ВВЕДЕНИЕ 3
1 Описание предметной области 6
1.1 Общая характеристика «Белгородский педагогический колледж» 6
1.2 Роль классного руководителя в колледже 11
1.3 Компьютерные технологии в помощь руководителю 18
1.4 Постановка задачи 21
2 Моделирование деятельности классного руководителя 35
2.1 Построение функциональной модели «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ» 35
2.2 Построение логической модели базы данных 38
3 Разработка АРМ классного руководителя группы учащихся колледжа 45
3.1 Программная реализация АРМ 45
3.2 Апробация АРМ классного руководителя группы 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ В 74
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Несмотря на повсеместную информатизацию и компьютеризацию современного общества, в образовательных учреждениях среднего звена до сих пор нет средств, позволяющих в достаточной мере автоматизировать процесс ведения документации и отчетности. В процессе компьютерного обеспечения информационных процессов в любой организации важную роль играют базы данных. Они представляют собой надёжное и эффективное средство представления структур данных, позволяют манипулировать данными. Системы управления базами данных отвечают за физическое размещение данных, описание данных, быстрый поиск данных по заданным условиям, поддержание баз данных в актуальном состоянии, защищают данные от некорректных обновлений и несанкционированного доступа, позволяют обслуживать запросы к данным одновременно от нескольких пользователей.
Одной из составных задач можно рассматривать проблему технической поддержки деятельности классного руководителя.
В системе воспитания учащихся ССУЗов классный руководитель и его деятельность занимает особое место. Организация деятельности классного руководителя в воспитательном контексте является очень сложным процессом. Актуальным на сегодняшний день является вопрос: как помочь классному руководителю в ведении документации и формировании отчетности?
Классному руководителю необходимо хранить и использовать множество различной документации, нужной для эффективной работы. Он всегда должен знать расписание своей группы, а также список преподавателей, которые в ней работают. Также у классного руководителя должны иметься все основные личные сведения об учащихся, а также их родителях, номера телефонов учащихся и их родителей для быстрого оповещения, особенно в том случае, если учащийся имеет
Классный руководитель ведёт учёт успеваемости и посещаемости учащихся, информацию о состоянии их здоровья, наличии или отсутствии правонарушений, участии и победе в конкурсах, олимпиадах, наличии взысканий или поощрений со стороны руководства ССУЗа, финансовый отчёт по оплате за какие-то мероприятия, т.е. выполняет функцию статиста и контролёра. Кроме ведения классного журнала, классный руководитель должен по окончанию четверти сдать отчет в учебную часть колледжа о движении учащихся (выбытие, прибытие), об итогах успеваемости, с подсчётом успеваемости, качества знаний и средней обученности учащихся. В отчётах отображаются количество учащихся, претендующих на получение диплома с отличием, количество успевающих, количество неуспевающих, процент качества и успеваемости у данного преподавателя, отчёт об участии учащихся в различных конкурсах и олимпиадах.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана со значительной тратой времени на бумажную работу классным руководителем и заключается в необходимости разработки информационной системы технической поддержки классного руководителя в рассматриваемой области в виде АРМ.
Объект исследования: деятельность классного руководителя.
Предмет исследования: процесс создания информационной системы технической поддержки классного руководителя.
Цель ВКР: автоматизировать процесс ведения документации и отчетности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучение технологий создания информационных систем технической поддержки, включая АРМ;
- проектирование базы данных для хранения всей информации об учащихся, родителях, мероприятиях, преподавателях, успеваемости, посещаемости, достижениях учащихся;
- разработка базы данных для хранения информации об учащихся, родителях, мероприятиях, преподавателях, успеваемости, посещаемости, достижениях учащихся;
- проектирование АРМ классного руководителя;
- разработка АРМ классного руководителя.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех разделов, введения, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Во введении рассматривается актуальность выбранной темы, выбираются объект и предмет исследования, ставится цель, формулируются задачи. Описывается структура ВКР.
В первом разделе дана характеристика предметной области.
Во втором разделе построены функциональные модели деятельности классного руководителя, разработана модель базы данных.
В третьем разделе приведено описание программной реализации АРМ классного руководителя и оценка эффективности его применения.
В заключении проводится анализ полученных результатов, и делаются выводы.
Пояснительная записка к ВКР написана на 73 страницах, содержит 35 рисунков, 16 таблиц, 18 формул и 4 приложения на 21 странице.
В настоящее время в сфере образования нет средств, позволяющих в достаточной мере автоматизировать процесс ведения документации и отчетности классным руководителем.
О своевременности и актуальности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что большую часть своего времени и классные руководители тратят на оформление различной документации, на составление сводных отчетов в разных разрезах для руководства ССУЗа: о наличии неполных, малообеспеченных семей или семей, где один родитель, либо опекуны, о наличии учащихся с хроническими заболеваниями, о посещаемости и успеваемости учащихся, о наличии взысканий или поощрений со стороны руководства ССУЗа, об участии учащихся в олимпиадах и конкурсах, посещении кружков, мероприятий и т.д. Кроме того, преподавателю колледжа часто приходится вести учет денежных средств, которые сдают родители на посещение учащимися различных платных мероприятий. Таким образом, разработка и реализация информационной системы технической поддержки для классного руководителя, обеспечивающей хранение, накопление и предоставление всей необходимой информации об учащихся и конкретной группе в целом является своевременной. Разработка автоматизированного рабочего места классного руководителя позволит значительно упростить работу классных руководителей, избавив их от излишнего объёма документации и сделав формирование отчетов руководству ССУЗа менее трудоёмкой.
Разработанный программный продукт содержит в себе базу данных, которая объединяет в себе все сведения, необходимые для систематизации и упорядочения процесса работы.
1. Агальцов, В.П. Базы данных. В 2-х т. Т. 2. Распределенные и удаленные базы данных: Учебник [Текст] / В.П. Агальцов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА- М, 2013. - 272 c.
2. Агальцов В.П. Базы данных. В 2-х т.Т. 1. Локальные базы данных: Учебник [Текст] / В.П. Агальцов. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 c.
3. Алешин Л.И. Информационные технологии: Учебное пособие [Текст] / Л.И. Алешин. - М.: Маркет ДС, 2011. - 384 с.
4. Балдин К.В. Информационные технологии в менеджменте: Учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования [Текст] / К.В. Балдин. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 288 c.
5. Баронов В.В. Информационные технологии и управление [Текст] / В.В. Баронов, Г.И. Калянов, Ю.И. Попов // М.: Издательство ДМК Пресс, 2004. - 328 с.
6. Беспалов Р.С. Инструментарий разработчика бизнес-процессов. [Текст] - М.: Актион-Медиа, 2015. - 136 с.
7. Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. [Текст] / А.М. Вендеров. - М.: Финансы и статистика, 2000.
8. Гаврилов М.В. Информатика и информационные технологии: Учебник для бакалавров [Текст] / М.В. Гаврилов, В.А. Климов; Рецензент Л.В. Кальянов, Н.М. Рыскин. - М.: Юрайт, 2013. - 378 c.
9. Годин В.В. Информационное обеспечение управленческой деятельности [Текст] / В.В. Годин, И.К. Корнеев. - М.: Изд. «Высшая школа», 2001.
10. Голицына О.Л. Базы данных: Учебное пособие [Текст] / О.Л. Голицына, Н.В. Максимов, И.И. Попов. - М.: Форум, 2012. - 400 c.
11. ГОСТ РВ 51987-2002. Информационная технология. Комплекс стандартов на АС. Типовые требования и показатели качества функционирования информационных систем. Госстандарт России. Москва.
12. Гришин В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности: Учебник [Текст] / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 416 c.
13. Ивасенко А.Г. Информационные технологии в экономике и управлении: Учебное пособие [Текст] / А.Г. Ивасенко, А.Ю. Гридасов, В.А. Павленко. - М.: КноРус, 2013. - 158 c.
14. Игнатьева А.В. Исследование систем управления [Текст] / А.В. Игнатьева, М.М. Максимцов. - М.: Изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 157 с.
15. Институт управления проектами. Руководство к Своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) [Текст] - Пятое изд. - М: Издательство Project Management Institute, Inc., 2013. - 614 с.
16. Крылов И.А. Информационные технологии: Теория и практика управления персоналом в России [Текст] / И.А. Крылов. - М.: Издательство Центр, 2006. - 378 с.
17. Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие [Текст] / Под общ. ред. И.И. Мазура. — 2-е изд. — М.: Омега-Л, 2004. — 664 c.
18. Маклаков С.В. Создание информационных систем с All Fusion Modeling Suite. [Текст] / С.В. Маклаков - М.: Диалог-МИФИ, 2003.
19. Матюшок С.В. Управление проектами: Учебное пособие [Электронный
ресурс] Москва: РУДН, 2015. - 553 с. - Режим доступа:
http://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785209038962.html
20. Никишина А.Л. Человеческий ресурс как основной фактор повышения конкурентного преимущества предприятия [Текст] / А.Л. Никишина // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. - 2013. - №2. - С. 28.
21. Региональный центр новых информационных технологий [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://rrc.karelia.ru/site/Resources/iias/. (дата обращения: 25.01.2017).
22. Редько В.Н. Базы данных и информационные системы: Учебное пособие [Текст] / В.Н. Редько, И.А. Бассараб. - М.: Знание, 2011. - 602 c.
23. Синаторов, С.В. Информационные технологии.: Учебное пособие [Текст] / С.В. Синаторов. - М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 336 c.
24. Системы управления персоналом [Электронный ресурс] // www.efsol.ru URL: http://efsol.ru/solutions/hrm-automation.html(дата обращения: 15.02.2017).
25. Учитель Ю. SWOT-анализ и синтез - основа формирования стратегии организации [Текст] / Ю. Учитель, М. Учитель. - М.: Либроком, 2010. - 328с.
26. Федоров Н.В. Проектирование информационных систем на основе современных CASE-технологий. [Текст] - М.: МГИУ, 2008. - 287 с.
27. Экономическая эффективность. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/16622. (дата обращения:
05.05.2017).
28. IDEF0: функциональное моделирование деловых процессов [Электронный ресурс] // www.ecsocman.hse.ru URL: http://ecsocman.hse.ru/rubezh/msg/18681918.html(дата обращения: 05.02.2017).