ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы агрессивности подростков из семей с разным стилем воспитания 8
1.1. Проблема агрессивности подростков в психологии 8
1.2. Психологические особенности стилей семейного воспитания 20
1.3. Агрессивность подростков из семей с разным стилем воспитания 28
Глава 2. Исследование особенностей агрессивности подростков из семей с разным стилем семейного воспитания 33
2.1. Организация и методы исследования 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования агрессивности
подростков из семей с разным стилем воспитания 37
2.3. Обоснование, внедрение и анализ эффективности программы
психокоррекции агрессивности подростков из семей с разным стилем воспитания 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ: 94
ПРИЛОЖЕНИЯ
Современное общество весьма обеспокоено проблемой агрессивности подростков. Акты проявления подростковой агрессии можно встретить, практически, везде (в школе, на улице и т.д.). Заметно участились случаи демонстративного и вызывающего поведения подростков по отношению к младшим, сверстникам и взрослым.
Подростковый возраст является значимым в формировании агрессивности личности. Лица с высоким уровнем агрессивности воспринимают и оценивают объекты, ситуации, действия окружающих как угрозу, и реагируют соответственно данной оценке. Как правило, подростки считают свое агрессивное поведение естественным, морально оправданным. Однако обществом проявление агрессивного поведения осуждается.
В отечественной психологии понимание проблемы агрессивности подростков находится на начальном этапе. Отдельные вопросы психологии агрессивного поведения изучали: С.А. Беличева, В.Т. Кондратенко, Н.Д. Левитов, А.Е. Личко, Г.М. Миньковский, А.А. Реан, Е.В. Ольшанская, А.К. Осницкий, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк, Д.И. Фельдштейн, И.А. Фурманов и др.
Значительный вклад в понимании проблемы агрессивности подростков был осуществлен исследователями в области криминальной психологии, изучающими агрессивность как вид делинквентности (М.А. Алемаскин, Ю.М Антонян, С.Н. Ениколопов, В.Д. Менделевич, Ю.Б. Можгинский, И.А. Невский). На основании результатов полученных во время исследования личностных особенностей агрессивных подростков, разрабатывается различного рода типологии проявления агрессивности подростков.
Особое влияние на формирование агрессивности подростков оказывают их родители, их отношение к своим детям, понимание характерологических и личностных особенностей, стиль воспитания.
Проблема изучения психологических особенностей стилей семейного воспитания находит свое отражение в трудах зарубежных (А. Адлер, Д. Болдуин, С. Броди, М. Симпсон, Д. Стивенсон-Хайд и др.) и отечественных ученых (Д. Боумрид, А.Я. Варга, И.С. Кон, Т.А. Куликова, Е.Т. Соколова, В.В. Столин и др.).
Актуальность исследования обусловлена пагубным воздействием агрессивных тенденций на подростков, которые, в первую очередь, происходят из психологических особенностей семьи. Повышенную агрессивность подростков также первыми ощущают их близкие. Родители также нуждаются в помощи и поддержке, ведь семья является первым и наиболее значимым фактором социализации ребенка, которая представляет собой систему социальных отношений, основанных, в первую очередь, на кровном родстве ее членов и обусловленных общностью их быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, что и характеризует ее как определенную социальную ситуацию развития. Значимость семьи в качестве ведущего фактора социализации обуславливается ее влиянием на формирование личности ребенка, в том числе его потребностей, мотивационной сферы, системы отношений к себе и окружающим людям. Семья формирует ценности, интеллектуальные и эмоциональные основы личности, в том числе ее агрессивность, которые признаются и реализуются в данной семье.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в дальнейшем для практической работы с подростками, проведения семинаров с педагогами школ, для информационно-просветительской деятельности среди родителей, в консультативных центрах и в школе, для лекций в учебных заведениях. Изучение данной проблемы позволит уменьшить недопонимание между родителями и детьми.
Таким образом, практическая значимость и недостаточная разработанность проблемы формирования агрессивности подростков из семей с разным стилем воспитания в теории и практике обусловили выбор темы исследования и позволили сформулировать его замысел. Замысел исследования заключается в выявлении различий между стилями семейного воспитания и комплексном изучении особенностей агрессивности подростков из семей с разным стилем воспитания.
Проблема исследования: какова специфика выражения подростками агрессивности в зависимости от стиля семейного воспитания?
Объект исследования: агрессивность подростков.
Предмет исследования: особенности проявления агрессивности у подростков из семей с разным стилем семейного воспитания.
Цель исследования: изучить особенности проявления агрессивности у подростков из семей с разным стилем воспитания.
Гипотезы исследования: проявление агрессивности у подростков из семей с разными стилями воспитания характеризуется следующими особенностями: в наибольшей степени показатели агрессивности (враждебность, физическая, предметная, косвенная, негативная агрессивность и самоагрессия, раздражение, чувство вины, агрессивность, неуступчивость, нетерпимость к мнению других и подозрительность) проявляются в семьях с индифферентным стилем семейного воспитания; авторитетный стиль семейного воспитания снижает их уровень агрессивности и способствует формированию гармоничной личности.
Дополнительным фактором, способствующим проявлению агрессивности подростков, является неполная семья.
Систематическая психокоррекционная работа способствует снижению уровня агрессивности подростков, позитивному изменению их отношения к родителям.
Достижение цели осуществлялось решением следующих задач:
1. Изучить теоретические аспекты проблемы агрессивности подростков из разных типов семей.
2. Выявить психологические особенности подростков из семей с разным стилем воспитания.
3. Исследовать особенности проявления агрессивности у подростков из семей с разным стилем воспитания.
4. Обосновать, внедрить и проанализировать эффективность программы психокоррекции агрессивности подростков из разных типов семей.
Теоретическую основу исследования составили фундаментальные концепции А.Я. Варга и Г. Крейг, которые утверждаю, что психологические основы, причины и характер проявления агрессивности у подростков происходят вследствие ошибок, недоработок, упущений в процессе воспитания.
Для решения задач исследования использовался комплекс методов:
- теоретические (аналитико-синтезирующий, сравнительно¬
сопоставительный);
- организационные (сравнительный метод);
- эмпирические (тестирование, наблюдение, беседа);
- методы обработки данных: количественные (метод описательной статистики, критерий Колмогорова-Смирнова и t-критерий Стьюдента), качественные (категоризация количественно обработанного материала);
- интерпретационные.
В качестве статистических методов использовался параметрический метод обработки данных исследования, в частности Т-критерий Стьюдента.
Основным эмпирическим методом выступил формирующий эксперимент.
Методики:
• Тест агрессивности (Л.Г. Почебут).
• Опросник враждебности (А. Басс, А. Дарки).
• Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев).
• Опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT) (Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис).
• Опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ПОР - Подростки о родителях) (Е. Шафер).
• Шкала семейного окружения (Р. Мус).
• Беседа, наблюдение, эксперимент.
Базу исследования составили ученики 7-го, 8-го и 9-го класса МБОУ «Гимназия №3» г. Белгорода в количестве 65 респондентов, в возрасте от 13 до 15 лет.
Внедрение результатов исследования: результаты исследовании представлены на заседании кафедры общей и клинической психологии педагогического института НИУ «БелГУ», на студенческих научных конференциях (г. Белгород 2017, 2018 год), опубликованы в трёх научных статьях.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников включающего 72 наименования, 9 приложений, 3 таблицы и 23 рисунка. Объем работы - 156 страниц машинописного текста.
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, были изучены особенности проявления агрессивности подростков из семей с разным стилем воспитания.
В теоретической части работы были проанализированы следующие аспекты изучаемой темы: понятие агрессивности в трудах отечественных и зарубежных исследователей, теоретические подходы к изучению стилей семейного воспитания в психологии, особенности проявления агрессивности у подростков из семей с разным стилем воспитания.
Анализ литературы по теме исследования показал, что проблема агрессивности в подростковом возрасте на сегодняшний день является одной из самых актуальных в силу двух обстоятельств. С одной стороны, среди представителей данного возрастного этапа существенно увеличилось количество и интенсивность агрессивного поведения, с другой — агрессивность формируется в большей степени в детском и подростковом возрасте. Всё многообразие теорий, объясняющих агрессивное поведение, условно сводится к трем основным подходам:
Первый определяет агрессию, как инстинктивное, врожденное поведение, конфликт между сознанием и бессознательным, как один из способов психологической защиты человека (К. Лоренц, З. Фрейд, Э. Фромм, А. Адлер).
Представителями второго подхода проявления агрессивности рассматриваются как ситуативные действия, возникающие вовремя фрустраций (Д. Доллард, Л. Берковиц).
А. Бандура является автором теории социального научения, в которой агрессия определяется актуальными социальными условиями в сочетании с предшествующим научением.
Подростковый возраст — остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. Черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в процессе воспитания, сложностей в окружающей среде, и, прежде всего, в семье.
Как правило, агрессивные подростки готовы воспринимать и оценивать объекты, ситуации, действия окружающих как угрожающие или враждебные и поступают по отношению к ним в соответствии с данной оценкой.
Важнейшим фактором, влияющим на возникновения, закрепления и проявления агрессии принято считать семью. В ней подросток проходит первичную социализацию, воспринимает нормы поведения. В зависимости от взаимоотношений, царящих между членами семьи, отношения родителей к подростку и стиля воспитания у него формируется тот или иной стиль поведения, те или иные характерологические особенности. Общепринято, что на процесс закрепления моделей агрессивного поведения оказывает существенное влияние неблагоприятная семейная атмосфера — авторитарного стиля воспитания, деформация системы ценностей в семейных взаимоотношениях, эмоциональная холодность родителей, недостаток нравственного воспитания.
Значимость семьи в качестве ведущего фактора социализации обуславливается ее влиянием на формирование личности ребенка, в том числе его потребностей, мотивационной сферы, системы отношений к себе и окружающим людям. Семья формирует ценности, интеллектуальные и эмоциональные основы личности, в том числе ее агрессивность, которые признаются и реализуются в данной семье.
Анализируя результаты эмпирического исследования, можно говорить о том, что выдвинутая нами исследовательская гипотеза нашла свое эмпирическое подтверждение.
Было установлено, что:
• авторитетный стиль семейного воспитания наиболее благоприятно
влияет на уровень агрессивности подростка и способствует формированию гармоничной личности.
• низкий контроль со стороны родителей, отсутствие наказаний и беспрекословное выполнение желаний подростка способствует развитию у них истероидности.
• авторитарный стиль семейного воспитания крайне негативно влияет на формирование личности подростка и обуславливает проявление агрессивности.
• индифферентный стиль семейного воспитания наиболее пагубно сказывается на формировании личности подростков и крайне негативно влияет на их агрессивности.
• атмосфера в неполных семьях негативно сказывается на формировании личности подростка и способствует проявлению агрессивности, также у подростков из данных семей, в связи с меньшим участием матерей в их жизни, чаще остальных, наблюдается педагогическая запущенность.
Логическим завершением данной работы является доказательство того, что именно от родителей зависит, вырастет ли их ребенок успешно сформированной личностью.
Таким образом, в ходе исследования были подтверждены все выдвинутые нами гипотезы. Агрессивность подростков из семей с разными стилями воспитания характеризуется следующими особенностями: в наибольшей степени показатели агрессивности (враждебность, физическая, предметная, косвенная, негативная агрессивность и самоагрессия, раздражение, чувство вины, агрессивность, неуступчивость, нетерпимость к мнению других и подозрительность) проявляются в семьях с индифферентным стилем семейного воспитания; авторитетный стиль семейного воспитания снижает их уровень агрессивности и способствует формированию гармоничной личности. Дополнительным фактором, способствующим проявлению агрессивности подростков, является неполная семья. Систематическая психокоррекционная работа способствует снижению уровня агрессивности подростков, позитивному изменению их отношения к родителям.
1. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер. - М: Прогресс, 1995. - 71-90 с.
2. Бандура, А. Подростковая агрессия / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 512 с.
3. Башкатов, И.П. Психология асооциально-криминальных групп подростков и молодежи / И.П. Башкатов. - М.: МПСИ, 2002. - 416 с.
4. Берковец, А. Агрессия. Причины, последствия, контроль / А. Берковец. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. - 512 с.
5. Берон, Р. Агрессия / Р. Берон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 1997. - 352 с.
6. Бодалев, А.А. Семья и формирование личности / А.А. Бодалев. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: «Просвещение», 1969. С. 292-360.
8. Бреслав Г.Э. "Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности" / Г.Э. Бреслав. - М.: Речь, 2005. - 97 с.
9. Быкова, С.В. Агрессивное поведение подростков / С.В. Быкова. - Новосибирск, 2017. с. 271 - 275
10. Валетас, М.Ф. Отцы и дети после развода / М. Валетас, Л. Прокофьева. - Демоскоп weekly, 2001, №9-10.
11. Варга, А.Я. Структура и типы родительского отношения / А.Я. Варга. - М., 1986.
12. Гарбузов, В.И. От младенчества до отрочества : (Размышления врача о развитии и воспитании ребенка) / В.И. Гарбузов. - Л.: Интерполиграфцентр, 1991. - 189 с.
13. Гуров, В.Н. Социальная работа школы и семьи / В.Н. Гуров. - М.: Педагогическое общество России, 2003 - 192 с.
14. Драгунова, Т.В. Кризис объясняли по-разному//Хрестоматия по возрастной психологии / Т.В. Дратунова, Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - С. 45-89.
15. Дубровина, И.В. Формирования личности старшеклассников / И.В. Дубровина. - М.: Педагогика, 1989. - С. 9-12.
16. Иванова, Л.Ю. Агрессивность, жестокость и отношения старшеклассников к их проявлениям / Л.Ю. Иванова. - Москва & Архангельск, 1993, - 141 с.
17. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2000. С.401-405.
18. Истратова, Ю.Н. Справочник о групповой психокоррекции - издание 4-е / Г.А. Широкова, Т.В. / Эксакусто Ростов н/Д.: Феникс, 2011. - с. 224.
19. Клее, М. Психология подростка / М. Клее. - М.: Педагогика, 1991. - 225 с.
20. Ковалев, П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения / П.А. Ковалев. - СПб., 1996. - 161 с.
21. Ковалев, С.В. Психология семейных отношений / С.В. Ковалев. - М.: Педагогика, 1987. -167 с.
22. Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М.:
Просвещение. - 1991, - 255 с.
23. Коннор, Д. Агрессия и антисоциальное поведение у детей и подростков / Д. Коннор. - М.: Прайм-Еврознак, 2005. - с. 102-145.
24. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум, Т.В. Прохоренко. - СПб.: Питер, 2012. - с. 170.
25. Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии / Б. Крэйхи. - СПБ.: Питер,2003. - 793 с.
26. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - М, УРАО. 1994. - 140-158 с.
27. Левитов, Н.Д. Психические состояния агрессии // Вопросы психологии - №6 / Н.Д. Левитов. М.,1967. - с. 18-21.
28. Личко, А.Е. Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикомании у подростков / А.Е. Личко, Ю.В. Попов. - М., 1988, с. 3-24.
29. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло») / К. Лоренц. - М.: Издательская группа "Прогресс", "Универс", 1994-272 с.
30. Майерс, Д., Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.: Питер. 1999. - 688 с.
31. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1983. - 96 с.
32. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / В.Д. Менделевич. - М.: Речь, 2005. - с. 86-90.
33. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. - М.: Наука, 1988. - 270 с.
34. Можгинский, Ю.Б Агрессия: эмоциональный и кризисный
механизм / Ю.Б. Можгинский. - СПБ.: Питер, 1999. - 204 с.
35. Мурадова, В.И. Агрессивное поведение современных подростков // Молодой ученый / В.И. Мурадова. - 2016. - №15. - С. 413-415.
36. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М.: Форум, 1997. - 160 с.
37. Платонова, Н.М. Агрессия у детей и подростков [Текст]: учебное пособие / Н.М. Платонова. - СПБ.: Речь, 2004. - 336 с.
38. Райгородский, Д.Я. Практическая диагностика. Методы и тесты / Д.Я. Райгородский. - М.: Бахрах-М, 2011. - с. 174-180.
39. Райгородский, Д.Я. Родители и дети. Хрестоматия [Текст]: учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - М., 2003. - с. 27-28.
40. Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе. - СПб.: Питер. - 2000, - с. 303-315.
41. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб, 1995. - с.303¬347.
42. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития / А.А. Реан. - СПб.: Прайм - Еврознак. - 2000. - с. 383-393.
43. Реан, А.А. Тендерные различия структуры агрессивности у подростков//Актуальные проблемы деятельности практических психологов / А.А. Реан, Н.Б. Трофимова. - Минск., 1999. С. 6-7.
44. Ремшмидт, X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М.: Мир, 1994. - С. 67-106.
45. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие. В 2 кн. - М.: ВЛАДОС, 2001. - С.240-246.
46. Романов, А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей / А.А. Романов. - М., 2005. - 176 с.
47. Румянцева, Т.Г. Агрессия и контроль / Т.Г. Румянцева // Вопросы психологии / Ред. А.М. Матюшкин. - 1992. - №5-6 - 1992. - С. 35-41.
48. Сельченок, К.В. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. - Минск, 2009. - С. 22-54.
49. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Л.М. Семенюк. - М. Флинта, 1998. С. 54-40.
50. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2003. - С. 142-152.
51. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.Г. Силяева. - М.: Академия, 2005. С. 65-85.
52. Смирнова, Е.О. Психологические особенности и варианты детской агрессивности//Вопросы психологии / Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева. - 2002. - №1. С. 17-25
53. Соколова, Е.Т. Зависимость самооценки подростка отношения к нему родителей//Вопросы психологии / Е.Т. Соколова, И.Г. Чеснова. - 1986. - № 2. С. 110-117.
54. Соловьев, Н.Я. Отец в современной семье, как предмет социологического исследования / Н. Соловьев. - М.: Вильнюс, 2000. - С. 8-15.
55. Фрейд, 3. Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа / З. Фрейд. - СПб.: АЛТЕЯ, 1999. С. 151-193.
56. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - М.: Педагогика, - 1993. С. 90-101.
57. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности / Э. Фромм. - М: Республика, 1998. - 447 с.
58. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.
59. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения / И.А. Фурманов. - М.: Владос, - 2004. С.121-174.
60. Хван, А.А., Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки // Психологическая диагностика / А.А. Хван, Ю.А. Зайцев, Ю.А. Кузнецова. - М., 2008, № 1, — С. 35-58.
61. Холличер, В. Человек и агрессия / В. Холличер. - М.:Прогресс, 1975. - 138 с.
62. Царукян И.В., Медведева Н.И. Влияние стиля семейного воспитания на психоэмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XIV междунар. науч.-практ. конф. — № 1(14). — М., Изд. «МЦНО», 2018. - С. 96-101.
63. Шапарь, В.Б. Практическая психология. Инструментарий / В.Б. Шапарь, А.В. Тимченко, В.Н. Швыдченко. - Ростов: Феникс, - 2002. - 585 с.
64. Шапарь, В.Б. Психология кризисных ситуаций / В.Б. Шапарь. - Ростов: Феникс, 2010. - 452 с.
65. Эйдемиллер, Э.Г. Анализ семейных отношений у подростков при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - Обнинск, 1992.
66. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития / Б.Д. Эльконин. - М.:Тривола, 1994. - 132 с.
67. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. - М.: Прогресс, - 1996. С.100-153.
68. Либерта, Н. Типы и стили воспитания в семье / Н. Либерта. - М., 2017. [Электронный ресурс]. URL http://fb.ru/article/288625/tipyi-i-stili-vospitaniya-v-seme (дата обращения: 04.04.2018).
69. Меньшикова, Т.И. Специфика агрессивного поведения подростков / Т.И. Меньшикова. - Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова, 2017. [Электронный ресурс]. URL https://cyberleninka.ru/article/nZspetsifika-agressivnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 20.05.2018).
70. Орлова А. В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие
личности детей дошкольного возраста/ А. В. Орлова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 08 (62) Часть 2 - С. 111-114.
[Электронный ресурс]. URL https://nauchforum.ru/conf/psy/xiv/30445 (дата обращения: 27.05.2018).
71. Сурова, Е. В. Особенности проявления агрессии у современных подростков: опыт изучения // Молодой ученый / Е.В. Сурова. — 2018. — №6. — С. 154-157. [Электронный ресурс]. URL https://moluch.ru/archive/192/48347/(дата обращения: 01.06.2018).
72. Щеулова Е.А., Николаева А.Е. Особенности агрессивного
поведения подростков в современном обществе // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2017/01/77971(дата обращения: 29.05.2018).