Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ БОЛЕЗНИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ, БОЛЬНЫХ ЛЕЙКОЗОМ

Работа №74065

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
АННОТАЦИЯ (английский язык) 5
ВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО ПОДРОСТКА 10
1. Кризис подросткового возраста 10
1.1.2. Социальная зрелость у подростков 12
1.1.3. Инфантильное поведение у подростков 16
1.1.4. Ценностные ориентации в подростковом периоде 21
1.1.5. Совладающее со стрессом поведение у подростков 25
1.1.6. Защитные механизмы у подростков 29
1.2.1. Внутренняя картина болезни у детей и подростков 33
1.2.2. Личностные реакции на болезнь 37
1.2.3. Адаптация подростка к стационару. 41
1.2.4. Взаимоотношение в семье больного подростка 47
ГЛАВА 2 ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 51
2.1. Цель, задачи и организация исследования 51
2.2. Обоснование и краткая характеристика методов исследования 53
2.3. Методы обработки данных 66
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 67
3.1. Результаты исследования 67
3.1.1. Результаты исследования типа самооценки 67
3.1.2. Результаты исследования индивидуально-психологических особенностей
личности 70
3.1.3. Анализ способов совладающего поведения 76
3.1.4. Результаты исследования близкого окружения 78
3.1.5. Результаты исследования клинической беседы 80
ВЫВОДЫ 84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ 89
ПРИЛОЖЕНИЕ А 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 90
ПРИЛОЖЕНИЕ В 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Д


Ситуация болезни - одна из тех неприятных ситуаций, в которую попадает в течение жизни каждый человек. Болезнь может пройти бесследно, а может запомниться на всю жизнь и повлиять на нее. Иногда болезнь производит на человека такое сильное эмоциональное впечатление или наносит столь мощную физическую и психическую травму, что это становится для него значимым жизненным событием, определяет особенности поведенческих и эмоциональных реакций на всю последующую жизнь. Болезни бывают разные: некоторые из них могут повлечь за собой тяжелейшее лечение или даже летальный исход, а другие - проходят незаметно и не вносят в жизнь человека кардинальных изменений.
Пубертатный период является одним из самых сложных периодов в жизни любого человека, так как для подростка в этом возрасте характерна высокая эмоциональность и, как следствие, ранимость: любые неудачи воспринимаются как катастрофа. В этой связи информация об онкологическом заболевании и необходимости госпитализации в лечебное учреждение является травмирующей для подростка. К сожалению, тяжелые детские болезни еще не побеждены в наше время, и их сильное влияние на психику подростка может оставить большой отпечаток на всю его последующую жизнь. Такие последствия могут закалить характер подростка, и он научится справляться и с другими сложными жизненными ситуациями, а могут и, наоборот, сделать подростка слабым, депрессивным и инфантильным. Ребенок очень ярко реагирует на негативные и позитивные изменения в его жизни. При сильных стрессовых условиях, как например, постановка диагноза и госпитализация, могут возникнуть невротические и соматические заболевания. Испытания в виде болезни изменяют и вносят коррективы в жизнь подростков и оказывают влияние на становление их личности. Такой сложный период как лечение в виде химиотерапии, гормональной терапии и хирургических вмешательств не может не оставить свой след в процессе становления личности подростка.
В данной работе рассматривается актуальная проблема становления личности подростка под воздействием тяжелого онкологического заболевания и лечения. Изучение особенностей личности подростков, переживающих тяжелое лечение, сможет помочь психологам более эффективно оказывать им психологическую помощь во время лечения и ремиссии. Адекватная психологическая помощь облегчит адаптацию подростков в социальной жизни.
Цель данной работы - определить влияние болезни на личность подростков больных лейкозом во время лечения и на этапе ремиссии.
Гипотеза исследования - у подростков во время лечения лейкоза и на этапе ремиссии могут быть разные стили поведения и восприятия мира.
Объект исследования - подростки больные лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии.
Предмет исследования - индивидуально-психологические особенности подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить преобладающий тип самооценки у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
2. Изучить индивидуально-психологические особенности личности подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
3. Установить преобладающие копинг-стратегии у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
4. Изучить особенности переживания болезни, отношения к врачу, ценностных ориентаций и ориентации на будущее у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии;
5. Определить у подростков больных лейкозом на этапе интенсивного лечения и на этапе ремиссии стремление к социальной зрелости или к инфантильности.
В качестве методов исследования использовались:
клинико-психологический метод (клиническая беседа в виде интервью) и
экспериментально-психологический метод: психодиагностические методики -
Социальный атом (Дж.Л.Морено); тест «Кто я?» в модификации Т.В. Румянцевой; методика многофакторного исследования личности Кэттелла (подростковый вариант); опросник копинг-стратегий для детей школьного возраста (И.М.Никольская, Р.М.Грановская).
Основные этапы дипломного исследования:
На первом этапе осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы, был сформулирован научный аппарат исследования и подобраны диагностические материалы.
На втором этапе было проведено эмпирическое исследование индивидуально-психологических особенностей подростков больных лейкозом. Проводилась математико-статистическая обработка показателей, затем - качественный и количественный анализ полученных результатов.
На третьем этапе осуществлялась интерпретация результатов исследования, формулирование выводов, оформление выпускной квалификационной работы.
Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием статистических пакетов программ SPSS 17.0, Microsoft Office Excel. Был использован метод статистической обработки данных: U-Манна- Уитни и Хи-квадрат Пирсона.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Текст иллюстрирован схемами, таблицами и диаграммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В первой главе данной работы раскрываются теоретические аспекты изучения особенностей кризиса подросткового возраста, восприятия внутренней картины болезни подростком, а также понятия социальной зрелости и инфантильности. Теоретический анализ литературных источников показал, что влияние на формирования личности подростка в момент болезни влияют множество факторов.
Во второй главе представлены программа и этапы исследования, описывается выборка испытуемых, а также применяемые методы и методики исследования.
В третьей главе данной работы раскрывается содержание проведенного эмпирического исследования. В результате исследования мы пришли к выводу, что подростки, которые находятся на разных этапах лечения, имеют разное представление об окружающем мире и разный стиль поведения. Необходимо учитывать этап лечения подростков, так как на разных этапах лечения имеются свои важные задачи в оказании психологической помощи. Как было сказано в работе, подростки, которые находятся на тяжелом лечении химиотерапии, нуждаются в помощи психолога, для того, чтобы помочь им выразить негативные эмоции, обиду, чувство вины. Такая помощь может облегчить переживания и напряжения в период тяжелого и долгого лечения. Особенности психологической работы с подростками на этапе ремиссии так же имеют важные задачи. Необходимо учитывать, что подросток большое количество времени был изолирован от социального мира. Задача психолога помочь подростку после болезни адаптироваться к социальному миру.
Таким образом, полученные в результате анализа данные подтвердили выдвинутое предположение о том, что у подростков во время лечения от лейкоза и на этапе ремиссии могут быть разные стили поведения и восприятия мира.



1. Весна Е. Б. Изучение личности подростка. - Курган: Научно - производственное объединение “Юность”, 1992. - 168 с.
2. Грицанов А.А Новейший философский словарь. 3-е изд. — Минск: Книжный Дом. 2003. - 1280 с. — (Мир энциклопедий).
3. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. -СПб.: Специальная литература, 1996. - 454 с.
4. Карсон Р., Батчер Дж., Минека С. Анормальная психология. — 11-е изд. — СПб.: Питер, 2004. - 1166 с. — (Мастера психологии).
5. Калашникова Л.А. Формирование основ социальной зрелости подростков средствами краеведения в условиях воспитательной среды общеобразовательного учреждения. - Москва, 2013. - 262 с.
6. Комер, Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 608 с. — (Психологическая энциклопедия).
7. Лакосина, В.М. Клиническая психология. — 3-е изд. — М.: МЕДпресс- информ, 2006. - 576 с.
8. Ланцковский Ф. Детская гематология и онкология. - 3-е изд. - М.: Лори, 2005. -763 с.
9. Лафренье П Эмоциональное развитие детей и подростков. - М:. Прайм Еврознак 2004. - 534 с.
10. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. - 4-е изд. - М.: Медицина, 1977. - 112с
11. Мохов В. А., Крештапова М.А. Особенности детско-родительских отношений в семьях с тяжелобольными детьми. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 6. URL: http:// medpsy.ru
12. Николаева В.В. Психологические аспекты рассмотрения «внутренней» картины болезни»/ Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии. (диссертация), 1976 . - 98-99 с.
13. Никольская И.М. Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. - С-Пб.: Речь, 2000.-507с.
14.Обухова Л.Ф. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
15. Петриченко Э.С. Ценностные ориентации подростков как показатель социальной адаптации или дезадаптации // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7497
16. Райгородский Д.Я. Самосознания и механизмы защиты личности - Христоматия. - Самара: Издательство Дом «Бахрах - М» 2008. - 656с.
17. Рубинштейн С.Л , Основы общей психологии - СПб: «Питер», 2000 - 712 с.
18. Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный личностныйопросник Р.Кетт елла-95: Руководство по использованию- Челябинск: ЮУрГУ, 2000.
19. - 54 с.
20. Тхостов А.Ш. Осознание заболевания у онкологических больных // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1984. № 12. 1839—1884 с.
21. Хейли Д. и др.. Эволюция психотерапии: Том 3. "Let it be. гуманистическая психотерапия / Пер зависимая фирма "Класс",1998. — 304 с. - психологии и психотерапии).. 1998. 52-58с.
22. Чулкова В. А., Моисеенко В.М. Психоонкология : Пособие для врачей. Спб 2007. - 38 с.
23. Чулкова В. А., Моисеенко В.М. Психологические проблемы в онкологии // Практическая онкология. 2009. Т. 10. № 3. 151-157 с.
24. Шац И.К. Психологическая поддержка тяжелобольного ребенка. Монография. - СПб.: Речь, 2010. - 192 с.
25.Эйдемиллер Э. Детская психиатрия. Издательство: Питер Серия: Национальная медицинская библиотека .2005 г. - 1120 с.
26. Ялом И. Экзистенциальная психология. М.: Римис. 2008г. - 608с.
27. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс. 1994г.-552с
28. Enric C. Sumalla, Cristian Ochoa, Ignacio Blanco . Clinical Psychology Review. Posttraumatic growth in cancer: Reality or illusion. Article history: Received 25 May 2008 Received in revised form 4 September 2008 Accepted 22 September 2008
29. Paul Jones, Megan Blunda, Gina Biegel, Linda E. Carlson, Matthew Biel and Lori Wiener. Can mindfulness-based interventions help adolescentswith cancer?// Psycho-Oncology. Sep.2013, Vol. 22 Issue 9, p.2148-2151.
30. Zwahlen, D.ab,Hagenbuch, N.a,Carley, M.I.c,Jenewein, J.a, Buchi, S.a. Posttraumatic growth in cancer patients and partners - Effects of role, gender and the dyad on couples' posttraumatic growth experience. Article history: Psycho-Oncology Volume 19, Issue 1, January 2010, Pages 12-20


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ