Введение 3
1. Деловой туризм: теория, методология, практика 9
1.1. Теоретические аспекты делового туризма 9
1.2. Методические подходы к организации и
оценке влияния делового туризма на экономическое развитие 19
1.3. Развитие индустрии делового туризма в РФ и за рубежом 29
2. Анализ состояния и перспектив развития
делового туризма в Белгородской области 45
2.1. Оценка инфраструктуры делового туризма региона 45
2.2. Факторы и условия развития делового туризма 56
2.3. Предпосылки интеграции делового туризма
в приоритетные сферы социально-экономического развития области 64
3. Разработка организационно-экономического механизма развития делового туризма в регионе 75
3.1. Принципы и рекомендации по организации делового туризма 75
3.2. «Convention бюро» как форма
эффективного управления рынком делового туризма 83
3.3. Модель устойчивого развития делового туризма 89
Заключение 96
Список использованных источников 102
Актуальность магистерского исследования.Деловой туризм является перспективным и наиболее быстро развивающимся направлением современного туризма. Высокие темпы его развития обусловлены глобализацией мировой экономики и поиском деловых партнёров за рубежом. Подобные путешествия дают новые возможности для бизнеса, а не только посещение выставок, семинаров, конференций.
Прогнозируется, что объём мирового рынка делового туризма ежегодно будет увеличиваться на 4,3%, по оценкам Всемирного совета деловых пу¬тешествий и туризма (WorldTravelandTourismCouncil, WTTC).
Исследования показывают, что деловые туристы в общем мировом туристском потоке составляют около 30%, однако на них приходится до 62% общего оборота туриндустрии. Считается, что отрасль делового туризма приносит, по крайней мере, крупным городам, в 4 раза больше средств, чем организация массовых мероприятий.
В последние годы наблюдается важная тенденция делового туризма - стремление к профессиональному росту, определяющее растущий интерес посещению и участию отраслевых выставок, международные профессиональные мероприятия. Структура деловых поездок может быть представлена следующим образом:
- командировки и личные деловые встречи - 70%;
- конференции - 16%;
- инсентив-мероприятия - 2%;
- выставки - 11%.
В экономически развитых странах деловой туризм по доходности со-поставим с нефтяным бизнесом. Активное развитие деловых, культурных и научных связей между регионами и странами, общее экономическое развитие, строительство новых и модернизация существующих предприятий в различных отраслях экономики определяют важность развития индустрии
делового туризма с одной стороны и отсутствие сезонного спада как неотъемлемое условие успешного бизнеса, с другой. Это, в свою очередь, оказывает ощутимое влияние на развитие национальной экономики и ее интеграцию в мировой рынок.
В условиях глобального финансово-экономического кризиса, непростых политико-социальных условиях, для мировой индустрии встреч характерно устойчивое развитие в более чем 150 государствах. В настоящий момент ежегодный объем деловых поездок составляет более 730 млн., обеспечивая финансовый оборот в размере 380 млрд. долларов. Оценки зарубежных экспертов свидетельствуют о росте количества международных деловых поездок к 2020 году до 2,2 млрд. в год с положительным денежным потоком в 2,3 трлн. долларов. В целом, доход, который может быть получен от одно¬го туриста, прогнозируется на уровне 1350 долларов США.
Для бизнеса в сфере делового туризма свойственна как перспективность и высокодоходность, так и высокий и стабильный рост, а также относительная устойчивость к влиянию экономических, климатических и других факторов. Это характеризует деловой туризм как ключевой элемент в стимулировании роста национальной и региональной экономики. При этом влияние экономического и политического кризиса является малозначительным на бизнес в сфере делового туризма. Феноменом индустрии встреч выступает тот факт, что для обеспечения развития, как государства, так и бизнеса, необходим активный обмен информацией, получение и использование новых технологий, повышение квалификации на всех уровнях делового образования, участие в международных конгрессах и выставках. В целом тренд деловых поездок характеризуется положительным ростом, что свидетельствует о возможном динамичном развитии делового туризма в будущем.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы управления, развития и обеспечения устойчивоституризма в целом и делового туризма в частности широко рассмотрены в материалах российских и зарубежных уче¬ных. Проблемыменеджментаотражают труды таких исследователей, как Д. А. Аакер, И. С. Березин, Ж. Бодуан, Т. А. Бурцева, Г. А. Васильев, П. Гембл, Е. П. Голубков, Г. Я. Гольдштейн, Т. П. Данько, Д. Дэй, А. В. Ко¬ротков, Ф. Котлер, Н. К. Моисеева, Н. А. Нагапетьянц, А. П. Панкрухин, Т. О.Примак, М.Турковский, В. Е. Хруцкий, Г. Фоксолидр.
Региональное развитие представлено в трудах А. В. Андреева, С. Ан-хольта, Ж. Ж. Ламбена, А. Стась, А. П. Панкрухина, А. Шаромова.
Методологические аспекты формирования, продвижения и развития делового туризма отражают научные публикации С. Анхольта, О. Е. Афа-насьева, Л. А. Белоусовой, З. В. Гавриловой, С. А. Ковальчук, Д. Е. Куштав- кина, Л. А. Мамлеевой, Н. К. Моисеевой, Х. Прингла, Н. Тесаковой, Дж. Траута, А. Шаромова и др.
Тем не менее, не смотря на высокой уровень значимости исследований в данной области, отсутствует механизм взаимодействия делового туризма и регионов, касающийся направлений развития приоритетных сфер экономики, что и обуславливает актуальность исследования.
Цели и задачи исследования. Целью магистерского исследования является обеспечение разработка направлений устойчивого развития региональной сферы туризма на основе делового туризма.
В процессе осуществления исследования были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрены теоретические аспекты делового туризма;
- изучены методические подходы к организации и оценке влияния делового туризма на экономическое развитие;
- выделены особенности развития индустрии делового туризма в РФ и за рубежом;
- проанализировано состояние и перспективы развития делового туризма в Белгородской области;
- проведена оценка инфраструктуры, факторов и условий развития делового туризма в регионе;
- исследованы приоритетные сферы социально-экономического развития области и предпосылки интеграции делового туризма в политику экономического развития региона;
- разработка организационно-экономического механизма развития делового туризма в регионе.
Объект исследования - совокупность предприятий Белгородской области, обеспечивающих условия для развития делового туризма.
Предмет исследования — деловой туризм как направление устойчиво¬го развития туризма в регионе.
Теоретическая и методологическая основа исследования.Методологическая основа исследования базируется на системном под-ходе в изучении вопросов управления, в применении общенаучных и частных методов: комплексного экономического анализа, методов анализа и синтеза, качественные и количественные методы исследования маркетинговой информации, методов группировки и сравнения, эксперимента, наблюдения и описания, методов математической статистики, а также системного анализа изучаемых явлений и результатов.
Теоретической основой магистерского исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в области делового туризма и менеджмента.
Научная новизна исследования.Основные научные результаты обозначают новизну исследования и заключаются в следующем:
- уточнено определение делового туризма с учетом целевого аспекта, определена структура и специфические характеристики делового туризма, выделены два блока показателей (экономической и социальной эффективности) для оценки влияния делового туризма на экономическое развитие, выявлены особенности развития делового туризма в РФ и за рубежом;
- в процессе анализа состояния и перспектив развития делового туризма в Белгородской области выявлены факторы и условия развития делового туризма и предпосылки его интеграции в приоритетные сферы социально-экономического развития области;
- разработаны рекомендации по созданию в регионах неформальных систем продвижения объектов делового туризма, ключевым элементом которых является местное население;
- предложен подход к обеспечению межфункциональной координации в системе управления в сфере делового туризма на основе создания «Convention бюро BELGOROD region», позволяющего получить синергетический эффект в результате совместного использования потенциала субъектов рынка делового туризма.
Практическая значимость заключается в том, что предложенный механизм развития делового туризма будет способствовать устойчивости региональной сферы туризма.
Апробация и публикация результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования докладывались на Между¬народной научно-практической конференции «Индустрия туризма и сервиса: известность, имидж, инвестиции» (23 ноября 2017 года) в Белгородском государственном национальном исследовательском университете.
Структура и объем работы соответствует поставленным целям и задачам исследования и включает основные разделы.
Во введении обоснована актуальность темы магистерского исследования, степень ее разработанности, определены цель, задачи, предмет и объект, установлены теоретическая и методическая основа исследования, научная новизна и результаты, структура работы.
В первой главе «Деловой туризм: теория, методология, практика» рас¬смотрено определение понятия «деловой туризм», его структура и характеристики, представлены методические подходы к организации и оценке влияния делового туризма на экономическое развитие, особенности развития индустрии делового туризма в РФ и за рубежом.
Во второй главе «Анализ состояния и перспектив развития делового туризма в Белгородской области» проанализирована инфраструктура делового туризма региона, определены факторы и условия развития делового туризма, выявлены предпосылки интеграции делового туризма в приоритетные сферы социально-экономического развития области.
В третьей главе «Разработка организационно-экономического механизма развития делового туризма в регионе» представлена разработка методических рекомендаций по повышению устойчивости сферы туризма в регионе на основе делового туризма.
В заключении сформулированы выводы и предложения, вытекающие из результатов исследования. Также отражается перспективность подходов, использованных при изучении проблемы делового туризма на уровне региона, целесообразность применения методики формирования благоприятного инвестиционного климата в Белгородской области и краткая формулировка выводов, полученных в ходе проработки исследования.
Магистерское исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
Деловой туризм будет иметь положительную динамику развития в бу¬дущем. Развитие любого вида бизнеса, как и развитие государства, не может происходить без овладения новыми технологиями, обмена информацией, по¬вышения делового образования и, конечно же, участия в международных де¬ловых мероприятиях. Для реализации всех существующих видов делового туризма необходимы подсистемы, которые способны обеспечивать организа¬цию и реализацию делового туризма, такие как выставочные и конгрессные центры, бизнес-отели, бизнес-авиация, конвеншн-бюро, современные ин¬формационные технологии.
Развитие делового туризма в регионе способствует налаживанию в ре¬гионе новых деловых связей, иностранных партнеров, зарубежных инвести¬ций, бизнес туристов. Проведенная работа позволила получить следующие результаты.
1. В магистерском исследовании уточнено определение делового ту-ризма с учетом целевого аспекта, определена структура и специфические ха¬рактеристики делового туризма, выделены два блока показателей (экономи¬ческой и социальной эффективности) для оценки влияния делового туризма на экономическое развитие, выявлены особенности развития делового туриз¬ма в РФ и за рубежом.
Анализ различных подходов и трактовок позволит дополнить опреде¬ление делового туризма, под которым понимается процесс взаимодействия производителя и потребителя туристского продукта с служебными или про¬фессиональными целями во время деловой встречи, симпозиума, семинара, конференции и т.д., предусматривающее в качестве вторичной мотивации ограниченный по времени и комфорту отдых, а также совокупность органи¬зационно-экономических и социальных отношений, возникающих в ходе по¬ездки делового путешественника, совмещающего достижение профессио¬нальных целей с отдыхом.
Выделены основные цели делового туризма - служебные и профессио¬нальные. Дифференцированный подход к целевой составляющей делового туризма обусловливает дифференциацию ресурсной составляющей делового туризма.
Определены специфические характеристики делового туризма, а имен¬но всесезонность, массовость поездки, прогнозируемость, наличие специфи¬ческой инфраструктуры, большое количество людей, участвующих в органи¬зации деловых мероприятий (туристские агентства, поставщики туристских продуктов, профессиональные организаторы деловых мероприятий, распоря¬дители встреч, менеджеры по деловому туризму).
Выделены два блока показателей (экономической и социальной эффек¬тивности) для оценки влияния делового туризма на экономическое развитие. В блоке экономической эффективности выделяются показатели, отражающие уровень использования собственного потенциала делового туризма: природ¬но-рекреационного, материально-технического, кадрового, инфраструктур¬ного, финансового, а также степень влияния внутреннего туризма на эконо¬мику региона. В блоке социальной эффективности формируются показатели, характеризующие вклад внутреннего туризма в занятость населения террито¬рии, создание новых рабочих мест, удовлетворение потребностей населения в отдыхе и оздоровлении, влияние туризма на стандарты и уровень жизни на¬селения территории, социально-культурные изменения.
Оценка развития делового туризма в РФ свидетельствует, что наи-большее количество международных деловых мероприятий проводится в Москве и Санкт-Петербурге, что обусловлено, наличием подходящей инфра¬структуры и количества потенциальной аудитории и целевой группы компа¬ний. В связи с этим процесс создания инфраструктуры въездного делового туризма в Российской Федерации характеризуется в последние годы опреде¬ленными предпринимаемыми шагами в данном направлении: создание кон¬грессных и конвеншн-центров, выставочных организаций, строительство бизнес-центров и бизнес-отелей, расширение календарей проведения кон¬грессов, семинаров, симпозиумов, форумов и других деловых мероприятий.
2. При анализе состояния и перспектив развития делового туризма в Белгородской области выявлены факторы и условия развития делового ту-ризма и предпосылки его интеграции в приоритетные сферы социально - экономического развития области.
Белгородская область представляет собой регион с высоким ресурс-ным, производственным, научно-техническим и кадровым потенциалом.
В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России 2017 года по инвестиционному климату область относится к регионам с мини-мальным риском (2A) среднего потенциала. В рейтинге туристской привле-кательности регионов РФ Белгородская область занимает 48 место. В по-следние годы наблюдается активное продвижение региона на национальном уровне - участие в конкурсе на соискание Национальной премии в области событийного туризма RussianEventAwards, на международных-
всероссийских и межрегиональных мероприятиях в сфере туризма: «ИН- ТУРМАРКЕТ» (Москва), межрегиональной выставке «Отдых. Туризм. Спорт. Охота. Рыбалка» (г. Белгород), что способствует благоприятному раз¬витию туризма в целом.
В Белгородской области в последние годы наблюдается развитие ту-ризма в сфере деловых мероприятий и организации деловых встреч. Так, по статистике, приезжающие в регион рассматривают область и как транзитный субъект, и как туристский центр. В исследуемом периоде наблюдается незна¬чительный рост деловых мероприятий, проводимых в Белгородской области. Основная доля приходится на деловые встречи - 45% от общего количества мероприятий.
Основными направлениями развития делового туризма в Белгородской области по различным целям и участию в социальной и экономической сфе¬рах являются: деловой туризм в сфере АПК, далее следует деловой туризм с коммерческим целями, деловой туризм с культурно-познавательными целями и деловой туризм в политической сфере.
В качестве факторов развития делового туризма выделены:
- инфраструктура делового туризма (развитость транспортной инфра¬структуры, средств размещения и общественного питания);
- деловые мероприятия (качество, периодичность и значимость прово¬димых мероприятий в регионе);
- социально-экономический фактор (высокий уровень жизни населе-ния и деловой активности);
- природно-климатические и культурно-исторические факторы;
- перспективы развития бизнеса (наличие ресурсов, необходимых для выгодного инвестирования средств).
Для развития делового туризма в регионе необходимо создание опре¬деленных условий. Являясь стабильным и успешно развивающимся индуст¬риальным и сельскохозяйственным регионом, Белгородская область облада¬ет стратегически выгодным экономико-географическим положением, нали¬чием разнообразных природных ресурсов, развитой инфраструктурой. Это делает регион привлекательным для осуществления процессов инвестирова¬ния проектов и внедрения инновационных технологий.
Региональные предприятия могут положительно повлиять на развитие делового туризма в регионе. Вовлечение действующих локальных произво¬дителей в структуру производства новых инвестиционных проектов приведет к увеличению объема продаж локальных предприятий и к минимизации ло¬гистических издержек новых хозяйствующих субъектов путем интеграции бизнес процессов, обеспечив рост ВРП.
3. Разработаны рекомендации по созданию в регионах неформальных систем продвижения объектов делового туризма, ключевым элементом кото¬рых является местное население и предложен подход на основе создания «Convention бюро BELGOROD region».
Определены принципы по организации делового туризма - систем-ность, целенаправленность, управляемость, инновационность, непрерыв-ность, документированность, планируемость, эффективность.
Положительное воздействие может оказать создание института не-формальных систем продвижения территории и объектов делового туризма. При этом целесообразно привлечение возможностей местного населения для развития хозяйственных отношений на территории и обеспечит максималь¬ное использование потенциала неорганизованных деловых туристов. В дан¬ном случае у каждого жителя есть возможность стать активным участником представленного механизма, выступая в качестве пропагандиста достопри¬мечательностей и возможностей территории. Процесс общения представите¬лей местного населения и гостей позволит сообщить различную информацию о достопримечательностях и возможностях города и власти.
Определена структура неформальной системы продвижения объектов делового туризма, включающая следующие подсистемы - обучаемая, управ¬ляющая, регулирующая, обеспечивающая, подсистема мотивации, обучаю¬щая.
Для обеспечения развития делового туризма как устойчивого направ-ления туризма в целом необходимо создание межрегиональных программ развития делового туризма на основе объединения потенциала туризма, busi¬nesstravel и MICE-мероприятий.
Анализ и обобщение мирового опыта в процессе становления и разви¬тия индустрии делового туризма, организации международных встреч, про¬ведении деловых мероприятий свидетельствует, что наиболее эффективной формой выступают конвеншн-бюро. Основополагающая цель бюро - созда¬ние деловой инфраструктуры, стимулирующей предпринимательскую актив¬ность в регионе и способствующей интеграции бизнеса Белгородской облас¬ти в единое национальное и мировое экономическое пространство.
Конвеншн-бюро будет организовано по принципу партнерства между администрацией и представителями коммерческих компаний, что подразуме¬вает совместное участие в управлении и финансировании структуры.
В работе определены направления деятельности «Convention бюро BELGOROD region», обоснована экономическая заинтересованность членст¬ва, распределение доходов, экономическое участие членов. Развитие данного направления обеспечит ощутимый доход в сочетании с выставочной дея¬тельности, участием в конференциях, семинарах и прочих мероприятиях, ор¬ганизуемых для обсуждения тех или иных вопросов и обмена опытом.
В процессе формирования модели устойчивого развития делового ту-ризма определены индикаторы и показатели эффективности внедрения «Convention бюро BELGOROD region», этапы создания и функционирования, что окажет существенное влияние на устойчивое развитие туризма в регионе.
1. Аакер, Д. А. Международный туризм [Текст] / Д. А. Аакер, В. Кумар, Д. Дэй. - СПб. : Питер, 2015. - 848 с.
2. Александрова, А.Ю. Структура туристского рынка[Текст] /
A. Ю. Александрова. - М.: Пресс-соло, 2016 - 186 с.
3. Андреев, А. В. Основы региональной экономики [Текст] : учеб. по-собие / А. В. Андреев, Л. М. Борисова, Э. В. Плучевская. -М. : КНОРУС,
2014. - 336 с.
4. Брежнева, В. М. Структура туристского рынка [Текст] /
B. М. Брежнева // Вестник Белгородского университета потребительской коо¬перации. - 2014. -№ 2(17). - С. 230-232.
5. Гаврильчак, И. Н. Туризм в России: направления развития [Текст] / И. Н. Гаврильчак // Деловой мир. Туризм и отдых. - 2016. -№ 50. - С. 16-19.
6. Гантер, Б. Типы потребителей: введение в психографику [Текст] / Б. Гантер, А. Фернхам. - СПб. : Питер, 2015. - 304 с.
7. Городецкая, М. И. Бухгалтерский учет и налогообложение в индуст¬рии туризма [Текст] : учеб. пособие / М. И. Городецкая. - М. : Инфра-М,
2015. - 310 с.
8. Гуляев, В. Г. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие [Текст] / В. Г. Гуляев. - М. : Советский спорт, 2014. - 280 с.
9. Гуляев, В. Г. Организация туристской деятельности [Текст] : учеб. пособие / В. Г. Гуляев. - М. : Нолидж, 2015. - 212 с.
10. Гуляев, В. Г. Деловой туризм и индустрия MICE в России и за ру¬бежом: основы, понятия и тенденции [Текст] / В. Г. Гуляев. - М. : Импринт, 2014. - 219 с.
11. Гусев, Э. Б. Основы выставочной деятельности [Текст]: учеб.пособие / Э. Б. Гусев. - М. : Из-во РЭА им. Плеханова, 2016. - 134 с.
12. Деловой туризм и индустрия MICE в России и за рубежом: основы, понятия и тенденции (практический опыт) / под. ред. А. И. Кауровой. - М.:
Импринт, 2014.
13. Драчева, Е. Л. Экономика и организация туризма [Текст] / Е. Л. Драчева. - М. : КНОРУС, 2015. - 576 с.
14. Дурович, А. П. Маркетинговые исследования в туризме [Текст] : учеб. пособие / А. П. Дурович. - СПб. : Питер, 2016. - 384 с.
15. Евсеев, В. И. Инновационная деятельность и технопарки [Текст] / В. И. Евсеев. - М. : Rockport, 2017. - 191 с.
16. Енджейчик, И. Современный туристский бизнес [Текст] /
И. Енджейчик. - М. : Финансы и статистика, 2016. - 318 с.
17. Ермакова, С. Ю. Теория мультипликатора и мультипликационные эффекты в экономике [Текст] / С. Ю. Ермакова. - М. : Нолидж, 2013. - 291 с.
18. Ермашова, Н. В. Спрос в туризме: потребности плюс возможности [Текст] / Н. В. Ермашова // Турбизнес. - 2016. -№ 36 - С. 25-29.
19. Ефремова, М. В. Основы технологии туристского бизнеса [Текст] / М. В. Ефремова. - М. : Ось, 2014. - 216 с.
20. Жукова, М. А. Индустрия туризма [Текст] / М.А. Жукова // Россий¬ский Журнал Экотуризма. - 2015. - №25. - С. 32-38.
21. Жулидов, С. Б. TheHotelbusiness [Текст] : учеб. пособие /С. Б. Жу- лидов. - М. : Юнити-Дана, 2014. - 159 с.
22. Запесоцкий, А. Б. Стратегический маркетинг в туризме: теория и практика [Текст] / А. Б. Запесоцкий. - СПб. : СПбГУП, 2016. - 352 с.
23. Захаров, В. А. Ваше право [Текст] / В. А. Захаров // Туринфо. -
2016. - № 12. - С. 18-22.
24. Замедлина, Е. А. Экономика отрасли: туризм [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Замедлина. - М. : Инфра-М, 2015. - 205 с.
25. Зайцева, Н. А. Менеджмент в сервисе и туризме [Текст] : учеб. по-собие / Н. А. Зайцева. - М. : Форум, 2015. - 368 с.
26. Зорин, И. В. Энциклопедия туризма [Текст] : справочник / И. В. Зорин. - М. : Финансы и статистика, 2014. - 226 с.
27. Иванов, В. В. Антикризисный менеджмент в гостиничном бизнесе
[Текст] / В. В.Иванов. - М. : Инфра-М, 2013. - 256 с.
28. Иванова, Л.И. Гостиницы и конгрессный бизнес[Текст] / Л. И. Иванова /Отель. - 2017. - № 3 (21). - С. 50-56.
29. Ильина, Е. Н. Туроперейтинг: организация деятельности [Текст] / Е. Н. Ильина. - М. : Финансы и статистика, 2013. - 169 с.
30. Исмаев, Д. К. Организация въездного туризма в Российскую Феде¬рацию [Текст] / Д. К. Исмаев. - М. : МАТГР, 2015. - 152 с.
31. Исмаев, Д. К. Маркетинг иностранного туризма в РФ. Теория и практика деятельности туристских фирм [Текст] / Д. К. Исмаев. - М. : НОУ Луч, 2016. - 224 с.
32. Кабушкин, Н. И. Менеджмент туризма [Текст] / Н. И. Кабушкин. - Минск : БГЭУ, 2015. - 644 с.
33. Калиновская, Н. А. Туризм и экономика России [Текст] / Н.А. Калиновская // Афиша-Мир. - 2017. - № 9. - С. 23-27.
34. Карпова, Г. А. Стратегия продвижения туристского продукта на российском рынке [Текст] / Г.А. Карпова. - М. : Инфра-М, 2014. - 217 с.
35. Карпова, Г. А. Концепция устойчивого развития туризма и рекреа¬ционная деятельность на охраняемых природных территориях [Текст] / Г. А. Карпова. - СПб. : Питер, 2015. - 272 с.
36. Карпова, Г. А. Перспективы развития конгрессно-выставочной дея¬тельности [Текст] / Г. А. Карпова. - М. : Инфра, 2014. - 191 с.
37. Квартальнов, В. А. Туризм как вид деятельности [Текст] /
B. А. Квартальнов. - М. : Финансы и статистика, 2015. - 342 с.
38. Ковальчук, С. А. Основы имиджелогиив туризме [Текст] /
C. А. Ковальчук. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. - 65 с.
39. Котлер, Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм [Текст] : учебник / Ф. Котлер, Д. Боуэн, Д. Мейкенз. - М. : Юнити-Дана, 2014. - 345 с.
40. Ламбен, Ж. Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок [Текст] : учебник / Ж. Ж. Ламбен, И. Шулинг, Р. Чумпитас. - СПб. : Лидер, 2014. - 720 с.
41. Лесник, А. Л. Организация и управление гостиничным бизнесом [Текст] / А. Л. Лесник. - М. : Аспект Пресс, 2015. - 265 с.
42. Международный туризм : новый рекорд в 2017 году [Электронный
ресурс] // Вести. Экономика. - Режим доступа:
http: //www.vestifinance.ru/articles/66427
43. Морозов, М. А. Экономика и предпринимательство в социально- культурном сервисе и туризме [Текст] : учебник / М. А. Морозов. - М. : Из-дательский центр «Академия», 2014. - 288 с.
44. Морозов, М.А. Дестинация важнейший элемент туризма [Текст] / М. А. Морозов, О. Д. Коль /Туризм: практика, проблемы, перспективы. -
2017. - №1. - С. 23-30.
45. Панкрухин, А. П. Экономика туризма [Текст] / А. П. Панкрухин. - СПб. : Питер, 2015. - 416 с.
46. Папирян, Г. А. Международные экономические отношения. Марке¬тинг в туризме [Текст] / Г. А. Папирян. - М. : Финансы и статистика, 2012. - 206 с.
47. Перелыгина, Е. Б. Механизмы функционирования делового туризма [Текст] / Е. Б. Перелыгина. - М. : Интеллект Центр, 2013. - 697 с.
48. Саак, А. Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме [Текст] / А. Э. Саак. - СПб. : Питер, 2015.- 512 с.
49. Савельев, Ю. В. Экономика и стратегия развития туризма в регио- не:аналитическая база, современные требования, подходы и методы [Текст] / Ю. В. Савельев. - М. : Инфра-М, 2015.- 192 с.
50. Смирнова, O.A. Территориальная структура делового туризма в
мире: автореф. дис. ... канд. геогр. наук. - М., 2006.
51. Суворова, И. К. Формирование комплексной стратегии развития агентств корпоративного делового туризма в рамках аутсорсинга: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - М., 2013.
52. Сухенко, А. Руководство топ-менеджера: управление обещаниями, стратегии стабильного бизнеса [Текст] / А. Сухенко. - СПб. : Питер, 2014. -
256 с.
53. Турковский, М. Маркетинг гостиничных услуг [Текст] / М. Турков- ский. - М. : Финансы и Статистика, 2013. - 296 с.
54. Фоксол, Г. Потребители туристских продуктов [Текст] / Г. Фоксол, Р. Голдсмит, С. Браун. - СПб. : Питер, 2015. - 352 с.
55. Хруцкий, В. Е. Современный маркетинг: настольная книга по ис-следованию рынка [Текст] / В. Е. Хруцкий, И. В. Корнеева. - М. : ФиС, 2014.
- 400 с.
56. Чимитдоржиева, О.Г. Деловой туризм: методологические аспек- ты[Текст] / О. Г.Чимитдоржиева// Вестник ОрелГИЭТ. - 2016. -№2 (12) - С. 24-32.
57. Ящина, А. Н. Деловой туризм, как перспективное направление ту¬ристской индустрии [Текст]: учеб.пособие / А. Н. Яшина. - М. : Из-во ИН- ФРА-М, 2015. - 384 с.
58. Aguilera, A. Business travel and mobile workers[Text] / A. Aguilera // Transportation Research. - 2016. - Vol. 42. Part A. - P. 1109-1116.
59. Bekwit, G. Selling the Invisible: A Field Guide to Modern Manage- ment[Text] / G. Bekwit. - М. : Grand Central Publishing, 2015. - 224 p.
60. Cotler, F. Lateral Marketing: New Techniques for Finding Breakthrough Ideas [Text] / F. Cotler, Fernando Trias de Bez. - М. : John Wiley & Sons, 2015. - 192 p.
61. Davidson, R. Business Travel[Text] / R. Davidson. - London: Addison Wesley Longman, 2014.
62. Davidson, R. Business Travel: Conferences, Incentive Travel, Exhibi-tions, Corporate Hospitality and Corporate Travel. [Text] / R. Davidson, B. Cope.
- Essex: FT Prentice Hall, 2015.
63. Glossary of Tourism Terms. URL: http: //www.uniquelytexas .org/glossary.htm.html