Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Североафриканская иммиграция во Франции: социокультурный и конфессиональный аспекты

Работа №7424

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

история

Объем работы182стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
640
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Основные этапы формирования североафриканской 16 иммиграции во Франции.
1. Начало миграционного потока во Францию (конец XIX в,- 16 1931).
2. Предвоенный и послевоенный периоды (1931-1954). 23
3. Основной этап формирования магрибинской иммиграции во 27 Франции (1954-1974).
4. Формирование североафриканской иммиграции на 36 современном этапе (1975-1990-е).
Глава II. Социокультурные аспекты североафриканской 48 иммиграции во Франции.
1. Основные направления формирования и последствия новой 48 иммиграционной политики.
2. Интеграция иммигрантов в социально-экономическую 60 структуру Франции.
3. Препятствия интеграционным процессам и стереотипы 95 восприятия друг друга.
Г лава III. Конфессиональный аспект иммиграционной ситуации 110 во Франции.
1. Ислам во Франции. 112
2. Отношение католицизма к исламу (II Ватиканский собор). 119
3. Исламо-христианский диалог после II Ватиканского собора. 129
4. Католическая Церковь в дебатах об иммиграции. 139
Заключение 149
Приложение I. Французские мусульманские организации. 157
Приложение II. Передача католической церковью Франции мест 161 совершения молитвы мусульманским общинам.
Приложение III. Мусульманские периодические издания. 166
Библиография 168
1



Актуальность исследования. Международные миграции
* превратились в настоящее время в важный фактор современного мирового процесса, они оказывают огромное влияние на состояние международных отношений, как на двустороннем, так и на многостороннем уровне. Это связано в первую очередь с тем, что в процессы миграции втянуты практически все страны. Одни из них, как правило, развитые капиталистические страны потребляют большое количество рабочей силы, другие в результате избытка этой силы на внутреннем рынке поставляют ее на внешний рынок. Наиболее крупными потребителями
^ иностранной рабочей силы, которая значительно дешевле
местной, сегодня являются такие страны, как Соединенные Штаты Америки, Канада, Великобритания, Франция, Федеративная Республика Германия, Скандинавские страны. Среди поставщиков - страны Латинской Америки, Азии, Северной Африки. В некоторых странах иммигранты составляют до 10% рабочей силы (США, ФРГ), а в отдельных отраслях экономики этих и других государств, особенно с применением в больших масштабах ручного труда (текстильная,
♦ кожевенная, пищевая, строительная и другие отрасли промышленности), «пришлые» рабочие составляют до половины, а то и больше, занятых малоквалифицированным трудом. В этих отраслях занято, как минимум, на 15% больше иностранцев, чем местного населения.
2

В настоящий момент во Франции более трети всех французов имеют предков-иммигрантов, то есть тех, кто однажды приехал в страну, чтобы обосноваться там навсегда.
• Это дает право говорить о том, что проблема иммиграции затрагивает так или иначе историю многих французских семей. На последних президентских выборах весной 2002 г. «иммиграционный» вопрос имел особое звучание. Были приняты экстраординарные меры для предотвращения столкновений сторонников ультраправого кандидата Ж.-М. Ле Пена и кандидата-правоцентриста Ж.Ширака. Результаты первого тура голосования, когда националист Ж.-М. Ле Пен получил 17,5% голосов, тем самым сократив разрыв между собой и Ж.Шираком до двух с половиной процентов,

всколыхнули всю Францию. Поэтому исследование влияния миграционных потоков на общественно-политическую, культурную и религиозную жизнь принимающей стороны приобретает в наши дни особую актуальность.
Обострившийся после террористических актов в США 11 сентября 2001 г. вопрос «столкновения» западного и исламского мира и выдвигаемая некоторыми политиками доктрина «непосредственной опасности», якобы исходящей от мусульман, + подталкивают исследователей к анализу реальной ситуации в
регионах проживания иммигрантов-мусульман и изучению процессов их адаптации и самоидентификации.
Актуальность исследования определяется, прежде всего, научной и практической значимостью проблем взаимодействия
3

и взаимовлияния иммигрантских сообществ и принимающей стороны. В этой связи опыт Франции представляет определенный интерес для России, где новые экономические и политические реалии внесли существенные коррективы в характер, формы и направления миграционных потоков.
Предметом данного исследования является анализ формирования североафриканской иммиграции во Франции, а также исследование различных форм взаимодействия иммигрантов с принимающей стороной и его исторические последствия.
Хронологические рамки диссертации. В основной части работы рассматривается период с конца 50-х годов до конца 1990-х годов XX века. Первая граница обусловлена началом систематической североафриканской эмиграции во Францию, вторая — с современной иммиграционной ситуацией в стране. Однако ряд проблем, относящихся, в частности, к этапам формирования магрибинской иммиграции во Франции, рассматривается на материале более раннего периода. Это позволило также проанализировать причины и предпосылки современных проблем.
Главной целью и задачами диссертации является объективный анализ формирования и эволюции магрибинской иммиграции во Франции, определение её роли и места в современной общественно-политической и религиозной жизни страны. Для достижения поставленных целей потребовалось решение ряда конкретных взаимосвязанных задач:
4

-определение основных этапов формирования магрибинской иммиграции во Франции;
-изучение ее современных социокультурных аспектов, а также возможностей и перспектив интеграции иммигрантов во французское общество;
-исследование исламо-христианских отношений во Франции на современном этапе; в частности, определение позиции французской католической церкви по иммиграционному вопросу.
Научная новизна исследования заключается в том, что сделана попытка многостороннего анализа этапов формирования магрибинской иммиграции во Франции и возможностей интеграции иммигрантов в общественно-политическую, культурную и религиозную жизнь страны. В работе нашли отражение многие аспекты проблемы современного положения североафриканских иммигрантов во Франции, в частности, впервые исследована позиция французской католической Церкви в отношении иммиграционного вопроса.
Научно-практическая значимость исследования. Фактический материал и теоретические выводы диссертации могут быть использованы в научной работе и при подготовке курса лекций по новейшей истории Франции и стран Северной Африки, политологии, социологии, а также спецкурсов этноконфессионального профиля.
Методологической основой диссертации являются принципы исторического подхода, а также элементы
5

системного анализа. Предлагаемое исследование имеет историческую основу и в определенной мере носит междисциплинарный характер.
♦ Источниковая база исследования. Для раскрытия
поставленных целей и задач был изучен и использован широкий круг источников, которые условно можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся сборники международных правовых документов, регулирующих вопросы миграции, гражданские кодексы Французской Республики, папские энциклики и решения II Ватиканского Собора в отношении нехристианских религий и иммиграционного вопроса. В работе использованы Библия и Коран.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время во Франции действует целый ряд мусульманских организаций, объединений и союзов. Перечислим некоторые из них:
- Образованный в 1983 году Союз исламских организаций
Франции (Union des Organisations Islamiques de France)
объединяет около 200 местных ассоциаций. Он широко
представлен в провинции, особенно на юго-востоке страны;
штаб-квартира находится в г.Курнев. Ежегодные конгрессы
Союза в Буржэ собирают более 20 тыс. участников для
обсуждения насущных проблем. Темами последних съездов
были: «Ислам во Французской Республике», «Ислам и права
1 *
человека», «Быть мусульманином во Франции» .
- Национальная Федерация мусульман Франции (основана в 1985 году) также объединяет множество местных организаций, значительное число членов которых составляют марокканцы и турки, а также французы, принявшие ислам. Федерация борется за статус единственного законного представителя мусульман во взаимоотношениях с государственной властью.
Федерация исламских ассоциаций Африки, объединяющая в основном африканцев.
211 Couvreur G. Musulmans de France. P., 1998. P. 60.
157

- Союз мусульманских женщин Франции.
- Очень активная Ассоциация «Вера и приверженность» («Foi et pratique»), пропагандирующая ислам.
ф - Ассоциация «Друзья ислама».
- Институт исламских исследований и Бюро всемирной исламской лиги, открытые в Париже в 1976 году, проводят встречи и дискуссии на духовные темы.
- Общество «Жить по исламу» (с 1984 г.).
Первые молодежные мусульманские организации появились в Лионе. В декабре 1987 года по инициативе французских студентов там был основан Союз мусульманской молодежи (Union de la Jeunesse Musulmane). Своей основной задачей он определил обучение основам ислама и его пропаганду. Первый съезд UJM прошел в 1992 году в Венисье и собрал более 4-х тыс. участников. В наши дни его активисты занимаются более глубоким изучением и преподаванием ислама. Последние собрания были посвящены теме «Духовность в светском обществе». В дискуссиях приняли участие как мусульмане, так и не мусульмане, а также атеисты.
В январе 1996 года было образовано «Собрание молодых Ф мусульман Франции» (Collectif des Jeunes Musulmans de France),
которое «представляет собой прежде всего союз молодежных организаций самых разных направлений деятельности»212.
212 Ibid., р.67.
158

Другая организация - «Молодые мусульмане Франции» (Jeunes Musulmans de France) - основана в июне 1993 года. Один из ее руководителей определил цели и задачи JMF следующим образом: «Мы создали движение в защиту мусульманской молодежи. Наша основная задача — это обучение исламу, который поможет ей сохранить свою самобытность».
В марте 1997 года проходил форум «Ислам, который нам нужен». В его работе приняло участие около 5 тыс. делегатов. Обсуждение насущных вопросов за круглым столом объединило мусульман и приглашенных христиан; в нем приняли участие социологи и руководители Преподавательской лиги (Ligue de l’Enseignement).
Своей активностью известны и две студенческие организации. Одна из них, «Исламский союз студентов Франции» (Union Islamique des Etudiants de France), основанный в Бордо, провела в 1995 году конгресс «Моральные ценности и социальная реформа». В 1996 году UIEF поменял свое название на «Мусульманские студенты Франции» (Etudiants Musulmans de France).
Другая студенческая организация была основана в 1963 году. Ее название — «Ассоциация исламских студентов Франции» (Association des Etudiants Islamiques de France). У истоков этого движения были иностранные студенты, приехавшие во Францию на учебу. В 80-е годы она развернула дискуссию по проблеме языка преподавания и общения: арабский или французский? Было немало дебатов, но

французский язык остался официальным языком этой ассоциации, так же как и в большинстве других объединений мусульманской молодежи, принимая во внимание, что более 70% их членов - уроженцы Франции.



1. Акинин В.Е. Африканцы в Европе. Африканская диаспора во Франции и Великобритании в 60-80-х годах XX века. М., 1996. Диссертация на соискание ученой степени к.и.н.
2. Боровик М.А. Западная Европа: проблемы рабочих- иммигрантов. Научно-аналитический обзор. М., 1990.
3. Бродель Ф. Что такое Франция: люди и вещи. Т.1. М., 1995.
4. Деменцева Е.Б. Магрибинцы во Франции: история эмиграции и эволюция диаспоры. М., 2002. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук.
5. Журавский А.В. Христианство и ислам. Социокультурные проблемы диалога. М., 1990.
6. Ионцев В.А. Закономерности современной международной миграции населения // «Вестник МГУ», серия 6, №3, 1999.
7. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М., 1999.
8. Ислам и проблемы межцивилизационных взаимодействий. Отв.ред. Кямилев С.Х., Смилянская И.М. М., 1996.
9. История Алжира в новое и новейшее время. Под ред. Ланды Р.Г. М., 1992.
10. Кирей Н.И. Алжир и Франция, 1962-1971 (проблемы экономических и политических отношений). М., 1973.
177

11. Кукушкин П.В. Положение эмигрантов из стран Магриба во Франции: социально-политическая проблема в человеческом измерении // В кн.: Гуманитарные аспекты международных
* отношений. М., 1992.
12. Ланда Р.Г. История Алжира, XX в. М., 1999.
13. Ланда Р.Г. Страны Магриба: общество и традиции. М., 1988.
14. Лари Сайид Муджтаба Рукни Мусави. Западная цивилизация глазами мусульманина. Баку, 1992.
15. Маламан М. Марокканс лсая рабочая иммиграция во франко-марокканских отношениях в 60-80 годы. М., 1992. Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук.
16. Миграции и мигранты в мире капитала: исторические судьбы и современное положение. Под ред. Черникова И.Ф. Киев, 1990.
17. Михайлов Е.М. Иностранная рабочая сила во Франции. Экономические, социальные и политические аспекты проблемы. М., 1977.
18. Национальные меньшинства и иммигранты в современном капиталистическом мире. Под ред. Шлепакова А.Н., Анохина Г.И. Киев, 1984.
19. Павлуцкая Э.В. Формирование североафриканской трудовой иммиграции во Франции. В сборнике: Арабские страны
Ф Западной Азии и Северной Африки (новейшая история,
экономика и политика). М., 1997
20. Плетнев Э.П. Международная миграция рабочей силы. М., 1992.
178

21. Пономаренко Л.В. Африка и Франция: взаимодействие и взаимовлияние цивилизаций. М., 1997.
22. Пономаренко Л.В. Ислам в общественно-политической и культурной жизни Франции и государств Северной и Западной Африки. // «Вопросы истории», №9, 1998. С.67-81.
23. Прожогина С.В. Для берегов отчизны дальной ... («Изгнанничество» и литература североафриканцев на Западе). М., 1992.
24. Прожогина С.В. Между мистралем и сирокко. Литература магрибинской диаспоры в конце XX века. М., 1998.
25. Пути формирования и источники пополнения рабочего класса развитых капиталистических стран. Под ред. Шлепакова А.Н. Киев, 1980.
26. Родионов М.А. Ислам классический. М., 2001.
27. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
28. Современный ислам в диалоге культур. Тезисы доклада Международной исламской конференции. Н.Новгород, 1996.
29. Солонская Л.А. Международная миграция рабочей силы в условиях современного капитализма. Л., 1986.
30. Тойнби А.Дж. Цивилизация перед судом истории. М., 1996.
31. Фролкин Н.М. Трудовая иммиграция во Франции в новейшее время. Киев, 1975.
32. Черкасов П.П. Распад колониальной империи Франции. М., 1985.
33. Черкасов П.П. Судьба империи. М., 1983.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ