РОССИЙСКАЯ ПРАКТИКА РАСЧЕТА И ВЗИМАНИЯ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ БИОЛОГИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ
|
Введение 4
1 Теоретические основы взимания платежей в сфере пользования
водными биологическими ресурсами 7
1.1 Анализ экономических показателей деятельности
рыбохозяйственного комплекса 7
1.2 Действующая система фискальных платежей за пользование
водными биологическими ресурсами в РФ 13
1.3 Проблемы и направления совершенствования системы налогообложения пользования водными биологическими ресурсами 31
2 Действующая практика исчисления фискальных платежей пользователя водных биологических ресурсов (на примере ПАО «НБАМР») 47
2.1 Характеристика финансово - экономических показателей ПАО
«НБАМР» 47
2.2 Анализ фискальной нагрузки пользователя водных биологических
ресурсов 58
Заключение 72
Список использованных источников 75
Приложение
1 Теоретические основы взимания платежей в сфере пользования
водными биологическими ресурсами 7
1.1 Анализ экономических показателей деятельности
рыбохозяйственного комплекса 7
1.2 Действующая система фискальных платежей за пользование
водными биологическими ресурсами в РФ 13
1.3 Проблемы и направления совершенствования системы налогообложения пользования водными биологическими ресурсами 31
2 Действующая практика исчисления фискальных платежей пользователя водных биологических ресурсов (на примере ПАО «НБАМР») 47
2.1 Характеристика финансово - экономических показателей ПАО
«НБАМР» 47
2.2 Анализ фискальной нагрузки пользователя водных биологических
ресурсов 58
Заключение 72
Список использованных источников 75
Приложение
В настоящее время освоение вод и ресурсов Мирового океана является одним из актуальных направлений развития мировой цивилизации. В большом количестве стран рыбохозяйственная отрасль представлена как составляющая стратегического значения, способная обеспечить безопасность, в связи с тем, что развитие рыбохозяйственного комплекса содействует заселению отдельных прибрежных районов и их социально-экономическому развитию. Продукты питания, производимые в результате работы рыбохозяйственной отрасли, являются важным фактором жизнеобеспечения. Недостаток продуктов рыбной отрасли в рационе человека является причиной ухудшения иммунитета, повышения числа болезней, снижения продолжительности жизни, что негативно воздействует на уровень конкурентоспособности национальной экономики. В настоящее время развитие мирового рыбохозяйственного комплекса непрерывно связано с усилением соперничества среди государств, осуществляющих рыболовство, за получение права использования водных биоресурсов, особенно видов рыб и ракообразных, обладающих высокой ценностью, а также за рынки сбыта рыбной продукции. Рыбохозяйственный комплекс имеет многоотраслевую структуру. Кроме рыбопромышленных подотраслей и производств (рыбодобыча, рыбопереработка, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов), он включает целый ряд вспомогательных и обслуживающих отраслей и производств, а также элементы производственной и социальной инфраструктуры (судоремонт, строительство, транспорт, портовое хозяйство). Сырьевая база рыбного хозяйства имеет множество отличительных черт, обусловленных зависимостью добычи (вылова) от сезона, подвижностью водных биоресурсов, сложностью прогнозирования запасов водных биоресурсов и определения рациональной объема их изъятия без ущерба для воспроизводства. Изучение, добыча, сохранение и воспроизводство водных биоресурсов обеспечиваются специализированными научными, рыбопромысловыми, рыбоохранными организациями с использованием специализированных судов, а также объектами по воспроизводству рыбных запасов.
Основой финансовых взаимоотношений пользователей водных биоресурсов с государством является платность. Этот принцип предусмотрен в Концепции развития рыбного хозяйства России и нормативно закреплен в федеральных законах и части II Налогового Кодекса РФ [3, 20]. В связи с большой важностью освоения водных биологических ресурсов, изучение сбора за их пользование является очень актуальной темой.
Основными задачами государства является не только получение дохода от данного сбора, но и стимулирование оптимального вылова и использования водных биологических ресурсов, а также создание таких условий, при которых данным ресурсам не будет причиняться непоправимый ущерб. Однако, как показывает практика, современная система налогообложения пользования водными биологическими ресурсами имеет недостатки, препятствующие решению этих задач, такие, например, как несовершенство системы ставок, низкая эффективность льготной системы, отсутствие коэффициентов риска и т.д.
Целью работы является изучение российской практики расчета и взимания платежей за пользование водными биологическими ресурсами.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- Анализ экономических показателей деятельности рыбохозяйственного комплекса РФ;
- Изучение действующей системы платежей за пользование водными биологическими ресурсами в Российской Федерации;
- Определение проблем современной системы налогообложения пользования водными биологическими ресурсами и направлений её совершенствования;
- Характеристика финансово - экономических показателей предприятия, осуществляющего деятельность в сфере рыбного хозяйства;
- Анализ фискальной нагрузки пользователя водных биологических ресурсов и изучение особенностей исчисления и уплаты сбора за пользование водными биологическими ресурсами таким пользователем.
Объектом исследования являются теоретические, практические аспекты налогообложения пользования водными биологическими ресурсами.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия государства и плательщиков фискальных платежей за пользование водными биологическими ресурсами.
Методологической и теоретической основой написания выпускной квалификационной работы являются законодательные и нормативные документы по теме исследования, в том числе Налоговый кодекс РФ, Основные направления бюджетно-налоговой политики Российской Федерации на период 2018 - 2020 гг., монографии, учебные пособии, труды отечественных ученых по экономике природопользования, о состоянии и развитии отечественного рыболовства, теории налогообложения, государственного регулирования устойчивого развития российского рыбохозяйственного комплекса (таких, как Ф. И. Баранов, В. В. Денисов, М. Р. Бобоев, Р. В. Гаврилов, Г. К. Войтоловский, Г. Д. Титова).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Выпускная квалификационная работа изложена на 90 страницах, включает 30 таблиц, 75 использованных источников и 3 приложения.
Основой финансовых взаимоотношений пользователей водных биоресурсов с государством является платность. Этот принцип предусмотрен в Концепции развития рыбного хозяйства России и нормативно закреплен в федеральных законах и части II Налогового Кодекса РФ [3, 20]. В связи с большой важностью освоения водных биологических ресурсов, изучение сбора за их пользование является очень актуальной темой.
Основными задачами государства является не только получение дохода от данного сбора, но и стимулирование оптимального вылова и использования водных биологических ресурсов, а также создание таких условий, при которых данным ресурсам не будет причиняться непоправимый ущерб. Однако, как показывает практика, современная система налогообложения пользования водными биологическими ресурсами имеет недостатки, препятствующие решению этих задач, такие, например, как несовершенство системы ставок, низкая эффективность льготной системы, отсутствие коэффициентов риска и т.д.
Целью работы является изучение российской практики расчета и взимания платежей за пользование водными биологическими ресурсами.
Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач:
- Анализ экономических показателей деятельности рыбохозяйственного комплекса РФ;
- Изучение действующей системы платежей за пользование водными биологическими ресурсами в Российской Федерации;
- Определение проблем современной системы налогообложения пользования водными биологическими ресурсами и направлений её совершенствования;
- Характеристика финансово - экономических показателей предприятия, осуществляющего деятельность в сфере рыбного хозяйства;
- Анализ фискальной нагрузки пользователя водных биологических ресурсов и изучение особенностей исчисления и уплаты сбора за пользование водными биологическими ресурсами таким пользователем.
Объектом исследования являются теоретические, практические аспекты налогообложения пользования водными биологическими ресурсами.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе взаимодействия государства и плательщиков фискальных платежей за пользование водными биологическими ресурсами.
Методологической и теоретической основой написания выпускной квалификационной работы являются законодательные и нормативные документы по теме исследования, в том числе Налоговый кодекс РФ, Основные направления бюджетно-налоговой политики Российской Федерации на период 2018 - 2020 гг., монографии, учебные пособии, труды отечественных ученых по экономике природопользования, о состоянии и развитии отечественного рыболовства, теории налогообложения, государственного регулирования устойчивого развития российского рыбохозяйственного комплекса (таких, как Ф. И. Баранов, В. В. Денисов, М. Р. Бобоев, Р. В. Гаврилов, Г. К. Войтоловский, Г. Д. Титова).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Выпускная квалификационная работа изложена на 90 страницах, включает 30 таблиц, 75 использованных источников и 3 приложения.
В результате выполненной работы была изучена российская практика расчета и взимания платежей за пользование водными биологическими ресурсами. Был сделан вывод, что за последние годы система налогообложения природных ресурсов в РФ претерпела достаточно серьезные изменения, но при этом она остается далекой от своего совершенства. До сих пор не удается добиться гармонизации двух основных функций налогов, а именно стимулирующей и фискальной, что способствует неграмотному использованию природных ресурсов в РФ. Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование водных биологических ресурсов регулируется главой 25.1 Налогового кодекса РФ, которая вступила в силу с 1 января 2004, однако до сих пор не удалось создать нормативную правовую базу, необходимую для эффективного функционирования рыбного хозяйства, обеспечить координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере управления водными биологическими ресурсами.
Размеры действующих ставок сбора за пользование водными биологическими ресурсами неоправданно малы, их размер не соответствует современным рыночным ценам. При этом доля сбора в объеме выручки пользователя объектами водных биологических ресурсов ежегодно сокращается, что связано с ростом уровня инфляции, повышением уровня цен и при этом отсутствием индексации ставок. Кроме того, ставки сбора не учитывают такие важные критерии, как состояние запаса ресурса, его доступность, условия использования ресурса, определение оптимального улова в количественном и стоимостном выражении, совокупные нормативные издержки, плата на единицу промыслового усилия по типам судов и т.д. При этом, перечисленные критерии не остаются неизменными в течение времени, следовательно, налогооблагаемая база должна меняться так же динамично, что позволит ежегодно с принятием общего допустимого улова вносить коррективы в кадастровые оценки зон промысла и устанавливать ставки сбора за пользование водными биологическими ресурсами. Кроме того, установленная льготная система является нерабочей и значительно сокращает потенциальный доход государственного бюджета. Такая льгота не является стимулом для развития в промышленности выгодных для государства условий. Наиболее эффективной будет замена этой льготы льготой, действующей для предприятий, например, способствующих развитию внутреннего рынка рыбной продукции, успешно практикующих рыбопереработку и т.д. Так же существует проблема необходимости уплаты сбора, исходя из объема водных биологических ресурсов, указанных в разрешении. В связи с этим, многим организациям приходится переплачивать сбор вследствие объективных причин. Например, из-за неблагоприятных погодных условий или пониженной биопродуктивности промыслового участка. Кроме того, отсутствуют какие- либо коэффициенты риска, учитывающие, например, наличие стабильно неблагоприятных погодных условий, сложность добычи водных биологических ресурсов в определенном районе и т.д.
Совершенствование системы налогообложения пользования водными биологическими ресурсами позволит ликвидировать несоответствие добывающих мощностей рыбопромыслового флота запасам водных биологических ресурсов, а расширение исследования этих ресурсов обеспечит включение в промысловый оборот малоизученных и недоиспользуемых их видов, освоение новых промысловых районов, что, в свою очередь, позволит существенно увеличить доходы государства от использования биоресурсов без увеличения налоговой нагрузки на рыбную отрасль.
При анализе одного из крупнейших рыбодобывающих предприятий России - ПАО «НБАМР» - были рассмотрены основные риски, такие, как зависимость предприятия от колебания валютных курсов, потеря платежеспособности и просрочки собственных обязательств по платежам вследствие срыва графиков платежей рассрочки, а также достаточно высокая степень износа рыбопромысловых судов, что может привести к авариям и, как следствие, к незапланированным простоям судов, что может стать причиной ухудшения операционных и финансовых показателей.
В 2017 году на деятельность ПАО «НБАМР» приходилось около 20% от общего объема вылова водных биоресурсов рыбопромышленными предприятиями края, при этом квоты были освоены только на 66%, что меньше показателя среднего освоения квот по Приморскому краю за этот период на 20,1%. С учетом того, что обязанность по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов связана не с фактом вылова водных биоресурсов, а исключительно с фактом выдачи разрешения на право ведения промысла водных биоресурсов, ПАО «НБАМР» не вправе претендовать на возврат переплаты налога, следовательно, возникают необоснованные затраты, что может привести к повышению себестоимости продукции. Однако, данное предприятие имеет право претендовать на льготу, предусмотренную НК РФ, а именно, уплачивать в бюджет 15% от начисленной суммы сбора, что значительно снижает налоговую нагрузку на предприятие по данному виду платежа. Был проведен анализ финансово-экономических показателей ПАО «НБАМР» и сделан вывод, что предприятие имеет довольно устойчивое положение на рынке и успешно ведет рыбохозяйственный промысел. Однако, ПАО «НБАМР» следует оперативно реагировать на нестабильность промысловой обстановки, что позволит наиболее эффективно осваивать квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Кроме того, было выявлено, что предприятие испытывает затруднения при исполнении своих финансовых обязательств и не имеет достаточного количества оборотных средств. Исправление данных фактов приведет к повышению финансовой устойчивости предприятия. В результате резкого увеличения повышение объема заемных средств предприятия, показатель отношения чистого долга к объему прибыли после вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации значительно увеличился. Не смотря на то, что данный показатель находится в пределах установленного нормативного значения, дальнейшее увеличение объема заемных средств может привести к тому, что ПАО «НБАМР» утратит свою капиталоемкость.
Размеры действующих ставок сбора за пользование водными биологическими ресурсами неоправданно малы, их размер не соответствует современным рыночным ценам. При этом доля сбора в объеме выручки пользователя объектами водных биологических ресурсов ежегодно сокращается, что связано с ростом уровня инфляции, повышением уровня цен и при этом отсутствием индексации ставок. Кроме того, ставки сбора не учитывают такие важные критерии, как состояние запаса ресурса, его доступность, условия использования ресурса, определение оптимального улова в количественном и стоимостном выражении, совокупные нормативные издержки, плата на единицу промыслового усилия по типам судов и т.д. При этом, перечисленные критерии не остаются неизменными в течение времени, следовательно, налогооблагаемая база должна меняться так же динамично, что позволит ежегодно с принятием общего допустимого улова вносить коррективы в кадастровые оценки зон промысла и устанавливать ставки сбора за пользование водными биологическими ресурсами. Кроме того, установленная льготная система является нерабочей и значительно сокращает потенциальный доход государственного бюджета. Такая льгота не является стимулом для развития в промышленности выгодных для государства условий. Наиболее эффективной будет замена этой льготы льготой, действующей для предприятий, например, способствующих развитию внутреннего рынка рыбной продукции, успешно практикующих рыбопереработку и т.д. Так же существует проблема необходимости уплаты сбора, исходя из объема водных биологических ресурсов, указанных в разрешении. В связи с этим, многим организациям приходится переплачивать сбор вследствие объективных причин. Например, из-за неблагоприятных погодных условий или пониженной биопродуктивности промыслового участка. Кроме того, отсутствуют какие- либо коэффициенты риска, учитывающие, например, наличие стабильно неблагоприятных погодных условий, сложность добычи водных биологических ресурсов в определенном районе и т.д.
Совершенствование системы налогообложения пользования водными биологическими ресурсами позволит ликвидировать несоответствие добывающих мощностей рыбопромыслового флота запасам водных биологических ресурсов, а расширение исследования этих ресурсов обеспечит включение в промысловый оборот малоизученных и недоиспользуемых их видов, освоение новых промысловых районов, что, в свою очередь, позволит существенно увеличить доходы государства от использования биоресурсов без увеличения налоговой нагрузки на рыбную отрасль.
При анализе одного из крупнейших рыбодобывающих предприятий России - ПАО «НБАМР» - были рассмотрены основные риски, такие, как зависимость предприятия от колебания валютных курсов, потеря платежеспособности и просрочки собственных обязательств по платежам вследствие срыва графиков платежей рассрочки, а также достаточно высокая степень износа рыбопромысловых судов, что может привести к авариям и, как следствие, к незапланированным простоям судов, что может стать причиной ухудшения операционных и финансовых показателей.
В 2017 году на деятельность ПАО «НБАМР» приходилось около 20% от общего объема вылова водных биоресурсов рыбопромышленными предприятиями края, при этом квоты были освоены только на 66%, что меньше показателя среднего освоения квот по Приморскому краю за этот период на 20,1%. С учетом того, что обязанность по уплате сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов связана не с фактом вылова водных биоресурсов, а исключительно с фактом выдачи разрешения на право ведения промысла водных биоресурсов, ПАО «НБАМР» не вправе претендовать на возврат переплаты налога, следовательно, возникают необоснованные затраты, что может привести к повышению себестоимости продукции. Однако, данное предприятие имеет право претендовать на льготу, предусмотренную НК РФ, а именно, уплачивать в бюджет 15% от начисленной суммы сбора, что значительно снижает налоговую нагрузку на предприятие по данному виду платежа. Был проведен анализ финансово-экономических показателей ПАО «НБАМР» и сделан вывод, что предприятие имеет довольно устойчивое положение на рынке и успешно ведет рыбохозяйственный промысел. Однако, ПАО «НБАМР» следует оперативно реагировать на нестабильность промысловой обстановки, что позволит наиболее эффективно осваивать квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов. Кроме того, было выявлено, что предприятие испытывает затруднения при исполнении своих финансовых обязательств и не имеет достаточного количества оборотных средств. Исправление данных фактов приведет к повышению финансовой устойчивости предприятия. В результате резкого увеличения повышение объема заемных средств предприятия, показатель отношения чистого долга к объему прибыли после вычета расходов по уплате налогов, процентов и начисленной амортизации значительно увеличился. Не смотря на то, что данный показатель находится в пределах установленного нормативного значения, дальнейшее увеличение объема заемных средств может привести к тому, что ПАО «НБАМР» утратит свою капиталоемкость.
Подобные работы
- ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВЫХ И ИНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ
БИОЛОГИЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4775 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ И ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы разграничения налоговых и неналоговых сборов
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2018



