МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИЗИНГ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА
|
Введение
Международный лизинг: теоретические аспекты 7
1.1 Понятие и сущность лизинга, в том числе международного 7
1.2 Классификация существующих форм и видов лизинга 16
1.3 Нормативно -законодательная база лизинга 24
2 Анализ зарубежного и российского рынка лизинговых услуг 33
2.1 Современное состояние мирового рынка лизинга 33
2.2 Тенденции развития российского рынка лизинговых слуг 54
2.3 Основные субъекты рынка международного авиализинга и механизм их взаимодействия (на примере компаний «Аэрофлот» и « AWAS») 71
Заключение 83
Список использованных источников 88
Приложение
Международный лизинг: теоретические аспекты 7
1.1 Понятие и сущность лизинга, в том числе международного 7
1.2 Классификация существующих форм и видов лизинга 16
1.3 Нормативно -законодательная база лизинга 24
2 Анализ зарубежного и российского рынка лизинговых услуг 33
2.1 Современное состояние мирового рынка лизинга 33
2.2 Тенденции развития российского рынка лизинговых слуг 54
2.3 Основные субъекты рынка международного авиализинга и механизм их взаимодействия (на примере компаний «Аэрофлот» и « AWAS») 71
Заключение 83
Список использованных источников 88
Приложение
Значительные изменения, протекающие в мировой экономике, а также формируемые в условиях научно -технического прогресса потребности в замене основных производственных фондов и необходимость более эффективного применения финансовых средств привели к созданию и продвижению новых методов финансирования приобретения и обновления материально-технической базы. Лизинг превратился в один из наиболее важных инвестиционных инструментов.
Актуальность работы обусловлена тем, что лизинговый механизм достаточно многогранен и способствует достижению целей не только участников лизинговой сделки, но и экономики страны в целом. Однако в России становление лизинга началось значительно позже, чем в развитых странах мира. В связи с этим его развитие в нашей стране должно осуществляться на основе адаптации опыта иностранных государств, где данный вид финансирования применяется наиболее эффективно.
Особенность международного лизинга заключается в том, что его применение способствует решению сразу нескольких проблем, с которыми в настоящий момент столкнулось наше государство. Одна из основных проблем проявляется в изношенности основных производственных фондов. Предприятиям по всей России необходимо обновить используемое ими оборудование. Однако большинство компаний не имеют финансовых возможностей для покупки новых средств производства, кредитование также доступно не всем. В этом случае проблема может быть решена с помощью лизингового финансирования.
Кроме того, международный лизинг позволяет отечественным компаниям приобретать оборудование иностранного производства, аналогов которого в России нет. Это в свою очередь повышает их конкурентоспособность на внутреннем рынке, а в масштабах государства способствует инновационному развитию страны, так как появляется доступ к иностранным рынкам высоких технологий.
Еще одна необходимость международного лизинга заключается в том, что он дает возможность отечественным производителям расширить свои рынки сбыта. Есть ниша иностранных потребителей, которые не могут позволить себе купить данный товар российского происхождения, а международный лизинг предоставляет им такую возможность. Это, в свою очередь, ведет к увеличению экспорта и повышению конкурентных преимуществ нашей страны на мировом рынке.
Следует отметить, что в России также существует проблема финансирования лизинговых операций. Особенно это ощущается, если сделка касается масштабных проектов, финансирование которых полностью не покрывается за счет банковского кредитования, например, лизинг воздушных судов или лизинг в рамках крупных инфраструктурных проектов. В таких случаях международный лизинг помогает привлечь иностранных инвесторов, получить заемные средства у иностранных финансовых структур или гарантии экспортных-импортных банков других государств.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании зарубежного опыта и российской практики использования международного лизинга.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты лизинга, в том числе международного;
2) провести анализ состояния мирового рынка лизинга;
3) выявить тенденции развития российского рынка лизинговых услуг;
4) изучить механизм международной лизинговой сделки на примере компаний занимающихся лизингом воздушных судов.
Объект выпускной квалификационной работы - международный лизинг.
Предмет работы - тенденции развития и состояние рынков лизинга зарубежных стран, а также России.
Теоретической и методологической базой исследования явились основные положения в области лизинга, описанные как в трудах отечественных, так и зарубежных ученых, таких как Философова Т.Г., Газман В.Д., Горемыкин В.А., Адамов Н.А., Моисеев С.Р., а также статьи экономических журналов, законы и нормативные акты, регламентирующие лизинговую деятельность.
Кроме того, в работе использовались статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ и материалы рейтингового агентства «Эксперт РА». Анализ мирового рынка лизинга основан на отчетах White Clark Group, Leaseurope, Finance & Leasing Association, ELFA, IFC и прочих зарубежных ассоциаций и консалтинговых агентств, занимающихся исследованиями в области финансов и лизинга.
Актуальность работы обусловлена тем, что лизинговый механизм достаточно многогранен и способствует достижению целей не только участников лизинговой сделки, но и экономики страны в целом. Однако в России становление лизинга началось значительно позже, чем в развитых странах мира. В связи с этим его развитие в нашей стране должно осуществляться на основе адаптации опыта иностранных государств, где данный вид финансирования применяется наиболее эффективно.
Особенность международного лизинга заключается в том, что его применение способствует решению сразу нескольких проблем, с которыми в настоящий момент столкнулось наше государство. Одна из основных проблем проявляется в изношенности основных производственных фондов. Предприятиям по всей России необходимо обновить используемое ими оборудование. Однако большинство компаний не имеют финансовых возможностей для покупки новых средств производства, кредитование также доступно не всем. В этом случае проблема может быть решена с помощью лизингового финансирования.
Кроме того, международный лизинг позволяет отечественным компаниям приобретать оборудование иностранного производства, аналогов которого в России нет. Это в свою очередь повышает их конкурентоспособность на внутреннем рынке, а в масштабах государства способствует инновационному развитию страны, так как появляется доступ к иностранным рынкам высоких технологий.
Еще одна необходимость международного лизинга заключается в том, что он дает возможность отечественным производителям расширить свои рынки сбыта. Есть ниша иностранных потребителей, которые не могут позволить себе купить данный товар российского происхождения, а международный лизинг предоставляет им такую возможность. Это, в свою очередь, ведет к увеличению экспорта и повышению конкурентных преимуществ нашей страны на мировом рынке.
Следует отметить, что в России также существует проблема финансирования лизинговых операций. Особенно это ощущается, если сделка касается масштабных проектов, финансирование которых полностью не покрывается за счет банковского кредитования, например, лизинг воздушных судов или лизинг в рамках крупных инфраструктурных проектов. В таких случаях международный лизинг помогает привлечь иностранных инвесторов, получить заемные средства у иностранных финансовых структур или гарантии экспортных-импортных банков других государств.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании зарубежного опыта и российской практики использования международного лизинга.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты лизинга, в том числе международного;
2) провести анализ состояния мирового рынка лизинга;
3) выявить тенденции развития российского рынка лизинговых услуг;
4) изучить механизм международной лизинговой сделки на примере компаний занимающихся лизингом воздушных судов.
Объект выпускной квалификационной работы - международный лизинг.
Предмет работы - тенденции развития и состояние рынков лизинга зарубежных стран, а также России.
Теоретической и методологической базой исследования явились основные положения в области лизинга, описанные как в трудах отечественных, так и зарубежных ученых, таких как Философова Т.Г., Газман В.Д., Горемыкин В.А., Адамов Н.А., Моисеев С.Р., а также статьи экономических журналов, законы и нормативные акты, регламентирующие лизинговую деятельность.
Кроме того, в работе использовались статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ и материалы рейтингового агентства «Эксперт РА». Анализ мирового рынка лизинга основан на отчетах White Clark Group, Leaseurope, Finance & Leasing Association, ELFA, IFC и прочих зарубежных ассоциаций и консалтинговых агентств, занимающихся исследованиями в области финансов и лизинга.
В целом мировой лизинговый рынок имеет положительную динамику, не смотря на значительный спад в 2008-2009 гг. на 30%, связанный с мировым финансовым кризисом. Одна из тенденций развития лизинга в мире проявляется в его зависимости от макроэкономической ситуации в странах. Финансовые и экономические кризисы дестабилизируют экономику, что снижает деловую активность, а вместе с ней и лизинговую деятельность. В 2009 г. объем, совершаемых в Европе сделок, снизился в полтора раза, в Северной Америке - почти на 16%, а в Южной Америке - практически в два раза. Однако, начиная с 2010 г. экономики начинают восстанавливаться, а объемы лизингового бизнеса расти. В 2016 г. они увеличились практически на 85% по сравнению с 2010 г.
Рассматривая лизинг в разрезе шести регионов мира, можно заметить, что наиболее стремительными темпами он развивается в азиатском регионе: объемы лизинга выросли на 174,5% с 2010 г., обеспечив региону 30% мирового рынка в 2016 г. Однако лидером по данному показателю все еще остается Северная Америка (37,9%). За ней следует Европа с долей 31,5%. В целом на три этих региона приходится около 96% лизинговых сделок, заключаемых в мире. Т.е. на долю Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии приходится только 4% рынка. Более того для африканского региона характерна отрицательная динамика лизинговой отрасли, что объясняется его экономической и социально -политической нестабильностью.
В каждом из трех лидирующих регионов имеются страны, являющиеся драйверами роста лизинговой деятельности. В североамериканском регионе - США (92,1% рынка данного региона), в азиатском - Китай (71,3%) и Япония (20,5%), в европейском - Великобритания (23,6%) и Германия (18,6%).
США - ключевой участник лизинговых операций в североамериканском регионе и в мире (около 35% мировых объемов). Во -первых, это связано с тем, что исторически формирование лизинга произошло в этой стране. Во -вторых, они активно используют лизинг в качестве одного из главных инструментов финансирования обновления основного капитала и развития малого и среднего предпринимательства. В 2016 г. удельный вес лизинга в финансировании движимого имущества составлял 39%. Причем наибольшее число таких операций совершается с представителями среднего бизнеса (51%). Крупнейшим сегментом рынка является лизинг транспортных средств (26%) и информационных технологий (23%).
Великобритания и Германия - ключевые участниками европейского рынка лизинга, помимо этого они занимают 3-ю и 4-ю позиции после США и Китая в мировом рейтинге. Значительный уровень концентрации лизинговых сделок в этих странах объясняется ранним зарождением там лизинговых отношений и высокими темпами экономического развития данных государств.
Рынок лизинга Великобритании с 2011 г. показывает положительную динамику, увеличившись в 2016 г. на 48% по сравнению с 2011 г. В 2016 г. более 30% инвестиций в машины и оборудование профинансировано за счет лизинга. Причем 55,6% лизингового финансирования было отмечено в сегменте малого и среднего бизнеса. Доминирующие сектора: лизинг автомобилей (30,92%) и коммерческого транспорта (23,29%), а также машин и оборудования (20,1%).
В Германии лизинг - один из самых популярных инвестиционных инструментов, на него приходится чуть меньше половины всех инвестиций в оборудование. В 2016 г. объемы нового бизнеса выросли на 13,3% по сравнению с 2011 г., когда рынок начал восстанавливаться после кризиса. Лизинг способствует развитию малого и среднего бизнеса, на который приходится около 85% новых договоров. Широко используется с целью развития автомобильной индустрии: немецкий сектор лизинга транспортных средств самый развитый в мире, его доля составляет 77% объемов лизингового бизнеса страны.
Лизинговый рынок Китая второй в мире и развивается быстрыми темпами, благодаря значительному притоку в Китай иностранного капитала. В 2016 г. объемы лизингового бизнеса выросли на 133,1% по сравнению с 2012 г., а число лизинговых компаний - почти в 13 раз. В 2016 г. насчитывалось 7136 таких компаний, из которых 96,3% составляли компании с иностранным капиталом. Наиболее часто лизинговое финансирование применяется в секторе медицинского и строительного оборудования, а также в отрасли воздушных судов. Автолизинг развит меньше, прежде всего, из-за особенностей культуры.
Япония - пятый лизинговый рынок в мире, где примерно 6% капиталовложений осуществляется посредством лизинга. При этом 51,1% лизинговых сделок совершается в сегменте малого и среднего бизнеса. Доминирует лизинг информационных технологий (31,2%), что является характерной чертой этого государства.
К тенденциям развития лизинга в России относят:
- нестабильность рынка лизинга, вызванную влиянием кризисных явлений 2008-2009 гг. и 2014-2015 гг.;
- неразвитость механизма оперативного лизинга;
- преобладание компаний с государственным участием;
- сосредоточение новых лизинговых контрактов в основном в Москве;
- доминирование лизинга автотранспортных средств;
- заключение сделок в основном в сегменте крупного бизнеса.
В целом динамику объемов нового лизингового бизнеса в России нельзя назвать стабильной: в кризисные периоды наблюдается падение на 56,9% в 2008 г. и на 58,1% в 2009 г., а также на 13,2% в 2014 г. и почти на 20% в 2015 г. Тем не менее в 2017 г. рынок лизинга показывает заметный рост на 47,6% по сравнению с предыдущим годом и достигает максимального значения.
Большинство сделок приходится на финансовый лизинг (79%), оперативный используется меньше (21%) из-за более высокой стоимости, а также несовершенства нормативно-законодательной базы.
Большая часть новых лизинговых договоров приходится на Москву (41,7%), являющуюся центром всех бизнес процессов в стране. В Центральном федеральном округе - 10,5%, в остальных регионах значительно меньше.
Ключевыми сегментами использования лизингового финансирования являются автосегмент (34,9%), ж/д техника (20,8%) и авиационный транспорт (18,2%). Существенное влияние на объемы автолизинга оказывают программы государственной поддержки.
Учитывая высокую степень износа в стране основных фондов (48,1% в 2016 г.), необходимо развивать и совершенствовать лизинг как метод финансирования бизнеса. В 2017 г. доля крупного бизнеса составила 44,6%, малого бизнеса - 37,5%, среднего - 14,6%. В целом в последние годы использование лизингового финансирования малым и средним бизнесом растет (52,1% в 2017 г. в сравнении с 47,2% в 2014 г.).
Помимо положительных тенденций, наметившихся в развитии лизинга в нашей стране, существует также много проблем, который в значительной степени тормозят его развитие. В качестве основной лизингодатели выделяют в
2017 г. высокий процент кредитования (65,5% респондентов), что негативно сказывается на финансовом состоянии лизингодателей. 49% респондентов выделяют высокую конкуренцию среди лизинговых компаний, особенно со стороны компаний с государственным участием, так как небольшим лизингодателям трудно с ними конкурировать. 37% респондентов выделяют несовершенство нормативно -правового регулирования, что препятствует развитию более сложных видов лизинга, которые успешно используют иностранные государства.
Рассматривая лизинг в разрезе шести регионов мира, можно заметить, что наиболее стремительными темпами он развивается в азиатском регионе: объемы лизинга выросли на 174,5% с 2010 г., обеспечив региону 30% мирового рынка в 2016 г. Однако лидером по данному показателю все еще остается Северная Америка (37,9%). За ней следует Европа с долей 31,5%. В целом на три этих региона приходится около 96% лизинговых сделок, заключаемых в мире. Т.е. на долю Южной Америки, Африки, Австралии и Новой Зеландии приходится только 4% рынка. Более того для африканского региона характерна отрицательная динамика лизинговой отрасли, что объясняется его экономической и социально -политической нестабильностью.
В каждом из трех лидирующих регионов имеются страны, являющиеся драйверами роста лизинговой деятельности. В североамериканском регионе - США (92,1% рынка данного региона), в азиатском - Китай (71,3%) и Япония (20,5%), в европейском - Великобритания (23,6%) и Германия (18,6%).
США - ключевой участник лизинговых операций в североамериканском регионе и в мире (около 35% мировых объемов). Во -первых, это связано с тем, что исторически формирование лизинга произошло в этой стране. Во -вторых, они активно используют лизинг в качестве одного из главных инструментов финансирования обновления основного капитала и развития малого и среднего предпринимательства. В 2016 г. удельный вес лизинга в финансировании движимого имущества составлял 39%. Причем наибольшее число таких операций совершается с представителями среднего бизнеса (51%). Крупнейшим сегментом рынка является лизинг транспортных средств (26%) и информационных технологий (23%).
Великобритания и Германия - ключевые участниками европейского рынка лизинга, помимо этого они занимают 3-ю и 4-ю позиции после США и Китая в мировом рейтинге. Значительный уровень концентрации лизинговых сделок в этих странах объясняется ранним зарождением там лизинговых отношений и высокими темпами экономического развития данных государств.
Рынок лизинга Великобритании с 2011 г. показывает положительную динамику, увеличившись в 2016 г. на 48% по сравнению с 2011 г. В 2016 г. более 30% инвестиций в машины и оборудование профинансировано за счет лизинга. Причем 55,6% лизингового финансирования было отмечено в сегменте малого и среднего бизнеса. Доминирующие сектора: лизинг автомобилей (30,92%) и коммерческого транспорта (23,29%), а также машин и оборудования (20,1%).
В Германии лизинг - один из самых популярных инвестиционных инструментов, на него приходится чуть меньше половины всех инвестиций в оборудование. В 2016 г. объемы нового бизнеса выросли на 13,3% по сравнению с 2011 г., когда рынок начал восстанавливаться после кризиса. Лизинг способствует развитию малого и среднего бизнеса, на который приходится около 85% новых договоров. Широко используется с целью развития автомобильной индустрии: немецкий сектор лизинга транспортных средств самый развитый в мире, его доля составляет 77% объемов лизингового бизнеса страны.
Лизинговый рынок Китая второй в мире и развивается быстрыми темпами, благодаря значительному притоку в Китай иностранного капитала. В 2016 г. объемы лизингового бизнеса выросли на 133,1% по сравнению с 2012 г., а число лизинговых компаний - почти в 13 раз. В 2016 г. насчитывалось 7136 таких компаний, из которых 96,3% составляли компании с иностранным капиталом. Наиболее часто лизинговое финансирование применяется в секторе медицинского и строительного оборудования, а также в отрасли воздушных судов. Автолизинг развит меньше, прежде всего, из-за особенностей культуры.
Япония - пятый лизинговый рынок в мире, где примерно 6% капиталовложений осуществляется посредством лизинга. При этом 51,1% лизинговых сделок совершается в сегменте малого и среднего бизнеса. Доминирует лизинг информационных технологий (31,2%), что является характерной чертой этого государства.
К тенденциям развития лизинга в России относят:
- нестабильность рынка лизинга, вызванную влиянием кризисных явлений 2008-2009 гг. и 2014-2015 гг.;
- неразвитость механизма оперативного лизинга;
- преобладание компаний с государственным участием;
- сосредоточение новых лизинговых контрактов в основном в Москве;
- доминирование лизинга автотранспортных средств;
- заключение сделок в основном в сегменте крупного бизнеса.
В целом динамику объемов нового лизингового бизнеса в России нельзя назвать стабильной: в кризисные периоды наблюдается падение на 56,9% в 2008 г. и на 58,1% в 2009 г., а также на 13,2% в 2014 г. и почти на 20% в 2015 г. Тем не менее в 2017 г. рынок лизинга показывает заметный рост на 47,6% по сравнению с предыдущим годом и достигает максимального значения.
Большинство сделок приходится на финансовый лизинг (79%), оперативный используется меньше (21%) из-за более высокой стоимости, а также несовершенства нормативно-законодательной базы.
Большая часть новых лизинговых договоров приходится на Москву (41,7%), являющуюся центром всех бизнес процессов в стране. В Центральном федеральном округе - 10,5%, в остальных регионах значительно меньше.
Ключевыми сегментами использования лизингового финансирования являются автосегмент (34,9%), ж/д техника (20,8%) и авиационный транспорт (18,2%). Существенное влияние на объемы автолизинга оказывают программы государственной поддержки.
Учитывая высокую степень износа в стране основных фондов (48,1% в 2016 г.), необходимо развивать и совершенствовать лизинг как метод финансирования бизнеса. В 2017 г. доля крупного бизнеса составила 44,6%, малого бизнеса - 37,5%, среднего - 14,6%. В целом в последние годы использование лизингового финансирования малым и средним бизнесом растет (52,1% в 2017 г. в сравнении с 47,2% в 2014 г.).
Помимо положительных тенденций, наметившихся в развитии лизинга в нашей стране, существует также много проблем, который в значительной степени тормозят его развитие. В качестве основной лизингодатели выделяют в
2017 г. высокий процент кредитования (65,5% респондентов), что негативно сказывается на финансовом состоянии лизингодателей. 49% респондентов выделяют высокую конкуренцию среди лизинговых компаний, особенно со стороны компаний с государственным участием, так как небольшим лизингодателям трудно с ними конкурировать. 37% респондентов выделяют несовершенство нормативно -правового регулирования, что препятствует развитию более сложных видов лизинга, которые успешно используют иностранные государства.
Подобные работы
- ССУДНОЕ И АРЕНДНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Кредитное и арендное финансирование организаций
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Правовое регулирование международного лизинга
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2017 - Договор лизинга по законодательству Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - УПРАВЛЕНИЕ ЗАЕМНЫМ КАПИТАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2018 - Секьюритизация проблемных долгов: международный опыт и российская практика
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 12900 р. Год сдачи: 2015 - ФРАНЧАЙЗИНГ КАК ФОРМА ВЕДЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО РАЗВИТИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ БАНКОВСКИХ ПРОДУКТОВ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Налоговое регулирование инвестиционной деятельности
в современных условиях
Магистерская диссертация, налоговое право. Язык работы: Русский. Цена: 5730 р. Год сдачи: 2016



