КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЙ НА РЫНКЕ МОРСКИХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК АЗИАТСКО- ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
|
Введение 4
1 Теоретические основы оценки конкурентоспособности
судоходных предприятий 9
1.1 Экономическая сущность и задачи оценки конкурентоспособности 9
1.2 Особенности конкуренции на рынке морских грузоперевозок 16
1.3 Методические аспекты оценки конкурентоспособности
судоходных компаний 21
2 Оценка конкурентоспособности российских судоходных компаний
на рынке контейнерных перевозок стран АТР 30
2.1 Тенденции рынка морских контейнерных перевозок стран АТР 30
2.2 Общая характеристика основной деятельности ТГ FESCO, COSCO
и Maersk 36
2.3 Характеристика операционной деятельности судоходных компаний на
рынке АТР 43
3 Зарубежный опыт крупнейших морских контейнерных перевозчиков
стран АТР и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности российских компаний 54
3.1 Анализ конкурентоспособности ТГ FESCO, COSCO и Maersk 54
3.2 Разработка рекомендаций по повышению
конкурентоспособности российских судоходных компаний на рынке АТР...60
Заключение 65
Список использованных источников
1 Теоретические основы оценки конкурентоспособности
судоходных предприятий 9
1.1 Экономическая сущность и задачи оценки конкурентоспособности 9
1.2 Особенности конкуренции на рынке морских грузоперевозок 16
1.3 Методические аспекты оценки конкурентоспособности
судоходных компаний 21
2 Оценка конкурентоспособности российских судоходных компаний
на рынке контейнерных перевозок стран АТР 30
2.1 Тенденции рынка морских контейнерных перевозок стран АТР 30
2.2 Общая характеристика основной деятельности ТГ FESCO, COSCO
и Maersk 36
2.3 Характеристика операционной деятельности судоходных компаний на
рынке АТР 43
3 Зарубежный опыт крупнейших морских контейнерных перевозчиков
стран АТР и разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности российских компаний 54
3.1 Анализ конкурентоспособности ТГ FESCO, COSCO и Maersk 54
3.2 Разработка рекомендаций по повышению
конкурентоспособности российских судоходных компаний на рынке АТР...60
Заключение 65
Список использованных источников
В начале нового тысячелетия мировая экономическая система вышла на качественно новый этап преобразований. Структурные сдвиги, характеризующие процессы мирового производства и торговли, в значительной степени предопределяют изменения, происходящие в мировом транспортном комплексе.
Также, к основным факторам, оказывающим влияние на развитие международных морских грузоперевозок, относятся сохраняющиеся негативные последствия кризиса 2008 - 2009 гг. для глобальных уровней и объемов спроса; увеличение доли Азии в мировой торговле и смещение центра экономического влияния; появление крупных транснациональных объединений и другие.
Одной из важнейших тенденций, оказывающих влияние на рынок морских грузоперевозок, является тенденция консолидации и объединения крупнейших судоходных компаний. В результате интеграции транспортных предприятий формируются глобальные транснациональные объединения, контролирующие значительную долю рынка и оказывающих на него непосредственное влияние.
При этом общее предложение этих компаний в несколько раз превышает мировую потребность в перевозках, что приводит к значительным изменениям в деятельности основных игроков рынка. Также деятельность этих компаний напрямую зависит от других факторов, определяющих тенденции морских грузоперевозок: динамики мировой торговли, структуры перевозимых грузов, конъюнктуры рынка, географии морских перевозок, положения компаний-конкурентов на рынке.
В России морской флот всегда имел особые приоритеты, выполняя основные функции политического, экономического и военного характера. Географическое положение страны, имеющей более 30 тыс. км морской границы, из которых половина приходится на труднодоступные богатейшие районы Севера, обязывало развивать морской флот и его инфраструктуру.
За последние годы Россия как морская держава, к сожалению, утратила свои позиции. Сегодня, в условиях рыночной экономики, морской торговый флот переживает глубокий кризис: количество торговых судов, работающих под флагом Российской Федерации, сократилось почти в 4 раза по сравнению с 1992 г. В их составе осталось не более 150 судов общим дедвейтом 1784,3 тыс. тонн (в 1992 г. суммарный дедвейт составлял 10,59 млн тонн), причем это - старые суда, средний возраст которых значительно превысил двадцатилетний рубеж. Следствием этого стала неконкурентоспособность российских судоходных компаний на международном рынке морских перевозок.
Современное состояние морского транспорта Российской Федерации
характеризуется следующими негативными тенденциями:
- сокращение количества судов, контролируемых российскими судоходными компаниями, в связи с отсутствием необходимых условий для их обновления;
- стремление судовладельцев к строительству и регистрации флота и к осуществлению судоходного бизнеса за рубежом;
- активный износ флота, снижение экономической эффективности его использования, возрастание экологической угрозы;
- снижение объемов перевозок национальным флотом российских внешнеторговых грузов;
- несоответствие специализации и оснащенности морских торговых портов структуре и объемам внешнеторговых и транзитных перевозок.
В настоящее время морской торговый флот России нуждается не только в обновлении, но и в новой научно обоснованной программе развития. Его устойчивость и динамичность, будет зависеть, во-первых, от способности судоходных компаний эффективно осуществлять самофинансирование и привлекать инвестиции из внешних источников, во-вторых, от надлежащей организации маркетинговой деятельности компаний.
Повышение уровня конкурентоспособности должно рассматриваться как одна из стратегических целей судоходной компании.
Проведение оценки конкурентоспособности судоходных компаний - важнейшая задача, решение которой необходимо для обеспечения эффективной деятельности компании на рынке. Для выявления особенностей и формирования современной системы обеспечения уровня конкурентоспособности судоходной компании необходимо рассмотреть существующие подходы к формированию такой системы с учетом особенностей функционирования судоходного бизнеса. Основными элементами повышения уровня конкурентоспособности на рынке морских контейнерных перевозок следует рассматривать ее цели, задачи и факторы, определяющие уровень конкурентоспособности компании и формирующие ее устойчивость.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что российские судоходные компании сталкиваются с жёсткой конкуренцией среди зарубежных операторов, поэтому чтобы выжить в таких условиях и развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, проводить комплексную оценку, а также принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Лишь выявив слабые и сильные стороны конкурентов, можно правильно оценить их потенциал, цели и стратегии, что позволит в будущем стратегически точно сконцентрировать внимание на том направлении, где конкурент слабее. И это будет верным путём к расширению своих собственных преимуществ в конкурентной борьбе.
Цель работы - разработать предложения по повышению конкурентоспособности российских судоходных компаний на рынке морских контейнерных перевозок АТР.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы оценки конкурентоспособности;
- дать общую оценку конкурентоспособности лидеров рынка морских контейнерных грузоперевозок АТР;
- провести анализ основной деятельности и конкурентоспособности российских судоходных компаний на рынке контейнерных перевозок АТР;
- определить пути повышения конкурентоспособности российских судовладельческих компаний на рынке контейнерных грузоперевозок АТР.
Объектом исследования является деятельность ведущих судовладельческих компаний на рынке морских контейнерных грузоперевозок АТР. Предметом - конкурентные позиции российских судовладельческих компаний на рынке морских грузоперевозок АТР.
Круг поставленных задач определил необходимость применения в работе следующих методов исследования: описания, анализа, дедукции и индукции, классификации, сравнения и обобщения, динамического метода оценки.
Структура представленной работы обусловлена предметом и объектом исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников (72 наименования).
В первом разделе работы рассматриваются теоретические основы оценки конкурентоспособности судоходных предприятий, в частности дано определение понятию, выделены особенности конкуренции на рынке морских грузоперевозок и изучена методика проведения оценки конкурентоспособности.
Во втором разделе рассматриваются тенденции рынка морских контейнерных перевозок стран АТР, описывается общая характеристика основной деятельности ТГ FESCO, COSCO и Maersk и проводится анализ операционной деятельности судоходных компаний на рынке АТР.
В третьем разделе проводится анализ конкурентоспособности ТГ FESCO, COSCO и Maersk и разрабатываются рекомендации по повышению конкурентоспособности ТГ FESCO на рынке АТР.
В процессе написания данной работы были использованы законодательные и нормативные материалы, учебники и учебные пособия по оценке конкурентоспособности, статьи в ведущих бухгалтерских и финансовых изданиях, отчетная документация судовладельческих компаний.
Также, к основным факторам, оказывающим влияние на развитие международных морских грузоперевозок, относятся сохраняющиеся негативные последствия кризиса 2008 - 2009 гг. для глобальных уровней и объемов спроса; увеличение доли Азии в мировой торговле и смещение центра экономического влияния; появление крупных транснациональных объединений и другие.
Одной из важнейших тенденций, оказывающих влияние на рынок морских грузоперевозок, является тенденция консолидации и объединения крупнейших судоходных компаний. В результате интеграции транспортных предприятий формируются глобальные транснациональные объединения, контролирующие значительную долю рынка и оказывающих на него непосредственное влияние.
При этом общее предложение этих компаний в несколько раз превышает мировую потребность в перевозках, что приводит к значительным изменениям в деятельности основных игроков рынка. Также деятельность этих компаний напрямую зависит от других факторов, определяющих тенденции морских грузоперевозок: динамики мировой торговли, структуры перевозимых грузов, конъюнктуры рынка, географии морских перевозок, положения компаний-конкурентов на рынке.
В России морской флот всегда имел особые приоритеты, выполняя основные функции политического, экономического и военного характера. Географическое положение страны, имеющей более 30 тыс. км морской границы, из которых половина приходится на труднодоступные богатейшие районы Севера, обязывало развивать морской флот и его инфраструктуру.
За последние годы Россия как морская держава, к сожалению, утратила свои позиции. Сегодня, в условиях рыночной экономики, морской торговый флот переживает глубокий кризис: количество торговых судов, работающих под флагом Российской Федерации, сократилось почти в 4 раза по сравнению с 1992 г. В их составе осталось не более 150 судов общим дедвейтом 1784,3 тыс. тонн (в 1992 г. суммарный дедвейт составлял 10,59 млн тонн), причем это - старые суда, средний возраст которых значительно превысил двадцатилетний рубеж. Следствием этого стала неконкурентоспособность российских судоходных компаний на международном рынке морских перевозок.
Современное состояние морского транспорта Российской Федерации
характеризуется следующими негативными тенденциями:
- сокращение количества судов, контролируемых российскими судоходными компаниями, в связи с отсутствием необходимых условий для их обновления;
- стремление судовладельцев к строительству и регистрации флота и к осуществлению судоходного бизнеса за рубежом;
- активный износ флота, снижение экономической эффективности его использования, возрастание экологической угрозы;
- снижение объемов перевозок национальным флотом российских внешнеторговых грузов;
- несоответствие специализации и оснащенности морских торговых портов структуре и объемам внешнеторговых и транзитных перевозок.
В настоящее время морской торговый флот России нуждается не только в обновлении, но и в новой научно обоснованной программе развития. Его устойчивость и динамичность, будет зависеть, во-первых, от способности судоходных компаний эффективно осуществлять самофинансирование и привлекать инвестиции из внешних источников, во-вторых, от надлежащей организации маркетинговой деятельности компаний.
Повышение уровня конкурентоспособности должно рассматриваться как одна из стратегических целей судоходной компании.
Проведение оценки конкурентоспособности судоходных компаний - важнейшая задача, решение которой необходимо для обеспечения эффективной деятельности компании на рынке. Для выявления особенностей и формирования современной системы обеспечения уровня конкурентоспособности судоходной компании необходимо рассмотреть существующие подходы к формированию такой системы с учетом особенностей функционирования судоходного бизнеса. Основными элементами повышения уровня конкурентоспособности на рынке морских контейнерных перевозок следует рассматривать ее цели, задачи и факторы, определяющие уровень конкурентоспособности компании и формирующие ее устойчивость.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что российские судоходные компании сталкиваются с жёсткой конкуренцией среди зарубежных операторов, поэтому чтобы выжить в таких условиях и развиваться, необходимо анализировать сложившееся положение на рынке, проводить комплексную оценку, а также принимать решения о проведении мероприятий по повышению конкурентоспособности.
Лишь выявив слабые и сильные стороны конкурентов, можно правильно оценить их потенциал, цели и стратегии, что позволит в будущем стратегически точно сконцентрировать внимание на том направлении, где конкурент слабее. И это будет верным путём к расширению своих собственных преимуществ в конкурентной борьбе.
Цель работы - разработать предложения по повышению конкурентоспособности российских судоходных компаний на рынке морских контейнерных перевозок АТР.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы оценки конкурентоспособности;
- дать общую оценку конкурентоспособности лидеров рынка морских контейнерных грузоперевозок АТР;
- провести анализ основной деятельности и конкурентоспособности российских судоходных компаний на рынке контейнерных перевозок АТР;
- определить пути повышения конкурентоспособности российских судовладельческих компаний на рынке контейнерных грузоперевозок АТР.
Объектом исследования является деятельность ведущих судовладельческих компаний на рынке морских контейнерных грузоперевозок АТР. Предметом - конкурентные позиции российских судовладельческих компаний на рынке морских грузоперевозок АТР.
Круг поставленных задач определил необходимость применения в работе следующих методов исследования: описания, анализа, дедукции и индукции, классификации, сравнения и обобщения, динамического метода оценки.
Структура представленной работы обусловлена предметом и объектом исследования и состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников (72 наименования).
В первом разделе работы рассматриваются теоретические основы оценки конкурентоспособности судоходных предприятий, в частности дано определение понятию, выделены особенности конкуренции на рынке морских грузоперевозок и изучена методика проведения оценки конкурентоспособности.
Во втором разделе рассматриваются тенденции рынка морских контейнерных перевозок стран АТР, описывается общая характеристика основной деятельности ТГ FESCO, COSCO и Maersk и проводится анализ операционной деятельности судоходных компаний на рынке АТР.
В третьем разделе проводится анализ конкурентоспособности ТГ FESCO, COSCO и Maersk и разрабатываются рекомендации по повышению конкурентоспособности ТГ FESCO на рынке АТР.
В процессе написания данной работы были использованы законодательные и нормативные материалы, учебники и учебные пособия по оценке конкурентоспособности, статьи в ведущих бухгалтерских и финансовых изданиях, отчетная документация судовладельческих компаний.
Конкурентоспособность имеет массу достоинств, и именно ей отведена одна из главных ролей в сегодняшней экономике. Поддержать производителей в их деятельности - очень важная и актуальная задача для рыночных структур. Конкурентоспособность - это та особая зона, в которой в известных пределах интересы производителей и потребителей сходятся. Однако в России потенциал возможностей конкурентоспособности еще далеко не исчерпан.
У конкурентов наряду с общими проблемами существует целый ряд препятствий, возникающих на разных стадиях развития конкурентоспособности, и с которыми они не в силах справиться сами. Им необходима помощь со стороны рыночных структур. Основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является обеспечение конкурентоспособности товаров или оказываемых услуг,
Для того чтобы стать конкурентоспособным предприятием необходимо:
- обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка;
- поднять потенциал конкурентоспособности предприятия, а, следовательно, и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли.
Оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:
- разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
- выбора контрагентов для совместной деятельности;
- составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
- осуществления инвестиционной деятельности;
- осуществления государственного регулирования экономики.
Под конкурентоспособностью транспортного предприятия понимается способность полно и своевременно удовлетворять платежеспособный спрос клиентов в перевозках грузов.
При выборе метода оценки конкурентоспособности ключевую роль сыграло то, что предлагаемый подход значительно облегчает задачу по сбору необходимой для
оценки информации. Отпадает необходимость в проведении дорогостоящих и не всегда доступных маркетинговых исследований, подборе экспертов и специалистов в различных отраслях знаний; вся необходимая информация может быть почерпнута из данных бухгалтерского и статистического учета и отчетности. Несомненно, что это значительно повышает практическую применимость такой методики оценки конкурентоспособности. Отсюда и был выбран динамический метод оценки на основе определения операционной эффективности и стратегического позиционирования.
Изучив научные статьи и новостные сводки был сделан вывод, что современный рынок международных контейнерных перевозок нестабильный. Некоторые перевозчики даже заявляют о своем банкротстве. В Азиатско-Тихоокеанский регион наблюдается рост конкуренции. Несколько крупных игроков исчезли из верхних строчек мирового рейтинга судоходных компаний. China Shipping Container Lines была поглощена компанией COSCO, а APL и UASC вошли в состав более крупных компаний - CMA CGM и Hapag-Lloyd. Компания Hanjing Shipping обанкротилась. А те, кто сохранил свое место продолжают борьбу с оставшимися лидерами, снижая цены на фрахт, неся при этом убытки.
Для анализа конкурентоспособности было выбрано три предприятия:
1 Датская компания Maersk, которая является самым крупным участником мирового контейнерного рынка, с долей 15,8%.
2 Крупнейшее судоходное предприятие на рынке контейнерных перевозок Азиатского региона - китайская компания COSCO, с долей рынка в 7,7%.
3 Лидер среди российских контейнерных операторов Азиатско - Тихоокеанского региона - ТГ FESCO (ОАО «ДВМП»).
В качестве конкурентов ТГ FESCO мы выбрали именно эти два предприятия, так как на них приходится наибольший объем грузопотока среди стран Азиатско - Тихоокеанского региона. Так же их можно использовать в качестве примера для отечественных контейнерных операторов.
По масштабам деятельности ТГ FESCO существенно уступает выбранным конкурентам. Однако, есть условия, объединяющие эти компании и дающие основания сравнивать их конкурентоспособность. Все три компании являются транснациональными, они являются объединениями (группами) достаточно самостоятельных рыночных субъектов, их деятельность диверсифицирована в сфере разных видов транспорта и его инфраструктуры. Основной доход компаниям приносят грузоперевозки.
В результате исследования было выявлено:
1 Контейнерных грузооборот компаний зависит от умелого распределения мощностей и грамотного составления маршрутов. Так, например, такие крупные компании как Maersk, больше страдают от нестабильности мирового рынка. Совокупный контейнерный грузооборот предприятия в 2016 г. сократился на 18,45% по сравнению с 2012 г. У COSCO и ТГ FESCO за указанный период грузооборот имел тенденцию к росту. За исключением 2015 г., когда ТГ FESCO сократила объемы на 12,57%. Но проведенные меры по оптимизации деятельности позволили компании сфокусировалась на обеспечении дополнительного дохода и поддержании рентабельности за счет увеличения числа прямых контрактов с клиентами и привлечения новых грузов.
2 У всех анализируемых компаний прослеживается одна и та же тенденция к снижению выручки и чистой прибыли. Крупные компании, типа Maersk и COSCO способны выстоять нелегкие времена и получать прибыль от смежных видов деятельности. Но что касается предприятий поменьше, им уже становится тяжело терпеть такие огромные убытки. В настоящее время на рынке морских перевозок наблюдается стагнация с переменным замедлением. На протяжении нескольких лет отчетливо держится избыток предложения, наблюдается снижение фрахтовых ставок и увеличение цен на топливо. Все это можно пережить, если оптимально использовать свои ресурсы и грамотно распределять маршруты перевозок.
3 Оценка конкурентоспособности ТГ FESCO, COSCO и Maersk Line показала, что конкурентные позиции ТГ FESCO находятся на достаточно низком уровне с наименьшим значением в 2012 г. - 0,421. В 2016 г. этот показатель составил 0,772. Компания COSCO в 2015 г. уступила второе место ТГ FESCO со значением - 0,6734 против 0,7910. На 2016 г. третье место занимает китайское предприятие COSCO с показателем 0,640. Российская компания обосновалась на втором месте, уступая лишь мировому лидеру Maersk - 1,076. Несмотря на то, что ТГ FESCO занимает вторую позицию в рейтинге, ее финансовое положение неустойчивое и ей необходимо принимать срочные меры для оптимизации своей деятельности и реструктуризации долга. Компания COSCO хоть и заняла последнюю строчку рейтинга, но с руководства компании можно брать пример. Они оперативно реагируют на изменения рынка и принимают верные решения. А показатель конкурентоспособности зависит от темпов роста выручки, что у небольших компаний типа FESCO значительно больше.
Таким образом, после детального изучения ТГ FESCO было выявлено, что:
- компания находится на грани банкротства;
- с 2014 г. предприятие терпит колоссальные убытки, в связи с кредитными обязательствами;
- предприятие теряет высококвалифицированных специалистов.
Для укрепления своего финансового положения компании в первую очередь необходимо решить проблему со своими кредитными обязательствами. Дальнейшее развитие компании возможно лишь при грамотном управлении подразделениями и ресурсами фирмы.
Для повышения конкурентоспособности компании необходимо:
1) наращивать торговые отношения с Китаем и странами Азии;
2) расширять географию судоходства за счет присоединения Крымского полуострова;
3) развивать Дальневосточный регион России, путем привлечения инвестиций для улучшения отстающих портов; формировать современные транспортные узлы и логистическую инфраструктуру.
Учитывая все вышеупомянутое, мы решили следующие задачи:
- рассмотрели теоретические основы оценки конкурентоспособности;
- дали общую оценку конкурентоспособности лидеров рынка морских
контейнерных грузоперевозок АТР;
- провели анализ основной деятельности и конкурентоспособности российских судоходных компаний на рынке контейнерных перевозок АТР;
- определили пути повышения конкурентоспособности российских судовладельческих компаний на рынке контейнерных грузоперевозок АТР.
У конкурентов наряду с общими проблемами существует целый ряд препятствий, возникающих на разных стадиях развития конкурентоспособности, и с которыми они не в силах справиться сами. Им необходима помощь со стороны рыночных структур. Основной целью хозяйствующих субъектов в рыночной экономике является обеспечение конкурентоспособности товаров или оказываемых услуг,
Для того чтобы стать конкурентоспособным предприятием необходимо:
- обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции в целевых сегментах рынка;
- поднять потенциал конкурентоспособности предприятия, а, следовательно, и его подразделений, до уровня мировых производителей в данной отрасли.
Оценка конкурентоспособности хозяйствующего субъекта необходима в целях:
- разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности;
- выбора контрагентов для совместной деятельности;
- составления программы выхода предприятия на новые рынки сбыта;
- осуществления инвестиционной деятельности;
- осуществления государственного регулирования экономики.
Под конкурентоспособностью транспортного предприятия понимается способность полно и своевременно удовлетворять платежеспособный спрос клиентов в перевозках грузов.
При выборе метода оценки конкурентоспособности ключевую роль сыграло то, что предлагаемый подход значительно облегчает задачу по сбору необходимой для
оценки информации. Отпадает необходимость в проведении дорогостоящих и не всегда доступных маркетинговых исследований, подборе экспертов и специалистов в различных отраслях знаний; вся необходимая информация может быть почерпнута из данных бухгалтерского и статистического учета и отчетности. Несомненно, что это значительно повышает практическую применимость такой методики оценки конкурентоспособности. Отсюда и был выбран динамический метод оценки на основе определения операционной эффективности и стратегического позиционирования.
Изучив научные статьи и новостные сводки был сделан вывод, что современный рынок международных контейнерных перевозок нестабильный. Некоторые перевозчики даже заявляют о своем банкротстве. В Азиатско-Тихоокеанский регион наблюдается рост конкуренции. Несколько крупных игроков исчезли из верхних строчек мирового рейтинга судоходных компаний. China Shipping Container Lines была поглощена компанией COSCO, а APL и UASC вошли в состав более крупных компаний - CMA CGM и Hapag-Lloyd. Компания Hanjing Shipping обанкротилась. А те, кто сохранил свое место продолжают борьбу с оставшимися лидерами, снижая цены на фрахт, неся при этом убытки.
Для анализа конкурентоспособности было выбрано три предприятия:
1 Датская компания Maersk, которая является самым крупным участником мирового контейнерного рынка, с долей 15,8%.
2 Крупнейшее судоходное предприятие на рынке контейнерных перевозок Азиатского региона - китайская компания COSCO, с долей рынка в 7,7%.
3 Лидер среди российских контейнерных операторов Азиатско - Тихоокеанского региона - ТГ FESCO (ОАО «ДВМП»).
В качестве конкурентов ТГ FESCO мы выбрали именно эти два предприятия, так как на них приходится наибольший объем грузопотока среди стран Азиатско - Тихоокеанского региона. Так же их можно использовать в качестве примера для отечественных контейнерных операторов.
По масштабам деятельности ТГ FESCO существенно уступает выбранным конкурентам. Однако, есть условия, объединяющие эти компании и дающие основания сравнивать их конкурентоспособность. Все три компании являются транснациональными, они являются объединениями (группами) достаточно самостоятельных рыночных субъектов, их деятельность диверсифицирована в сфере разных видов транспорта и его инфраструктуры. Основной доход компаниям приносят грузоперевозки.
В результате исследования было выявлено:
1 Контейнерных грузооборот компаний зависит от умелого распределения мощностей и грамотного составления маршрутов. Так, например, такие крупные компании как Maersk, больше страдают от нестабильности мирового рынка. Совокупный контейнерный грузооборот предприятия в 2016 г. сократился на 18,45% по сравнению с 2012 г. У COSCO и ТГ FESCO за указанный период грузооборот имел тенденцию к росту. За исключением 2015 г., когда ТГ FESCO сократила объемы на 12,57%. Но проведенные меры по оптимизации деятельности позволили компании сфокусировалась на обеспечении дополнительного дохода и поддержании рентабельности за счет увеличения числа прямых контрактов с клиентами и привлечения новых грузов.
2 У всех анализируемых компаний прослеживается одна и та же тенденция к снижению выручки и чистой прибыли. Крупные компании, типа Maersk и COSCO способны выстоять нелегкие времена и получать прибыль от смежных видов деятельности. Но что касается предприятий поменьше, им уже становится тяжело терпеть такие огромные убытки. В настоящее время на рынке морских перевозок наблюдается стагнация с переменным замедлением. На протяжении нескольких лет отчетливо держится избыток предложения, наблюдается снижение фрахтовых ставок и увеличение цен на топливо. Все это можно пережить, если оптимально использовать свои ресурсы и грамотно распределять маршруты перевозок.
3 Оценка конкурентоспособности ТГ FESCO, COSCO и Maersk Line показала, что конкурентные позиции ТГ FESCO находятся на достаточно низком уровне с наименьшим значением в 2012 г. - 0,421. В 2016 г. этот показатель составил 0,772. Компания COSCO в 2015 г. уступила второе место ТГ FESCO со значением - 0,6734 против 0,7910. На 2016 г. третье место занимает китайское предприятие COSCO с показателем 0,640. Российская компания обосновалась на втором месте, уступая лишь мировому лидеру Maersk - 1,076. Несмотря на то, что ТГ FESCO занимает вторую позицию в рейтинге, ее финансовое положение неустойчивое и ей необходимо принимать срочные меры для оптимизации своей деятельности и реструктуризации долга. Компания COSCO хоть и заняла последнюю строчку рейтинга, но с руководства компании можно брать пример. Они оперативно реагируют на изменения рынка и принимают верные решения. А показатель конкурентоспособности зависит от темпов роста выручки, что у небольших компаний типа FESCO значительно больше.
Таким образом, после детального изучения ТГ FESCO было выявлено, что:
- компания находится на грани банкротства;
- с 2014 г. предприятие терпит колоссальные убытки, в связи с кредитными обязательствами;
- предприятие теряет высококвалифицированных специалистов.
Для укрепления своего финансового положения компании в первую очередь необходимо решить проблему со своими кредитными обязательствами. Дальнейшее развитие компании возможно лишь при грамотном управлении подразделениями и ресурсами фирмы.
Для повышения конкурентоспособности компании необходимо:
1) наращивать торговые отношения с Китаем и странами Азии;
2) расширять географию судоходства за счет присоединения Крымского полуострова;
3) развивать Дальневосточный регион России, путем привлечения инвестиций для улучшения отстающих портов; формировать современные транспортные узлы и логистическую инфраструктуру.
Учитывая все вышеупомянутое, мы решили следующие задачи:
- рассмотрели теоретические основы оценки конкурентоспособности;
- дали общую оценку конкурентоспособности лидеров рынка морских
контейнерных грузоперевозок АТР;
- провели анализ основной деятельности и конкурентоспособности российских судоходных компаний на рынке контейнерных перевозок АТР;
- определили пути повышения конкурентоспособности российских судовладельческих компаний на рынке контейнерных грузоперевозок АТР.
Подобные работы
- КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СУДОВЫХ КОМПАНИЙ ПРИМОРСКОГО КРАЯ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018



