Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЭМПАТИЯ И ВЫГОРАНИЕ (на примере специалистов коммуникативных профессий)

Работа №74182

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы77
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
60
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретический обзор изучения эмпатии в психологии 8
1.1 Понятие, виды и уровни эмпатии 8
1.2 Эмпатия в психологических теориях зарубежных и отечественных авторов 10
1.3 Эмпатия в контексте индивидуального развития 12
1.4 Эмпатия в аспекте полового (гендерного) фактора 15
2 Теоретический обзор изучения профессионального (эмоционального) выгорания 19
2.1 Понятие выгорания и его теоретико-психологический контекст 19
2.2 Синдром выгорания в психологических теориях зарубежных и отечественных авторов . 22
2.3 Эмпатия как фактор детерминации синдрома выгорания 26
3 Эмпирическое исследование эмпатии и проявлений профессионального (эмоционального)
выгорания у специалистов коммуникативных профессий 32
3.1 Планирование и организация исследования, характеристика выборки 32
3.2 Описание метода и методик исследования 34
3.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 39
3.3.1 Анализ и интерпретация результатов исследования эмпатии (Методика «Диагно-стика уровня эмпатии» В.В. Бойко) 39
3.3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования эмпатии (Опросник «Шкала
эмоциональной эмпатии» А. Меграбяна и Н. Эпштейна) 43
3.3.3 Анализ и интерпретация результатов исследования выгорания (Методика «Диаг¬
ностика профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Во-допьяновой) 44
3.3.4 Анализ и интерпретация результатов исследования выгорания (Методика «Диаг¬
ностика эмоционального выгорания личности» В.В. Бойко) 45
3.4 Статистическая обработка данных 47
Заключение 53
Список литературы 55
Приложение


Способность сопереживать и понимать эмоциональное состояние собеседника касается многих сторон нашей повседневной жизни и остаѐтся весьма
актуальной и в настоящее время. Значимость эмпатии в том, что она дарит понимание ценности другого существа. Именно за счѐт эмпатийных сопереживаний строится иерархия ценностей самого человека, формируются нравственные
чувства личности1. Познать всю глубину внутреннего мира личности представляется едва ли возможным из-за его широкой вариативности. Плюс ко всему,
мы ежедневно сталкиваемся с проблемами и препятствиями, которые порой
психологически тяжело «пережить» в одиночку. Частично это отражает проблемность эмпатии – чаще всего люди погружены в себя, не замечая того, что
происходит с близкими и окружающими людьми. При этом порой у нас есть
потребность не просто поделиться своими переживаниями и мыслями с другими, но и быть услышанными, понятыми. Во многом это обеспечивает нам психологический комфорт. Показатели эмпатии способны влиять на многие сферы
нашей жизни, в том числе и на сферу труда.
Труд можно считать значимой частью жизнедеятельности человека. В ходе такой активности наши личностные особенности могут как раскрываться и
проявляться в повседневной жизни, так и видоизменяться или даже отходить на
задний план. Изменение в структуре личности может нести положительный и
отрицательный характер. Иллюстрацией второго, например, может служить
феномен профессионального выгорания, представляющий собой форму деформации личности. Это можно охарактеризовать как «состояние психической и
физической истощѐнности со снижением работоспособности и переживанием
отчуждѐнности от самого себя»2. Многогранность проявлений и сложность
«строения» выгорания проявляют себя сильнее с ростом трудовых усилий и не-
1 Хлебодарова, О.Б. Эмпатийные сопереживания в контексте ценности личности // Молодой учѐный. – 2012. –
№11. – С. 363-365.
2 Виртц, У. Жажда смысла: Человек в экстремальных ситуациях: Пределы психотерапии / У. Виртц, Й. Цобели.
– М.: Когито-Центр, 2016. – С. 71.4
хваткой последующей разгрузки. Именно увеличение напряжѐнности и фрустрации ведут к перегоранию. Подобный процесс способен развиваться под влиянием многих факторов, поэтому охватывает разные типы профессий. Такая
проблема имеет отношение и к специалистам коммуникативных профессий –
людям, чья работа построена на обмене информацией с большим количеством
человек и оказании разного рода помощи и поддержки. Говоря о межличностных коммуникациях, имеет смысл обратить внимание на упомянутую выше эмпатию, ярко проявляющую себя именно в ситуациях взаимодействия с другими.
Какую же связь можно отметить, если рассматривать выгорание и эмпатию совместно? Некоторые исследования, речь о которых пойдѐт далее, обнаружили
влияние уровня эмпатии на степень выгорания работников. Так, Н.Е. Водопьянова в книге «Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология,
теория, практика» отмечает наличие отрицательной корреляции между уровнем
эмпатии и степенью выгорания у медицинских работников. Помимо этого стоит
говорить о негативном влиянии очень низких и чрезмерно высоких показателей
эмпатии. Такую особенность обнаруживают исследования Х. Фрейденберга, Р.
Кочюнаса, Е.В. Дворцовой и др., в которых связывается факт «неадекватной»
степени сопереживания и наращения напряжения, слабости и неудовлетворѐнности, весьма характерных для выгорания.
Проблемой исследования является то, что имеющийся в настоящее время
теоретический материал, затрагивающий связь эмпатии и выгорания, не столь
обширен, как и эмпирические данные, которые к тому же характеризуются неоднозначностью. Одна из задач этой выпускной квалификационной работы –
изучить связь между эмпатией и выгоранием, возможно, внести большую ясность в имеющийся перечень неопределѐнных сведений о соотношении представленных феноменов.
Цель исследования: изучение наличия связи между эмпатией и признаками и стадиями выгорания у специалистов коммуникативных профессий.
Объект исследования (теоретический): эмпатия.5
Объект исследования (эмпирический): специалисты коммуникативных
профессий.
Предмет исследования: эмпатия и выгорание.
Основная гипотеза: существует связь между эмпатией и признаками и
стадиями выгорания у специалистов коммуникативных профессий.
Дополнительная гипотеза: существует связь между уровнями эмпатии и
уровнями признаков и стадий выгорания у специалистов коммуникативных
профессий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В дипломной работе были рассмотрены многие аспекты эмпатии. После
знакомства с различными трактовками данного понятия можно прийти к следующему выводу: эмпатия занимает значительное место в нашей жизни, т.к.
она способна влиять на становление характера и межличностных отношений.
Но для этого стоит помнить, что особенности и степень проявления сочувствия
зависят от многих аспектов жизни – воспитания, специфики протекания индивидуального развития, в частности, становления гендерной идентификации.
Гендер представляет собой социокультурный компонент, отражающий социальные фемининные и маскулинные роли, отыгрываемые в обществе. Особенности таких ролей и связанных с ними типов поведения усваиваются индивидом постепенно в ходе его онтогенеза.
Выгорание – губительное, но, к сожалению, довольно распространѐнное
явление в профессиональной сфере, представляющее собой совокупность физического, эмоционального и интеллектуального истощения. Многогранный
прогрессирующий процесс соотносится с механизмом стресса и имеет широкий
спектр симптоматики, при запущенных случаях деформации личности – сложно поддаѐтся разрешению.
Проведѐнное исследование показало, что имеется связь между эмпатией и
признаками выгорания у представителей коммуникативных профессий, а именно – у преподавателей Школы искусств и гуманитарных наук и Школы педагогики ДВФУ.
Основная гипотеза о существовании связи между эмпатией и признаками
выгорания подтвердилась частично, на 5% уровне; была обнаружена прямая
связь между общим уровнем эмпатии по В.В. Бойко и «редукцией личных достижений», отмеченной как признак выгорания у исследователей К. Маслач и С.
Джексон. Эмпатия является важным аспектом взаимодействия в коммуникативных профессиях. Возможно, благодаря определѐнному уровню чуткости,
преподаватели ДВФУ способны положительно оценивать собственные дости54
жения, в том числе и за счѐт «прислушивания» к обратной связи студентов. В
таком случае при необходимости представители сферы «человек-человек» могут корректировать подход к работе в сторону улучшения еѐ качества, тем самым достигая более высокого уровня удовлетворѐнности собственными результатами.
Также была выявлена обратная корреляционная связь между общим
уровнем эмпатии по В.В. Бойко и стадией выгорания «истощение» (по методике В.В. Бойко), подтверждающаяся на 5% уровне значимости. Можно предположить, что такая связь обусловлена самим содержанием представленной фазы
выгорания – еѐ характеристики в некотором смысле являются антиподами характеристикам эмпатии (например, эмоциональная отстранѐнность и эмоциональный дефицит).


1. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер. - М.: Академический Проект, 2014. - 248 с.
2. Баробанова, М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»: учебное пособие / М.В. Баробанова. - М.: Педаго¬гика, 2010. - 527 с.
3. Басова, А.Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психоло¬гии // Молодой учёный. - 2012. № 8. - С. 254-256.
4. Бендас, Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие / Т.В. Бендас. - СПб.: Питер, 2017. - 431 с.
5. Бёрн, Ш. Гендерная психология / Ш. Бёрн. - СПб.: Апекс, 2011. - 573 с.
6. Бойко, В.В. Психоэнергетика / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2008. - 416 с.
7. Борисова, М.В., Ансимова, Н.П. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т. 2. № 2. - С. 212-215.
8. Бутовская, М.Л. Антропология пола / М.Л. Бутовская. - Фрязино: Век 2, 2013. - 256 с.
9. Вилюнас, В.К. Психология эмоций / В.К. Вилюнас. - СПб.: Питер,
2008. - 496 с.
10. Виртц, У. Жажда смысла: Человек в экстремальных ситуациях: Пре¬делы психотерапии / У. Виртц, Й. Цобели. - М.: Когито-Центр, 2016. - 328 с.
11. Водопьянова, Н.Е. Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика / Н.Е. Водопьянова. - Издательство СПбГУ,
2011. - 160 с.
12. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб.: Питер, 2016. - 336 с.
13. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. - Мн.: Харвест, 2009. - 976 с.
14. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. - СПб.: Питер,
2012. - 496 с.
15. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщи¬ны / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2008. - 544 с.
16. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. - 701 с.
17. Ильин, Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. - СПб.: Питер, 2013. - 304 с.
18. Карягина, Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии / Т.Д. Ка¬рягина. - М.: МГУ, 2013. - 175 с.
19. Клёцина, И.С. Гендерная психология / И.С. Клёцина. - СПб.: Питер,
2009. - 496 с.
20. Клёцина, И.С. Практикум по социальной психологии / И.С. Клёцина.
- СПб: Питер, 2008. - 258 с.
21. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - М.: Издат. центр «Академия», 2010. - 304 с.
22. Константинов, В.В. Практикум по психологии личности: Учебно-методическое пособие / В.В. Константинов. - Саратов: Научная книга; Пенза: ПГПУ им. В. Г. Белинского, 2006. - 72 с.
23. Котова, Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие / Е.В. Котова. - Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2013.
- 76 с.
24. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - СПб.: Питер, 2016. - 944 с.
25. Кузнецова, Е.В. Психология стресса и эмоционального выгорания: учеб. пособ. для студ. факультета психологии / Е.В. Кузнецова, В.Г. Петров-ская, С.А. Рязанцева. - Куйбышев, 2012. - 96 с.
26. Куликов, А.И. Психодинамические факторы профессионального вы¬горания // Проблемы исследования синдрома выгорания и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий. - Курск: КГУ, 2007. - С. 88-93.
27. Лэнгле, А. Эмоциональное выгорание с позиций экзистенциального анализа: теоретическое исследование // Вопросы психологии. - 2008. - №2. - С. 3-16.
28. Маккоби, Э. Два пола: растём порознь, живем вместе / Э. Маккоби. - M.: Наука, 2008. - 388 с.
29. Мишкина, Е.А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 10. - С. 96-100.
30. Орёл, В.И. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность / В.И. Орёл. - М.: Гуманитарный Центр, 2014. - 296 с.
31. Пеникер, О.В. Синдром профессионального выгорания и его профи¬лактика // Труды СГА. - 2008. - № 11. - C. 32-40.
32. Перегудина, В.А. Особенности возрастного становления гендерной идентичности // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2010. №2. - С. 307-309.
33. Пономарёва, М.А. Эмпатия: теория, диагностика, развитие: моногра¬фия / М.А. Пономарёва. - Минск: Бестпринт, 2006. - 76 с.
34. Райкова, Е.Ю. Терапия и профилактика профессионального выгора¬ния у представителей помогающих профессий // Молодой ученый. - 2011. - № 5. Т.2. - С. 92-97.
35. Ролло, М. Искусство психологического консультирования / М. Ролло. - Институт Общегуманитарных Исследований, 2013. - 224 с.
36. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Изд-во «Речь», 2010. - 350 с.
37. Сорокин, П.А. Главные тенденции нашего времени / П.А. Сорокин. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 566 с.
38. Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого¬
педагогические аспекты: VII Междунар. науч.-практ. интернет-конференция / Забайкал. гос. ун-т; отв. ред. С.Т. Кохан. - Чита: Забайкал. гос. ун-т, 2016. - 1484 с.
39. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. Изд-во Института Психотерапии, 2009. - 544 с.
40. Хлебодарова, О.Б. Эмпатийные сопереживания в контексте ценности личности // Молодой учёный. - 2012. - № 11. - С. 363-365.
41. Юнг, К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг. - Академический про-ект, 2017. - 538 с.
42. Юсупов, И.М. Психология эмпатии (Теоретические и прикладные ас¬пекты): Дис. д-ра. п. наук. С.-Петерб. Гос. Ун-т. СПб., 1995. - 252 с.
43. Freudenberger H. J. Staff burnout // J. of Social Issues. 1974. Vol. 30. P. 159-165.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ