Введение 3
Историография 6
Глава 1. Русская усадебная культура как историко-культурное явление второй половины XIX столетия 36
1. 1. Терминологическое значение понятия «усадьба» 36
1. 2. История возникновения и эволюции феномена русской усадьбы 40
Глава 2. Памятник деревянного зодчества второй половины XIX века музей-усадьба П. П. Чистякова в Царском селе 47
2. 1. История строительства дачи П. П. Чистякова в Царском селе 47
2. 2. Интерьеры дачи П. П. Чистякова в Царском селе 53
2. 3. Мастерская П. П. Чистякова 58
Глава 3. Памятник деревянного зодчества второй половины XIX века музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» 64
3. 1. История строительства усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» 64
3. 2. Интерьеры усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» 70
3. 3. Мастерские И. Е. Репина 77
Глава 4. Музей-усадьба Н. К. Рериха в Изваре 86
Заключение 102
Список использованной литературы 104
Список использованных интернет-источников 115
Список архивных источников 115
Список иллюстраций 116
Приложение
Усадьба на протяжении всего ее существования являлась одним из самых ярких и загадочных явлений в истории русской культуры. Во второй половине XIX - начале XX в., не смотря на общий упадок усадебной культуры и «естественную смерть классицизма», строительство усадеб не сократилось, а наоборот, возросло, учитывая значительное расширение социальной базы строительства и демократизацию заказчика. Однако, в силу недолговечности материала, а также различных исторических причин до наших дней дошло мало деревянных домов-дач последней трети XIX - начала XX века, а те, что сохранились, почти не привлекали внимания исследователей. Архитектурно-планировочный облик каждой из усадеб, безусловно, отражал стилевые особенности своего времени, но, прежде всего, зависел от вкусов и интересов хозяев, тем более, если ими являлись художники. В таком случае все строительство сосредотачивалось вокруг одного главного помещения - мастерской владельца.
Мастерская художника, за редким исключением, становилась предметом особого научного интереса, и в основном оставалась представленной в виде небольших очерков в путеводителях, разнообразных буклетах и альбомах, посвященных домам-музеям и их экспозициям, а также находила упоминание в эпистолярном наследии, как самих художников, так и их современников. Меж тем изучение творческого наследия мастера через анализ жилой среды его окружавшей давно стало одним из приемов современной гуманитарной науки. В этой связи обращение к заявленной теме - интерьеру мастерской русского художника второй половины XIX столетия - отвечает всем качествам новизны.
Актуальность темы также подтверждается все возрастающим интересом к феномену русской усадьбы, о котором свидетельствует проходившая в 2008 году Главном здании Российской национальной библиотеки выставка «Дачная жизнь Петербурга». В августе 2016 года в Фермерском дворце парка Александрия также в рамках постоянной
экспозиции ГМЗ «Петергоф» была открыта специальная выставка - «Петергофские дачники», повествующая об исключительном характере дачной культуры на южном побережье Финского залива в XIX - начале ХХ веков. Важно отметить, что один из пятнадцати залов данной экспозиции выделен под рассказ о мастерской художника, что еще раз подтверждает мысль об особой роли это пространства как в истории дома-усадьбы, так и в биографии ее владельца.
Целью данной работы является рассмотрение характера формирования мастерской как особой части интерьера усадьбы художника второй половины XIX - начала XX века на примере музейных комплексов Ленинградской области: дома-музея П. П. Чистякова, музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» и музея-усадьбы Н. К. Рериха в Изваре.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи: ознакомиться с литературой и определить степень изученности заявленной темы исследования; рассмотреть феномен русской усадебной культуры как историко-культурного явления второй половины XIX столетия; проследить историю строительства домов-дач художников; проанализировать интерьеры рассматриваемых усадеб в целом, и убранство мастерских в частности; определить степень влияния художника на формирование и оформление собственной усадьбы и мастерской.
Объектом исследования являются интерьеры усадеб русских художников второй половины XIX - начала XX века, находящихся в пределах Ленинградской области.
Предметом исследования является процесс формирования интерьеров в усадьбах русских художников второй половины XIX - начала XX века, в том числе особых приемов архитектурного и интерьерного решений мастерских .
Методологическую основу исследования составляет комплексный подход, в основе которого лежит принцип историко-культурного подхода, позволивший раскрыть содержание особо исторического контекста и среды, в рамках которой создавались и бытовали изучаемые памятники загородного строительства; метод компаративного анализа позволил выявить особые черты, присущие отдельным архитектурным решениям; существенный вклад в развитие исследования внесли возможности источникового анализа с привлечением эпистолярного наследия, мемуаристики, фотодокументов.
Структура работы была определена характером исследования, что требовало описать круг проблематик как напрямую, так и косвенно связанных с заявленным предметом изучения, в том числе культурную традицию усадебного строительства в Российской империи второй половины XIX века, формирование феномена творческих мастерских, а также отдельные биографические линии.
Целью данной работы было рассмотрение характера формирования мастерской как особой части интерьера усадьбы художника второй половины XIX - начала XX века на примере музейных комплексов Ленинградской области: дома-музея П. П. Чистякова, музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» и музея-усадьбы Н. К. Рериха в Изваре.
Литература по обозначенной теме исследования представлена косвенными источниками в виде очерков-путеводителей по музейным комплексам, альбомов и буклетов, посвященным домам-музеям и их экспозициям, опубликованных воспоминаний и эпистолярного наследия, как самих художников, так и их современников, что позволяет говорить о новизне темы моего исследования.
В ходе работы нам удалось выяснить, что усадьба является совершенно уникальным явлением русской культуры. Начав формироваться еще в XVI веке, она постепенно развивалась и менялась, отражая в себе черты соответствующей эпохи, вплоть до своего исчезновения в начале XX века.
К концу XIX века относится процесс перерождения усадьбы в «дачу». Примерами этого явления служат два из рассматриваемых нами в этой работе загородных дома русских художников - П. П. Чистякова и И. Е. Репина.
Оба художника активно участвовали в строительстве своих дач, формировании и оформлении интерьеров собственной усадьбы и мастерской в ней. В архитектурном решении обеих усадеб были использованы элементы древнерусского зодчества, популярные в деревянной архитектуре второй половины XIX века. Также одинаково удачно решена проблема освещения, путем создания дополнительных окон и стеклянных крыш, в случае с «Пенатами». В это же время внутренняя планировка мастерских и их обустройство кардинально различаются, на что повлияла социальная и публичная роль рассматриваемых художников.
Так, мастерская П. П. Чистякова, как в первую очередь педагога, словно бы представляет собой уменьшенный вариант класса рисунка Академии художеств с выбеленными стенами, множеством мольбертов и всевозможных вспомогательных материалов для обучения. В противоположность ей выступает максимально индивидуализированная мастерская И. Е. Репина, переполненная разнообразием вещей и предметов, которые по отдельности никак не связаны друг с другом, но именно здесь складываются в общую гармоничную картинку, которая может многое рассказать о своем хозяине и его жизни. Установлено также, что И. Е. Репин в «Пенатах» продолжил свои архитектурные изыскания, начатые им в имении Здравнёво под Витебском.
Анализируя архитектурные особенности имения Н. К. Рериха в Изваре следует отметить, что дом был приобретен семьей Рерихов и имеет долгую историю фомирования, художник, в свою очередь, лишь надстроил мезонин, в котором расположилась его комната, а впоследствии мастерская. Источников, отразивших ее обстановку, а также внутреннее устройство летней мастерской Н. К. Рериха, устроенной им в бывшем птичнике , не сохранилось. В связи с этим вопрос об интерьерах усадьбы в Изваре остается открытым для размышлений.
1. Абакумовская Т. Башня над Двиной. Под Витебском воссоздается музей-усадьба И. Е. Репина // Советская культура. - 16 августа 1986. - № 98. - С. 6.
2. Абарова Е. В. Архитекторы Царского Села: Александр Видов, Александр Кольб. - СПб.: Genio Loci, 2008. - 118 с.
3. Алтаев Ал. Памятные встречи. М.: Сов. писатель, 1959. - 412 с.
4. Андрущенко Л. Прекрасные гостьи репинских «Пенатов» // Русское искусство. - 2014. - № 1. - С. 64-71.
5. Балаценко Ю. Д. Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты» // Курортный район: страницы истории. - Вып. № 8. - СПб.: Остров, 2013. - 109 с.
6. Балашова С. Чистяковские пенаты // Аврора. - 1975. - № 8. - С. 80.
7. Барановский А. В. Вырица при царе: дачный Петербург. - СПб.: Остров, 2006. - 307 с.
8. Беликов П. Ф. Рерих (Опыт духовной биографии). - Новосибирск: ИЧП «Лазарев В. В. и О», 1994. - 432 с.
9. Белов П. Войти в дом Репина // Советский Союз. - 1979. - № 8. - С. 31.
10. Блянова И. М. Творческий путь П. П. Чистякова // Вопросы художественного образования. - 1983. - № 33. - С. 85.
11. Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3. В 30 т. - М.: Советская энциклопедия, 1977. - Т. 27. - 623 с.
12. Борисова Е. А., Каждан Т. П. Русская архитектура конца XIX - начала XX века. - М.: Наука, 1970. - 239 с.
13. Борисова Е. А. Русская архитектура второй половины XIX века. - М.: Наука, 1979. - 320 с.
14. Бородина Т. П. История музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» // Курортный район: страницы истории. - Вып. № 7. - СПб.: Остров,
2012. - 127 с.
15. Бородина Т. П. «Пенаты» - музей-усадьба И. Е. Репина //
Декоративное искусство. - 2004. - № 3. - С. 32-40.
16. Бродский И. А., Меламуд Ш. Н. Репин в «Пенатах». Л.; М.: Искусство, 1940. - 100 с.
17. Бурлюк Д. Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. - СПб.: Пушк. фонд, 1994. - 384 с.
18. Веденин Ю. А. Роль помещичьей усадьбы в культурном пространстве России // Культурный ландшафт как объект наследия. - М., СПб.: Ин-т Наследия Дмитрий Буланин, 2004. - 617 с.
19. Восстановление репинских «Пенат» // Искусство. - 1958. - № 6. - С. 64.
20. Врангель Н. Н. Старые усадьбы: Очерки русского искусства и быта //
Старые годы. - 1910. [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://books.e-heritage.ru/book/54515 (дата обращения: 07.05.2016).
21. Врубель. Переписка. Воспоминания о художнике / под ред. Семенникова Н. В. - Л.: Искусство. Ленингр. отд-ние, 1976. - 383 с.
22. Врубель М. А. Письма к сестре. Воспоминания о художнике Анны
Александровны Врубель. Отрывки из писем отца художника. - Л.: Б. и., 1929. - 206 с. [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://wroubel.ru/?type=page&page=08637875-254b-4767-9d9b- 07ce5fa35d31&item=99a9703d-da14-4c3d-8d94-f58a29f5e8f1 (дата
обращения: 29.05.2016).
23. Гидони А. Творческий путь Рериха // Вершины. - 1915. - № 28. - Июнь. - С. 19-20. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://rerich9.sitecity.ru/ltext_0204010156.phtml?p_ident=ltext_020401015 6.p_1008083753 (дата обращения: 20.03.2017).
24. Гинзбург И. В. П. П. Чистяков и его педагогическая система. - Л.; М.: Искусство, 1940. - 204 с.
25. Гоголицын Ю. М. В Изваре - музей Н. К. Рериха // Ленинградская панорама. - 1984. - № 11. - С. 30-31.
26. Гоголицын Ю. М., Гоголицина Т. М. Памятники архитектуры Ленинградской области. - Л.: Стройиздат, 1987. - 304 с.
27. Головчинер Е. М. Истоки пушкинского краеведения. - СПб.: Серебряный век, 2005. - 181 с.
28. Городецкий Сергей. В саду у Репина // Нива. - 1914. - № 29. - С. 570.
29. Городницкий А. М. Царскосельская тетрадь. - СПб.: Серебряный век,
2013. - 103 с.
30. Городнова Л. Е. Смысловой континуум понятия «усадьба» // Аналитика культурологии - 2010. - № 2 (17). - [Электронный ресурс]
— Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/195- article_7.html#_ftnref31 (дата обращения: 27.04.2016).
31. Груздева А. Г. Чурилова Е. Б. Историческая застройка Московского шоссе в Отдельном парке Царского Села. - СПб.: Серебряный век, 2005. - 61 с.
32. Гурьева М. А., Попова Г. С. Сохранен для потомков: реставрация бывшей дачи художника-педагога П. П. Чистякова в городе Пушкине // Строительство и архитектура Ленинграда. - 1981. - № 4. - С. 35-36.
33. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. - М.: Терра, 1994. - Т. 4. - 684 с.
34. Данилевич Н. У Репина в «Пенатах» // Культура. - 13 августа 1994. - С. 8.
35. Дворянская и купеческая сельская усадьба в России XVI-XX вв.: Исторические очерки. - М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 782 с.
36. Добрынина И. Н. Н. Рерих. Музей в Изваре. - Л., 1984.
37. Дом-музей П. П. Чистякова: [г. Пушкин] / Авт. - сост. Е. Б. Чурилова.
- Л.: Художник РСФСР, 1988. - 13 с.
38. Дювернуа Ж. Рерих: Фрагменты биографии. - Рига, 1932. -
[Электронный ресурс] — Режим доступа:
http: //rerich9 .sitecity.ru/ltext_0204010121. phtml?p_ident=ltext_020401012
1. p_1610131712 (дата обращения: 21.02.2017).
39. Захаров М. П. Путеводитель по Москве и указатель ее достопримечательностей. - М.: тип. Вед. Моск. гор. полиции, 1865. - 146 с.
40. Зильберштейн И. С. Репин и Горький. - М.; Л.: Искусство, 1944. - 107 с.
41. Знаменитые музеи-усадьбы России / Сост. И. С. Ненарокомова. - М.: АСТ-Пресс книга, 2010. - 382 с.
42. Зозуля Л. И. Лесистое поместье // Мир русской усадьбы. - М.: Наука, 1995. - 292 с.
43. Иванов В. Н. Рерих. Художник, мыслитель. - Рига: Uguns, 1937. -
101 с. - [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.roerich- izvara.ru/roerich-life/ivanov-about-roerich.htm (дата обращения:
16.12.2016) .
44. Кагарин А. Л. Скульптурные работы Репина // Художественное наследство. Репин: в 2 т. - М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1949. - Т.
2. - 472 с. - [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://ilyarepin.ru/skulptor/ (дата обращения: 01.06.2016).
45. Каждан Т. П. Художественный мир русской усадьбы. - М.: Традиция, 1997. - 319 с.
46. Каменский В. В. Жизнь с Маяковским. - М.: Гослитиздат, 1940. - 212 с.
47. Карпенко М. А. Музей-усадьба Репина «Пенаты». - Л.: Ленингр. художник, 1957. - 16 с.
48. Кириллина Е. В. И. Е. Репин. Другая жизнь: (Куоккала 1917-1930) //
Художественная культура русского зарубежья: 1917-1939. - М.:
Индрик, 2008. - 480 с.
49. Кириллина Е. В. Репин в «Пенатах». - Л.: Лениздат, 1977. - 207 с.
50. Кириченко Е. И. Русская усадьба после классицизма (1830-1910-е годы) // Архитектура русской усадьбы. - М.: Наука, 1998. - 332 с.
51. Коляда М. И. Реставрационные работы в д. Извара в 1970-1990-е годы // Извара — памятник природы, истории, культуры: сборник статей. - СПб.: Б. и., 2014. - 216 с.
52. Комовский В. Ф. Далекая и близкая, легендарная и реальная Куоккала.
- Репино, 2011. - [Электронный ресурс] — Режим доступа:
http://www.repino.info/obshaya/istoriya/ist006.htm (дата обращения:
07.06.2016).
53. Корнилова А. В., Экк А. Э. Н. К. Рерих в Изваре // Беликов П. Ф., Князева В. П. Н. К. Рерих. Жизнь и творчество. Сборник статей. - М.: Изобраз. искусство, 1978. - 307 с.
54. Коробко М. Ю. К проблеме определения и эволюции понятия «русская усадьба» (в порядке дискуссии) // Источники по истории русской усадебной культуры. - Ясная Поляна; М.: Б. и., 1997. - 172 с.
55. Короткина Л. В. Рерих в Петербурге-Петрограде. - Л.: Лениздат, 1985.
- 224 с. - [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.roerich-
izvara.ru/roerich-life/roerich-in-peterburg.htm (дата обращения:
27.11.2016) .
56. Левенфиш Е. Г., Карпенко М. А., Кириллина Е. В., Прибульская Г. Н. «Пенаты»: Музей-усадьба И. Е. Репина. - Л.: Лениздат, 1980. - 96 с.
57. Леонов А. И. И. Е. Репин // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина девятнадцатого века. В 2 т. - М.: Искусство, 1971. - Т. 2. - 563 с.
58. Лисовский В. Г. Особенности русской архитектуры конца XIX - начала XX века. - Л.: О-во «Знание» РСФСР, 1976. - 40 с.
59. Маковский С. Н. К. Рерих // Золотое руно. - №4. - 1907. -
[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://roerih.ru/articles1.php (дата обращения: 06.04.2017).
60. Малинова-Тзиафета О. Ю. Из города на дачу: социокультурные факторы освоения дачного пространства вокруг Петербурга (1860- 1914). - СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2013. - 335 с.
61. Мищенко Л. В. Извара - колыбель таланта Н. К. Рериха // Рериховские
чтения, 1979 г.: К 50-летию ин-та "Урусвати": Материалы конф.
Новосибирск, 1980. С. 341-343.
62. Молева Н., Белютин Н. П. П. Чистяков. - М.: Искусство, 1954. - 60 с.
63. Москвинов В. Н. Репин в Здравневе // Новое о Репине: Статьи и письма художника: Воспоминания учеников и друзей: Публикации. - Л.: Художник РСФСР, 1969. - 435 с.
64. Мурашова Н. В. Сто дворянских усадеб Санкт-Петербургской губернии: Ист. справочник. - СПб.: Выбор, 2005. - 399 с.
65. Нащокина М. В. Наедине с музой архитектурной истории. - М.: Улей Гласность, 2008. - 508 с.
66. Нестеров М. В. Давние дни. - М.: Искусство, 1959. - 399 с.
67. Новое о Репине: Статьи и письма художника: Воспоминания учеников и друзей: Публикации. - Л.: Художник РСФСР, 1969. - 435 с.
68. Памятники усадебного искусства. Московский уезд. - М., 1928. -
106 с.
69. Памятные места семьи Рерихов в Санкт-Петербурге: Крат.
путеводитель. - СПб.: Образование - Культура, 2003. - 63 с.
70. «Пенаты». Музей-усадьба И. Е. Репина. Путеводитель. - Л.: Художник РСФСР, 1969. - 39 с.
71. «Пенаты». Музей-усадьба И. Е. Репина. Путеводитель. - СПб.: Остров, 2012. - 127 с.
72. Пенаты: Музей-усадьба И. Е. Репина: Фотоальбом / Сост.
Е. В. Кириллина. - Л.: Лениздат, 1981. - 63 с.
73. Первушина Е. В. Усадьбы и дачи петербургской интеллигенции XVIII
- начала XX века. Владельцы, обитатели, гости. - СПб.: Паритет, 2008.
- 364 с.
74. Пилипенко В. Н. И. Репин в Абрамцеве. - Л.: Художник РСФСР,
1980. - 78 с.
75. Письмо А. В. Скалона к Н. К. Рериху от 10 июля 1894. Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1296, 4 л. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://rerich9.sitecity.ru/ltext_0204010156.phtml?p_ident=ltext_02 04010156.p_1305160150 (дата обращения: 24.03.2017).
76. Письмо А. В. Скалона к Н. К. Рериху от 02 июня 1895. Отдел рукописей ГТГ, ф. 44/1301, 2 л. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://rerich9.sitecity.ru/ltext_0204010156.phtml?p_ident=ltext_02 04010156.p_1305160150 (дата обращения: 24.03.2017).
77. Полякова Е. И. Николай Рерих. - М.: Искусство, 1973. - 303 с.
78. Прибульская Г. И. Репин в Петербурге. - Л.: Лениздат, 1970. - 295 с.
79. Репин: статьи и материалы: в 2 т. - М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1949. - Т. 2. - 472 с.
80. Репин И. Е. Далекое близкое. - М.: Искусство, 1964. - 512 с.
81. Репин И. Е. и Стасов В. В. Переписка: в 3 т. - М.; Л.: Искусство, 1949.
- Т. 2. - 456 с.
82. Репин И. Е. и Стасов В. В. Переписка: в 3 т. - М.; Л.: Искусство, 1950.
- Т. 3. - 331 с.
83. Репин И. Е. Переписка с Л. Н. Толстым и его семьей: в 2 т. - М.; Л.: Искусство, 1949. - Т. 1. - 148 с.
84. Репин И. Е. Письма к Е. П. Тархановой-Антокольской и
И. Р. Тарханову. - М.; Л.: Искусство, 1937. - 116 с.
85. Репин И. Е. Письма к писателям и литературным деятелям. 1880-1929.
- М.: Искусство, 1950. - 268 с.
86. Репин И. Е. 1844-1930: Сборник докладов и материалов. / Акад. художеств СССР. Науч. конференция, посвящ. великому рус. художнику Илье Ефимовичу Репину в связи с 20-летием со дня его смерти. - М.: Изд-во Акад. художеств СССР, 1952. - 134 с.
87. Рерих в России. - М.: Междунар. центр Рерихов, 1993. - 79 с.
88. Рерих Н. К. - Рига: Б. и., 1935. - 74 с.
89. Рерих Н. К. Глаз добрый. - М.: Худож. лит., 1991. - 222 с.
90. Рерих Н. К. Из литературного наследия. - М.: Изобраз. искусство, 1974. - 534 с.
91. Рерих Н. К. Листы дневника: В 3 т. - М.: МЦР, 1995. - Т. 1: (1934¬1935). - 671 с.
92. Рерих Н. К. Листы дневника: В 3 т. - М.: МЦР, 1995. - Т. 2: (1936¬1941). - 512 с.
93. Рерих Н. К. Листы дневника: В 3 т. - М.: МЦР, 1996. - Т. 3: (1942¬1947). - 688 с.
94. Рерих Н. К. Письма к В. В. Стасову. - СПб. Сердце, 1993. - 36 с.
95. Рерих Н. К. Письма к Л. М. Антокольскому. Письма к Н. К. Рериху. - СПб.: Сердце, 1993. - 31 с.
96. Ростиславов А. А. Н. К. Рерих. - Калининград: Кн. изд-во, 1995. - 95 с.
- [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.roerich- izvara.ru/roerich-life/rostislavov-roerich.htm (дата обращения:
20.11.2016) .
97. Руденская М. Чистяковские пенаты // Вперед. - 29 июля 1980. - С. 12.
98. Рузвельт П. Жизнь в русской усадьбе: опыт социальной и культурной истории. - СПб.: Коло, 2008. - 518 с.
99. Садовый Н. А. Пенаты. Музей - усадьба И. Е. Репина. - Л.: Лениздат, 1965. - 44 с.
100. Сахарова Е. В. Василий Дмитриевич Поленов. Письма,
дневники, воспоминания. - М.; Л.: Искусство, 1950. - 520 с.
101. Сидоров В. М. На вершинах. - М.: Сов. Россия, 1983. - 244 с.
102. Славентатор Д. Е. Домик в Куоккала // Искусство и жизнь. -
1940. - № 9. - С. 38.
103. Сойни Е. Н. К. Рерих и Север. - Петрозаводск: Карелия, 1987. - 164 с.
104. Стернин Г. Ю. От усадьбы к даче // Художественная культура XIX - нач. XX вв. - М.: Сов. художник, 1984. - 296 с.
105. Сторонний зритель [Н. Александров]. Десятая петербургская выставка // Художественный журнал. - 1882. - № 3. - С. 305.
106. Стригалев А. А. Не архитекторы в архитектуре // Великая утопия: Русский и советский авангард. 1915-1932: [каталог выставки]. - М.: Галарт; Берн: Бентелли, 1993. - 831 с.
107. Тесленко И. «Все мои последние мысли о нем.» // Аврора. -
1981. - № 2. - С. 160-161.
108. Травина Е. М. Комарово и Репино: Келломяки и Куоккала: дачная жизнь сто лет назад. - СПб.: Центр Сохранения Культурного Наследия, 2014. - 190 с.
109. Тэффи. Моя летопись. - М.: Вагриус, 2004. - 378 с.
110. Усадьба «Пенаты» в фотографиях 1899-2011. - СПб.: Лики
России Сохранение природы и культурного наследия, 2011. - 175 с.
111. Федоров В. Путь предначертанный (Рерих и Извара) // Социум. - 1991. - № 8. - С. 93-101.
112. Федотов Н. П. Куоккала: Дачная местность по Финляндской ж. д. - СПб.: Н. Федотов, 1894. - 8 с.
113. Форш О. Д. Яремич С. П. П. П. Чистяков. - Л.: Ком. популяризации худож. изд. при Гос. акад. истории материальной культуры, 1928. - 76 с.
114. Художественное наследство. Репин: в 2 т. - М.; Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1949. - Т. 2. - 472 с.
115. Черкасова О. А. Извара в жизни Н. К. Рериха // Юбилейные
рериховские чтения: Материалы междунар. обществ.-науч. конф. 1999. - М.: Междунар. центр Рерихов Мастер-Банк, 2000. - 333 с. -
[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://lib.icr.su/node/2031 (дата обращения: 15.01.2017).
116. Черкасова О. А. Рерих на Волосовской земле. - СПб.: ИПК «Вести», 2014. - 184 с.
117. Чистяков П. П. и Савинский В. Е. Переписка. 1883-1888. Воспоминания. - Л.; М.: Искусство, 1939. - 332 с.
118. Чистяков П. П. Письма; Записные книжки; Воспоминания. - М.: Искусство, 1953. - 592 с.
119. Чуковская Л. К. Памяти детства. - М.: Моск. рабочий, 1989. - 220 с.
120. Чуковский К. И. Репин. - М.: Искусство, 1969. - 144 с. -
[Электронный ресурс] -
Режим доступа: http: //terij oki.spb .ru/history/templ .php?page=chuck 1 &lang =ru (дата обращения: 05.06.2016).
121. Чурилова Е. Б. Дом всеобщего педагога русских художников // Юный художник. - 1987. - № 9. - С. 30-33.
122. Чурилова Е. Б. Дом-музей П. П. Чистякова // Декоративное искусство. - 2004. - № 3. - С. 40-42.