Введение
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ СОЗДАНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ
1.1. Исторические аспекты развития авторской куклы как вид декоративно-прикладного искусства 9
1.2. Особенности воплощения образа персонажа литературного произведения при выполнении авторской куклы 13
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОСВОЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ ТЕХНОЛОГИИ ВЫПОЛНЕНИЯ АВТОРСКОЙ КУКЛЫ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1. Методические основы организации занятий по созданию художественного образа авторской куклы на основе литературного произведения 22
2.2. Разработка методики обучения школьников созданию образа персонажа литературного произведения на кружковых занятиях по освоению технологии выполнения авторской куклы 29
Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТЬЮ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ - АВТОРСКИХ КУКОЛ НА ТЕМУ «ОБРАЗЫ ПЕРСОНАЖЕЙ ПОВЕСТИ Н. В. ГОГОЛЯ «ТАРАС БУЛЬБА»
3.1. Обоснование выбора темы и определения содержания творческой
работы 35
3.2. Методика выполнения творческой части дипломной работы - авторских кукол на тему «Образы персонажей повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Искусство является формой духовной деятельности, способной влиять на содержание мировоззрения человека, с ним соприкасающегося. При соприкосновении детей с искусством, в силу их возрастных особенностей, наибольший эффект приносит не теоретическая система знаний, а конкретно-чувственная, образная система художественного произведения. Через искусство ребёнок формирует свою жизненную позицию, принимает те представления и взгляды, которые через правила, определения и схемы постичь невозможно.
В современных условиях перед педагогами стоит задача воспитания всесторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.
Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер, то искусство воздействует на ум и сердце, формирует целостную личность. [3] Мораль формирует нравственные нормы, политика- политические взгляды и так далее, а искусство влияет на все сферы человеческой личности, и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим вниманием. [3]
Современное общество предъявляет каждому молодому человеку, вступающему в жизнь особые условия. На первый план выходят не столько знания и высокий уровень интеллектуального развития, сколько эмоционально-духовная сущность человека, его способности чувствовать, удивляться, творить, сопереживать, так как, именно в сфере духовно-нравственного развития подрастающего поколения наблюдается наибольшее количество проблем.
Сегодняшнего подростка все чаще характеризуют как черствого, равнодушного, не умеющего сострадать, оценивать происходящие события, свои поступки и поступки окружающих с моральной точки зрения, имеющего ограниченные и однообразные духовные потребности. Как правило, он не умеет занять себя в свое свободное время интересным делом, а на окружающий мир смотрит без особого удивления и радости, становясь по мере взросления, потребителем, а не творцом. Поэтому для формирования целостной личности необходимо значительно улучшить эстетическое воспитание детей, развивать их творческие способности, умение образно осмыслить и передать окружающий мир. [36]
Детское творчество непосредственно связано с восприятием и отображением действительности, и важнейшим условием его развития является художественно-образное видение мира, художественное мышление ребенка, которое невозможно без воображения и фантазии. В кружковой работе достичь развития этих способностей можно, создавая авторскую куклу по мотивам литературного произведения. Искусство изготовления кукол является тем видом деятельности, который формирует у школьников все элементы эстетической культуры личности, мотивацию к художественно-продуктивной деятельности, развивает образное мышление, творческие способности, эстетический вкус.
В современном мире ребенок находится в информационно насыщенной среде, окружённый разнообразными готовыми игрушками, персонажами компьютерных игр преувеличенно яркого дизайна. В этих условиях детям зачастую сложно проявить фантазию, создать собственное произведение, не боясь, что оно покажется бледным и невыразительным. И здесь на помощь приходит изготовление куклы на основе литературного персонажа.
Литературные герои знакомые и любимые с самых малых лет по сказкам и стихам, яркие и запоминающиеся, вызывают живой отклик у ребёнка. И вместе с тем, чтобы создать узнаваемый образ литературного персонажа учащемуся необходимо задействовать не только память и наблюдательность, но и творческое мышление: представить, во что одет персонаж, какая у него поза, выражение лица и т.д.
Работа над куклой на основе литературного персонажа способствует развитию у учащихся интереса к литературе, истории и культуре страны. Работа над куклой позволяет развить умение передать эмоции и чувства в образе, развивает у детей способность к сочувствию и сопереживанию.
Во время занятия по созданию авторской куклы учащиеся приобретают определенные знания, навыки и умения в работе с различным материалом, познают его свойства, экспериментируя с ним. Они учатся осознанно отбирать материал для передачи образа куклы, что развивает самостоятельность, творческий подход к работе. В процессе работы над художественным образом авторской куклы совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, память, мыслительные операции, концентрация внимания. А совершенствование мелкой моторики руки развивает мышление и речь.
Получив возможность воплотить образ любимого литературного персонажа в виде куклы, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг, любовь к красоте окружающего мира. [30]
Анализ методической и специальной литературы показывает, что в современной педагогической практике используются методики по обучению старшеклассников технологии создания авторской куклы. Однако в данных методиках отсутствует аспект по созданию образа авторской куклы на основе литературного персонажа для реализации условий развития творческих способностей подростков.
Предмет исследования: особенности методики обучения школьников созданию образа персонажа литературного произведения на кружковых занятиях по освоению технологии выполнения авторской куклы.
Гипотеза исследования: процесс освоения технологии выполнения авторской куклы будет эффективным если:
- учащиеся старших классов научатся анализу образа литературного героя для передачи художественного образа авторской куклы;
- будет разработана методика обучения старших школьников выполнению авторской куклы по литературному произведению;
- реализовать использование новых и разнообразных приемов и форм работы, предметов с целью развития познавательной активности детей.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать методическую, искусствоведческую, психологическую, педагогическую литературу по проблеме исследования;
2) изложить теоретические сведения о создании авторской куклы, проанализировать понятие и основные характеристики художественного образа, изучить возможности его воплощения в авторской кукле на основе литературного произведения;
3) выявить методические основы организации занятий по созданию художественного образа авторской куклы на основе литературного произведения;
Методологическая база исследования: исследования психологов и педагогов о психологии творчества (Л.С. Выготский, В.С. Кузин, В.В.Давыдов, В. В. Кандинский, Э.И.Кубышкина, А. А. Мелик-Пашаев, Б. М. Пеменский, Ю. А. Полуянов, Ю.В.Шаронин, Я. А. Пономарев, Н. П. Ростовцев, Д.Б.Эльконин).
Научные работы по проблемам использования декоративно-прикладного искусства в учебно-воспитательном процессе (В.С. Кузин, Н.Н.Ростовцев, В.В. Корешков, С.П. Ломов, В.Р. Мосина, Н.М. Сокольникова,Т.Я. Шпикалова, А.С.Хворостов и др.)
Методы исследования:
Для решения всех поставленных задач были применены следующие методы научного исследования: абстракция и конкретизация; анализ и синтез; сравнение; индукция и дедукция; моделирование; теоретический анализ литературы по теме исследования; метод педагогического наблюдения за проведением педагогического эксперимента для выявления эффективности применения разработанной методики обучения учащихся старшего школьного возраста созданию художественного образа авторской куклы.
Этапы проведения исследования:
1 этап. Выбор темы исследования, формулировка научного аппарата исследования, анализ научной литературы по проблеме исследования.
2 этап. Проведение констатирующего эксперимента. По его итогам была создана модель формирующего эксперимента, после которого был проведен итоговый эксперимент.
3 этап. Оформление текста исследования и выполнение практической работы.
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
Дипломная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, спискалитературы, приложения и творческой части, которая состоит из эскизов к куклам и четырёх кукол.
В современных условиях перед педагогами стоит задача воспитания всесторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Для формирования целостной личности необходимо значительно улучшить эстетическое воспитание детей, развивать их творческие способности, умение образно осмыслить и передавать окружающий мир.[26]
Детское творчество непосредственно связано с восприятием и отображением действительности, и важнейшим условием его развития является художественно-образное видение мира, художественное мышление ребенка, которое невозможно без воображения и фантазии. Теоретический анализ литературы показал, что лучше всего художественно-образное мышление в старшем школьном возрасте развивается в процессе увлекательной для ребёнка художественно-продуктивной деятельности, например на кружковых занятиях по изготовлению авторской куклы.
В процессе изучения проблемы обучения старших школьников созданию художественного образа авторской куклы на занятиях в системе дополнительного образования было проведено теоретическое и практическое исследование, проведён эксперимент по применению разработанной методики обучения на занятиях кружка.
В ходе теоретического анализа литературы было рассмотрено понятие художественного образа, выделены его основные характеристики, изучены особенности развития художественно-образного мышления в старшем школьном возрасте, выявлены методические основы организации занятий по созданию художественного образа авторской куклы на основе литературного произведения. Система занятий по созданию художественного образа авторской куклы на основе литературного произведения была разработана с учётом следующих психолого-педагогических условий:
1) взаимодействие образного и логического мышления учащихся в процессе работы над художественным образом;
2) учёт возрастных особенностей, склонностей и потребностей учащихся старшего школьного возраста при подготовке структуры занятия, выборе материалов для работы;
3) роль эмоций в процессе формирования художественного образа;
4) роль педагога в обучении формированию художественного образа.
Проведённые экспериментальные исследования по применению на практике разработанной системы занятий, подтвердили выдвинутую гипотезу. Анализ работ учащихся экспериментальной группы показал положительную роль, которую сыграла разработанная система уроков при обучении старших школьников созданию художественного образа авторской куклы. Результаты контрольного этапа эксперимента подтвердили, что процесс освоения технологии выполнения авторской куклы действительно более эффективен: если предлагаемые задания направлены на развитие эмоционального восприятия и позволяют отразить переживания, эмоции и чувства, а также развивают у старших школьников умение анализировать образ героя и выделять его характерные особенности.
В ходе работы над творческой частью были созданы авторские куклы на тему «Образы персонажей повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Работа над куклами велась с соблюдением методической последовательности всех предусмотренных этапов от выполнения эскизов до сборки готовой куклы. Подготовительные материалы и основная часть творческой части дипломной работы служат частью методического пособия по созданию художественного образа авторской куклы.
Теоретические и методические материалы, представленные в дипломной работе, могут применяться в системе дополнительного образования при обучении старших школьников созданию художественного образа авторской куклы.
1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие/ Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
2. Батищев Г. И. Педагогическое экспериментирование/ Г. И. Батищев. - Сов. педагогика , 1990.
3. Борев Ю.Б. Эстетика/ Ю.Б. Борев. - М.: Политиздат, 1988.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1991.
5. Гегель Г. Эстетика/ Г. Гегель. - Т. 1. - М., 1968.
6. Гегель Г. Эстетика/ Г. Гегель. - Т. 3. - М., 1971
7. Гегель Г. Эстетика/ Г. Гегель. - Т. 4. - М., 1973.
8. Генсицкая Н. История одной куклы/ Н. Генсицкая. - Издательский дом «Страницы», 2004.
9. Голдовский Б.П. Хрупкий образ совершенства. Куклы Олины Вентцель/ Б.П. Голдовский. - М.: Дизайн Хаус, 2007. — 190 с.
10. Голдовский Б.П. Художественные куклы. Большая иллюстрированная
энциклопедия/ Б.П. Голдовский. -М.: Дизайн Хаус, 2009. — 296 с.
11. Гусакова А.М. Внеклассная работа по труду с разными материалами / А.М. Гусакова. - М.: Просвещение, 2001.
12. Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие/ Е.О. Гусев. - Л., 1978. -94с.
13. Давидский М. «Весёлые куклы»/ М. Давидский. — ВНЕШСИГМА,1998 г.
14. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности/ А.Д.
Жарков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство МГУК, ИПО«Профиздат», 2002. - 288с.
15. Журнал «Кукольный мастер» // 2003-2006 гг., № 2-9.
16. Змеева Е. О. Искусство куклы в России и Германии конца XIX - начала XX вв.: художественные и культурно-исторические смыслы. Дис. Канд. Иск., Ярославль, 2006.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология/ И.А. Зимняя. - Р.-на-Д.:
«Феникс», Просвещение, 1978.
18. Игрушка. Ее история и значение // Сборник статей под редакцией Н. Д. Бартрам. — М.: Типография И. Д. Сытина, 1912.— с.85-139.
19. Иллюстрированное издание: Музей театральных кукол Государственного академического центрального театра кукол им С.В. Образцова/ автор проекта Б.П. Голдовский. - М., 2005. - 216 с.: ил.
20. Каминская Н.М. История костюма/ Н.М. Каминская. - М.: «Лёгкая
индустрия», 1977.
21. Каган М.С. Морфология искусства/ М.С. Каган. - Л.: Искусство,1972. — 440 с.
22. Калмыкова З.И. Отстающие в учении школьники (проблемы
психического развития)/ З.И. Калмыкова, И.Ю. Кулагина. - М.:
Педагогика, 2001.
23. Костин В. И. Что такое художественный образ/ В. И. Костин. - М., 1962.
24. Кузин Б.С. Изобразительное искусство/ Б.С. Кузин, Э.И. Кубышкина. - М.: Издательский дом «Дрофа», 1995.
25. Куклы мира // М.: Мир энциклопедий Аванта + Астрель, 2008. - 184 с.
26. Лопаткина Е.В. Авторская кукла конца XX — начала XXI века в России: история, типология, изобразительная специфика. Дис. канд. иск. СПб., 2013. — 164 с.
27. Лотман Ю.М. Куклы в системе культуры // Ю.М Лотман. Избранные статьи в трёх томах. Том 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин: Александра, 1992. — с. 377—381.
28. Марченко М.А. Авторская художественная игрушка в искусстве ХХ века. Проблемы, тенденции, имена. Дис. канд. иск. СПб., 2008. — 199 с.
29. Маслоу А. Х. Мотивация и личность/ А. Х. Маслоу. - 3-е изд. - Питер, 2014. - 400с.
30. Методология и методика педагогических исследований. М., 1986.
31. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество/ В.С. Мухина. - АСАДЕМА, 2000.
32. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками/ М.И. Нагибина. - Ярославль: «Академия развития», 1997.
33. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры/ Б.П. Никитин. - М.: Просвещение, 1990.
34. Оганов А. А. Произведение искусства и художественный образ/ А. А. Оганов — М.: Знание, 1978. — с. 63.
35. Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов/ Г.И. Перевертень. - М.: Просвещение, 1997.
36. Проблемы культурного образования: Материалы областной научно-практической конференции. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование»,2004.
37. Раппопорт, С. Х. От художника к зрителю: как построено и как
функционирует произведение искусства / С.Х. Раппопорт. - М. :
Советский художник, 1978. - 237 с., 16 л. ил.
38. Селевко Г.К. Новое педагогическое мышление: педагогический поиск и экспериментирование/ Г.К. Селевко, А.В.Басов. - Ярославль, 1991.
39. Серия «Секреты кукольного мастера»// Егупец О. «Кукла из паперклея». -М.: ООО «Дизайн Кори», 2004.
40. Серия журнала «Ручная работа»// 2004-2006 гг.
41. Соловьёва Л.Н. Игрушка: Альбом/ Л.Н. Соловьёва - М.: Интербук- бизнес, 2002. - 120с.: ил. - (Русский сувенир).
42. Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену: книга для учителя/ И.Н.
Соломоник - М.: Просвещение, 1993. - 159 с.: ил.
43. Советский энциклопедический словарь / М.: Советская энциклопедия, 1981. -1600с.
44. Тарасенко С.Ф. Забавные поделки/ С.Ф. Тарасенко. - М.: Просвещение, 1992.
45. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения/ К.Д. Ушинский.-М.: Издательство АН РСФСР, 1945. - 255 с.
46. Юкина Л. Энциклопедия куклы/ Л. Юкина. - М.: «АСТ-ПРЕСС», 2006.