Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие социального мышления старшеклассников в процессе изучения общественных наук

Работа №7398

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

социология

Объем работы151стр.
Год сдачи2004
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
911
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК 10
1.1. Сущность социального мышления и его основные
характеристики 10
1.2. Особенности развития социального мышления в процессе взаимодействия учителя и учащихся при изучении общественных наук. 44
Выводы по первой главе 69
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК В СТАРШИХ КЛАССАХ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 71
2.1. Особенности социального мышления и социальной
компетентности старшеклассников 71
2.2. Критическая модель преподавания обществознания как
возможность развития социально-критического мышления 109
Выводы по второй главе 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131
ЛИТЕРАТУРА 133
ПРИЛОЖЕНИЯ 153



Актуальность темы исследования.
Современное общество в ситуации перманентной трансформации меняет условия жизни и сознание людей, внося существенные коррективы в социальное мышление. Многообразие мира, взаимодействие сообществ с различными, подчас противоречивыми системами ценностей требует от индивида, понимания и принятия этих особенностей. Ускорение темпов изменения условий жизнедеятельности человека не позволяет ему замыкаться в рамках заданного устойчивого мировоззрения. Признание ограниченности своих взглядов и представлений об обществе и возможности их пересмотра, самостоятельность мышления в решении экономических, социальных и политических проблем становится важной частью жизнедеятельности индивида. В то же время положение о том, что общество требует от личности рационального, критического мышления, отчасти неверно. Общество часто пытается навязать индивиду свои собственные выборы: в политической жизни идёт борьба за каждого избирателя, в экономической - за каждого потребителя, часто без учёта интересов и желаний последнего. Именно в современном обществе возникает термин - «роботизация человека». Скорее, следует говорить о необходимости такого самостоятельного, критического мышления для самой личности, чтобы противостоять давлению различных сфер жизни общества. В частности, увеличение свободы индивида связано не только и не столько с расширением возможностей человека в обществе, сколько с его умением их реализовывать, что наиболее ярко проявляется в трансформирующемся российском обществе.
Развитие социального мышления является важным элементом процесса формирования культуры личности и обусловливает её социальную компетентность. Основной проблемой для молодых россиян является необходимость выработки образцов поведения в свободном демократическом

обществе, которые старшеклассники не могут заимствовать у своих родителей и в силу общей образовательной ситуации (в школе и в семье) не могут создавать сами.
Возрастание значимости общественных наук в современных условиях признаётся всеми. «Образование, особенно гуманитарное и социально-экономическое, является важным фактором формирования нового качества общества, специфические проблемы которого в условиях перехода России к правовому государству вызваны сменой системы ценностей и социальных приоритетов. Образование должно стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности».1 Сложность поставленной задачи предъявляет особые требования к её реализации. Остаётся открытым вопрос о способах развития самостоятельного, критического мышления. Характерной для российской школы остаётся однонаправленность процесса взаимодействия учителя и ученика: от обучающего к обучаемому, от знающего к незнающему. Ученики старших классов не признаются субъектами, наделёнными опытом и обладающими собственным ценностным потенциалом, рассматриваются как «ещё несостоявшиеся взрослые». Философско-мировоззренческий подход в образовании, на который возлагают большие надежды, не всегда создаёт такую среду взаимодействия, где ученик может быть активным и компетентным в силу возможного отрыва от реального опыта учащихся.
При наличии большого публицистического и научного материала, доступного ученикам, учитель является только одним из источников информации. Возможности его влияния на развитие социального мышления и социальной компетентности учащихся определяются исключительно его профессионализмом и методами, которые он использует в процессе преподавания, а не монополией на обладание информацией. В то же время учитель может оказаться одним из немногих, кто способен обсудить с
1 Концептуальные основы программы модернизации гуманитарного и социально-экономического образования в России на 2004-2008 годы (проект). Всероссийское совещание заведующих кафедрами гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, 20-21 ноября 2003 г. С.9.

учеником социальные проблемы не только эмоционально и описательно, но и аналитически, помогая понять суть происходящего, что предполагает активное взаимодействие, одним из важных ресурсов которого является собственный опыт ученика, его взгляды на общественные явления и процессы. Использование данного ресурса предполагает специальные социологические исследования социального мышления и социальной компетентности молодых людей.
Актуальность социологического исследования данной проблемы определяется следующими обстоятельствами:
• Необходимостью изучения социального мышления как особого типа мышления, как важного элемента процесса формирования культуры личности, прежде всего её социальной компетентности.
• Необходимостью поиска способов развития социального мышления, предполагающих признание значимости собственных взглядов и представлений молодых людей об обществе, с целью организации продуктивного взаимодействия в процессе изучения общественных наук.
Исследование проводилось при поддержке Международной программы стипендий Фонда Форда.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Социальное мышление - это конструирование и понимание индивидом социальной реальности как условий, среды своей собственной жизни, что предполагает: взгляд «изнутри», поскольку оценка всех общественных явлений и процессов происходит в соотнесении с его собственной жизнью; яркую эмоциональную окраску подобной оценки; более осознанное постижение и порождение смыслов, если речь идёт о близкой среде, среде личного взаимодействия. Социальное мышление не сводится к «несовершенному» социологическому, а рассматривается как особый тип мышления.
2. Социально-критическое мышление как конструирование социальной реальности предусматривает понимание сложности взаимодействия «человек - общество», существования скрытых смыслов социальной реальности, а самое главное, предполагает готовность к пересмотру своих представлений об обществе. Характеристиками такого мышления неизбежно являются: принятие позиции Другого, восприятие конфликта как возможности для развития и т. п.
3. Необходимость в развитии социально-критического мышления возникает в связи с тенденциями развития общества, как потребность индивида в противостоянии давлению различных сфер жизни общества с целью осознания и реализации собственных интересов с одной стороны и понимание важности согласования интересов, оценки последствий своих решений для других.
4. В старших классах средней школы существуют две модели преподавания обществознания: теоретическая и нормативная. Обе эти модели имеют ярко выраженный онтологический характер, когда во главу угла ставятся содержание предмета и его усвоение, и не предполагают активного использования жизненного опыта и взглядов самих учащихся, что не позволяет развивать социально-критическое мышление у старшеклассников.

5. Содержание социальной компетентности взросления, как яркое, эмоционально окрашенное понимание общественных условий процесса взросления, представляет собой хорошее поле для исследования его самими старшеклассниками и позволяет тем самым организовать целенаправленную работу по развитию социально-критического мышления, тем самым разрешается проблема необходимости выработки образцов поведения в свободном демократическом обществе, которые старшеклассники не могут заимствовать у своих родителей и в силу общей образовательной ситуации ( в школе и в семье) не могут создавать сами.
6. Целесообразно ввести ещё одну модель преподавания обществознания в средней школе - критическую. Эта модель позволит использовать собственные представления и опыт старшеклассников. Она носит ярко выраженный гносеологический характер и складывается на основе развития критичности. Такой подход позволяет преодолеть наиболее значимую проблему преподавания обществознания - изначальную понятность общественного устройства.



1. Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Пер. с нем. яз. под общей редакцией Н.А. Головина и В.В. Козловского. СПб.: Алетейя, 1999. 272 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. Т.14. № 4. С. 39-55.
3. Амонашвили Ш. Размышления о гуманитарной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. 496 с.
4. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Аспект-пресс, 2000. 288 с.
5. Анри М. Значение понятия бессознательного для познания человека // Современная наука: познание человека. М.: Наука, 1988. С. 158-180.
6. Арон Р. Эссе о свободах: «Универсальной и единственной формулы свободы не существует» // Политические исследования. 1996. № 1. С. 128-137.
7. Асмолов А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей развития личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992. № 1-2. С. 6-13.
8. Байярд Р. Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практ. руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с англ. М.: Просвещение, 1991. 224 с.
9. Барг М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М.: Мысль, 1987.
348 с.
10. Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о «качественной социологии» // Социологический журнал. 1994. № 2. С. 28-42.
11. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А. Ф. Филиппова. М.: Аспект-Пресс, 1996. 255 с.

12. Бауман З. Социологическая теория постсовременности // Социологические очерки. М.: Институт молодёжи, 1991. С 28-48.
13. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе: 11 класс. Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 352 с.
14. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. / Примеч. С.С. Аверинцева, С.Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. 423 с.
15. Бек У. Что такое глобализация? / Пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника; Общая редакция и послесл. А. Филиппова. М.: Прогресс - Традиция, 2001. 304 с.
16. Беляева Л.А. Гуманитарность исторического знания и методика его преподавания // Третьи Уральские историко-педагогические чтения. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1999. C. 15-16.
17. Беляева Л.А. Проблема понимания в педагогической деятельности: учеб. пособие к спецкурсу. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 1995.
74 с.
18. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. Московский философский фонд. М.: Медиум, 1995. 335 с.
19. Бердяев Н. А. Судьба человека в современном мире. Статьи, письма / Составление, вступит статья, публикация архивных материалов и комментарий Р.А. Гальцевой // Новый мир. 1990. № 1. С.207-232.
20. Бердяев Н.А. Философия свободы. Истоки и смысл русского коммунизма / Авт. вступ. ст. А. Гулыга. М.: Сварог и К, 1997. 415с.
21. Берт П. История настоящего Фуко как самореферентное приобретение знания // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер.11, Социология: РЖ РАН. ИНИОН. Центр социальных науч.-информ. исслед. отд. социологии и социальной психологии. 2000. № 4. С.35-39.

22. Блок Марк. Апология истории или ремесло историка / пер. Е.М. Лысенко, прим. и статья А.Я. Гуревича. М.: Наука, 1986. 231 с.
23. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000. 96 с.
24. Бочаров В.В. Антропология возраста: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во С.- Петербургского ун-та, 2001. 196 с.
25. Буркхардт Г. Непонятая чувственность // Это человек: Антология / Сост., вступ. ст. П.С.Гуревича. М.: Высш. шк., 1995. С. 124-155.
26. Бутусова С.Н. Человек в мире и мир в человеке // Обществознание в школе. 1999. №1. С. 41-43.
27. Вайянт Ж. Образовательные стандарты в американской школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2000. № 3. С. 75-78.
28. Вальденфельс Б. Мотив чужого / Сб. пер. с нем. Научный ред. А.А. Михайлов; отв. ред. Т. В. Шитцова. Мн.: Пропилеи, 1999. 176 с.
29. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Западно-европейская социология XIX - начала XX веков // Под ред. В. И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. С. 491-506.
30. Вебер М. Основные социологические понятия // Западно-европейская социология XIX - начала XX веков / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. С. 455-490.
31. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998. 685 с.
32. Вендровская Р. Изучение общества в его прошлом и настоящем в школах США (на материалах Калифорнии) // Обществознание в школе.
1999. № 5. С. 65-71.
33. Веселкова Н.В. Время в жизни молодых людей: темпоральности взросления // Проблема толерантности в социально-гуманитарном

образовании. Материалы VII региональной научно-практической конференции 25 декабря 2003 г. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2003. С. 63-67.
34. Веселкова Н.В. Методические принципы полуформализованного интервью // Социология 4М: методология, методы, математическое моделирование. 1995. № 5-6. С. 28-48.
35. Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. Коллизии и парадоксы взросления (на примере исследования старшеклассников и студентов младших курсов г Екатеринбурга) // Проблема толерантности в социально¬гуманитарном образовании. Материалы VII региональной научно¬практической конференции 25 декабря 2003 г. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2003. С. 50-62.
36. Витгенштейн Л. Философские работы. Часть 1. Пер. с нем. / Составл., вступ. статья, примеч. М. С. Козловой. Перевод М. С. Козловой и Ю. А. Асеева. М.: Гнозис, 1994. 612 с.
37. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Студент 90-х - социокультурная динамика // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 56-63.
38. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное / Текстологический комментарий И. В. Пешкова. М.: Лабиринт, 2001. 368 с.
39. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте // Хрестоматия по психологии / Сост. В. Мироненко; под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1987. С. 377¬383.
40. Гидденс Э. Социология. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 704 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ