АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Подходы к пониманию и изучению психоэмоционального благополучия подростков в концепциях зарубежных и отечественных исследователей 8
1.1 Понятие психоэмоционального благополучия 8
1.2. Детерминанты психоэмоционального благополучия 21
Глава 2. Методы и организация исследования психоэмоционального благополучия подростков 21
2.1 Организация исследования 34
2.2 Описание выборки 35
2.3 Описание методик исследования 36
2.4 Методы математической обработки данных 46
Глава 3. Результаты исследования психоэмоционального благополучия и восприятия родительского отношения и их обсуждение 47
3.1 Различия уровня показателей психоэмоционального благополучия и восприятия родительского отношения в группах с разной степенью вовлеченности в экстремальные виды спорта 48
3.2. Особенности структуры психоэмоционального благополучия подростков в связи с хобби. 52
3.3 Анализ влияния переменной «пол» на результаты исследования 60
3.4 Обработка результата теста цветовых метафор 60
Выводы 75
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
Практически позволяет мне делать все, что мне нравится 85
Практически позволяет мне делать все, что мне нравится
Проблема психологического благополучия давно является одной из основополагающих в исследовании психологии человека.
Довольно долго психоэмоциональное благополучие рассматривалось как антипод болезни и неблагополучия. Однако на стыке XX и XXI веков, под влиянием набиравшего силу экзистенциально-феноменологического подхода к исследованию личности, начало формироваться мнение о недостаточной валидности медицинской теории психоэмоционального благополучия. В этот период потребность выхода за пределы дихотомии «здоровье-болезнь» и обращение исследователей к позитивным аспектам функционирования личности обусловили актуальность исследования данного феномена в его взаимосвязи с различными сторонами человеческого бытия.
На сегодняшний день бурно исследуется связь психологического благополучия с разнообразными личностными особенностями и ее социальными характеристиками; разрабатываются валидные и надежные меодики для измерения психологического благополучия, происходит уточнение и операционализация самого понятия; исследуется также влияние разнообразных объективных и субъективных факторов на психологическое благополучие личности.
Но особенно востребованным на в данный момент можно считать направление изучения психологического благополучия детей и подростков, детерминанты и маркеры, так как факторы, определяющие диагностику и профилактику неблагополучия на настоящий момент и в дальнейшей жизни. Неадаптивные стратегии поведения, низкий уровень эмоционального фона могут отражаться на учебной деятельности подростка, а в дальнейшем и в трудовой, замыкая порочный круг. В данной работе мы решили изучить связь восприятия родительского отношения с психоэмоциональным благополучием и выделить признаки в деятельности подростка, по которым можно предположить наличие неблагоприятного воздействия на психический мир подростка.
Тема работы: Представление о родительском отношении и психоэмоциональное благополучие подростков, вовлеченных в экстремальные виды спорта.
Объект исследования: Психоэмоциональное благополучие подростков.
Предмет исследования: Психоэмоциональное благополучие подростков-парашютистов.
Цель работы:
Изучение особенностей психоэмоционального состояния подростков- парашютистов;
Задачи:
1. Выявление различий в уровне психоэмоционального-благополучия у подростков с разной степенью вовлеченности в экстремальные виды спорта.
2. Выявление связи восприятия родительского отношения с вовлеченностью в экстремальные виды спорта.
3. Изучение личностных особенностей подростков-экстремалов.
Гипотезы исследования:
1. Есть значимые различия в структуре психоэмоционального благополучия у подростков с разной степенью вовлеченности в экстремальные виды спорта.
2. Психоэмоциональное благополучие подростков-парашютистов ниже, чем в других группах.
3. Есть связь между восприятием родительского отношения и психоэмоциональным благополучием подростков-парашютистов.
Организация исследования и выборка:
Исследование планируется проводиться на трёх группах:
- Подростки 12-18 лет, занимающиеся парашютным спортом.
- Подростки 12-18 лет, занимающиеся неэкстремальным спортом.
- Подростки 12-17 лет, не занимающиеся спортом, задействованные в художественной деятельности.
В работе использовался комплекс методов, в соответствии с поставленными целями и задачами.
1. Блок методик для выявления уровня психоэмоционального благополучия:
Опросник «Шкала счастья» (Фордис)
Шкала самооценки Розенберга
Опросник эмоциональной регуляции (Гросс, Джонс)
Опросник «Способы копинга». Lazarus &Folkman
Шкала психологического благополучия К. Рифф
Методика “sense of coherence” (чувство связанности. Леви)
2. Блок методик для анализа восприятия родительского отношения Модифицированный тест цветовых метафор И.Л. Соломина.
Методика «Подростки о родителях».
3. Для выявления демографических особенностей была использована анкета (приложение). С помощью анкеты были получены следующие данные респондентов: пол, возраст, состав семьи, хобби и намерение заняться экстремальными видами спорта.
В рамках данной работы изучалось психологическое благополучие подростков и восприятие родительского отношения в связи с фактором увлечений тем или иным хобби. Актуальность исследования обусловлена необходимостью ранней диагностики неблагоприятного развития эмоционального фона и неадаптивных реакций с целью профилактики дезадаптации в более позднем возрасте.
Нами было проведено исследование, в котором приняли участие 80 респондентов занимающихся экстремальными и неэкстремальнми видами спорта и занимающихся лишь творчеством.
В качестве гипотез нашего исследования выступили три предположения: занятия экстримом могут стать маркером неблагополучия, экстремалы менее эмоционально благополучны чем просто спортсмены и художники, а также то, что занятия экстримом связаны с негативным родительским отношением.
Проверка гипотез показала наличие различий в уровне благополучия в разных группах, но различия оказались обратны тем, что мы предполагали.
Результаты данного исследования могут быть использованы в первую очередь для дальнейшей теоретической и экспериментальной разработки данной темы. Также результаты могут быть применены на практике, в частности в области консультирования школьников, семейного консультирования и области самоактуализации.
1. Аргайл, М. Психология счастья [Текст] / М. Аргайл/ Под ред. М.В. Кларина; Пер. с англ. - М.: Прогресс, 2007. -403с.
2. Балтес, П. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование динамики подъёмов и спадов на протяжении жизни [Текст] / П. Балтес // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. - №1. - С. 60-80
3. Бонивелл, И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология [Текст] / Пер. с англ.М. Бабичевой.-М.: Время, 2009. -192 с.
4. Бучацкая, М.В. Психологическое благополучие работающих женщин. Автореф.канд. психол. наук. - М., 2006. - 25 с.
5. Варламова, Е.П., Степанов С.Ю. Рефлексивные методы диагностики в системе образования [Текст] // Вопросы психологии. - 1997.- № 5. -С.26-44.
6. Василюк Ф.Е. Переживание и молитва (опыт общепсихологического исследования) [Текст]. - М.: Смысл, 2005.
7. Воронина, А.В. Проблема психологического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа [Текст] // Сибирский психологический журнал. - 2005. -№ 3. -С. 142145.
URLhttp://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-blagopoluchie-studentov- iopredelyayuschie-ego-faktory
8. Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - С.640-652.
9. Гулдинг, М. Психотерапия нового решения[Текст] / М. Гулдинг, Р. Гулдинг. - М.: Класс, 1997.
10. Джидарьян, И.А. и др. Проблемы общей удовлетворённости
жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование [Текст]/ И.А. Джидарьян, Е.В. Антонова // Сознание личности в кризисном обществе. - М.: Ин-тут психологии РАН, 2005. -С.76-94.
11. Джидарьян, И.А. Психология счастья и оптимизма[Текст] / И.А. Джидарьян. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. - 268 с.
12. Дубовик, Ю.Б. Исследования психологического благополучия в пожилом и старческом возрасте. [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2011. - № 1(15). URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2011n1-15/433- dubovik15http://psystudy.ru/
13. Заусенко И.В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога: автореф. дис. ... кандидата психологических наук. - Екатеринбург, 2012. - 24 с.
14. Идобаева, О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности [Текст]. Автореф. дис. ... доктора психологических наук. - М., 2013.
15. Ковалев, С.В. Психотерапия личной истории: Психотехнологии изменения прошлого и создания будущего[Текст]/ С.В. Ковалев. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. - 232 с.
16. Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия (ConciseEncyclopediaоfPsychology)[Текст] / Р. Корсини, А. Ауэрбах. - СПб.: Питер, 1996.
17. Куликов, Л.В. и др. Факторы психологического благополучия личности[Текст] / Л.В. Куликов, М.С. Дмитриева, М.Ю. Долина, О.В. Иванов, М.А. Розанова, Т.Г. Тимошенко // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. «Ананьевские чтения - 97»/ Под ред. А.А. Крылова.-Вып.З. -Ч.1.- СПб.:Изд-воСПбГУ,1997. - С.342¬350.
18. Куликов, Л.В. Характеристики гармонии личности[Текст] / Л.В. Куликов //Ежегодник российского психологического общества. Материалы III всероссийского съезда психологов. - СПб.:Изд-во СПбГУ, 2002. -С. 646-676.
19. Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью [Текст] / Л.В. Куликов // Общество и политика. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та.
-2008. - С. 476-510
20. Селигман, М. В поисках счастья. Как получать удовольствие от жизни каждый день[Текст] / М. Селигман/ Изд-во «Манн, Иванов и Фербер», 2010. - 320 с.
21. Селигман, М.Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни [Текст] /М. Селигман / Перев.с англ. — М.: Издательство «София», 2006. —368 с.
22. Соломин, И. Л. Методика психосемантической экспресс-диагностики мотиваций [Текст] / И. Л. Соломин // Школьные технологии. - 2008. - N 1. - С. 159-168.
23. Узлов, Н.Д. Психологическое благополучие в браке на этапах молодого и среднего супружества [Электронный ресурс] // Международная заочная научно-практическая конференция «Личность, семья, общество: вопросы современной психологии», Новосибирск, 2011.URL: http://sibac.info/12260
24. Фесенко, П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. Дис... канд. психол. наук. - М., 2005. - 206 с.
25. Франкл В. Доктор и душа [Текст] /В. Франкл. - СПб.: Ювента, 1997.
26. Шевеленкова Т.Д., Фесенко П.П. Психологическое благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) [Текст] //Психологическая диагностика. - 2005. - № 3. - С. 95-129
27. Экзистенциальная психология. Экзистенция[Текст]/Пер. с англ. М.
Занадворова, Ю. Овчинниковой. - М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2001.
28. Ryff, C.D. Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited //Journal of Personality and Social Psychology.-1995. Vol. 69. -P. 719-727.
29. Ryff, C.D. Psychological Well-Being //Encyclopedia of Gerontology. - 1996. -Vol. 2. -P. 365-369.
30. Oswald, A.J.Happiness and economic performance// Economic
Journal, 1997. - V. 107 (№ 445). - С. 1815-1831. URL:
http://wrap.warwick.ac.uk/335/
31. Seifert, T. Assessment of the Ryff Scales of Psychological Well-Being Inventory. Available from the Center of Inquiry in the Liberal Arts at Wabash College. - 2004. URL: http://liberalarts.wabash.edu/cila/home.cfm?news_id=3570
20.01.11).
32. http: //psyj ournals.ru/topic/psy_labor/index. shtml [Электронный ресурс]
33. http: //www.effecton.ru/1443.html [Электронныйресурс]
http: //www.effecton.ru/1452.html[Электронный ресурс]
34. http://psylib.org.ua/books/_bratu01.htmБ.С. Братусь. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. - 1997. - №5 [Электронный ресурс]
35. http://modernlib.ru/books/kernberg_otto/otnosheniya_lyubvi_norma_i _p atologiya/read_5/ О. Кернберг. Отношения любви: норма и патология. [Электронный ресурс]
36. Hardie E., Critchley C., Morris Z. Self-coping complexity: role of self-construal in relational., individual and collective Costa P. Personality, coping and coping effectiveness in an adult sample // Journal of Personality. 1986. Vol. 54, N 2. P. 385-405
37. Cheng C., Cheung M.W.L. Cognitive processes underlying coping flexibility: differentiation and integration // Journal of personality. 2005. Vol. 73, N 4. P. 859-880.MacCrae R.,
38. Gross J.J., & Thompson R.A. Emotion regulation: Conceptual foundations // In J.J. Gross (Ed.), Handbook of emotion regulation. - New York: Guilford Press, 2007. - P. 3-24.
39. Сучкова, О.В. Психологическая функция религии - обеспечение безопасности для верующей молодежи [Текст] / О.В. Сучкова //Современные проблемы науки и образования. Российская Академия Естествознания. - 2008. - № 3.
40. MacCrae R., Costa P. Personality, coping and coping effectiveness in an adult sample // Journal of Personality. 1986. Vol. 54, N 2. P. 385-405.
41. Первичко Е.И. Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход. // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 4(16). - С. 13-22.
42. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст] /под общей ред. Б.Д. Карвасарского. - СПб.: Питер Ком, 1998. - 752 с.
43. Леонтьев, Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности[Текст]/ Д.А. Леонтьев // Психологический журнал.
-Т.21.-2000. -№ 1 - С. 15-25.
44. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности /Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003.
45. Психология здоровья [Текст]/ под ред. Г.С. Никифорова. -СПб.: Питер, 2006. -607 с.
46. Кроник, А.А.Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути[Текст] / А.А. Кроник, Ахмеров Р.А. - М.: Смысл, 2003. - 284 с.
47. Wrigh, T.A., Cropanzan, R. Psychological well-being and job satisfaction as predictors of job performance // Journal of Occupational Health Psychology. - 2000. - №5. - С. 84-94
48. Шамионов Р.М. Психология субъективного благополучия личности [Текст] /Р.М. Шамионов. -Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2004. - 180с.
49. Bradburn, N.M. The structure of psychological well-being. Chicago:
Aldine. 1969.
Глава 2
1. Соломин, И. Л.
Методика психосемантической экспресс-диагностики мотиваций [Текст] / И. Л. Соломин // Школьные технологии. - 2008. - N 1. - С. 159-168.
2. Практикум по возрастной психологии: Учеб.пособие/Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - С.640-652.
3. Вассерман Л.И., Горькавая И.А., Ромицина Е.Е. Тест подростки о родителях. - М. - СПб.: Фолиум, 1995.
4. Аргайл М. Психология счастья (пер. с англ. Лисицына А.) Изд. 2-е
5. Первичко Е.И. Стратегии регуляции эмоций: процессуальная модель Дж. Гросса и культурно-деятельностный подход. // Национальный психологический журнал. - 2014. - № 4(16). - С. 13-22.
http: //npsyj .ru/pdf/npj -no 16-2014/npj_no 16_2014_13 -22. pdf
6. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3 С. 93-112.
7. Осин, Е. Н. Чувство связности как показатель психологического здоровья и его диагностика / Е. Н. Осин // Психологическая диагностика. - 2007. - №3. - С. 22-40.
8. Rosenberg М. Self-Esteem Scale // Measures of Social Psychological Attitudes / Ed.Robinson J.P., Shaver P.R. Ann Arbor: Institute for Social Research, 1972. P. 98-101.