Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая коррекция конституционально-топологической недостаточности у подростков, воспитывающихся без семьи

Работа №7404

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы174стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
718
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы конституционально-типологической недостаточности и психотипологической предиспозиции личности в российской психологии
1.1. Исследование конституционально-типологической аномальной личностной изменчивости в отечественной и зарубежной психологии 13
1.2. Органическая недостаточность мозга как “почва” аномальной личностной изменчивости 29
1.3. Взаимовлияние факторов, формирующих конституционально - типологическую недостаточность высшей нервной деятельности и личности подростка 39
1.4. Психологические проблемы депривированных подростков 58
Глава 2. Материал, методы исследования и психологическая коррекция конституционально - типологической недостаточности у подростков, воспитывающихся без семьи
2.1. Организация и методики исследования 76
2.2. Конституционально ориентированная психологическая помощь воспитанникам учреждений интернатного типа 92
Глава 3. Результаты экспериментально-психологического исследования и психологической коррекции конституционально-типологической недостаточности и/или личности у подростков, воспитывающихся без семьи
3.1. Сравнительный эмпирический и экспериментально-психологический анализ обследованных подростков 121
3.1.1. Анализ анамнестических данных 121
3.1.2. Сравнительный многомерный психологический анализ аномальной личностной и поведенческой изменчивости подростков, воспитывающихся в детском доме 123
3.2. Анализ результатов эффективности психологической специализированной помощи подросткам, воспитывающимся без семьи 128
Заключение 138
Литература 142
Приложение 161




Сиротство как фактор внешнего воздействия разрушает эмоциональные связи ребенка с окружающей его социальной средой, с микросоциумом взрослых и сверстников, развивающихся в более благоприятных условиях, и вызывает глубокие вторичные нарушения психофизического и социального развития (Т.А. Басилова, 1998; Л.Н. Галигузова, 1996; Й. Лангмейер, 3. Матейчик, 1984; B.C. Мухина, 1991; Е.А. Стребелева, 1998; И.В. Дубровина, И.М. Лисина, 1982;
A. M. Прихожан, Н.Н. Толстых, 1991; А.Г. Рузская, 1990; Л.М. Шипицына, Е.А. Казакова, 2000).
Известно, что личность как интегральная индивидуальность целиком реагирует на социальные воздействия (B.C. Мерлин, 1986;
A. А. Деркач и Н.В. Кузьмин, 1993; Б.А. Сосновский, 1996; В.В. Белоус, 1999). Более адекватные или менее адекватные реакции личности на деструктивное воздействие социальных факторов зависят от степени выраженности конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической личностной предиспозиции. Взаимодействие внешних и внутренних факторов способствует формированию личностной и поведенческой изменчивости в конституционально¬континуальном пространстве от психологической нормы - акцентуации до пограничной аномальной личности и далее до диапазона психопатии (И .В. Боев, 1995; О.А. Ахвердова, 1998; Н.Н. Волоскова, 2001; В.Ф. Гнучев, 2001;
B. И. Кривоконь, 2002; Я.В. Луковка, 2002; Э.В. Терещенко, 2002; В.А. Шурупов,
2002).
Возникает необходимость определения выраженности признаков конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности социальных сирот, которые являются мишенью для принципиально новых конституционально -
3

ориентированных психокоррекционных подходов к детям и подросткам.
Объективная психологическая регистрация закономерностей формирования конституционально-континуальной изменчивости личности невозможна без многоуровневой диагностики, без междисциплинарных исследований, отвечающих принципам системного подхода в психологии (В.Д.Шадриков, 1982; Б.Ф.Ломов, 1994). Лишь после психодиагностики аномальной личностной изменчивости возможна постановка проблемы об адекватной специализированной психологической помощи детям и подросткам, оставшимся без попечения родителей.
Цель исследования: разработка вариантов психологической диагностики и психокоррекции конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции подростков - сирот.
Объект исследования: человек как целостное системное образование в субъектно - объектных отношениях.
Предмет исследования: конституционально - типологическая недостаточность ВНД и психотипологическая предиспозиция у подростков-сирот.
Задачи исследования:
1. Изучить существующую отечественную и зарубежную литературу, посвященную вопросам психологической диагностики и коррекции детей и подростков, воспитывающихся без семьи.
2. Разработать и провести дифференцированную экспериментально-психологическую диагностику подростков в условиях детского дома, выделив испытуемых с конституционально-типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией личности подростка.
3. Определить и разработать адекватные и оптимальные методы психологической коррекции конституционально - типологической
4

недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности, направленные на восстановление конституциональных психологических механизмов защиты.
4. Объективизировать эффективность разработанных вариантов специализированной психологической помощи подросткам - сиротам с признаками конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности.
Эмпирическая гипотеза исследования заключается в том, что одинаковые социальные условия существования субъекта подразумевают взаимодействие последних с психолого - биологическими основами человека. Результатом взаимодействия, взаимовлияния внешних факторов с внутренними является или психологическая гармонизация субъекта, совершенствование конституционально-психотипологической структуры личности, или появление признаков аномальной конституциональной личностной изменчивости. Неблагоприятное влияние социальных факторов на структуру личности выявляет степень выраженности конституциональной детерминированности вероятностной психотипологической изменчивости. Специализированная психологическая помощь должна быть направлена на восстановление конституционально-психологических механизмов компенсации и адаптации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Изначально «неполноценная биологическая почва» у подростков- сирот, взаимодействуя с деструктивными социально-стрессовыми факторами в виде психической депривации, детерминирует проявление конституциональных психологических механизмов декомпенсации и дезадаптации, проявляющиеся на феноменологическом и экспериментально - психологическом уровнях аномальной личностной и поведенческой изменчивостью.
2. Экспериментально - психологическое обследование воспитанников современных детских домов выявило их распределение в конституционально-континуальном пространстве на диапазон психологической нормы - акцентуации с признаками конституционально - типологической нейроэндокринной недостаточности, а также диапазон пограничной аномальной личности с признаками сочетанной конституционально-типологической недостаточности ВНД и психотипологической предиспозиции личности.
3. Подросткам диапазона пограничной аномальной личности с конституционально - типологической недостаточностью ВНД и психотипологической предиспозицией личности свойственны: дизонтогенез психического развития (ретардации; асинхронии); низкая успеваемость в школе, проблемы речевой деятельности (дефекты звукопроизношения, нарушения устной и письменной речи, чтения, письма); высокий уровень тревожности, невротизации и психопатизации; социальная дезадаптация (наличие психологических проблем в сфере общения, травмирующий опыт, необъективная оценка жизненных ситуаций; трудности общения со взрослыми, сверстниками как младше, так и старше по возрасту); деформации эмоциональной сферы (незащищенность, одиночество, депрессия, страхи, тревожные состояния); личностные и поведенческие нарушения (конфликтность, гетеро - и аутоагрессивность, враждебность, психастеничность).
140

4. Разработаны варианты комплексной специализированной психологической помощи подросткам - сиротам, направленные на восстановление конституциональных механизмов психологической защиты в виде повышения толерантности к социальным деструктивным факторам, оптимизации психологических механизмов компенсации и адаптации.
5. Комплексная специализированная психологическая помощь включает сочетание приемов психотерапии и психокоррекции в виде патогенетической (личностно - реконструктивной) психотерапии, активной и пассивной арттерапии, музыкотерапии, которые в особенности адекватны конституционально - психотипологической эпилептоидной и циклоидной структурам личности и направлены на гармонизацию конституционально - типологической нейроэндокринной недостаточности и ВНД, лежащим в основе патологического девиантного поведения и аномальных личностных переживаний подростков - сирот.
6. Редукция аномальных личностных, поведенческих и невротических расстройств в процессе оказания комплексной специализированной психологической помощи обнаруживает определенные психологические закономерности, зависящие от психотипологической структуры личности и ее расположения в конституционально - континуальном пространстве личности.
7. Эффективность и адекватность разработанных вариантов комплексной специализированной психологической помощи аномальным личностным и поведенческим расстройствам у подростков - сирот может быть объективизирована с помощью стандартного набора личностных и клинических опросников, позволяющих провести многомерный психологический анализ, регистрирующий позитивный психотипологический дрейф от границ диапазона психопатии к диапазону пограничной аномальной личности и далее до диапазона психологической нормы - акцентуации.



1. Абульханова - Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М., 1980.
2. Абульханова - Славская К.А. О субъекте психической деятельности. - М., 1973, с. 21.
3. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия (в семье и доме ребенка) // Психол. журн. - 1999. - № 1.- С. 39-48.
4. Адлер А.О. О нервическом характере. Изд. “Университетская книга”. - Спб. - М., 1997, 382 с.
5. Аксарина Н.М., Ладыгина Н.Ф. Развитие речи у детей в яслях и домах ребенка // Педиатрия. - 1954., №3. - С. 10-16.
6. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М: Наука, 1977.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: изд-во МГУ, 1969.
8. Анохин П.К. Социальное и биологическое в природе человека // Соотношение биологического и социального в человеке. - М., 1975, с. 301.
9. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. - М., Изд-во Института психотерапии, 1999. - 304 с.
10. Анцыферова Л.И. Психологическое ученье о человеке: теория Б.Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы // Психологический журнал. - 1980. - Т.1. - № 2. - С. 52 - 60.
11. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. - 1999. - Т.20. № 1. - С. 6 - 19.
12. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации. Возрастная физиология // Л.: Наука. 1975. с. 60.
13. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М., 1979.
142

14. Асмолов А.Г. Историко-эволюционный подход к пониманию личности: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. - 1986. - № 1. - С. 28 - 40.
15. Ахвердова О. А. Личностно-характерологический континуум современного подростка. Автореф. дисс. докт. психол. наук. - М., 1998. - с. 43.
16. Ахвердова О. А. Экспериментально-психологическая диагностика личностно-характерологического континуума подростков. // Монография. - М., 1998. 154 с.
17. Ахвердова О.А., Боев И.В., Волоскова Н.Н. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. - Ставрополь, 2000. - 272 с.
18. Ахвердова О. А., Боев И.В., Коваленко А.П. Дифференциальная психология акцентуаций и конституциональных личностных радикалов у подростков: учебно-методическое пособие. - Ставрополь, 1997. - 50 с.
19. Баз Л.Л., Скобло Г.В. Искажение материнского поведения при послеродовых депрессиях: влияние раннего и актуального жизненного опыта женщины // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.- практ. конф. (Москва, 22-25 сентября 1998 г.). - М.,1998. - С.82-83.
20. Бардышевская М.К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М.: ТОО «Симс», 1995.
21. Бардышевская М.К. Особенности развития страхов у младенцев с недостаточностью поведения привязанности // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.- практ. конф. (Москва, 22-25 сентября 1998 г.). - М., 1998. - С. 139-142.
22. Басилова Т.А. Основные этиопатогенетические факторы нарушении психического и соматического здоровья детей-сирот // Дети-сироты:
143

консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.Л. Стребелевой. - М.: Полиграфсервис., с. 35 - 48.
23. Батуев А.С. Начальные этапы биосоциальной адаптации ребенка // Психофизиологические основы социальной адаптации ребенка. - СПб, 1999. - С. 8-12.
24. Батуев А.С., Кощавцев А.Г., Соболева М. В. Зрительное предпочтение как проявление привязанности у детей первого года жизни // Вопр. психол. - 1996.- №4.- С. 127-133.
25. Башина В.М. О синдроме раннего детского аутизма Каннера // Журн. невропатол. и психиатр. - 1974. - № 10.- С. 1538-1541.
26. Башина В.М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика). - М., Медицина, 1989. - 256 с.
27. Башина В.М., Симашкова Н.В. К особенностям коррекции расстройств у больных с ранним детским аутизмом // Альманах «Исцеление». М., 1993. - С. 161-165.
28. Белоус В.В. Опыт экспериментальной психофизиологической характеристики некоторых типов темперамента // Типологические исследования по психологии личности. - Пятигорск, 1999, с. 35 - 59.
29. Беспризорные и безнадзорные лети. Итоги общероссийского социологи¬ческого зондажа. М. Центр социологических исследований. МО РФ, 2002, 68 с.
30. Бобылева И.А. Семейный центр-форма патронатного воспитания // Патронатное воспитание в России на современном этапе / Сост. Иванова
Н. П. М.: 2002, с. 52-60.
31. Боев И.В. Пограничная аномальная личность. Монография. - Ставрополь,
1999.
32. Боев И.В., Ахвердова О.А., Волоскова Н.Н. Клинико-психологические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга. Учебное пособие. - Ставрополь. 2001. - с. 380.
144

33. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., Просвещение, 1968 - с. 174.
34. Бойко В. В., Оганян К М.. Копытенкова О. И. Социально защищенные и незащищенные семьи и изменяющейся России. - СПб.: Сударыня, 1999. - 242 с.
35. Брутман В. И. К феноменологии психических расстройств, возникающих в процессе вынашивания нежеланной беременности // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. Матер. Всерос. науч.- практ. конф. (Москва, 22-25 сентября 1998
г.). - М., 1998. - С. 84-85.
36. Брутман В.И., Панкратова М.Г., Еникополов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей // Вопр. психол. - 1994. - № 5. - С. 31-37.
37. Брутман В.И., Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопр. психол. - 1997. - № 6. - С. 38-48.
38. Брутман В.И., Северный А.А. Некоторые методические вопросы психиатрического изучения случаев отказов матерей от новорожденных // Сироты России: проблемы, надежды, будущее. Матер. Всерос. науч.- практ. конф. - М., 1994. - С. 20-21.
39. Брутман В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции соци¬альной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: зашита, помощь, возвращение в жизнь.- М., 1998.
40. Буянов М.И. Вопросы депривации в детской психиатрии // Журн. невропатол. и психиатр. - 1970. - № 3. - С. 453 - 462.
41. Волоскова Н.Н. Аномальная личностная изменчивость органического происхождения. Монография. 2001. - с. 215.
42. Волоскова Н.Н. Интеллектуальная деятельность детей с речевой патологией. Учебно-методическое пособие под ред. проф. И.В. Боева. - Ставрополь, 1999. - С. 120.
145

43. Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов. Дисс.... канд. пед. наук. - М., 1996.
44. Вострокнуток Н. В. Типология делинквентного поведения детей и подростков: социально-средовые, эмоционально-личностные и психопатологические факторы риска // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. - М.: Грааль, 1996.
45. Вроно М. Ш., Башина В. М. Синдром Каннера и детская шизофрения // Журн. невропатол. и психиатр. - 1975. - № 9. - С. 1379-1383.
46. Выготский Л. С Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства // Собр. соч. Т. 5. - М.; Педагогика, 1983.
47. Выготский Л. С. Младенческий возраст // Вопр. детск. психол. - СПб, Союз, 1997. - С. 40-111.
48. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1999. - С. 350.
49. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., изд-во АПН, 1960. - С. 92.
50. Выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, в 2001 г. Аналитическая справка // Вестник образования России, 2002, № 16, с. 8 - 17.
51. Галигузова Л. Н. Проблема социальной изоляции детей // Вопросы психологии, 1996, №3. с. 101 - 116.
52. Гальперин П.Я. Введение в психологию. - М., 1976.
53. Ганнушкин П.Б. Избранные труды по психиатрии. - М.: Медицина, 1964.
- 291 с.
54. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. - Л., Медицина, 1977. - 272 с.
55. Горьковая И.А. Проявление агрессивного поведения у делинквентных подростков // Дети и насилие. - Екатеринбург: Средне-Уральское книжное издательство, 1996.
146

56. Горьковая И.А. Медико - и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков. Дисс.... док. психол. наук. - Сп-б, 1998.
57. Государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 2001 год». - М.: «Синергия», 2001, 159 с.
58. Гречаный С. В. Нарушения предречевого поведения у младенцев в условиях полной материнской депривации. Автореф. дисс. ... канд. мед. наук. - М., 1998. - 22с.
59. Гречаный С. В. Психическое развитие воспитанников домов ребенка, рожденных от матерей, страдающих наркозависимостью и алкоголизмом // Тез. докл. конф. «Мама - мой мир». - СПб, 20-24 ноября 2000г.- С. 115¬
116.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ