ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. БРЕНДИНГ ТЕЛЕКАНАЛОВ 11
1.1 АЙДЕНТИКА КАК ЧАСТЬ БРЕНДИНГА 11
1.2 ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ТЕЛЕВИЗИОННОЙ АЙДЕНТИКИ 22
Глава 2. АЙДЕНТИКА В ЭФИРЕ РОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ 37
2.1 ОФОРМЛЕНИЕ ЭФИРА КАНАЛА «РОССИЯ 24» 37
2.2 ОФОРМЛЕНИЕ ЭФИРА КАНАЛА «РБК» 43
2.3 ОФОРМЛЕНИЕ ЭФИРА КАНАЛОВ «LifeNews» и «LifeNews 78» 48
Глава 3. АЙДЕНТИКА РОССИЙСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕЛЕКАНАЛОВ В СЕТИ 55
3.1 «РОССИЯ 24» В ИНТЕРНЕТЕ 56
3.2 «РБК» В ИНТЕРНЕТЕ 71
3.3 «LifeNews» И «LifeNews 78» В ИНТЕРНЕТЕ 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 97
ПРИЛОЖЕНИЯ
Телевидение в России начало регулярное вещание ещё в 1939 году и с тех пор сумело занять в сознании россиян почётное место наиболее доступного, увлекательного и относительно удобного источника самой разнообразной информации. Причём это касается и платных трансляций.
Доказательством тому является исследование ежемесячной стоимости услуг за телевещание, проведённое компанией Telecom Daily. В списке из 20 стран с наибольшим ВВП Россия занимает последнее и, в данном случае, наиболее приятное для нас место: средний ежемесячный платёж за абонемент в нашей стране составляет 2,5 доллара, в то время как в тех же США его стоимость превышает 100 долларов.
Доступность и улучшение качества телевещания, безусловно, способствуют расширению телеаудитории. Тем не менее, есть некоторые тенденции, которые бросают тень на развитие данной отрасли в России. Например, всё популярнее становится регулярное обращение к Интернету. Так, по данным Роспечати, только 25% городских семей не имеют доступа в сеть.
По данным уже другого доклада того же источника: «Интернет - это единственная растущая отрасль экономики в сегменте массовых коммуникаций». Только за 2015 год Рунет сделал вклад в ВВП нашей страны равный 2,3%. Таким образом, мы можем предположить, что конкуренция между онлайн и телевизионными СМИ уже не только растёт, но телевидение плавно начинает проигрывать в этой холодной экономической войне.
В среде потребителей также становятся заметны весьма интересные тенденции. Исходя из данных, предоставленных в отраслевом докладе Роспечати о состоянии телевидения в нашей стране за 2015 год, мы можем сказать, что россияне стали смотреть телевизор в день в среднем на 2 минуты больше (4 часа 6 минут). При этом ежедневная аудитория телевидения по стране составляет 70%1. Несмотря на такие, казалось бы, положительные показатели, следует учитывать и тот факт, что объём телепросмотра по России увеличивается только за счёт людей в возрасте за 50. По данным того же отчёта, за последние два года эта аудитория увеличила среднесуточное время просмотра в своей группе на 23 минуты, что в результате составило 6 часов 12 минут в сутки.
Среди людей в возрасте от 15 до 24 лет показатели просмотра телевизора в день всё ещё остаются низкими. Авторы отчёта объясняют это явление тем, что: «Молодое поколение традиционно более аполитично и привыкло получать информацию из Интернета». Таким образом, мы можем сказать, что в среде телевизионной аудитории наблюдается старение. Молодое поколение же наоборот уходит всё дальше от телевизоров и всё ближе к компьютерам, смартфонам и планшетам. В долгосрочной перспективе телеканалы могут потерять большой пласт потребителей, если не предпримут каких-либо мер.
В решении данной проблемы одним из самых очевидных и действенных способов сохранить и даже преумножить свою аудиторию для телеканалов является их переход в сеть. По данным еженедельного опроса «ФОМнибус» за сентябрь-ноябрь 2015 года, по популярности среди россиян информационные сайты стоят на втором месте после телеканалов. Зная это, телеканалы дублируют контент и ведут онлайн-трансляции, ведь такая конвергенция, по идее, должна способствовать их укреплению, а, следовательно, и росту.
Однако ведение онлайн-трансляций в Интернете практически ничем не отличается от привычного телевещания. Поэтому, сайты телеканалов превращаются в полноценные информационные порталы, по наполненности данными превышающие свои эфиры в несколько раз. Это уже совсем другие СМИ хотя бы потому, что такие сетевые издания регистрируются отдельно .
Не остаются без внимания и социальные сети, как ресурсы информации, по популярности у молодой аудитории стоящие на третьем месте. То есть, теоретически, в сети каналы имеют не один и не два сайта, что может способствовать потере чёткой линии восприятия телеканала на информационном рынке. Особенно, если в подаче информации не уделяется должного внимания соблюдению айдентики ресурса (от англ. visual identity- визуальная идентичность; фирменный образ; фирменный стиль). Именно фирменный стиль, на наш взгляд, является важным подспорьем в позиционировании канала среди потребителей. В том числе и в сети.
В понимании термина «айдентика» у дизайнеров часто возникают разночтения. Дело в том, что это очень обширное понятие и некоторые специалисты, как, например, Павел Родькин в книге Марии Кумовой «Айдентика», определяют его таким образом: «...это сложная коммуникативная система корпоративной идентичности и брендинга в целом». Однако тут же Родькин добавляет: «.для удобства под визуальной айдентикой в данном контексте будут подразумеваться, прежде всего, фирменный знак и логотип» . То есть это понятие настолько ёмкое, что в его трактовке возможны уточнения до минимальных составляющих.
Однако одного лишь логотипного блока (изображение и текст) в нашем случае будет недостаточно. В контексте данного исследования более уместно использовать определение Салтыковой: «единство постоянных графических и текстовых элементов во всех рекламных разработках и средствах <...> набор цветовых, графических и словесных констант и компонентов для идентификации товаров и/или услуг фирмы.
Это значит, что айдентика - такой же элемент борьбы за аудиторию СМИ, как и его контент. Свежие данные об актуальных событиях всегда пользуются большим спросом, но без должной подачи и оформления, сведения теряют свою привлекательность. Информация - это продукт. Как и всё, что предлагается к покупке, новости должны иметь привлекательную «упаковку». И дело не просто в дизайне оформления, а в позиционировании телеканала в Интернете, в его визуальной узнаваемости.
Говорить о современном телевидении в отрыве от сети сейчас очень сложно, так как теперь все телеканалы имеют официальные страницы и паблики (от англ. public- публичный, общедоступный) в социальных сетях. Поэтому мы собираемся рассматривать определённые телеканалы в контексте «современного медиа-пространства».
Под этим понятием мы будем подразумевать не единое информационное поле, включающее в себя все виды СМИ, а только область телевидения и Интернета. Данные ограничения вызваны спецификой телевещания. Дело в том, что как мы заметили ранее, онлайн-трансляции программ - это обычное дело. С другой стороны, даже простое упоминание телеканала в радио-эфире происходит скорее в рекламных, чем в информационных целях. Также стоит заметить, что айдентика требует постоянного визуального восприятия, которое в полной мере потребителю могут обеспечить только телевидение и Интернет.
Таким образом, мы можем сказать, что в контексте противостояния традиционного телевидения и современных онлайн-ресурсов, тема айдентики информационных каналов является актуальной.
Основываясь на вышеизложенных данных, в качестве объекта исследования мы выбрали айдентику трёх наиболее крупных российских информационных телеканалов, а именно «Россия 24», «РБК» и «LifeNews». Кроме того, мы собираемся рассмотреть канал «LifeNews 78», так как он является региональным отделением федерального «LifeNews». В случае дочерних информационных проектов нередко наблюдается визуальная отсылка к «родителю», в чём мы хотим убедиться в процессе исследования.
Стоит уточнить, что под «информационными» мы понимаем каналы, основной контент которых составляют новостные и аналитические программы и сообщения.
Предметом же стал процесс трансформации айдентики данных телеканалов при их переходе в сеть. Это значит, что помимо оформления телевещания вышеуказанных каналов нами будут рассмотрены их официальные сайты, а также страницы в наиболее популярных среди россиян социальных медиа, позволяющих осуществлять онлайн-вещание телеконтента. Среди них: «Вконтакте», «Одно-классники», Facebook и Youtube.
Чтобы уточнить значение понятия «социальные медиа» мы обратились к работе Шестёркиной Л. П., которая определила их как: «интерактивные цифровые способы доставки информации, <...>, где главным коммуникативным источником является Интернет». По данным Роспечати именно подобного рода сети являются вторым по популярности источником новостной информации в сети во всех возрастных группах. Более того, процент людей, обращающийся в поисках новостей к конкретным онлайн-СМИ почти вдвое меньше тех, кто предпочитает использовать для этого социальные медиа.
Мы занимаемся исследованием элементов айдентики данных каналов, их сайтов и станиц в социальных сетях, с целью выявления нарушений, возникающих в процессе переноса телевизионной идентичности в сеть.
На наш взгляд, влияние онлайн-среды может серьёзно исказить представление о бренде телеканала, что в современных условиях постоянно ожесточающейся конкуренции, является серьёзной проблемой.
Как уже было замечено выше, заходя на сайт, пользователь сразу сталкивается с большим количеством информации. Поэтому многие информационные ресурсы стремятся упростить восприятие аудитории через оформление. Таким образом, среда Интернета накладывает свой отпечаток на композиционно-графические модели сайтов.
Также, при рассмотрении айдентики конкретного СМИ в социальных сетях мы рассчитываем столкнуться с ситуацией наложения одной айдентики на другую. То есть, дизайн страниц, характерный, например, для Facebook, будет сужать оформительские возможности телеканала.
Поэтому гипотезой нашего исследования является предположение о том, что под влиянием интернет-среды, айдентика телеканалов будет видоизменяться или даже нарушаться.
Задачи исследования:
1. Выделить основные элементы айдентики и использовать их в качестве критериев для дальнейшего сравнительного исследования.
2. Основываясь на выделенных критериях, провести анализ оформления телеканалов «Россия 24», «РБК», «LifeNews» и «LifeNews 78».
3. Таким же образом проанализировать дизайн официальных сайтов рассматриваемых каналов; их страниц в «Одноклассники», «Вконтакте», Facebook и Youtube.
4. В ходе сравнительного анализа полученных данных, определить основные закономерности в изменениях айдентики «Россия 24», «РБК», «LifeNews» и «LifeNews 78» в Интернете.
Основными методами, которые мы использовали в этой работе стали: сравнительный и декомпозиционный анализ, а также анализ медиа-рынка.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе описывается теория формирования визуальной идентичности телеканалов. Вторая и третья главы посвящены разбору дизайна телевизионного эфира и страниц телеканалов в Интернете, а также в обозначенных выше социальных сетях. В заключении предлагаются выводы по проделанной работе.
Рассмотрение айдентики российских телеканалов мы начали с обращения к основам журналистики, в чём очень полезными нам оказались: Цвик В. Л., Саруханов В. А., Саппак В. С., а также многие другие.
В ходе изучения вопросов связанных с дизайном СМИ мы воспользовались исследованиями таких авторов как: Арнхейм Р., Иттен И. и др. Мы также обратились к таким исследователям и практикам айдентики как: Эйри Д., Кумова М., Салтыкова Г. М., Васильев И. и др. Мы также обнаружили множество книг и статей, посвящённых изучению брендообразования, а так как эта область неразрывно связана с фирменным стилем, мы также рассмотрели и эти работы, авторами которых были: Хэли М., Домнин В. Н., Биляева И. Г. и др.
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что, исследуя эту область, мы не просто задаёмся вопросом узнаваемости СМИ на информационном рынке. Мы надеемся обратить внимание деятелей журналистики на проблему потери идентичности телевизионных каналов в сети, на то, как они обезличиваются и практически теряются на просторах Интернета.
Кроме того, всё время исследования, в работах по брендингу разного рода коммерческих предприятий, мы не нашли упоминаний о российских телеканалах. В примеры нам, как читателям данной литературы ставились ВВС и CNN, что, на наш взгляд, не совсем корректно для российской действительности. В этом же мы видим научную новизну данного исследования.
Практическая значимость же заключается в том, что в результате мы сможем не просто понять, как Интернет влияет на айдентику телеканалов, но и выявить все слабые места в позиционировании брендов «Россия 24», «РБК», «LifeNews» и «LifeNews 78» на российском информационном рынке. В результате данная работа может послужить серьёзным теоретическим подспорьем для формирования конкретных путей улучшения узнаваемости рассматриваемых телеканалов не только в сети, но и в телеэфире
Начиная данное исследование, мы предполагали обнаружить наличие изменений и даже нарушений в айдентике рассматриваемых информационных каналов в процессе их деятельности в сети. Для этого нами были обозначены задачи, первой из которых являлось выявление критериев для дальнейшего анализа дизайна «Россия 24», «РБК», «LifeNews» и «LifeNews 78». Основываясь на выделенных пунктах, мы провели анализ дизайна эфиров, официальных сайтов и страниц в социальных сетях («Вконтакте», «Одноклассники», Facebook и Youtube). Весь дальнейший процесс был разделён нами в зависимости от среды функционирования масс-медиа: телевидение или Интернет.
Во второй главе мы начали анализ, основываясь на дизайне эфиров упомянутых выше телеканалов. Уже на этой стадии нами были обнаружены серьёзные несоответствия. Оказалось, что «Россия 24» во многом визуально позиционирует себя как программа «Вести». Подобным же образом дела сложились и с официальным сайтом данного телеканала, а также с его группами в социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники», Facebook и Youtube.
В случае «РБК» мы столкнулись с очень чёткой корпоративной идентичностью телеканала и информационного агентства, которая проявлялась в отсутствии серьёзных визуальных отличий. В группах данного СМИ мы заметили тенденцию к упрощению: отказу от многочисленных паттернов и использованию меньшего количества логотипных вариантов.
Также довольно близки как структурно, так и внешне оказались телеканалы «LifeNews» и «LifeNews 78». Однако, чем больше они «отдалялись» от эфира, тем сильнее становились их визуальные различия.
В результате мы достигли цели исследования и убедились в том, что Всемирная паутина не только накладывает определённый отпечаток на айдентику СМИ, но ещё и проявляет все недочёты, допущенные на стадии её формирования. Мы привели все замеченные нарушения к общим знаменателям и выделили ряд закономерностей.
Во-первых, ни один телеканал не сохранил своего эфирного логотипа в социальных сетях. Мы видели, как варианты, явно предусмотренные айдентикой («РБК»), так и попытки создать нечто совершенно иное («Россия 24», «LifeNews» и «LifeNews 78»). Также мы столкнулись с переименованием СМИ в Интернете: так «Россия 24» превратился в «Вести.ру», а «LifeNews 78» в «Life Петербург».
Во-вторых, нередки были случаи отказа от фирменного цвета телеканала. Например, «Россия 24» в социальных сетях пытался эксплуатировать свою принадлежность государству, используя в дизайне аватаров и шапок страниц сочетания синего, красного и белого цветов. Однако в телеэфире и на официальном сайте подавляющее число графических элементов было окрашено в белый и оттенки синего. У «LifeNews 78» также произошло своего рода отторжение фирменного красного цвета: на сайте и в социальных сетях он имел либо сине-фиолетовый, либо сине-голубой оттенок.
В-третьих, также наблюдался отказ от фирменных шрифтов. Где-то оправданный, а где-то нет. Так, можно понять, почему «РБК» не стал использовать своё название в аватарах социальных сетей: выбранный логотип канала и так прекрасно в них вписывается. А вот причина внезапной замены шрифта «LifeNews 78», остаётся для нас загадкой.
Кроме того, всё соцсети имеют собственные шрифты - это помогает унифицировать внешний вид контента и сохранить собственную визуальную идентичность. Также не всегда возможно использовать фирменный шрифт на официальных сайтах.
В-четвёртых, в социальных сетях мы нередко сталкивались как с отказом от паттернов, так и с их использованием вопреки оформлению телевизионного эфира. «РБК» во многом упростил подачу информации, так как не стал использовать многочисленные варианты фирменных фонов из телеэфира. Только на его канале в Youtube мы увидели часть такого паттерна. Можно даже сказать, что в случае данного телеканала произошла трансформация фирменного стиля с учётом особенностей работы интернет-ресурсов. Таким образом, отказ от лишних графических элементов должен был ускорить восприятие аудитории
Сложнее всего с фирменными узорами дела обстоят у телеканалов «News Media». В результате многие тематические группы во всех рассматриваемых социальных сетях получили собственный паттерн, правда, выполненный в одном стиле. Не исключено, что скоро и оставшиеся группы сменят свой внешний вид.
В целом, айдентика российских информационных каналов в современном медиапространстве оказалась весьма неоднородной. Безусловно, группы в социальных сетях пытаются копировать друг друга и это хорошо видно на примерах «Россия 24», «РБК» и «LifeNews». Тем не менее в их числе есть такой пример парного подражания как «LifeNews 78», у которого аватары на страницах в Youtube и «Одноклассники» соответствуют друг другу, но сильно отличаются от тех, что используются этим же каналом во «Вконтакте» и Facebook.
Назвать точные причины всех вариантов выявленных несоответствий сложно, так как для этого требуется более глубокое внедрение в структуры рассматриваемых СМИ. Так, например, отсутствие чётко просматриваемой айдентики может быть связано как с нарушениями корпоративной идентичности, так и с особенностями организации работы отделов телеканалов.
Дело в том, что, как правило, телеконтент производится в отрыве от сайта или социальных сетей. Фактически, под именем одного СМИ существует несколько разных. В таких случаях продуманная и строго соблюдаемая айдентика помогает сохранить и даже преумножить вес определённого масс-медиа на информационной арене, потому что аудитория, посредством фирменного стиля, привлекается к одному конкретному СМИ, а не к нескольким разным. Хорошим примером тому является телеканал «РБК» и его монолитный бренд, строго контролирующий деятельность всех подвластных ему медиа. Даже в социальных сетях кроме содержания шапок главных страниц мы не нашли серьёзных визуальных различий. Выбор разных изображений был оправдан специализацией данных СМИ: информационное агентство использовало иллюстрации своих продуктов, а телеканал остановился на фотографии телестудии.
С другой стороны, стремление остальных объектов нашего исследования выглядеть не так как в эфире может скрывать под собой протест и желание быть более самостоятельными на рынке масс-медиа.
В ходе апробации данной работы мы неоднократно сталкивались с недоверием со стороны опытных журналистов к тому, что продуманный фирменный стиль может улучшить узнаваемость конкретных медиа-ресурсов среди аудитории. Мнения специалистов по брэндингу и маркетингу здесь оказались бесполезны, а потому мы считаем, что в перспективе данную работу следовало бы дополнить количественными исследованиями узнаваемости. Тем не менее, полученные результаты также представляют определённую научную ценность и могут послужить теоретическим и практическим обоснованием, для внесения изменений в фирменные стили рассмотренных СМИ.
1. Facebook - Подробнее [Электронный ресурс] URL:
https://www.facebook.com/pg/FacebookRussia/about/?ref=page internal
2. facebook.com Analytics - Market Share Stats & Traffic Ranking [Электронный ресурс] URL:https://www.similarweb.com/website/facebook.com
3. Google купил видеосервис YouTube_ Медиа_ Lenta.ru[Электронный ресурс] URL:https: //lenta. ru/news/2006/10/10/youtube/
4. How Facebook Was Founded - Business Insider [Электронный ресурс] URL: http://www.businessinsider.com/how-facebook-was-founded-2010-3#we-can-talk-about-that-after-i-get-all-the-basic-functionality-up-tomorrow-night-1
5. LIFE _ Новости - YouTube [Электронный ресурс] URL:
https://www.youtube.com/channel/UC3wf1pcRkwV-NvUpBfHovPw
6. LIFE 78 - YouTube [Электронный ресурс] URL:
https://www.Youtube.com/channel/UChq6HlMSSscLIs1ZYa6X9rg
7. Life Новости - Главная [Электронный ресурс] URL:
https://www.facebook.com/lifenews.ru/
8. Life Новости _ OK.RU[Электронный ресурс] URL:https://ok.ru/lifenews
9. LIFE Петербург _ OK.RU[Электронный ресурс] URL:https://ok.ru/life78
10. Life|Streams [Электронный ресурс] URL:https://vk.com/lfstreams
11. Life [Главное [Электронный ресурс] URL:https://vk.com/life ru
12. Life|Новости [Электронный ресурс] URL:https://vk.com/life
13. Life|Шоу [Электронный ресурс] URL:https://vk.com/lfshow
14. Life78|Питер решает [Электронный ресурс] URL:https://vk.com/life78spb
15. Mail.ru Group - Исследование аудитории социальных сетей [Электронный
ресурс] URL: https://corp.mail.ru/media/files/issledovanie-auditorij-sotcialnykh-
setej.pdf
16. Nilsen J. F-Shaped Pattern For Reading Web Content [Электронный ресурс] URL:https://www.nngroup.com/articles/f-shaped-pattern-reading-web-content/
17. rbc.ru Analytics - Market Share Stats & Traffic Ranking [Электронный ресурс] URL:https: //www.similarweb.com/website/rbc.ru
18. Vesti - Brandbook on Behance [Электронный ресурс] URL: https: //www. behance. net/gallery/33019281/Vesti-brandbook
19. vk.com Analytics - Market Share Stats & Traffic Ranking [Электронный ресурс] URL:https: //www. similarweb. com/website/vk. com
20. youtube.com Analytics - Market Share Stats & Traffic Ranking [Электронный ресурс] URL:https: //www.similarweb.com/website/youtube.com
21. Аакер Д. А., Создание сильных брендов / Дэвид Аакер; [пер. с англ. Старов С.А., к.э.н. и др.]. - М.: Grebennikov, 2008 [т.е. 2007]. - 439 с.: ил.; 24 см. - Биб- лиогр. в прим. в конце гл. - Предм. указ.: С. 425-435
22. Алексютина О. А., Сенькова Ю. В. Технология создания брендбука: фирменный стиль и его элементы // Актуальные проблемы современной гуманитарной науки. - Брянск: Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского, 2016. - 96-104 с.
23. Арнхейм Р., Искусство и визуальное восприятие / Рудольф Арнхейм. - Стер. изд. - М.: Архитектура-С, 2007. - 391 с.; Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: Прометей, 1994. - 352 с.
24. Биляева И. Г. Бренд дизайн в коммуникативном процессе // Общество. Экономика. Культура: актуальные проблемы, практика решения: сборник научных статей. В 2-х ч. Ч. 1 / VI Международная научно-практическая конференция (28 марта 2016 г.). Барнаул: Издательство Санкт-Петербургского академического университета, 2016. - С. 143-145.
25. Блохин И. Н. Медиапространство как социологическая категория // Век информации. СПб., 2016. С. 22-29.
26. Браэм Г., Психология цвета / Гаральд Браэм; пер. с нем. М. В. Крапивкиной. - М.: АСТ Астрель, 2009. - 158, [2] с.
27. Васильев И. Практика создания товарных знаков. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 288 с.
28. ВГТРК запустила информационный канал _Вести_Медиа_Геп1а.ги [Электронный ресурс] URL:https://lenta.rU/news/2006/07/01/vesti/
29. ВГТРК. Официальный сайт [Электронный ресурс] URL:
http://vgtrk.Com/#page/183
30. Веприк О. М., «Торговая марка», «Бренд» и «Товарный знак» // Научно¬
технический вестник информационных технологий, механики и оптики №24. СПб: Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет
информационных технологий, механики и оптики, 2006. - 134-135 с.
31. Вести.ги - Видео _ OK.RU[Электронный ресурс] URL: https://ok.ru/vesti24/video
32. Вести.ги - Вконтакте [Электронный ресурс] URL:https://vk.com/vesti
33. Вести.ги - новости, видео и фото дня [Электронный ресурс] URL: http://www.vesti.ru
34. Вести.ги - Отметки «Нравится» [Электронный ресурс] URL:
https://www.facebook.com/pg/vesti.ru/likes/?ref=page intemal
35. Вести.ги _ OK.RU[Электронный ресурс] URL:https://ok.ru/vesti24
36. Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне. 2-е изд., доп. / под ред. В.О. Пигулевского, А. В. Овруцкого - Х.: Издательство «Гуманитарный Центр», 2015.
- 432 с.
37. Гегелова Н. С., Культурная миссия телевидения / Н. С. Гегелова. - М.: Российский ун-т дружбы народов, 2011. - 263 с.: ил., табл.; 21 см. - Библиогр.: С. 198-210. - Др. работы авт. на 4-й с. обл.
38. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Статья 1477. Товарный знак и знак обслуживания _ КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 64629/9489e6b560df698055655d14f93f770f826b9b8b/
39. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Статья 1482. Виды товарных
знаков _ КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 64629/5e59f46fa72e592f7a8acd44b01e023e03e26944/
40. Группа РБК История компании [Электронный ресурс] URL:
http: //www.rbcholding.ru/history03. shtml
41. Группа РБК О компании_ Стратегия [Электронный ресурс] URL:
http: //www.rbcholding.ru/strategy.shtml
42. Демографический ежегодник России. 2015 [Электронный ресурс]: Стат. сб./ Росстат. - М., 2015. - 263 с. URL:http://www.gks.ru/free doc/doc 2015/demo 15.pdf
43. Доклад о финансово-хозяйственной деятельности федерального государственного унитарного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» по итогам работы за 2015 год. С. 59. [Электронный ресурс] URL:https://cdn-st1.rtr-vesti.ru/mh files/001/795/Doklad 2015.pdf
44. Домнин В. Н. Идентичность бренда - ключевое понятие бренд-менеджмента //Бренд-менеджмент. - М.: Издательский дом «Гребенников», 2009. № 5. С. 266¬282.
45. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 03.07.2016) «О средствах массовой
информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016). Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия _ КонсультантПлюс [Электронный ресурс] URL:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 1511/f977773d5130bdc4b8aa5c541d1fa7ca381b18f4/
46. Зыкова А. Ю. Корпоративная идентичность как компонент бренда // Матери-алы и методы инновационных исследований и разработок: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 марта 2017 г., г. Екатерин¬бург). В 2 ч. Ч.1/ - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - 51-52 с.
47. Интернет в России. / Под ред. Казарян К. Н. — М.: Издательство «Перо», 2016. - 90 с.
48. История - Mail.Ru Group [Электронный ресурс] URL: https: //corp.mail .ru/ru/company/timeline/
49. История холдинга News Media [Электронный ресурс] URL: http://newsmedia.ru/history#content
50. Иттен И., Искусство формы: мой форкурс в Баухаузе и других школах: [книга-альбом] / Иоханнес Иттен; [пер. с нем. и предисл. Л. Монаховой]. - М.: издатель Д. Аронов, 2009. - 135, [1] с.: ил., цв. ил.
51. Иттен И., Искусство цвета / Иоханнес Иттен; [пер. с нем. и предисл. Л. Монаховой]. - 4-е изд. - М.: Д. Аронов, 2007. - 94, [1] с.: ил., цв. ил.; 22 см
52. Компания ВГТРК подготовила новогодний сюрприз — Российская газета [Электронный ресурс] URL:https ://rg.ru/2009/12/30/vgtrk-site. html
53. Крылов А. Н. Корпоративная идентичность для менеджеров и маркетологов.
- 3-е изд. - М.: Издательство Икар, 2014. - 222 с.
54. Кузнецова Н. В., Синицына О. Н. Бренд, брендинг, бренд-менеджмент: к вопросу о роли в деятельности в современной организации // Экономика и политика №2 (3). - Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, 2014. - 118-122 с.
55. Кумова М. Айдентика., М.: КАК проект, 2014. - 514 c.: ил.
56. Кумова М. Шрифт в айдентике, рекламе, многостраничниках, упаковке, навигации и вебе. - М.: Как проект, Grey Matter, 2013. - 396 c.: ил.
57. Лаптев В. В. Просто дизайн / Владимир Лаптев; [авт. вступ. ст.: Галина Покшишевская]. - М.: Аватар, 2009. - 174, [2] c.: ил., цв. ил., портр., факс.; 28 см.
- Библиогр.: с. 172-174
58. Леденёва К. А., Горбунова О. Н. Бренд: понятие бренда, его составляющие, брендинг в современных условиях // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики: материалы V Международной научно-практической конференции (заочной): в 2 частях. Ч. 1. М-во обр. и науки РФ; ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина»; [гл. ред. В.М. Юрьев, отв. ред. А.А. Бурмистрова]. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2016. - 252-255 с.
59. Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / пер. с англ. под ред. В. Домнина, А. Сухенко. - СПб.: Питер, 2005. - 336 с.: ил. - (Серия «Маркетинг для профессионалов»).
60. Марченко М. Н., Федосеева А. А. Процесс проектирования фирменного стиля и взаимодействие дизайнера с потребителем его услуг // Наука, образование, общество №2 (4). Тамбов: «ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. - 58¬61 с.
61. Медиалогия. Федеральные СМИ - январь-февраль 2017 [Электронный ресурс] URL:http: //www. mlg.ru/ratings/media/federal/4677/#internet
62. Немного об истории «Контакта» [Электронный ресурс] URL: https: //vk.com/blo g/blog3 0
63. Нильсен Якоб, Перниче Кара. Веб-дизайн: анализ удобства использования веб-сайтов по движению глаз.: Пер. с англ. - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2010. - 480 с.
64. Новости РБК _ OK.RU[Электронный ресурс] URL:https://ok.ru/rbc
65. О телеканале РБК [Электронный ресурс] URL:http://tv.rbc.ru/about/
66. Панкрухин А. П. Бренды и брендинг // Практический маркетинг. - М.: Агентство «BCI Marketing», 2011. - 4-15 с.
67. Петербургский телеканал Life78 прекратил самостоятельное вещание [Электронный ресурс] URL:http://www.rosbalt.ru/piter/2017/02/01/1588077.html
68. Петербургский телеканал Life78 прекратил самостоятельное вещание [Электронный ресурс] URL:http://www.rosbalt.ru/piter/2017/02/01/1588077.html
69. Пигулевский В.О. Дизайн и культура - Х.: Издательство «Гуманитарный Центр», 2014. - 316 с.
70. Прямой эфир - Россия 24. Смотрите ТВ онлайн [Электронный ресурс] URL: http: //live.russia.tv/index/index/channel id/3
71. Прямой эфир - Россия 24. Смотрите ТВ онлайн [Электронный ресурс] URL: http: //live.russia.tv/index/index/channel id/3
72. РБК - «Вконтакте» [Электронный ресурс] URL:https://vk.com/rbc
73. РБК - YouTube [Электронный ресурс] URL:
https: //www.youtube. com/user/tvrbcnews/featured
74. РБК - Отметки «Нравится» [Электронный ресурс] URL:
https://www.facebook.com/pg/rbc.ru/likes/?ref=page internal
75. Рейтинг федеральных СМИ - январь-февраль 2017_Медиалогия [Электронный ресурс] URL:http: //www. mlg.ru/ratings/media/federal/4677/#tv
76. Роскомнадзор - Перечень наименований зарегистрированных СМИ. LIFE-NEWS 78 [Электронный ресурс] URL: http://rkn. gov.ru/mass-
communications/reestr/media/?id=577128&page=
77. Роскомнадзор - Перечень наименований зарегистрированных СМИ. Российский Информационный Канал «Россия-24»[Электронный ресурс] URL: http://rkn.gov.ruZmass-communications/reestr/media/?id=194433&page=
78. Россия 2- Брендбук - tvconcept [Электронный ресурс] URL:
http://tvconcept.ruZRussia-2-Brandbook
79. Россия 24-YouTube [Электронный ресурс] URL:
https://www.youtube.com/Russia24TY
80. Роуден М., Корпоративная идентичность: создание успешного фирменного стиля и визуальные коммуникации в бизнесе / Марк Роуден; [пер. с англ.: Д. Скворцов, П. Тимофеев]. - М.: Добрая книга, 2007. - 295 с.: ил.; 22 см
81. Салтыкова Г.М. Фирменный стиль. Серия дизайн. - М.: «ДПК Пресс», 2014.
-56 с., илл.
82. Саруханов В. А., Азбука телевидения / В. А. Саруханов. - М.: Аспект-пресс, 2002. - 221, [2] с.: ил.; Саппак В. С., Телевидение и мы: четыре беседы / Владимир Саппак. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 166, [2] с.: ил.
83. Статистика сайта «Вконтакте.ру» [Электронный ресурс] URL: http: //www.liveintemet.ruZstat/vkontakte.ruZindex.html?date=2017-02-23
84. Телевидение в России в 2015 году: состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. - М., 2016. - 95 с.
85. Телевидение глазами телезрителей / [Полуэхтова И.А., Воронцова А.В., Ковалев П.А. и др.]; под ред. И.А. Полуэхтовой Аналит. центр Видео интернешнл.
- М.: НИПКЦ Восход-А, 2012. - 361 с.: ил., цв. ил.; 22 см. - Библиогр.: С. 331-345 и в подстроч. примеч.
86. Телеканал Life 78 перестал быть на 100% городским [Электронный ресурс]
URL: http://www.spbdnevnik.ru/news/2017-02-01/telekanal-Life-78-perestal-byt-na-
100-gorodskim/
87. Телеканал Life откажется от ведущих новостей в кадре - Rambler News Service [Электронный ресурс] URL:https://rns.online/it-and-media/Telekanal-Life-otkazhetsya-ot-veduschih-novostei-v-kadre-pereidet-na-model-Euronews-2016-12-06/
88. Телеканал РБК - новости, акции, курсы валют [Электронный ресурс] URL: http://tv.rbc.ru/?utm source=topline
89. Телеканал РБК [Электронный ресурс] URL:https://vk.com/rbctv live
90. Уэйншенк С., 100 новых главных принципов дизайна. - СПб.: Питер, 2016. - 288 с.: ил. - (Серия «Современный дизайн»).
91. Феличи Дж., Типографика: шрифт, вёрстка, дизайн: Пер. с англ. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: БХВ-Петербург, 2014. - 496 с.: ил.
92. Хэли М., Что такое брендинг?: руководство / науч. ред. В. В. Никишин; отв. ред. Е. С. Розанова ; пер. О. П. Бурмакова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 256 с.: ил.
93. Цвик В. Л. Национальная идентификация каналов в эпоху глобализации // Вестник электронных и печатных СМИ. Выпуск № 1 [Электронный ресурс] URL: http://www.ipk.ru/index.php?id= 1525
94. Шестёркина Л. П., Борченко И. Д. Основные характеристики новых социальных медиа. // Учёные записки Забайкальского государственного университета. Серия: филология, история, востоковедение. №2, 2014. - 107-111 с.
95. Шрифты, общие для всех (актуальных) версий Windows, и их Mac-
эквиваленты - Хабрахабр [Электронный ресурс] URL:
https://habrahabr.ru/post/68189/
96. Эйри Д., Логотип и фирменный стиль: руководство дизайнера / Дэвид Эйри; [пер. с англ. В. Шрага]. - СПб. [и др.]: Питер, 2011. - 202 с.: ил.; 24 см. - (Logo Design Love). - Алф. указ. терминов и понятий: с. 193-197. - Указ. марок и назв. орг., чьи логотипы помещены в кн.: с. 198-202