Уголовно-правовые меры борьбы с провокацией взятки либо коммерческого подкупа
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ И УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ ЛИБО КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА...13-92
1Л. Генезис социального феномена провокации взятки либо коммерческого подкупа 13
1. 2. Ретроспективный анализ уголовной ответственности за провокацию
взятки либо коммерческого подкупа 35
1. 3. Анализ зарубежного уголовного законодательства, связанного с регламентацией ответственности за провокацию взятки либо коммерческого подкупа 55
1.4. Уголовно-правовые признаки состава провокации взятки либо
коммерческого подкупа по действующему законодательству 74
г"
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ МЕР БОРЬБЫ С ПРОВОКАЦИЕЙ ВЗЯТКИ ЛИБО КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА 93-152
2.1. Проблемы квалификации провокации взятки либо коммерческого подкупа 93
2.2. Совершенствование уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа 112
2.3. Правовые меры предупреждения провокации взятки либо коммерческого подкупа 132
Заключение 153
Список использованной литературы
Приложения
ГЛАВА I. СОЦИАЛЬНАЯ И УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОВОКАЦИИ ВЗЯТКИ ЛИБО КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА...13-92
1Л. Генезис социального феномена провокации взятки либо коммерческого подкупа 13
1. 2. Ретроспективный анализ уголовной ответственности за провокацию
взятки либо коммерческого подкупа 35
1. 3. Анализ зарубежного уголовного законодательства, связанного с регламентацией ответственности за провокацию взятки либо коммерческого подкупа 55
1.4. Уголовно-правовые признаки состава провокации взятки либо
коммерческого подкупа по действующему законодательству 74
г"
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ МЕР БОРЬБЫ С ПРОВОКАЦИЕЙ ВЗЯТКИ ЛИБО КОММЕРЧЕСКОГО ПОДКУПА 93-152
2.1. Проблемы квалификации провокации взятки либо коммерческого подкупа 93
2.2. Совершенствование уголовного законодательства, предусматривающего ответственность за провокацию взятки либо коммерческого подкупа 112
2.3. Правовые меры предупреждения провокации взятки либо коммерческого подкупа 132
Заключение 153
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность темы исследования. Несовершенство уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также их практики правоприменения зачастую приводят к тому, что при всей очевидности виновности отдельных коррупционеров последним удается благополучно избежать уголовной ответственности. В этих условиях сотрудникам правоохранительных органов приходится прилагать немало усилий, для того чтобы выявить и доказать конкретные факты взяточничества. Вместе с тем, для этих целей они нередко прибегают к использованию нелегитимных, хотя и эффективных средств и методов. К числу таких методов относятся провокационные действия, имеющие своей целью создать видимость получения или дачи взятки (коммерческого подкупа) и тем самым привлечь к ответственности заведомо невиновное лицо. Указанные деяния, несомненно, представляют большую общественную опасность, и в этой связи вполне оправданно то, что оперативно¬розыскная деятельность правоохранительных органов все чаще становится объектом социального контроля.
Вопрос о правовой оценке провокационных действий сотрудников правоохранительных органов является не простым. Уголовное законодательство России, также как и ряда зарубежных стран, квалифицирует подобные действия как преступление.
На провокационный характер действий сотрудников оперативных служб нередко обращает внимание сторона защиты при судебном разбирательстве. Между тем, даже наиболее опытные из них не всегда четко представляют смысл проблемы, и любые результаты оперативно-розыскных мероприятий пытаются квалифицировать как провокационные действия.
Вот поэтому так важно детально регламентировать всю рассматриваемую сферу социальных отношений, при этом не только защищая авторитет и принципы деятельности органов государственной власти, но и гарантируя права и свободы граждан. Эффективность правового регулирования зависит от многих факторов, в том числе и от того, насколько удачно сконструирована сама норма, предусматривающая ответственность за провокацию взятки. Не менее важно и то, чтобы были устранены многочисленные противоречия в правоприменительной практике.
Все отмеченное, с одной стороны, свидетельствует о большой общественной опасности провокации взятки (подкупа), а с другой - о необходимости проведения специального исследования, способного устранить много¬численные противоречия отмеченной сферы.
На фоне увеличения числа публикаций в отечественных и зарубежных средствах массовой информации с разоблачительными материалами о коррупции высокопоставленных должностных лиц и общественных деятелей нельзя не видеть нарастающих в российском обществе нигилистических настроений широких слоев населения.
В то же время, содержание коррупции не исчерпывается продажностью и подкупаемостью государственных и муниципальных служащих, а включает также различные проявления эксплуатации служебного статуса, вопреки интересам службы, сотрудниками общественных и даже коммерческих организаций.
В силу вышеназванных обстоятельств, чрезвычайно важно вести поиск дальнейших путей зашиты жизни и деятельности общества от негативного воздействия рассматриваемого явления. С этой целью соискатель изучил состояние данного среза преступности, сложившуюся практику ее предупреждения, опыт зарубежных стран в деле защиты общества от коррупции и сделал попытку сформулировать научно обоснованные предложения по совершенствованию правоприменительной деятельности.
На взгляд автора, все отмеченное актуализирует необходимость разработки эффективных форм и методов уголовно-правового и криминологического воздействия на указанный социальный феномен.
Степень разработанности рассматриваемой проблемы. Отдельные аспекты этой крупной уголовно-правовой и криминологической проблемы рассматривали в своих работах Г.А. Аванесов, Д.И. Аминов, Ю.М. Антонян, Л.Д. Гаухман, В.И Гладких, А.И. Гуров, А.И. Долгова, А.Э. Жалинский, Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев, В.Д. Малков, С.Э. Мерзляков, Г.М. Миньковский,
A. В. Наумов, П.Г. Пономарев, B.C. Овчинский, Г.А. Тосунян, О.Ф. Шишов,
B. Е. Эминов, А.М. Яковлев, П.С. Яни и другие авторы, на научные труды которых в диссертации даются соответствующие ссылки. Однако, несмотря на возросший в последние годы интерес юридической науки к проблемам обеспечения коррупционной безопасности общества и государства, значимость их решения ставит все новые и новые вопросы, требующие исследования.
Во-первых, в доктрине уголовного права не сложилось целостного представления об особенностях провокации взятки либо коммерческого под¬купа.
Во-вторых, традиционный подход к системе детерминантов, объясняющих причины провокации взятки (подкупа), в настоящее время не удовлетворяет ни теорию, ни практику правоприменения.
В-третьих, доминирующее длительное время представление о сугубо позитивном характере оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой соответствующими подразделениями правоохранительных органов, приводило к бесконтрольности в деятельности соответствующих служб.
Вопрос о правовой оценке провокационных действий сотрудников правоохранительных органов является не простым. Уголовное законодательство России, также как и ряда зарубежных стран, квалифицирует подобные действия как преступление.
На провокационный характер действий сотрудников оперативных служб нередко обращает внимание сторона защиты при судебном разбирательстве. Между тем, даже наиболее опытные из них не всегда четко представляют смысл проблемы, и любые результаты оперативно-розыскных мероприятий пытаются квалифицировать как провокационные действия.
Вот поэтому так важно детально регламентировать всю рассматриваемую сферу социальных отношений, при этом не только защищая авторитет и принципы деятельности органов государственной власти, но и гарантируя права и свободы граждан. Эффективность правового регулирования зависит от многих факторов, в том числе и от того, насколько удачно сконструирована сама норма, предусматривающая ответственность за провокацию взятки. Не менее важно и то, чтобы были устранены многочисленные противоречия в правоприменительной практике.
Все отмеченное, с одной стороны, свидетельствует о большой общественной опасности провокации взятки (подкупа), а с другой - о необходимости проведения специального исследования, способного устранить много¬численные противоречия отмеченной сферы.
На фоне увеличения числа публикаций в отечественных и зарубежных средствах массовой информации с разоблачительными материалами о коррупции высокопоставленных должностных лиц и общественных деятелей нельзя не видеть нарастающих в российском обществе нигилистических настроений широких слоев населения.
В то же время, содержание коррупции не исчерпывается продажностью и подкупаемостью государственных и муниципальных служащих, а включает также различные проявления эксплуатации служебного статуса, вопреки интересам службы, сотрудниками общественных и даже коммерческих организаций.
В силу вышеназванных обстоятельств, чрезвычайно важно вести поиск дальнейших путей зашиты жизни и деятельности общества от негативного воздействия рассматриваемого явления. С этой целью соискатель изучил состояние данного среза преступности, сложившуюся практику ее предупреждения, опыт зарубежных стран в деле защиты общества от коррупции и сделал попытку сформулировать научно обоснованные предложения по совершенствованию правоприменительной деятельности.
На взгляд автора, все отмеченное актуализирует необходимость разработки эффективных форм и методов уголовно-правового и криминологического воздействия на указанный социальный феномен.
Степень разработанности рассматриваемой проблемы. Отдельные аспекты этой крупной уголовно-правовой и криминологической проблемы рассматривали в своих работах Г.А. Аванесов, Д.И. Аминов, Ю.М. Антонян, Л.Д. Гаухман, В.И Гладких, А.И. Гуров, А.И. Долгова, А.Э. Жалинский, Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев, В.Д. Малков, С.Э. Мерзляков, Г.М. Миньковский,
A. В. Наумов, П.Г. Пономарев, B.C. Овчинский, Г.А. Тосунян, О.Ф. Шишов,
B. Е. Эминов, А.М. Яковлев, П.С. Яни и другие авторы, на научные труды которых в диссертации даются соответствующие ссылки. Однако, несмотря на возросший в последние годы интерес юридической науки к проблемам обеспечения коррупционной безопасности общества и государства, значимость их решения ставит все новые и новые вопросы, требующие исследования.
Во-первых, в доктрине уголовного права не сложилось целостного представления об особенностях провокации взятки либо коммерческого под¬купа.
Во-вторых, традиционный подход к системе детерминантов, объясняющих причины провокации взятки (подкупа), в настоящее время не удовлетворяет ни теорию, ни практику правоприменения.
В-третьих, доминирующее длительное время представление о сугубо позитивном характере оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой соответствующими подразделениями правоохранительных органов, приводило к бесконтрольности в деятельности соответствующих служб.
В заключении необходимо отметить, что поставленные цели и задачи настоящего исследования, на взгляд диссертанта, в достаточной мере реализованы. Отмеченное позволило выявить, в первую очередь, особенности провокации взятки либо коммерческого подкупа, совершаемых все чаще и чаще отдельными сотрудниками правоохранительных органов, их причины и условия, а также пути совершенствования мер борьбы с указанными формами преступной деятельности. К числу таких мер можно отнести меры социально-экономического, уголовно-политического и правового характера.
Вопрос о взаимосвязи детальной законодательной регламентации оперативно-розыскной деятельности и рассматриваемых преступлений - один из ключевых в криминологии и социальной практике. В связи с указанным, сложившаяся в юридической науке и правоприменительной практике ситуация ставит перед учеными и работниками правоохранительных органов задачу по выработке концептуальной программы, направленной на корректировку форм и методов оперативно-розыскной работы правоохранительных органов, призванных бороться с коррупцией с целью не только повышения эффективности их деятельности, но и недопущения нарушений законности, в том числе выражающиеся в совершении провокационных действиях.
Как было установлено в ходе исследования, весьма важным здесь является организация системы действенного социального контроля, включающего не только контроль ведомственный, но и вневедомственный.
При выработке предложений, направленных на борьбу с провокацией взятки либо коммерческого подкупа, был проведен комплекс различных видов исследований, который позволил в какой-то мере устранить «белые пятна» данного феномена, проникнуть более глубоко в существо анализируемой проблемы, наметить пути и методы ее решения.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать ряд выводов и предложений, которые, видимо, могли бы представлять определенный интерес как для науки уголовного права, так и для законодательной и правоприменительной практики.
1. При действительно существующих сложностях и весьма незначительных результатах борьбы с коррупцией приобрели распространение случаи, когда с целью приукрашивания результатов своей работы правоохранительными органами нередко преднамеренно моделируют ситуации, при которых должностному лицу предлагается взятка с целью проверки последнего «на законопослушание».
2. Провокация взятки (коммерческого подкупа), как правило, совершается сотрудниками органов внутренних дел таких оперативных подразделений как БЭП, БОП, СБ.
3. Если рассматривать отношения, возникающие в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, то они в широком смысле будут уголовно-правовыми и лишь в узком - оперативно-розыскными. В данном случае прослеживается ярко выраженный обеспечивающий характер указан¬ной деятельности.
4. Цель борьбы с коррупцией заключается в выявлении действительных преступлений и субъектов преступлений, а не в создании новых преступлений. Случаи провокации взятки (коммерческого подкупа), очевидно, являются серьезнейшим искажением общественно значимых целей уголовной политики, так как провокация всякого преступления - то есть его искусственное вызывание в целях последующего изобличения - сама по себе является преступлением.
5. Сходство сложившихся социально-экономических отношений в России конца XIX - начала XX столетия с современным периодом времени детерминировало похожую криминальную ситуацию в отмеченной сфере.
6. Высокий уровень правовой разработанности в законодательстве царской России (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845г., Уголовное уложение 1903г. и др.) дает основание считать его актуальным и сегодня. Указанное не только обуславливает необходимость его тщательного изучения, но и активного использования в современной законотворческой и правоприменительной практике.
Вопрос о взаимосвязи детальной законодательной регламентации оперативно-розыскной деятельности и рассматриваемых преступлений - один из ключевых в криминологии и социальной практике. В связи с указанным, сложившаяся в юридической науке и правоприменительной практике ситуация ставит перед учеными и работниками правоохранительных органов задачу по выработке концептуальной программы, направленной на корректировку форм и методов оперативно-розыскной работы правоохранительных органов, призванных бороться с коррупцией с целью не только повышения эффективности их деятельности, но и недопущения нарушений законности, в том числе выражающиеся в совершении провокационных действиях.
Как было установлено в ходе исследования, весьма важным здесь является организация системы действенного социального контроля, включающего не только контроль ведомственный, но и вневедомственный.
При выработке предложений, направленных на борьбу с провокацией взятки либо коммерческого подкупа, был проведен комплекс различных видов исследований, который позволил в какой-то мере устранить «белые пятна» данного феномена, проникнуть более глубоко в существо анализируемой проблемы, наметить пути и методы ее решения.
Таким образом, проведенное исследование позволило сделать ряд выводов и предложений, которые, видимо, могли бы представлять определенный интерес как для науки уголовного права, так и для законодательной и правоприменительной практики.
1. При действительно существующих сложностях и весьма незначительных результатах борьбы с коррупцией приобрели распространение случаи, когда с целью приукрашивания результатов своей работы правоохранительными органами нередко преднамеренно моделируют ситуации, при которых должностному лицу предлагается взятка с целью проверки последнего «на законопослушание».
2. Провокация взятки (коммерческого подкупа), как правило, совершается сотрудниками органов внутренних дел таких оперативных подразделений как БЭП, БОП, СБ.
3. Если рассматривать отношения, возникающие в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, то они в широком смысле будут уголовно-правовыми и лишь в узком - оперативно-розыскными. В данном случае прослеживается ярко выраженный обеспечивающий характер указан¬ной деятельности.
4. Цель борьбы с коррупцией заключается в выявлении действительных преступлений и субъектов преступлений, а не в создании новых преступлений. Случаи провокации взятки (коммерческого подкупа), очевидно, являются серьезнейшим искажением общественно значимых целей уголовной политики, так как провокация всякого преступления - то есть его искусственное вызывание в целях последующего изобличения - сама по себе является преступлением.
5. Сходство сложившихся социально-экономических отношений в России конца XIX - начала XX столетия с современным периодом времени детерминировало похожую криминальную ситуацию в отмеченной сфере.
6. Высокий уровень правовой разработанности в законодательстве царской России (Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845г., Уголовное уложение 1903г. и др.) дает основание считать его актуальным и сегодня. Указанное не только обуславливает необходимость его тщательного изучения, но и активного использования в современной законотворческой и правоприменительной практике.
Подобные работы
- Уголовно - правовые меры борьбы
с провокацией взятки либо коммерческого подкупа
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2004 - Уголовная ответственность за провокацию взятку или коммерческого подкупа
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - Уголовно-правовая характеристика получения взятки(12.00.08.)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2006 - Уголовно-правовая характеристика получения
взятки
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2005 - Уголовно-правовая характеристика получения взятки
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Нейтрализация провокации взятки
Контрольные работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2019 - Взяточничество: уголовно-правовая характеристика, проблемы квалификации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - Коммерческий подкуп: юридическая природа и квалификация
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2018 - Коррупционные преступления: уголовно-правовой анализ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4690 р. Год сдачи: 2019



