мотивов учения у детей 6-7 лет // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. А. А. Эльконина и А. Л. Венгера. - М., 1988.- с.36-45.
7. Жеребненко О. А., Кузхнецова Л. Б. Особенности отношения современных младших школьников к компьютерным играм// Казанский педагогический журнал- 2015.- №4.
8. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. -СПб., 1995.
9. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПБ.: Питер, 2001.
10. Кулагина И. Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: ТЦ «Сфера», 1999.
11. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.: Питер, 2009.
12. Маслова Ю. В. Позитивные и негативные аспекты использования
компьютерных технологий у детей и подростеков// Образовательные технологии и общество- 2013.- том 16.- №4.- с. 493-503
13. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития. М.: «Академия», 2006.
14. Пискарева Т. Б. Развитие эмоций у учащихся с нарушением интеллекта // Ананьевские чтения-98: Тезисы научно-практической конференции. - СПб., 1998.- с.199-200
15. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов: Учебное пособие для вузов. М.: «Академия», 2000.
16. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А. А. Реана. СПб., 2001.
17. Размыслов И. П. Интересы младших школьников. Сб. «Психология младшего школьника». - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960, с. 208.
18. Сироткин Л. Ю., Хузиахметов А. Н. Младший школьник, его развитие и воспитание. - Казань, 1998.
19. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Учебное пособие. М., 2013.
20. Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника. М.: «Просвещение», 1966.
21. Abilio Oliveira, Ricardo Dias With or Without a Computer? Do You Want to Play with Me?// Mediterranean Journal of Social Sciences- 2014.- Vol. 5.- №13.- p. 21-28
22. Bradford B. Wiles, Laura Schachtner, Julie L. Pentz The New Screen Time: Computers, Tablets, and Smartphones Enter the Equation// Journal of Extensionn- 2016.- Vol. 54- №2.
23. Wendy W. L. Goh, Susanna Bay, Vivian Hsueh-Hua Chen Young school children’s use of digital devices and parental rules// Telematics and Informatics- 2015.- Vol. 32- №4.- p. 787-795.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ