Введение 3
Глава 1. Научно-методические основы формирования музыкальной культуры будущих учителей начальных классов 16
1.1. Теоретические предпосылки применения этнокультурного подхода в музыкальном образовании (на материале музыкальных произведений народов Северного Кавказа) 16
1.2. Роль традиций музыкального воспитания в нравственно¬эстетическом становлении личности 38
Глава 2. Технология моделирования процесса формирования музыкальной культуры студентов факультета педагогики и методики начального образования 57
2.1. Организационно-педагогические условия влияния музыкальной среды на нравственно-эстетическое воспитание будущих педагогов 57
2.2. Технология формирования музыкальной культуры студентов факультетов педагогики и методики начального образования 76
Глава 3. Организация опытно-экспериментальной работы по
формированию музыкальной культуры будущих учителей начальных 96
классов
3.1. Организация эксперимента по изучению влияния 96 музыкального образования на личность студента
3.2. Сравнительный анализ результатов опытно- 119 экспериментальной работы 132
Заключение 135
Литература
Закономерностью развития человечества на всем протяжении его истории является взаимодействие народов и культур. В многонациональном государстве определяющим императивом является поиск оптимального соотношения между общегосударственными и национальными интересами. Отсюда и постоянный интерес исследователей к разнообразным аспектам развития образования в условиях полиэтничности. В настоящее время наше общество переживает период трудного, но необратимого восстановления фундаментальных прав национальных культур. Становится очевидным основополагающее значение принципа взаимодополняемости разнонациональных культур в системе гуманитарного образования. Одним из важнейших приоритетов развития отечественной педагогики сегодня признается направление, связанное с обращением к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, несправедливо забытым на многие десятилетия.
Как субъект педагогической деятельности, учитель продуктивно функционирует только в контексте современной культуры. Одной из ее модификаций выступает профессионально-педагогическая культура, включающая в себя методологическую, интеллектуальную, нравственную, коммуникативную и гуманитарную культуру.
Общая феноменология профессионально-педагогической культуры учителя нашла отражение в работах В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, М.Я. Виленского, И.Ф. Исаева, А.К. Колесовой, А.В. Мудрика, В.В. Серикова,
B. А. Сластенина, Н.Ф. Талызиной и др.
В последнее десятилетие существенный вклад в разработку этнокультурного подхода, основанного на изучении культуры народов Российской Федерации, внесли исследования П.В. Алексеева, Б.С. Гершунского, С.И. Гессена, Г.М. Гогоберидзе, П.К. Гречко, Д.И. Ермолович,
C. Г. Заржевского, А.П. Лиферова, А.Ф. Лосева, М.К. Мамардашвили, А.И. Пискунова, О.Н. Полютовой. При этом проблема музыкальной подготовки
современного учителя начальных классов с учетом этнокультурных особенностей полинационального региона остается малоизученной, а анализ действующих Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования /ГОС ВПО/ по данной специальности показал, что назрела необходимость поиска новых способов формирования музыкальной культуры будущих учителей начальных классов с учетом специфики музыкального искусства народов РФ.
Актуальность данного исследования подкрепляется также тем, что проблема нравственного и эстетического развития детей младшего школьного возраста обострилась сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленные отчуждением ребенка от национальной культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к деструктуризации сознания подрастающего поколения, способствуют нарастанию межнациональной напряженности и тем самым ставят общество перед опасностью моральной деградации. Во все происходящие в современном обществе процессы неизбежно вовлечены дети. Вот почему приобщение детей к традиционной культуре своего и соседствующих народов является важнейшей гуманистической задачей. Одним из естественных механизмов преодоления нарастания негативных тенденций в обществе и гуманизации межнациональных отношений является система образования. Начинать решение этой задачи необходимо в младшем школьном возрасте, так как именно этот возраст является наиболее сензитивным периодом формирования механизмов этнообъединительных и этноразграничительных представлений, рефлексивного отношения к «своей» и «чужой» культуре. В этой связи требует переосмысления сама система нравственно-эстетического воспитания младших школьников. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте обеспечено значительно слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Обеспечить необходимый сегодня уровень нравственно-эстетического воспитания
младших школьников способен учитель начальных классов, профессиональная подготовка которого должна соответствовать современным требованиям. Кроме того, для решения педагогических задач необходимо, чтобы учитель начальных классов обладал высоким уровнем общей и в частности - музыкальной культуры.
Музыкальное искусство, открывая огромные возможности для познания душевного мира ребенка младшего школьного возраста, развивает способность понимать людей, сопереживать и сочувствовать им.
Значимость музыки для ребенка определяется тем, что музыкальная деятельность становится одним из ранних способов познания окружающего мира. Поэтому музыкальное воспитание оказывает существенное влияние на нравственно-эстетическое развитие личности ребенка, его сознание, чувства и поведение. Поскольку влияние музыки на нравственность младшего школьника обусловлено взаимосвязью искусства и морали как форм общественного сознания и духовно-практической деятельности личности.
Огромный воспитательный потенциал музыкальной культуры в условиях начального образования часто остается нереализованным в связи с недостаточной профессиональной подготовкой учителей начальных классов, недооценкой ими музыки как действенного вида искусства в духовном становлении ребенка. В немалой степени этому также способствует интенсивное развитие в средствах массовой коммуникации развлекательной индустрии, в которой музыка преподносится чаще в форме фонового, рекламного, развлекательного направления и в результате на задний план оттесняется саморазвитие - продвижение человека к истинным художественным ценностям через постижение классической и народной музыкальной культуры.
Народное искусство, народную музыку Л.У. Алимова, Г.А. Арсланова , А. А. Данилова, В. А. Дышлевской, Э.А. Мандалян, Г.В. Мухаметзянова, В.В. Ткач, Ю.В. Юзбашян и др., считают важнейшим из средств воспитания детей младшего школьного возраста, рассматривая музыкальное произведение
через призму этнокультурного подхода, как средство нравственно¬эстетического совершенствования личности.
Проблема формирования эстетической культуры личности средствами искусства рассматривалась в трудах отечественных ученых: Ю.А. Борева,
А.И. Бурова, М.С. Каган, В.И. Каниковского, Н.И. Киященко, А.И. Комаровой, Н.Л. Лейзерова, Б.Т. Лихачева, А.А. Мелик-Пашаева, Л.П. Печко, А.И. Сохор, В.А. Сухомлинского, Ю.У. Фохт-Бабушкина, С.Т. Шацкого. Анализ исследований в области музыкальной педагогики (О.А. Апраксиного, М.Г. Арановского, Б.В. Асафьева, Н.А. Ветлугиной, Е.Я. Гембицкой, Л.В. Горюновой, К.Г. Гофман, Д.Б. Кабалевского, М.С. Красильниковой, Е.Е. Критской, А.А. Пиличяускас, А.Н. Сохор, Б.М. Теплова, Р.М. Чумчиевой, В.Н. Шацкой и др.) дал основание рассматривать данный вид искусства в качестве фактора становления личности.
В исследованиях последних лет начинают широко использоваться возможности музыкальной среды в образовательном процессе. Это говорит о более высоком уровне изучения данной проблемы, о взаимодействии различных институтов воспитания и обучения. Все эти наработки пока еще не отражены в действующих Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования по специальности учитель начальных классов. Таким образом, богатейший опыт нравственного воспитания средствами музыкального искусства остается пока невостребованным. Это обусловило необходимость корректировки формирования музыкальной культуры студентов посредством введения дополнительных курсов по выбору. Эти курсы должны быть ориентированы на то, что в условиях размывания социальных и нравственных целей человеку необходимо опора на духовные ценности, одним из важнейших носителей которых является музыкальная культура. Эмоционально¬эстетическое воздействие музыки объективно несет этическую нагрузку, способствуя формированию системы нравственных ценностей. Происходит
эстетическое переживание и, одновременно, обогащение морального опыта личности. Процесс развития эмоциональной сферы студента опирается на взаимосвязь моральных и эстетических оценок, исходящих из требований общества в целом и этнических сообществ в частности.
Каждый народ создает свою национальную систему воспитания, которая непременно включает в себя и музыкальную культуру, отражающуюся в народных песнях, плясках, напевах, мелодиях и т.д. Все это позволяет практически использовать фольклорный материал как педагогическое средство в воспитательных целях: воспитание любви к национальной культуре, народному искусству, понимание взаимосвязи культур разных народов. Ведь у многих наций с давних времен наблюдалось поразительное единство целей воспитания и воспитательных средств, совпадали их традиционные представления о добре, о красоте, о гармонии. Освоение народных музыкальных традиций - пусть к формированию творческой личности, способной постичь красоту и непреходящую духовную ценность своего и других народов, понять и оценить вклад каждого этноса в сокровищницу общечеловеческой культуры.
Теоретическое изучение и практический опыт работы в вузе позволили нам разработать авторскую технологию формирования музыкальной культуры студента, апробированную в ходе педагогического эксперимента, имевшего целью исследовать уровень сформированности музыкальной культуры личности. Уровень музыкальной культуры студентов определяется по трем критериям: интеллектуальному, эмоционально-чувственному, деятельностно-волевому. Реализация этой технологии возможно при соблюдении ряда педагогических условий:
- интеграции личностно-ориентированного и этнокультурного подходов, обеспечивающих развитие ценностного потенциала и гуманистической направленности личности, ее творческую самореализацию;
- ориентация на изучение, восприятие и оценивание музыкальных произведений как классических, так и народных (включая фольклорные мотивы народов Российской Федерации);
- опоры на потребностно-интеллектуальную, эмоциональную и мотивационную сферы личности студента, ее индивидуально-возрастные и социально-психологические особенности;
- построения и реализация педагогической модели формирования музыкальной культуры студентов в вузе на основе дифференцированного подхода.
Эксперимент подтвердил правильность выдвинутой в начале исследования гипотезы. Разработанная нами педагогическая модель формирования музыкальной культуры студентов и выделенные педагогические условия эффективного протекания процесса музыкального образования и вузе показали свою состоятельность и могут активно применяться в учебной работе.
Изучение процесса формирования музыкальной культуры будущих учителей начальных классов в вузах открывают возможности для дальнейших исследований: поиска вариативных способов педагогизации музыкальной среды, путей корректировки музыкальных интересов студентов и т. д.
1. Абрамова Г.С.Возрастная психология. - М.: Академия, 1997.
2. Агапова И. А., Давыдова М. А. 30 музыкальных занятий для начальной школы. - М., 2002.
3. Аджиев A.M. Героико-исторические песни народов Дагестана. - Махачкала, 1988.
4. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XVIII— XIX вв / Общ. ред. В.К. Гарданова. - Нальчик. 1974. - С.47.
5. Айдемиров Н.Г. Взаимоотношение этнической культуры народов Северного Кавказа и ислама. - Ставрополь. 1993.
6. Александров Е.П. Диагностика отношения старшеклассников к музыке.
- Деп. ОЦНИ «Школа и педагогика», 1982.
7. Александров Е.П. К вопросу о структуре отношения к музыке // Актуальные проблемы современной музыкальной педагогики. -
Таганрог: ТГПИ, 1994.
8. Александров Е.П. Научно-методические аспекты музыкально¬эстетического воспитания старшеклассников // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. - М., 1982.
9. Александров Е.П. О результатах музыкально-эстетического воспитания (по материалам изучения восьмиклассников) // Проблемы гуманизации музыкального воспитания. - Таганрог: ТГПИ, 1992.
10. Александров Е.П. О структуре эстетического отношения к музыке // Формирование эстетического отношения к искусству у учащихся старшего школьного возраста. - М.: АПН СССР, 1991.
11. Александров Е.П. О типах отношения восьмиклассников к музыке // Актуальные проблемы эстетического воспитания детей и молодежи. Тез. докл. республ. Н.-пр. конф. 4.1. - Могилев, 1982.
12. Александров Е.П. Организация дифференцированного подхода к музыкально-эстетическому воспитанию старшеклассников: Мет. поС.по курсу теории и методики музыкального воспитания. - Таганрог: ТГПИ, 1995.
13. Александров Е.П. Результаты музыкального воспитания школьников (по материалам социолого-педагогического исследования восьмиклассников г. Таганрога). - Таганрог: Мир образования, 1998. № 1.
14. Александров Е.П. Социально-психологические средства реализации дифференцированного подхода к музыкально-эстетическому воспитанию старшеклассников. Дисс.канд. пед. наук. - М., 1982.
15. Александров Е.П. Специализация по эстетическому воспитанию средствами музыки. - Методическое пособие. - Таганрог: ТГПИ, 1983.
16. Александров Е.П. Типология отношения старших школьников к музыке.
- Деп. ОЦНИ «Школа и педагогика», 1982.
17. Александров Е.П. Формирование эстетического отношения подростков к музыкальному искусству // Педагогический всеобуч родителей.
Поклассные беседы. Методические рекомендации учителям-стажерам. - Таганрог: ТГПИ, 1982.
18. Алиев Ю.М.Б. Музыкальное воспитание в системе эстетического развития личности // Система эстетического воспитания школьников / Под ред. С. А. Герасимова. - М.: Педагогика, 1983.
19. Алиев Ю.М.Б. Музыкальное воспитание. - Музыкальная энциклопедия. - Т.З. - М.: Сов. Энциклопедия, 1976. - С.755-762.
20. Алиев Ю.М.Б. Формирование музыкальной культуры школьников- подростков. Дисс.докт. пед. наук. - М., 1987.
21. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. - М.: Наука, 1971.
22. Байрамуков А.С.Общесвенно-просветительская мысль в Карачае во второй половине XIX - начале XX века и развитие карачаевского этноса.
- Крачаевск, 1998.
23. Бактигулова Л.Б. Национальная музыка в нравственном воспитании младших школьников. - М., 1989.
24. Балашов Д.М., Марченко Ю.И., Калмыкова И.И. Русская свадьба: свадебный обряд на Верхней и Средней Кокшеньге и на Уфтюге (Таркогский район Волгоградской области) / Ред.-сост. музыкальной части A.M. Мехнецов. - М., 1985. - С.323.
25. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. - М.: Педагогика, 1979.
26. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. - Л.: ЛГУ, 1970.
27. Бодина Е.А. Воспитательная функция исполнительского искусства // Музыка. - 1973. № 4. - С.7-8.
28. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: теоретические и практические аспекты проблемы // Всесоюзн. науч.-пр. конф.: Тез. Докл. - М., 1990. - С.10-11,35-37.
29. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации. Дисс.докт. пед. наук. - М., 1992.
30. Бодина Е.А. История музыкально-эстетического воспитания школьников. Уч. поС.М.-Куйбышев: КГПИ-МГЗПИ, 1989.
31. Бодина Е.А. Комплексная подготовка специалистов по музыкально-эстетическому воспитанию школьников в условиях высшего педагогического образования: Метод рек. - М.: МГЗГГИ, 1991.
32. Бодина Е.А. О профессиональной подготовке учителя музыки в связи с требованиями новой программы для общеобразовательной школы // Совершенствование процесса профессиональной подготовки учителя музыки в условиях высшего педагогического образования. - М., 1982. - С.28-36.
33. Бодина Е.А. Об эстетических закономерностях педагогической деятельности // Познавательная деятельность учащихся заочников в условиях ее активизации. - М., 1985. - С.134-140.
34. Бодина Е.А. Педологические аспекты музыкально