Введение 8
Глава 1. Трейлер как современный инструмент рекламы фильма 14
1.1. Трейлер как инструмент кинорекламы: понятие, особенности становления,
инструментальные компоненты 14
1.2. Визуальная социология как метод анализа кинотрейлера 21
Глава 2. Эмпирический опыт изучения трейлеров фильмов как рекламы кино 30
2.1. Отечественные исследования трейлеров фильмов как рекламы кино 30
2.2. Зарубежные исследования трейлеров фильмов как рекламы кино 40
Глава 3. Социологический анализ трейлеров фильмов как инструментов рекламы
кино 58
3.1. Логический анализ и интерпретация основных понятий 58
3.2. Операциональная модель 1 58
3.3. Операциональная модель 2 59
3.4. Характеристика объекта эмпирического исследования 60
3.5. Обоснование выбора методов исследования 60
3.6. Описание проведённого пилотажного исследования 62
3.7. Инструмент исследования трейлеров фильмов как рекламы кино 74
3.8. Матрица количественно-качественного контент-анализа трейлеров 75
3.9. Матрица количественного контент-анализа комментариев к трейлерам и отзывов к
фильмам 87
3.10. Проверка гипотез 91
Заключение 98
Список использованной литературы
Актуальность темы исследования
Сегодня существует множество способов донесения определённых посылов до населения: от телевизионных новостей и постов в Интеренете до более мягких и завуалированных как, например кино. Однако в России существует проблема посещаемости отечественных картин (за редким исключением), что сказывается на кассовых сборах и рейтингах. Следовательно, необходимо внести изменения в рекламные кампании будущих фильмов, а именно в рекламныне ролики фильмов - трейлеры, путём использования в них иной структуры, смещения акцентирования на другие темы, а также задействовав в них оптимизирующую стратегию.
По итогам 2019 года, в период с января по ноябрь только 8 отечественных фильмов из 68, получивших государственную поддержку, окупились в прокате. Окупившимся считается фильм, собравший кассу вдвое превышающую собственный бюджет: 50% кассы достаётся кинотеатру, 10-15% - забирают прокатчики, 40-42% - остаётся для продюсеров. Тройка лидеров представлена следующими фильмами: «Т-34» (реж. А. Сидоров), «Бабушка лёгкого поведения 2» (реж. М. Вайсберг) и «Миллиард» (реж. Р. Прыгунов), а 2018 год за аналогичный период мог похвастаться девятью из 54 окупившимися картинами. Всего в 2019 году до проката добрались 168 российских фильмов, в 2018 - 140, бюджет фильмов, снимавшихся без поддержки государства доподлинно не известен [13].
Зародившись в начале XX века, сегодня трейлер - это само собой разумеющаяся часть медиапространства. Трейлер - это короткий, зрелищный и эффектный рекламный видеоролик, которым может сопровождаться практически любое событие или мероприятие в жизни общества. Но истинным предназначением трейлера является, и по сей день, реклама фильма. Трейлер современный в отличие от трейлера начала XX века приобрёл множество дополнительных особенностей и характеристик, как например: приёмы монтажа, саундтреки, оптимизирующая стратегия и т.д., изучая которые можно изучить и сам видеоролик.
Кино является одним из наиболее популярных способов времяпрепровождения современного человека, также кино - это искусство, а также кино можно рассматривать как высказывание, которое несёт определённые посылы. Трейлер рекламирует фильм, а следовательно является средством управления рекламы кино. Субъектом управления и потенциальным заказчиком может считаться Фонд Кино, т.к. именно он заказывает, финансирует и продвигает большинство фильмов в России, а также отслеживает их качество и соответствие нормам и законам. Данная позиция подкрепляется также тем, что в России трейлеры к фильмам снимают сами кинопроизводители, в отличие от США, где имеются отдельные компании по производству трейлеров. Объектом управления будут выступать потенциальные кинозрители, киноаудитория.
Так как трейлер является объектом визуального изучения, можно применить подходы визуальной социологии при его анализе. Визуальная социология не очень популярна в научных кругах и вызывает вопросы у исследователей, а действительно ли она является научной и объективны ли её данные. Единого и окончательного ответа пока ещё не существует, но можно смело утверждать, что способы восприятия реальности через визуальную информацию нашли своё отражение в жанровых особенностях фильмов и предпочтениях аудитории (фантастика, фэнтези, драма, боевик, приключения и т.д.). В зависимости от жанра фильм может показывать альтернативное развитие истории, предполагать существование чего-то неизведанного, пытаться доподлинно воссоздать эпоху жизни человека или же рассмотреть существующую реальность с акцентами на определённые темы.
Трейлеры как объекты социологических исследований, изучались как в России, так и за рубежом. Отечественные исследования трейлеров фильмов и рекламы кино отличаются, прежде всего, своим методологическим подходом: исследователи используют контент- анализ кинотрейлеров - количесвенно-качественный метод анализа и сбора информации. Отечественные исследования носят междисциплинарный характер, проводятся на стыке с психологией, но в основном они узконаправленны в поле общей социологии и социологии 98
рекламы, в отличие от разносторонних и разноплановых зарубежных изысканий. Зарубежные исследования по рекламе кино и трейлерам в отличие от отечественных более разносторонние и разноплановые. Они междисциплинарны - проводятся на стыке медицины и социологии, программирования, математики, психологии.
В рамках изучения трейлеров как инструментов рекламы кино был проведён анализ трейлеров российских фильмов 2019 года. Были исследованы 66 трейлера методом количественно-качественного контент-анализа, комментарии и отзывы на соответствующие фильмы методом количественного контент-анализа.
Анализ результатов исследования позволил выявить, что у трейлера есть определённая структура, не зависящая от смысловой нагрузки, т.е. независимо от жанра (драма или боевик) меняться будут кадры, но структурное оформление монтажа, текста, звука и оптимизирующей стратегии едино. Особенность в том, что в одном случае вместо битв будет показана ссора, вместо спасения - воссоединение: акценты по смыслам - смещаются, структура - не меняется.
Оптимизирующая стратегия является на данный момент новым компонентом для изучения в структуре трейлера. Это лингвистические приёмы, но их разграничивают с представленным в трейлере текстом. Результаты исследования показали, что только 22 трейлера из 66 используют приёмы данной стратегии: в основном это использование клише («От создателей...», «От студии...») и упоминание имени режиссёра (что по сути своей является вариацией клише), хотя стратегия имеет в своём арсенале куда больше приёмов: идиома, омонимия, рифма и ритм, неологизм, синтаксический параллелизм. Возможно, более смелое и широкое применение приёмов оптимизирующей стратегии поможет трейлерам, а затем, возможно, и фильмам, стать более успешными.
Трейлер влияет на успешность фильма одним из главнейших образов (как показало исследование, имеются единичные отклонения, что даёт стимул для дальнейшего изучения вопроса). Для успешного трейлера (22 из 66) характерна длительность в не более чем 2,5 минуты, его качество должно быть высоким (это сугубо вопрос технический, и с современным развитием технологий не представляющий проблем). Успешный трейлер задействует минимум два монтажных приёма, что положительно сказывается на его зрелищности, а также минимум один узнаваемый саундтрек, что позволяет «сблизить» зрителя и фильм, повысить узнаваемость картины. Оптимизирующая стратегия является относительно новой характеристикой для трейлеров российских фильмов, однако в некоторых она используется (8 из 22), но достаточно скромно.
Для изучения трейлера как инструмента рекламы кино разработана авторская матрица анализа кинотрейлера. Она включает следующие компоненты:
1. Общая информация (возрастное ограничение, длительность, дата публикации трейлера, дата выхода фильма, жанр, количество просмотров, количество «лайков»/ «дизлайков»)
2. Изображение/картинка (качество, комфортность просмотра, цветовые фильтры, тематика)
3. Монтаж (уход в затемнение, «шторки», замедления и ускорения, эффект стробоскопа, монтаж по движению в кадре, плавные переходы, джамп-каты и матч-каты)
4. Звук (громкий и тихий, оживлённый и спокойный, эпический и драматичный, Sfx- звуки, количество композиций, закадровый голос)
5. Текст (сюжет, слоганы, призывы, бренды, латентные посылы)
6. Оптимизирующая стратегия (идиома, омонимия, рифма и ритм, неологизм, клише, синтаксический параллелизм)
Алгоритм работы с матрицей заключается в следующей последовательности:
1. Трейлер просматривается и в матрицу кратко заносится информация по вышеуказанным компонентам.
2. Трейлер необходимо просматривать последовательно, т.е. при первом просмотре уделить внимание изображению, при втором - обратиться к монтажным склейкам и т.д.
3. После заполнения всех ячеек матрицы по трейлеру рекомендуется ещё раз просмотреть ролик, оценивая все характеристики в совокупности - это может дать некоторые зацепки для более глубоко и комплексного анализа.
Таким образом, чтобы трейлер был более успешным, рекомендуется обратить внимание на следующие параметры рекламного ролика:
1. Длительность не должна превышать 2 мин. 30 сек.
2. Качество картинки не ниже 720p, а с всё стремительно развивающимися технологиями и этот показатель оказывается недостаточным - лучше как можно оперативнее переходить на формат 4K.
3. Важен монтаж картинки: он не должен быть рваным или сумбурным. Приёмы следует разнообразить как минимум двумя-тремя способами (например, задействовать затемнения, плавные переходы и матч-каты - данные приёмы придадут трейлеру плавности и степенности), а лучше и четырьмя-пятью, чтобы трейлер выглядел более профессионально и зрелищно, но главное - в меру, чтобы трейлер не выглядел наоборот - непрофессионально и сумбурно.
4. Среди звуков и музыки необходимо задействовать несколько саундтреков, чтобы при последующем узнавании мелодии у потенциального зрителя возникала ассоциация с будущим фильмом и знакомый саундтрек позволит «сблизить» зрителя и фильм.
5. Необходимо использовать разнообразные приёмы оптимизирующей стратегии (клише, рифму и ритм, неологизмы, идиомы, омонимии): они могут добавить трейлеру «изюминку», сделать его более запоминающимся, уникальным.
1. Барт, Р. Camera lucida / пер. с фр. М. Рылкина. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2011. - 272 с.: фот.
2. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М.: Искусство, 1979. - 423 с.
3. Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла / пер. с фр. Л. Любарская, Е. Марковская. - М.: Добросвет, 2000. - 258 с.
4. Буланов, Е. В. Трейлер как феномен современной экранной культуры / Е. В. Буланов // Наука телевидения. - 2017, № 13.2. - С. 93-105.
5. Бухтеев, М. Как сделать трейлер // Mabuk.ru. - 2009, 29 августа - Режим доступа: https://mabuk.ru/ru/node/169 (дата обращения: 09.09.2019).
6. Глазова, М. С., Савельева, О. О. Трейлер: экранная реклама или минифильм? /
М. С. Глазова, О. О. Савельева // Наука телевидения. - 2017, № 13.2. - С. 78-92.
7. Горбачёва, О. Н., Каменева, В. А. Визуальные стилистические средства в социальной интернет-рекламе, или зарождение визуальной стилистики текста / О. Н. Горбачёва,
B. А. Каменева // Политическая лингвистика. - 2014, № 2 (48). - С. 124-127.
8. Деррида, Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только / пер. с фр. Г. А. Михалкович. - Минск: Современный литератор, 1999. - 832 с.
9. Дьяченко, И. В. Социокультурное исследование дискурса и индикатива рекламы кино / И. В. Дьяченко // Вестник Вятского государственного университета. - 2009, № 4, Т. 4. -
C. 47-50.
10. Дьяченко, И. В. Социологические исследования: социокультурный анализ рекламы кино / И. В. Дьяченко // Вестник Вятского государственного университета. - 2009, № 3, Т. 4. - С. 92-97.
11. Запорожец, О. Н. Визуальная социология: контуры подхода / О. Н. Запорожец // ИНТЕР. - 2007, № 4, Т. 1. - С. 33-43.
12. Зонтаг, С. О фотографии / пер. с англ. В. Голышева. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. - 272 с.
13. Из 68 получивших господдержку фильмов за год окупились восемь. - Электрон. дан. -
Режим доступа: https://www.rbc.ru/technology_and_media/14/12/2019/5df2610f9a79476
d48fb1685?utm_source=yxnews&utm_medium (дата обращения: 10.11.2019)
14. История развития трейлеров. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.cinemotionlab.com/novosti/istoriya_razvitiya_treylerov/ (дата обращения: 19.11.2019).
15. Кому принадлежат крупные киностудии в России: что говорят выписки из ЕГРЮЛ. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://moneymakerfactory.ru/spravochnik/krupneyshie- kinostudii-rossii-za-2018/ (дата обращения: 23.01.2020).
16. Нарская, Н. В. Визуальная социология: из истории становления / Н. В. Нарская // Наука ЮУрГУ: материалы 67-й научной конференции Секции социально-гуманитарных наук. - 2015. - С. 736-732.
17. Ответы Владимира Мединского на ответы читателей РБК. Главное. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/22/11/2019/5dd821ff9a79472ebdbab4ca. (дата обращения: 29.09.2019)
18. Пирогова, Ю. К. Стратегии коммуникативного воздействия в рекламе: опыт
типологизации // Диалог. - 2001. - Режим доступа: http://www.dialog-
21.ru/digest/2001/articles/pirogova/ (дата обращения: 13.02.2019)
19. Полюшкевич, О. А. Идеологическая пропаганда: анализ фильмов Н. Михалкова / О. А. Полюшкевич // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2011, № 4, Т. 14. - С. 127-144.
20. Постмодернизм. Энциклопедия. - Усманова А. Р. Холл Стюарт - Мн.: Интерпресс- сервис, Книжный Дом, 2001. - 1040 с.
21. Российские городские кинозрители: штрихи к портрету. - Электрон. дан. - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9018 (дата обращения: 16.03.2019)
22. Сабурова, Н. А., Плотникова, К. А. Способы реализации оптимизирующей стратегии в трейлере / Н. А. Сабурова, К. А. Плотникова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2018, № 8-2 (86). - С. 381-383.
23. Сергеева, О. В. Исследовательское поле визуальной социологии / О. В. Сергеева // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2008, № 1, Т. XI. - С. 136-146.
24. Ушкин, С. Г. Визуальная социология: интеракционистский, семиотический и
постструктуралистский подходы / С. Г. Ушкин // Вестник Томского государственного университета. - 2015, № 1(29). - С. 203-213.
25. Шорохова, Т. История трейлеров // КиноПоиск. - 2014. - Режим доступа:
https://www.kinopoisk.ru/blogs/vintik/post/3890/ (дата обращения: 02.05.2019)
26. Штомпка, П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник/ пер. с польск. Н. В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н. Е. Покровский. — М.: Логос, 2007. — 168 с. + 32 с. цв. ил.
27. Эко, У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / пер. с ит. А. Г. Погоняйло, В. Г. Резник. — СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1998. - 432 с.
28. McCann. Sfx в трейлерах и ТВ спотах / Настоящее кино. - 2011, 27 октября. - Режим доступа: https://filmz.ru/blogs/mccann/937/ (дата обращения: 18.04.2019)
29. Becker, H. Exploring Society Photographically / H. Becker. - North-western University Press, 1981. - 96 p.
30. Boksem, M. A. S., Smidts, A. Brain Responses to Movie Trailers Predict Individual Preferences for Movies and Their Population-Wide Commercial Success / M. A. S. Boksem, A. Smidts. - Journal of Marketing Research, August, 2015. - P. 482-492.
31. Bourdieu, P. Photograhy: A Middle-brow Art / P. Bourdieu. - Oxford: Polity Press, 1998. - 232 p.
32. Crockett, Z. Why are movie trailer called «Trailers». - Электрон. дан. - Режим доступа:
https://priceonomics.com/why-are-movie-trailers-called-trailers/ (дата обращения:
05.02.2020)
33. Deldjoo, Y., Constantin, M. G., Ionescu, B., Schedl, M., Cremonesi, P. MMTF-14K - A Multifaceted Movie Trailer Feature Dataset for Recommendation and Retrieval // MMSys. - 2018, June 12-15, 6 p. - Режим доступа: https://yasdel.github.io/publication/MMSys18 (дата обращения: 25.02.2020).
34. Goffman, E. Gender Advertisements / E. Goffman. - London: Macmillan, 1979. - 84 p.
35. Hauptmann, A. G., Christel, M. G., Lin, W.-H., Maher, B., Yang, J., Baron, R. V. and Xiang, G. Clever Clustering vs. Simple Speed-up for Summarizing Rushes. / A. G. Hauptmann et al. - in Proc. Int. Workshop on TRECVID Video Summarization, 2007. - P. 20-24.
36. Hixson, T. K. Mission possible - Targeting trailers to movie audiences / T. K. Hixson. - Journal of Targeting, Measurement and Analysis for Marketing, Vol. 14, 3, 2016. - P. 210-224.
37. Iida, T. Goto, A., Fukuchi, S., Amasaka, K. A Study On Effectiveness Of Movie Trailers Boosting Customers’ Appreciation Desire - A Customer Science Approach / T. Iida, A. Goto, S. Fukuchi, K. Amasaka. - Journal of Business & Economics Research, Vol. 10, № 6, June, 2012. - P. 375-384.
38. Irie, G., Yamasaki, T., Kojima, A., Aizawa, K. Automatic Trailer Generation // Conference:
Proceedings of the 18th International Conference on Multimedea. - 2010, October 25-29, P. 838-842. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/221573230_
Automatic_trailer_generation (дата обращения: 23.06.2020).
39. Marfathonah, U. Personal and Temporal Deixis Depicted is Francis Lawrence's The Hunger
Games Part 2 Movie Trailer Through the Dialogue // Ministry of Research, Technology and High Education, Jenderal Soedirman University, Humanities Faculty, English Language and Literature Department. - 2018, 16 p. - Режим доступа:
https://www.academia.edu/36740240/PERSONAL_AND_TEMPORAL_DEIXIS_DEPICTED
_IN_FRANCIS_LAWRENCES_THE_HUNGER_GAMES_PART_2_MOVIE_TRAILER_T HROUGH_THE_DIALOGUE (дата обращения: 10.07.2020)
40. Ortiz, E. G., Wright, A., Shah, M. Face Recognition in Movie Trailers via Mean Sequence Sparse Representation-based Classification / E. G. Ortiz, A. Wright, M. Shah. - The IEEE Conference on Computer Vision and Pattern Recognition (CVPR), 2013. - P. 3531-3538.
41. Ruby, J. Visual Anthropology. Encyclopedia of Cultural Anthropology / J. Ruby. - N.Y., vol.4, 1996. - P. 1345-1351.
42. Smeaton, A. F., Lehane, B., O'Connor, N. E., Brady, C., Craig, G. Automatically Selecting Shots for Action Movie Trailers / A. F. Smeaton et al. - MIR Proceedings of the ACM international workshop on Multimedia information retrieval, October 26-27, 2016. - P. 231¬238.
43. Smith, J. R., Joshi, D., Huet, B., Hsu, W., Cota, J. Harnessing A.I. for Augmenting Creativity - Application to Movie Trailer Creation / J. R. Smith et al. - MM Proceedings of the ACM international conference on Multimedia, October 23-27, 2017. - P. 1799-1808.
44. Stapleton, C. B., Hughes, C. E. Mixed Reality and Experiential Movie Trailers - Combining
Emotions and Immersion to Innovate Entertainment Marketing // IEEE Computer Graphics and Applications. - 2015, № 25 (6), January, 9 p. - Режим доступа:
https://www.researchgate.net/publication/238655292_Mixed_Reality_and_Experiential_Movie _Trailers_Combining_Emotions_and_Immersion_to_Innovate_Entertainment_Marketing (дата обращения: 27.08.2020)
45. The essential reference guide for filmmakers / Eastman Kodak Company. New York: Eastman Kodak Company, 2007. - 213 p.
46. Thrasher, F. M. The Gang: A Study of 1,313 Gangs in Chicago. / F. M. Thrasher. - Chicago: Chicago University Press, 1927. - 605 p.