Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


К. Г. МУРАТОВА И С. И. ПАРАДЖАНОВ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛИ «АВТОРСКОГО» КИНЕМАТОГРАФА В СССР 1960-Х – 1980-Х ГГ.

Работа №73967

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы146
Год сдачи2020
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
375
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Источники. Историография 11
Глава 2. С.И. Параджанов. Жизнь и творчество
§1. Биография. Ранние работы (1951-1962) 25
§2. Период зрелого творчества: «Тени забытых предков» и 38
«Цвет граната»
§3. Преследования. Арест и заключение (1973-1984) 51
§4. Возвращение в кинематограф (1984-1990) 57
Глава 3. К. Г. Муратова и ее фильмы
§1. Биография. Первый период творчества (1958-1971) 66
§2. «Переходный период» (1978 — 1983) 85
§3. «Астенический синдром» 1989 г. и эволюция творчества
К. Г. Муратовой в 1990-е - 2000-е гг. 98
Заключение 108
Список источников и литературы 114
Список иллюстраций 122
Приложение


Происхождение термина «авторский кинематограф» имеет множество версий, но, прежде всего, его следует связывать с так называемой «теорией авторского кино», возникшей во Франции в 1950-е гг. на страницах журнала «Cahier du Cinema» (Кинематографические тетради). Столь позднее выделение авторского компонента в кино было обусловлено долгим путем кинематографа от «движущейся фотографии» и «аттракциона» к «самому молодому из искусств». В самой успешной модели кинопроизводства, голливудской, «массовые», жанровые формы всегда превалировали, и проблема «авторства» не возникала как существенная. В противовес засилью жанровых голливудских лент в Европе уже в конце 1940-х гг. зародилось течение «арт-синема», ориентированное на возрастание роли личности режиссера в кинопроцессе. Одним из первых его провозвестников был
А. Астрюк, в 1948 г. опубликовавший эссе «Рождение нового авангарда: камера-перо». Астрюк делал вывод о том, что камера подобна перу, и кинематографист подобен писателю, это художник, творец искусства.
Идеи Астрюка были взяты на вооружением знаменитым критиком А. Базеном и его учениками, молодыми режиссерами французской «новой волны» (Ж.-Л. Годар, Э. Ромер, К. Шаброль, Ф. Трюффо). Статья Ф. Трюффо «Одна тенденция во французском кино» (1954) стала манифестом нового движения, поставившего во главу кинопроцесса понятие «авторская индивидуальность». Представители «новой волны» критиковали распространенные в послевоенной Франции экранизации классических романов XIX в., а в качестве образцов рассматривали творчество голливудских режиссеров, остающихся «авторами» в рамках студийной системы: О. Уэллса, Г. Хоукса, А. Хичкока. Движение «арт-синема»,
отождествляемое с понятием «новой волны» в кино, стало мощным импульсом для развития европейских национальных кинематографий: позже, в 1960-е и 1970-е гг., явление «новой волны» или «киноренессанса» наблюдалось в Италии, Великобритании, в ФРГ, в Швеции, в Польше, в Чехословакии. Это показало способность «авторского» кино к созданию и аккумуляции национальных культурных ценностей, противостоящих «глобализированному» голливудскому продукту. Деятельность таких режиссеров, как Ф. Феллини, М. Антониони, И. Бергман, А. Вайда,
В. Хитилова и др. напрямую соотносилась с представлением об авторе как о «творце», несущем ответственность за фильм в целом, контролирующем весь съемочный процесс и выражающем посредством кино свою точку зрения на окружающую действительность, свою философскую позицию.
В 1970-е гг., в связи с постмодернистской концепцией «смерти автора» Р. Барта и М. Фуко, авторская теория в кино на время утратила популярность. Автор стал восприниматься как персонификация его собственного текста, приоритет отдавался изучению произведения, рассматриваемого как интертекст, вбирающий в себя коллективную память всего человечества. Исследователи занимались бесконечными интерпретациями «чистого» текста как «вещи в себе», независимой от личности создателя, пользуясь методами семиотики, психоанализа, постструктурализма. В 1980-е -1990 е гг. критика данных интерпретационных подходов заставила мировое киносообщество вновь пересмотреть взгляды на авторскую теорию. В настоящее время институция «арт-синема» трактуется, прежде всего, не с художественной, а с социальной точки зрения. По мнению С. Нила, авторская теория сегодня служит средством идеологического давления, при помощи которого можно избежать столкновения с концепцией фильма как социальной практики; «арт-синема» — такой же коммерческий продукт, занимающий место на мировом рынке, как и голливудский, а «свободное творчество»
режиссера — бренд, выгодный определенным кругам. Данный подход призван напомнить, что никакое искусство не является свободным от влияния идеологии, даже если оно маркирует себя как «чистая форма самовыражения», и «авторство» можно рассматривать не только с общекультурных, но и с социальных позиций.
«Авторским» фильм признается, если режиссер участвует во всем съемочном процессе (написание сценария, продюсирование, монтаж), создает цельный замысел произведения, выражающего некий субъективный взгляд на мир. Можно сказать, что в «арт-синема» именно имя автора, а не жанр, является брендом, притягивающим зрительскую аудиторию; в массовом же кино, за редким исключением, имя режиссера-постановщика не имеет столь всеобъемлющего значения.
В СССР термин «авторское кино» не получил широкого распространения. Он появился в начале «перестройки», в 1980-е гг., но в СССР термины «авторское» и «массовое» кино с самого начала рассматривались с идеологических позиций. Кинопроизводство в СССР находилось полностью под контролем государства: с 1919 г. в системе Наркомпроса существовал ВФКО (Всероссийский Фото-Кино-Отдел), в 1922 г. он был преобразован в Центральное государственное кино-фото-предприятие (Госкино). Данное учреждение неоднократно меняло название и положение в иерархии государственных ведомств, но никогда не теряло всеобъемлющего контроля над кинопроизводством. В 1963 г. был создан Го сударственный комитет при Совете министров СССР по делам кинематографии. Госкино рассматривало и утверждало сценарий и тематические планы производства фильмов, определяло тиражи, устанавливало порядок проката фильмов, издавало журналы («Искусство кино», «Советский экран»). Комитету были подотчетны всесоюзные объединения (напр., «Совкинофильм»), Высшие двухгодичные курсы сценаристов и режиссеров, Дирекция международных кинофестивалей и выставок, Госфильмофонд СССР. При столь глобальном контроле возникновение «независимого» кинематографа было невозможно.
В данный момент существует проблема, правомерно ли делить советский кинематограф на «жанровый» и «авторский». На наш взгляд, «чистое» жанровое кино в СССР, несомненно, имело место — боевики, приключенческие фильмы, мелодрамы, комедии. Госкино, являясь основным заказчиком кинокартин, выпускал и рассылал по киностудиям ежегодный план, куда входило определенное число необходимых государству жанровых лент, однако некоторые режиссеры, снимая фильм в строго определенном жанре, в итоге создавали нечто «внежанровое» и уникальное. Ввиду расплывчатых границ между понятиями «жанрового» и «авторского» кино в СССР можно обратиться к его зрительской рецепции в настоящее время. У современного зрителя бытование «массового» кино в СССР связано с патриотическим и ностальгическим дискурсами; «жанровое» советское кино понимается как транслятор идеализированных характеров и нормативных образцов. «Авторское» же кино, в первую очередь, связано с именем конкретного режиссера, и здесь критерии из эстетических часто становятся идеологическими: «автором» считается режиссер, в той или иной мере подвергавшийся преследованиям советской цензуры и Госкино.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Советское «авторское» кино — феномен, заслуживающий самого пристального изучения. В настоящее время вопрос о сущности данного явления до сих пор остается открытым. «Авторское» кино в СССР, особенно активно развивавшееся в 1960-е — 1980-е гг., по отношению к европейскому «арт-синема» и американскому «артхаусу» находится в двойственном положении: оно имеет весьма много точек соприкосновения с западными течениями в эстетическом и художественном плане (с французской «Новой волной», с итальянским неореализмом, а позже — киноренессансом), но ввиду полного государственного контроля над кинопроизводством не может считаться независимым. Тем не менее, если советский режиссер-«автор» имел прочную репутацию и состоял в доброжелательных отношениях с руководством киностудии, ему дозволялось брать на себя управление всем съемочным процессом и контролировать работу над фильмом от начала до конца. Режиссер-постановщик в СССР вполне мог, как подлинный «автор», нести ответственность за картину в целом, однако дальнейшая судьба фильма после его завершения зависела исключительно от чиновников из Госкино.
Как мы видим, двойственность положения режиссера, существование цензуры и органов государственного управления кинопроизводством не допускали возможности возникновения в СССР «независимого арт-кино», подобному европейскому и американскому. И все же, на наш взгляд, данное явление в СССР можно было наблюдать, только в несколько иной форме — в форме условной социальной группы, возникшей внутри ядра официальной культуры. По нашему предположению, советские режиссеры-«авторы», безусловно, являясь яркими индивидуальностями, все же составляли некую неформальную группу, с нефиксированными, но четко соблюдаемыми границами и поведенческими стереотипами. Нельзя забывать и про эстетические критерии: многие средства выразительности и технические
находки, а также устойчивые темы и мотивы использовались одновременно многими представителями «авторского» кино. Это давало критикам повод, в тот или иной период, причислять данных режиссеров к различным течениям в советском киноискусстве — например, к «поэтической школе» или, шире, «лирико-субъективному направлению». Имея общность в художественном и в социальном плане, такие режиссеры, как М. Хуциев, Г. Чухрай, А. Тарковский, А. Кончаловский, Л. Шепитько, О. Иоселиани, А. Герман, А. Сокуров, В. Шукшин, Т. Абуладзе, Г. Шенгелая, С. Соловьев и др. составляли центр явления, в эпоху «перестройки» условно обозначенного как «авторское» кино. Каждый режиссер-«автор», обладая яркой индивидуальностью, формировал замкнутый «киномир», транслируя свои эстетические и понятийные установки путем изощренного киноязыка.
Нами рассматривалось творчество двух ярчайших представителей данного направления в советском кино: С. И. Параджанова и К. Г. Муратовой. Целью нашей работы было путем сопоставления и полного системного анализа деятельности данных режиссеров выявить основные художественного приемы и выразительные средства, используемые представителями «авторского» кино в СССР, а также исследовать феномен «режиссера-автора» в целом. Проанализировав наследие С. Параджанова и К. Муратовой при помощи историко-биографического метода, а также при использовании технологического, хроникального, авторского, социологического, психоаналитического, семиотического, структуралистского подходов, мы пришли к выводу о наличии значительного числа показателей, подтверждающих возможность причисления данных авторов к условному направлению «советское авторское кино».
1. Проанализировав техническую составляющую кинопроцесса, мы сделали вывод о том, что оба режиссера в той или иной мере использовали новации, появившиеся в советском кино в период «оттепели» (1953-1964), а именно: в операторской работе (раскрепощенная легкая камера, съемки с рук, использование операторской тележки и рельс), в цветозвуковой стилистике (тщательно продуманная, зачастую контрастная и экспрессивная колористическая гамма, повышенное внимание к соблюдению звукозрительного контрапункта), в монтаже (использовались как временно забытые находки 1920-х гг, т.е. ассоциативный, интеллектуальный монтаж, так и идущие от неореализма глубинные мизансцены, сложные монтажные фразы, длинные «поэтические»кадры, панорамирование, четкое соблюдение ритма картины). Таким образом, при всех внешних сюжетно-стилевых различиях лент С. Параджанова и К. Муратовой, технические приемы, употребляемые данными режиссерами, оставались, в целом, характерными для всего советского кинематографа 1960-х — 1980-х гг., особенно для лирико-субъективного его направления. И Параджанов, и Муратова отрицали свою принадлежность к какому либо идейному или эстетическому течению, однако, несомненно, их фильмы принадлежат к лучшим образцам советского «поэтического» кино: использование данными режиссерами «несобственно прямой субъективности», предметов и персонажей как образов-знаков авторского высказывания, апелляция к глубинным архетипам, к зрительскому бессознательному, повышенный интерес к визуальным и концептуально-философским аспектам и другие приемы свидетельствуют об этом весьма красноречиво.
2. Можно утверждать, что в ранний период творчества данных режиссеров их картины имели общую лирико-романтическую тональность («Первый парень», «Украинская рапсодия» Параджанова, «Весенний дождь» и «Короткие встречи» Муратовой), их объединяла тенденция к запечатлению быстротекущей повседневности, к бытовым деталям; однако в зрелости и Параджанов, и Муратова постепенно отказались от «прозаического» киноязыка и нашли собственные уникальные приемы, свою художественную выразительность. Параджанов от динамики «Андриеша» и «Теней забытых предков» перешел к статике «Киевских фресок» и «Цвета граната»; Муратова — от «провинциальных мелодрам», таких как «Короткие встречи» — к «социалистическому постмодернизму» ленты «Познавая белый свет» и «маргинальному декадентству» «Перемены участи». Творчество данных режиссеров правомерно делить на периоды ввиду постоянного усложнения и трансформации их почерков, манеры, приемов: с развитием личности художника во времени меняются проблематика, стилистика, семантика его произведений. Таким образом, для периодизации творчества режиссера-«автора» события его биографии имеют важнейшее значение. Проанализировав жизненный путь К. Муратовой и С. Параджанова, нам удалось проследить изменения почерка данных режиссеров во времени и увидеть, как в течение многих лет складывались их авторские «киномиры».
3. Исследовав взаимоотношения режиссеров-«авторов» и жанрового советского кинематографа, мы приходим к выводу, что выбранные нами авторы начинали работать именно «в жанре»: Параджанов снимал сказки и деревенские комедии, Муратова — также ленты, посвященные сельской жизни, и лирические мелодрамы. Для их жанрово-стилевых изысканий было характерно использование старых форм, которые взламывались изнутри под напором нового жизненного материала; жанр не выдерживал давления авторской индивидуальности, терял устойчивую структуру и формат. В более поздний период творчества и Параджанов, и Муратова сознательно уходят во внежанровую плоскость, и если в 1960-е — 1970-е для утверждения картины в Госкино даже чисто формально требовалось причислить картину к какому-либо определенному жанру, то в 1980-е гг. в данном отношении появилось больше свободы, возникла возможность выбора. С ослаблением идеологического контроля над кинопроизводством углубился и разрыв между «массовым» и «элитарным» направлениями в киноискусстве, и «авторское» кино стало ассоциироваться с «внежанровым». По нашему мнению, данный вопрос еще недостаточно разработан в современной критике: могут ли С. Бондарчук, Л. Гайдай, А. Митта, снимавшие «жанровые» ленты, быть причислены к «авторам»? Нам представляется, что упомянутая тема требует дополнительного исследования в перспективе.
4. По нашему мнению, советское «авторское» кино — феномен не только художественный, но и социальный. Режиссеры-авторы имели общие черты не только в эстетическом плане, но и в плане биографическом, в чертах жизненного пути. Во-первых, все они были профессионалами, имели соответствующее высшее образование; многие (Параджанов, Муратова, Тарковский, Кончаловский) закончили ВГИК и обучались в мастерских знаменитых режиссеров прошлого (М. Ромма, С. Герасимова, И. Савченко). Во-вторых, их объединял глубокий интерес к тенденциям мирового кино, к творчеству неореалистов, деятелей французской, шведской, польской югославской «новой волны», к американским новинкам. Советские режиссеры-авторы считали себя частью мирового кинопроцесса, стремились к взаимной интеграции и, заимствуя у европейских коллег некоторые приемы, обогащали их арсенал собственными находками. В-третьих, советские «авторы», будучи знакомы между собой, составляли специфический узкий круг, куда было весьма непросто попасть, обладающий всеми чертами неформальной социальной группы: ее члены поддерживали друг друга, имели общий досуг, общие профессиональные интересы, однако в творчестве каждый, будучи яркой личностью, избегал стороннего влияния.
В-четвертых, можно выявить сходство в поведении, напр. , К. Муратовой, С. Параджанова и А. Тарковского на съемочной площадке: перфекционизм, властность, упорство, стремление не только полностью контролировать процесс, но и единолично нести ответственность за происходящее. В-пятых, поведение данных режиссеров в обыденной жизни имеет черты эскапизма, попытки «бегства от реальности». В отличие от западных коллег, в 1960-е активно увлеченных социализмом, советские «авторы» отказывались от трансляции идеологии и уходили в сферу «чистого искусства». С. Параджанову и Т.Абуладзе, помогала в этом историческая и этнографическая тематика, К. Муратовой — практика экранизации литературных произведений. Для «авторов» был характерен полный отказ от вовлеченности в социально-политические вопросы; их сферой, скорее, были метафизика, философия и «искусство для искусства».
В эпоху «перестройки», после V съезда кинематографистов (1986), в вопросе об «авторском кино» самым значительным стал критерий «диссидентства», степени преследования данного режиссера властями. Этот критерий правомерно применять и к личности С. Параджанова (из советских режиссеров того времени он понес наиболее тяжкое наказание), и к К. Муратовой (почти все ее первые самостоятельные фильмы были положены «на полку»). Тем не менее, по нашему мнению, данный критерий нельзя признать основополагающим, поскольку противоречия с Госкино могли возникать не только у «авторов», но и у режиссеров «массовых» фильмов. Причина здесь, скорее, была в репрессивном характере самой эпохи брежневского «застоя», нежели в целенаправленном и системном преследовании режиссеров-«авторов» властями. В современной критике данный критерий применяется редко, и стоит согласиться, что главное условие «авторства» в кино — это неповторимый режиссерский почерк, яркий и неповторимый стиль, когда в произведении видна личность его создателя. Явление «авторского», «фестивального» кино сохранилось и в современной России, но приобрело несколько иной характер, «негосударственный», более независимый в финансовом и в производственном плане, существуя в условиях плотного взаимодействия с капиталистической системой и рынком. «Авторское» кино СССР 1960-х — 1980-х гг. можно признать ярким и уникальным явлением, оказавшим значительное влияние не только на отечественную, но и на мировую кинокультуру.



1. Герасимов С. А. О фильме «Короткие встречи»// Советский экран. 1968. № 5. [Интернет-ресурсы] http://2011.russiancinema.ru/index.phpe dept id=1&e person id=631 (Дата обращения: 10.05.2015).
2. Катанян В. В. Параджанов. Цена вечного праздника.
Н. Новгород, 2001. — 245 с.
3. Карапетян Г. А. Яблоко & Гранат. Тонино Гуэрра & Сергей Параджанов: коллаж из неизвестных эпизодов жизни и дружбы легендарных художников. М., 2013. — 191 с.
4. Коллаж на фоне автопортрета: жизнь — игра (воспоминания о Сергее Параджанове). Сб. Нижний Новгород, 2005. — 269 с.
5. Кунцев Г. Жил-был Параджанов. [Интернет-ресурсы] http://magazines.russ.ru/druzhba/2011/9/ku3.html
(Дата обращения: 04. 05. 2016).
6. Муратова К. Г. Женщины жестоки // Российская газета. 08. 04. 2005. [Интернет-ресурсы] http://www.rg.ru/2005/04/08/muratova.html. (Дата обращения: 11. 12. 2015).
7. Муратова К. Г. Мне интересно серьезное кино. // Гудок. 7. 12. 2002. [Интернет ресурсы] http://kira-muratova.narod.ru/int0002.htm (Дата обращения: 19.12.201).
8. Муратова К. Г. «Я подыгрываю...» // Искусство кино. 2010. №3. [Интернет-ресурсы] http://kinoart.ru/archive/2010/03/n3-article20. (Дата обращения: 12.12.2015).
9. Муратов А. И. Наш честный хлеб. 9. 05. 1995. Интервью. «Зеркало недели. Украина». [Интернет-ресурсы] http://gazeta.zn.ua/CULTURE/nash chestnyy hleb.html (Дата обращения 14.12.2015).
10. «Она слишком умна для кинематографа»: Алексей Герман и Александр Сокуров о Кире Муратовой // Коммерсант. 05. 11. 2004. [Интернет-ресурсы] http://www.kommersant.ru/doc/522548 (Дата обращения: 05. 05. 2016).
10. Параджанов С. И. Дремлющий дворец (киносценарии). Спб.: Азбука-классика, 2006. — 221 с.
11. Параджанов С. И. Вечное движение // Искусство кино. 1966. № 1. С. 60-62.
12. Параджанов С. И. Исповедь. СПб.: Азбука, 2001. — 656 с.
13. Тарковский А. А. Уроки режиссуры. М.: ВИППК, 1993. — 90 с.
14. Рапай Е. О Параджанове // Искусство кино. 2014. №2. [Интернет- ресурсы] http://kinoart.ru/archive/2014/02/o-paradzhanove (Дата обращения: 10.05.206).
15. Рязанцева Н. Б. Голос и другие киносценарии. Спб.: 2007. — 688 с.
Документальные фильмы
О С. И. Параджанове:
1. Вартанов М. Параджанов: последняя весна. 1992.
2. Геворкянц Р Параджанов: последний коллаж. 1995.
3. Григорян Л. Андрей Тарковский и Сергей Параджанов. Острова. 2003.
4. Григорян Л. Код Параджанова. 2005.
5. Параджанов Г. Сергей Параджанов: Я умер в детстве. 2004.
6. Холлоуэй Р Параджанов. Реквием. 1994.
О К. Г. Муратовой:
1. Напевный В. Кира. 2003.
2. Уланова Л. Короткая встреча с Кирой Муратовой. 1999.
3. Шепотинник П. Одесса. Муратова. Море. 2015.
Литература
Справочные издания
1. Зоркая Н. М. История отечественного кино. ХХ век. М.: Белый город, 2014. — 511 с.
2. История отечественного кино / Отв. ред. Л. М. Будяк. М.: Прогресс-Традиция, 2005. — 524 с.
3. История отечественного кино : хрестоматия / отв. ред. А. С. Трошин. М.: Канон, 2011. — 671 с.
4. Кино России. Режиссерская энциклопедия: В 2 Т. / Сост. Л. Рошаль. Т. 1. М.: НИИ киноискусства. 2009. — 336 с.
5. Первый век нашего кино: энциклопедия. Фильмы, события, герои, документы / Отв. Ред. К. Разлогов. М.: Локид-Пресс, 2006. — 910 с.
3. Разлогов К. Э. Мировое кино : история искусства экрана. М.: ЭКСМО, 2011. — 687 с.
Исследования
1. Абдуллаева З. К. Кира Муратова: искусство кино. М.: Новое литературное обозрение, 2008. — 415 с.
2. Агафонова Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма. Минск: Тесей, 2008. — 388 с.
3. Аронсон О. В. Метакино. М.: Ад Маргинем, 2003. — 264 с.
4. Астрюк А. Рождение нового авангарда: камера-перо. 1948. [Интернет-ресурсы] http://cineticle.com/behind/768-la-camera-stylo.html (Дата обращения: 05. 05. 2016).
5. Блейман М. Ю. Архаисты или новаторы? // Блейман М. Ю. О кино — свидетельские показания. М., 1973. С. 457-465.
6. Блохин Н. Ф. Изгнание Параджанова. Ставрополь, 2002. - 324 с.
7. Богомолов Ю. «Авторское» и «жанровое» // Киноведческие записки. 1991. № 11. С. 78-82.
8. Божович В. И. Кира Муратова: творческий портрет. М., 1988. — 30 с. Трюффо Ф. Одна тенденция во французском кино. 1954. [Интернет-ресурсы] http://acteurs.ru/2009/09/25/fransua-tryuffo-stati-dlya-cahiers-du-cinema-1954-god (Дата обращения: 05. 05. 2016).
9. Григорян Л. Р Параджанов. М.: Молодая гвардия, 2011. — 351 с.
10. Дульгеру Е. Снимая архетипы. Сакральное в движении, или кино-археография Параджанова //Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 2. С. 29-43.
11. Елисеева Е.А. Визуальные образы фильмов поэтического и условно¬поэтического направлений в отечественном кино 70-х — 80-х годов ХХ века //Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2011. Т. 28. № 4. С. 101-105.
12. Елисеева Е.А. Деталь в контексте изобразительного решения фильма // Пространство культуры. 2010. № 2. С. 179-187.
13. Елисеева Е.А. Поэтическое кино эпохи пост-культуры // Вестник ВГИК. 2011. № 10. С. 38-48.
14. Зайцева Л. А. Кино и литература. М.: ВГИК, 1968. — 41 с.
15. Зайцева Л. А. Образный язык кино. М.: Знание, 1965. — 80 с.
16. Зайцева Л. А. Поэтическая традиция в современном советском кино (Лирико-субьективные тенденции на экране). М.: ВГИК, 1989. — 79 с.
17. Зайцева Л. А. Эволюция образной системы советского фильма 60-х — 80-х годов. М.: ВГИК, 1991. — 66 с.
18. Зверева Т. В. Сказка, обращенная в миф: «Ашик-Кериб» М. Лермонтова в киноинтерпретации С. Параджанова // Филологический класс. 2014. № 4. C. 115-120.
19. Изволова И. Звук лопнувшей струны // Искусство кино. 1998. № 8. [Интернет-ресурсы] http://kinoart.ru/archive/1998/08/n8-article16 (Дата обращения: 10. 05. 2016).
20. Калантар К. Очерки о Параджанове. Ереван: Гитутюн, 1998. — 235 с.
21. Капитонов Д. С. Литературные и кинематографические аллюзии в реализации концепта «маргинал» в кинематографе Киры Муратовой // Пространство культуры. 2014. № 1. С. 82-96.
22. Капитонов Д. С. Развитие концепта «маленький человек» в фильмах Киры Муратовой «Чувствительный милиционер» (1992) и «Увлеченья» (1994) // Артикульт. 2013. № 2. С. 124-130.
23. Кащенко Е. С., Панфилец А. Ю. Творчество режиссера К. Г. Муратовой в отечественном кинематографе второй половины ХХ — начала ХХ! в.: историография вопроса // Мавродинские чтения. 2008. Петербургская историческая школа и российская историческая наука: дискуссионные вопросы истории, историографии, источниковедения: Материалы Всероссийской конференции / Под ред. Проф. А. Ю. Дворниченко. Спб.: Изд-во С.-Петеррб. Ун-та, 2009. С. 532-536.
24. Кира Муратова / сост.: Галина Лазарева, Владимир Миненко. Одесса: Астропринт, 2004. — 72 с. (Имена Одесской киностудии).
25. Кира Муратова — 98: Мастерская киноведов Евгения Громова. М., 1999. — 191 с.
26. Лукашова А. Г. Творчество Сергея Параджанова как явление постмодернизма // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 33. Т. 12. 2007.
27. Лотман Ю. М. Новизна легенды // Искусство кино. 1987. № 5.
С. 63-67.
28. Москвина Т. В. Муратова Кира. Режиссер // Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. С. 297-299.
29. Перельштейн Р М. Апельсин как символ сверхчувственной реальности в фильме К. Муратовой «Короткие встречи» // Пространство культуры. 2014. №1. С. 77-81.
30. Плахов А. С. Всего 33. Звезды мировой кинорежиссуры. Винница:АКВИЛОН, 1999. — 463 с.
31. Постоева А. Авторский фильм: эволюция феномена и его интерпретации // Вестник Полоцкого государственного университета. Сер. «Гуманитарные науки». 2010. № 7. С.215-219.
32. Правдина М. Советское кино как объект современной культурной рецепции и зрительской привязанности // Вестник общественного мнения. № 2. 07. 2009. С. 114-126.
33. Разлогов К. Э. Автор в кино // Кино: энциклопедический словарь. М., 1986. С. 10-18.
34. Самутина Н. Авторский интеллектуальный кинематограф как европейская идея // Киноведческие записки. 2004. № 69. http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/194/ [Интернет-ресурсы] (Дата обращения: 04. 05. 2016).
35. Самутина Н. Авторский интеллектуальный кинематограф как европейская идея // Киноведческие записки. 2004. № 69. http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/194/ [Интернет-ресурсы] (Дата обращения: 04. 05. 2016).
36. Смагина С. А. Театрализация кинематографа. Пути обновления киноязыка (на материале отечественных фильмов второй половины 1960-х - 1980-х гг.). М.: ВГИК, 2015. — 133 с.
37. Тримбач С. Сюреральное в украинском кино (эволюция мифопоэтического творчества) // Киноведческие записки. 2004. № 66. [Интернет-ресурсы] http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/60/ (Дата обращения: 04. 05. 2016).
38. Тройкин Б. Рецензия на «У крутого яра» // Советский экран. 1962. № 16. С. 4.
39. Туровская М. И. 7 1/2, или фильмы Андрея Тарковского. М.: Искусство, 1991. — 252 с.
40. Шкловский В. Б. Искусство как прием // Гамбургский счёт: Статьи, воспоминания, эссе (1914 — 1933). М., 1990. С. 51-67.
41. Черненко М. М. Сергей Параджанов. Творческий портрет. М.:В/О "Союзинформкино", 1989. — 31 с.
42. Фрейлих С. И. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. М.: Академический проект, 2008. — 512 с.
43. Экранный мир Сергея Параджанова: Сб. Статей / Сост. Ю. Морозов. Киев.: Дух и литера, 2013. — 336. с.
44. Ямпольский М. Б. Муратова: опыт киноантропологии. Спб.: Сеанс, 2015. — 544 с.
Англоязычные публикации:
1. Berry E. Grief and simulation in Kira Muratova's The Aesthenic Syndrome // Russian Review. Vol. 57. № 3. 1998. P 446-454.
2. Efird R. Amorphous forms: Time and subjectivity in shadows of forgotten ancestors // Studies in Russian and Soviet Cinema. Vol. 8. № 1. 2014. P 24-40.
3. Oeler K. A collective interior monologue: Sergei Parajanov and Eisenstein's Joyce-inspired vision of cinema // Modern Language Review. 2006. № 101. P 472-487.
4. Steffen J. The Cinema of Sergei Parajanov // University of Wisconsin Press. 2013. 308 p.
5. Taubman J. Asthenic Syndrome by Kira Muratova // Slavic Review. Vol. 51. № 4. 1992. P 802-803.
6. Taubman J. Kira Muratova's eccentric cinema // Mesropova O., Graham,
S. Reinventing Humor and Satire in Post-Soviet Russia. London: Slavica Publishers University College, 2009. P. 233-246.
7. Ferguson H. Silence and Shrieks: Language in three films by Kira Muratova // The Slavonic and East European Review. Vol. 83. №1. 2005. P. 38-70.
Список иллюстраций
1. С. И. Параджанов
2. Семья Параджановых
3. С. Параджанов в детстве
4. С. Параджанов в период обучения в консерватории (1945 г.)
5. С. Параджанов с женой С. Щербатюк
6. Параджанов во время работы на Киевской киностудии им. А. П. Довженко (1951-1964 гг.) Фото конца 1950-х гг.
7. Афиша к/ф «Андриеш» (1954)
8. Кадр из к/ф «Андриеш»
9. Афиша к/ф «Первый парень» (1958)
10. Кадр из к/ф «Первый парень»
11. Кадр из к/ф «Украинская рапсодия» (1961)
12. Кадр из фильма «Цветок на камне» (1962)
13. С. Параджанов в Закарпатье во время работы над картиной «Тени забытых предков» (1964)
14. Кадр из фильма «Тени забытых предков». Иван и Маричка (И. Миколайчук и Л. Кадочникова)
15. Кадр из к/ф «Тени забытых предков». Обряд «ярма»
16. Кадр из кинопроб к ленте «Киевские фрески» (1965)
17. Кадр из к/ф «Входящая в море» (1965) Л. Осыки (представителя «киевской поэтической школы)
18. Кадр из к/ф «Родник для жаждущих» (1965) Ю.Ильенко, также представителя данной «школы»
19. Софико Чиаурели в роли Саят-Новы в фильме «Цвет-Гранта» (1968)
20. Софико Чиаурели в роли царевны Анны, возлюбленной поэта
21. Вилен Галстян в роли Саят-Новы
22. Кадр из х/ф «Цвет граната». Софико Чиаурели — Ангел Воскресения
23. С. Параджанов. Фото из личного дела после ареста (1973)
24. С. Параджанов. Коллаж с портретом отца режиссера, Иосифа Сергеевича. Рядом мать, Сиран Давыдовна Бежанова-Параджанова
25. Коллаж С. Параджанова «Раскаяние. Вариации на тему Пинтуррикьо и Рафаэля»
26. Фото после освобождения из заключения. С. Параджанов в деревне Гегард близ Еревана, 1978 г. Сделано директором музея С. Параджанова
З. Саркисяном
27. Кадр из к/ф «Легенда о Сурамской крепости»
28. Ю. Мгоян в фильме «Ашик-Кериб» (1989)
29. Европейская афиша к/ф «Ашик-Кериб»
30. Фото из музея С. Параджанова в Ереване
31. С. Параджанов возле дома № 7 на ул. Котэ Месхи в Тбилиси. Фотограф: Ю. Мечитов, 1980-е гг.
32. Памятник С. Параджанову вТбилиси
33. К. Г.Муратова после окончания ВГИКа (конец 1950-х)
34. К. Г. Муратова в 1970-е гг.
35. К. Г. Муратова в окрестностях Ленинграда на съемках фильма «Познавая белый свет» (1978)
36. Кадр из к/ф «У крутого яра». Сеня Трошин (Валерий Исаков)
37. Заключительный кадр из к/ф «У крутого яра»
38. Кадр из к/ф «Наш честный хлеб». Макар Задорожный (Дмитрий Милютенко)
39. Афиша к/ф «Короткие встречи» (1967). В главных ролях


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ