Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ

Работа №74192

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы131
Год сдачи2016
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
274
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЙНОГО
МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ШКОЛЫ
1.1. Мышление как один из основных познавательных процессов
личности подростков 8
1.2. Понятийное мышление в подростковом возрасте: сущность,
специфика, проблемы становления и развития 17
1.3. Роль образовательной среды школы в развитии понятийного
мышления подростков как интегрального когнитивного образования 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНЯТИЙНОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В РАЗНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ ШКОЛЫ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Экспертная оценка образовательной среды школы субъектами
образовательного процесса 37
2.3. Сравнительный анализ психологических особенностей
понятийного мышления подростков, обучающихся в разных образовательных средах школы 42
2.4. Структурная организация понятийного мышления подростков,
обучающихся в разных образовательных средах 57
2.5. Программа развития понятийного мышления подростков в
карьерной образовательной среде 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 108

Образовательный фактор (в виде типа образовательной среды) оказывает более выраженное влияние на динамику развития мышления в подростковом возрасте, «перекрывая» по некоторым свойствам мышления как возрастной, так и половой факторы. В современной педагогической психологической литературе, глубоко и всесторонне обоснован факт детерминирующего влияния обучения на психическое становление учащегося, в процессе которого мышление учащихся претерпевает немаловажные, структурно-уровневые изменения. Именно подростковый возраст является сензитивным для становления системы научных понятий. По истечении подросткового возраста, формирующие и корректирующие воздействия на познавательную сферу, как показывает практика, оказывается уже не столь продуктивными. Поэтому образовательная среда должна быть направлена на развитие понятийного мышления, которое позволит ребенку усваивать научные знания. У детей с несформированным понятийным мышлением происходит процесс заучивания и они остаются на допонятийном уровне, то есть при объяснении чего-либо все сводится к частному или знакомому. В связи с этим, перед психологической наукой и смежными областями встает вопрос: что необходимо осуществить на пути повышения интеллектуального потенциала человека, каким образом можно сформировать образовательную среду в целях развития понятийного мышления.
В ФГОС нового поколения прописано требование о формировании научного типа мышления, с какими универсальными, учебными, действиями должен выйти ребенок из школы. По мнению Е.Б. Логтионовой [20], основной целью образования в настоящее время является развитие ребенка, а одной из главных задач образовательной среды школы - создание условий для развития понятийного мышления, которое бы способствовало всестороннему раскрытию личности.
В психологической науке сложилась определенная тенденция изучения понятийного мышления связанного с такими учеными как: Л.С. Выготский (выделил стадии формирования понятий), В.В. Давыдов (выделил стадии прохождения нового понятия в процессе обучения), Н. Ах (изучал образование понятий в онтогенезе), И.Я. Лернер (сформулировал концепцию формирования мышления, в которой важное место отводил формированию понятий), М.А. Холодная (выделила когнитивные компоненты понятийных структур), И.Н. Асеева (исследовала влияние образовательной среды на формирование мышления подростков). Однако влияние образовательной среды на развитие понятийного мышления в психологической науке, несмотря на множества исследований, изучено недостаточно. Все выше сказанное определяет актуальность нашего исследования.
Проблема нашего исследования: каковы психологические особенности понятийного мышления подростков, обучающихся в разных образовательных средах?
Цель нашей работы состоит в сопоставлении психологических особенностей понятийного мышления подростков, обучающихся в разных образовательных средах школы.
Объект исследования: понятийное мышление подростков в образовательной среде школы.
Предмет исследования: психологические особенности понятийного мышления подростков, обучающихся в творческой и карьерной образовательных средах школы.
Гипотезы исследования:
1. Особенности понятийного мышления значимо коррелируют с характеристиками образовательной среды. Развитие понятийного мышления в подростковом возрасте в образовательной среде происходит от 5-ого к 9¬му классу под влиянием как возрастного, так и образовательного фактора и имеет нелинейный характер, включая прогрессивные изменения (по преимуществу) в творческой образовательной среде и стагнационные - в карьерной образовательной среде;
2. Тип образовательной среды школы (творческой и карьерной) влияет на уровни и специфику сформированности операций понятийного мышления у подростков.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи нашего исследования:
1. Проанализировать литературу для уточнения специфики
развития понятийного мышления в подростковом возрасте и роли
образовательной среды школы в этом процессе
2. Изучить тип образовательной среды на базах исследования.
3. Выявить уровневые и структурные особенности развития понятийного мышления в подростковом возрасте.
4. Проанализировать изменения в процессе развития понятийного мышления с 5 по 9 класс в творческой и карьерной образовательных средах.
5. Сопоставить особенности развития понятийного мышления в творческой и карьерной образовательных средах.
6. Определить характер связи между уровнем развития
понятийного мышления и типом образовательной среды школы.
7. Разработать психологическую программу для педагога-психолога школы по развитию понятийного мышления в подростковом возрасте.
В качестве теоретической базы нашего исследования использованы положения теории образовательной среды В.А. Ясвина, В.И. Слободчикова, В.И. Панова и положения о закономерностях развития понятийного мышления в подростковом возрасте Л.С. Выготского, Н. Аха, М.А. Холодной, Л.А. Ясюковой.
Методы исследования: организационные (сравнительный метод), эмпирические (тест, анкета), методы обработки данных (количественные и качественные) и интерпретационные (структурный метод).
непараметрический критерий Краскела-Уоллиса - для проверки статистически значимых различий в уровни развития понятийного мышления с 5 по 9 класс, корреляционный анализ, основанный на ранговом коэффициенте Спирмена - для проверки связи между развитием понятийного мышления и типом образовательной среды;
В исследовании были использованы следующие методики:
1) методика векторного анализа образовательной среды В.А. Ясвина - для изучения образовательной среды школы;
2) тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST) (модификация Л.А. Ясюковой) - для изучения развитости понятийного мышления подростков.
База исследования. Эмпирическое исследование проводилось в МОУ «Горская СОШ» Белгородской области и в МБОУ «Лицей № 9» г. Белгорода. В исследовании понятийного мышления приняли участие 100 человек 5-9 классов. В качестве экспертов образовательной среды выступили: родители обучающихся - 60 человек, учителя предметники - 34 человека, учащиеся 5-9 классов - 100 человек. Всего в исследовании приняли участие 194 человек.
Структура дипломной работы состоит из введения, теоретической и эмпирической глав, заключения, библиографического списка, 3 приложения, 13 рисунков, 1 таблица.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературы показал, что в подростковом возрасте образовательная среда оказывает развивающий эффект на понятийное мышление. Происходит качественная перестройка мыслительных операции от наглядно-чувственной, к абстрактно — логической. Особенностью умственного развития подростков является разная степень сформированности сложных мыслительных операций. Раньше всех складывается операция классификации. Умозаключение по аналогии формируется позднее, при этом быстрее формируются функциональные связи между объектами, отношения противоположности, части-целого. Позднее формируются причинно-следственные отношения. Наименее всего сформирована операция обобщения. Образовательная среда оказывает, различный развивающий эффект на понятийное мышление подростка. Обнаруживается основное противоречие подросткового возраста: с одной стороны, это сензитивный период для развития интеллекта, а с другой - именно на этом этапе онтогенеза отмечается затухание темпа психического развития.
В ходе исследования нами были получены следующие результаты. Существует значимая связь между характеристиками образовательной среды, показателями понятийного мышления и формальной успешностью школьников. Наиболее чувствительны к образовательной среде такие показатели как: вербальный интеллект, а именно практический интеллект, интуитивное понятийное мышление, понятийное логическое мышление, понятийная категоризация и оперативная логическая память, пространственный интеллект - образный синтез и пространственное мышление. В каждой образовательной среде происходят изменения в развитии понятийного мышления: в творческой образовательной среде прогресс в развитии наблюдается по таким показателям как оперативная логическая память, формально-логическое мышление и пространственное мышление, регресс в развитии происходит в математическом интеллекте, а
именно математическая интуиции и в пространственном интеллекте - образный синтез. В карьерной образовательной среде происходит стагнация в развитии понятийного мышления по всем показателям, за исключением оперативной логической памяти.
В соответствии с полученными результатами нами была предпринята попытка частичной реализации занятий программы по развитию операций понятийного мышления с обучающимися МОУ «Горская СОШ».
Работа психолога и педагогов в соответствии с полученными результатами, должна быть направлена на развитие операции вербального интеллекта с целью развития полноценного понятийного мышления.
Отметим, что исследование по изучению психологических особенностей развития понятийного мышления подростков, обучающихся в разных образовательных средах школы, и полученные в них данные, можно использовать при построении программ по психологическому просвещению подростков в вопросах выбора профиля обучения и профессиональной ориентации, а так же при проведении консультативной работы.
Результаты проведенного исследования позволяют нам говорить о подтверждении выдвинутых гипотез.



1. Асеева, И.Н. Влияние образовательной среды на формирование
индивидуально-психологических особенностей личности школьников
среднего звена / И.Н. Асеева, Н.А Кокорева // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология.- 2013.- №2 (14).- С. 3-17.
2. Баева, И.А. Безопасность образовательной среды,
психологическая культура и психическое здоровье школьников / И.А. Баева, В.В. Семикин // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2005. - № 12 (5). - С.7-19.
3. Блонский, П.П. Развитие мышления школьника: избранные педагогические и психологические сочинения Т. 2. / П.П. Блонский. - М., 1979. - 120 с.
4. Божович, Л.И. Психологические особенности развития личности подростка / Л.И. Божович. - М., Знание. - 1979.- 40 с.
5. Будрина, Е.Г. Специфика интеллектуального развития
подростков в условиях разных моделей обучения /Е.Г. Будрина // Экспериментальная психология. - 2010. - № 1 (3). - С. 115-130.
6. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: Изд. «Союз», 2004,—224 с.
7. Выготский, Л.С. Развитие мышления подростка и образование понятий Т.4. / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1984. - 244-268 с.
8. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С. Волков. - М.:
Гаудеомеус. - 2005. - 208 с.
9. Воронкова, И.В. Особенности учебной мотивации и
интеллектуального развития старших подростков обучающихся в разных дидактических системах / И.В. Воронкова // Психология обучения.- 2005. - №2. - С.19-22
10. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябко, В.А. Ясвин. - Ростов н/Д. - 1996. - 56 с.
11. Драгунова , Т.В. Подросток / Т.В. Драгунова . - М.: Знание, 1976.- 96 с.
12. Дьяченко, Т.М. Динамика интеллектуального и личностного
развития детей младшего школьного и подросткового возраста (лонгитюдное исследование): дис.канд. психол. наук. - СПб., 2005. - 225 с. [Электронный ресурс] ййр://’№№№.ШззегсаТсош/соп1еп1/бташ1ка-т1е11ек1иа1подо-1-
11сЬпоз1подо-га2УЙ1уа-бе1е1-ш1абзйедо-зЬко1подо-1-робгоз1коуодо
13. Зак, А.З. Развитие и диагностика мышления подростков и старшеклассников / А. З. Зак. - М.: Обнинск: ИГ—СОЦИН, 2010. — 350 с.
14. Исследование мышления в советской психологии // Издательство: Директмедиа Паблишинг.- 2008. - 914 с.
15. Кабанова-Меллер, Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся / Е.Н. Кабанова-Меллер. - М., 1968.- 88 с.
16. Калмыкова, З.И Продуктивное мышление как основа
обучаемости / З.И. Калмыкова. - М., 1981.- 56 с.
17. Корнилов, Ю.К. Психология практического мышления / Ю.К. Корнилов. - Ярославль, 2000. - 205 с.
18. Коротина, Н.В. Особенности творческого мышления подростков при различной мотивации: автореф. дис. канд. псих. наук / Н.В. Коротина. - М., 2005. - 19 с.
19. Коногорская, С.А. Возрастные особенности развития
пространственного мышления подростков и старших школьников: их взаимосвязь с учебной успеваемостью / С.А. Коногорская // ВестникБурятского государственного университета. - 2015. - №5. - С.59-65
[Электронный ресурс] ййр://суЬег1еитка.ги/агйс1е/п/уо7газ1:пуе-озоЬеппозй-
гагуй1уа-ргоз1тапз1уепподо-шузЬ1ешуа-робгоз1коу-1-з1:агзЫй-зЬко1ткоу-1й- угахшозууаг-з-исйеЬпоу
20. Лактионова, Е.Б. Развитие личности в образовательной среде / Е.Б. Лактионова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.- 2009.- №100.- С. 96-103.
21. Лебедева, В.П., Психодидактические аспекты развивающего образования / В.П. Лебедева, В.А. Орлов, В.И. Панов. - Педагогика. - 1996. - №6. - С. 25-30.
22. Леонтьев, А.Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского (критическое исследование) / А.Н. Леонтьев. - Психологическая наука и образование. - 1998.- № 1.- С. 13-25.
23. Матюшкина, Е.Я. Особенности развития мышления подростков в условиях профильного обучения: автореф. дис. канд. псих.наук / Е.Я. Матюшкина. - М., 2004. - 19 с.
24. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина.- М., 1997. - 235 с.
25. Панов, В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В.И. Панов. - СПб.: Питер, 2007. - 352 с.
26. Пиаже, Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. — СПб.: Питер, 2003. -192 с.
27. Полякова, Н.В. Складывание российской системы образования / Н.В. Полякова. - Социально-политический журнал. - 1998. - №3. - С. 161-163.
28. Психология мышления. Хрестоматия - 2 изд. / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Ф. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Петухова. - М.: АСТ, 2008. - 361 с.
29. Психология подросткового возраста / под ред. А.А. Реана. - СПб.: прайм-Еврознак, 2003. - 432 с.
30. Решетников, В.И. Формирование у школьников приемов умственной деятельности / В.И. Решетников. - Владимир, 1974.- 76 с.
31. Ромашина, Е.Ю. Развитие мышления подростков в условиях современного информационного пространства: пилотное исследование /
32. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т. / С.Л. Рубинштейн. - М.: Педагогика, 1989. - 296 с.
33. Савенков, А.И. Образовательная среда / А.И. Савенков // Школьный психолог. - 2008. - № 20. - С.10-15
34. Серёгин, К.С. Связь рефлексии и понятийного мышления подростков: дис. канд. психол. наук / К.С. Серегин. - М., 2013. - 198 с. [Электронный ресурс] https://www.hse.ru/sci/diss/90330467
35. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в
психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2003. - 350 с.
36. Симаков, В.А. Формирование мышления у подростков / В.А.
Симаков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2011. - №2. - С.1-9. [Электронный ресурс]
http://cyberleninkа.ru/аrticle/n/fоrmirоvаnie-myshleniyа-u-pоdrоstkоv
37. Слободчиков, В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Выступление на пленарном заседании Первой российской конференции по экологической психологии (Москва, 3—5 декабря 1996 г.).
38. Тихомиров, О.К. Психология мышления. Учебное пособие / О. К. Тихомиров. - М.: МГУ, 2002. - 56 с.
39. Холодная, М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования / М.А. Холодная. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
40. Холодная, М.А. Психология понятийного мышления: От концептуальных структур к понятийным способностям / М.А. Холодная. - М.: Институт психологии РАН, 2012. - 288 с.
41. Шардаков, М.Н. Мышление школьника / М.Н. Шардаков. — М., 1963. - 49 с.
42. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.,1989. - 121 с.
43. Юдина, Е.Г. Эксперимент Л.С. Выготского — Л.С. Сахарова: культурно-историческая ретроспектива / Е.Г. Юдина // Культурно¬историческая психология. - 2006. - №2. - С.48-59.
44. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления
школьников / И.С. Якиманская. - М., 2005. - 272 с.
45. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к
проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
46. Ясюкова, Л.А. Роль интеллектуальных способностей в
становлении личности подростка / Л.А. Ясюкова, О.В. Белавина // Вестник РГНФ. - 2010. - №3 (60). - С. 150-164. [Электронный ресурс]
ййр://е11Ьгагу.ги/йет.азр?1б= 23947351
47. Ясюкова Л.А. Влияние одаренности на интеллектуальное и
социальное развитие подростков // Одаренные дети: проблемы, перспективы, развитие, СПб., 2009.- С. 189-194. [Электронный ресурс] http: //www.inforum. spb.ru/Files/file/s z npk 1.pdf
48. Ясюкова, Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении / Л.А. Ясюкова. - СПб.: ГП ИМАТОН, 2005. - 256 с.
49. Ясюкова, Л.А. Проблемы психологии понятийного мышления / Л.А. Ясюкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2010. - №3 (12). - С. 385-394
50. Ясюкова, Л.А. Реформы образования: цели и проблемы / Л.А. Ясюкова // Школьные технологии. - 2011. - № 5. - С. 7-19.
51. Ясюкова, Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (IST): Методическое руководство / Л.А. Ясюкова. - СПб.: ИМАТОН, 2002. - 80 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ