Введение 3
1 Теоретические аспекты социальной работы с подростками 6
1.1 Подростки как объект социальной работы 6
1.2 Социализация подростков в современном информационном обществе 13
1.3 Роль информационных технологий в социальной работе с подростками ..
2 Информационное пространство социальной работы с подростками 41
2.1 Практика применения информационных технологий в социальной работе
с подростками 41
2.2 Информационные технологии в деятельности субъектов социальной
работы с подростками в Приморском крае 45
2.3 Разработка рекомендаций по обеспечению безопасности подростков в
сети Интернет 57
Заключение 66
Список литературы 69
Приложение А Структура департамента по делам молодежи Приморского края 74 Приложение Б Программа социологического исследования 75
Приложение В Анкета «Безопасность подростков в Интернете»
Современные технологии внедряются во все сферы человеческой жизнедеятельности, а во многих из них становятся просто незаменимыми, в результате кардинально трансформируя наше общество, производство и быт. В последнее десятилетие наблюдается интенсивное развитие информационно - коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых и интернет - технологий. Особенно ярко на фоне бурного развития этих технологий выделяется всемирная глобальная сеть Интернет, как современный источник информации.
Особенно остро проблема социализации в Интернете проявляется в подростковом и старшем школьном возрасте, когда происходит активное формирование познавательных процессов и личностных качеств человека. Период развития, когда ребенок мог бы стать самостоятельным и независимым, но не делает этого в силу многих экономических и социальных причин, получил название подросткового возраста.
Сегодня отмечается бурный рост российской аудитории Интернета, в основном за счет детей и подростков, которые становятся активными пользователями сети. Через интернет дети и подростки открывают для себя мир, формируют собственную личность, решают свои проблемы. Они легко и свободно пользуются технологиями, в то время как многие взрослые только начинают осваивать мессенджеры и социальные сети. Среди этих взрослых не только родители, но и работники сферы образования, социальные работники, то есть лица, которые призваны сопровождать процесс социализации подростков, оказывать помощь в трудной жизненной ситуации.
В то же время новые технологические возможности приводят к появлению новых рисков в жизни подростков такие как преследования, домогательства, грубость, шантаж, мошенничество, порнография, негативный контент. Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что интернет-активность современных подростков является важным формирующим фактором в процессе их социализации. Однако предоставляя широчайшие возможности для развития, Интернет одновременно несет и определенные угрозы. При этом далеко не всегда специалисты уделяют должное внимание возможным негативным психологическим последствиям, в особенности рискам, связанным с социализацией подростков в интернете.
В связи с этим, проблема настоящего исследования заключается в наличии противоречия между темпами освоения интернет-пространства подростками и информационно-техническим развитием субъектов социальной работы с подростками, включая информационные компетенции педагогов, специалистов по социальной работе и других лиц, находящихся в контакте с данной возрастной группой.
Многочисленные социологические, социально - педагогические и психологические исследования в области изучения специфики социализации (А.В. Мудрика, Н.Г. Марченковой, Т.Д. Марцинковской, В.А. Плешакова, Н.В. Уголькова, Г.Н. Жулиной, К.С. Жмырко, Т.Г. Яничевой, Е.В. Доценко), связаны с общением и поведением в Интернете подрастающего поколения.
Современные проблемы подростков раскрыли М.А. Галагузова, Г.П. Штинова, Б.П. Дьяконов. Статистические данные по проблеме общества представлены в работах Е.Р. Ярской - Смирновой. Социальная работа с поведения подростками разрабатывается в научных сферах исследованиях таких ученых как И.А. Арямов, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд, В.П. Кащенко, М.В. Крупенина, Н.К. Крупская, Е.С. Лифшиц, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, А.А. Фидлер, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин и др.
Объект исследования: социальная работа с подростками в учреждениях и организациях социальной сферы.
Предмет исследования: информационное пространство и информационные технологии социальной работы с подростками .
Цель работы - выявить специфику социальной работы с подростками в пространстве современных информационных технологий.
Задачи работы:
1) рассмотреть современных подростков как социальную группу и как объект социальной работы;
2) проанализировать особенности процесса социализации подростков в современном информационном обществе;
3) оценить рель информационных технологий в организации социальной работы с подростками;
4) описать практику применения информационных технологий в социальной работе с подростками;
5) проанализировать деятельность субъектов социальной работы с подростками в Приморском крае с учетом развития информационной сферы;
6) на основе результатов проведенного социологического исследования разработать рекомендации по обеспечению безопасности подростков в сети Интернет.
Гипотеза основана на предположении о том, что информационные технологии играют все более существенную роль в организации социальной работы с подростками, так как Интернет и информационное пространство сегодня становятся важным агентом социализации подрастающего поколения.
Для решения поставленных задач и подтверждения исходной гипотезы использовался комплекс методов, включающий: анализ педагогической, психологической, социологической литературы и научных публикаций по проблеме, а также научной литературы по социальной работе; анализ документов; в качестве эмпирического метода использовался анкетный опрос.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные выводы и предложения могут быть использованы
Анализируя роль и значение информационных технологий на современном этапе развития общества, можно сделать вполне обоснованные выводы о том, что эта роль является стратегически важной, а значение этих технологий в ближайшем будущем будет быстро возрастать. Именно этим технологиям принадлежит сегодня определяющая роль в области технологического развития государства и системы социальной работы с подростками. Аргументами для этих выводов является ряд уникальных свойств информационных технологий, которые и выдвигают их на приоритетное место по отношению к производственным и социальным технологиям.
В данной выпускной квалификационной работе проанализированы особенности социальной работы с подростками в пространстве современных информационных технологий, определено место Интернета, занимаемое в жизни подростков сегодня. Отдельно были рассмотрены положительные и отрицательны стороны влияния сети на подростков, проведено социологическое исследование, направленное на выявление активности современных подростков в сети.
На основе проведенного исследования разработаны рекомендации по обеспечению безопасности подростков в Интернете для трех возрастных категорий: от 10 до 13, от 14 до 16, старше 16 лет, в которых были выявлены основные особенности поведения возрастной группы в сетях и предложены советы по безопасному пользованию Интернетом для младших, средних и старших подростков.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассматриваются теоретические основы подросткового возраста как такового, его основные характеристики. Также рассматривается место Интернет социализации в обществе, плюсы и минусы всемирной паутины, и основные проблемы подростков, а именно внимание уделяется проблеме кибербуллинга. Далее анализируется социальная работа в современном информационном обществе, основные этапы, формы и методы работы с подростками с применением новейших информационных технологий.
Во второй главе была проанализирована практика применения информационных технологий в социальной работе с подростками различными учреждениями, и, в частности, в Приморском крае. Было проведено исследование, которое в дальнейшем поспособствовало созданию рекомендаций.
В исследовании принимали участие три возрастные категории: от 10 до 13, от 14 до 16, старше 16 лет. Были заданы вопросы, направленные на: выявление потребности в использование Интернета, выделение популярных социальных сетей, длительности нахождения в поисковых системах и социальных сетях. Также была затронута тема отношения родителей к общению в сети ребенка.
В результате, мы пришли к следующим выводам:
Современные подростки все раньше и раньше становится полноправными участниками социального взаимодействия в интернет-пространстве. Как другие социальные взаимоотношения, взаимоотношения подростка в социальных сетях в Интернете, и в целом интернет-поведение, интернет-коммуникация, должны иметь соответствующее сопровождение со стороны взрослых. Родители, педагоги, представители социальных служб должны находиться в постоянном процессе обучения и совершенствования собственных технологических навыков, чтобы не только поспевать за современными подростками, но и суметь оказать своевременную помощь и поддержку ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации, обеспечить его безопасность.
Для обеспечения наибольшей безопасности детей в сети, необходимо, в первую очередь, объяснять ребенку с самого детства, для чего создана та или иная технология, что там можно и нельзя делать. Только работа с ребенком с раннего детства, поможет избежать многих проблем в будущем. В период с 14 до 16 лет осуществлять контроль будет намного сложнее, так как данная стадия развития достаточно острая. Важно поддерживать связь с детьми в социальных сетях, как родителям, так и специалистам, работающим с детьми. Без этого не будет эффективного взаимодействия, и вся работа будет напрасна.
Информационные технологии сегодня являются важным элементом организации работы социальных служб и учреждений, осуществляющих предоставление социальных услуг различным категориям населения, в том числе семьям и детям. Технологии способны облегчить труд специалиста, повысить качество услуг для клиентов, увеличить эффективность диагностических и коррекционных методов социальной работы. Информационные системы различного типа позволяют проводить консультирование клиентов по актуальным вопросам, обрабатывать данные социологических исследований, формировать статистику, производить учёт и анализ устных и письменных обращений, осуществлять назначение необходимых пособий и много другое, что в итоге позволяет существенно повысить качество предоставляемых социальных услуг населению.
1. Алимкин, И. В. Подростки девиантного поведения / И. В. Алимкин. - М.: Инфра, 2015. - 129 с.
2. Антонов, А. И. Социология семьи / А.И. Антонов. - М.: Изд-во МГУ,
2013. - 304 с.
3. Антонян, Ю. М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде) / Ю. М. Антонян. - М.: Знание, 2014. - 176 с.
4. Арзуманян, С. Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков / С. Д. Арзуманян. - Ереван: Луйс, 2014. - 95 с.
5. Баженов, В. И. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями / В. И. Баженов. - М.: Наука, 2012. - 173 с.
6. Беличева, С. А. Парадоксы превентивной теории и практики // Психологический журнал. - 2015. -Т. 8. - № 6. - С. 465.
7. Белкин, А. С. Отклонения в поведении школьников / А. С. Белкин. - Свердловск: 2014. - 100 с.
8. Баженов, В. И. Профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями / О. С. Богданова. - М.: Наука, 2015. - 155 с.
9. Богданова, Т. Г. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности детей с отклонениями в развитии // Дефектология - 2011. - №3. - С. 392.
10. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - СПб.: Питер, 2015. - 216 с.
11. Бондаренко, Г. И. Социально - эстетическая реабилитация аномальных детей // Дефектология. - 2014 - №3. - С. 153.
12. Ветров, Н. И. Профилактика правонарушений среди молодежи / Н. И. Ветров. - М.: Юрид. Лит., 2014. - 160 с.
13. Волков, Б. С. Детерминистическая природа преступного поведения / Б. С. Волков. - Казань: Казанский университет, 2015. - 105 с.
14. Волковская, Т. Н. Возможные способы организации и содержание работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения // Дефектология. - 2014 - №4. - С. 339.
15. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 2015. - 480 с.
16. Выготский, Л. С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. Т.5. Основы дефектологии / Т. А. Власова. - М.: Педагогика. 2015. - 96 с.
17. Галагузова, М. А. Социальная педагогика: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / М. А. Галагузова. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 416 с.
18. Гоголева, А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика / А. В. Гоголева. - М.: Просвещение, 2015. - 248 с.
19. Горкин, П. П. Социальная энциклопедия / П. П. Горкин, Т. И. Карелова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2014. - 582 с.
20. Дементьева, Н. Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н. Ф. Дементьев. - М.: Изд-во ИСР, 2015. - 122 с.
21. Добровольская, Т. А. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых // Социологические исследования. -
2014. - №3. - С. 466.
22. Долгова, А. И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних / А. И. Долгова. - М.: Юрид. Лит., 2014. - 455 с.
23. Дыскин, А. А. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов и пожилых граждан / А. А. Дыскин. - М.: ЛОГОС, 2013. - 304 с.
24. Емельянова, А. И. О положении детей в Российской Федерации // Социологические исследования. - 2015. - №4. - С. 111.
25. Жигарев, Е. С. Криминологическая характеристика
несовершеннолетних и организация их правового воспитания / Е. С. Жигарев. - М.: МВШМ, 2015. - 435 с.
26. Заиграев, Г. Г. Пьянство в России как реальная угроза национальной безопасности // Социологические исследования. - 2015. - № 11. - С. 76.
27. Зайнышева, И. Г. Технология социальной работы.: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / И. Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. - 240 с.
28. Змановская, Е. В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская. - М.: Либерия, 2016. - 375 с.
29. Игошев, К. Е. Социальные аспекты предупреждения правонарушений / К. Е. Игошев, И. В. Шмаров. - М.: Юрид. Лит., 2015. - 325 с.
30. Колесов, Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников/ Д. В. Колесов. - М.: Педагогика, 2014. - 80 с.
31. Колков, В. В. Государственная молодежная политика и социальная работа с молодежью: Учеб. Пособие / В. В. Колков, С. В. Колков, Н. А. Шахина.
- М.: Социально - технический институт, 2013. - 294 с.
32. Кочетов, А. И. Работа с трудными детьми / А. И. Кочетов, Н. Н. Верницкая. - М.: Просвещение, 2014. - 155 с.
33. Крутер, М. С. Социальные предпосылки молодежной преступности в России // Академический юридический журнал. - 2015. - №2. - С. 124.
34. Матейчек, З. В. Родители и дети: Кн. Для учителя / З. В. Матейчек. - М.: Просвещение, 2013. - 320 с.
35. Морозова, Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста // Дефектология. - 2014. - №3. - С. 257.
36. Никонова, Е. А. Социально-педагогическая работа в проблемных семьях с разными типами внутрисемейного взаимодействия // Школа здоровья - 2014. - №3 - 4. - С. 202.
37. Орлова, М. А. Психотехнологии в социальной работе / М. А. Орлова.
- Ярославль: Международная академия психологических наук, 2013. - 64 с.
38. Орякин, В. Г. Помощь родителям в воспитании детей / В. Г. Корякин.
- М.: Прогресс, 2015. - 256 с.
39. Павленок, П. Д. Основы социальной работы: Учебник для вузов / П. Д. Павленок. - М.: Инфра-М., Изд. 2-е, доп. 2014. - 395 с.
40. Тетерский, С. В. Введение в социальную работу/ С. В. Тетерский - М.: Академический проект, 2010. - 496 с.
41. Фирсов, М. В. Теория социальной работы / М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова - М.: Гуманит. Изд.центр : ВЛАДОС, 2016. - 506 с.
42. Фишковец, Т. А. Справочник социального педагога / Т. А. Фишковец - М.: Проспект, 2014. - 185 с.
43. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М.: АСТ, 2015. - 38 с.
44. Холостова, Е. И. Социальная работа: Теория и практика / Е. И. Холостова - М.: Инфра-М, 2015. - 201 с.
45. Холостова, Е. И. Технологии социальной работы: учебник / Е. И.Холостова. М.: Инфра-М, 2012. - 400 с.
46. Чапурко, Т. М. Уголовно-правовые проблемы предупреждения преступлений несовершеннолетних / Т. М. Чапурко. - М.: Инфра-М, 2010. - 420 с.
47. Чихалова, С. Н. Трудные судьбы подростков - кто виноват? / С. Н. Чихалова. - М.: Инфра-М, 2014. - 287 с.
48. Шепель, В. М. социально-педагогические проблемы воспитания / В. М. Шепель. - М.: Московский рабочий. 2015. - 126 с.
49. Шнейдер, Л. Б. Девиантное поведение детей и подростков / Л. Б. Шнейдер - М.: Академический Проект; Трикста, 2016. - 336 с.
50. Шульга, Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учебное пособие / Т. И. Фульга. - М.: Дрофа, 2015. - 254 с.
51. Ягудин, З. Г. Безнадзорный подросток: механизмы социально-педагогической поддержки и перевоспитания / З. Г. Ягудин. - Казань: Казанский государственный педагогический университет, 2015. -103 с.
52. Яковлев, А. М. Преступность и социальная психология / А. М. Яковлев. - М.: Юрид. Лит., 2016. - 350 с.
53. Ялимова, О. В. Девиантное поведение: Серия «Медицина для вас» / О. В. Ялимова. - Ростов н/Д: «Феникс», 2015. - 224 с.
54. Янковский, О. Ю. Проблема подростков девиантного поведения / О. Ю. Янковский. - М.: Инфра-М, 2014. - 177 с.
55. Ярцев, Е. В. Прикладные методы социальной медицины / Е. В. Ярцев. - М.: изд. ВЛАДОС, 2014. - 256 с.