ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Этнизация политики: теоретико - методологические 16
аспекты проблемы
1.1. Феномен этнизации политики, его сущность и содержание 16
1.2. Роль государства и права в конституировании современной 43 этнополитки
1.3. Проблема этнической правосубъективности 58
ГЛАВА II. Политизированная этничность в странах 81 посткоммунистического мира
2.1. Причины этнизации политики в посткоммунистическом мире .. 81
2.2. Роль этнических элит в политизации этничности в 98 посткоммунистичском мире и формирование этнополитической обстановки в 1990-е годы
2.3. Политизированная этничность и этнополитические конфликты 114
на Северном Кавказе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ 152 ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования. Происходящие изменения в современном посткоммунистическом обществе требуют по-новому осмыслить проблему этнонациональных движений, которая становится одной из сложных и острых проблем. Это обусловлено активизацией этнического самосознания, обострением межэтнических отношений, которые зачастую начинают рассматриваться в качестве стержня политической жизни современности.
Взаимодействие двух начал общественной жизни - этнического и политического - получило воплощение в этнизации политики, анализ которой приобретает особую актуализацию как в рамках полиэтнических государств, каким является Российская Федерация, так и в глобальном масштабе.
Особого внимания в условиях этнизации политики требует к себе проблема, связанная с выявлением государственно-правового статуса этнополитики и с решением еще одной актуальной проблемы - правосубъективности этнических общностей, придания им определенного политико-правового статуса как субъекта внутригосударственной и международной политики.
Весьма актуальной остается проблема исследования этничности, которая нередко используется для создания символического образа с целью общественного раскола посредством политической мобилизации и коллективного действия. В этих процессах принимают участие различные политические акторы, в том числе этнические элиты. В связи с этим необходимо изучить роль этнических элит в формировании этнополитической обстановки в современном обществе.
Непродуманность реформ в экономической, социальной сферах и непоследовательность политических преобразований ведут к усилению этнополитической конфронтации и обострению этнополитических конфликтов. Это делает необходимым изучение взаимосвязи этнических и политических
4
процессов в современном посткоммунистическом мире, в том числе и на Северном Кавказе.
Рассмотрение этнизации политики предполагает определение и осознание в контексте политической науки таких понятий, как «национальное», «этническое», «национальный вопрос», «национальная политика», «национализм», «этнополитика» и «этнизация политики». Это является исключительно важным для практики урегулирования этнополитических проблем, которая требуют четкости и однозначности применяемых терминов, т. к. их различная трактовка нередко порождает проблемы.
В силу указанных обстоятельств исследование проблемы этнизации политики в посткоммунистическом мире, анализ истоков и причин возникновения и развития данного явления, рассмотрение особенностей его проявления на Северном Кавказе представляется чрезвычайно актуальным в теоретическом и практическом значении.
Степень разработанности проблемы. Что касается непосредственно исследований этнизации политики, то это направление стало разрабатываться сравнительно недавно. Основное внимание учеными уделялось проблемам возникновения и развития этнических общностей, национализма, этничности, этнического самосознания. Термин «этнизация политики» достаточно широко используется в этнологической, в этнополитологической литературе, в которой рассматриваются отдельные аспекты этой проблемы. Сам термин «этнизация политики» был введен Дж. Ротшильдом 1 для обозначения вовлечения этнической проблематики в практику политических отношений, который считал, что этнизация политики несет угрозу общественным институтам и государству в целом.
Отступившая на задний план угроза ядерной катастрофы и самоуничтожения человечества, побудила людей осознать тот комплекс проблем, который связан с глобальным кризисом этнической идентичности. Вторая половина ХХ века ознаменована возрождением национализма и этнических движений в мире, а также распадом крупных этнофедеральных систем.
В отличие от последних десятилетий существования Советского Союза, когда этническое перемещалось из сферы материальной в сферу сознания, первое постсоветское десятилетие ознаменовалось новым сдвигом этнического из сферы культуры и психологии сначала в сферу политики, а далее в сферу права. При этом, в отличие от первой тенденции, во втором случае имели место не только политизация этничности, но и глубокая этнизация политики. Этнизация политики является закономерным процессом, сопутствующим возрождению этнического самосознания и реконструированию этнической идентичности разных народов, входящих в состав полиэтничных государств. Национальное пробуждение и возрождение по форме представляет собой мобилизацию на платформе национализма и этнических движений, т. е определенной интерпретации групповых (этнических) интересов, а по содержанию - прежде всего протеста против стремления доминирующего (в масштабах страны или определенного его региона) ядра или правящих групп превратить свою культуру, или, по крайней мере, важные ее элементы в нормативную, обязательную для всех граждан полиэтнического государства.
Однако, этнизация политики - это не просто явление, которое возникает как следствие стремления или борьбы различных групп, использующих различные этнические кодировки, за власть (как считают многие западные исследователи); - это многостороннее явление, которое затрагивает все важные сферы жизнедеятельности человека: политико-правовую, социально-экономическую,
149
ценностно-психологическую. Этническая самоидентификация и мобилизация являются основными критериями этнизации политики и позволяют раскрыть двойственный характер данного явления: с одной стороны конструирующий, с другой - дестабилизирующий.
В свою очередь, националистический дискурс неизбежно приводит к рассмотрению разницы между двумя векторами коннотации. Один - в случае с «национальной политикой» - предполагает импульсы властно-управленческого воздействия или политического влияния «сверху», из «центра» - в направлении периферии по субординации от «субъекта» политики - к ее объекту. Другой - в варианте адекватной контаминации «этническая политика» - связан с объемным отображением своей совокупности разнонаправленных линий волеобразования, отношений социальных агентов.
В первом случае, суверенное государство обладает властью на определенной территории с установленными границами, а во - втором, этнические группы выступают с определенными экономическими, политическими, правовыми требованиями, апеллируют к праву наций на самоопределение, закрепленному в ряде основополагающих международно-правовых актов.
Конституирование этнополитики связано с теми целями, которые ставит перед собой государство. Эти цели могут быть связаны, в первую очередь, с территориальными рамками государства. Территориальная целость - это основная цель, которую ставит перед собой любое государство, тем более, если дело касается крупной этнофедерельной системы. В этом случае многое зависит от того, насколько прочной является система.
Однако эта цель не всегда совпадают с целью, которую ставит перед собой этническая группа, претендующая на отделение и создание отдельного национального государства. Основной проблемой здесь является то, что те или иные этнические меньшинства не ощущают себя комфортно в составе единого государства, игнорирующего, по их мнению, их конституционные права на
150
культурное, политико-правовое развитие. На определенном этапе у представителей таких этнических групп возникает ощущение того, что данное государство обслуживает интересы лишь доминирующей этнической группы.
Таким образом, смещение этничности в политику, имеет обратное, более сильное воздействие. Политизированная этничность, опираясь на благоприобретенную или захваченную власть, усиленно оправдывает, катализирует этничность, в большей степени с помощью подлинных или мнимых данных археологии и истории, пытаясь всеми средствами обосновать приоритеты для своего этноса. Политизированная этничность тем самым культивирует «чувство истории», обосновывает «чувство правосубъектности», утверждает чувство «республикообразующей» или «государствообразующей» нации. В поиске же юридических обоснований этнической правосубъектности, то есть легитимизации отдельного этноса как субъекта права, этнические элиты нередко используют этнонационализм в качестве действенного инструмента мобилизации для достижения тех или иных политических целей, среди которых выход из состава единого государства и создание собственного государства занимают ведущее место.
Одной из наиболее важных причин этнизации политики является слабость государств, которая была связана с кризисом, охватившим все сферы жизни общества посткоммунистического мира в конце 1980-х - начале 1990-х гг. Преодоление кризиса сопровождалось неизбежным столкновением интересов различных структур общества, в первую очередь властных. И хотя при переходе к посткоммунистическому этапу развития основной линией политического разлома в этих странах стал раскол между «старым режимом» и «новой свободой», весьма скоро началось раздвоение нарождающегося нового политического режима. Крах коммунизма повлек за собой артикуляцию стремлений восстановить и снова обрести национальное прошлое, вновь найти национальную идентичность, которая оставалась единственной мобилизирующей силой. В этих условиях,
151
этнические элиты нередко использовали политизированную этничность в качестве действенного инструмента для достижения определенных политических целей.
Важным содержанием этнополитического развития в начале 1990-х гг. стало проведение федеральных реформ, которые можно рассматривать, как попытку методами федерализма разрешить этнополитические аспекты кризиса власти в Российской Федерации. В борьбе «за Кремль» власть предержащие готовы были пойти на любой компромисс с республиканскими этнократами. Вследствие этого компромисса последующая национальная и региональная политика стала практической реализацией знаменитого лозунга Б.Н. Ельцина «Берите столько суверенитета, сколько сможете «проглотить»». Тем самым было положено начало лигитимизации этнополитики на государственно-правовом уровне.
Дальнейшее развитие процессов, связанных с этнизацией политики, во много раз усиливает угрозу этнических конфликтов, особенно в полиэтнических регионах. Коренное изменение среды взаимодействия этнических групп, изменения факторов-характеристик взаимодействия групп могут являться причинами возникновения этнополитического конфликта. Настаивая на этнической независимости, представители одной этнической группы ставят в подчиненное положение представителей любой другой, оказавшийся в границах данной территории, тем самым не допуская равенства этнических меньшинств с титульным этносом. Элементарным и наиболее действенным выходом из этой сложившейся ситуации выступает миграция. При этом миграция отнюдь не результат свободного выбора личности, а единственный способ сохранить жизнь и человеческое достоинство. Демократические преобразования переходного периода должны были быть направлены на обеспечение защиту прав и свобод человека, а фактически они привели к опасным тенденциям защиты прав и свобод одних этнических групп за счет других.
1. Абашидзе Ф.Х. Национальные меньшинства и право на самоопределение (международно-правовые проблемы) // Этнографическое обозрение. - 1995. - №2. - С. 149-157.
2. Абдоков С.А. Политическая культура: этносоциальные и экологические аспекты. - М: Институт молодежи, 1993. - 173 с.
3. Абдулатипов Р.Г. Кавказская политика в России и российские ориентации Кавказа // Научная мысль Кавказа. - 1999. - №3. - С. 49-56.
4. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация // Научная мысль Кавказа. - 1995. - №1. - С. 50-62.
5. Абдулатипов Р.Г. Национальные отношения и политика общественного согласия // Этнополис. - 1995. - №2. - С. 15-35.
6. Абдулатипов Р. Г. Парадоксы суверенитета. Перспективы человека, нации, государства. - М.: Мысль, 1995. - 224 с.
7. Абдулатипов Р.Г. Природа национального «Я». - М.: Мысль, 1995.- 224с.
8. Абдулатипов Р.Г. Сохранить и возродить Россию // Этнополис. - 1999. - №1. - С. 3-12.
9. Абдулатипов Р. Г. Федеративный договор и перспективы межнациональных отношений // Этнополис. - 1992. - №1. - С. 5-13.
10. Абдулатипов Р.Г. Этнополитология. - СПб.: Питер, 2004. - 313с.
11. Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической картине мира / Под ред. В.А.. Шаповалова. - Ставрополь: Издательство СГУ, 1998. - 160 с.
12. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология: концепции и тенденции развития. / Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып. 18: Этническая и региональная конфликтология. - Москва - Ставрополь, 2002. - С. 15-39.
156
13. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в 2-х частях. - Ставрополь: Издательство СГУ, 1996. Ч. 1. - 153 с., Ч. 2. - 168 с.
14. Авксентьев В.А. Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы.
- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. - 268 с.
15. Александренков Э.Г «Этническое самосознание» или «Этническая идентичность» // Этнографическое обозрение. - 1996. - №3. - С. 13-25.
16. Андреев А. Этническая революция и реконструкция постсоветского пространства. ОНС. - 1996. - №1. - С. 105.
17. Артановский С.Н. Этноцентризм и "возврат к этничности": концепции и действительность // Этнографическое обозрение.-1992. - №.3. - С. 15-23.
18. Арутюнов С. А. Классификационное пространство этнической типологии // Советская этнография. - 1986. - №4. - С. 58-64.
19. Арутюнов С.А. Этничность - объективная реальность (отклик на статью С.В. Чешке) // Этнографическое обозрение. - 1995. - № 5. - С.7-23.
20. Арутюнов С.А., Крупник И.И. "Национальный феномен" // Человек. -1990. - №.6. - С. 7-15.
21. Арутюнян Ю.В., Дробанеева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. - М.: Аспект-Пресс, 1998. - 271 с.
22. Аршиба О.И. Современные концепции управления этнополитическим конфликтом // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. - 2000. - № 1. - С. 78-84.
23. Аствацатурова М.А., Савельев В.Ю. Диаспоры Ставропольского края в современных этнополитических процессах. - Ростов-на-Дону, 2000. - 137 с.
24. Аствацатурова М.А., Савельев В.Ю. Предупреждение межэтнического конфликта (опыт практической работы) // Социальные конфликты, экспертиза, прогнозирование, технологии решения. Вып. 16. - Региональная конфликтология: Ставрополье. - С. 194-210.
157
25. Ахиезер А. Культурные основы этнических конфликтов // ОНС. - №4. - С.
115.
26. Ашар П. Дискурс и социальная практик в образовании нации и государства. Этничность. Национальные движения. Социальная практика. - СПб., 1995. - С. 287-314.
27. Бабич И.А., Коростенков А.Д. Человек в многонациональном обществе // Этнографическое обозрение. - 1993. - № 6. - С. 146-147.
28. Банак И. Логика войны: причины и следствие распада Югославии // Кентавр.
- 1992. - №5. - С. 23-37.
29. Баранов А.В. Российская государственность и Северный Кавказ: критика идеологии самостоятельности // Кентавр. - 1993. - №6. - С. 15-26.
30. Баргаджия Б.А. Российский федерализм: разграничение предметов ведения и политологий // Социально-политический журнал. - 1996. - №4. - С. 18-25.
31. Барсамов В. Национальная политика в российских республиках: эволюция последних лет и перспективы//ОНС.-1994. - № 6. - С. 103-112.
32. Барсамов В.А. Этнонациональная политика в борьбе за власть: стратегия и тактика в период общенациональной смуты (Десять лет в поисках антикризисной модели). - М., 1997. - С. 45.
33. Бельков О.А. Конфликты и безопасность народов // Этнополис. - 1995. - №3.
- С. 203-210.
34. Бельков О.А. Этнические факторы геополитики // Этнополис. - 1995. - № 4. - С.81-93.
35. Блищенко И., Абалиндзе А. Права национальных меньшинств в свете мирового опыта // ОНС. - 1992. - № 4.
36. Бородай Ю.М. Этнос. Нация. Государство//Полис.-1992-№ 5-6. - С.19-21.
37. Бромлей Ю.В. Этнические процессы в современном мире // Международная жизнь. - 1987. - №.11. - С.61-69.
158
38. Бромлей Ю.В., Пучков ПИ. Процессы этнического развития и этнического прогноза // Природа. - 1986. - № 2. - С.21-38.
39. Брук С.И., Чебоксаров Н.Н. Метаэтнические общности // Расы и народы. - 1976. - Вып. 6. - 335 с.
40. Бутенко А.П., Миронов А.В. Нация, национализм, суверенитет // Социально-политический журнал. - 1998. - №3. - С. 113-128.
41. Вдовин А.И. Нации как согражданство (историко-политические проблемы) // Вестник Московского университета. Сер.8 История. -1994. - № 5. - С. 3-31.
42. Вдовин А.И. "Российская нация". Национально-политические проблемы 20 века и общенациональная российская идея. - М., 1995.
43. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 264 с.
44. Вебер М. Избранные произведения. - М.: Прогресс, 1990. - 264с.
45. Виттенберг Е.Я., Жарников АЕ. Этнический ренессанс - парадокс XX века? //Диалог. - 1990. - № 15. - С. 37-45.
46. Волкан В., Облонский А. Национальные проблемы глазами психоаналитика с политическим комментарием // ОНС. - 1992. - № 6. - С.33.
47. Волкова Н.Г. Этническая история: содержание понятия // Советская этнография. -1985 - №5. - С. 16-25.
48. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. -1996. Т. 12. - № 5. - С.69-75.
49. Гаджиев К.С. Геополитика. - М.: Международные отношения, 1997. - 384с.
50. Галлямов Р.Р. Политические элиты Российских республик: особенности трансформации в постсоветский период. - Этнизация республиканских политических элит // Полис. - 1998. - №.2. - С. 108-122.
51. Гаман О.В. Региональные элиты современной России как субъекты политического процесса. // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология.
- 1995. - №4. - С. 22-32.
159
52. Гасанов Н.Н., Зачесов К.Я., Казимов А.К. Национальный вопрос: иллюзии и поиск истины // СПЖ. - 1993. - №.3. - С. 12-20.
53. Гегель Г. Сочинения. Т.8. - М.; Л., 1935. - 71 с.
54. Геллнер Э. Нации и национализм. - М, 1996.
55. Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс., 1991. - 320с.
56. Государство, этносы, сепаратизм и проблемы прав прав человека. «Круглый стол»: проблемы, дискуссии, предложения. - М., 2000. - 176 с.
57. Губогло М.Н. Защита и самозащита национальностей // Этнополис. - 1995. - № 4. - С. 45-59.
58. Губогло М.Н. Идентификация идентичности. - М., 2003. - 763 с.
59. Губогло М.Н. Может ли двуглавый орел лететь с одним крылом? Размышление о законотворчестве в сфере этногосударственных отношений. - М., 2000. - 512 с.
60. Губогло М.Н. Три линии национальной политики в посткоммунистической России // Этиографическое обозрение. - 1995. - №. 5,6. - С. 137.
61. Гумилев Л. Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социс. - 1992. - №1. - С.50-57.
62. Гумилев Л.Н. Этногинез и биосфера Земли. - М., 1994. - 554 с.
63. Гусев Б. О соответствии конституции республик-субъектов Федерации Конституции РФ // Этнополис. - 1995. - №1. - С. 199-211.
64. Гусейнов А.А. Национальная фаза государственной истории // Полис. - 1990.
- №.5-6. - С. 16-17.
65. Гусейнов О.М. О самоопределении как моральном праве народов // СПЖ. - 1993. - №. 11-12. - С. 89.