Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ - КЛАССИКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ)

Работа №74139

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы138
Год сдачи2016
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
253
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ-КЛАССИКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ) 7
1.1. Особенности формирования представлений о творчестве
композиторов - классиков у старших дошкольников 7
1.2. Организация культурных практик в детском саду 17
1.3. Педагогические условия формирования представлений о
творчестве композиторов - классиков у старших дошкольников в культурных практиках (на примере музыкальной гостиной) 26
Глава II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ-КЛАССИКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИКАХ (НА ПРИМЕРЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ГОСТИНОЙ) 38
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о
творчестве композиторов-классиков у старших дошкольников 38
2.2. Содержание работы по формированию представлений о
творчестве композиторов-классиков у старших дошкольников в
музыкальной гостиной 44
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 70


Современную музыку, которая культивируется средствами массовой информации, хотим мы этого или нет, слышат и наши дети. Она оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие дошкольников: совершенствуется мышление, формируется эмоциональная сфера, эстетические чувства: дети приобщаются к культурному музыкальному наследию, познают эталоны красоты, присваивают ценный культурный опыт поколений. В беседах о музыке обогащается их словарь образными выражениями, умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.
К сожалению, у значительной части подрастающего поколения отсутствует интерес к так называемой «серьёзной», то есть классической музыке. Причиной тому являются недостатки в музыкальном воспитании детей, серьёзные упущения в формировании восприятия музыки.
Проблема музыкального восприятия - одна из наиболее сложных в педагогике. В ее развитие внесли большой вклад Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина, Д. Б. Кабалевский, А.И. Катинене, В. В. Медушевский, Е. В. Назайкинский, В. Д. Остроменский, М. Л. Полавандишвили, О. П. Рыданова, Б. М. Теплов, В. Н. Шацкая, Б. Л. Яворский.
В последние десятилетия учеными ведется интенсивная разработка культурологических проблем образования. Однако, проблема формирования представлений дошкольников о классической музыке, о творчестве композиторов-классиков в свете сегодняшних требований (ПОП ДО) остается нерешенной.
Культурные практики - понятие, объясняющее, как ребенок становится субъектом активного отношения, восприятия, выбора, пробы сил, принятия или непринятия чего - либо в своей жизни. Это понятие помогает объяснить, с помощью каких культурных механизмов ребенок выбирает то или иное действие и какое влияние на развитие имеет этот выбор. Культурные практики - это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.
Складывается противоречие между потребностью формирования представлений о классической музыке, о творчестве композиторов-классиков у старших дошкольников (в аспекте требований ФГОС ДО) и недостаточной разработанностью методики реализации музыкальной культурной практики в педагогической теории и практике.
Это обусловило выбор темы нашего исследования «Формирование представлений о творчестве композиторов-классиков у старших дошкольников в культурных практиках (на примере музыкальной гостиной)».
Проблема исследования: какие педагогические условия обеспечивают эффективность формирования представлений о творчестве композиторов- классиков у старших дошкольников в культурных практиках (на примере музыкальной гостиной).
Цель исследования: решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс формирования представлений о творчестве композиторов-классиков у старших дошкольников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о творчестве композиторов-классиков у старших дошкольников в культурных практиках (на примере музыкальной гостиной).
- накопления впечатлений от восприятия музыки композиторов- классиков и опыта исполнительства;
- формирование педагогом привлекательного образа культурной практики;
- обогащения музыкальной предметно-пространственной среды;
- взаимодействия педагога и родителей в музыкальной гостиной.
Задачи исследования:
1. Определить особенности формирования представлений о творчестве композиторов-классиков у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть принципы, формы и методы культурных практик в детском саду.
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия формирования представлений о творчестве композиторов-классиков у старших дошкольников.
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, опросные методы (анкетирование, опрос, беседа);
- анализ опыта работы педагогов дошкольного образовательного учреждения по исследуемой проблеме, обобщение и систематизация результатов работы;
- метод качественной и количественной обработки данных.
Этапы исследования:
Первый этап - констатирующий (сентябрь 2015г.). В этот период были осмыслены противоречие, обусловившие выбор проблемы и темы, выработаны и определены цели, задачи и методы исследования, анализировалась философская, культурологическая, психолого-педагогическая литература по выбранной проблеме. Этот этап был направлен на выявление уровня представлений о творчестве композиторов-классиков у старших дошкольников.
Второй этап - формирующий (октябрь 2015 - апрель 2016 гг.). Этот этап был посвящен разработке и реализации проекта «Творчество композиторов-классиков».
Третий этап - контрольный (май 2016г.). На этом этапе проведен анализ результатов; сделаны выводы о состоятельности выдвинутой гипотезы; оформлены результаты выпускной квалификационной работы.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 36 «Росинка» г. Белгорода.
Апробация исследования: Основные положения исследования отражены в докладе «Использование произведений композиторов-классиков в музыкальном образовании детей старшего дошкольного возраста», на международной научной конференции «Новые достижения европейской науки» 15-22 июня 2015 года в г. Софии (Болгария). Основные положения исследования по теме: Формирование представлений о творчестве
композиторов классиков у старших дошкольников в культурных практиках (на примере музыкальной гостиной) были вынесены на педагогический совет, что подтверждается заявкой и справкой о внедрении данного исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Приобщаясь к культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства постепенно ориентирует в выявлении важных мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах. Поэтому важно еще в дошкольном возрасте приобщать детей к миру музыкального искусства.
В ходе анализа научно-методической литературы по исследуемой проблеме нами уточнено определение понятия. Под «представлением о творчестве композиторов-классиков» мы рассматриваем как слуховое воссоздание музыкальных произведений, возникающее из воспоминаний о чувственных впечатлениях, новых способах отображения композитором- классиком реальности.
Установили, что формирование представлений о творчестве композиторов-классиков у старших дошкольников имеет особенности, которые связаны с учетом принципов и методов организации восприятия и отбора музыкальных произведений. Так, в качестве основных принципов организации восприятия и отбора музыкальных произведений выступают: высокая художественность и эмоциональность музыки, учет деятельностной природы ребенка, доступности и образности музыкальных произведений, соответствия эмоционального содержания музыкального произведения эмоциональному опыту детей, единства эмоционального и рационального, художественного и технического.
В качестве методов могут выступать не только традиционные, но и специфические методы: «осознания интонационного смысла произведения»
Наше экспериментальное исследование было направлено на поиск педагогических условий формирования представлений о творчестве композиторов-классиков у старших дошкольников в культурной практике в условиях «Музыкальной гостиной».
Мы предположили, что эффективность этого процесса обеспечат педагогические условия:
- накопления впечатлений от восприятия музыки композиторов-классиков и опыта исполнительства;
- формирование педагогом привлекательного образа культурной практики;
- обогащения музыкальной предметно- пространственной среды;
- взаимодействия педагога и родителей в музыкальной гостиной.
Эти выводы легли в основу экспериментальной части исследования, которое проходило в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Экспериментальная проверка сформулированных педагогических условий формирования представлений о творчестве композиторов- классиков проводилась с помощью метода проектов, который был реализован на 4 этапах. Используемые культурные практики позволили констатировать позитивную динамику.
Все поставленные в ходе исследования нами задачи решены, цель достигнута. Гипотеза получила подтверждение.



1. Акулова О.В. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей:основные формы. -М., 2012. - 148с.
2. Алексеева Т.Б. Социокультурные практики в современном
образовательном процессе. Режим доступа:
http: //www.kpinfo .org/activities/research/conferences/7 9 - conference201304-internet/sotsializatsiya-sub-ektov-obrazovaniya-v- informatsionnom-obshchestve/459-2-31.
3. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е: Музыка, 1973. - 144 с.
4. Бобынина Т.Ф., Гильманова Л.В., Головенко В.Э. Диалог с
родителями. Методический аспект взаимодействия детского сада и семьи. -М., 2016. - 128с.
5. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход в теории и практике работы с детьми-мигрантами. Режим доступа: http://rspu.edu.ru/pageloader.php?-name=/structur/publishing_centre/collections_of_works/conf5/bondarevskaia&print_friendly=1
6. Боровкова М.В. Организация музыкального развития среды в дошкольном образовательном учреждении. - Саранск, 2013. - С.14¬21.
7. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. -М.: Просвещение, 1968. - 276с.
8. Ветлугина Н.А. Художественный образ и детское
творчество//Художественное творчество и ребенок.
Монография/под.ред. Н.А. Ветлугиной. М.: Педагогика, 1972. - С.24¬131.
9. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду - М.: Просвещение, 1981.
10. Глазунова Л.И. Музыкальная психотерапия в образовании: моногр. /Л.И. Глазунова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2009. - 244с.
11. Гогоберидзе А.Г., Вербенец А. М., Полякова М.Н.
Перечень оборудования, учебно-методических и игровых
материалов для ДОУ. -М., 2008. - С.24-36.
12. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. — М.: Издательский центр «Академия», 2015.
— 320 с.
13. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. - Ростов-на-Дону, 2000. - 359с.
14. Жак-Далькроз. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. - С- П., 2009. - 156с.
15.Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика.
- М.: Наука, 2002., -С. 141.
16. Кадцын Л. Музыкальное искусство и творчество слушателя. — М., 1990. -304с.
17. Калинина Р. Прикоснись к душе ребенка. -М.: Издательство: Речь , 2011. - 160с.
18. Костина Э.П. Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка // Дошкольное воспитание 2006 № 11-12.
19. Краткий музыкальный словарь. -М.: Музыка, 1978. - 210 с.
20. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: «Народное
образование», 2000.- 74с.
21. Крылова Н.Б. Антропологический, деятельностный и культурологический подходы. Тезаурус // Новые ценности образования. 2005. № 5 (25). - 184с.
22. . Методические Кулагина Т.Ю., Серде Т.А. На пути к музыке рекомендации для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений. -Ульяновск: ИПК ПРО,, 1999. - 73с.
23. Лидер Н., Баталова И. Путешествие по сказкам.
Музыкально-театрализованна литературная викторина./ Н.Лидер, И.Баталова.// Музыкальный руководитель 2016 №1.-С.22-26.
24. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов
/А.Г.Маклаков. - СПб.; Питер, 2001. - 583 с.
25. Метлов Н.А. Музыка - детям - М.: Просвещение, 1985.- 144с.
26. Михайленко Н.Я.. Короткова Н.А., Организация сюжетной игры в детском саду. -М., Издательство: Линка-Пресс, 2009. - С.96.
27. Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема
музыкознания //Восприятие музыки - М., 1980.-91с.
28. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб.
заведений в трех книгах/Р.С.Немов. - 2-е изд. - М.: Владос, 1995. - 576 с.
29. Никифорова О.И. Исследование по психологии художественного творчества. - М.: МГУ, 1999. - 142 с.
30. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно¬воспитательных комплексах. - М.: Просвещение, 2001. - 89 с.
31.Омельянюк Н.Ю. Педагогические основы деятельности литературно-музыкальных салонов. - М., 1999. - 167 с.
32. Панкратова Е.А. Культурные прак.17-тики как составляющие продуктивного образования. -Нижний Тагил, 2015. -С.17-22.
33. Пашкевич Т.Д. Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми. Рекомендации, диагностические материалы, задания и упражнения. -М., 2014. -149с.
34. Поддъяков Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. — Волгоград: Перемена, 1995. - с. 32-34..
35. Радынова О.П., Катинене А.И., Полавандишвили М.Л. Музыкальное
воспитание дошкольников / под.ред.О.П.Радыновой - М.:
Владос,1994. -63с.
36. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или О воспитании. -М.: Педагогика, 1998. -333с.
37. Селедкина Н.В. Методическое сопровождение внедрения
культурных практик в образовательную деятельность ДОО. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/7urNhttp%3A%2F%2Fwiki.tgl.net.ru%2Fim ages%2F3%2F32%2F%25D0%25A1%25D0%25B5%25D0%25BB%25 D0%25B5%25D0%25B4%25D0%25BA%25D0%25B8%25D0%25BD%
25D0%25B0_%25D0%25B2%25D 1 %258B%25D 1 %2581 %25D 1 %2582 %25D1%2583%25D0%25BF%25D0%25BB%25D0%25B5%25D0%25 BD%25D0%25B8%25D0%25B5_%25D0%25B0%25D0%25B2%25D0 %25B3%25D1%2583%25D1%2581%25D1%258215.doc&name=%D0% A1%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BA%D0%B8%D0%B
D%D0%B0_%D0%B2%D 1 %8B%D 1 %81 %D 1 %82%D 1 %83%D0%BF %D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B0%D0%B2 %D0%B3%D 1 %83%D 1 %81 %D1%8215 .doc&lang=ru&c=563036a8a70 0
38. Селестен Ф. Педагогика успеха и радости. -М., 1966. - С.23-49.
39. Словарь синонимов. Режим доступа:
(http: //dic.academic.ru/contents. nsf/dic_synonims/
40. Современный толковый словарь русского языка Ефремовой. Режим доступа:http ://dic.academic.ru/contents .nsf/efremova/
41. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. -М.: Просвещение, 1979. - 393 с.
42. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей. -М., 1991.¬334с.
43. Толковый словарь Ожегова. Режим доступа:
http://dic.academic.ru/contents.nsf/ogegova/
44. Толковый словарь Ушакова. Режим доступа:
http://dic.academic.ru/contents.nsf/ushakov/
45. Торопова А.В. Музыкальная психология и психология музыкального образования. -М., 2010. -240с.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М., Издательство: Перспектива, 2014. - 32с.
47. Федяева Н.В., Белодед Г.А. Организация игрового пространства вДОУ в контексте ФГОС. - М., 2015. -160с.
48. Фенькина А.А. Игровая культурная практика как жизнь дошкольника. Педагогическое образование в России. 2014 № 5.-С.23- 28.
49. Ходонович С. Музыкальное творчество и игровая деятельность / С. Ходонович // Пралеска 2000, №3, -С.15-21.
50. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и
юношества. -М., 1985. - 87с.
51. Шитова Е.В. Работа с родителями. Практические рекомендации иконсультации по воспитанию детей 2-7 лет. -Волгоград: Учитель, 2009. -169с.
52. Энциклопедический словарь. Режим доступа:
http://www.onlinedics.ru/slovar/bes.html


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ