ВВЕДЕНИЕ 4 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 13
1.1 Актуальные аспекты современного развития органов местного самоуправления в Российской Федерации 13
1.2 Оценка управленческой эффективности в мировой практике 28
1.3 Обобщение существующих методик оценки эффективности системы
управления на муниципальном уровне 36
Выводы по первой главе 48
2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИЧЕСКИХ ОСНОВ ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ М/О 51
2.1. Теоретические положения методики 51
2.2 Элементы профессиональной методики оценки 66
Критерии, характеризующие состояние местных финансов (бюджет) 69
Критерий 1 Доходы бюджета 70
Критерий 2 Расходы бюджета 85
Критерий 3 Бюджетный дефицит 98
Критерий 4 Внутренние заимствования 103
Критерии, характеризующие общественные потребности и ресурсы 113
Критерий 5 Население муниципального образования 116
Критерий 6 Городская инфраструктура 124
Критерий 7 Производственная деятельность 130
Критерий 7 Деловая активность 130
Критерий 8 Муниципальный сектор экономики 133
Критерии, описывающие системные характеристики администрации 137
Критерий 9 Организационная структура 137
Критерий 10 Кадры 139
Критерий 11 Информационная инфраструктура 142
2.3 Технология использования системы (методики) 150
Структура и временной регламент технологии оценки 154
Выводы по второй главе 165
3. ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДИКИ 168
3.1 Расчет и ретроспективный анализ управленческого состояния м/о г. Артем 168
2
3.2 Интерпретация полученных результатов 216
Выводы по третьей главе 218
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 220
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 224
Современная рыночная система немыслима без общественного сектора, составляющего ее неотъемлемый компонент. Если общественный сектор функционирует неэффективно, недостижима высокая эффективность и в частном секторе.
В Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной РФ, указывается, что органы местного самоуправления являются одной из главных основ любого демократического строя и их существование обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление.
В действующем законодательстве РФ и Приморского края о местном самоуправлении особое внимание уделяют программе социально¬экономического развития. В ней, наряду с концепцией социально¬экономического развития, должна быть отображена и оценка итогов этого развития за предыдущий период и характеристики состояния муниципального образования.
Поэтому формирование системы оценки эффективности управления в современных условиях является важнейшей задачей, стоящей перед субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Данная работа непосредственно является (касается) механизмом контроля (и ответственности) органов местного самоуправления. Кроме того, применение результатов исследования технологии оценки управления муниципального образования может играть важную роль при активном формировании его финансово - экономической базы, развитии местного рынка недвижимости и улучшении инвестиционного климата (привлечение доходов населения, создании благоприятных условий для предпринимательства), обеспечивая прозрачность и объективность действий его органов, без публичной демонстрации которых качественный прорыв в этой области Нам не представляется возможным.
Оценка управления муниципальным образованием требует комплексного подхода к решению поставленных задач, поэтапного их выполнения, а также
4
определения приоритетных направлений на этапе реализации. Только многократное наблюдение (процессный подход) и синтез как можно большего количества информации (системный подход) дают возможность составить точное и правильное суждение о существующем положении дел.
Успешная реализация указанной схемы должна положить предпосылки к созданию системы успешного взаимодействия населения, местного самоуправления и государственной власти.
При осуществлении деятельности органы местного самоуправления должны определять цель развития муниципального образования, ставить задачи исполнителям и, как итог, получать достигнутые в ходе их решения результаты. Практически любая активность в рыночной экономике получает выражение в финансовых потоках, доходах и расходах. Кроме того, объективная (количественная) оценка общественного сектора экономики единственно возможна только при использовании данных экономических категорий, а также показателей условий функционирования и развития субъектов рынка. В связи с этим центральное место при оценке общественного сектора будут занимать проблемы финансов (бюджета) и экономического развития. Не все проблемы рассматриваемой темы имеют чисто финансовую (экономическую) природу, однако, в принципе, любая из них имеет весьма существенные финансовые (экономические) аспекты.
С другой стороны, при оценке работы общественного сектора не обойтись без измерения его внутренней эффективности - эффективности работы его структур управления. Несмотря на трудности получения количественной оценки, связанные с новыми тенденциями развития экономической науки и подходом к муниципальному образованию как к социально-экономической системе, необходимость оценки полученных результатов (контроля над органами управления) представляется Нам столь же очевидной, сколь необходимость самого управления.
Формализованные процедуры оценки общего состояния муниципального образования, составных программ и проектов способны служить
5
альтернативой, с одной стороны, произвольному выбору решений, подчиненному в конечном счете интересам бюрократии, а с другой — пла¬нированию предстоящих расходов "от достигнутого уровня", когда затраты определяются не столько соображениями рациональности, сколько ранее сложившимися пропорциями.
Прежде чем приступить к разработке этих методов, следует подчеркнуть, что они не заменяют политических решений, а скорее доставляют информацию, полезную для их принятия. Одна из причин состоит в том, что формализованные процедуры, как правило, в большей степени отражают критерий эффективности, чем критерий справедливости. Однако применение аналитических методов дает существенный выигрыш, позволяя отсекать заведомо худшие варианты, избегать внутренних противоречий в оценках, делать межвременные сопоставления и т.д. Эффективное управление может быть обеспечено только на основе формирования единой базы данных (с применением современных информационных технологий) и использования современных методов их оценки.
Новизна, актуальность и практическая значимость этой проблемы определили выбор темы диссертационной работы, посвященной совершенствованию методов, способов и инструментария экономической оценки управления как основы управления муниципальным образованием.
Цель и задачи исследования
Целью исследования является разработка методики оценки системы управления городом (муниципальным образованием).
В соответствии с поставленной целью определен следующий круг задач диссертационного исследования:
исследование проблем управления муниципальным образованием в современных условиях и определение роли оценки управления в их решении;
анализ теоретических основ и условий оценки эффективности управления;
6
обобщение существующих методов оценки управления муниципальных образований;
выявление особенностей оценки системы управления в муниципальном образовании РФ и предложение способов решения специфических задач оценки;
определение принципов внедрения оценки в управленческий процесс муниципального образования;
разработка направлений и отдельных показателей оценки деятельности муниципального образования;
разработка методики экспресс-оценки эффективности управления муниципальных образований;
апробация предложенной методики на примере муниципального образования г. Артема Приморского края.
Объект исследования
Объектом исследования являются структурные элементы муниципального образования, их связи и отношения в процессе оценки эффективности системы управления муниципального образования г. Артема.
Предмет исследования
Предметом исследования является совокупность теоретических основ, способов и методов оценки эффективности управления как основы разработки методики оценки управления на муниципальном уровне.
Современное состояние развития местного самоуправления в РФ характеризуется незавершенностью формирования его полноценных органов. Тем не менее, поскольку любое муниципальное образование наделено собственными ресурсами, именно местные сообщества потенциально способны решать свои проблемы с учетом конкретных условий отдельной территории в наиболее эффективных формах. Однако, особенности модели организации местного самоуправления и, следовательно, его оценки определяются комплексным влиянием всех характеристик среды, в которой происходит их формирование. Все это крайне затрудняет осуществление эффективного местного самоуправления.
Мировой опыт свидетельствует, что оценка и сопоставление затрат и результатов необходима для подготовки обоснованных решений как в предпри-нимательском, так и в общественном секторе. В обоих случаях требуется как можно полнее и точнее определить, во-первых, компоненты издержек, во- вторых, круг последствий, к которым они приводят, в-третьих, экономические измерители, позволяющие оценивать разнообразные элементы затрат и результатов в едином масштабе, в-четвертых, чистую отдачу, т.е. разницу между результатами и затратами. Для социально-экономических образований необходимы системы индикаторов, включающие и экспертные оценки анализируемой системы, а также отдельных её подсистем, или комплексная оценка системы управления, позволяющая оценивать эффективность управления по значительной совокупности факторов.
Для усовершенствования процесса управления муниципальным
образованием в российской экономике необходимо создание единой базы
данных для внутреннего потребления, - компактной системы статистических
показателей о муниципальном образовании и создание системы оценки
эффективности системы управления. Для внедрения в процесс управления
муниципальным образованием этого элемента (оценки эффективности системы
220
управления) необходимо решение специфических проблем, связанных с (1) сущностью общественного сектора, (2) со структурой муниципального финансового анализа. При этом необходимо учитывать реальную специфику муниципальных образований, что в свою очередь предполагает адаптацию существующих методов оценки к местным особенностям, а также разработку методик оценки в зависимости от решаемых муниципалитетом задач.
Проведенный анализ отечественного опыта доказывает, что на сегодняшний день какой-либо единой универсальной методики оценки результатов деятельности российских м/о не существовало.
Необходимым условием эффективного управления муниципальным образованием является реализация функций контроля, что предполагает применение (разработку теор. основ (специального подхода), совершенствование методов и исследование инструментария оценки на муниципальном уровне) методики оценки этой управленческой системы, учитывающей опыт разработки существующих зарубежных методик и требующей соответствующих инструментов в зависимости от конкретных целей решаемых задач.
Теоретические основы (разработанный подход) оценки управленческой системы муниципального образования РФ раскрывают ее актуальность и преимущества, определение предмета и главных характеристик оценки и принципы ее построения.
Элементы (инструментарий) универсальной методики оценки системы управления включают в себя определение (разработку) критериев и показателей (обоснование их характеристик). Их основной особенностью является сочетание формальных методов и неформализованного (экспертного) знания (по аналогии с системным анализом) при разработке.
Комплексная оценка - система взаимосвязанных критериев и
показателей, характеризующих направления социально-экономического
развития - управленческий инструмент. Этот инструмент использует данные
отчетов об исполнении бюджетов, объединяя их с демографической,
221
социально-экономической информацией, а также с характеристиками, описывающими состояние управляющей системы. Результаты этой оценки используются органами местного самоуправления для принятия конкретных решений в сферах своей профессиональной компетенции.
1. Европейская хартия местного самоуправления от 15.10.85
2. Закон Приморского края "О местном самоуправлении в Приморском крае" от 09.02.96, № 28-КЗ.
3. Указ Президента "Об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации" от 15.10.99, №1370.
4. Федеральный закон "О ратификации Европейской хартии местного самоуправления" от 11.04.98, №55-ФЗ.
5. Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" от 25.09.97, №126-ФЗ.
6. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95, №154-ФЗ.
7. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (Тектология). — М.: Экономика, 1989.
8. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.: Госиздат, 1928.
9. Жариков О. Н., Королевская В.И., Хохлов С.Н. Системный подход к управлению. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 62 с.
10. Меньшиков С.М. Новая экономика. - М.: Международные отношения, 1999.
11. Местное самоуправление в России: Сб. материалов по проблемам становления местного самоуправления в Российской Федерации. М.: Грамота, 1995.
12. Основы нормативно-правового регулирования местного самоуправления / Под общ. ред .А.Г. Воронина. М.: Фонд развития местного самоуправления, 1995.
13. Синк Д.С. Управление производительностью. М.: Прогресс, 1989.
14. Тамбовцев В.Л. Государство и экономика. - М.: ИЧП «Изд-во Магистр», 1997.
224
15. Управление финансовой деятельностью органов местного самоуправления во Франции, Швейцарии и Великобритании: Сб. докладов (русская версия). Страсбург, Совет Европы.
16. Широков А.Н. Законодательное регулирование в сфере местного самоуправления //Городское управление. 1996. №2. С. 30-38
17. Широков А.Н. Рекомендации по формированию структуры органов местного самоуправления //Городское управление. 1995. №2. С. 35-38
18. Широков А.Н., Юркова С.Н. Реформа местной власти в России. Спб.: Вести, 1995.
19. Яковец Ю.В. История цивилизаций. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 352 с.
20. “Evalution Financial Condition: a Handbook for Local Government” (Международная ассоциация городского и районного управления (ICMA)) Перевод с английского/под ред. д. э. н., проф. П. А. Ореховский. - www.rels.obninsk.com
225