СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1. Особенности и принципы управления финансами государственных (муниципальных) учреждений в России
на различных этапах реформирования 8
1.2. Современные тенденции развития программно-целевых
методов финансирования 18
1.3. Проблемы и риски реформирования системы
бюджетных учреждений на современном этапе 28
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЯХ
2.1. Оценка управления финансами муниципального бюджетного учреждения «Физкультурно-оздоровительный комплекс»
Чернянского района Белгородской области за 2013-2017гг 37
2.2. Особенности местной и региональной бюджетной политики
по финансированию муниципальных бюджетных учреждений физической культуры и спорта в Белгородской области 51
2.3. Анализ ресурсного обеспечения развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации за 2016-2020 годы 66
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ
3.1. Модернизация финансовой политики Белгородской области по вопросам обеспечения ресурсами бюджетных учреждений 73
3.3. Развитие программно-целевых методов бюджетного финансирования и методика оценки социально-экономической эффективности реализации программ по развитию физической культуры и спорта в России 82
3.3. Зарубежный опыт финансирования бюджетных учреждений и возможности применения практического опыта в России 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 104
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
1.1. Особенности и принципы управления финансами государственных (муниципальных) учреждений в России
на различных этапах реформирования 8
1.2. Современные тенденции развития программно-целевых
методов финансирования 18
1.3. Проблемы и риски реформирования системы
бюджетных учреждений на современном этапе 28
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ И ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЯХ
2.1. Оценка управления финансами муниципального бюджетного учреждения «Физкультурно-оздоровительный комплекс»
Чернянского района Белгородской области за 2013-2017гг 37
2.2. Особенности местной и региональной бюджетной политики
по финансированию муниципальных бюджетных учреждений физической культуры и спорта в Белгородской области 51
2.3. Анализ ресурсного обеспечения развития физической
культуры и спорта в Российской Федерации за 2016-2020 годы 66
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ
3.1. Модернизация финансовой политики Белгородской области по вопросам обеспечения ресурсами бюджетных учреждений 73
3.3. Развитие программно-целевых методов бюджетного финансирования и методика оценки социально-экономической эффективности реализации программ по развитию физической культуры и спорта в России 82
3.3. Зарубежный опыт финансирования бюджетных учреждений и возможности применения практического опыта в России 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 104
Актуальность темы магистерской диссертации. Совершенствование системы финансового обеспечения бюджетных учреждений в условиях реформирования возможно путем осуществления необходимых мероприятий в сфере бюджетной политики государства в целом, субъекта Российской Федерации, а также на уровне местного самоуправления. Комплекс совместных действий всех участников бюджетного процесса имеет ключевую цель - это совершенствование системы управления общественными финансами. В данной взаимосвязи особая роль отводится механизму финансового обеспечения бюджетных учреждений, которые являются институтами, непосредственно реализующими принятые расходные обязательства публично-правового образования в сфере по оказанию государственных услуг населению страны.
В настоящее время, согласно проводимой финансовой политики публично-правовых образований, имеющейся нормативно-правовой базе, которая регламентирует их деятельность, а также тех целевых программ, которые реализуются, определено значительное количество серьезных противоречивых аспектов, которые и порождают имеющуюся проблематику, а также способствуют созданию институциональных барьеров в целях создания развитой системы новых типов бюджетных учреждений в качестве субъектов финансовой деятельности.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, насколько необходим и важен качественный и количественный научный анализ изменения источников, форм и методологии по финансовому обеспечению государственных учреждений России согласно условиям проведения современных бюджетных реформ. Это позволит, во-первых, определить имеющиеся противоречия функционирования механизма управления финансами государственных и муниципальных учреждений; во-вторых, сформировать новую методологию взаимодействия финансовых потоков
публично-правовых образований с государственными учреждениями.
Перечисленные актуальные вопросы темы определили условия необходимости повышения эффективности и совершенствования механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений, формирования новых источников бюджетного и внебюджетного финансирования в условиях реформирования.
Степень научной разработанности проблемы. Особенно значимый вклад по разработке направлений совершенствования управления финансами государственной и муниципальной сфер внесли такие отечественные ученые как: И.М. Александров, Е.В. Боровикова, О.В. Врублевская, А.Г. Грязнова, О.Б. Иванова, О.В. Иншаков, В.В. Ковалев, Н.В. Колчина, В.Е. Леонтьев, Е.В. Маркина, Н.В. Миляков, П.С. Никольский, Г.Б Поляк, В.М. Родионова, М. В. Романовский, В.К. Сенчагов, А.Г. Силуанов, Н.Г. Сычева и другие.
Вопросы организации и функционирования финансового механизма государственных учреждений освящены в статьях таких финансистов, как В.В. Бочаров, А.И. Бородин, А.А. Воронин, Е.Б. Виноградова, А.М. Гринь, А.В. Гукова, В.А. Зубенко, Т.Л. Клячко, Г.И. Мальцева, Н.Б. Озерова, Т.Ф. Романова, Л.П. Рябов, В.В. Тараканов, Е.Н. Щесняк, Т.В. Юрьева.
Несмотря на существенный вклад, внесенный российскими учеными и проводимыми реформами государством, система управления финансами государственных и муниципальных учреждений требует необходимости дальнейшего совершенствования.
Таким образом, цель магистерской диссертации определяется теоретическим обоснованием и разработкой методических инструментов, а также практическими рекомендациями организации механизма финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений.
Для достижения указанной цели потребовалось решение следующих основных задач:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основы функционирования механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений.
2. Дать характеристику механизма финансового обеспечения муниципального бюджетного учреждения на конкретном примере.
3. Определить особенности финансовой политики на региональном и федеральном уровнях.
4. Сформировать направления совершенствования механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений в условиях реформирования.
Объектом магистерского исследования является система финансового обеспечения государственных и муниципальных бюджетных учреждений в условиях бюджетной реформы.
Предметом магистерского исследования явились финансовые отношения, возникающие в процессе финансового обеспечения бюджетных учреждений по поводу взаимодействия между государством и бюджетными государственными и муниципальными учреждениями.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в процессе обоснования теоретико-методологических аспектов и необходимости разработки практических рекомендаций по развитию функционирования механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений с соблюдением принципов эффективности и результативности.
Результаты исследования, которые обладают научной новизной следующие:
1. Уточнено определение бюджетного финансирования, которое рассматривается как процесс, согласно которому выделяются денежные средства по определенным назначениям в целях достижения общих целей государства, а также для финансирования имеющихся затрат самого учреждения.
2. Предлагается внедрение системы по ежегодному анализу эффективности расходов по всем направлениям расходования, а также анализ динамики по рассчитанным показателям эффективности.
3. Уточнена характеристика определения «Эффективность реализации Программы» - это комплекс мероприятий государства, направленный на оценку системы показателей и индикаторов, определенных целями программы и характеризующих результаты выполнения Программы в форме непосредственного и конечного результата в сравнении с плановыми ориентирами и имеющимися источниками их финансирования.
4. Определены группы факторов, влияющих на финансовую политику Белгородской области в организации процесса обеспечения ресурсами бюджетных учреждений.
Теоретико-методологическая база магистерской диссертации основывается на научных трудах ведущих ученых отечественной и зарубежной финансовой науки. Исследуемые труды посвящены проблематике по образованию и функционированию финансового механизма, а также поиску путей по совершенствованию системы управления финансами государственных (муниципальных) учреждений в современных условиях реформирования. Методология проводимого исследования основывается на общенаучных принципах и методах исследования, которые предполагают применение системного подхода к исследуемой проблеме, а также изучение финансовых аспектов взаимоотношений, их взаимозависимостей и развития. В диссертации применялись методы субъектно-объектного анализа, структурно-функциональная методология, дедуктивная и индуктивная методология, а также сравнение экономико-статистическими методами.
Информационно-эмпирическая база исследования основывается на оригинальных монографиях ученых отечественной и зарубежной науки, научных публикациях ученых российской экономики, информационных ресурсах, которые размещены в сети Интернет, нормативно-правовых актах органов власти федерального и местного уровня, официальных данных всех уровней власти, справочниках, материалах научно-практических конференций, общей и специальной литературе, исполнительных документах Министерства финансов России, Департамента финансов и бюджетной
политики по Белгородской области, а также финансово-экономическая отчетность государственных учреждений.
Теоретическая значимость результатов магистерской диссертации основана на развитии представлений науки об управлении финансами государственных учреждений, а также разработке норм и методологии ее совершенствования.
Практическая значимость магистерской диссертации основана на внедрении теоретических аспектов в практический уровень с помощью формирования перечня рекомендаций по совершенствованию системы финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений в России. Предложенные результаты магистерской диссертации могут быть использованы для проведения таких дисциплин как «Бюджетная система РФ», «Финансы», «Государственные и муниципальные финансы» в учебном процессе высших учебных заведений.
Публикации. По материалам магистерской диссертации опубликовано 3 научные работы общим объемом 2,5 п.л., в том числе одна статья в изданиях, рекомендованных ВАК.
Объем и структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и включает наглядные и систематизированные практические материалы - таблицы и рисунки.
В настоящее время, согласно проводимой финансовой политики публично-правовых образований, имеющейся нормативно-правовой базе, которая регламентирует их деятельность, а также тех целевых программ, которые реализуются, определено значительное количество серьезных противоречивых аспектов, которые и порождают имеющуюся проблематику, а также способствуют созданию институциональных барьеров в целях создания развитой системы новых типов бюджетных учреждений в качестве субъектов финансовой деятельности.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, насколько необходим и важен качественный и количественный научный анализ изменения источников, форм и методологии по финансовому обеспечению государственных учреждений России согласно условиям проведения современных бюджетных реформ. Это позволит, во-первых, определить имеющиеся противоречия функционирования механизма управления финансами государственных и муниципальных учреждений; во-вторых, сформировать новую методологию взаимодействия финансовых потоков
публично-правовых образований с государственными учреждениями.
Перечисленные актуальные вопросы темы определили условия необходимости повышения эффективности и совершенствования механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений, формирования новых источников бюджетного и внебюджетного финансирования в условиях реформирования.
Степень научной разработанности проблемы. Особенно значимый вклад по разработке направлений совершенствования управления финансами государственной и муниципальной сфер внесли такие отечественные ученые как: И.М. Александров, Е.В. Боровикова, О.В. Врублевская, А.Г. Грязнова, О.Б. Иванова, О.В. Иншаков, В.В. Ковалев, Н.В. Колчина, В.Е. Леонтьев, Е.В. Маркина, Н.В. Миляков, П.С. Никольский, Г.Б Поляк, В.М. Родионова, М. В. Романовский, В.К. Сенчагов, А.Г. Силуанов, Н.Г. Сычева и другие.
Вопросы организации и функционирования финансового механизма государственных учреждений освящены в статьях таких финансистов, как В.В. Бочаров, А.И. Бородин, А.А. Воронин, Е.Б. Виноградова, А.М. Гринь, А.В. Гукова, В.А. Зубенко, Т.Л. Клячко, Г.И. Мальцева, Н.Б. Озерова, Т.Ф. Романова, Л.П. Рябов, В.В. Тараканов, Е.Н. Щесняк, Т.В. Юрьева.
Несмотря на существенный вклад, внесенный российскими учеными и проводимыми реформами государством, система управления финансами государственных и муниципальных учреждений требует необходимости дальнейшего совершенствования.
Таким образом, цель магистерской диссертации определяется теоретическим обоснованием и разработкой методических инструментов, а также практическими рекомендациями организации механизма финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений.
Для достижения указанной цели потребовалось решение следующих основных задач:
1. Рассмотреть теоретико-методологические основы функционирования механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений.
2. Дать характеристику механизма финансового обеспечения муниципального бюджетного учреждения на конкретном примере.
3. Определить особенности финансовой политики на региональном и федеральном уровнях.
4. Сформировать направления совершенствования механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений в условиях реформирования.
Объектом магистерского исследования является система финансового обеспечения государственных и муниципальных бюджетных учреждений в условиях бюджетной реформы.
Предметом магистерского исследования явились финансовые отношения, возникающие в процессе финансового обеспечения бюджетных учреждений по поводу взаимодействия между государством и бюджетными государственными и муниципальными учреждениями.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в процессе обоснования теоретико-методологических аспектов и необходимости разработки практических рекомендаций по развитию функционирования механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений с соблюдением принципов эффективности и результативности.
Результаты исследования, которые обладают научной новизной следующие:
1. Уточнено определение бюджетного финансирования, которое рассматривается как процесс, согласно которому выделяются денежные средства по определенным назначениям в целях достижения общих целей государства, а также для финансирования имеющихся затрат самого учреждения.
2. Предлагается внедрение системы по ежегодному анализу эффективности расходов по всем направлениям расходования, а также анализ динамики по рассчитанным показателям эффективности.
3. Уточнена характеристика определения «Эффективность реализации Программы» - это комплекс мероприятий государства, направленный на оценку системы показателей и индикаторов, определенных целями программы и характеризующих результаты выполнения Программы в форме непосредственного и конечного результата в сравнении с плановыми ориентирами и имеющимися источниками их финансирования.
4. Определены группы факторов, влияющих на финансовую политику Белгородской области в организации процесса обеспечения ресурсами бюджетных учреждений.
Теоретико-методологическая база магистерской диссертации основывается на научных трудах ведущих ученых отечественной и зарубежной финансовой науки. Исследуемые труды посвящены проблематике по образованию и функционированию финансового механизма, а также поиску путей по совершенствованию системы управления финансами государственных (муниципальных) учреждений в современных условиях реформирования. Методология проводимого исследования основывается на общенаучных принципах и методах исследования, которые предполагают применение системного подхода к исследуемой проблеме, а также изучение финансовых аспектов взаимоотношений, их взаимозависимостей и развития. В диссертации применялись методы субъектно-объектного анализа, структурно-функциональная методология, дедуктивная и индуктивная методология, а также сравнение экономико-статистическими методами.
Информационно-эмпирическая база исследования основывается на оригинальных монографиях ученых отечественной и зарубежной науки, научных публикациях ученых российской экономики, информационных ресурсах, которые размещены в сети Интернет, нормативно-правовых актах органов власти федерального и местного уровня, официальных данных всех уровней власти, справочниках, материалах научно-практических конференций, общей и специальной литературе, исполнительных документах Министерства финансов России, Департамента финансов и бюджетной
политики по Белгородской области, а также финансово-экономическая отчетность государственных учреждений.
Теоретическая значимость результатов магистерской диссертации основана на развитии представлений науки об управлении финансами государственных учреждений, а также разработке норм и методологии ее совершенствования.
Практическая значимость магистерской диссертации основана на внедрении теоретических аспектов в практический уровень с помощью формирования перечня рекомендаций по совершенствованию системы финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений в России. Предложенные результаты магистерской диссертации могут быть использованы для проведения таких дисциплин как «Бюджетная система РФ», «Финансы», «Государственные и муниципальные финансы» в учебном процессе высших учебных заведений.
Публикации. По материалам магистерской диссертации опубликовано 3 научные работы общим объемом 2,5 п.л., в том числе одна статья в изданиях, рекомендованных ВАК.
Объем и структура магистерской диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и включает наглядные и систематизированные практические материалы - таблицы и рисунки.
Подведение итогов проведенного исследования на тему «Совершенствование механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений в Российской Федерации» позволило определить следующие ключевые выводы.
В первой главе «Теоретико-методологические основы
функционирования механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений» были рассмотрены следующие ключевые пункты:
1. Первый пункт посвящен изучению особенностей и принципов управления финансами государственных (муниципальных) учреждений в России на различных этапах реформирования. В данной связи рассмотрена типовая классификация «учреждений», как организационно-правовой формы согласно которой выделены бюджетные, автономные и казенные учреждения. Следующим этапом явилось рассмотрение особенностей управления бюджетным финансированием в учреждениях новых типов.
Произведено уточнение определения бюджетное финансирование - это процесс, согласно которому выделяются денежные средства по определенным назначениям в целях достижения общих целей государства, а также для финансирования имеющихся затрат самого учреждения.
Особое значение уделено также принципам деятельности функционирования бюджетного учреждения.
2. Второй пункт посвящен исследованию современных тенденций развития программно-целевых методов финансирования. В результате определены практические недостатки в функционировании механизма управления реализацией целевых программ.
Очевидным стал тот факт, что для повышения эффективности осуществления бюджетных расходов существует острая необходимость разработки и внедрения системы по ежегодному анализу эффективности расходов по всем направлениям расходования, а также анализировать динамику по рассчитанным показателям эффективности.
Мнения ученых и практиков разделились на 2 группы: первые считают программно-целевой метод финансирования действенным с учетом необходимости дальнейшего внедрения и совершенствования, а вторые считают, что надо вернуться к проверенным методам формирования, учитывающим интересы каждого региона, района и муниципалитета.
3. Третий пункт главы посвящен изучению проблем и рисков реформирования системы бюджетных учреждений на современном этапе. На протяжении десяти лет ведется активная деятельность государства, связанная с реформированием бюджетного сектора экономики России. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что для успешности продолжения и завершения начатых реформ возникает необходимость оценки уже пройденного пути, выявления возникших проблем, а также определения рисков. В данной связи определены и систематизированы мероприятия реформирования системы финансирования бюджетных учреждений, влекущие риски.
Во второй главе «Характеристика механизма финансового обеспечения муниципального бюджетного учреждения и особенности финансовой политики на региональном и федеральном уровне» были рассмотрены следующие ключевые вопросы:
1. Проведена оценка управления финансами муниципального бюджетного учреждения «Физкультурно-оздоровительный комплекс» Чернянского района Белгородской области за период с 2013 по 2017 год. В данной связи рассмотрена организационная структура МБУ «ФОК» Чернянского района, проведен анализ динамики и структуры активов и пассивов баланса за период с 2013 по 2017 годы. Всесторонняя оценка проведенного анализа формирования доходов и направлений расходования средств бюджета МБУ «ФОК» Чернянского района в 2013-2017 годах, динамики и структуры доходов и расходных обязательств бюджета, а также результатов организации бюджетного процесса позволили сделать вывод о том, что ежегодное исполнение бюджета МБУ «ФОК» происходит с дефицитом, причиной которого является недостаточность доходной базы для покрытия расходов.
2. Вторым этапом анализа стало изучение особенностей местной и региональной бюджетной политики по финансированию муниципальных бюджетных учреждений физической культуры и спорта в Белгородской области.
Для начала рассмотрены были объемы финансирования расходов на физическую культуру и спорт в разрезе функциональной классификации расходов и по Программе «Развитие физической культуры и спорта в Чернянском районе Белгородской области на 2015-2020 годы».
Далее проводилось изучение структуры муниципальной программы Чернянского района «Развитие физической культуры и спорта в Чернянском районе Белгородской области на 2015-2020 годы».
На следующем этапе представлены структурные элементы программы Белгородской области «Развитие физической культуры и спорта в Белгородской области на 2014-2020 годы», динамика финансирования по этапам реализации Программы, структура финансовых потоков реализации Программы, статистика спортивной инфраструктуры региона, планируемые источники финансирования государственной программы Белгородской области, а также объемы финансирования по трем подпрограммам действующей Программы. Наибольший удельный вес приходится на Подпрограмму 1, который составляет в общем объеме финансирования Программы 58,74%, то есть более половины всех расходов будет направлено на развитие физической культуры и спорта населения.
3. Третий пункт характеризует анализ ресурсного обеспечения развития физической культуры и спорта в Российской Федерации за 2016-2020 годы. Проведенное исследование показало, что 12% обязательств по финансированию расходов на физическую культуру и спорт приходится на источники федерального бюджета России, что явилось необходимостью рассмотрения федеральной целевой программы, реализация которой будет проходить в два этапа. Анализ характеризуется оценкой структуры финансового обеспечения Программы, объемов и источников финансового обеспечения федеральной целевой программы, финансированием мероприятий федеральной целевой программы.
В структуре направлений расходования финансовых ресурсов по Программе наибольший удельный вес занимают расходы на совершенствование условий для развития спорта высших достижений, который занимает 48,03%. На втором месте располагается совершенствование условий для формирования молодежного спортивного резерва - это 29,35%. И на третьем месте находятся мероприятия по совершенствованию условий для развития массового спорта, с удельным весом 21,73%. Наименьший удельный вес приходится на общепрограммные мероприятия с удельным весом 1,02%.
В третьей главе «Совершенствование механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений в условиях реформирования» рассмотрены следующие ключевые, на наш взгляд, вопросы:
1. Модернизация финансовой политики Белгородской области по вопросам обеспечения ресурсами бюджетных учреждений. В данной связи выявлены факторы, которые влияют на финансовую политику в процессе обеспечения бюджетных учреждений.
2. Развитие программно-целевых методов бюджетного финансирования и методика оценки социально-экономической эффективности реализации программ по развитию физической культуры и спорта в России. Данный пункт включает рассмотрение значений целевых показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в России на период до 2020 года в рамках реализации Программы, мероприятия Программы, обеспечивающие социально-экономическую эффективность к концу 2020 года, процесс эффективной реализации Программы определен степенью достижения результатов при решении обозначенных задач, направления оценки эффективности реализации Программы, а также социально-экономический эффект от реализации Программы.
Согласно подведенным итогам, изложена уточненная характеристика определения «Эффективность реализации Программы» - это комплекс мероприятий государства, направленный на оценку системы показателей и индикаторов, определенных целями программы и характеризующих результаты выполнения Программы в форме непосредственного и конечного результата в сравнении с плановыми ориентирами и имеющимися источниками их финансирования.
3. Зарубежный опыт финансирования бюджетных учреждений и возможности применения практического опыта в России.
В исследовании систематизированы особенности организации государственных и муниципальных финансов в зарубежных странах, таких как США, Канада, Франция, Дания, Кипр, Великобритания и Австралия.
Обобщая практический опыт США и других стран, в развитии результатов бюджетного финансирования, отмечается неотъемлемая роль финансов в жизни экономически развитых стран, а также огромный спектр различных систем и подходов к вопросу финансирования и функционирования муниципальных учреждений.
В первой главе «Теоретико-методологические основы
функционирования механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений» были рассмотрены следующие ключевые пункты:
1. Первый пункт посвящен изучению особенностей и принципов управления финансами государственных (муниципальных) учреждений в России на различных этапах реформирования. В данной связи рассмотрена типовая классификация «учреждений», как организационно-правовой формы согласно которой выделены бюджетные, автономные и казенные учреждения. Следующим этапом явилось рассмотрение особенностей управления бюджетным финансированием в учреждениях новых типов.
Произведено уточнение определения бюджетное финансирование - это процесс, согласно которому выделяются денежные средства по определенным назначениям в целях достижения общих целей государства, а также для финансирования имеющихся затрат самого учреждения.
Особое значение уделено также принципам деятельности функционирования бюджетного учреждения.
2. Второй пункт посвящен исследованию современных тенденций развития программно-целевых методов финансирования. В результате определены практические недостатки в функционировании механизма управления реализацией целевых программ.
Очевидным стал тот факт, что для повышения эффективности осуществления бюджетных расходов существует острая необходимость разработки и внедрения системы по ежегодному анализу эффективности расходов по всем направлениям расходования, а также анализировать динамику по рассчитанным показателям эффективности.
Мнения ученых и практиков разделились на 2 группы: первые считают программно-целевой метод финансирования действенным с учетом необходимости дальнейшего внедрения и совершенствования, а вторые считают, что надо вернуться к проверенным методам формирования, учитывающим интересы каждого региона, района и муниципалитета.
3. Третий пункт главы посвящен изучению проблем и рисков реформирования системы бюджетных учреждений на современном этапе. На протяжении десяти лет ведется активная деятельность государства, связанная с реформированием бюджетного сектора экономики России. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что для успешности продолжения и завершения начатых реформ возникает необходимость оценки уже пройденного пути, выявления возникших проблем, а также определения рисков. В данной связи определены и систематизированы мероприятия реформирования системы финансирования бюджетных учреждений, влекущие риски.
Во второй главе «Характеристика механизма финансового обеспечения муниципального бюджетного учреждения и особенности финансовой политики на региональном и федеральном уровне» были рассмотрены следующие ключевые вопросы:
1. Проведена оценка управления финансами муниципального бюджетного учреждения «Физкультурно-оздоровительный комплекс» Чернянского района Белгородской области за период с 2013 по 2017 год. В данной связи рассмотрена организационная структура МБУ «ФОК» Чернянского района, проведен анализ динамики и структуры активов и пассивов баланса за период с 2013 по 2017 годы. Всесторонняя оценка проведенного анализа формирования доходов и направлений расходования средств бюджета МБУ «ФОК» Чернянского района в 2013-2017 годах, динамики и структуры доходов и расходных обязательств бюджета, а также результатов организации бюджетного процесса позволили сделать вывод о том, что ежегодное исполнение бюджета МБУ «ФОК» происходит с дефицитом, причиной которого является недостаточность доходной базы для покрытия расходов.
2. Вторым этапом анализа стало изучение особенностей местной и региональной бюджетной политики по финансированию муниципальных бюджетных учреждений физической культуры и спорта в Белгородской области.
Для начала рассмотрены были объемы финансирования расходов на физическую культуру и спорт в разрезе функциональной классификации расходов и по Программе «Развитие физической культуры и спорта в Чернянском районе Белгородской области на 2015-2020 годы».
Далее проводилось изучение структуры муниципальной программы Чернянского района «Развитие физической культуры и спорта в Чернянском районе Белгородской области на 2015-2020 годы».
На следующем этапе представлены структурные элементы программы Белгородской области «Развитие физической культуры и спорта в Белгородской области на 2014-2020 годы», динамика финансирования по этапам реализации Программы, структура финансовых потоков реализации Программы, статистика спортивной инфраструктуры региона, планируемые источники финансирования государственной программы Белгородской области, а также объемы финансирования по трем подпрограммам действующей Программы. Наибольший удельный вес приходится на Подпрограмму 1, который составляет в общем объеме финансирования Программы 58,74%, то есть более половины всех расходов будет направлено на развитие физической культуры и спорта населения.
3. Третий пункт характеризует анализ ресурсного обеспечения развития физической культуры и спорта в Российской Федерации за 2016-2020 годы. Проведенное исследование показало, что 12% обязательств по финансированию расходов на физическую культуру и спорт приходится на источники федерального бюджета России, что явилось необходимостью рассмотрения федеральной целевой программы, реализация которой будет проходить в два этапа. Анализ характеризуется оценкой структуры финансового обеспечения Программы, объемов и источников финансового обеспечения федеральной целевой программы, финансированием мероприятий федеральной целевой программы.
В структуре направлений расходования финансовых ресурсов по Программе наибольший удельный вес занимают расходы на совершенствование условий для развития спорта высших достижений, который занимает 48,03%. На втором месте располагается совершенствование условий для формирования молодежного спортивного резерва - это 29,35%. И на третьем месте находятся мероприятия по совершенствованию условий для развития массового спорта, с удельным весом 21,73%. Наименьший удельный вес приходится на общепрограммные мероприятия с удельным весом 1,02%.
В третьей главе «Совершенствование механизма финансового обеспечения бюджетных учреждений в условиях реформирования» рассмотрены следующие ключевые, на наш взгляд, вопросы:
1. Модернизация финансовой политики Белгородской области по вопросам обеспечения ресурсами бюджетных учреждений. В данной связи выявлены факторы, которые влияют на финансовую политику в процессе обеспечения бюджетных учреждений.
2. Развитие программно-целевых методов бюджетного финансирования и методика оценки социально-экономической эффективности реализации программ по развитию физической культуры и спорта в России. Данный пункт включает рассмотрение значений целевых показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в России на период до 2020 года в рамках реализации Программы, мероприятия Программы, обеспечивающие социально-экономическую эффективность к концу 2020 года, процесс эффективной реализации Программы определен степенью достижения результатов при решении обозначенных задач, направления оценки эффективности реализации Программы, а также социально-экономический эффект от реализации Программы.
Согласно подведенным итогам, изложена уточненная характеристика определения «Эффективность реализации Программы» - это комплекс мероприятий государства, направленный на оценку системы показателей и индикаторов, определенных целями программы и характеризующих результаты выполнения Программы в форме непосредственного и конечного результата в сравнении с плановыми ориентирами и имеющимися источниками их финансирования.
3. Зарубежный опыт финансирования бюджетных учреждений и возможности применения практического опыта в России.
В исследовании систематизированы особенности организации государственных и муниципальных финансов в зарубежных странах, таких как США, Канада, Франция, Дания, Кипр, Великобритания и Австралия.
Обобщая практический опыт США и других стран, в развитии результатов бюджетного финансирования, отмечается неотъемлемая роль финансов в жизни экономически развитых стран, а также огромный спектр различных систем и подходов к вопросу финансирования и функционирования муниципальных учреждений.
Подобные работы
- Управление финансовым обеспечением поддержки материнства в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2016 - Финансовое обеспечение деятельности бюджетного учреждения
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование системы вознаграждения персонала бюджетного учреждения на основе комплексной оценки его деятельности
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Финансирование бюджетной организации: оценка состояния и пути совершенствования
Главы к дипломным работам, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - РАСХОДЫ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА КУЛЬТУРУ И КИНЕМАТОГРАФИЮ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Конституционно-правовые основы бюджетных отношений в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018



