Введение 3
Глава 1. Частные военные компании на современном этапе 6
§1.1 Предпосылки создания ЧВК, первые их применения в вооруженных конфликтах....6
§1.2 Определение статуса ЧВК в соответствии с международным правом 9
§1.3 Категории лиц, вовлеченные в боевые действия 11
§1.3.1. Наемники 11
§1.3.2. Комбатанты 13
§1.3.3. Гражданские лица 14
§1.4 Американское законодательство, регулирующее ЧВК 19
§1.5 Типология ЧВК 22
Глава 2. Деятельность частных военных компаний «Executive Outcomes», «MPRI», «Блэкуотер» в региональных конфликтах 24
§2.1Частная военная компания «Executive Outcomes», ( «Предопределенный Результат»).24
§2.1.1Участие ЧВК «Executive Outcomes» в гражданской войне в Анголе (1993 -1994г.г.) 25
§2.1.2. Участие ЧВК «Executive Outcomes» в гражданской войне в Сьерра-Леоне
(1992-1995 гг) 26
§2.2Частная военная компания«MPRI» 30
§2.2.1 Участие ЧВК «MPRI» в боснийской войне на стороне государства Хорватия.. 30
§2.3Частная военная компания «Блэкуотер» 33
§2.3.1 Участие ЧВК «Блэкуотер» в операции «Иракская свобода» 35
§ 2.4. Проблемы ответственности ЧВК 40
§2.4.1. Ответственность нанимающего государства 42
§2.4.2 Индивидуальная уголовная ответственность сотрудников ЧВК 45
§2.4.3. Корпоративная ответственность ЧВК 48
Глава 3. Анализ ЧВК по выбранным критериям 51
§3.1 Оценка компетентности работы ЧВК 52
§3.2 Анализ экономической выгоды ЧВК 57
§3.3 Адаптивность работы ЧВК при постановке дополнительных задач 60
§3.4. Возможность контроля деятельности ЧВК 62
§3.5 Влияние частных военных компаний на вооруженные силы государства 65
Заключение 67
Библиография 72
Список использованных источников
Частные военные компании в последней четверти двадцатого века стали признанной силой в различного рода региональных конфликтах. В международном гуманитарном праве и практике его применения в реальных боевых действиях сложилась некая правовая коллизия: военнослужащие частных военных компаний, не являясь ни одной из сторон, ведут боевые действия. Поэтому роль современных ЧВК, а также их статус и ответственность являются предметом дискуссий на различных уровнях - как реакция на их действительное присутствие в конфликтах. Также такие специальные вооруженные формирования дают возможность участвовать в конфликтах не только государствам, но и просто состоятельным людям или компаниям, имеющим финансовые ресурсы. Специальные докладчики Генеральной Ассамблеи ООН готовят ежегодный доклад «Использование наемников как инструмент нарушения прав человека и препятствие к осуществлению права народов на самоопределение» .
Объектом исследования данной работы являются частные военные компании, их деятельность в различных вооруженных конфликтах, а также занимаемая роль наравне с комбатантами (участниками боевых действий), наемниками и гражданскими лицами.
Предметом исследования послужат доклады международных организаций, аналитических центров, а также работы, монографии и юридические документы по данной проблеме.
Целью исследования является выявление проблемных и открытых вопросов роли и статуса частных военных компаний в вооруженных конфликтах.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Дать определение частной военной компании, задать временные и географические рамки исследования. Определить признаки частной военной компании, определить отличия от наемников, комбатантов, сходства с гражданским населением, привести примеры.
2. Проанализировать основные международные организации, занимающиеся анализом ситуаций вокруг частных военных компаний в вооруженных конфликтах. Определить и проанализировать основные документы, принятые для определения деятельности частной военной компании.
3. Проанализировать опыт применения частных военных компаний в вооруженных конфликтах. Провести сравнительный анализ по численности, эффективности деятельности, выполненным задачам, ответственности за действия - перед обществом, перед государствами.
4. Определить проблемы и перспективы использования частных военных компаний, изменение структуры ведения боевых действий в мире, возможное зарождение новой мировой структуры - войск, которые не подчиняются ни одной стране.
В работе рассмотрены такие частные военные компании, как Executive Outcomes, MPRI, Blackwater (Блэкуотер).
При анализе частных военных компаний будут применяться критерии: компетентность работы частных военных компаний, экономическая эффективность, адаптивность работы, уровень контроля (ответственности), способность приспосабливаться к изменению задач (гибкость), а также общий вклад при решении боевых задач, совместно с вооруженными силами государства.
В работе были использованы статьи и монографии по тематике появления, оценки деятельности и использования частных военных компаний. Большой объем материалов российских авторов в написан про юридически-правовой аспект. Наиболее активно занимаются данным вопросом занимается Волеводз А.Г., Кашников, Б.Н., Сазонова К.Л., Воробьева Е.А. Вопросы по данной проблематике освещаются на страницах «Военно-исторического журнала», «Международного уголовного права и международной юстиции», «Журнале международного права и международных отношений».
На сегодняшний день вопрос статуса частных военных компаний изучен в малой степени. Иностранные авторы, в частности, американские, обратились к изучению данной области намного раньше, чем российские авторы, активность таких исследований приходится на десятилетие с 1990 по 2000 г.г. Также круг исследованных тем у иностранных авторов намного шире. Помимо зарубежных авторов в работе использовались официальные документы ООН, материалы международных конвенций, документы правительства США министерства обороны США.
Изучаемые в работе проблемы оказались на стыке ряда дисциплин, среди которых находятся политология, конфликтология, социология, экономика, международное гуманитарное право. Это обуславливает междисциплинарный подход, примененный в работе. Такой подход позволит провести комплексный анализ вышеозначенных дисциплин и более полно оценить роль ЧВК в современных региональных конфликтах.
В заключение были подведены итоги исследования, сделаны основные выводы.
Проведенная оценка деятельности компаний «EO», «MPRI» и Блэкуотер демонстрирует масштабы возможностей современных ЧВК. Определяющим фактором в работе современных ЧВК является обособленность работы ЧВК, возможность с помощью сторонних структур минимизировать ответственность государства, а на деле - ответственность самой ЧВК, а также наемных сотрудников, минимальна, а на сегодняшний день вопросы ответственности ЧВК являются дискуссионными. Также в ходе работы удалось установить, что для получения выгодных заказов у правительства управляющие ЧВК нередко пользуются личными связями с министерствами обороны государств.
Делегирование операций по обеспечению безопасности частным предприятиям поднимает юридические и этические вопросы, потому что ЧВК занимают фактически серую область между двумя типами учреждений — вооруженными силами государства и юридическими лицами— с различными регламентами деятельности, а также подсудностью. Автор данного исследования придерживается мнения, что использование частных военных компаний на сегодняшний день этично в случаях, когда речь идет об охране лиц, например, личной безопасности дипломатов, пребывающих по необходимости в нестабильных регионах мира; с такими операциями вполне могут справиться сторонние организации. То же самое касается использования ЧВК для охраны зданий, конвоирования людей. Однако, международным организациям еще предстоит выработать механизмы привлечения и вменения ответственности за применение сотрудниками ЧВК излишней жестокости и силы. Краеугольным камнем остается вовлечение ЧВК в наступательные операции, где они могут применить силу согласно собственным соображениям, прекрасно отдавая себе отчет в том, что фактического наказания за совершенное сотрудники ЧВК не понесут.
Американское правительство использовало Блэкуотер в соответствии с законом, но то как Блэкуотер выполняло обязательства по контракту в Ираке, не выдерживает критики, а последующие увольнения «провинившихся» сотрудников, обвиняемых в проступках и нарушениях прав человека помогают избежать корпоративного судебного преследования.
Среди дополнительных выводов исследования можно отметить, что силы частных военных компаний значительно усиливают вооруженные силы государства. «Executive Outcomes», самая успешная из рассмотренных ЧВК данного исследования явилась и самой кровопролитной компанией, результатом чего стало появление множества открытых вопросов в области контроля ответственности ЧВК, их взаимодействия с государствами и международными организациями. Маловероятно, что компания смогла бы функционировать таким же образом сегодня. Эффективность роли MPRI по организации обучения вооруженных сил Хорватии неоспорима в то время как оценки результатов работы Блэкуотера рознятся. Государственной Департамент США высоко оценивает роль Блэкуотера в обеспечении безопасности государственных чиновников, но министерство обороны США заявляло, что их агрессивная тактика разрушает гражданско-военные отношения, и что поля битвы включают слишком много вооруженных гражданских лиц, которые используют ресурсы и не ответственны за свои действия.
С точки зрения компетентности ЧВК, рассмотренные в этом исследовании, достаточно высокого уровня для выполнение контрактов в горячих точках мира. Уровень компетентности поддерживается за счет квалифицированного персонала, а также как результат управления компанией. Теоретически можно предположить, что уровень работы будет повышаться с течением времени в результате конкуренции между компаниями. Но уже сейчас можно сказать, что рынок предоставления подобных услуг в большей степени сформировался. Крупные ЧВК держатся за счет репутации и тесных связей с государственными структурами. Также хочется подчеркнуть, что на сегодняшний день ЧВК стоят дороже, чем затраты на содержание государством регулярных войск. Но вместо низкой стоимости содержания собственных военнослужащих государство получает представителя собственных интересов по доверенности. При этом, ни заказчик, ни исполнитель фактически не несут ответственности за совершенные правонарушения в области международного гуманитарного права и прав человека.
Компании, рассмотренные в этом исследовании, высокоадаптивны к корректировке к требованиям рынка и обеспечении выполнения поставленных задач. Настоящие проблемы возникают с вопросом управления частными военными компаниями, поскольку ЧВК зачастую работают без эффективного контроля со стороны государства.
Делегирование обеспечения безопасности подразумевает, что ЧВК, выполняя условия по заключенному договору представляют государство. Такие обширные полномочия рождают недоверие к деятельности частных военных компаний, а некоторые результаты деятельности негативно складываются на имидже частных военных компаний. Кроме того, убийства гражданского населения, нарушения прав человека ЧВК в операциях по защите лиц или объектов ущемляет суверенитет государство на применение насилия.
И все же, частные военные компании не могут полностью заменить вооруженные силы государства на текущий момент, а делегирование функций обеспечения безопасности частным компаниям может привести государство к потере доверия и авторитета власти, одновременно усложняя ситуацию с безопасностью. Должным образом управляемый, с четкими инструкциями по работе и указанием предназначения, ЧВК могут позитивно сказаться на ситуации с безопасностью в мире. Они могут выполнять задачи, помогая и разгружая вооруженные силы государства, либо обучая новые, тем самым - дополняя структуру новыми кадрами, планированием мероприятий и т.д.
На сегодняшний день нет единого политического признания ЧВК. Использование ЧВК для вооруженной гуманитарной интервенции могло остановить геноцид и уменьшить возможность вспышек инфекционных заболеваний. И раз это так, то можно оценить работу международных организаций как неэффективную, либо проведение политики двойных стандартов отдельными государствами, стремящимися любым образом проводить собственную политику, не неся за это ответственности. Как компромиссный вариант применения ЧВК можно оценить консультативную помощь или обучение, поскольку такие услуги не приносят смерть, а вся ответственность за применение полученных знаний лежит на государстве и его вооруженных силах, например, работа ЧВК MPRI в Хорватии. ЧВК должна быть автономной системой, готовой работать вместе с национальными вооруженными силами.
Как бы то ни было, ЧВК сегодня - это реальная сила, которая работала и в Афганистане, и в Ираке. И взаимодействие между министерством обороны США и частными военными компаниями продолжает увеличиваться. Такие ЧВК, как Блэкуотер будут продолжать переходить к более масштабной роли в проведении различных операций по поручению США. Интегрирование ЧВК в операции Министерства Обороны представляет стратегическую угрозу, как было упомянуто в предыдущих главах. Совместное использование секретных данных, доступа ко внутренней информации и обеспечение коммуникационных платформ упростило бы функциональную совместимость, но также ставит вооруженные силы в рискованное положение компромисса, пока ЧВК не определено место в мировой структуре взаимоотношений. Значение, которое ЧВК имеют к министерству обороны, также увеличится. ЧВК получат доступ к существующей инфраструктуре, медицинскому обслуживанию, иной поддержки, вплоть до налоговых льгот.
Преимущества использования ЧВК предусматривают экономию живой силы для министерства обороны, но также некоторые военнослужащие уходят служить в ЧВК, поскольку им предлагают заработную плату в разы больше. Пока виден устойчивый спрос на услуги частных военных компаний со стороны государств. Поэтому даже репутация и восприятие ЧВК в данном случае тоже достаточно субъективный фактор оценки деятельности ЧВК.
Еще одним дискуссионным вопросом является сложившаяся ситуация вокруг самой деятельности ЧВК. Ведь фактически - эти организации обеспечивают мир, то есть, не являясь субъектами международного права, однако участвуют в различных конфликтах, поддерживая мир и безопасность в регионах. С одной стороны - нарушение частными военными компаниями суверенитета путем нарушения монополии на применение вооруженной силы, с другой стороны - главный заказчик сам дает полномочия частным компаниям применять эту вооруженную силу, делая ЧВК агентом, представляющим свои интересы.
1. «Use of mercenaries as a means of violating human rights and impeding the exercise of the right of peoples to self determination», UN Doc. E/CN.4/2005/14, para. 50.pg 14
2. Размер военного бюджета США 2006 года [Электронный ресурс] https://www.gpo.gov/fdsys/search/pagedetails.action?granuleId=BUDGET-2015-TAB- 5-1&packageId=BUDGET-2015-TAB&fromBrowse=true/, доступен 22.05.2016
3. President Bush Signs H.R. 4986, the National Defense Authorization Act for Fiscal Year 2008 into Law [Электронный ресурс]http://georgewbush- whitehouse.archives.gov/news/releases/2008/01/print/20080128-10.html, доступен 22.05.2016
4. Приложение к письму Постоянного представителя Швейцарии при Организации Объединенных Наций от 2 октября 2008 года на имя Генерального секретаря Документ Монтрё о соответствующих международно- правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта / п. 23, стр.14 [Электронный ресурс] https://www.icrc.org/rus/assets/files/other/montreau.pdf/ , доступен 22.05.2016 года
5. Письмо Постоянного представителя Швейцарии при Организации Объединенных Наций от 2 октября 2008 года на имя Генерального секретаря / A/63/467- S/2008/636, стр. 7 п.3/ [Электронный ресурс] https://www.icrc.org/rus/assets/files/other/montreau.pdf/ , доступен 22.05.2016 года.
6. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Протокол II). Женева, 8 июня 1 9 7 7 года. [Электронный ресурс] https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/6lkb3l.htm, доступен 22.05.2016 года.
7. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, ст. 1, стр.1 [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/mercen.shtml доступен, 22.05.2016 года.
8. Конвенция ОАЕ (Организации Африканского Единства) о ликвидации наемничества в Африке [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml, доступен, 22.05.2016 года.
9. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, ст. 1, стр.1 [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/mercen.shtml доступен, 22.05.2016 года.
10. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву// стр. 4, ст.2 [Электронный ресурс]http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf , доступен 22.05.2016
11. International Convention on the Establishment of an International Fund for Compensation for Oil Pollution Damage (FUND) [Электронныйресурс], доступен 22.05.2016 http://www.imo.org/en/About/Conventions/ListOfConventions/Pages/International- Convention-on-the-Establishment-of-an-International-Fund-for-Compensation-for-Oil- Pollution-Damage-(FUND).aspx
12. Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности [Электронный ресурс], доступен 22.05.2016 http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orgcrime.shtml
13. America’s National Security Strategy/ George W. Bush/ 03.16.2006 [Электронныйресурс] http://www.state.gov/documents/organization/64884.pdf, доступен 22.05.2016
14. Устав Организации Объединенных Наций/ ст 42, 43, гл. 7 [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html доступен 22.05.2016
15. Устав ООН/ гл. 2 [Электронный ресурс] http://www.un.org/en/charter-united-nations/, доступен 22.05.2016
16. Постановление суда Международного Трибунала № ICTR-96-13-A от 27 января
2000 года [Электронный ресурс] http://unictr.unmict.org/sites/unictr.org/files/case- documents/ictr-96-13/appeals-chamber-judgements/en/011116.pdf, доступен 22.05.2016
17. Department of Defense Contractors in Afghanistan and Iraq: Background and Analysis [Электронныйресурс] https://www.fas.org/sgp/crs/natsec/R40764.pdf, доступен 22.05.2016
18. Операция Организации Объединенных Наций в Конго (ОНУК) [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/peacekeeping/missions/past/congo.htm, доступен 22.05.2016
19. Доклад комиссии международного права (23 апреля - 1 июня и 2 июля - 10 августа
2001 года) [Электронный ресурс] http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pdf/responsibility.pdf, доступен 22.05.2016
20. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв немеждународных вооруженных конфликтов (Протокол II). Женева, 8 июня 1977 года. [Электронный ресурс] https://www.icrc.org/rus/resources/documents/misc/6lkb3l.htm, доступен 22.05.2016 года.
21. Резолюция 1386 (2001), принятая Советом Безопасности на его 4443-м заседании 20 декабря 2001 года [Электронный ресурс] http://www.freeworldacademy.com/globalleader/afghanistan.htm, доступен 22.05.2016
22. The FY2007 National Defense Authorization Act:Selected Military Personnel Policy Issues/CRS-28 // pg.28 [Электронныйресурс] https://www.fas.org/sgp/crs/natsec/RL33571.pdf, доступен 22.05.2016
23. Quadrennial Defense Review Report // pg.81 [Электронныйресурс] http://archive.defense.gov/pubs/pdfs/QDR20060203.pdf, доступен 22.05.2016
Список использованной литературы
1. Major General George R. Fay, AR 15-6 Investigation of the Abu Ghraib Detention Facility and 205th Military Intelligence Brigade 130-34, 23 August 2004, online: ,http://www4.army.mil/ocpa/reports/ar15-6/index.html.
2. Chapter 5: Executive Outcomes - A corporate conquest/KhareenPech // An old emperor in a new suit//pg.87 [Электронныйресурс] https://issafrica.org/Pubs/Books/PeaceProfitPlunder/Chap5.pdf, доступен 22.05.2016
3. Chapter 6: The military as business - Military Professional Resources, Incorporated/JakkieCilliers and Ian Douglas Introduction //pg.113 [Электронныйресурс] https://www.issafrica.org/uploads/PEACECHAP6.PDF, доступен 22.05.2016
4. DavorMarjan. Oluja. — Zagreb: Hrvatskimemorijalno- dokumentacijskicentarDomovinskograta, 2007. — 445 p. [Электронный ресурс] http://www.centardomovinskograta.hr/pdf/izdanj a2/Oluj a.pdf, доступен 22.05.2016 года.
5. Before Shooting in Iraq, a Warning on Blackwater [Электронныйресурс] http://www.nytimes.com/2014/06/30/us/before-shooting-in-iraq-warning-on- blackwater.html, доступен 22.05.2016
6. ^Pentagon Gives Blackwater New Contract// Ali Gharib/ September 30, 2007 [Электронныйресурс] http://original.antiwar.com/ali-gharib/2007/09/29/pentagon- gives-blackwater-new-contract/, доступен 22.05.2016
7. DavorMarjan. Oluja. — Zagreb: Hrvatskimemorijalno-
dokumentacijskicentarDomovinskog rata, 2007. — 445 p. [Электронныйресурс]
8. http://www.centardomovinskograta.hr/pdf/izdanja2/Oluja.pdf, доступен 22.05.2016 года.
9. Преступления против сербского народа в Хорватии и Боснии и Герцеговине/ДушанВилич, Бошко Тодорович, перевод И.Макарова при участии Петара и Савы Росич./30.11.2004/[Электронный ресурс]http://www.srpska.ru/article.php?nid=1221, доступен 22.05.2016
10. Priest, Dana (2011). Top Secret America: The Rise of the New American Security State. Little, BrownandCompany. p. 320. ISBN 0-316-18221-4.
11. Самый туманный суд в мире/Сергей трокань/23.10.2001[Электронный ресурс] http://www.kommersant.ru/doc/288420, доступен 22.05.2016
12. ЦРУ против СССР [Текст]/Яковлев Н.Н.Рипол Классик, 1986 - Всего страниц: 445, стр.422.
13. ЦРУ против СССР [Текст]/Яковлев Н.Н.Рипол Классик, 1986 - Всего страниц: 445, стр.425.
14. НоваковиЬКоста. СрпскаКраjина(перевод: Дмитриев Б.Г.) — Београд; Книн: Српскокултурнодруштво Зора, 2009. — С. 497. — ISBN 978-86-83809-54-7., стр 43
15. А.Г. Волеводз «Проблемы, принципы и перспективы регулирования деятельности частных военных и охранных предприятий// Вестник МГИМО Университета, 2010, №3.
16. Andrew Clapham, ‘The Question of Jurisdiction under International Criminal Law over Legal Persons: Lessons from the Rome Conference on an International Criminal Court’, in M. Kamminga and S. Zia-Zarifi (eds.), Liability of Multinational Corporations under International Law,TheHague:KluwerLawInternational2000,p.190.
17. The uses of Military Power. Remarksprepared for delivery by the Horn. Caspsr W. Weinberger, secretary of defence, to the national press club, Washinfton D.C. / 11.28.1984 [Электронныйресурс] http://www.pbs.org/wgbh/pages/frontline/shows/military/force/weinberger.html, доступен 22.05.2016
18. Blackwater Guards Tied to Secret C.I.A. Raids/ Barclay Walsh [Электронныйресурс] http://www.nytimes.com/2009/12/11/us/politics/11blackwater.html, доступен 22.05.2016
19. Великобритания и кризис в Дарфуре/А.Г.Майко/ стр.4 [Электронный ресурс] http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/10-02-09a.htm , доступен 22.05.2016
20. The Military Balance//The International Institute for Strategic Studies. Chapter 10, Country Comparisions - force levels and economics, 2013.
21. Pech, Khareen. «Executive Outcomes-A corporate conquest.» op. cit (1999): 81-110. — Chapter 5 of Peace, profit or plunder?: The privatisation of security in war-torn African societies — January 1, 1999 — ISBN 978-0620238342
22. Mercenary Wars. Resviews of 'Executive Outcomes' Against All Odds By Eben Barlow/ стр.4 [Электронныйресурс] http://www.mercenary-wars.net/books/executive- outcomes-review.html, доступен 22.05.2016 г.
23. The Vagabong King by Simon Akam [Электронныйресурс] http://www.newstatesman.com/africa/2012/01/sierra-leone-strasser-war, доступен 22.05.2016 г.
24. Mercenary Wars. Resviews of 'Executive Outcomes' Against All Odds By Eben Barlow/ стр.24 [Электронныйресурс] http://www.mercenary-wars.net/books/executive- outcomes-review.html, доступен 22.05.2016 г.
25. "ECOMOG: A model for Africa?" by Comfort Ero, Centre for Defence Studies, King's College London in Monograph No 46, February 2000 published by the Institute for Security Studies.
26. К вопросу о субъективных признаках геноцида в рамках международного и национального законодательства/Фасхутдинов [Р.Ф., [Сулейманов М.Р] [Электронный ресурс] http://www.eurasialaw.ru/index.php?
option=com_content&view=article&id=7980%3A2016-02-03-05-35- 29&catid=109%3A2010-06-17-09-48-32&Itemid=165, доступен 22.05.2016
27. Tierney J.F. Warlord, Inc.: Extortion and Corruption Along the U.S. Supply Chain in Afghanistan Report of the Majority Staff/ Report by Chair Subcommittee on National Security and Foreign Affairs Committee on Oversight and government Reform. U.S. House of Representatives. 2010. 85 p.
28. Международно- противоправноедеяниемеждународнойорганизациииоснованияеговозникновения // ВоробьеваЕ.А. /Журналмеждународногоправаимеждународныхотношений. — №3. — 2007.
29. DR Congo: Lusaka Ceasefire Agreement [Электронныйресурс] http://reliefweb.int/report/democratic-republic-congo/dr-congo-lusaka-ceasefire- agreement, доступен 22.05.2016 г.
30. Executive Outcomes: Against All Odds by Eeben Barlow/ Galago Publishing, Limited, 2010, 552// pg.154
31. Executive Outcomes: Against All Odds by Eeben Barlow/ Galago Publishing, Limited, 2010, 552// pg.187
32. "Diamond trade fuels bloody wars". CNN. Archived from the original on January 16, 2007., CNN (January 18, 2001)
33. Mercenary Wars. Resviews of 'Executive Outcomes' Against All Odds By Eben Barlow/ стр.29 [Электронныйресурс] http://www.mercenary-wars.net/books/executive- outcomes-review.html, доступен 22.05.2016 г.
34. Mercenary Wars. Resviews of 'Executive Outcomes' Against All Odds By Eben Barlow/ стр.79 [Электронныйресурс] http://www.mercenary-wars.net/books/executive- outcomes-review.html, доступен 22.05.2016 г.
35. Mercenary Wars. Resviews of 'Executive Outcomes' Against All Odds By Eben Barlow/ стр.80[Электронныйресурс] http://www.mercenary-wars.net/books/executive- outcomes-review.html, доступен 22.05.2016 г.
36. Mercenary Wars. Resviews of 'Executive Outcomes' Against All Odds By Eben Barlow/ стр.85[Электронныйресурс] http://www.mercenary-wars.net/books/executive- outcomes-review.html, доступен 22.05.2016 г.
37. Adams, Thomas K. The New Mercenaries and the Privatization of Conflict. Parameters. Vol. 29, № 2. (Summer 1999). P.103
38. КрасныйКрест, Time. Anatomy of a Disaster (англ.), Time (журнал), 10.18.1993.
39. Hauss Charles. International conflict resolution. — Continuum International Publishing Group. — P 171. — ISBN 978-0-8264-4776-0.
40. How 'Operation Storm' Destabilized the Balkans, Written by JUGOISTOK Belgrade, Serbia — P. 94. —
41. Piatt, Gregory. Balkans Contracts Too Costly. European Stars and Stripes, November 14, 2000, P. 4.
42. «Балканы - ахиллесова пята евро-атлантической безопасности - А.Абашидзе, А.Солнцев, статья из журнала "Обозреватель", №8 за 2010 год
43. Операция "Буря" - падение Сербской Краины / Александр Ионов [Электронный ресурс] http://www.srpska.ru/article.php?nid=4303, доступен 22.05.2016
44. ЦРУ и другие спецслужбы США/ Игорь Пыхалов// М., Экскмо, 384 стр./ стр 164.
45. Phillips, R. Cody. Bosnia-Herzegovinia: The U.S. Army's Role in Peace Enforcement Operations 1995-2004. Washington, D.C.: United States Army Center of Military History. CMHPub 70-97-1.
46. Киясов А.С. Завершая начатую работу... Политика республиканской администрации США на Западных Балканах в 2000-е годы // Вестник Самарского государственного университета. - 2010. - № 5 (79). - С. 79
47. Blackwater Woldwide. Agreement for security services (PDF). United States House of Representatives (12 марта 2004) [Электронныйресурс] http://web.archive.org/web/20071227053930/http://oversight.house.gov/documents/2006 1207151614-43671.pdf, доступен 22.05.2016 года.
48. Squitieri, Tom. Role of security companies likely to become more visible (англ.). Usatoday (4.1.2004)
49. Jennifer K. Elsea, Moshe Schwartz, Kennon H. Nakamura. Private Security Contractors in Iraq: Background, Legal Status, and Other Issues. Congressional Research Service (25 августа 2008).
50. Jennifer K. Elsea, Moshe Schwartz, Kennon H. Nakamura. Private Security Contractors in Iraq: Background, Legal Status, and Other Issues. Congressional Research Service (25 августа 2008).
51. Поматериалам: Blackwater Woldwide. Agreement for security services (PDF). United States House of Representatives (12 марта 2004) [Электронныйресурс] http://web.archive.org/web/20071227053930/http://oversight.house.gov/documents/2006 1207151614-43671.pdf, доступен 22.05.2016 года.
52. "Independent": Чего действительно удалось достичь в результате войны в Афганистане?/00:00 29.06.2011// Джонатан Оуен, Давид Рандал, Джейн Меррик и Руперт Корнвелл "Independent", 28 июня 2011 года [Электронный ресурс] http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1309291200, доступен 22.05.2016 г
53. "Report: Blackwater 'impeded' probe into contractor deaths". CNN. September 27, 2007. Archived from the original on December 16, 2007. Retrieved December 28, 2007.
54. Brother of State Dept. Official Linked to Blackwater/ Tom Shine [Электронныйресурс] http://abcnews.go.com/Politics/story?id=3866602&page= 1, доступен 22.05.2016
55. P W. Singer (March/April 2005) Outsourcing War. Foreign Affairs. Council on Foreign Relations. New York City, NY
56. P W. Singer (March/April 2005) Outsourcing War. Foreign Affairs. Council on Foreign Relations. New York City, NY
57. Prince, Erik. Civilian Warriors. pp. Chapter 7. Hardcover - November 18, 2013 pg. 152
58. Priest, Dana (April 6, 2004). "Private Guards Repel Attack on U.S. Headquarters". The Washington Post.
59. MEMORANDUM Re: Additional Information about Blackwater USA" (PDF). United States House of Representatives. 2007-10-01. Archived from the original (PDF) on 2008-01-31. [Электронный ресурс] http://web.archive.org/web/20080131113042/http://oversight.house.gov/documents/2007 1001121609.pdf , доступен 22.05.2016
60. Военно-политическая обстановка в Ираке (ноябрь 2004 г.)// В. П. Юрченко/ [Электронный ресурс] http://www.iimes.ru/rus/stat/2004/07-12-04.htm, доступен 22.05.2016
61. Human Rights First; Private Security Contractors at War: Ending the Culture of Impunity (2008) [Электронныйресурс] http://www.humanrightsfirst.org/pdf/08115- usls-psc-final.pdf, доступен 22.05.2016
62. Brannen, Kate (1 July 2014). "Blackwater's Descendants Are Doing Just Fine". Foreign Policy. Retrieved July 18, 2014.[Электронныйресурс] http://foreignpolicy.com/posts/2014/07/01/blackwaters_descendants_are_doing_just_fin e/, доступен 22.05.2016
63. Schmidt, Michael (April 25, 2011). "Reopening of Blackwater Case Confuses Iraqi Victims". The New York Times. Retrieved July 3, 2012.[Электронныйресурс] http://www.nytimes.com/2011/04/26/world/middleeast/26blackwater.html?_r=0/, доступен 22.05.2016
64. US security firm Blackwater banned from Iraq.[Электронныйресурс] http://www.rte.ie/news/2007/0917/93617-iraq/, доступен 22.05.2016
65. Coalition Provisional Authority Order Number 17 (Revised) Status Of The Coalition Provisional Authority, Mnf - Iraq,Certain Missions And Personnel In Iraq./CPA/ORD/27 June 2004/17 // pg.16 [Электронныйресурс]
http://www.iraqcoalition.org/regulations/20040627_CPAORD_17_Status_of_Coalition_ _Rev with_Annex_A.pdf/, доступен 22.05.2016
66. The FY2007 National Defense Authorization Act:Selected Military Personnel Policy Issues/CRS-28 // pg.28 [Электронныйресурс]
67. Blackwater: The Rise of the World's Most Powerful Mercenary Army, //Jeremy Scahill/ United States, Nation Books, 464pgs// pg.46 ISBN 978-1-56025-979-4
68. Деятельность частных военных и охранных предприятий: вопросы ответственности/ К.Л.Сазонова [Электронный ресурс]http://cyberleninka.ш/article/n/deyatelnost-chastnyh-voennyh-i-ohrannyh- predpriyatiy-voprosy-otvetstvennosti, доступен 22.05.2016
69. Kwakwa, Edward K. (1992). The International Law of Armed Conflict: Personal and Material Fields of Application. Dordrecht: Martinus Nijhoff Publishers. p. 116. ISBN 0¬7923-1558-8.
70. Кашников Б. Н. Частные военные компании и теория справедливых войн // Российский научный журнал. 2011. № 20. С. 83-94.
71. Кашников Б. Н. Частные военные компании как морально-политическая проблема современности // Российский научный журнал. 2010. № 6(19). С. 62-73.