Психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы проблемы психологический готовности к профессиональной деятельности 6
1.1. Психологическая готовность к профессиональной деятельности: общая
характеристика, виды и структура 6
1.2. Психологические особенности формирования готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности студентов- психологов к профессиональной деятельности 47
2.1. Организация и методы исследования 45
2.2. Анализ и интерпретация 48
2.3. Программа развития психологической готовности к профессиональной
деятельности студентов-психологов 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявление 72
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных
Глава 1. Теоретические основы проблемы психологический готовности к профессиональной деятельности 6
1.1. Психологическая готовность к профессиональной деятельности: общая
характеристика, виды и структура 6
1.2. Психологические особенности формирования готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности
Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности студентов- психологов к профессиональной деятельности 47
2.1. Организация и методы исследования 45
2.2. Анализ и интерпретация 48
2.3. Программа развития психологической готовности к профессиональной
деятельности студентов-психологов 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
Приложение 1. Диагностические методики в порядке их предъявление 72
Приложение 2. Сводные таблицы полученных данных
Приложение 3. Результаты статистической обработки данных
Актуальность темы исследования. Современное общество предъявляет повышенные требования к деятельности специалистов помогающих профессий, к которым относится и профессия психолога. Это обусловливает необходимость пересмотра процесса подготовки психологов с позиции повышения их готовности к включению в профессиональную деятельность сразу после окончания вуза. Также потребность подготовки психологов обусловлено реформами, происходящими в образовательной системе, сменой педагогической концепции и направленностью на гуманизацию образования.
Невзирая на многообразие подходов к исследованию готовности к профессиональной деятельности выпускников - будущих специалистов, данный феномен - психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности в контексте образования как многогранное, системное психическое образование на сегодняшний день изучено недостаточно подробно.
Сегодняшняя ситуация, имеющаяся в системе профессионального образования вузов и не разработанность указанной проблемы как в науке, так и в практике обостряет разногласия в требованиях общества к квалификации психологов и уровнем их готовности к профессиональной деятельности.
Проблема исследования: каковы особенности психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов?
Решение проблемы и будет выступать целью исследования.
Объект исследования - психологическая готовность.
Предмет исследования - психологическая готовность студентов- психологов к профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: существуют особенности психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: для студентов-психологов с высокими показателями психологической готовности, характерно представление о себе как о психологе в настоящем, идентификация себя с профессией, высокий уровень выраженности интересов и склонностей к выбранной профессий; в то время как для студентов- психологов с низкими показателями психологической готовности к профессиональной деятельности свойственны представления о себе как о психологе довольно размыты и диффузны, не сформировано четкое представление о будущей деятельности.
Задачи исследования:
1. теоретический анализ проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности в зарубежной и отечественной психологии;
2. рассмотреть структуру психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов;
3. разработать программу, направленную на развитие
психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности;
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды по проблеме исследования таких ученых как Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, A.A. Бодалева, A.A. Деркача, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
1) общетеоретические - анализ, сравнение, обобщение, систематизация, синтез;
2) эмпирические - качественный анализ, эмпирическое обобщение, анкетный опрос, ранжирование, количественные оценки.
Диагностические методики:
1) методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, модифицированная Д.А. Леонтьевым,
2) опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой,
3) методика «Смысложизненные ориентации» (в адаптации Д.А. Леонтьева),
4) методика Т. Ильиной «Мотивация обучения в вузе»,
5) методика КОС «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина.
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе факультета психологии НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие студенты с 1 по 4 курс. Всего в исследовании приняли участие 120 человек.
Практическая значимость заключается в том, что оно направлено на повышение эффективности формирования психологической готовности к профессиональной деятельности относительно обучающихся, и его
результаты могут быть использованы в образовательном процессе ВУЗа. Если мы говорим о применении результатов исследования, касаемо психологов и педагогов образовательного пространства, то полученные данные могут быть использованы при организации курсов повышения квалификации, а также на факультетах переподготовки педагогических кадров.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 61 страницы.
Невзирая на многообразие подходов к исследованию готовности к профессиональной деятельности выпускников - будущих специалистов, данный феномен - психологическая готовность студентов-психологов к профессиональной деятельности в контексте образования как многогранное, системное психическое образование на сегодняшний день изучено недостаточно подробно.
Сегодняшняя ситуация, имеющаяся в системе профессионального образования вузов и не разработанность указанной проблемы как в науке, так и в практике обостряет разногласия в требованиях общества к квалификации психологов и уровнем их готовности к профессиональной деятельности.
Проблема исследования: каковы особенности психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов?
Решение проблемы и будет выступать целью исследования.
Объект исследования - психологическая готовность.
Предмет исследования - психологическая готовность студентов- психологов к профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования: существуют особенности психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: для студентов-психологов с высокими показателями психологической готовности, характерно представление о себе как о психологе в настоящем, идентификация себя с профессией, высокий уровень выраженности интересов и склонностей к выбранной профессий; в то время как для студентов- психологов с низкими показателями психологической готовности к профессиональной деятельности свойственны представления о себе как о психологе довольно размыты и диффузны, не сформировано четкое представление о будущей деятельности.
Задачи исследования:
1. теоретический анализ проблемы психологической готовности к профессиональной деятельности в зарубежной и отечественной психологии;
2. рассмотреть структуру психологической готовности к профессиональной деятельности студентов-психологов;
3. разработать программу, направленную на развитие
психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности;
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды по проблеме исследования таких ученых как Б.Г. Ананьева, П.К. Анохина, A.A. Бодалева, A.A. Деркача, Е.А. Климова, Н.В. Кузьминой, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова, В.Д. Шадрикова.
В процессе исследования были использованы следующие методы:
1) общетеоретические - анализ, сравнение, обобщение, систематизация, синтез;
2) эмпирические - качественный анализ, эмпирическое обобщение, анкетный опрос, ранжирование, количественные оценки.
Диагностические методики:
1) методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, модифицированная Д.А. Леонтьевым,
2) опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) В.И. Моросановой,
3) методика «Смысложизненные ориентации» (в адаптации Д.А. Леонтьева),
4) методика Т. Ильиной «Мотивация обучения в вузе»,
5) методика КОС «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина.
База и выборка исследования. Исследование проводилось на базе факультета психологии НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие студенты с 1 по 4 курс. Всего в исследовании приняли участие 120 человек.
Практическая значимость заключается в том, что оно направлено на повышение эффективности формирования психологической готовности к профессиональной деятельности относительно обучающихся, и его
результаты могут быть использованы в образовательном процессе ВУЗа. Если мы говорим о применении результатов исследования, касаемо психологов и педагогов образовательного пространства, то полученные данные могут быть использованы при организации курсов повышения квалификации, а также на факультетах переподготовки педагогических кадров.
Структура работы: магистерская диссертация состоит из введения, из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем работы составляет 61 страницы.
Проведя теоретический анализ по проблеме исследования, мы можем сделать ряд выводов.
С учетом современных тенденций развития высшего образования, подготовку специалистов в любой области следует осуществлять в контексте их будущей профессии. Поскольку цели и задачи каждой учебной дисциплины определяются не сами по себе, а исходя из практических требований к профессионалу. Они уточняют, определяют и расширяют общие цели высшего образования, направлены на становление личных качеств и профессиональный рост студентов [38, 62, 88, 94,162].
На основании изучения и анализа литературных источников, можно выявить основные противоречия высшего психолого-педагогического образования:
1) между гуманитарными целями образовательного процесса, ориентированными на развитие способности к обучению и реализацию творческого потенциала будущих специалистов для обеспечения продуктивной стабильно эффективной профессиональной деятельности и отсутствием практических механизмов их реализации: средств, форм, технологий;
2) между запросом общества на компетентных специалистов в области педагогической психологии, которые обладали бы высокой культурой поведения, труда, профессиональной деятельности, творческой активностью и спецификой ВУЗовского образования, в основе которого лежит установка на овладение знаниями. При этом часто предполагается, что цель обучения можно считать достигнутой, когда студент усвоил установленный программный минимум знаний. Однако, на практике эти знания нередко оказываются нереализованными, поскольку выпускники психологических ВУЗов не обладают развитым критическим мышлением, логикой, четкой профессиональной позицией, у них отсутствует профессиональная идентичность, осознание своей профессиональной роли. Таким образом, полученных знаний, пусть даже высокого теоретического уровня, не достаточно для осуществления эффективной практической деятельности.
Анализируя психологическую готовность как значимое положение целенаправленной деятельности, позволяющей с успехом исполнять свои профессиональные функции, применяя при этом присутствующий уже опыт, знания, индивидуальные свойства, а также модифицировать свою деятельность в неожиданных ситуациях, как стабильную характеристику индивида, были выделены мотивационный, регулятивный, ценностно-смысловой, коммуникативный структурные составляющие психологической готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов.
Мы можем сказать, что происходит развитие всех составляющих психологической готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов в процессе обучения в вузе, благодаря чему и обеспечивается развитие психологической готовности к профессиональной деятельности педагогов-психологов. В независимости от года обучения для студентов- психологов с высокими показателями психологической готовности, характерно представление о себе как о психологе в настоящем, идентификация себя с профессией, высокий уровень выраженности интересов и склонностей к выбранной профессий; в то время как для студентов- психологов с низкими показателями психологической готовности к профессиональной деятельности свойственны представления о себе как о психологе довольно размыты и диффузны, не сформировано четкое представление о будущей деятельности. Это подтверждает нашу гипотезу, поставленную вначале нашего исследования.
С учетом современных тенденций развития высшего образования, подготовку специалистов в любой области следует осуществлять в контексте их будущей профессии. Поскольку цели и задачи каждой учебной дисциплины определяются не сами по себе, а исходя из практических требований к профессионалу. Они уточняют, определяют и расширяют общие цели высшего образования, направлены на становление личных качеств и профессиональный рост студентов [38, 62, 88, 94,162].
На основании изучения и анализа литературных источников, можно выявить основные противоречия высшего психолого-педагогического образования:
1) между гуманитарными целями образовательного процесса, ориентированными на развитие способности к обучению и реализацию творческого потенциала будущих специалистов для обеспечения продуктивной стабильно эффективной профессиональной деятельности и отсутствием практических механизмов их реализации: средств, форм, технологий;
2) между запросом общества на компетентных специалистов в области педагогической психологии, которые обладали бы высокой культурой поведения, труда, профессиональной деятельности, творческой активностью и спецификой ВУЗовского образования, в основе которого лежит установка на овладение знаниями. При этом часто предполагается, что цель обучения можно считать достигнутой, когда студент усвоил установленный программный минимум знаний. Однако, на практике эти знания нередко оказываются нереализованными, поскольку выпускники психологических ВУЗов не обладают развитым критическим мышлением, логикой, четкой профессиональной позицией, у них отсутствует профессиональная идентичность, осознание своей профессиональной роли. Таким образом, полученных знаний, пусть даже высокого теоретического уровня, не достаточно для осуществления эффективной практической деятельности.
Анализируя психологическую готовность как значимое положение целенаправленной деятельности, позволяющей с успехом исполнять свои профессиональные функции, применяя при этом присутствующий уже опыт, знания, индивидуальные свойства, а также модифицировать свою деятельность в неожиданных ситуациях, как стабильную характеристику индивида, были выделены мотивационный, регулятивный, ценностно-смысловой, коммуникативный структурные составляющие психологической готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов-психологов.
Мы можем сказать, что происходит развитие всех составляющих психологической готовности к профессиональной деятельности будущих педагогов в процессе обучения в вузе, благодаря чему и обеспечивается развитие психологической готовности к профессиональной деятельности педагогов-психологов. В независимости от года обучения для студентов- психологов с высокими показателями психологической готовности, характерно представление о себе как о психологе в настоящем, идентификация себя с профессией, высокий уровень выраженности интересов и склонностей к выбранной профессий; в то время как для студентов- психологов с низкими показателями психологической готовности к профессиональной деятельности свойственны представления о себе как о психологе довольно размыты и диффузны, не сформировано четкое представление о будущей деятельности. Это подтверждает нашу гипотезу, поставленную вначале нашего исследования.
Подобные работы
- САМООТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ - ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМ
УРОВНЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2016 - МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИКУЮЩИХ ПСИХОЛОГОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2017 - Динамика психологической готовности к профессиональной деятельности студентов медиков
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Личностные особенности студентов-психологов (Брянский Государственный Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2024 - Индивидуально-личностные особенности готовности студентов к самореализации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2024 - ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА ВСТУПЛЕНИЯ В
ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2023



