Введение
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ФОТОГРАФИИ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ ИЗДАНИЯХ
1.1 Начало освещения темы экологии на страницах научно-популярных СМИ
1.2 Основные жанры экологической фотографии в научно¬
популярных изданиях 14
1.3 Особенности экологической иллюстрации в научно-популярных
журналах 19
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО РЯДА В НАУЧНО¬
ПОПУЛЯРНЫХ ИЗДАНИЯХ 24
2.1 Основные черты использования экологической иллюстрации в
зарубежных научно-популярных изданиях 24
2.2 Экологическая иллюстрация как способ освещения темы защиты
окружающей среды в научно-популярной
прессе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ
Изобразительный ряд в современных медиа - это один из важнейших компонентов любого печатного или сетевого СМИ. Научно-популярные издания особенно нуждаются в непосредственном иллюстрировании материалов. Основная задача подобного рода изданий - доступно рассказать читателю о каком-либо научном явлении, процессе или объекте и заинтересовать аудиторию материалом. Несмотря на наличие научной терминологии, изложение публикации должно быть доступным, так как научно-популярные издания направлены на широкую аудиторию. Для удобства и привлечения внимания читателей журналам и интернет-изданиям необходим изобразительный ряд: фотографии, иллюстрации (коллажи, схемы и проч.), рисунки, инфографика.
Визуальная составляющая облегчает восприятие научной информации и не перегружает читателя. Именно с помощью изобразительного ряда аудитория может получить полную картину происходящего через разные каналы коммуникации. Фотография передает реалистичную информацию читателю, рисунки - задействуют художественные образы, а инфографика, схемы и графики позволяют наглядно представить те явления, о которых идет речь в тексте.
Фотография в научно-популярных изданиях затрагивает большой диапазон тем: от живой и неживой природы до культуры того или иного народа и архитектуры. Одно из главных составляющих фотографий в такого рода изданиях - художественность. Именно она делает, например, репортаж выигрышным и интересным, а не только информирует читателя посредством изображения. В этом проявляется эстетическая и образовательная функции визуального контента.
В журналах научно-популярной тематики наибольшего распространения получили фотографии на экологическую тематику (National Geographic), а также изображения, связанные с культурой, народами, наукой и техникой («Вокруг света», GEO, New Scientist). Сегодня экология является одной из самых острых тем, обсуждаемых в прессе. Для привлечения внимания общественности к экологическим проблемам необходимо заинтересовать аудиторию визуальным контентом в материалах, в том числе фотографией и другими типами иллюстраций. Обращая внимания на иллюстративный ряд, читатель в дальнейшем может заинтересоваться текстом и запомнить его основные идеи.
Для исследования были выбраны зарубежные научно-популярные издания National Geographic, GEO, Animan, Scientific American, New Scientist, поскольку в настоящее время Запад обращает пристальное внимание на проблему загрязнения окружающей среды и на приоритетное направление сохранения природы (раздельный сбор мусора, контроль за выбросом вредных веществ в атмосферу, деятельность Greenpeace, использование альтернативных источников энергии и другое). В то же время эти СМИ имеют востребованную в странах Европы, Азии и Северной Америки тематику - вопросы науки, география, культурные исследования.
Актуальность данного исследования состоит в том, что сейчас аудитории требуется качественный иллюстративный контент в изданиях для наглядного представления описываемого явления или события. Особенно в этом нуждаются научно-популярные издания, освещающие тему экологии и сохранения окружающей среды. Визуальные материалы могут сильнее воздействовать на читателя посредством изобразительных средств и передавать ему информацию, о чем свидетельствует технология Eye-track. «Картинка» заставляет остановиться на том или ином материале больше, чем инфоповод или яркий заголовок. Поскольку в сфере дизайна практически всегда существуют мейнстримовые издания, задающие тон, создающие своеобразную моду на те или иные компоненты пресс- и веб-дизайна, то рассматриваемые нами издания могут претендовать на звание таких образцов, которые берут за основу только появляющиеся издания или переживающие редизайн. А вместе с заимствованием дизайнерских приемов работы с иллюстрацией может быть заимствована и одна из основных направляющих тем - экологическая, что важно.
Новизна исследования состоит в анализе иллюстративного ряда журналов GEO, Animan и National Geographic, Scientific American, New Scientist и создании авторской фотовыставки, приуроченной к году экологии в России в стиле исследуемых изданий.
Целью исследования является выявление специфических черт иллюстративного наполнения зарубежной научно-популярной прессы, освещающей экологические проблемы и тему сохранения природы на примере изданий National Geographic, GEO, Animan, Scientific American и New Scientist.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
• провести анализ фотографий и иллюстраций на страницах выбранных изданий;
• изучить публикации экологической тематики анализируемых медиапродуктов;
• выявить основные жанры экологической фотографии;
• выявить взаимосвязи текстов и изобразительного ряда;
• определить приемы привлечения внимания к материалам на страницах журналов через иллюстративное наполнение;
• найти основные тенденции использования визуального контента в зарубежной научно-популярной прессе.
В данной работе объектом исследования являются экологическая иллюстрация в научно-популярных журналах National Geographic, GEO, Animan, Scientific American и New Scientist, а также иллюстрации, сопровождающие материалы на экологическую тематику. Данные издания были выбраны для работы, т.к. в них присутствует качественный изобразительный и фотоконтент, освещающий экологическую тематику. В свою очередь, предметом исследования являются приемы отбора, работы над экологической иллюстрацией в качестве основной составляющей дизайна издания.
В данной работе задействованы различные методы исследования: описательный метод, сравнительно-сопоставительный метод, синтез полученных данных.
Теоретическая база исследования основана на трудах российских и зарубежных ученых и фотографов В. М. Березина, Н. И. Ворона, А. И. Лапина, С. А. Михайлова, Мишели А. Картер, М. В. Орловой, Б. Петерсона, М. Фримана, Albers P. C., James W. R., Garcia M. R., Jacobson S. K., Mcduff M. D., Monroe M. C., Seelig M. I., Zavrsnik A., Ward C., Ansel Adams, Davis, W., Robert Glenn Ketchum, Peter Essick’s, Barthes R., Sontag. S, Wilder K., Nathan T. R., Tucker A., статьи и монографии которых были опубликованы в научных сборниках, книгах и сети Интернет. Для проведения практического исследования были проанализированы фотографии швейцарских журналов Animan в период с июня 2014 года по ноябрь 2015 года, немецких журналов National Geographic в период с мая 2013 года по сентябрь 2016 года, немецких журналов GEO в период с мая 2015 года по январь 2016 года, английских журналов New Scientist в период с января 2016 года по май 2017 года и американских журналов Scientific American в период с февраля 2015 года по апрель 2017 года.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Во Введении представлены актуальность исследования, его основные задачи и цели, а также сформулированы проблемы, которые предстоит решить. В первой главе приведена теоретическая база изучения изобразительного контента научно-популярных печатных изданий, особенности экологической иллюстрации и жанры фотографии на экологическую тематику. Во второй главе представлен анализ изобразительного контента экологической направленности на страницах научно-популярных изданий Animan, National Geographic Deutschland, GEO, New Scientist и Scientific American, определены его основные черты, функции, которые они выполняют. В приложениях помещены обложки и иллюстрации журналов Animan, Scientific American, National Geographic, National Geographic Deutschland, GEO и New Scientist, а также переводы текстов с английского, французского и немецкого языков.
В данной работе исследовался визуальный контент на экологическую тематику европейских и американских научно-популярных изданий Animan, National Geographic Deutschland, GEO, New Scientist и Scientific American. Были выявлены следующие черты иллюстративного наполнения журналов: фотографический контент выполнен профессиональными фотографами, имеет высокое качество и широкую тематическую направленность. Фотографии в данных изданиях выполняют информационную функцию, они передают дополнительную информацию, которая не представлена в текстовом варианте, а также - эстетическую функцию. Помимо этих функций, фотография выполняет идеологическую функцию: изображения говорят о том, что нужно защищать окружающую среду и замечать красоту природы. В некоторых журналах (Animan, GEO, National Geographic) фотография, являясь единственным средством визуального контента журнала (в журналах не представлена рисованная иллюстрация), предстает как самостоятельный материал (например, в журнале Animan, в рубрике Portfolio, где представлены работы известных фотографов).
В изданиях представлено большое количество фотографических жанров: от портретов людей до макросъемки и пейзажных кадров. Такое жанровое разнообразие позволяет фотографам добиваться нужного эффекта при передаче информации и использовать разные способы для запечатления тех или иных событий или явлений. Фотографическое наполнение дает возможность исследуемым журналам в наибольшей степени передавать «красоту мира». Фотография - это немаловажная часть любого научно-популярного издания, это то, что читатель видит и запоминает в журнале в первую очередь, именно после ознакомления с визуальной составляющей журнала, читатель переходит к более подробному изучению отдельных текстовых материалов.
В научно-популярных СМИ находит отражение актуальная в европейских журналах экологическая тематика. Она освещается, в основном через фотографии, а также через материалы в жанре репортажа. Использование деталей в фотографиях, передача атмосферы в текстах - все это формирует у читателя атмосферу того места, где находился автор и заставляет его задуматься о сохранении окружающей среды.
В большинстве случаев фотографы журналов National Geographic, Animan, GEO, New Scientist и Scientific American работают в жанре пейзажной фотосъемки. Для этого требуются длиннофокусные объективы, большое количество времени и сил. При съемке дикой природы фотограф должен суметь передать объект как можно близко и естественно, но в то же время не навредить животным или природе и не спугнуть их. Еще одним действенным способом показать природу и влияние человека на окружающую среду является аэросъемка. Фотографии показывают взгляд с высоты птичьего полета на поверхность Земли. В научно-популярной прессе нередко встречается подводная фотосъемка. Этот вид фотожурналистики требует мастерства в фотографии, в том числе пейзажной, написании текстов для своих работ, специального снаряжения, навыков работы с техникой и подготовки на местности для последующей работы. Еще одним видом фотографии в прессе на экологическую тематику является макрофотография (см. рис. 13). Это съемка объектов в масштабе 1:1 или крупнее.
Фотография как журналистский жанр так же, как и текстовые материалы, имеет те или иные жанровые особенности. Они обуславливаются темой съемки, форматом издания, техническими аспектами фотографии. В научно-популярной журналистике важно использование целого ряда жанров фотографии, от макросъемки до фоторепортажей и съемки пейзажей. Каждый по-своему передает информацию, дополняет написанное через особые средства выразительности. Различие жанров фотожурналистики необходимо, имея в арсенале несколько возможных способов воздействия на читателя,
Фотографы, снимающие на экологическую тему, в своих работах не просто показывают природу. Их цель - информировать публику от простых людей разных возрастов до политиков. Их работы показывают действительность и призывают к действиям, направленным на сохранение окружающей среды.
В заключение можно сказать, что издания Animan, GEO, National Geographic) имеют схожий стиль публикаций и фотографий: часто используются фоторазвороты, отдельные рубрики с фотографиями, фотографиям отводится больше пространства на полосе, чем тексту. Это обусловлено тематическим наполнением материалов, аудиторией и приемами передачи информации с помощью текста и изображений. В свою очередь журналы New Scientist в меньшей степени используют экологические фотографии. Как правило, они служат иллюстрациями к текстовым материалам и практически не выступают отдельными материалами. Это обусловлено более научной тематикой издания и более узкой аудиторией, на которую рассчитаны издания.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что она дает представление о визуальном контенте экологической направленности в европейских научно-популярных изданиях на примере самых известных научно-популярных изданий Европы и США. Данное исследование показывает важность иллюстративного контента при привлечении аудитории, оформлении периодического издания и передачи читателям информации через визуальные образы.
Практическая значимость данной работы обусловлена тем, что материалы исследования могут быть использованы при определении перспективных путей развития журнальной экологической фотографии в современных изданиях. Данное исследование может быть также использовано студентами направления «Печать» при анализе визуального контента в периодической прессе.
1. Березин В. М. Фотожурналистика. М., 2006. С. 13, 21
2. Ворон Н. И. Жанры фотожурналистики. М., 2012. С. 3-4, 24
3. Лапин А. И. Фотография как... М., 2004. С. 163-166
4. Михайлов С. А. Журналистика стран Северной Европы. СПб. 2003 [Электронный ресурс]: http://evartist.narod.ru/text14/44.htm(Дата обращения - 14.06.2017)
5. Мишель А. Картер. Современный дизайн газет. М., 1995
6. Нери. Г. Лекция по фотожурналистике [Электронный ресурс]: http://www.photographer.ru/cult/practice/400.htm(Дата обращения - 24.04.2017)
7. Орлова М. В. Экологическая журналистика: сущностные характеристики понятия // Вестник науки ТГУ. Тольятти., 2013. № 1. С. 220
8. Петерсон Б. Сила макросъёмки. Как снимать крупным планом. — СПб, 2012. С. 144
9. Фриман М. Взгляд фотографа. М., 2012. С. 59
10. Albers P. C., James W. R. Travel photography: A methodological approach //Annals of tourism research. - 1988. - Т. 15. - №. 1. - С. 134-158
11. Animan, 2014. №182, 183, 185; 2015. №186-188, 190
12. Barthes R. Elements of semiology. - Macmillan, 1977, С. 58
13. Garcia M. R. Contemporary newspaper design: A structural approach. - Prentice Hall, 1987. С. 153
14. GEO, 2015, №5, 7, 11, 12; 2016, № 1, 5, 8
15. Jacobson S. K., Mcduff M. D., Monroe M. C. Promoting conservation through the arts: Outreach for hearts and minds //Conservation Biology. - 2007. - Т. 21. - № 1. - С. 7-10.
16. National Geographic Deutschland, 2013, №5; 2014, №6; 2015, №8; 2016, №4, 6, 8, 9
С. 47-51
20.Sontag S. On photography. - Macmillan, 1977. С. 115
21. Tucker A. The illustration of the master: Henry James and the magazine revolution. - Stanford University Press, 2010. C. 146
22. Zavrsnik A. (ed.). Drones and Unmanned Aerial Systems: Legal and Social Implications for Security and Surveillance. - Springer, 2015. C. 222
23. Ward C. Conservation photography. - University of Florida, 2008, С. 34
24. Wilder K., Nathan T. R. Photography and science. - 2009.
25. Особенности подводной съемки [Электронный ресурс]: http://prophotos.ru/lessons/4878-podvodnaya-fotos-emka(Дата обращения - 24.04.2017)
26. Съемка животных [Электронный ресурс]: http://prophotos.ru/lessons/4411-s-emka-zhivotnyh(Дата обращения - 24.04.2017)
27. Aerial photography [Электронный ресурс]: http://delwp.vic.gov.au/parks- forests-and-crown-land/spatial-data-and-resources/imagery-and- elevation/aerial-photography(Дата обращения - 14.05.2017)
28. Ansel Adams; Protecting the Environment with a Camera [Электронный ресурс]: http://www.csmonitor.com/1981/0806/080660.html(Дата обращения - 26.04.2017)
29. Arthus-Bertrand Y. Home: A Stunning Visual Portrayal of Earth. - Twentieth Century Fox, 2009 [Электронный ресурс]: https://www.youtube.com/watch?v=IjTFFI4xTQE(Дата обращения -
16.06.2017)
30. Davis, W. 2003. Cultures at the far edge of the world. Speech at TED conference, Monterey, CA. [Электронный ресурс]: http://www.ted.com/index.php/talks/view/id/69(Дата обращения - 12.06.2017)
31. From the Field: The Work of Dive Photojournalists [Электронный ресурс]: http://www.divephotoguide.com/underwater-photography-special- features/article/field-dive-photoj ournalism-j eremy-amanda-cuff (Дата обращения - 15.05.2017)
32.Is photography the most influential medium for environmental awareness? [Электронный ресурс]:
https: //www. theguardian. com/environment/blog/2012/j an/03/photography- medium-environmental-awareness (Дата обращения - 25.04.2017)
33. How to Photograph an Orchid [Электронный ресурс]: http: //www. nationalgeographic. com/photography/photo- tips/2017/photographing-orchid-flowers (Дата обращения - 15.05.2017)
34. Masters Series: Robert Glenn Ketchum [Электронный ресурс]: http://www.popphoto.com/how-to/2010/03/masters-series-robert-glenn- ketchum(Дата обращения - 26.04.2017)
35. New Design, new formats [Электронный ресурс]: World association of newspapers. №3. Париж. 2004. С. 25, 30. 34 http://ideas.typepad.com/WANreport.pdf(Дата обращения - 8.06.2017)
36.Our Fertilized World [Электронный ресурс]: http://ngm.nationalgeographic.com/2013/05/fertilized-world/essick- photography#/end-slide.jpg(Дата обращения - 25.04.2017)
37. Peter Essick’s Journey into Environmental Photojournalism [Электронный ресурс]: http://proof.nationalgeographic.com/2013/12/11/peter-essicks- journey-into-environmental-photojournalism(Дата обращения - 24.04.2017)
38. Photographical Society of America [Электронный ресурс]: https://psa- photo.org/index.php?divisions-photo-travel#ad-image-7(Дата обращения - 03.05.2017)
39. Thomas P. Peschak: Swimming with Sharks [Электронный ресурс]: http://proof.nationalgeographic.com/2013/11/27/thomas-p-peschak- swimming-with-sharks(Дата обращения - 15.05.2017)
40. What is Landscape Photography? [Электронный ресурс]: http://carterlandscapephotography.com.au/what-is-landscape-photography(Дата обращения - 06.05.2017)