Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ПОСТРОЕНИЯ МАРШРУТА ВЫВОЗА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ В ООО «ЭКОТРАНС»

Работа №74153

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информатика

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
336
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Теоретические основы оптимизации движения транспортных
средств предприятия
1.1 Аналитический обзор методов и способов решения задачи
оптимизации пути
1.2 Сравнительный анализ методов формирования маршрутов 10
1.3 Сравнительный анализ систем управления транспортом 16
1.4 Специфика организации работы транспорта в городе Белгород
1.5 Направления совершенствования систем оптимизации управления
транспортом 25
1.6 Постановка задачи исследования 29
2 Исследование логистического процесса 34
2.1 Анализ показателей деятельности компании при осуществлении
транспортировки отходов 34
2.2 Оценка факторов, влияющих на процесс транспортировки отходов
2.3 Анализ существующих маршрутов движения 42
2.4 Моделирование и алгоритмизация процесса формирования маршрута
движения транспорта 48
3 Программная реализация процесса составления маршрута и разработка рекомендаций по совершенствованию работы машинного парка предприятия в системе 1С 57
3.1 Разработка требований к подсистеме 57
3.2 Программная реализация с контрольным примером 59
3.3 Разработка рекомендаций по оптимизации маршрутов движения
машинного парка 65
3.4 Расчет экономической эффективности предлагаемого решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Задача составления маршрута движения транспорта является важной для всех компаний, занимающихся доставками, перевозами, так как кратчайший маршрут экономит не только время, но и затраты, а значит выгоднее экономически. Оптимизация маршрута транспорта сокращает пробега автомобилей и как следствие происходит сбережение двигателя и снижение затрат на амортизацию.
Также оптимизацией маршрутов также занимаются и компании, осуществляющие сбор и транспортировку твердых бытовых отходов (ТБО). При осуществлении вывоза ТБО, себестоимость оказываемых услуг складывается из трех основных факторов: затраты на утилизацию ТБО, фонд оплаты труда и затраты на горюче-смазочные материалы (ГСМ). Поскольку затраты на первые два фактора компания не может сократить, то все внимание уделяется третьему - сокращение расходов на ГСМ. Возможное решение данной задачи заключается в построении кратчайшего маршрута движения транспортного средства, осуществляющего вывоз ТБО, которое подразумевает отсутствие петель, повторяющихся участков и сокращение расходов на ГСМ.
Таким образом, на сегодняшний день существует необходимость разработки методики, позволяющей совершенствовать процесс вывоза ТБО, которая позволит сократить связанные с процессом транспортировки издержки и нагрузку на улично-дорожную сеть [7].
Объект исследования - отдел диспетчеризации автотранспорта транспортной компании «Экотранс».
Предмет исследования - процесс вывоза твердых бытовых отходов с территории г. Белгород.
Целью настоящей ВКР является повышение эффективности процесса вывоза за счет программно-алгоритмической реализации методики формирования маршрута.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
— провести анализ предметной области, который включает в себя обоснование проблемы и сущности изучаемого процесса, выявить проблемные места в методах вывоза, проанализировать существующий процесс и построить модели «как есть» и «как будет»;
— изучить теоретические основы оптимизации движения транспортных средств предприятия, обосновать методы и методики исследования, а также выявить направления совершенствования систем оптимизации управления транспортом;
— провести анализ основных показателей деятельности компании, факторов, влияющих на процесс транспортировки, а также проанализировать существующие маршруты;
— спроектировать, программно реализовать и протестировать процедуру составления маршрута, а также разработать рекомендации по совершенствованию работы машинного парка предприятия;
— оценить экономическую эффективность предложенного решения.
Информационной базой данной работы являются исследования отечественных и зарубежных ученых, которые посвящены изучению вопроса оптимизации маршрута в различных областях транспортных перевозок.
Проблеме составления маршрута посвящены работы Моисеевой Н. М., Хортонен А. А. и Сальвина Е. В., Манаева К.И. и Мельникова А.Н. Авторами проанализированы различные аспекты этой проблемы и предложены пути ее решения, такие как разработка полной экономико-математической модели оптимизации процесса вывоза ТБО, либо внедрение программных комплексов ArcVeiw GIS. Проанализированные работы имеют конкретную направленность на область, для которой были проведены исследования и не могут быть применимы для г. Белгорода.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- применение формализованного метода поиска кратчайших путей при составлении маршрута;
- методика учета факторов, не принимающихся в расчет при текущем процессе составления маршрутов.
Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что спроектированный и программно реализованный метод, позволяет формировать маршрут, уменьшающий затраты на обслуживание маршрута вывоза ТБО.
Научные результаты, выводы и рекомендации, изложенные в диссертации, могут быть использованы так же при дальнейших исследованиях в области оптимизации маршрутов.
Положения, выносимые на защиту:
- процедура формирования маршрута движения транспорта, занимающегося вывозом ТБО, в виде кортежей ограничений, которая учитывает особенности транспортной сети города Белгорода;
- метод формирования рационального маршрута на основе генетического алгоритма.
Во введении сформулированы актуальность, цель, задачи работы, были выбраны объект и предмет исследования, обоснованы научная новизна и практическая значимость, а также положения, выносимые на защиту.
В первом разделе был проведен аналитический обзор существующих методов и способов решения поставленной задачи. Сравнительный анализ методов формирования маршрутов и систем управления транспортом, были выявлены особенностями их применения, достоинства и недостатки. Изучена специфика транспортной ситуации в городе, а также предложены возможные направления совершенствования систем оптимизации управления транспортом. Произведена постановка задачи исследования.
Во втором разделе проведен анализ основных показателей деятельности компании, осуществляющей транспортировку отходов, оценка факторов
В третьем разделе были разработаны требования к предложенному решению, проведена программная реализация процедуры формирования маршрута транспорта, разработаны рекомендации по оптимизации работы отдела диспетчеризации, а также проведен расчет экономической эффективности предлагаемого решения.
В заключении приведены основные результаты и выводы работы, доказаны положения, выносимые на защиту.
Диссертация состоит из введения, трех разделов, выводов, списка использованных источников (60 наименований). Объем диссертации составляет 83 страницы машинописного текста, включая 38 рисунков, 9 таблиц

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе были проанализированы существующие методы и способы решения задач оптимизации пути, рассмотрены систему управления транспортом и их возможности, проведен анализ транспортной ситуации в городе, а также были предложены рекомендации по направлению совершенствования систем оптимизации пути.
Проведены анализ и оценка текущего состояния работы транспортной компании «Экотранс», факторов, влияющих на процесс транспортировки и существующих маршрутов, которые показали существование проблемы существенных затрат времени и горючего на передвижение транспорта, для сокращения которых было предложена разработка методики оптимизации маршрута, на основе генетического алгоритма, учитывающая необходимые факторы.
Была разработана процедура формирования маршрута, позволяющая формировать маршрут, затраты на который меньше, чем при предыдущем способе планирования маршрута. Алгоритм представляет собой применение методов, известных в теории эволюции, для эвристического поиска решений переборных задач. Решение предполагает добавление карты города с адресами контейнерных площадок, а также его интеграция в основную базу компании.
Проведена программная реализация предложенной процедуры, а также разобран контрольный пример, показавший работу программы. Были разработаны рекомендации по оптимизации маршрутов.
Проведен анализ экономической эффективности, который показал, что разработка и внедрение данного решения целесообразнее покупки новой системы.
При выполнении работы был применен формализованный метод поиска кратчайших путей при составлении маршрута, а также методика учета факторов, не принимающихся в расчет при существовавшей ситуации формирования маршрута.
Спроектированный и программно-реализованный метод, дает возможность формировать маршрут, затраты на который меньше, чем при предыдущем способе планирования маршрута.
Были выполнены следующие задачи:
— проведен анализ предметной области, который выявил проблемные места в методах вывоза, проанализирован существующий процесс и построены модели «как есть» и «как будет»;
— изучены теоретические основы оптимизации движения транспортных средств предприятия, а также были выявлены направления совершенствования систем оптимизации управления транспортом;
— проанализированы основные показатели деятельности компании, факторы, влияющих на процесс транспортировки, а также существующие маршруты;
— спроектирована, программно реализована и протестирована процедура составления маршрута, а также разработаны рекомендации по совершенствованию работы машинного парка предприятия;
На основе выполненных задач, можно сделать вывод о том, что были доказаны, положения, выносимые на защиту:
— разработана процедура формирования маршрута транспорта, в которая учитывает такие ограничения как пробки, светофоры, вместимость кузова машины.
- был реализован метод формирования рационального маршрута, в основу которого был взят генетический алгоритм.
Апробация разработанного решения доказала, что использование предложенной методики планирования маршрута приводит к улучшению показателей движения автотранспорта. Разработанная методика позволяет сократить расходы компании на обслуживание маршрутов, что доказывают приведенные расчеты экономической эффективности решения.
Транспортная компания, используя систему математической оптимизации перевозок, получат реальную экономию за счет меньшего расхода топлива, более точной транспортировки в нужные места с помощью математической прокладки маршрутов перевозки программой.
Таким образом, внедрение разработанной методики в транспортную компанию «Экотранс» является эффективным и целесообразным.
Направлением дальнейших исследований может быть повышение гибкости и количества настроек параметров, зависящих от инфраструктуры города, для последующей возможности использования данного решения в других городах.



1. Clarke, G. Scheduling of vehicles from a central depot to a number of delivery points [Text] / G. Clarke, J. Wright J. - Operations Research, 12 №4, 568¬581, 1964.;
2. Hahsler, M. TSP - Infrastructure for the Traveling Salesperson Problem [Text] / M. Hahsler, K. Hornik - Journal of Scientific Software. - 2017. - Vol. 32, Issue 2. - P. 1-21.;
3. Kureichick, V. M. Genetic Algorithm for Solution of the Traveling Salesman Problem with New Features against Premature Convergence [Text] / V. M. Kureichick, V. V. Miagkikh - 2016. - C.176-179;
4. Paschos, V. The travelling salesperson problem and its variations [Text] /
V. Paschos, J. Monnot., S. Toulouse / Paradigms of Combinatorial Optimization. - 2014. - P. 173-214.;
5. Wilck IV, Joseph Hubert Genetic Algorithm for the Split Delivery Vehicle Routing Problem [Text] / Joseph Hubert Wilck IV, Tom M. Cavalier - American Journal of Operations Research, Vol.2 No.2, June 20, 2012. - pp. 568-581;
6. Белгородская область в цифрах. 2017 [Текст]: Крат. стат. сб. [Текст]/ В.Ю Абросимов., Э.Е. Воинова, Н.Н.Глаголева, И.Ю.Крутикова, Т.М. Курилюк, В.Ф. Лень, А.Н.Мамин, С.И.Мосьпан, В.В.Овчинников., Л.А.Шаповал /Белгородстат. - 2017. - 272 с.;
7. Ажеронок,В.А. Профессиональная разработка в системе 1С: Предприятие 8. Том 2 [Текст] / В.А. Ажеронок, А.П. Габец, Д.И. Гончаров, 1С- Паблишинг, 2-е издание - 2015, С. 290;
8. Аксёнова, О. Итоги «Убитых дорог» в Белгороде опубликовано 16.01.2018 [Электронный ресурс]/ О. Аксенова - Электрон. текстовые дан. - 2018 - Режим доступа: http://belive.ru/v-regione/itogi-ubityh-dorog-v-belgorodskoj- oblasti/;
9. Бекенов, Т. Эффективность логистических систем [Текст]/ Т. Бекенов, Т. Сулейменов // Прикладная логистика - 2008. - №10. - С.54-55;
10. Борознов, В.О. Исследование решения задачи коммивояжера [Текст]/ В.О. Борознов // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. - 2009. - № 2. - С. 147-151;
11. Бояркий, В.Э.1С: Предприятие 8.3 Конвертация данных: обмен данными между прикладными решениями. [Текст] / В. Э. Бояркий, А. И. Филатов - М.: ООО «1С-Паблишинг»; СПб.: Питер, 2016. - 187с.;
12. Бронштейн, Е.М. Об оптимальной доставке грузов транспортным средством с учетом зависимости стоимости перевозок от загрузки транспортных средств по нескольким циклическим маршрутам [Текст] / Е. М. Бронштейн, П. А. Зелев // Информ. и ее примен.- 2014. - №8:4. - С. 53-57;
13. Вельможин, А.В. Технология организации и управление грузовыми автомобильными перевозками: учеб. для вузов [Текст] / А. В. Вельможин, А. В. Гудков, Л. Б. Миротин. - Волгоград.: Волгогр. гос. техн. ун-т, 2016. - 304 с.;
14. Воропаев, А.В. Комплексное решение задач транспортной логистики [Текст] / А.В.Волопаев //Автотрансинфо - 24 января 2011 №1 (239), с. 17-24;
15. Воркут, А.И. Грузовые автомобильные перевозки [Текст] / А. И. Воркут - Киев: Вища школа, 2014 - 447 с.;
16. Гаспарян, В.И. Об оптимальном уровне автоматизации процессов, связанных с планированием работы транспорта [Текст] /В.И.Гаспарян // Логистика сегодня - № 02(44)2011, с. 110-11;
17. Генетические алгоритмы [Электронный ресурс] // Генетические алгоритмы и не только. - Электрон. текстовые дан. - [б.м.], 2003-2007. - Режим доступа: http://qai.narod.ru/GA/;
18. Геронимус Б.Л. Экономико математические методы в планировании на автомобильном транспорте [Текст] / Б. Л. Геронимус, М.: Трансп., 2015. - 192 с.;
19. Гладков Л.А., Генетические алгоритмы: Учебное пособие [Текст] / Л. А. Гладков, В. В. Курейчик, В. М. Курейчик. — 2-е изд. — М: Физматлит, 2016. — С. 320;
20. Гуджоян О.П. Перевозка специфических грузов автомобильным транспортом [Текст]/ О.П. Гуджоян, учеб. для вузов. - М.: Трансп., 2013. - 160 с.;
21. Истомин, А.М. Вероятностный анализ одной задачи маршрутизации [Текст]/ А. М. Истомин // Дискретн. анализ и исслед. опер. - 2014. - № 21:4. - С. 42-53;
22. Кантор, И.А. (перевод) Введение в ГА и Генетическое Программирование [Электронный ресурс] / И.А. Кантор - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://www.algolist.manual.ru;
23. Каргин, Р.В. Маршрутизация движения дорожных машин для сбора и вывоза отходов [Электронный ресурс]: Р.В. Каргин, А.А. Домницкий - Электрон. текстовые дан. - 2012. - Режим доступа: http://docplayer.ru/27887694- Udk-519-6-marshrutizaciya-dvizheniya-dorozhnyh-mashin-dlya-sbora-i-vyvoza- othodov.html;
24. Козлова, Ю. Управление транспортной логистикой [Текст] / Ю. Козлова, Н. Кочерягина // Прикладная логистика. 2016. - №2. - С. 30-32.
25. Колесников, А.В. Решение сложных задач коммивояжера методами функциональных гибридных интеллектуальных систем [Текст]/ А.В. Колесникова, И.А Кириков, С.В. Листопад, С.Б. Румовская, А.А Доманицкий — М.: ИПИ РАН, 2011. — 295 с.;
26. Кормен, Т.Х. и др. Алгоритмы: построение и анализ, 2-е издание. [Текст]/ Кормен Т. Х., Лейзерсон Ч. И., Ривест Р. Л., Штайн К.: - 2-е изд. - М.: Вильямс, 2014. - С. 1296.;
27. Костюк, Ю.Л. Эффективная реализация алгоритма решения задачи коммивояжера методом ветвей и границ [Текст] / Ю. Л. Костюк, //Прикладная дискретная математика. Вычислительные методы в дискретной математике, - 2010 - №2 (20) - С. 78-90;
28. Левина, Т.В. Системы управления транспортировкой [Электронный
ресурс]: Информационные технологии в логистике и SCM, № 1(48) февраль 2012 г., / Т.В. Левина - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа:
http: //www.lscm.ru/index.php/ru/avtoram/item/790;
29. Левитин, А.В. Метод грубой силы: задача коммивояжера // Алгоритмы: введение в разработку и анализ [Текст]: / А. В. Левитин- М.: Вильямс, 2006. - С. 159-160.;
30. Логинова, В.Ф. Состояние природной среды: экол. бюл.-2017 [Текст]/ В. Ф. Логинова. - Минск: Минсктиппроект, 2008. - 376 с.;
31. Логистика: управление в грузовых транспортно-логистических системах [Текст]/ учеб. пособие, под ред. Л.Б. Миротина - М.: Юристь, 2015. - 414с.;
32. Манаев, К.И., Оптимизация автомобильного и контейнерного парка при сборе и вывозе твердых бытовых отходов [Текст]/ К.И. Манаев, А.Н. Мельников // ВЕСТНИК ОГУ №10 (171)/октябрь - 2014, 53с.;
33. Моисеева, Н.М. Повышение эффективности управления процессами перевозок твердых бытовых отходов на территории области [Текст]: автореф. дис. на соиск. степ. канд. техн. наук / Наталья Михайловна Моисеева - Москва, 2008. 19с.;
34. О правилах землепользования и застройки в городе Белгороде (с
изменениями на: 09.12.2014) - [Электронный ресурс]: Совет депутатов города Белгорода, решение от 27 февраля 2007 года N 429 - 2007. - №429, (27 фев.) - Электрон. текстовые дан., 2007 - Режим доступа:
http://docs.cntd.ru/document/422454037;
35. Об утверждении муниципальной программы "Формирование
современной городской среды городского округа "Город Белгород" на 2018 - 2022 годы [Электронный ресурс]: Администрация города Белгорода, постановление от 15 ноября 2017 года № 238 - 2017. - № 238, (11 нояб.). - 46 с. - Электрон. текстовые дан., 2017 - Режим доступа:
http: //docs.cntd.ru/document/446588414;
36. Островский, Н.Б. Автомобильные перевозки с применением специализированного подвижного состава: учеб.пособие [Текст] / Н. Б. Островский - М.: Моск.автомобиль.-дорож. ин-т., 2011 - 88 с.;
37. Панченко, Т.В. Генетические алгоритмы: учебно-методическое пособие [Текст]/ Т.В. Панченко. - Астрахань: Изд. дом "Астраханский университет", 2014;
38. Пападимитриу, Х. Комбинаторная оптимизация. Алгоритмы и сложность [Текст] / Х. Пападимитриу, К. Стайглиц. - М.: Мир, 2016. -213 с.;
39. Перлин, В.М. Организация централизованных контейнерных перевозок автомобильным транспортом [Текст]/ В. М. Перлин, Г. Я Рудницкий. - М.: Трансп, 2013. - 230с.;
40. Петров, Д.С. Обзор рынка YMS [Электронный ресурс] // Складские технологии - № 04(июнь) - Электрон. текстовые дан., 2008 - Режим доступа: http: //www.wms-explorer.ru;
41. Поворот направо на красный разрешат на четырех перекрестках
Белгорода [Электронный ресурс] Белгород, 18 июня, 2013. — РИА Новости. - Электрон. текстовые дан., 2013 - Режим доступа:
https://ria.ru/bel/20130618/944091173.html;
42. Подводные камни законодательства Российской Федерации в сфере деятельности по вывозу твердых бытовых отходов [Электронный ресурс]: Нормативные документы по ТБО. - Электрон. текстовые дан., 2015. - Режим доступа: http://greenologia.ru/othody/bytovye/zakonodatelstva-rf-tbo.html;
43. Просветов, Г.А. Математические методы в логистике. Задачи и решения. [Текст]/ Г. А. Просветов, М.: Альфа-Пресс, 2008. - 304 с.;
44. Просветов, Г. Математические методы в логистике. Задачи и решения [Текст]/ Г. Просветов. М.: Альфа-Пресс, 2015. - 304 с.;
45. Радченко, М.Г. 1С:Предприятие 8.3. Практическое пособие разработчика. Примеры и типовые приемы (+ CD) [Текст] /М. Г. Радченко,Е. Ю. Хрусталева - 2013, С. 965;
46. Руководство по ведению учета в программном модуле
«Матрица.ЖКХ: Вывоз и утилизация ТБО» [Текст] - Белгород, 2017 - С. 95;
47. Ряснова, В.А., Путивцева, Н.П. Обзор методов подбора
оптимальных маршрутов движения транспорта [Текст] / В.А.Ряснова, Н.П.Путивцева // Материалы международной научно-практической конференции «Естественнонаучные, инженерные и экономические исследования в технике, промышленности, медицине и сельском хозяйстве» - 2017 - г. Белгород - с.120-123;
48. Ряснова, В.А., Постников, А.Н. О методиках разработки информационных систем [Текст] / В.А.Ряснова, А.Н.Постников // Проблемы и перспективы развития мировой научной мысли - Стерлитамак: АМИ, 2017. - №1(1) - С.68-71;
49. Ряснова, В.А., Гахова, Н.Н. Сравнение методов математического моделирования для решения задачи оптимизации маршрута [Текст] / В.А.Ряснова, Н.Н.Гахова // Сборник статей XII международной научно-практической конференции, часть I, Москва: «Научно-издательский центр «Актуальность.РФ», 2017. - с.111-112;
50. Ряснова В.А., Путивцева, Н.П. Моделирование и алгоритмизация процесса подбора оптимального маршрута движения транспорта [Электронный ресурс] /В.А.Ряснова, Н.П.Путивцева - Электрон. текстовые дан. - Современные информационные технологии решения управленческих задач, Белгород - 2018 - Режим доступа: http://iten.bsu.edu.ru/iten/science/nir-mi/#nn.;
51. Сингх, Р Концепция работы замкнутого цикла планирования транспортировок /[Текст] Р.Сингх // Логистика сегодня - № 04(40)2010, с. 200-203;
52. Транспортная логистика: учебник для транспортных вузов [Текст]: / Под общей редакцией Л.Б. Миротина. - М.: Издательство «Экзамен», 2002. - 512 с;
53. Ураков, А.Р. Оценка количества вариантов обхода в задаче коммивояжера с дополнительными условиями [Текст]/ А.Р. Ураков, А.А. Михтанюк, Глобальный научный потенциал, 2012. № 21. С. 82-86;
54. Филиппов, Е.В. Настольная книга 1С:Эксперта по технологическим вопросам. Издание 2 [Текст]/ Е. В. Филиппов - М.: ООО «1С-Паблишинг» - 2015, С. 313;
55. Функциональное моделирование на базе стандарта IDEF0: метод. указания / [Текст] сост. Д.Ю. Киселев, Ю.В. Киселев, А.В. Вавилин. - Самара: Изд-во СГАУ, 2014. - 20 с.;
56. Хортонен, А.А. Оптимизация маршрутов автопарка эко-компании на основе применения геомоделирования [Текст]/ А. А. Хортонен, Е. В. Сальвин // Отраслевая экономика: проблемы управления и пути решения. - 2010. - №2. - С. 17.;
57. Хрусталева, Е.Ю. 101 совет начинающим разработчикам в системе 1С:Предприятие 8 [Текст]/ Е. Ю. Хрусталева - М.: ООО «1С-Паблишинг» - 2015, С. 298;
58. Хэзфилд, Р. Искусство программирования на C [Текст]/ Р. Хэзфилд, Л. Кирби - К .:DIAsoft, 2015 - С. 37-38;
59. Экотранс Официальный сайт компании [Электронный ресурс] - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://ekotrans.su/;
60. Яронштейн, Е.М. Об оптимальной доставке грузов транспортным средством с учетом зависимости стоимости перевозок от загрузки транспортных средств по нескольким циклическим маршрутам [Текст] / Е. М. Бронштейн, П. А. Зелёв // Информ. и её примен.- 2014. - №8:4. - С. 53-57.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ