Введение 3
Глава 1. Историография 6
1.1 Критика и публикации 1870-80х гг. XIX века 8
1.3 Статьи 1900-80-х гг. 15
1.4 Статьи 1990-2000-х гг. 21
Глава 2. Творчество Марии Башкирцевой 30
2.1 Юношеские годы 32
2.2 Ученический период 38
2.2.1 Салонные выставки 60
2.3 Самостоятельный период 81
2.3.1 Поездка в Испанию 81
2.3.2 Группа “juste milieu” 85
2.3.3 Приближение к символизму 102
2.3.4 Скульптура в творчестве Марии Башкирцевой 113
Заключение 115
Список литературы 122
Список иллюстраций 128
Иллюстрации 138
В истории французской живописи второй половины XIX века встречаются и русские имена. Это художники эмигранты (например, И. П. Похитонов), чья творческая деятельность прошла вне пределов родной страны. Именно к такой группе художников относится Мария Константиновна Башкирцева (1858-1884) (Ил. 1). Её короткая творческая жизнь сформировалась и развивалась во Франции. Художественные занятия Башкирцевой продолжались всего в течение семи лет. Ранняя смерть художницы - в 26 лет - не позволяет говорить о зрелом творческом становлении. Несмотря на данные обстоятельства, творчество Башкирцевой характеризуется огромным спектром работ разных жанров и видов искусств: она была и пейзажистом, и портретистом, и скульптором, и графиком, и гравёром. Выполняла свои работы маслом, пастелью. Башкирцева фокусировалась на создании портретов, но была отнюдь не однообразным художником, варьируя темы и сюжеты, обращаясь также к жанровым сценам городского или деревенского быта, пейзажу, силуэтной живописи, натюрморту, религиозным и мифологическим сюжетам. Огромный творческий потенциал и своеобразие личности художницы привлекали французских и русских деятелей культуры, оставивших многочисленные отзывы о ней и ее творчестве. Однако в связи с трагическими обстоятельствами, ставшими причиной утраты большей части наследия, также как и распределения работ по музеям сохранилась лишь небольшая часть наследия, в которой известны лишь поздние работы художницы после 1883 года. Всё это осложняет изучение творчества художницы, плохо ясны период становления и истоки художественной манеры Башкирцевой. Целью нашей работы является попытка определить место художественного наследия Башкирцевой в истории мирового искусства и, в частности, в истории основных течений французской живописи второй половины XIX века. Для достижения поставленной цели определён ряд задач:
• выявить основные научные исследования по данной теме и иную литературу, в том числе исторического жанра, а также источники, включающие критику, художественные произведения, публицистику и др.;
• выполнить историографический анализ с целью выявления степени изученности данного материала, уровня и качества аргументации введенных критиками понятий и критерий оценок творчества М. К. Башкирцевой, а также актуальных проблем и перспектив дальнейшего изучения;
• проследить и проанализировать творческое становление Башкирцевой, особое внимание уделив периоду обучения в Академии Жюлиана;
• проанализировать специфику живописной манеры Башкирцевой с точки зрения формальных приёмов и идейного содержания её творчества;
• определить значение художественного наследия и авторского стиля Башкирцевой в истории европейского искусства рассматриваемой эпохи: ученица великих мастеров-академистов, заимствующая их приёмы, или самородок, стремящийся к новизне?
Актуальность данной работы определяется возрастающим интересом к судьбе и творческому наследию Марии Башкирцевой, вызванным публикацией её дневника, проведением нескольких выставок, а также деятельностью фонда «Возрождение памяти Марии Башкирцевой». В последние годы всё чаще организуются конференции, появляются публикации новых исследований. На родине Башкирцевой, в Полтаве, организовано строительство музея, посвященного художнице. В 2015 году впервые за многие годы Русский музей на несколько месяцев выставил некоторые работы художницы в одном из залов Михайловского дворца. В 2016 году были обнаружены новые работы Башкирцевой: пейзаж «Туман» в музее истории искусств Вены и акварельный рисунок, выполненный художницей в юном возрасте. Всё это свидетельствует об интересе к творчеству Башкирцевой и актуальности его изучения.
В нашей работе помимо историографических глав и искусствоведческого анализа (включая и междисциплинарные методы, такие как привлечение архивных исторических материалов) будут рассмотрены и представлены в альбоме иллюстраций, найденные автором неизвестные до этого работы Марии Башкирцевой: «Офелия» и некоторые рисунки 1877¬1878 гг.
Подробный анализ вышеперечисленных аспектов помог понять, что творчество М. К. Башкирцевой мало изучено из-за несохранившегося наследия художницы, славы ее «Дневника» и некоторых лакун в ее биографии. Ещё при жизни Башкирцевой были поставлены проблемы, связанные с ее творчеством: «русскости» и таланта. Авторы вскользь упоминали академическую выучку художницы, отмечая, что её творческий путь развивался не в русле академизма. Изучая источники, становится ясно, что творчество Марии Константиновны Башкирцевой относится к французской школе живописи и никак не связано с русским искусством. Ее приятелями были по преимуществу французы, она училась живописи у французских мастеров, которые работали для Салона. Если и говорить о какой-либо «русскости» в ее работах, то лишь из-за ее происхождения и фамилии. Обзор французской живописи подтверждает мнение историографов, Башкирцева училась в Академии Жюлиана у Родольфа Жюлиана и Тони Робер-Флёри. Позже сблизилась с французским реалистом Жюлем Бастьен-Лепажем. Критиками была выведена еще одна проблема - таланта. На протяжении всей истории изучения ее творчества никто объективно не оценил: значимо ли творчество художницы в истории искусства или нет. Русские критики, не аргументируя, пишут о подражании художницы Бастьен-Лепажу, что связано с неприятием ими этой «русской парижанки». Авторы и сейчас просто констатируют факт либо наличия таланта и специфики творчества Башкирцевой, либо пишут о подражательстве учителям-академистам.
Официальное направление переживало короткий подъём в 70-80-х гг., являясь основой для большинства появившихся течений, заимствуя новые приёмы, чтобы продолжать заинтересовывать публику. Большинство академистов, как Каролюс-Дюран, использовали импрессионистические и реалистические тенденции, отступая от сглаженной академической манеры, поэтому можно с уверенностью сказать, что к 80-м гг. XIX века академизм изживал сам себя, впитывая новые тенденции. Стоит отметить, что и представители новых течений за основу брали академические приёмы. Например, художники, затрагивавшие остросоциальную тематику и считавшие себя последователями Курбе (в работе для определения этих художников вводится термин “juste milieu”), лишь приспосабливали неприглядные темы для салонной публики, исполняя их в свойственной официальным мастерам манере (Бастьен-Лепаж).
Исходя из этого, было необходимо провести обзор и анализ творчества Башкирцевой, с целью выявления мест художественного наследия Башкирцевой в истории мирового искусства и, в частности, в истории основных течений французской живописи второй половины XIX века.
Творчество Башкирцевой развивалось в течение семи лет. К сожалению, ранняя смерть художницы - в 26 лет - не позволяет говорить о полноценном творческом наследии, так как лишь на последние два года ее жизни приходится пик расцвета её таланта. Однако, рассмотрев ее творческое наследие, можно проследить этапы становления художницы, которые напрямую связаны с академическими влияниями: от ученицы до зрелого мастера. Ее творчество легко поделить на условные периоды: юношеские годы (1876-1877 гг.) (до поступления в Академию Жюлиана); «ученический» период (1877-1881 гг.) (от начала обучения в Академии Жюлиана до последнего Салона, где она выставлялась как ученица Академии) и «самостоятельный» период (1881-1884 гг.) (отход от академической манеры).
Еще с юношеских лет Башкирцева, стремясь получить академическое образование, выполняла работы в своеобразной быстрой технике, отвечающей ее характеру. Во время учебы Башкирцевой в Академии Жюлиана видны ее специфичная художественная манера, излюбленный жанр (портрет), идейная направленность ее творчества. Основной акцент она делала на рисунке, первые академические работы: «Портрет Дины» и «В мастерской» выполнены по классическим канонам и опираются во многом на работы Каролюс-Дюрана, который являлся авторитетом для художницы. Обучение в Академии дало ей крепкую базу, выверенный рисунок, чувство красок и известность благодаря продвижению учителями Башкирцевой в Салоне. Однако уже в 1880 году она начинает отказываться от помощи преподавателей, увлеченная республиканскими идеями, бытом и внутренним миром простых людей, и реалистическим направлением в литературе, и все чаще обращает внимание на работы реалиста Бастьен-Лепажа (который также не уходил из лона академической выучки).
Начиная с 1881 года, она развивает свою манеру в целой серии мощных и уверенно созданных произведений. Этому способствует её поездка в Испанию, во время которой она начинает писать на пленэре в уверенной, несколько эскизной манере, соответствующей её темпераменту, а также знакомится с наследием Веласкеса, творчество которого являлось основным источником вдохновения для реалистов того времени. По приезде во Францию художница, развиваясь в официальном русле художественной жизни Франции, выставляясь в Салонах, формирует свою собственную манеру, отличную от официальной. Этому способствует её знакомство с Бастьен-Лепажем и увлеченность Эдуардом Мане. Ей претит сухость и гладкость академической формы, бесстрастно-точное воспроизведение натуры, слащавая красивость произведений, мелочность техники. После Испании она пытается создать нечто свое, экспериментируя с техникой, обращаясь к импрессионизму, создавая работы в новых жанрах (пейзаж). Излюбленным жанром Башкирцевой был портрет. В нем она стремилась максимально правдиво передать индивидуальность модели и ее характер. Больше всего художницу волновала душа и качества изображенного человека. Она не идеализирует образы, внешняя красота никак не интересует Башкирцеву, главное - передать правду. В связи с этим она всегда во всех полотнах делает акцент на лица и глаза, помещая моделей на нейтральном фоне, не уделяя внимания аксессуарам и одежде, прорабатывая эти детали в технике раздельного мазка, очень уверенно и свободно. Таким образом, манеру художницы отличает сочетание классической выучки с импрессионистическими тенденциями. Практически все модели Башкирцевой простые люди - гризетки, кокотки, нищие и т. д. Практически всегда она изображает своих моделей очень серьезными и вдумчивыми, что связано с личным восприятием художницы. Идейная составляющая ее работ - донести до зрителя настроение, горечь или радость, изображенного. Стоит отметить, что в скульптурных работах она часто использовала ранние разработки академического периода, приспосабливая их под академические приемы, отображая настроение персонажа (Навсикая, 1884). В конце жизни она мастерски доносит те или иные чувства и настроения в пейзажах «Осень», минорного настроения, и «Весна», мажорного настроения.
В 1883-1884 гг., разочаровавшись во многом в реалистическом направлении 70-80-х гг. и увлекшись работами Гюстава Моро, она все чаще углубляется в символизм, что связано также с личными качествами и взглядами художницы. Все чаще нивелируется фон, выделяется человек как символ, акцентируется внимание на его внутреннем состоянии, которое передается через мельчайшие нюансы в работе. Башкирцева пытается преподнести через образы саму себя, попытаться раскрыть душу через свои произведения, как она это делала в «Дневнике». Все чаще в работах, даже предназначенных для Салона, появляются скрытые символы, иронизирующие над зрителем, либо отображающие личные взгляды художницы, как, например, уходящая девочка в картине «Митинг» 1884 года (и вообще все работы с отвернувшимися девочками). Включая данную фигуру в работу, художница создает образ-олицетворение, персонифицируя в нём себя. Однако полностью освободиться от академического влияния художница не сумела; даже начав самостоятельную творческую деятельность, она консультировалась с преподавателями Академии особенно перед Салоном.
Своеобразие творчества Башкирцевой - в искренности, правдивости, в простоте и лаконичности мотивов, в выразительности собственных образов без каких-либо пояснений и дополнений. Это отличает ее от мастеров официальной школы, таких как ее друг и наставник Бастьен-Лепаж. Стоит отметить, что с картинами Бастьена-Лепажа сравнивали только работы Башкирцевой для Салона. В работах для Салона она всегда несколько отступала от свойственной ей немного импрессионистичной манере в пользу разработанности и классичности. Ее салонные работы, как «Митинг», отличаются особой гладкостью живописи. Однако их нельзя сравнивать с работами Бастьен-Лепажа. Он также писал нищих детей, но не передавал их горе или печаль, изображая только внешнюю форму. Башкирцева же переосмысляла эти сюжеты, показывая через них одиночество, печаль, отстраненность, как в «Дождевом зонтике», или заботу, безразличие, как в «Жане и Жаке». Произведения Бастьен-Лепажа и Башкирцевой схожи только сюжетами и манерой исполнения, как в «Весне». Однако картины Башкирцевой сразу можно отличить благодаря выразительности характеров, повышенному вниманию к лицам изображенных, все свои работы она выполняла на открытом воздухе, поэтому их отличает внимание к свету и цвету. В отличие от Бастьен-Лепажа она не стремилась показать слащавые образы бедняков, предающихся грёзам в лохмотьях, она всегда старалась заставить зрителя сочувствовать и переживать.
Основной темой в творчестве художницы было одиночество, которое проходит красной нитью сквозь все ее работы. Это связано с душевным одиночеством Башкирцевой, ее тяжелой болезнью и предчувствием смерти. Она сама сопереживает обездоленным и покинутым людям и будто хочет, чтобы и зритель понял эту боль и одиночество. Одной из основных работ, связанных с душевным одиночеством (помимо впервые рассмотренной автором, недавно найденной работы «Офелия»), является эскиз «Святые жены», который, как и все работы художницы, отличается лаконичностью и простотой сюжета в сочетании с сильными психологизмом и трагизмом. По манере данная работа отличается от остальных работ художницы, так как в этом произведении она кардинально отходит от свойственных ей приемов: нивелирует фон, делая его как бы декорацией, плоскостно выполняет фигуры, прописывая их локальными цветами, полностью высвобождаясь от академических приемов, создавая ощущение, что полотно выполнено в технике «alla prima» (хотя известно, что замысел картины художница вынашивала в течение двух лет). Эту работу можно отнести к символизму, так как в ней все составляющие сливались в один символ - потерянности, оторванности от жизни. Здесь Башкирцева высвобождается от академических условностей, опережая время на несколько десятилетий и предвещая постимпрессионистические движения.
Несмотря на это, стоит отметить, что академическая выучка играла большую роль в творчестве художницы, так как она заимствовала типажи и героев именно с ученических академий. Рисунок был основным в создании работ. Для официальных выставок художница всегда старалась сглаживать индивидуальную манеру, придавать ей академический лоск. В целом, художница во многом была схожа по манере с академическими живописцами, которые также заимствовали новые приемы для создания работ, а также схожа с представителями символизма и импрессионизма в основе творческого метода которых лежала академическая выучка. Главной ценностью творчества художницы является узнаваемость образов и манеры, которые сформировались благодаря личности художницы. К сожалению, из- за ранней смерти Башкирцевой трудно говорить о ее становлении как самобытного мастера, так как ее жизнь прервалась именно в период подъема, период, когда должна была полностью сформироваться манера художницы. Трудно оценить, в каком русле развивалось творчество художницы, однако очевидно, что точно не в академическом, так как, начиная с 1881 года, Башкирцева активно пыталась отойти от официального направления. Учитывая особенности характера художницы, её попытки на основе своей личности разработать универсальные символы, можно предположить, что в дальнейшем её творчество развивалось бы в русле символизма, синтезируя в себе импрессионистические приемы, которые проявлялись в работах художницы еще в 70-е гг. в связи с особенностями творческого процесса.
1. Асеева Н. Творчество Марии Башкирцевой в контексте демократических тенденций искусства последней трети XIX века // Материалы международной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2010. С. 70-73.
2. Андреевский С. А. Книга смерти. М., 2005.
3. Антокольский М. М. Письма. М., 1905.
4. Бальзак О. де. Собрание сочинений. Т 19. М., 1960.
5. Барб М. Рисунки Марии Башкирцевой в Парижских музеях // Материалы второй международной конференции, посвященной 155-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2014. С. 14-25.
6. Баршинова О. Мария Башкирцева и украинская школа живописи во второй половине XIX столетия // Материалы международной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2010. С. 107-110.
7. Башкирцева М. К. Дневник. М., 1893.
8. Башкирцева М. К. Дневник. М., 2014.
9. Брюсов В. Я. Дневник. М., 1925.
10. Боголюбов А. П. Записки моряка-художника. М., 1896.
11. Бочарова С. Ранние рисунки Марии Башкирцевой из коллекции Полтавского художественного музея. // Материалы первой международной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2010.
12. Всемирная иллюстрация. №774. СПБ, 1883.
13. Гаккебуш М. М. Нерон и Башкирцева. М., 1898.
14. Герро Ф. Кратико-биографический очерк жизни М. К. Башкирцевой. М., 1905.
15. Гросс В. Мария Башкирцева // Красная панорама. Л., 1929. №43. С. 15.
16. Денисенко О. Творческие судьбы женщин-художниц - Марии Башкирцевой и Зинаиды Серебряковой // Материалы второй международной конференции, посвященной 155-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2014. С. 239-243.
17. Дужа А. Картина Марии Башкирцевой «Горе». К вопросу автобиографичности произведения // Материалы международной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2010. С. 125-127.
18. Ильина Т В. История искусств. Отечественное искусство. М., 2000.
19. Дьяков Л. Мария Башкирцева // Искусство. №3. Л., 1987. С. 48-53.
20. Калитина Н. Н. «Эпоха реализма» во французской живописи XIX века. Л., 1964.
21. Калитина Н. Н. Французский портрет XIX века. Л., 1984.
22. Каюэ Альберик. Муся, или Жизнь и смерть Марии Башкирцевой. М., 2013.
23. Костеневич А. Г. Французское искусство XIX — начала XX вв. в Эрмитаже. Л., 1984.
24. Костеневич А. Г. Ренуар: композиции с лестницей. СПб, 2009.
25. Лясковская О. А. Художница Мария Башкирцева // Искусство. №2. Л., 1961. С. 58-64.
26. Моженок-Нинэн Т. «Белая дама» Бель Эпок. Миф Марии Башкирцевой во французской беллетристике XX-го века // Материалы международной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2010. С. 139-143.
27. Моженок-Нинэн Т. Муза Серебряного века. Миф Марии Башкирцевой в русской культуре рубежа веков // Материалы второй международной конференции, посвященной 155-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2014. С. 143-149.
28. Мопассан Г. де. Полное собрание сочинений. М., 1958.
29. Недогарко О. Атрибуция некоторых картин Марии Башкирцевой // Материалы второй международной конференции, посвященной 155-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2014. С. 247-251.
30. Нестерова Е. В. Творчество М. К. Башкирцевой в восприятии современников // Проблемы развития русского искусства. Вып. 12. Л., 1980. С. 35-42.
31. Нестерова Е. В. Русско-французские художественные связи второй половины XIX века. Л., 1981.
32. Нестерова Е. В. Русская судьба художницы Марии Башкирцевой // Материалы второй международной конференции, посвященной 155-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2014. С. 34-40.
33. Никольский В. А., Новицкий А. П. История русского искусства. М., 2008.
34. Новое время. №2622. СПб, 18 июня, 1883.
35. Перрюшо А. Эдуард Мане. М., 1976.
36. ОР ГРМ. Ф. ГРМ (1). Оп. 1. Ед. хр. 182. Л. 158 об., 159.
37. ОР ГРМ. Ф. ГРМ (1). Оп. 6. Ед. хр. 652. Л. 1, 1 об.
38. ОР ГРМ, фонд №145, ед. хр. №765, л. 12.
39. ОР. ГТГ. 54470. Л. 1 об.
40. ОР НРБ. Ф. 82. Ед. хр. 5. Л. 18 об.
41. Раздольская В. И. Искусство Франции второй половины XIX века. Л., 1984.
42. Репин И. Е. Художественное наследство. Т I. М., 1948.
43. Репин И. Е. Далекое близкое. Л., 1986.
44. Сомов К. А. Письма, дневники, воспоминания современников. М., 1976.
45. Стронг Ч. У Образ Марии в рисунке, живописи, фотографии и скульптуре // Материалы второй международной конференции, посвященной 155-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2014. С. 94-98.
46. Художественный журнал. № 2. СПб, 1885. С. 135-136.
47. Цветаева М. И. Вечерний альбом. М., 1910.
48. Цветаева М. И. Неизданные письма. Париж, 1972.
49. Цветаева А. И. Воспоминания. М., 1974.
50. ЦГИА, ф. 789, оп. 10, ед. хр. 174, л. 127.
51. Чистякова И. А. Произведения М. К. Башкирцевой из собрания Государственного Русского музея // Материалы международной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2010. С. 94-97.
52. Чистякова И. А. Человек и природа в творчестве Марии Башкирцевой // Материалы второй международной конференции, посвященной 155-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2014. С. 157-163.
53. Швец Т Д. Мария Башкирцева: Избранница судьбы. М., 2008.
54. Швец Т Д. Архивные находки // Материалы первой международной конференции, посвященной 150-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2010. С. 6-8.
55. Швец Т Д. Картина «К вопросу о разводе» - начало творческого пути художницы Марии Башкирцевой // Материалы второй международной конференции, посвященной 155-летию со дня рождения Марии Башкирцевой. М., 2014. С. 46-52.
56. Каталог собрания ГТГ. Скульптура XVIII-XIX веков. М., 2000.
57. Alpatov М. L'Art russe vu par la critique frangaise // Cahiers du Monde russe et sovietique. Vol. 1, No. 2. Paris, 1960. P. 285-306.
58. Bashkirtseff M. Le Journal. Paris, 1887.
59. Bashkirtseff M. The journal: I am the most interesting book of all. New-York, 2012.
60. Bartoli D. William Bouguereau // The Art Renewal Center. New York, 2010. P 55-70.
61. Besson G. La peinture francaise au XIXe siecle. Paris, 1934.
62. Carolus-Durant // American Art News. Vol. 15, No. 20. New-York, Feb. 24, 1917. P. 4
63. Copee F. Catalogue des oeuvres de Mlle Bashkirtseff pour 1'exposition 1885. Paris, 1885.
64. Duret-Robert F. Bouguereau // Connaissance des arts. No. 384. Paris, Fevrier, 1984. P 64-71.
65. Fehrer С. Women at the Academie Julian in Paris // The Burlington Magazine. Vol. 136, No. 1100, November, 1994. P 752-757.
66. Hamel M. Les Ecoles etrangeres // Gazette des Beaux-Arts. V.II. Paris,1889. Р. 380.
67. Harding J. Painters of l'art pompier: French Academic art in the Nineteenth Century. New-York, 1979.
68. House J. Pompier politics: Bouguereau's art // Art in America. No. 9. New- York, October, 1984. P 140-145.
69. House J. Orsay Observed // The Burlington Magazine. Vol. 129, No. 1007. London, February, 1987. P. 67-73.
70. Journal des Artistes. Paris, 4 juillet, 1884.
71. Kahr М. М. Women as Artists and «Women's Art» // Woman's Art Journal. Vol.
3, No. 2. London, Autumn, 1982 - Winter, 1983. P 28-31.
72. Karageorgevitch B. Legend and Marie Bashkirtseff. // Fortnightly Review, №74. London, July-December 1903, Р. 647-653.
73. L'Art. V. II. Paris, 1890.
74. Rapillon. Paris, 1883.
75. Rosslyn W., Tossy A. Women in Nineteenth-Century Russia. London, 2012.
76. Sparrow W S. Women painters of the World, from the time of Catherina Vigri to Rosa Bonheur. New-York, 1905. P. 56.
77. Thuillier J. Peut-on parler d’une peinture «pompier»? // Presses Universitaires de France. Paris, fevrier, 1984. P. 9-64.
78. Zimmerman E. The Mirror of Marie Bashkirtseff: Reflections about the Education of Women Art Students in the Nineteenth Century // Studies in Art Education. Vol. 30, No. 3. New-York, Spring, 1989. P. 164-175.
79. Thomson R. The Troubled Republic. London, 2004.