СОЦИАЛЬНЫЕ ДОПЛАТЫ К ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на материале Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия)
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Основная характеристика социальных доплат к пенсии в Российской Федерации
1.1 Понятие и виды социальных доплат к пенсии, выплачиваемых
гражданам в РФ 9
1.2 Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии,
ее установление и выплата в Республике Мордовия 19
2 Механизм выплат социальных доплат к пенсии в РФ на материале УПФР в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия
2.1 Общая характеристика УПФР в Ардатовском муниципальном
районе Республики Мордовия 25
2.2 Определение размера выплат социальных доплат к пенсии и их
индексация с 2016-2019 г. г. 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А (обязательное) Заявление о назначение социальной доплаты к пенсии 42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б (обязательное) Общая численность нуждающихся в ФСД к пенсии в Ардатовском районе Республики Мордовия на 2016-2019 г. г.
Актуальность темы. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, которая провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и в связи с этим социальная политики России находится в стадии постоянного развития в направлении социальной поддержки наименее защищенных слоев населения.
Преодоление социально-политических проблем является приоритетной задачей нашего государства и в подтверждении данного тезиса в 2010 году государственная социальная помощь пополнилась еще одним новым ее видом - социальной доплатой к пенсии.
В соответствии с данным законом государственная социальная помощь определяется как предоставление малоимущим семья, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям гражданам, указанным в Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Социальная доплата к пенсии является одним из видов социальной помощи, предназначенной гражданину в виде денежных средств, и выплачивается к пенсии до величины прожиточного минимума гражданина, установленного в Российской Федерации и индексируемого ежегодно для каждого региона Российской Федерации. Суть доплаты состоит в том, чтобы выровнять небольшие пенсии до величины прожиточного минимума.
Необходимость введения социальных доплат к пенсии была продиктована тем, что до 2012 года средний размер пенсии был ниже прожиточного минимума у почти 5000 пенсионеров (свыше 12% от общего числа получателей пенсии) и это свидетельствовало о существенных проблемах в пенсионной системе, которая не позволяет обеспечить достойный уровень жизни одной из самых язвимых категорий населения.
Российская Федерация, как социально-ориентированное государство ищет пути решения проблемы преодоления бедности и проблемы недостаточного уровня обеспечения социальных гарантий пенсионеров. Этим целям и послужило нормативное закрепление и реализация в практической жизни института социальных дoплат к пенсии в Российской Федерации.
Теоретическая основа и степень изучаемости темы. Данная тема рассматривается в работах М.О. Буяновой, В.П. Галаганова, Д. Н. Ермакова, П. Крымова. Авторы определяют такие понятия, как «пенсия», «социальные доплаты к пенсии», oднако выявить проблематику пенсионного обеспечения лиц с ограниченными возможностями оказалось довольно затруднительно ввиду слабой степени изучаемости темы.
Предметом исследования является система правовых норм, регулирующих порядок назначения и выплат социальных доплат к пенсии в Российской Федерации.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с выплатой официальных доплат к пенсии.
Цель исследования состоит в изучении понятия, видов и правового регулирования социальных доплат к пенсии в Российской Федерации. Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
- сформулировать определение социальных доплат к пенсии;
- выявить виды социальных доплат к пенсии в Российской Федерации;
- изучить основания возникновения, изменения и прекращения выплат социальных доплат к пенсии в Российской Федерации;
- рассмотреть порядок определения размера социальных доплат к пенсии в Российской Федерации;
- проанализировать порядок выплат социальных доплат к пенсии на примере УПФР в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия.
Методологическая основу работы составили как общенаучные методы (анализ, функциональный и системно-структурный методы), так и частно-научные методы (социологический, исторический, сравнительно-правовой, специально-юридический (нормативно-догматический), формально юридический, токование норм права, анализ правовых текстов и иные методы.
Научно-практическая значимость исследования. Рассмотренные в работе положения и предложенные рекомендации, касающиеся социальных доплат к пенсии, могут быть использованы в практике работы муниципальных органов социальной защиты населения при назначении и выплате социальных доплат к пенсии, а также при профессиональной подготовке специалистов по социальной работе.
Структура дипломной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и двух приложений. В первой главе рассмотрены общие характеристики, которые касаются социальных доплат к пенсии в РФ. Вторая глава посвящена изучению деятельности Управлении Пенсионного фонда в Ардатовском муниципальном районе Республики Мордовия в области социальных доплат к пенсии.
В ходе выполнения дипломного исследования изучены такие понятия, как «пенсия», «социальная доплата к пенсии», «федеральная доплата», «региональная доплата», раскрыты их сущность и особенности. Помимо этого, рассмотрены условия назначения и выплат социальных и региональных социальных доплат в России.
Социальная доплата к пенсии - это денежная сумма, которая предоставляется гражданину (пенсионеру) к пенсии, учитывая денежные выплаты и отдельные меры социальной поддержки, предоставляемые в натуральной форме до величины прожиточного минимума пенсионера.
Социальная добавочная выплата может быть начислена пенсионеру при его соответствии следующим условиям:
- субъект не должен быть трудоустроен, так как понятие «социальной» доплаты предполагает отсутствие возможности получать доход от трудовой деятельности. При этом права на социальную доплату лишает сам факт трудоустройства, а не определенный объем зарплаты;
- лицо должно быть не только гражданином РФ, но также постоянно проживать в стране и быть зарегистрированным по российскому адресу;
- общий пенсионный доход субъекта не превышает прожиточного минимума.
Социальной пенсией нетрудоспособным гражданам является пособие, оплачиваемое за счет средств государства, когда начисление трудового аналога не представляется возможным. Данная пенсия - это один из способов поддержки со стороны государства для граждан, которые из-за травм, болезней или иных причин имеют ограничения для жизнедеятельности.
Независимо от вида пенсии гражданин имеет право на получение социальных доплат, не имеет значения получает ли лицо пенсию по старости, по инвалидности, по потере кормильца или же за выслугу лет. В любом случае, если пенсия не выплачивается в размере, не доходящим до величины прожиточного минимума, доплаты будут предоставляться. Сейчас больше всего социальных доплат получают самые уязвимые слои населения, то есть лица, утратившие кормильца, граждане с третьей группой инвалидности, а также те, кто изначально получал социальную пенсию по старости.
Социальные доплаты к пенсии можно разделить на два вида:
- федеральная социальная доплата (ФСД);
- региональная социальная доплата (РСД).
В ходе написания дипломной работы проанализирован порядок выплат социальных доплат к пенсии на материале УПФР в Ардатовском муниципальном районе.
Размеры социальных доплат к пенсии пересматриваются в случае, если:
- изменяется величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российском Федерации и соответствующем субъекте РФ;
- индексируется размер денежных выплат;
- изменяются денежные эквиваленты мер социальной поддержки и денежных компенсаций.
Рассмотрев деятельность Управления, можно выделить следующие направления в сфере совершенствования пенсионных правоотношений:
- совершенствование тарифно-бюджетной политики;
- улучшение системы управления обязательным пенсионным
страхованием;
- развитие международного сотрудничества.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод: пенсионные правоотношения возникают каждый раз, когда появляется право на пенсионное обеспечение. Это касается и пенсионного обеспечения социальных доплат к пенсии до величины прожиточного минимума.
Поддержка государством правоотношений в сфере социальных доплат к пенсии в целом растет с каждым днем.
Так, например, уже с 1 января 2019 года согласно новым поправкам, доходы пенсионера, которые включают в себя пенсии, социальные выплаты и ряд других мер господдержки, сначала доводятся социальной доплатой до прожиточного минимума, а затем индексируются, то есть таким образом, прибавка в результате индексации устанавливается сверх прожиточного минимума пенсионера и не уменьшает доплату к пенсии.
Согласно изменениям, которые были внесены в апреле в федеральный закон «О государственной социальной помощи» и федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», пересмотрены правила подсчета социальной доплаты к пенсии до величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте.
В соответствии с ранее действовавшим порядком размер социальной доплаты к пенсии определялся с учетом проводимых индексаций пенсий и ежемесячной денежной выплаты. Это приводило к тому, что каждая новая индексация увеличивала размер пенсии или ежемесячной денежной выплаты и пропорционально уменьшала назначенную социальную доплату. В итоге выплаты пенсионеров даже после индексации могли оставаться без изменений, хотя и обеспечивались на уровне прожиточного минимума.
Государству следует обратить особое внимание на пенсионное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, а также детей, потерявших кормильца. Как было сказано выше, пенсии есть, но они не могут полностью покрыть расходы данных граждан.
Из этой ситуации есть несколько выходов, среди которых увеличивать размер социальных доплат к пенсии или предоставлять как можно больше помощи в виде расширенного перечня бесплатных лекарств, гуманитарной помощи и других услуг.
1 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. //
Российская газета. - 1993. - № 237.
2 О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: федер. закон [от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29.07.2019)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
3 Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: федер. закон [от 01.04.1996 г. № 457-ФЗ (ред. от 01.04.2019)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.- правовой системы ГАРАНТ.
4 О прожиточном минимуме: федер. закон [от 24.10.1997 г. № 134-ФЗ (ред. от 01.04.2019)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.- правовой системы ГАРАНТ.
5 Об основах обязательного социального страхования: федер закон [от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ (ред. от 03.08.2018)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
6 О государственной социальной помощи: федер. закон [от
17.07.1999 г. № 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
7 О государственном пенсионном обеспечении в РФ: федер. закон [от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
8 Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федер. закон [от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
9 О страховых пенсиях: федер. закон [от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
10 О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия: закон Республики Мордовия [от 28.12.2004 г. № 102-З 110 (ред. от 03.12.2018)] - [Электронный ресурс] - Доступ из справ.-правовой системы ГАРАНТ.
11 Алексеев С. С. Общая теория права / С. С. Алексеев. - М. : БЕК, 2009. - 200 с.
12 Анбрехт Т. А. Социальная защита отдельных категорий граждан: учеб. пособие для СПО / Т. А. Анбрехт. - М. : Издательство Юрайт, 2018. - 285 с.
13 Андрееев В. С. Право социального обеспечения / В. С. Андреев. - М. : БЕК, 2004. - 107 с.
14 Аракчеев В. С. Пенсионное право России / В. С. Аракчеев. - М. : Юридический центр Пресс, 2014. - 384 с.
15 Арчер Д. Ни пенсом больше, ни пенсом меньше / Д. Арчер. - М. : Азбука-классика, 2012. - 384 с.
16 Беликова Т. Пенсия. Расчет и порядок оформления / Т. Беликова. - СПБ. : Питер, 2011. - 224 с.
17 Борзунова О. А. Комментарий к Федеральному закону «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» / О. А. Борзунова. - М. : Юстицинформ, 2011. - 376 c.
18 Бровчак С. В. Пенсионное обеспечение. Российский и зарубежный опыт / С. В. Бровчак. - М. : Высшая школа экономики, 2008. - 416 с.
19 Буянова М. О. Право социального обеспечения России : учебник / М. О. Буянова. - М. : Проспект, 2012. - 640 с.
20 Галаганов В. П. Право социального обеспечения / В. П. Галаганов. - М. : КНОРУС, 2016. - 510 с.
21 Горшков А. В. Право социального обеспечения : учеб. пособие / А. В. Горшков. - М. : Омега-Л, 2013. - 179 с.
22 Гусаков Д. Б. История пенсионного обеспечения и социального страхования в России / Д. Б. Гусаков. - М. : Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2017. - 260 c.
23 Ермаков Д. Н., Хмелевская С. А. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации / Д. Н. Ермаков и др. // Государство и право. - 2014. - № 3. - С. 124-126.
24 Ерофеева О. В. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение / О. В. Ерофеева. - М. : Проспект, 2016. - 172 с.
25 Крымов П. Инвалиду нужно создать условия / П. Крымов // Эж-Юрист. - 2014. - № 20. - С. 17-21.
26 Кутепова К. О., Степанов А. Г. Все о пенсиях. Виды, условия назначения, размер / К. О. Кутепова и др. - М. : Омега-Л, 2011. - 144 с.
27 Мачульская Е. Право социального обеспечения: учебник для бакалавров / Е. Мачульская. - М. : Юрайт, 2015. - 442 с.
28 Соколов В. Пенсии по инвалидности и потере кормильца. Как получить: учеб. пособие / В. Соколов. - М. : Право, 2014. - 240 с.
29 Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения : учебник /
Г. В. Сулейманова. - М. : КНОРУС, 2018. - 322 с.
30 Шашкова О. В. Инвалидность. Порядок признания, льготы,
компенсации / О. В. Шашкова. - М. : Феникс, 2013. - 312 с.
31 Щеглов В. П. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ / В. П. Щеглов. - М. : Издательские решения, 2018. - 374 с.