Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Оперативное решение творческих мыслительных задач в структуре познавательных способностей

Работа №7406

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы191стр.
Год сдачи2005
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
846
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА I. Теоретико-методологические проблемы исследования оперативного решения творческих мыслительных задач 14
1.1 Развитие представлений о теориях мыслительных и творческих способностей в отечественной и зарубежной психолого-педагогической науке 14
1.1.1 Теоретические проблемы изучения мыслительных и творческих способностей
в зарубежной психологии 14
1.1.2 Теоретические проблемы изучения мыслительных и творческих способностей
в отечественной психологии 37
1.2 Теоретический анализ способностей к оперативному решению мыслительных задач в структуре познавательных способностей 51
1.3 Психологические особенности школьников с позиций различных периодизаций психического развития 60
ГЛАВА II. Содержание психологического эксперимента по диагностике способностей к оперативному решению творческих мыслительных задач 71
2.1 Организация и методы экспериментального исследования способностей к оперативному решению творческих мыслительных задач в структуре познавательной деятельности
школьников 71
2.2. Тестовый материал для исследования способностей к оперативному решению творческих мыслительных задач в структуре познавательной деятельности школьников 74

3
2.2.1 Методика экспресс-тестирования личностных особенностей школьников 82
2.2.2 Методика экспресс-тестирования нейродинамических и психомоторных способностей школьников 88
2.2.3 Методика экспресс-тестирования познавательных способностей школьников 94
Глава III. Экспериментальные исследования способностей к оперативному решению творческих мыслительных задач 108
3.1 Зависимость успешности учебной деятельности школьников от возраста, гендерных особенностей и проживания в различных населенных пунктах 108
3.2 Мотивационная сфера школьников как часть структуры индивидуальности в контексте изучения способностей к оперативному решению творческих мыслительных задач 114
3.3 Изучение структуры способностей к оперативному решению творческих мыслительных задач с помощью математико¬статистического анализа 124
3.4 Взаимосвязи тестовых показателей изучения способностей к оперативному решению творческих мыслительных задач, вычисленные
с помощью ранговой корреляции 127
3.5 Вычисление достоверности непараметрических данных по тестовым показателям способностей при помощи %2 - критерия 131
3.6 Исследование взаимосвязей между когнитивно-моторными, когнитивно-интеллектуальными способностями и свойствами личности на экспериментальных выборках школьников при помощи линейной корреляции 136
3.6.1 Взаимосвязи в структуре способностей, выявленные на выборке девочек, учащихся в 3-х классах г. Ставрополя 138
3.6.2 Взаимосвязи в структуре способностей, выявленные на выборке мальчиков, учащихся в 3-х классах г. Ставрополя 142

4
3.6.3 Взаимосвязи в структуре способностей, выявленные на выборке девочек, учащихся в 3-х классах г. Михайловска 144
3.6.4 Взаимосвязи в структуре способностей, выявленные на выборке мальчиков, учащихся в 3-х классах г. Михайловска 147
3.6.5 Взаимосвязи в структуре способностей, выявленные на выборке девочек, учащихся в 5-х классах г. Ставрополя 151
3.6.6 Взаимосвязи в структуре способностей, выявленные на выборке мальчиков, учащихся в 5-х классах г. Ставрополя 154
3.6.7 Взаимосвязи в структуре способностей, выявленные на выборке девочек, учащихся в 5-х классах г. Михайловска 156
3.6.8 Взаимосвязи в структуре способностей, выявленные на выборке мальчиков, учащихся в 5-х классах г. Михайловска 158
3.7 Выявление и оценка достоверности различий компонентной структуры способностей к оперативному решению творческих мыслительных задач у школьников в экспериментальных выборках при помощи U - критерия Манна-Уитни 161
170
ВЫВОДЫ
172
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
173
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
178
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
196
ПРИЛОЖЕНИЕ



В результате кардинальных преобразований в России, затронувших буквально все области государственной и общественной практики, назрела острая необходимость привлечения талантливой молодежи к решению насущных социальных и экономических проблем. Появляется осознанная потребность в высокообразованных, творческих людях, способных не только осваивать новейшие технологии в сжатые сроки и адаптироваться к современной социально-экономической ситуации, но в то же время усовершенствовать и развивать уже имеющиеся технологии, приспосабливая их к требованиям времени, тем самым содействуя научному, образовательному и социально-экономическому развитию страны.
Способность к изобретению нового продукта требует в первую очередь творческого, оперативного мышления. Поэтому формирование и развитие оперативных творческих способностей у подрастающего поколения как можно в более раннем возрасте приобретает особую актуальность, так как именно в этот период происходит стремительное развитие всех психических и познавательных процессов, формирование личности в целом.
Общая стратегия научной деятельности на современном этапе складывается таким образом, что на первый план выходят разнообразные подходы к проблеме исследования способностей, при этом исследователями выдвигаются различные теории как в целом к проблеме способностей, так и к их структуре, в том числе и при изучении их взаимосвязей с различными видами деятельности. Так, одни авторы (В.Н.Мясищев, Н.С.Лейтес, К.К.Платонов) определяют способности через признак «свойства личности», а в перечень компонентного состава относят и мировоззренческие, и нравственные, и мотивационные свойства личности. Другие (С. Л .Рубинштейн, В.А.Крутецкий) определяют способности через понятие «индивидуальные особенности личности».
При этом «способность» - только одна из наиболее общих психологических категорий (Дружинин В.Н., 1999). Тем более нет

6
однозначного понимания сущности творческих способностей в контексте творчества как деятельности и творческого мышления как процесса, способность же к оперативному решению творческих мыслительных задач, ее место и значение в структуре познавательных способностей остаются практически не изученными.
По мнению Р.Л.Солсо (1996), способность к оперативному решению мыслительных задач не пользовалась популярностью среди областей экспериментальных научных исследований потому, что для исследования процесса возникала потребность в создании определенной систематики задач, которые бы позволили повлиять на процесс мышления и тем самым построить алгоритм их решения. Автор подчеркивает, что процесс решения задач имеет сложную структуру, включает в себя разнообразную сферу когнитивных процессов, и отмечает, что моделям, появившимся в этой области научного исследования, еще предстоит доказать эту связь. При этом на фоне многочисленных подходов к исследованию мыслительных и творческих способностей вопрос о структуре процесса решения задачи остается открытым.
Так, в области психологии творческих способностей широко известны работы Б.М.Теплова, В.Н.Дружинина, В.Д.Шадрикова, Д.Б.Богоявленской, Я.А.Пономарева, В.Н.Пушкина, Б.Б.Коссова и других, в которых изложены авторские подходы к проблеме. Ряд исследователей относят творческие или, если руководствоваться англоязычной терминологией, креативные способности к общим интеллектуальным способностям (В.Н.Дружинин, М.А.Холодная), другие указывают их место в структуре познавательных способностей (В.Д.Шадриков, В.П.Озеров). Некоторые исследователи связывают творческие способности с умственной одаренностью (Н.С.Лейтес, В.Э.Чудновский, В.С.Юркевич, А.М.Матюшкин, В.В.Клименко, В.Штерн, Г.Мелхорн). Активно исследуется проблема творческих способностей в контексте профессиональной пригодности человека (В.Д.Шадриков, Б.Б.Коссов, К.М.Гуревич, Н.Е.Высотская, И.О.Гилева). Существуют

7
концепции, по которым природа креативности так или иначе связывается со спецификой контакта субъекта со средой и в них указывается на связь интеллектуальных и особенно творческих способностей со свойствами экстраверсии, интроверсии (А.М.Петрайтите), экстраверсии и нейротизма (В.И.Моросанова, Е.М.Коноз), типом нервной системы (Б.Б.Коссов, В.П.Озеров).
В современных фундаментальных концепциях подход к исследованию взаимосвязей и особенностей психической организации личности характеризуется комплексностью и целостностью. Целостность при этом понимается как неотъемлемый признак всей системы индивидуальности (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов, В.Д.Небылицин, В.С.Мерлин, В.В.Белоус). Очевидно, что исследования процесса оперативного решения мыслительных задач невозможно проводить, не учитывая всей системы индивидуальности и особенностей психической организации личности. Поэтому, изучая данную способность, считаем целесообразным исследовать различные уровни индивидуальности, включающие не только способности, но и некоторые личностные свойства. Такой подход отразился в постановке цели работы, подборе психодиагностических методов и процедур, многомерной математической обработке результатов экспериментального исследования. При изучении оперативного решения творческих мыслительных задач важным и обоснованным является построение схемы-структуры способностей, отражающей соотношение креативных и познавательных способностей в парадигме исследования проблемы, на основании которой станет возможным разработать и апробировать объективную методику исследования процесса в структуре способностей, а также программу формирования и развития, позволяющую объективно воздействовать на положительную динамику процесса. За основу для построения такой схемы- структуры нами взята схема психомоторных способностей В.П.Озерова (1993) и структура познавательных способностей В.П.Озерова и
О.В. Соловьевой (1998), в которой все способности подразделяются на два

8
блока: когнитивно-моторный и когнитивно-интеллектуальный, имеющие, в свою очередь, довольно сложную вертикальную и горизонтальную иерархию.
Целью данной работы является исследование оперативного решения творческих мыслительных задач как компонента общих познавательных способностей у школьников 9-11 лет, а также разработка, апробация психодиагностической методики и специальной программы по их развитию.
Объект исследования составляет структура познавательных (когнитивно-интеллектуальных и когнитивно-моторных) способностей школьников, влияющих на успешность оперативного решения творческих мыслительных задач.
Предмет исследования - оперативное решение творческих мыслительных задач в иерархии способностей школьников разного пола и возраста, живущих в разных населенных пунктах.
Основная гипотеза исследования заключается в том, что способности к оперативному решению творческих мыслительных задач образуют собственную подструктуру и являются компонентами познавательных способностей, оказывают влияние на формирование и развитие элементов творческих мыслительных способностей. Поэтому их комплексная диагностика позволит определить динамику развития познавательной структуры и эффективнее использовать индивидуальные особенности учащихся в учебно-образовательном процессе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время система психологических наук все более активно включается в решение прикладных, практических задач. Однако, несмотря на интенсивное развитие психологии, продолжают существовать направления, изученные очень мало. К одному из них относится исследуемая область, что было подтверждено в ходе работы над диссертацией.
Несмотря на большое количество исследований в области способностей, достаточно широко изучены только их некоторые стороны. Например, до недавнего времени не существовало однозначно принятого понятия «познавательные способности», в то время как они лежат в основе всего процесса познания, то есть обеспечивают приобретение всего того багажа знаний об окружающем мире, которым человек в дальнейшем пользуется в жизни.
В Северо-Кавказской научной лаборатории психодиагностики и формирования способностей учащейся молодежи познавательные способности понимаются как «свойства интегральной индивидуальности эффективно реализовывать функцию отражения, познания и преобразования объективно существующего внешнего и внутреннего мира посредством процессов ощущения, восприятия, представления, памяти, внимания, воображения, мышления и речи, которые обеспечивают высокоэффективную когнитивно-интеллектуальную и когнитивно-моторную деятельность» (Озеров В.П., Соловьева О.В., 1997, с. 85).
Познавательная деятельность, таким образом, является специфическим видом активности и основой любой сознательной деятельности человека, процессом, направленным на познание и творческое преобразование внутреннего и окружающего мира, включающим, кроме того, собственные способности самопознания и самосовершенствования.
Такое понимание познавательных способностей и познавательной деятельности указывает на их глобальность и многоаспектность,

169
пронизывающее буквально все механизмы психического и указывающее на его целостный характер.
Поэтому наиболее приемлемым и правильным на сегодняшний день признается комплексное исследование с помощью системы методов и методик, максимально охватывающих значимые параметры изучаемой реальности. В.С.Мерлин, подчеркивая важность такого подхода, писал: «Решение любой практической задачи, касающейся человека, только тогда будет наиболее полным, когда мы учитываем все многообразие условий, определяющих деятельность человека, а следовательно, и многообразие тех индивидуальных свойств различного иерархического уровня, от которых зависит эта деятельность» (Мерлин В.С., 1986, с. 27).
Таким образом, принимая во внимание отсутствие четкого подхода к изучаемому явлению, а именно - оперативному решению творческих мыслительных задач, нами было определено предположение, что способности к оперативному решению творческих мыслительных задач образуют собственную подструктуру и являются компонентами познавательных способностей. Поэтому при их изучении актуальным является опора на определенную структуру способностей, отражающую взаимосвязь основных компонентов познавательной деятельности. Так, В.Д.Шадриков (1996) подчеркивает, что только с опорой на определенную структуру способностей можно осуществить их грамотную диагностику.
В работах В.Д.Шадрикова (1982) вопрос о познавательных способностях и их структуре рассматривался наиболее детально. На основе экспериментальных исследований он осуществил последовательный анализ взаимосвязи функциональных и операционных механизмов психических функций и представил структуру познавательных способностей (1983), согласно которой в качестве операционных приемов восприятия и мнемических способностей выступают общие мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстракции, то есть мышление включено в процесс реализации восприятия и памяти. В свою очередь, эти и

170
другие функции выступают в роли операционных механизмов мышления. При этом в мышлении отдельные познавательные способности интегри¬руются, проявляются системно в режиме взаимодействия, а формирование и развитие психических функций одновременно выступает как процесс интеграции интеллекта. На основании данной структуры В.П.Озеровым и
О.В. Соловьевой (1998) была разработана структура познавательных способностей, подразделяющихся на два блока: когнитивно-моторный и когнитивно-интеллектуальный, имеющих, в свою очередь, сложную вертикальную и горизонтальную иерархию.
Опираясь на основные теоретические положения В.Д.Шадрикова,
В.П.Озерова, О.В.Соловьевой, предположили, что при изучении оперативного решения творческих мыслительных задач необходимо, во- первых, осуществить несколько теоретических допущений, а во-вторых, подобрать адекватные методы исследования и обработки данных, которые в дальнейшем дадут возможность обосновать эти допущения и тем самым откроют возможность дальнейшего исследования процесса.
Так, В.Д.Шадриков важное место в структуре способностей уделяет мышлению, указывая, что общие мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстракции и другие включены в процесс реализации восприятия, памяти и познавательные процессы вообще. Продолжая эту мысль, уточним, что, очевидно, и такие компоненты творческого мышления, как гибкость, беглость, оригинальность мышления, закономерно входят в эту структуру. А значит, мы можем применить эту схему для исследования оперативного решения творческих мыслительных задач, в частности, для построения ее схемы-структуры, так как мы включаем в этот процесс и общие компоненты мышления, и компоненты мышления творческого. Кроме того, если принять во внимание, что компоненты творческого мышления органично связаны с некоторыми нейродинамическими показателями, такими, как активность, различительная чувствительность, сила и подвижность нервных процессов и нервной системы вообще, саморегуляция

171
(так как для того, чтобы проявить творчество, нужно суметь выйти за привычные рамки реальности, заметить факты и возможности, которые остаются за гранью обыденного, и, таким образом, проявить и активность, и определенную силу), то для построения схемы-структуры актуальным становится вопрос о включении в нее некоторых психомоторных и нейродинамических показателей. Так, в структуре познавательных способностей В.П.Озерова и О.В.Соловьевой немаловажное значение придается нейродинамическим и психомоторным способностям: они образуют I уровень (всего их пять) структуры способностей, т.к. именно на них, по мысли авторов, расчленяются основные психические процессы.
Нами было отмечено важным включить в исследование диагностику не только познавательных (когнитивно-интеллектуальных), но и некоторых нейродинамических и психомоторных (когнитивно-моторных) способностей
и, в соответствии с этим, были подобраны адекватные диагностические методики.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов
вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 2002. - 704 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Методологический аспект проблемы
способностей // Вопросы психологии. - 1977. - № 5. - С. 170 - 173.
3. Айзенк Г.Дж. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. - 1995. -
№ 1. - С. 111 - 131.
4. Айзенк Г.Дж. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта / Пер. с
англ. Н.А. Журавлева. - Нижний Новгород: «Ай Кью», 1994. - 176 с.
5. Алексеев А. А., Воронин А.Б. и др. Развитие и диагностика способностей.
- М.: Наука, 1991. - 177 с.
6. Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Проблема системности исследования в
психологии // Вопросы психологии. - 1977. - № 3. - С. 174 - 177.
7. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия
творческой личности. - Минск: Беларусь, 1994. - 479 с.
8. Аминов Н.А. Диагностика педагогических способностей. - М.: Изд-во
«Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1997. - 80 с.
9. Ананьев Б.Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии
личности. О проблемах современного человекознания. - М., 1977./ Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. Л.М. Семенюк. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. - С. 100 - 106.
10. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.
11. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. - СПб.: Питер,
2001. - 688 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
12. Анохин П. К. Опережающее отражение действительности // Ленинская
теория отражения и современность. - Москва - София, 1986. - С. 130 -
135.

174
13. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении
детей: Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения.
- 2-е изд., перераб. - М.: Изд-во «Ось - 89», 1999. - 224 с. (Практическая психология).
14. Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. - М.:
Мысль, 1965. - 257 с.
15. Ахвердова О.А., Боев И.В., Волоскова Н.Н. Личностные и
поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ,
2000. - 274 с.
16. Баррет Дж., Вильямс Дж. Проверьте свои возможности: Тесты / Пер. с
англ. Г.Г. Кривошеиной - М.: ООО «Изд-во Астрель», 2002. - 208 с.
17. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента
- к характеру и типологии личности. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с. - (Психология для всех).
18. Батищев Г.С. Введение в диалектику творчества. - СПб.: Изд-во РХГИ,
1997. - 464 с.
19. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности:
Монография. - 2-е изд.- перераб. и доп. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 2002. - 209 с.
20. Белоус В.В., Щебетенко А.И. Человек как интегральная
индивидуальность. - Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1996. - 203 с.
21. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии
активности. - М., 1966.
22. Бессмертный Б. С. Математическая статистика в клинической,
профилактической и экспериментальной медицине. - М.: Изд-во «Медицина», 1967. - 304 с.
23. Библер В.С. Мышление как творчество. - М., 1975. - 315 с.
24. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа
психолога в начальной школе. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998.

175
25. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема
творчества. - Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовск. ун-та, 1983. - С. 52 - 57.
26. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное
пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
27. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А. Как становятся великими или
выдающимися? - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 287 с.
28. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во
«Речь», 2000. - 440 с.
29. Болотова О.В. Исследование структуры познавательных способностей у
учащихся с разными темпами психического развития: Дис... канд. психол. наук. - Ставрополь, 2001. - 192 с.
30. Брушлинский А.В. Воображение и творчество // Научное творчество /
Под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. - М.: Наука, 1969.
31. Брушлинский А.В. Проблема психологии субъекта. - М.: Ин-т
психологии РАН, 1994.
32. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.,
Воронеж: Изд-во Ин-та практической психологии НПО, Модек, 1996. - 392с.
33. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по
психодиагностике. - СПб.: Питер, 1998. - 368 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
34. Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студ. сред. пед.
учеб. заведений / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева и др.; Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
35. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы
психологии. - 1990. - № 4. - С. 5 - 14.
36. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М.: Прогресс, 1987. - 335 с.

176
37. Ветвицкая С.М. Сравнительное исследование структур интегральной
индивидуальности городских и сельских старших школьников различных этнических групп: Дис... канд. психол. наук. - Пятигорск,
2001. - 165 с.
38. Войтонис Н.Ю. Предыстория интеллекта // Хрестоматия по психологии:
Учеб. пособие для студентов пед. Институтов/ Под. ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 1977. - С. 98 - 104.
39. Вудвортс Р. Этапы творческого мышления. Экспериментальная
психология. - М., 1950. // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления/ Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.В. Петухова.
- М.: МГУ, 1984.
40. Выготский Л.С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008
с. (Серия «Мир психологии»).
41. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.
42. Выготский Л.С. Мышление и речь// Хрестоматия по общей психологии.
Вып. III. Субъект познания / Отв. ред. В.В. Петухов. М., 1989.
43. Вьюжек Т. Логические игры, тесты, упражнения. - М.: Изд-во Эксмо,
2002. - 304 с.
44. Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического
мышления в процессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии. - 1980. - № 1. - С. 31 - 38.
45. Гатанов Ю.Б. Курс развития творческого мышления для детей 6 - 12
лет: Методическое руководство. - СПб.: ИМАТОН, 1998.
46. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л.А. Венгера. М.:
«Педагогика», 1976. - 256 с.
47. Гештальт-психология: В.Келер. Исследование интеллекта
человекообразных обезьян. К.Кофка. Основы психологического развития. - М.: ООО Изд-во АСТ-ЛТД, 1998. - 704 с.
48. Гилева И.О. Творчество как характеристика профессионализма //
Прикладная психология. - 2002. - № 4. - С. 59 - 64.

177
49. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под
ред. А. М. Матюшкина. - М., 1965. - с. 433 - 456
50. Годфруа Жо. Что такое психология: В 2 т. Т. 1. - М.: «Мир», 1992.
51. Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей (к 90-летию
Б.М. Теплова) // Вопросы психологии. - 1986. - № 5. - С. 18 - 30.
52. Грузенберг С.О. Психология творчества. - Минск, 1923.
53. Гурова Л.Л. Психологический анализ решения творческих задач.
Воронеж, 1976.
54. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б., Корницкий А.Н. Общий
психологический практикум для студентов спецотделения: Учебное пособие. - М.: Изд-во ИП РАН, 1997. - 155 с.
55. Диагностическая программа и комплекс тестовых методик для
определения уровня интеллектуального развития школьника / Автор- сост. Д.В. Тырсиков. - Ставрополь: ИРО, 1994. - 85 с.
56. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. - М.:
Издательский центр «Академия», 1996. - 224 с.
57. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М.: Латерна Вита,
1995. - 151 с.: ил.
58. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2002. -
368 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)
59. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2001. -
320 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ