Введение
1. Рекламная деятельность современных публичных библиотек 9
1.1. Сущность и содержание рекламной деятельности современных публичных
библиотек 9
1.2. Факторы, влияющие на рекламную деятельность современных публичных
библиотек 22
2. Место и роль социальных сетей в рекламной деятельности современных публичных библиотек 30
2.1. Особенности применения социальных сетей в рекламной деятельности
современных публичных библиотек 31
2.2. Основные направления повышения потенциала использования социальных
сетей в рекламной деятельности современных публичных библиотек 40
Заключение 41
Список использованной литературы 60
Приложения
Актуальность темы выпускной квалификационной работы исследования обусловлена рядом факторов.
1. Сильное воздействие на трансформацию ценностной системы россиян оказала радикальная модификация российского общества в 1990-е годы. В России на протяжении двух последних десятилетий происходили достаточно резкие колебания общественно-политических настроений, наблюдались инверсии в ценностных ориентациях россиян, взлеты и падения политической активности, перемены политического курса. Переходные политические и экономические процессы 90-х годов ХХ века определяли стратегическую нестабильность во всех сферах общественной жизни. Не стало исключением в этом ряду и деятельность библиотек России.
2. Изменившаяся экономическая политика в подходах государства в отношении формирования и распределения бюджетных средств для организаций социально-культурной сферы, в том числе публичных библиотек, требует своего осмысления и перестройки деятельности современных библиотек.
3. Все возрастающая конкуренция со стороны коммерческих структур в области информационных услуг требует от современных библиотек идти в ногу со временем, осуществляя обширный спектр информационных услуг широкому кругу населения. В связи с этим возрастает важность публичных библиотек как социального института. Такие библиотеки способны в полной мере стать центром региональной научной, культурной, деловой и прочей информации и оказывать всесторонне влияние на формирование культурной и интеллектуальной среды региона, города, поселка.
4. Развитие современного информационного общества таково, что к публичным библиотекам предъявляются новые требования не только в плане своей традиционной деятельности, но и как социальному институту, выступающему в качестве досугового центра, центра обучения и проч. Очевидно, что современные публичные библиотеки нуждаются в качественной рекламе своей деятельности. Современная публичная библиотека должна использовать новейшие способы организации своей рекламной деятельности. В этом ряду социальные сети занимают особое место.
Степень научной разработанности проблемы.
Рекламная деятельность в социальных сетях начала развиваться относительно недавно. Несмотря на большое количество работ, посвященных рекламе в библиотечной сфере в целом (проблематикой занимались такие ученые, как О.О. Борисова [12], Г.В. Волкова [13], К.А. Кузоро [16], И.В. Савостина [20], И.А. Цветочкина [22] и др.), проблема использования социальных сетей при организации рекламной деятельности в большей мере не рассматривалась современными учеными.
Объект исследования — рекламная деятельность современных публичных библиотек.
Предмет исследования — место и роль социальных сетей в рекламной деятельности современных публичных библиотек.
Цель выпускной квалификационной работы — определить значение социальных сетей в рекламной деятельности современных публичных библиотек, обосновать основные направления повышения потенциала использования социальных сетей в рекламной деятельность современных публичных библиотек.
Задачи исследования.
1. Рассмотреть сущность и содержание рекламной деятельности современных публичных библиотек.
2. Выявить факторы, влияющие на рекламную деятельность современных публичных библиотек.
3. Проанализировать особенности применения социальных сетей в рекламной деятельности современных публичных библиотек.
В качестве теоретико-методологической основы написания выпускной квалификационной работы выступили статьи, монографии ученых и материалы научных конференций, посвященные исследованию проблемы рекламной деятельности библиотек, нормативно-правовые акты, различные статистические данные и данные, полученные по результатам проведенных нами анкетирований.
При проведении исследования нами использовались как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение), так и частнонаучные (PEST-, SWOT-анализ, экспертный опрос).
Нами был проведен PEST-анализ факторов, влияющих на рекламную деятельность современных публичных библиотек. Экспертами при оценке факторов выступили четыре специалиста в области управления, социологии, библиотечного дела и юриспруденции. Нами был осуществлен SWOT-анализ факторов, влияющих на использование социальных сетей в рекламной деятельности публичных библиотек, посредством которого мы вывели основные направления повышения потенциала использования социальных сетей в рекламной деятельности современных публичных библиотек.
Для верификации направлений использования социальных сетей в рекламной деятельности современных публичных библиотек нами был проведен экспертный опрос среди группы студентов библиотечно-информационной деятельности МГЛУ и группы работающих библиотекарей РГБМ, РГБИ, ВГБИЛ им. М.И. Рудомино.
Научная новизна исследования состоит:
1. В авторском определении понятия «рекламная деятельность современных публичных библиотек».
2. В выявленных факторах, влияющих на формирование рекламной деятельности библиотек.
3. В проанализированных особенностях рекламной деятельности современных публичных библиотек в социальных сетях.
4. В предложенных направлениях оптимизации использования социальных сетей в рекламной деятельности современных публичных библиотек.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования ее результатов в осуществлении рекламной деятельности современных публичных библиотек в социальных сетях, а также в образовательном процессе вузов, специализирующих на подготовке специалистов по направлению подготовки библиотечно-информационной деятельности.
Положения, выносимые на защиту.
1. Авторский подход к определению понятия «рекламная деятельность современных публичных библиотек». В нашем понимании рекламная деятельность современных публичных библиотек — это один из видов деятельности библиотечного учреждения, направленный на распространение информации о библиотеке, ее продуктах, услугах, мероприятиях с целью поддержания связи с читателями, привлечения новых пользователей, информирования населения о существующих возможностях библиотеки.
2. Содержание выявленных политических, экономических, социальных и технологических факторов, влияющих на формирование рекламной деятельности библиотек в целом. Политические факторы касаются соблюдения авторских прав и рекламного законодательства. Экономические факторы находят свое отражение в осуществлении рекламной деятельности в рамках ограниченного рекламного бюджета. Социальные факторы опираются на эффективность формирования общественного мнения и норм поведения пользователей. Технологические факторы проявляются в использовании новейших информационных технологий и достижений прогресса.
3. Основные особенности рекламной деятельности современных публичных библиотек в социальных сетях. В числе особенностей можно отметить необходимость соблюдения авторского права, Закона «О рекламе», ФЗ «О средствах массовой информации», права свободы слова и свободы выражения убеждений. Особенности выражаются в затратах на рекламу в социальных сетях и отсутствии налога. Другой особенностью является доступность рекламы для целевой аудитории. Наконец, особенностью становится применение новых технологий для создания и распространения мультимедийных продуктов.
4. Рекомендации по оптимизации использования социальных сетей в рекламной деятельности современных публичных библиотек. Среди них можно отметить: соблюдение общих правил и правил безопасности пользования социальными сетями, соблюдение действующего законодательства; при назначении ответственного за рекламу в социальных сетях решающую роль играют навыки проведения рекламных кампаний; необходимость иметь аккаунты в разных социальных сетях; использование фирменного стиля в социальных сетях; поддержание обратной связи с читателями; соблюдение модных тенденций; использование разных возможностей для создания контента; развитие удаленного обслуживание в социальных сетях; участие библиотек в «небибилотечных» проектах.
Структурно работа состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении раскрываются актуальность темы, объект, предмет, методологическая основа, цель выпускной квалификационной работы и определяются задачи.
Первая глава «Рекламная деятельность современных публичных библиотек» посвящается рассмотрению вопроса о том, что собой представляет рекламная деятельность современных публичных библиотек. В ней раскрываются сущность и содержание рекламной деятельности современных публичных библиотек и анализируются факторы, влияющие на рекламную деятельность современных публичных библиотек.
Во второй главе «Место и роль социальных сетей в рекламной деятельности современных публичных библиотек» выявляются особенности применения социальных сетей в рекламной деятельности современных публичных библиотек. На их основе предлагаются важнейшие направления повышения потенциала использования социальных сетей в рекламной деятельности современных публичных библиотек.
В заключении подводятся итоги всего проделанного исследования.
Реклама является неотъемлемой частью деятельности современной публичной библиотеки.
В ходе нашего исследования были рассмотрены сущность и содержание рекламной деятельности современных публичных библиотек. Проанализировав множество разных подходов к определению понятия «рекламная деятельность библиотеки», мы пришли к выводу, что реклама позволяет современной публичной библиотеке распространить информацию о себе, своих продуктах, услугах, мероприятиях, поддержать связь с читателями, привлекать новых пользователей и информировать население о существующих возможностях библиотеки.
Нами было установлено, что содержание рекламной деятельности современных публичных библиотек базируется на целях, задачах и способах организации рекламной деятельности. Проанализировав эти три параметра, мы выяснили, что цели и задачи рекламной деятельности современных публичных библиотек направлены как на нужды библиотек, а так и на формирование и поддержание общей информационной культуры общества. Среди них: формирование читательских потребностей, поддержание рекламных кампаний общественного характера, способствование развитию духовных качеств пользователей.
С помощью PEST-анализа нами были выявлены факторы, влияющие на рекламную деятельность современных публичных библиотек. Мы разделили факторы на четыре блока: политические, экономические, социальные и технологические и выяснили, какое воздействие оказывает каждая группа факторов. Было установлено, что при организации рекламной деятельности следует обратить внимание на соблюдение авторских прав и рекламного законодательства; необходимо осуществлять рекламную деятельность в рамках
В нашем исследовании мы проанализировали особенности применения социальных сетей в рекламной деятельности современных публичных библиотек, которые следуют из влияющих факторов. Мы выяснили, каким образом на рекламную деятельность влияет авторское право, ФЗ «О рекламе» и ФЗ «О средствах массовой информации». Мы установили, что затраты на рекламную деятельность в социальных сетях минимальны, за исключением таргетированной рекламы, и не облагаются налогом. Нами было заключено, что реклама в социальных сетях отличается доступностью для целевой аудитории, а в возможности библиотеки входит формирование тенденции к чтению и посещению библиотечных учреждений. Также было отмечено, что при рекламной деятельности в социальных сетях современные публичные библиотеки активно применяют новые технологии, создают и распространяют мультимедийные продукты.
В ходе исследования нами были разработаны основные направления повышения потенциала использования социальных сетей в рекламной деятельности современных публичных библиотек, которые были верифицированы в ходе опроса, проведенного среди группы студентов библиотечно-информационной деятельности и группы работающих библиотекарей. Были предложены ряд рекомендаций, направленных на использование потенциала социальных сетей в рекламной деятельности современных публичных библиотек.
1. Всеобщая декларация прав человека : [принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г.] - Текст : непосредственный // Российская газета. - 1998. - 10 дек. - С. 4.
2. ГОСТ 7.60-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. основные виды. Термины и определения = System of standards on information, librarianship and publishing. Publications. Basic types. Terms and definitions : межгосударственный стандарт : принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации от 22 мая 2003 г. № 23 : введен взамен ГОСТ 7.60-90 : дата введения 2004-07-01 / разработан Российской книжной палатой Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций и Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 191 «Научно-техническая информация, библиотечное и издательское дело» ; внесен Госстандартом России - Москва : ИПК Издательство стандартов, 2004. - 154 с. - Текст : непосредственный.
3. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. - Текст : электронный // Гарант : [сайт]. - URL: https://base.garant.ru/2540800/(дата обращения: 28.01.2020).
4. Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках : [сайт]. - URL: https://www.mkrf.ru/documents/ ob_utverzhdenii_tipovykh_otrasle355749/?sphrase_id=2605499 (дата обращения: 18.11.2019). - Текст : электронный.
5. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. - Москва : Юрайт, 2007. - 170, [2] с. - (Правовая библиотека). - Текст : непосредственный.
6. Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации «О рекламе» : текст с изменениями и дополнениями на 2015 год. - Москва : Эксмо,
7. Российская Федерация. Законы. Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» : текст с изменениями и дополнениями на 2020 год. - Москва : Эксмо, 2020. - 62, [1] с. - (Законы и кодексы). - ISBN 978¬5-04-110015-5. - Текст : непосредственный.
8. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации : [с учетом Федер. закона от 2 февр. 2006 г., № 19-ФЗ : по состоянию на 1 мата 2006 г. : в 2 ч.]. - Москва : Гросс медиа, 2006 (Саратов : Полиграфист). - 543 с. - ISBN 5-476-00245-6. - Текст : непосредственный.
9. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : официальный текст с изменениями, внесенными Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2015. - 92, [2] с. - ISBN 978-5-91768-582-3 (Норма). - Текст : непосредственный.
10. Российский Кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций : [сайт]. - URL: http://www.akarussia.ru/download/rrk.pdf(дата обращения: 29.10.2019). - Текст : электронный.
11. Руководство ИФЛА/ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек / Международ. федерация библ. ассоц. и учреждений. Секция публ. б-к, Рос. библ. ассоц. - Санкт-Петербург : Изд-во Рос. нац. б-ки, 2001. - 112 с. : табл. - ISBN 5-8192-0111-6. - Текст : непосредственный.
Книги и статьи
12. Борисова О. О. Библиотечная реклама как компонент информационной культуры и социальный феномен : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 05.25.03 / Ольга Олеговна Борисовна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств]. - Москва, 2007. - 39 с. - Текст : непосредственный.
13. Волкова Г. В. Эффективность рекламных и PR-акций в библиотеке / Волкова Галина Викторовна ; ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». - Донецк, 2017. - 7 с. - Текст : непосредственный.
14. Додонов В. Н. Большой юридический словарь / [Авт.-сост. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А.]. - Москва : Издательский дом «ИНФРА- М», 1997. - 789, [2] с. - (Библиотека словарей «ИНФРА-М». БСИ). - Текст : непосредственный.
15. Крысин. Л. П. Толковый словарь иноязычных слов : свыше 25 000 слов и словосочетаний / Л. П. Крысин. - Москва : Эксмо, 2010. - 939, [2] с. - (Библиотека словарей Эксмо / Российская академия наук, Институт русского языка им. В. В. Виноградова). - ISBN 978-5-699-41919-7. - Текст : непосредственный.
16. Кузоро К. А. Реклама в сельских библиотеках Томской области: виды и возможности. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - Томск, 2012. - № 2(6). - С. 65-70.
17. Маркетинг : большой толковый словарь / под ред. А. П. Панкрухина.
- Москва : Омега-Л, 2008. - 261 с. - (Гильдия маркетологов). - Текст : непосредственный.
18. Морозюк И. В. Маркетинговый инструментарий в деятельности Луганской областной библиотеки для юношества. - Текст : непосредственный // Современная библиотека в инновационном образовательном пространстве = Сучасна б1блютека в шновацшному освггньому простор! : материалы второй Всеукраинской науч.-практ. конф. - Луганск : ЛНУ им. Тараса Шевченко, 2013.
- С. 26-42.
19. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка : 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова; Российская Академия Наук, Институт русского языка, Российский фонд культуры. - Москва : Азъ, 1992. - 955 с. - ISBN 5-85632-001-8. - Текст : непосредственный.
21. Титова Е. В. Рекламная деятельность общедоступной библиотеки: инновационные подходы. - Текст : непосредственный // Инновационные процессы в информационно-коммуникационной сфере : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. - Краснодар : КГИК, 2018. - С. 190-196.
22. Цветочкина И. А. Деятельность как средство формирования имиджа научной библиотеки СФУ. - Текст : непосредственный // Вестник научной библиотеки СФУ: реалии и новые технологии. - Красноярск, 2009. - С. 134¬140.
23. Barnes J.A. Class and Committees in a Norwegian Parish Islands // Human relations. - 1954. - Vol. 7.
Сайты
24. 78% населения страны: как интернет проникает в Россию.
Mediascope: проникновение интернета в России выросло на 10% за два года. - Текст : электронный // Газета.га : [сайт]. - 2019. - 18 сент. - URL: https://www.gazeta.ru/tech/2019/09/18/12658993/mediascope.shtml (дата
обращения: 26.01.2020).
25. Библионочь в РГБМ. Безумная ночь, или рождение авангарда : [сайт]. - URL: http://www.rgub.ru/projects/biblionight/2019(дата обращения: 29.10.2019). - Текст : электронный.
26. Библиотеки в социальных сетях: мнения экспертов - Текст :
электронный // ЛибИнформ : информационный портал : образование, книги, периодика и библиотеки в электронном веке. - URL:
http://libinform.ru/read/articles/Biblioteki-v-sotcialnyh-setyah-mneniya-ekspertov/(дата обращения: 19.02.2020).
27. Бюджет России на 2020 год в цифрах : [сайт]. - URL:
http://fincan.ru/articles/112_byudzhet-rossii-na-2020-god-v-cifrah/ (дата
обращения: 27.01.2020). - Текст : электронный.
28. Вебинар в рамках Мастерской авторских программ по приобщению детей к чтению : [сайт]. - URL: https://rgdb.ru/vse-sobytiya/icalrepeat.detail/ 2018/06/06/21136/-/vebinar-v-ramkakh-masterskoj-avtorskikh-programm-popriobshc heniyu-detej-k-chteniyu (дата обращения: 09.12.2019). - Текст : электронный.
29. Время собирать... Князь Юсупов и его библиотека : [сайт]. - URL: https://www.rsl.ru/ru/events/afisha/vistavki/knyaz-yusupov-i-ego-biblioteka(дата обращения: 09.12.2019). - Текст : электронный.
30. Вся статистика интернета на 2019 год - в мире и в России : [сайт]. - URL: https://www.web-canape.ru/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v- mire-i-v-rossii/(дата обращения: 22.01.2020). - Текст : электронный.
31. Иностранка : [сайт]. - URL: https://www.instagram.com/libfl/(дата обращения: 19.02.2020). - Текст : электронный.
32. Интернет-статистика 100 + и факты для 2020 : [сайт]. - URL: https://www.websitehostingrating.com/ru/internet-statistics-facts/(дата обращения: 27.01.2020). - Текст : электронный.
33. Княжеские мастер-классы в Ивановском зале : [сайт]. - URL:
https://www.rsl.ru/ru/events/afisha/lections/knyazheskie-master-klassy (дата
обращения: 09.12.2019). - Текст : электронный.
34. Куда движутся социальные сети: пять трендов на 2020 год : [сайт]. - URL: https://vc.ru/marketing/92249-kuda-dvizhutsya-socialnye-seti-pyat-trendov-na- 2020-god(дата обращения: 19.02.2020). - Текст : электронный.
35. Курносова Е. Социальные сети в цифрах - Текст : электронный // Медиаскоп: [сайт]. - URL: mediascope.net/files(дата обращения: 22.01.2020).
36. Петреева С. В. Цели и функции библиотечной рекламы : [сайт]. - URL: http://www.bseu.by:8080/bitstream/edoc/5439/2/Petreeva%20S.%20Tseli%20i %20funktsii%20bibliotechnoy%20reklamy.pdf (дата обращения: 12.11.2019). - Текст : электронный.
37. РГБМ. Библиотека для молодёжи : [сайт]. - URL: https://vk.com/ rgubru (дата обращения: 28.01.2020).
38. Словарь компьютерных терминов : [сайт]. - URL: https://computer.slovaronline.com(дата обращения: 28.01.2020). - Текст : электронный.
39. Словарь социолингвистических терминов : [сайт]. - URL: https://rus- soc-lingvo-terms.slovaronline.com(дата обращения: 28.01.2020). - Текст : электронный.
40. Эксперты оценили количество проведенного россиянами времени в соцсетях : [сайт]. - URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/13/12/2019/ 5df3706b9a794747e1c1c9af (дата обращения: 28.01.2020). - Текст : электронный.
41. Mediascope : [сайт]. - URL: https://mediascope.net(дата обращения: 29.01.2020). - Текст : электронный.
42. SMART библиотека имени Анны Ахматовой в Крылатском : [сайт]. - URL: https://smart.bibliozao.ru(дата обращения: 08.12.19). - Текст : электронный.
43. The New York Public Library : [сайт]. - URL: https://www.instagram.com/nypl(дата обращения: 29.01.2020). - Текст : электронный.