ВЛИЯНИЕ БОЛЕЗНИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, БОЛЬНЫХ ЛЕЙКОЗОМ
|
АННОТАЦИЯ 4
АННОТАЦИЯ (английский язык) 5
ВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО ПОДРОСТКА 10
1. Кризис подросткового возраста 10
1.1.2. Социальная зрелость у подростков 12
1.1.3. Инфантильное поведение у подростков 16
1.1.4. Ценностные ориентации в подростковом периоде 21
1.1.5. Совладающее со стрессом поведение у подростков 25
1.1.6. Защитные механизмы у подростков 29
1.2.1. Внутренняя картина болезни у детей и подростков 33
1.2.2. Личностные реакции на болезнь 37
1.2.3. Адаптация подростка к стационару. 41
1.2.4. Взаимоотношение в семье больного подростка 47
ГЛАВА 2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 51
2.1. Цель, задачи и организация исследования 51
2.2. Обоснование и краткая характеристика методов исследования 53
2.3. Методы обработки данных 66
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 67
3.1. Результаты исследования 67
3.1.1. Результаты исследования типа самооценки 67
3.1.2. Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей
личности 70
3.1.3. Анализ способов совладающего поведения 76
3.1.4. Результаты исследования близкого окружения 78
3.1.5. Результаты исследования клинической беседы 80
ВЫВОДЫ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 90
ПРИЛОЖЕНИЕ В 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
АННОТАЦИЯ (английский язык) 5
ВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО ПОДРОСТКА 10
1. Кризис подросткового возраста 10
1.1.2. Социальная зрелость у подростков 12
1.1.3. Инфантильное поведение у подростков 16
1.1.4. Ценностные ориентации в подростковом периоде 21
1.1.5. Совладающее со стрессом поведение у подростков 25
1.1.6. Защитные механизмы у подростков 29
1.2.1. Внутренняя картина болезни у детей и подростков 33
1.2.2. Личностные реакции на болезнь 37
1.2.3. Адаптация подростка к стационару. 41
1.2.4. Взаимоотношение в семье больного подростка 47
ГЛАВА 2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 51
2.1. Цель, задачи и организация исследования 51
2.2. Обоснование и краткая характеристика методов исследования 53
2.3. Методы обработки данных 66
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 67
3.1. Результаты исследования 67
3.1.1. Результаты исследования типа самооценки 67
3.1.2. Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей
личности 70
3.1.3. Анализ способов совладающего поведения 76
3.1.4. Результаты исследования близкого окружения 78
3.1.5. Результаты исследования клинической беседы 80
ВЫВОДЫ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 90
ПРИЛОЖЕНИЕ В 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Ситуация болезни - одна из тех неприятных ситуаций, в которую попадает в течение жизни каждый человек. Болезнь может пройти бесследно, а может запомниться на всю жизнь и повлиять на нее. Иногда болезнь производит на человека такое сильное эмоциональное впечатление или наносит столь мощную физическую и психическую травму, что это становится для него значимым жизненным событием, определяет особенности поведенческих и эмоциональных реакций на всю последующую жизнь. Болезни бывают разные: некоторые из них могут повлечь за собой тяжелейшее лечение или даже летальный исход, а другие - проходят незаметно и не вносят в жизнь человека кардинальных изменений.
Пубертатный период является одним из самых сложных периодов в жизни любого человека, так как для подростка в этом возрасте характерна высокая эмоциональность и, как следствие, ранимость: любые неудачи воспринимаются как катастрофа. В этой связи информация об онкологическом заболевании и необходимости госпитализации в лечебное учреждение является травмирующей для подростка. К сожалению, тяжелые детские болезни еще не побеждены в наше время, и их сильное влияние на психику подростка может оставить большой отпечаток на всю его последующую жизнь. Такие последствия могут закалить характер подростка, и он научится справляться и с другими сложными жизненными ситуациями, а могут и, наоборот, сделать подростка слабым, депрессивным и инфантильным. Ребенок очень ярко реагирует на негативные и позитивные изменения в его жизни. При сильных стрессовых условиях, как например, постановка диагноза и госпитализация, могут возникнуть невротические и соматические заболевания. Испытания в виде болезни изменяют и вносят коррективы в жизнь подростков и оказывают влияние на становление их личности. Такой сложный период как лечение в виде химиотерапии, гормональной терапии и хирургических вмешательств не может не оставить свой след в процессе становления личности подростка.
В данной работе рассматривается актуальная проблема становления личности подростка под воздействием тяжелого онкологического заболевания и лечения. Изучение особенностей личности подростков, переживающих тяжелое лечение, сможет помочь психологам более эффективно оказывать им психологическую помощь во время лечения и ремиссии. Адекватная психологическая помощь облегчит адаптацию подростков в социальной жизни.
Цель данной работы - определить влияние болезни на личность подростков больных лейкозом во время лечения и на этапе ремиссии.
Гипотеза исследования - у подростков во время лечения лейкоза и на этапе ремиссии могут быть разные стили поведения и восприятия мира.
Объект исследования - подростки больные лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии.
Предмет исследования - индивидуально-психологические особенности подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить преобладающий тип самооценки у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
2. Изучить индивидуально-психологические особенности личности подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
3. Установить преобладающие копинг-стратегии у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
4. Изучить особенности переживания болезни, отношения к врачу, ценностных ориентаций и ориентации на будущее у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
5. Определить у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии стремление к социальной зрелости или к инфантильности.
В качестве методов исследования использовались:
клинико-психологический метод (клиническая беседа в виде интервью) и
экспериментально-психологический метод: психодиагностические методики -
Социальный атом (Дж.Л.Морено); тест «Кто я?» в модификации Т.В. Румянцевой; методика многофакторного исследования личности Кэттелла (подростковый вариант); опросник копинг-стратегий для детей школьного возраста (И.М.Никольская, Р.М.Грановская).
Основные этапы дипломного исследования:
На первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы, был сформулирован научный аппарат исследования и подобраны диагностические материалы.
На втором этапе было проведено эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей подростков больных лейкозом. Проводилась математико-статистическая обработка показателей, затем - качественный и количественный анализ полученных результатов.
На третьем этапе осуществлялась интерпретация результатов исследования, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы.
Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистических пакетов программ SPSS 17.0, Microsoft Office Excel. Был использован метод статистической обработки данных: U-Манна- Уитни и Хи-квадрат Пирсона.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Текст иллюстрирован схемами, таблицами и диаграммами.
Пубертатный период является одним из самых сложных периодов в жизни любого человека, так как для подростка в этом возрасте характерна высокая эмоциональность и, как следствие, ранимость: любые неудачи воспринимаются как катастрофа. В этой связи информация об онкологическом заболевании и необходимости госпитализации в лечебное учреждение является травмирующей для подростка. К сожалению, тяжелые детские болезни еще не побеждены в наше время, и их сильное влияние на психику подростка может оставить большой отпечаток на всю его последующую жизнь. Такие последствия могут закалить характер подростка, и он научится справляться и с другими сложными жизненными ситуациями, а могут и, наоборот, сделать подростка слабым, депрессивным и инфантильным. Ребенок очень ярко реагирует на негативные и позитивные изменения в его жизни. При сильных стрессовых условиях, как например, постановка диагноза и госпитализация, могут возникнуть невротические и соматические заболевания. Испытания в виде болезни изменяют и вносят коррективы в жизнь подростков и оказывают влияние на становление их личности. Такой сложный период как лечение в виде химиотерапии, гормональной терапии и хирургических вмешательств не может не оставить свой след в процессе становления личности подростка.
В данной работе рассматривается актуальная проблема становления личности подростка под воздействием тяжелого онкологического заболевания и лечения. Изучение особенностей личности подростков, переживающих тяжелое лечение, сможет помочь психологам более эффективно оказывать им психологическую помощь во время лечения и ремиссии. Адекватная психологическая помощь облегчит адаптацию подростков в социальной жизни.
Цель данной работы - определить влияние болезни на личность подростков больных лейкозом во время лечения и на этапе ремиссии.
Гипотеза исследования - у подростков во время лечения лейкоза и на этапе ремиссии могут быть разные стили поведения и восприятия мира.
Объект исследования - подростки больные лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии.
Предмет исследования - индивидуально-психологические особенности подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить преобладающий тип самооценки у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
2. Изучить индивидуально-психологические особенности личности подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
3. Установить преобладающие копинг-стратегии у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
4. Изучить особенности переживания болезни, отношения к врачу, ценностных ориентаций и ориентации на будущее у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
5. Определить у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии стремление к социальной зрелости или к инфантильности.
В качестве методов исследования использовались:
клинико-психологический метод (клиническая беседа в виде интервью) и
экспериментально-психологический метод: психодиагностические методики -
Социальный атом (Дж.Л.Морено); тест «Кто я?» в модификации Т.В. Румянцевой; методика многофакторного исследования личности Кэттелла (подростковый вариант); опросник копинг-стратегий для детей школьного возраста (И.М.Никольская, Р.М.Грановская).
Основные этапы дипломного исследования:
На первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы, был сформулирован научный аппарат исследования и подобраны диагностические материалы.
На втором этапе было проведено эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей подростков больных лейкозом. Проводилась математико-статистическая обработка показателей, затем - качественный и количественный анализ полученных результатов.
На третьем этапе осуществлялась интерпретация результатов исследования, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы.
Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистических пакетов программ SPSS 17.0, Microsoft Office Excel. Был использован метод статистической обработки данных: U-Манна- Уитни и Хи-квадрат Пирсона.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Текст иллюстрирован схемами, таблицами и диаграммами.
В первой главе данной работы раскрываются теоретические аспекты изучения особенностей кризиса подросткового возраста, восприятия внутренней картины болезни подростком, а также понятия социальной зрелости и инфантильности. Теоретический анализ литературных источников показал, что влияние на формирования личности подростка в момент болезни влияют множество факторов.
Во второй главе представлены программа и этапы исследования, описывается выборка испытуемых, а также применяемые методы и методики исследования.
В третьей главе данной работы раскрывается содержание проведенного эмпирического исследования. В результате исследования мы пришли к выводу, что подростки, которые находятся на разных этапах лечения, имеют разное представление об окружающем мире и разный стиль поведения. Необходимо учитывать этап лечения подростков, так как на разных этапах лечения имеются свои важные задачи в оказании психологической помощи. Как было сказано в работе, подростки, которые находятся на тяжелом лечении химиотерапии, нуждаются в помощи психолога, для того, чтобы помочь им выразить негативные эмоции, обиду, чувство вины. Такая помощь может облегчить переживания и напряжения в период тяжелого и долгого лечения. Особенности психологической работы с подростками на этапе ремиссии так же имеют важные задачи. Необходимо учитывать, что подросток большое количество времени был изолирован от социального мира. Задача психолога помочь подростку после болезни адаптироваться к социальному миру.
Таким образом, полученные в результате анализа данные подтвердили выдвинутое предположение о том, что у подростков во время лечения от лейкоза и на этапе ремиссии могут быть разные стили поведения и восприятия мира.
Во второй главе представлены программа и этапы исследования, описывается выборка испытуемых, а также применяемые методы и методики исследования.
В третьей главе данной работы раскрывается содержание проведенного эмпирического исследования. В результате исследования мы пришли к выводу, что подростки, которые находятся на разных этапах лечения, имеют разное представление об окружающем мире и разный стиль поведения. Необходимо учитывать этап лечения подростков, так как на разных этапах лечения имеются свои важные задачи в оказании психологической помощи. Как было сказано в работе, подростки, которые находятся на тяжелом лечении химиотерапии, нуждаются в помощи психолога, для того, чтобы помочь им выразить негативные эмоции, обиду, чувство вины. Такая помощь может облегчить переживания и напряжения в период тяжелого и долгого лечения. Особенности психологической работы с подростками на этапе ремиссии так же имеют важные задачи. Необходимо учитывать, что подросток большое количество времени был изолирован от социального мира. Задача психолога помочь подростку после болезни адаптироваться к социальному миру.
Таким образом, полученные в результате анализа данные подтвердили выдвинутое предположение о том, что у подростков во время лечения от лейкоза и на этапе ремиссии могут быть разные стили поведения и восприятия мира.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ БОЛЕЗНИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, БОЛЬНЫХ ЛЕЙКОЗОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ ПОДРОСТКОВ С ОСТРЫМ ЛИМФОБЛАСТНЫМ ЛЕЙКОЗОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Взаимосвязь психологического состояния ребенка, проходящего лечение методом трансплантации костного мозга и характера его взаимоотношений с ухаживающим взрослым
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2018 - Изучение взаимосвязи между типом отношения к болезни и уровнем депрессии у людей с онкогематологическими заболеваниями
Курсовые работы, медицина . Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024



