ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АРХИТЕКТУРНО-ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ 8
1.1 Градостроительный анализ существующей территории 8
1.2 Концепция формирования градостроительного решения 13
1.3 Объемно-планировочное решение 18
1.4 Художественно-композиционное решение 25
ГЛАВА 2. КОНСТРУКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ 31
И СТРОИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 31
ГЛАВА 3.ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ
В последнее время морской туризм стал одним из самых популярных и динамично развивающихся направлений туристического рынка и экономической основой прибрежных городов многих стран мира. Морской туризм - вид водного туризма, основанный на туристском спросе, связанный с удовлетворением туристских потребностей в активном и пассивном отдыхе с использованием ресурсного потенциала морских акваторий, береговых зон (пляжей) и инфраструктуры морского побережья, способствующий устойчивому развитию территорий [1].
Яхтенный туризм - важная составляющая морского туризма и один из наиболее прибыльных видов туризма во всем мире. Приморский край, благодаря уникальному сочетанию климатических и геополитических условий, является одним из перспективных регионов Российской Федерации для организации и развития яхтенного туризма. Довольно продолжительный навигационный период (традиционно открывается 15 апреля и заканчивается 1 ноября, что составляет примерно 7 месяцев), историко-культурный, природный потенциал Приморского края делает его привлекательным как для отечественных, так и для иностранных туристов (приложение Б, рис. Б.5).
Город Владивосток, в силу своего географического положения, располагает богатыми возможностями для развития яхтенного туризма, водных видов спорта и рекреации. Основными элементами, формирующими градостроительную ситуацию на рекреационно-ориентированном побережье, являются объекты инфраструктуры яхтинга (марины).
Марина (яхтенный порт) - защищённая от неблагоприятных погодных условий акватория с береговой территорией, оснащённая причалами для швартовки судов, а также основными зданиями, сооружениями и оборудованием, обеспечивающими как безопасную стоянку, хранение и
обслуживание прогулочных и спортивных судов, так и сервисные услуги их экипажам. Марина - гавань и база для прогулочных и спортивных судов [2].
В значительной степени особенности проектирования яхтенных портов зависят от характера и климата местности, на которой они располагаются. Организация марин в большинстве случаев не ограничивается устройством пирса и технической части, при наличии градостроительных возможностей обязательным элементом в мировой практике становится благоустройство прибрежной линии (набережная), жилая зона (гостиница), зона общепита, торговая и спортивные зоны, зона обслуживания и другие.
Актуальность данного проекта заключается в том, что потребность в строительстве яхтенных комплексов на территории г. Владивостока стала очевидна в последние десятилетия в связи с увеличением количества маломерного флота, отсутствием необходимой инфраструктуры, изменением нужд населения и другими потребностями.
По данным ГИМС МЧС России, на 2017 год в Приморском крае зарегистрировано 38 тысяч маломерных судов. Фактически, это составляет 1/3 яхтенного флота Германии [3]. Во Владивостоке насчитывается 20 официальных яхтенных стоянок, в том числе на базе яхт-клубов, в некоторых из них присутствует неполный спектр услуг: подключение к береговым коммуникациям, бункеровка топливом, однако эти стоянки не подходят под устоявшийся в мире термин - «марина». За последние годы построен только один яхт-клуб («Акваиндустрия» в микрорайоне Змеинка).
Состояние развития яхтенного туризма на территории Приморского края и в г. Владивостоке на сегодняшний день значительно отстает от развитых стран мира и не соответствует требованиям современного яхтинга по причинам множества нерешенных проблем, которые препятствуют развитию данного вида туризма. В результате проведенного исследования и на основе интервью с командором яхт-клуба «Семь футов» М. И. Ермаковым были сформулированы следующие сдерживающие факторы развития, проблемы морского туризма в г. Владивостоке:
• неразвитость баз технического сервиса яхтенного оборудования;
• неразвитость причальной и береговой инфраструктуры;
• отсутствие необходимой сети заправочных станций для заправки яхт и катеров;
• недостаточное количество яхтенных портов (марин), баз-стоянок маломерного флота, сезонных гостевых стоянок и наклонных спусков для катерных трейлеров на побережье. Среднестатистическая стоянка для катеров и яхт во Владивостоке имеет до 150 причальных мест;
• проблемы с законодательством в сфере водопользования (приложение Б, рис. Б.6) [4].
Таким образом, в столице Приморского края нет объекта инфраструктуры яхтинга, единого комплекса, который включал бы в себя весь необходимый набор услуг для функционирования, ремонта и обслуживания маломерного флота.
Исходя из этого, становятся актуальными вопросы архитектурной организации новых яхтенных комплексов - марин и оптимизации планировочных структур уже существующих. Строительство таких комплексов откроет возможность для развития водных видов спорта и международного туризма в городе и крае. Яхтенный туризм поможет позиционировать г. Владивосток и Приморский край на международной арене, а также должен увеличить приток инвестиций и привести к строительству сети современных марин в регионе. Это даст возможность сформировать морской фасад города в целом и повлечет за собой создание новых рабочих мест.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в разработке проекта современного многофункционального комплекса в б. Улисс в г. Владивостоке в рамках существующего градостроительного контекста.
Задачи выпускной квалификационной работы:
• выявить характерные особенности проектирования современных яхтенных комплексов, марин;
• выполнить предпроектный анализ выбранной территории и на основе его определить пути совершенствования реорганизации территории б. Улисс, научно обосновать возможные варианты проектного решения;
• разработать экспериментальный проект комплекса Марина Сити; в том числе: подобрать конструктивное решение в соответствии с требованиями и условиями строительства, рассчитать технико¬экономические показатели.
Методологические принципы и методы исследования. Работа включает эмпирические методы (натурное исследование существующей ситуации, сравнения), теоретические (предпроектный анализ и структуризация знаний по данной теме), метод экспериментального проектирования.
Эмпирической основой исследования послужили аналоги архитектурных объектов, исследования зарубежных специалистов в области проектирования яхтенных комплексов, социологические обследования и консультации с яхтсменами.
Научная новизна работы заключается в том, что комплексно данная тема (проектирование и строительство жилого и яхтенного комплекса в г. Владивостоке) ранее не рассматривалась.
Практическая ценность работы состоит в комплексном подходе к решению градостроительной композиции выбранного участка, авторской интерпретации художественно-образного решения и возможности применения данного проекта в качестве модели для строительства сети марин в Приморском крае.
Результатом проведённой работы стало проектное предложение по разработке многофункционального комплекса марины, сочетающего в себе различные функциональные зоны: жилая, клубная, рекреационная, спортивно-оздоровительная, зона общепита, техническая.
В настоящее время необходимы как просто стоянки маломерного флота, так и современные яхт-клубы, оснащенные по последнему слову техники. Сейчас яхтинг - это увлечение и полноценный стиль жизни. Люди, увлеченные яхтингом, ожидают от современного яхт-клуба полный комплекс услуг по хранению и обслуживанию водно-спортивной техники и должный сервис. Многофункциональный комплекс «Марина Сити» станет всесезонным центром спорта, туризма, культуры и общественно¬образовательной деятельности города, позволит решить ряд проблем: низкий уровень развития морского туризма; недостаток мест хранения, сервисного обслуживания и консервации судна. Развитая инфраструктура комплекса позволит проводить на территории города и края больше национальных, региональных и международных яхтенных регат и флотилий. Многофункциональный спортивный зал и бассейн позволят подготовить большее количество спортсменов на базе парусной школы. Также в комплексе будут проводиться различные культурно-массовые мероприятия, праздники, фестивали.
В процессе исследования было установлено, что особенности проектирования марин, прежде всего, зависят от характера и климата местности, на которой они располагаются, но не менее важны градостроительный и композиционный аспекты. На основе изученных аналогов, проведенного анализа территории и базируясь на современном опыте проектирования в России и за рубежом, был разработан проект многофункционального комплекса марины.
Анализ подобных отечественных и зарубежных объектов показал, что существует большое количество многообразных типов марин, которые отличаются по функциональному наполнению, объемно-планировочному решению, вместимости и площади. Исходя из этого были выбраны необходимые параметры для проектирования комплекса «Марина Сити». Основные функции данного комплекса - это спортивная подготовка яхтсменов, обеспечение яхтенной инфраструктуры и рекреация. Функциональное зонирование территории делает комплекс привлекательным для посетителей с разными интересами.
При решении поставленных целей и задач возникал ряд трудностей. Одними из основных являются создание целостной организации всех функциональных зон комплекса и их единого композиционного решения, а также формирование архитектурного образа объекта, вписывающегося в существующий градостроительный контекст. Решен вопрос о том, на какие суда ориентирован яхт-клуб - в соответствии с этим рассчитаны площади для стоянок и хранения плавсредств. Правильная разработка концепции функционирования яхт-клуба - залог его будущей рентабельной круглогодичной эксплуатации.
В результате проделанной работы определились планировочно-градостроительная и композиционно-художественная структура марины. В основу архитектурно-художественного решения легли морские архетипы. Была предпринята попытка создать простую, динамичную композицию с узнаваемым запоминающимся образом, который вызывал бы ассоциации с морскими формами и пейзажем.
Комплекс «Марина Сити» станет всесезонным центром туризма, досугово-рекреационной и общественно-образовательной деятельности города и позволит решить ряд проблем: низкий уровень развития морского туризма; недостаток мест хранения, сервисного обслуживания и консервации судна; неразвитость прибрежной территории б. Улисс.
Данный комплекс откроет перспективы для развития водных видов спорта в городе и крае, а также должен увеличить приток инвестиций и привести к строительству сети современных марин в регионе. Это поможет сформировать морской фасад города в целом.
1. Наврозова Ю.А, Михайлова Ю.В. Сущность и виды морского туризма // Розвиток метод1в управлшня та господарювання на транспорт! № 4
(41) , 2012. - С. 129-141.
2. Толковый морской словарь. Основные термины : более 6000 слов и словосочетаний / Н. С. Андрющенко. - Москва : Астрель : АСТ, 2006. С. 371.
3. Сайт Владивостока, Бизнес на плаву: всего три компании решились легализовать прогулки на маломерных судах за первый сезон [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.newsvl.rU/vlad/2017/08/28/162288/#ixzz58wxpXrHN. Дата
обращения - 06.03.2018.
4. Развитие инфраструктуры стоянок для катеров и яхт во Владивостоке: интервью с М.И.Ер[]маковым [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yachtsworld.ru/article.php?view=101144. Дата обращения - 06.03.2018.
5. Карты градостроительного зонирования Владивостокского
городского округа вместе с картами зон с особыми условиями использования территории [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.vlc.ru/life city/architecture and construction/general plan/. Дата обращения -01.03.2018.
6. Проект внесения изменений в правила землепользования и застройки Владивостокского городского округа Приморского края. Градостроительные регламенты от 2017 г.
7. Моор В.К., Ерышева Е.А. Формирование архитектурно-художественного облика приморских городов: Учебное пособие. - Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 1997. - 88 с.
8. Коваленко Ю. Н.,. Шевченко В. П, Михайленко И. Д. Краткий справочник архитектора (гражданские здания и сооружения). Киев: Издательство "Буд1вельник", 1975. С. 511-519.
9. МГСН 4.14-98. Предприятия общественного питания. Система нормативных документов в строительстве. Московские городские стротельные нормы. - М.: Правительство Москвы, 1998.
10. СП 257.1325800.2016. Свод правил. Здания гостиниц. Правила проектирования.
11. МГСН 4.16-98. Гостиницы. Система нормативных документов в строительстве. Московские городские строительные нормы.
12. СП 31-112-2004. Свод правил. Физкультурно-спортивные залы. Часть 2.