Введение 4
1. Теоретические основы маркетинговой политики 7
1.1. Цена и продукт, как две основных составляющих концепции
«МАРКЕТИНГ - МИКС» 7
1.2. Брендинг, как элемент маркетинговой политики коммуникации 13
1.3. Роль рекламы, как элемента маркетинга, в повышении эффективности
предприятия 20
2. Анализ элементов маркетинговой политики в ООО «ЦииТПром» и
предложение рекомендаций 31
2.1. Организационно-экономическая характеристика деятельности
предприятия ООО «ЦииТПром» 31
2.2. Анализ маркетинговой политики предприятия «ЦииТПром» 38
2.3. Проект по совершенствованию элементов маркетинговой политики
предприятия ООО «ЦииТПром» 48
Заключение 58
Список использованных источников 61
Приложения
Происходящие в нашей стране сложные процессы реформирования экономических отношений и развитие новых рыночных условий хозяйствования требуют новых подходов к организации производственно-хозяйственной деятельности, принципов и методов управления производством. В ходе экономических реформ промышленные предприятия России претерпели существенные изменения, как с точки зрения социально-экономической природы собственности, так и с точки зрения качественных и количественных характеристик своих производственных возможностей. Изменившаяся коренным образом внешняя среда потребовала навыков ведения хозяйственной деятельности в условиях конкуренции. Развитие экономики России свидетельствует о том, что экономические реформы, направленные на обеспечение и поддержку перехода промышленных предприятий к рыночным условиям хозяйствования к настоящему времени пока не достигли ожидаемых результатов. Это подтверждается неустойчивостью основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятий и крайне низкой конкурентоспособностью на внутренних и внешних рынках как самих предприятий и выпускаемой ими продукции, так и государства в целом. Одна из основных причин такого состояния отечественной экономики состоит в том, что процессы управления на большинстве промышленных предприятий продолжают испытывать на себе груз старых принципов управления, характерных для административно-командной экономики.
Вместе с тем, динамика развития рыночных отношений настоятельно требует:
- ускорения рыночных реформ;
- коренных изменений в организации управления предприятиями;
-применения современных рыночных технологий управления, учитывающих накопленный опыт странами с развитой рыночной экономикой с целью повышения устойчивости, гибкости и выживаемости предприятия в условиях рынка.
Опыт развитых в рыночном отношении стран, а также последние исследования ученых-экономистов пост советских государств, убедительно свидетельствуют о том, что теоретической и практической концепциями совершенствования управления конкурентоспособностью предприятия с целью ее повышения в условиях возрастающей рыночной конкуренции является маркетинг.
Важнейшей функцией маркетинга на предприятии является определение воздействия рыночного окружения на эффективность его функционирования в условиях рыночных отношений. Для решения этой проблемы необходимо проводить исследования, чтобы определить, как предприятию с наименьшими затратами войти в рынок. Основой такого исследования является конкурентное сравнение субъектов рынка.
В условиях постоянно меняющихся рыночных ситуаций, расширения рыночных отношений и усиления конкурентной борьбы решение вопросов объективного определения положения предприятия на рынке, определения его конкурентных преимуществ и выявления слабых сторон производственной деятельности позволит обеспечить высокую степень подготовки и принятия управленческих решений, направленных на повышение устойчивости предприятия в рыночной среде.
В настоящее время в отечественной научной литературе большое внимание уделяется маркетинговым методам управления, позволяющим учесть влияние особенностей трудно предсказуемых рыночных факторов на деятельность предприятия и, тем самым, повысить его выживаемость в условиях жесткой рыночной конкуренции.
Изучение, анализ и оценка этих особенностей, т.е. силы влияния динамичной внешней среды на деятельность предприятия, условий конкуренции и трудно предсказуемого поведения конкурентов, необходимо предприятию, прежде всего, для того чтобы:
- выявить свои конкурентные преимущества и недостатки перед конку-рентами;
- оценить уровень своей конкурентоспособности;
- разработать комплексы организационно-экономических, технических и технологических мероприятий направленных на ее повышение;
Предметом исследования является маркетинговая деятельность предприятия, а также организационно-экономические отношения в процессе про-ведения маркетинговых исследований.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является предприятие ООО «ЦииТПром», предоставляющее населению услуги в сфере инженерных технологий.
Целью выпускной квалификационной работы является проведение разносторонних маркетинговых исследований для принятия верных и своевременных управленческих решений по совершенствованию деятельности пред-приятия ООО «ЦииТПром».
В соответствии с указанной целью, в выпускной квалификационной работе были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты маркетинговой деятельности на предприятии;
- исследовать организационно - экономическую характеристику предприятия ООО «ЦииТПром»;
- провести маркетинговый анализ внешней и внутренней среды с целью выявления и устранения выявленных недостатков в деятельности предприятия ООО «ЦииТПром»;
- предоставить рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности на предприятии ООО «ЦииТПром».
Методы исследования: системный и обобщенный анализ, системный и структурно - функциональный метод, наблюдение, сравнение, измерение.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, 2 главы, заключение, список использованных источников, приложения.
В развитой рыночной экономике существует множество типов предприятий, но ни на одном из них нельзя обойтись без маркетинговой службы. Хотя экономисты выделяют различные пути повышения эффективности фирмы, в данной работе было уделено внимание именно службе маркетинга, тому, как специалисты помогают предпринимателю повысить эффективность, а следовательно, и прибыльность фирмы.
Прежде всего, маркетологи занимаются исследовательской работой: исследованием рынка, потребителей, товара, конкурентов. Некоторые директора предприятий недооценивают и даже игнорируют исследования маркетинга, что впоследствии прямым образом отражается на финансовом благосостоянии фирмы. Хотя исследования дороги, нельзя приуменьшать их роль, потому что в будущем они принесут только прибыль: предприятие, особенно молодое, почувствует себя уверенней на новой почве неосвоенного рынка. При помощи исследований можно выбрать наиболее оптимальный и прибыльный рынок, потребителей, способ рекламы и т. д., и таким образом маркетинговые исследования повышают прибыльность предприятия.
Маркетинговая политика предприятия является логическим продолжением исследований. Маркетинг сопровождает товар на всем пути процесса создания, определения цены, стратегии сбыта и продвижения. Товарная политика маркетинга определяет оптимальные инструменты воздействия на новый товар, жизненный цикл товара, предсказывает устаревание, что способствует экономии средств и повышению эффективности. Ценовая политика помогает определить истинную цену товара, выявить факторы, влияющие на изменение цены, выработать стратегию смены ценообразования. Эта тактика не дает предпринимателю прогадать в определении цены, а также завысить ее, что в обоих случаях могло бы привести к банкротству.
Стратегия сбыта товара влияет на определение оптимального канала сбыта, его ширину и протяженность, выбору посредника и поставщика
Без тактики продвижения товара (реклама, фирменный стиль, директ- маркетинг, и др.) не выжила бы ни одна фирма. Сейчас, когда население планеты растет, увеличивается количество как продавцов, так и покупателей, производителю и потребителю все сложнее становится отыскать друг друга. Именно для облегчения этой задачи служит тактика продвижения.
В соответствии с темой выпускной квалификационной работы был проведен анализ деятельности ООО «ЦииТПром» и разработан проект по совершенствованию элементов маркетинговой политики.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являлась маркетинговая деятельность предприятия, а также организационно - экономические отношения в процессе проведения маркетинговых исследований.
В качестве объекта было выбрано предприятие ООО «ЦииТПром».
В ходе исследования была поставлена цель, провести маркетинговые исследования для принятия верных и своевременных управленческих решений по совершенствованию деятельности предприятия ООО «ЦииТПром».
Для достижения поставленной цели были изучены теоретические аспекты маркетинговой деятельности на предприятии, в том числе основные цели, принципы и функции маркетинга, проанализированы концепции маркетинга, рассмотрены сильные и слабые стороны предприятия. Изученные данные позволили сделать вывод о том, что маркетинг является неотъемлемой частью жизни предприятия и общества в целом.
Проведенный анализ финансовой и хозяйственной деятельности пред-приятия ООО «ЦииТПром» позволяет сделать следующие выводы:
На протяжении 2013 - 2015 года доходы по годам имели тенденцию к снижению, в связи с неблагоприятной экономической обстановкой в стране, упал покупательский спрос на некоторые виды услуг
Анализ маркетинговой деятельности показал:
1. Предприятие имеет неустойчивые связи со своими клиентами (30% пользуются услугами организации),
2. Основными конкурентами предприятия ООО «ЦииТПром» являются «ДВЛ-инжиниринг», «Тунгалой рус», «ИНТЕх». ООО «ЦииТПром» не являются лидерами, среди конкурентов.
Так же был выявлен ряд проблем в деятельности предприятия:
- слабая рекламная компания;
- недостаток свободных финансовых средств;
- слабая маркетинговая политика.
На основании маркетингового анализа внешней и внутренней среды предприятия были сделаны выводы о том, что наиболее слабой стороной предприятия, является рекламная кампания данного предприятия, а в условиях современной экономики - это важнейший фактор успешной работы любого предприятия.
С целью совершенствования маркетинговой деятельности предприятия ООО «ЦииТПром» был разработан проект, который включает в себя:
1. Проведение рекламных мероприятий;
2. Создание фирменного стиля сети салонов красоты.
Затраты на внедрение проекта по совершенствованию элементов маркетинговой политики составят 189 896 рублей
1. Аванесова, Г.А. Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент [Текст] : учебное пособие / Г.А. Аванесова. - М. : Аспект Пресс, 2015. - 420 с.
2. Авдиенко, О.Б., Карпова, С.В. Маркетинг [Текст] : учебник для вузов / О.Б. Авдиенко, С.В. Карпова. - М. : Дело, 2011. - 480 с.
3. Алексунин, В.А. Маркетинг [Текст] : учебник / А.В. Алексунин . - М. : Дашков и К, 2014. - 200 с.
4. Антипина, Н.Л. Сущность и концепции маркетинговой деятельности [Текст] : учебное пособие / Н.Л. Антипина. - Тюмень: Биок, 2014. - 344 с.
5. Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы [Текст] : учебник / М.П. Афанасьев. - М.: Финстатинформ, 2012. - 651c.
6. Багиев, Г.Л. Экономика [Текст] : учебник для вузов / Г. Л. Багиев. - СПб.: Питер, 2012. - 736с.
7. Бендина, Н.В. Маркетинг [Текст] : конспект лекций / Н. В. Бендина. - М.: Приор-издат, 2012. - 215 с.
8. Бороноева, Т.А. Современный маркетинговый менеджмент [Текст] : учебное пособие / Т.А. Боронова. - М. : Аспект Пресс, 2012. - 295 с.
9. Варвин, Е.А. Маркетинговая деятельность предприятия [Текст] : учебник / Е.А. Варвин. - М.: Проспект, 2013. - 344 с.
10. Виноградова, М.В., Панина, З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса [Текст] : учебное пособие / М.В. Виноградова, З.И. Панина. - М. : Дашков и К, 2010. - 446с.
11. Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность [Текст] : учебное пособие / С.Н. Виноградова - Мн.: Высш. шк., 2011. - 176 с.
12. Глухов, А.В. Анализ эффективности планирования маркетинга на предприятии [Текст] / А.В. Глухов // Маркетинг / - 2012. - №2. - 56 с.
13. Глухов, А.В. Разработка стратегии маркетинга предприятия [Текст] / А.В. Глухов // Маркетинг / - 2013. - №1. - 43 с.
14. Голубков, Е.П. Основы маркетинговой деятельности [Текст] : учебник / Е. П. Голубков. - М. : Фин-Пресс, 2012. - 688 с.
15. Голубков, Е.П. Экономика: стратегии, планы, структуры [Текст] : учебное пособие / Е.П. Голубков. - М. : Дело, 2012. - 397 с.
16. Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор Экономика впечатлений. Работа - это театр, а каждый бизнес - сцена [Текст] / Б. Джозеф Пайн II, Джеймс Х. Гилмор. - М. : Вильямс, 2009. - 94 с.
17. Жариков, Г.А. Маркетинг и его особенности в России [Текст] / Г.А. Жариков. - М. : Прометей, 2014. - 140 с.
18. Завгородняя, А.В. Маркетинговое планирование [Текст] : учебник для вузов / А.В. Завгородняя. - СПб. : Питер, 2012. - 318 с.
19. Захарова, И.В., Евстигнеева, Т.В. Маркетинг в вопросах и решениях [Текст] : учебник для вузов / И.В. Захарова, Т.В. Евстигнеева. - М. : Дело, 2015. - 304 с.
20. Ивашкова, Н.И. Управление маркетингом [Текст] : учебное пособие / Н.И. Ивашкова. - М. : Аспект Пресс, 2010. - 347 с.
21. Кашапова, А.Р. Влияние брендинга на результативность деятельности организации [Текст] / А.Р. Кашапова:- СПб.: СПбГИЭУ,2012. - 131 с.
22. Карпова, С.В. Рекламное дело [Текст] : учеб. метод. пособие и практимум / С. В. Карпова - М.: Финансы и статистика, 2007. - 224 с.
23. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок [Текст] / Ф. Котлер. - М. : АСТ, 2012. - 272 с.
24. Котлер, Ф. Основы маркетинговой деятельности [Текст] / Ф. Котлер. - М. : Вильямс, 2012. - 944 с.
25. Крылов, И.В. Теория и практика рекламы [Текст] / И.В. Крылов. - М.: Центр, 2010. - 184 с.
26. Ламбен, Ж.Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок [Текст] : учебник / Ж.Ж. Ламбен. - СПб. : Лидер, 2010. - 720 с.
27. Макашева, З.М. Брендинг [Текст] / З.М. Макашев. - СПб.: Питер, 2014. - 204 с.
28. Мельникова, Н.А. Медиапланирование: стратегическое и тактическое планирование рекламных кампаний [Текст] : Н.А.Мельникова. - М.: Дашков и К, 2009. - 177 с.
29. Моосмюллер, Г. Маркетинговые исследования с SPSS: учеб. пособие[Текст] / Г.Моосмюллер, Н.Н.Ребик. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 198 с.
30. Прокшина, Т.П. Маркетинг[Текст] : учебник / Т. П. Прошкина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 314 с.
31. Романцов, А.Н. Event-маркетинг: сущность и особенности организации[Текст]: практ. пособие / А.Н.Романцов. - М.: Дашков и К, 2014. - 114 с.
32. Ромат, Е.В. Реклама[Текст] : учеб. для студ. вузов / Е.В.Ромат. - СПб.: Питер, 2014. - 508 с.
33. Сак, А.В., Журавлев В.А. Оптимизация маркетинговых решений [Текст] / А.В. Сак, В.А. Журавлев. - М.: Гревцов, 2010. - 302 с.
34. Сергеева, С.Е. Эффективный маркетинг - ключ к успеху компании [Текст]/ С.Е. Сергеева / Маркетинг в России и за рубежом, 2011. - № 2. - 120 с.
35. Сиганова, О.В. Кросскультурный маркетинг [Текст] : учеб. пособие / О.В. Сиганов. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 261 с.
36. Симонян, Т.В. Маркетинг и маркетинговые коммуникации[Текст]: учеб. пособие для студ. вузов / Т.В.Симонян, Т.Г.Кизилова. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 212 с.
37. Синяева, И.М. Маркетинг: теория и практика[Текст]: учеб. для студ. вузов, обуч. по экон. спец. / И.М.Синяева, О.Н.Романенкова. - М.: Юрайт, 2014. - 652 с.
38. Скотт, Дэвид Мирман. Новые правила маркетинга и PR: как использовать социальные сети, блоги, подкасты и вирусный маркетинг для непо-
39. Токарев, Б.Е. Маркетинговые исследования[Текст]: учебник / Б.Е.Токарев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Магистр: ИНФРА-М, 2011. -508 с.
40. Уткин, Э.А. Маркетинг[Текст]: учебник / Под. Ред. проф. Э.А. Уткина - М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Издательство ЭКМОС, 2010. - 320 с.
41. Федько, С.А. Основы маркетинга[Текст]: учебник/ С.А. Федько. - М.: ДАНА, 2010. - 375с.
42. Хлусов, В.П. Основы маркетинга[Текст]: учебник/ В.П. Хлусов - М.: «Издательство ПРИОР», 2011. - 260 с.
43. Шаляпина, Н.М. Маркетинг[Текст]: учеб. пособие для студ. вузов региона / Н.М.Шаляпина; Дальневост. гос. техн. рыбохоз. ун-т. - Владивосток: Дальрыбвтуз, 2011. - 263 с.
44. Шаповалов, В.А. Управление маркетингом и маркетинговый анализ [Текст]: учеб. пособие / В.А.Шаповалов. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 345 с.
45. Шарков, Ф.И. Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике[Текст]: учеб. пособие для студ. / Ф.И.Шарков; Ин-т современных коммуникационных систем и технологий. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Дашков и К, 2011. - 332 с.
49. Управление маркетингом [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.aup.ru/files/m736/m736.pdf(дата обращения 14.03.2016).
50. Маркетинг как инструмент повышения эффективности деятельности предприятия [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.ieay.ru/nauka-v-ieau/vestnik-ieau/publikacii-zhurnala-vestnik- ieau/vestnik-ieau-n-8/ 10.-tarasov-d.n. -marketing-kak-instrument-povysheniya- effektivnosti-deyatelnosti-predpriyatiya/ (дата обращения 07.04.2016).