Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНТИЧНАЯ И РАННЕВИЗАНТИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФОТИЕВСКОЙ РЕЦЕПЦИИ

Работа №73960

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы120
Год сдачи2018
Стоимость4775 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
259
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Классические и эллинистические авторы в Мириобиблионе Фотия 14
§ 1.1 Греческие классики 14
§1.2. Авторы эпохи эллинизма 27
Глава II. Римские авторы и их сочинения глазами Фотия 43
§2.1 Сочинения эпохи Республики 43
§2.2 Авторы эпохи империи 48
Глава III. Древнехристианские и ранневизантийские сочинения в выписках Фотия 62
§3.1 Древнехристианские сочинения 62
§3.2 Богословские сочинения III-VII вв 72
§3.3. Ранневизантийские светские авторы IV - VII вв 96
Заключение 110
Список литературы 114


Византийская философия в последние три десятилетия пользуется заметным интересом у зарубежных и отечественных философов. Несомненно, в историческом аспекте ценность представляет «Мирибилион» Фотия как памятник античной и византийской литературы.
Особый интерес исследователей вызывает деятельность гуманиста и философа, госсекретаря и профессора Фотия (ок. 815-891), впоследствии патриарха Константинопольского (858-867 и 878-886 гг.).Патриарх Фотий родился в начале IX в. в Константинополе, в знатной, благочестивой и образованной семье. Его отец, спафарий Сергий, был племянником восстановителя иконопочитания на VII Вселенском Соборе константинопольского патриарха Тарасия (784-806), а братом матери, Ирины, был муж Марии, сестры августы Феодоры. В период гонений против иконопочитателей, во время властвования императора Феофила (829-842), спафарий Сергий был осужден, имущество подверглось конфискации, а вся семья была предана анафеме и выслана (ок. 832/833 гг.).Тем не менее, и в период изгнания родители Фотия обладали достаточными средствами, что позволило им дать сыновьям (Фотию, Сергию и Тарасию) достойное образование. Тяготы гонений отразились на Сергие и Ирине, в силу чего их жизнь не была долгой. После смерти их стали почитать исповедниками- в Византийском синаксаре день их памяти отмечается 13 мая .
Воцарение малолетнего Михаила III и его матери Феодоры (842 г.) позволило Фотиюи его братьям вернуться в столицу, с них была снята анафема и возвращено конфискованное имущество. Фотий начал преподавать в университете Константинополя . В числе его учеников стоит упомянуть просветителя славян св. Константина - Кирилла, а также
известного богословаи писателя Арефу Кесарийского. Вскоре Фотий с братьями получили высокие придворные чины: Тарасий стал патрикием, Сергий и Константин — протоспафариями, а сам Фотий в чине протоспафария стал занимать высокую должность протоасикрита - начальника императорской канцелярии. В 845 или 855 г. Фотий принимал участие в посольстве к арабскому халифу Аль Муттаваккилу, перед началом которогоим было составлено послание брату Тарасию, в дальнейшем получившее известность как «Мириобиблион», или «Библиотека»- достаточно подробное описание книг, которые были им прочитаны.
Святитель Фотий,с одной стороны, стяжал славу ревностного защитника православия, инициатора христианского просвещения славян, автора ряда важнейших документов, который впервые обратил внимание на опасность филиокве и мужественно пресекал попытки вмешательств в дела восточного христианства Римского епископа. С другой стороны, ему адресуются обвинения в излишнем критицизме,недальновидности церковной политики, наконец, амбициях, которые усилили намечавшееся разделение христианских Запада и Востока, вовлекли в «Великий раскол» Христианскую Церковь и положили начало«Константинопольскому», или
«византийскому», или«восточному папизму»3.
Появление «Библиотеки» в IX веке было неслучайным. Это было время, когда произошло возрождение интереса к классической древности, расцвет науки, просвещения, литературы, издавались энциклопедические сборники и т.д. Как отмечают исследователи, в это период в большом количестве переписывались и создавались лексикографические и просопографические справочники, антологии и энциклопедии».
В «Мириобиблионе» почти полностью отсутствуют поэтические сочинения древних, а также Аристотель и Платон. Особой
ценностью обладают извлечения Фотия из исторических сочинений, так как он обладал документами, которые были впоследствии утрачены.
Источниковая база исследования включает в себя, в основном письменные источники. Важнейшим из них является «Мириобиблион» , так как здесь содержится база нашего исследования.Это крупнейшая работа Фотия уникальна тем, что сама является компиляцией пересказов более ранних источников. Многие произведения античных авторов дошли до нас только в этом титаническом произведении. Здесь присутствуют пересказы с элементами анализа многочисленных античных и ранневизантийских историков, путешественников, лекарей, философов и других видных мыслителей античного мира. Комментарии Фотия позволяют увидеть его отношение отношения к тому или иному автору и различить его политические и философские предпочтения
Для сравнения и описания кодексов, содержащих сведения биографий и трудов ораторов, которые конспектировал сам Фотий, использовались переводы источников речей Лисия , Андокида , Исократа и Эсхина .
«Историческая библиотека» Диодора Сицилийского не могла не остаться незамеченной Фотием. Поэтому для нашего исследования использовался перевод данного произведения для сравнения содержания источника и его описания.
Изучение и классификация богословских трудов не могли не остаться не замеченными. Для более точного исследования использовались переводы трудов Иоанна Филопона , а также косвенное сравнение упомянутого философа - Ямвлих. О египетских мистериях .
Что касается историографии, определяющей степень изученности, то она достаточно обширна. Но, тем не менее, еще не в одном исследовании нет классификации кодексов согласно предложенной эпохи.
Работа Фотия сохранилась в различных списках и дожила до времени книгопечатания - в 1601 г.она была издана Д. Хёшелем в Аугсбурге, впоследствии она переиздавалась в 1643 г., а в 1824-25 в Берлине И. Беккеромбыла издана выверенная версия«Библиотеки».В последнее время проведено множество исследований, опубликован ряд оригинальных текстов с комментариями, а также обобщающих монографий. В числе ученых, изучающих византийскую философию, следует упомянуть Л. Бенакиса, Л.Г. Вестеринка, Дж. Даффи, Д. Дженкинза, К. Иеродиакону, A. Калделлиса, Г. Каприева, Д. О’Меара, Н. Уилсона, М. Ставру, М. Трицио, А. дель Кампо Эчеваррия, В.А. Баранова, В.М. Лурье, Г.И. Беневича, Д.С. Бирюкова, А.М. Шуфрина, Т.А. Щукина, Ю. Черноморца и др.
Еще сто лет назад за рубежом было издано несколько монографий, в которых исследовались его жизнь и творчество. В прошлом веке ведущим ученым, исследующим жизнь и деятельность Фотия, был чешский профессор Ф. Дворник , написавший множество статей и монографию о Фотии, а также издавший коллективную монографию. В течение последних лет помимо трудов Ф. Дворника патриарху Фотию и его творчеству был посвящен ряд монографий таких исследователей, как Л. Камфора, К. Коварнос, С. Манго, Д. Уайт, Т. Хёг, Ж. Шамп . Кроме того, было опубликовано несколько исследовательских статей.
Если же говорить о манускриптах, то Э. Мартини анализирует 10 известных ему рукописей фотиевской «Библиотеки», датированныхХ-XVI веками. В 1920 году английским ученымД. Фризом был издан перевод «Библиотеки» Фотия на английский язык. К сожалению, был опубликован лишь первый том, включающий 1-165 кодексы.
Самое полное издание «Библиотеки» Фотия с комментариями выпустил французский ученый Р. Анри . В период 1959-1977 гг. им было издано 8 томов Библиотеки на французском и греческом языках. А в 1991 г. Ж. Шампом был издан Индекс к Библиотеке, ставший 9-м томом.Что касается состава восьми томов, то «записи» Фотия, именуемые в науке как кодексы (codex, сокр. cod.), в них расположенью следующем порядке: 1 том - 1-83; 2 том - 84-185; 3 том - 186-222; 4 том - 223-229; 5 том - 230-241; 6 том - 242 -245; 7 том - 246-256; 8 том - 257-280. Второй тираж всех девяти томов был выпущен в 2003 году. В период с 1986 по 1999 годы польским ученым О. Юревичем была издана подробно комментированная Библиотека Фотия на польском языке. Издание «Библиотеки» активно осуществляется Н. Уилсоном , выпустившем ее переводы на английском и итальянском языках.На русском языке былиизданы лишь отдельные фрагменты из кодексов «Библиотеки».
«Библиотека»включает из 279 (или согласно другой версии - 280) глав, с традиционным названием каждой главы -«кодекс» (codex). Кодекс является небольшим очерком, излагающим содержание того или иного произведения, в некоторых случаях - нескольких произведений, и/или кратко характеризующим творчество какого-либо автора в целом. Библиотекой охватывается широкий спектр древнегреческих и византийских авторов - хронологически от V в. до н. э. (историк Геродот) до IX в. н. э. (византийский хронист Сергий Исповедник). Рассматриваемые в Библиотеке труды- преимущественно прозаические -имеют весьма разнообразную тематику (в их числе122 светских и 158 церковных авторов). Как пишет А. Каждан, в аннотациях Фотия были игнорированы школьные тексты, - а программа того временисодержала именно поэтов и классиков философии (Платона и Аристотеля) .Некоторые кодексысодержат также сведения об авторах, и нередковключают критическийанализ их сочинений.В то же время, следует отметить, что порядка100 церковных и 60 светских произведений, аннотируемых в «Библиотеке»,в настоящее время полностью или частично утеряны (к примеру, сочинения таких авторов, как Энесидем, Гегезипп, Гиерокл, Геласий Кизический, Ипполит Римский, Ктесий, Диодор, Дионисий Галикарнасский, Юст Тивериадский, Дион Кассий и др.), что делает Библиотеку особенно ценным трудом для истории ряда научных дисциплин.
Стоит отметить, что по числу кодексов «Библиотека» на 56,4% представлена христианскими и на 43,6% -светскими произведениями. Что же касается реального объема (количества страниц), то наоборот, лишь 42% принадлежит христианским текстам и 58% светским текстов. Иначе говоря, из 168 авторов, отмеченных в«Библиотеке», 99 являются светскими.
В ходе исследования были использованы источники, относящие к текстам, изученные Фотием, и которые дошли до нашего времени, а именно: Исей . Речи, Лисий. Речи ,Андокид , Исократ , Эсхин. О предательском посольстве , Диодор Сицилийский. Историческая библиотека .
Таким образом, выявленный объем источниковой базы вполне достаточен для изучения темы магистерского исследования.
Начать историографический обзор стоит с отечественных исследователей, работавших в светской исторической науке в Российской империи в конце XIX - начале XX вв. Есть достаточно много литературы дореволюционного времени, но она устарела для привлечения в качестве анализирующей. Однако из нее можно почерпнуть фактологическую информацию.
Например, С.С. Аверенцев , С.Д. Артамонов , В.Г. Борухович , В.И. Кащеев , Ю.Д. Колпинский , К. Куманецкий и другие.
Одним из основных трудов по теме исследования является работа Г.П. Власова , в которой практические полное издание «Библиотеки» на русском языке.
Также, стоит отметить работы уже более современных авторов: Л.
-33 34 35 36 37
Акимовой , В.В. Болотова , А.А. Васильева , И.А. Иванова , В.А.Луков и Н.Ю. Сухова .
Зарубежные авторы, преимущественно англоязычные, накопили уже значительный опыт исследований по изучению «Библиотеки».
Таким образом, в ходе краткого историографического обзора становится очевидно, что, несмотря на относительно большое количество существующих работ, в поставленном нами ракурсе данная тема еще не являлась предметом специального исследования в отечественной науке.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в«Библиотеке» Фотия содержатся сведения о греческих ораторах (в особенности аттических), грамматиках, церковных исветских историках, философах, теологах, врачах и естествоиспытателях. Она также включает сведения о художественных, мифологических и агиографических сочинениях, и «Мириобиблион» Фотия является источником истории философии и литературы.
Цель исследования - изучить и проанализировать произведения античных и ранневизантийских авторов в «Мириобиблионе» Фотия.
Объект исследования- «Мириобиблион» Фотия - сборник
прочитанных книг, датируемый 1Хвеком.
Предмет исследования - античные и ранневизантийские произведения в «Мириобиблионе» Фотия.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть классических и эллинистических авторов в «Мириобиблионе» Фотия.
2. Проанализировать римских авторов и их сочинения глазами Фотия (эпоха Республики и эпоха Империи).
3. Охарактеризовать древнехристианские и ранневизантийские
сочинения в выписках Фотия.
При подготовке данного диссертационного исследования использовались следующие методы:
• теоретический анализ и обобщение литературы по теме исследования;
• сравнительно-исторический метод;
• метод системного анализа;
• статистический метод;
• герменевтический метод;
• приём исторического описания.
Теоретический анализ и обобщение литературы использовались для постановки проблемы и подбора источников, историографии для данного исследования.
Сравнительно - исторический метод был использован нами при разработке проблем изучения кодексов античных и ранневизантийских произведений.
Метод системного анализа выявил особенности содержания древнехристианскихсочинений и их оценку Фотием.
Статистический метод позволил определить многообразие кодексов изучаемой эпохи, содержащиеся в «Мириобиблионе»;
Герменевтический метод применялся для осуществления анализа древнехристианских сочинений и богословских трудов III-VIIBB. с точки зрения Фотия.
Для раскрытия исторического контекста рассматриваемого времени мы использовали приём исторического описания.
Хронологические рамки работы охватывают период с греческого классицизма (конец VI в. до н.э.) до периода ранней Византии (VII в.).
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые:
-впервые предпринята попытка классифицировать кодексы «Библиотеки» Фотия по эпохам;
- обозначены работы авторов в «Библиотеке», которые не сохранились до нашего времени;
- исследованы и систематизированы древнехристианские и ранневизантийские сочинения;
Положения, выносимые на защиту, сводятся к следующему:
1) мы доказываем, что Мириобиблион содержит описание реальных сочинений древних авторов;
2) в большинстве случаев Фотий делал их "конспект" пересказывая содержание и давая оценку;
3) в сочинении Фотия преобладают античные и позднеантичные работы; византийских средневековых значительно меньше.
Значимость исследования подчеркивается тем, что дальнейшее исследование произведений патриарха Фотия может способствовать более широкому и разностороннему раскрытию отношений между византийскими философией и теологией. На настоящем этапе, разумеется, следует переводить и комментировать сочинения Фотия в целях адекватного восприятия его взглядов в контексте современной ему эпохи и в динамике общего развития византийской философии в частности, и истории европейской философии в целом.
Структура диссертации включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы.
Апробацияматериалов и выводов была проведена в виде докладов на конференциях различного масштаба в Белгороде и отражена в публикациях:
1. Патриарх Фотий и его «Тысячекнижие» // Классическая и византийская традиция. 2012. - Белгород, 2012. - С. 221-223.
2. Патриарх Фотий I Константинопольский - политический деятель IX
в. // Белгородский диалог - 2013. - Белгород, 2013. - С. 81-82.
3. Диодор, Дионисий, Геродиан и Косьма Индикоплов в «Библиотеке» Патриарха Фотия // Классическая и византийская традиция. 2013. - Белгород,
2013. - С. 166-168.
4. К изучению «Библиотеки» патриарха Фотия // Белгородский диалог -
2014. - Белгород, 2014. - С. 89.
5. Патриарх Фотий и византийское богослужение // Классическая и византийская традиция. 2014. - Белгород, 2014. - С. 250-252.
6. Изучение «Лексикона» Фотия I Константинопольского //
Белгородский диалог - 2015. - Белгород, 2015. - С. 31.
7. Принцип классификации кодексов «Библиотеки» Фотия //
Классическая и византийская традиция. 2015. - Белгород, 2015. - С. 153-157.
8. Греческие классики в «Мириобиблионе» Фотия // Иресиона. Вып. V. К 30-летию кафедры всеобщей истории НИУ «БелГУ». - Белгород, 2016. - С. 97-105.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Святой Фотий, Константинопольский патриарх, известен как человек, который сочетал в себе благочестие, твердую православную веру и широкую образованность с дипломатическим, педагогическим и административным талантами. Его рукописное наследие весьма велико, и «Мириобиблион» является весьма важной его составляющей. «Библиотека» обладает особой ценностью в том числе и потому, что в ней содержатся выдержки из уже утраченных сочинений.Немаловажно то, что Фотием игнорировались общеизвестные тексты. Например, те, что входили в тогдашнюю образовательную программу, к примеру, сочинения классиков философии (Аристотель и Платон) и поэтов.
В цикле греческих классиков Фотий уделяет внимание не только истории античности и правдоподобности того или иного факта, но и не ставит под сомнение приведенные им сочинения, так как считает, что у каждого автора должна быть своя точка зрения. Так же Фотий анализирует речевую стилистику, по ходу рассмотрения произведения выделяет отсутствие силлогизмов, наличие связности и чистоты речи, развитие такого вида ораторства как судебное.Тематика данного цикла специфична и узка, рассматривает ораторские произведения в искусстве красноречия древних классиков, а также историю античного периода, не ставя под сомнения источник, приводя несколько точек зрения на тот или иной исторический факт.
Эпоха эллинизма характеризуется периодом развития античной философии.Анализируя кодексы эллинистической эпохи в «Мириобиблионе» Фотия, мы увидели, что в своем анализе автор выделяет то, что в этот период предметом изображения в литературном творчестве впервые становится отдельный человек с его частной жизнью, с маленькими семейными радостями и огорчениями. Фотий отмечает многозначные описания исторических событий (не всегда им подтвержденных), ставящие некоторые
исторические источники в конфронтацию. Так же отметим, что в кодексах, посвященных эллинистическому периоду, Фотий впервые выделяет значимость и полезность анализируемых им авторов и книг. То есть в данных кодексах содержатся некоторые рекомендации автора, направленные на изучение исторических источников, опыта и мировоззрения эпохи эллинизма. Эллинистический период кодексов Фотия довольно яркий и разнообразный, в своей работе автор абсолютно игнорирует античную поэзию и драматургию, в основном предпочитая философскую и историческую литературу.
Римская литература эпохи Республики подразделяется на долитературный период (V - III вв. до н.э.), во время которого устная народнопоэтическая, эпическая и культово-мифологическая традиция римлян формировалась путем оригинального сочетания переработок, заимствований наследия этрусков и греков с довольно богатым собственным фольклором; раннелитературный период (расцвет полиса) - (240 г. - середина II в. до н.э.); начальный период классики (кризис полиса) - (середина II в. - 30-е гг. до н.э.).
Из римских авторов эпохи Республики Фотием были прочитаны, главным образом, исторические сочинения. Здесь он не всегда давал характеристику авторскому стилю и риторике, в основном излагал содержание прочитанных книг.Авторов эпохи империи в «Мириобиблионе» представлено намного больше, чем авторов эпохи республики. Очевидно, это можно объяснить тем, что множество трудов времен республики не дошли до времени Фотия.
Зарождение христианской литературы происходило на грани двух абсолютно разнородных стилевых и языковых миров - еврейско-арамейского и греческого. Она разрушила эту грань своим возникновением, разорвав замкнутый круг античной литературы и принудив ее к восприятию нового влияния. Распространение новой религии, а с ней и новой литературы должна была по необходимости перестроить в корне не только формальный, но и идейный строй латиноязычной и грекоязычной словесности - и при этом с самыми длительными последствиями для развития европейских литератур.Древнехристианских авторов среди сохранившихся кодексов «Мириобиблиона» немного. Среди исследованных нами, всего один язычник, отзыв Фотия о котором крайне отрицательный. Остальные авторы и их работы оцениваются Фотием положительно, и соответствуют христианским догматам.
Для византийской литературы III-VII вв. характерны недифференцированность и широта: она включает в себя богословие, сочинения исторического характера, натурфилософию, философию и др.Богословские сочинения III-VII вв. представлены в «Мириобиблионе» Фотия весьма широко. Из проведенного анализа мы сделали вывод, что язычников Фотий ругает и выносит отрицательные оценки их трудам. Попытки же разобраться в христианской истории, и в христианских ценностях в целом вызывают одобрение Фотия, даже если они и не всегда соответствуют догматам.
Ранневизантийские светские авторы оценивались Фотием в основном положительно. В своих заметках он редко касался религиозной принадлежности автора, а если и указывал ее, то практически не осуждал за нее автора, кроме случаев, когда тот слишком нападал на христианскую веру, как например, с Гимерием.
Обобщая, можно сказать, что «Мириобиблион» Фотия содержит в себе сведения о греческих ораторах (особенно аттических), грамматиках, церковных и светских историках, философах, теологах,врачах и естествоиспытателях. Такжев нем содержатся сведения обагиографических, мифологических и художественных произведениях. Фотий предстает глубокообразованным ученым, остроумным собеседником и тонким стилистом, вполне владеющим приемами античных мастеров риторики.
Если учесть, что Фотий, будучи профессором Магнаврского университета в Константинополе, в той или иной мере мог обсуждать эти произведения со своими учениками, и факт, что сама«Библиотека» предназначалась потенциальным ученикам, то можно сделать вывод оего некоей образовательной концепции. Однозначнопочти равный удельный вес в ней занималипредназначенные для изучения теологическиеисветские работы. Конечно, в современном ключе было бы натяжкой говорить о фотианском «богословии образования», но о явной корреляции образования и богословия в Византийской державе в эпоху расцвета научного энциклопедизма вполне можно утверждать, как раз на примере состава «Мириобиблиона» Фотия.
«Библиотека» позволяет нам увидеть некоторые особенности педагогической методологии патриарха Фотия, который стремился, пожалуй, не только квалифицировать стилистическую адекватность и концептуальную суть анализируемых произведений, но и сформировать у читателей определенный круг чтения и православный вкус, как в теологическом, так и в светском изводе содержательной базы книжной византийской сокровищницы. Именно такой внутренне выверенный и здравомыслящий православный подход к мыследеятельности современников и к культурному наследию может быть методологически адаптирован к научным и педагогическим задачам и целям в гуманитарной российской традиции.



1. Diodori Siculus Biblioteca historica in 40 libri / ДиодорСицилийский. Историческаябиблиотека/ Пер. Gian Francesco Poggio Bracciolini, Ludovic Dindorf (сдр.-греч. наитал. инем.).- Paris, 1531-1868. - 2000p.
2. Андокид. Речи. Или история святотатцев. - Пер. Э.Д. Фролова. — СПб.: Алетейя, 1996. - 256 с.
3. Беневич Г.И. Иоанн Филопон / Православная энциклопедия -
[Электронный ресурс] - Режим
доступа: http: //www.pravenc.ru/text/471531. Ь1т!(дата обращения: 14.06.2017).
4. Власов Г.П. Фотий, Патриах Контантинопольский
Мириобиблион, 2016. - 458 с.
5. Исократ. Речи. Письма. Малые аттические ораторы. М.: Научно¬издательский центр "Ладомир", 2013. - 1074 с.
6. Лисий. Речи. /Пер. С. Соболевский. - М.: Ладомир, 1994. - 388 с.
7. Мириобиблион. Библиотека Фотия - [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://simposium.ru/node/10517(дата обращения: 14.06.2017).
8. Эсхин. О предательском посольстве (II). / Пер. С. Ошерова. Против Ктесифонта о венке (III). / Пер. С. Ошерова, М. Гаспарова. // Ораторы Греции. М., 1985. - 495 с.
9. Ямвлих. О египетских мистериях / Пер. с древнегреч., вступительная статья Л. Ю. Лукомского. Комментарии Р.В. Светлова и Л.Ю. Лукомского. - М.: Изд-во АО «Х. Г. С.», 1995. - 288 с.
Исследования
10. Аверинцев С.С. Византийская литература / С.С. Аверинцев. - М.: Наука, 1984. - Т. 2. - 264 с.
11. Акимова Л. Древнегреческое искусство / Л. Акимова. - М.: Классик-Стиль, 2004. - 362 с.
12. Анпеткова-ШароваГ.Г. Античная литература: учеб. пособие / Г.Г. Анпеткова-Шарова, В.С. Дуров: под ред. В.С. Дурова. - СПб: Филол. факульт. СПбГУ; Изд. центр Академия, 2004. - 224 с.
13. Артамонов С.Д. Литература Древнего мира / С.Д. Артамонов. - М., 1988. - 412 с.
14. Блаватская Т.В. Из истории греческой интеллигенции эллинистического времени. - М., 1983 - 328 с.
15. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви / В.В. Болотов. - Киев: Изд-во им. свт. Льва, папы Римского, 2007. - Т. 2. - 474 с.
16. Боннар А. Греческая цивилизация / А. Боннар. - М.: изд.
Искусство, 1992 г. - 384 с.
17. Борухович В.Г. Аполлодор. Мифологическая библиотека. - Л.: Наука, 1972. - 224 с.
18. Васильев А.А. Византийская империя. До крестовых походов. - М.: Алгоритм, 2012. - 432 с.
19. Габелко О. Л. Эллинистический мир: Государства и правители. - М.:Российский гуманитарный научный фонд, 2013. - 376 с.
20. Гиленсон Б.А. Античная литература. Древнегреческая литература / Б.А. Гиленсон. - М.: Флинта, 2001. - 398 с.
21. Гиленсон Б.А. Античная литература. Древнеримская литература / Б.А. Гиленсон. - М.: Флинта, 2001. - 423 с.
22. Грант М. Римляне. Цивилизация Древнего Рима / М. Грант. - М.: Центрполиграф, 2005. - 397 с.
23. Греческая философия (под. ред. М. Канто-Спербер) / пер. с франц. В. П. Гайдамака и др. - Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина - Москва, 2008. - 978 с.
24. Гуревич Я.Г. История Греции и Рима / Я.Г. Гуревич. - М.: Книга по требования, 2012. - 290 с.
25. Давыдова Л.И. Искусство древней Греции / Л. И. Давыдова. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2008. - 125 с.
26. Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной церкви / А. Дворкин. - Н.Новгород, 2006. - 236 с.
27. Дройзен И. История эллинизма. В 3-х т. - СПб., 1995. - 608 с.
28. Зелинский Ф.Ф. Религия эллинизма. - Томск, 1996. - 88 с.
29. Иванов И.А. Византийская философия в современных зарубежных исследованиях // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: гуманитарные науки. Научный журнал. Вып. 4 (47). - СПб.: СПбГИЭУ, 2011. - 404 с.
30. Иванов И. А. «Мириобиблион» Фотия как источник по истории философии // Вестник ИНЖЭКОНА. Серия: гуманитарные науки. Научный журнал. Вып. 4 (55). - СПб., СПбГИЭУ, 2012. - 490 с.
31. Иванцов-Платонов А.М. К исследованиям о Фотии, патриархе Константинопольском, по поводу совершившегося тысячелетия со времени кончины его / А.М. Иванцов-Платонов. - М.: Книга по требованию, 2012. - 456 с.
32. Исей. Речи. Перевод с древнегреческого Г.А. Тарояна (Москва) // Вестник древней истории, М.:Наука, 2013, №1. - 256 с.
33. История Древнего Рима / Под ред. проф. В.И. Кузищина. - М., 2001. - 288 с.
34. Источниковедение Древней Греции: Эпоха эллинизма / Под ред. проф. В.И. Кузищина. - М., 1982. - 244 с.
35. Кащеев В.И. Из истории межгосударственных отношений в эпоху эллинизма. - М., 1997. - 126 с.
36. Кащеев В.И. Эллинистический мир и Рим: Война, мир и дипломатия в 220-146 гг. до н. э. - М., 1993. - 384 с.
37. Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности / Ю.Д. Колпинский. - М., 1988. - 362 с.
38. Коуэл Ф. Древний Рим. Быт, религия, культура / Ф. Коуэл. - М.: Центрполиграф, 2006. - 255 с.
39. Кузищин В.И. Источниковедение Древней Греции. Эпоха эллинизма / В.И. Кузищин. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 242 с.
40. Кузнецов Д.В. Эллинистический Египет. - Благовещенск, 2005. - 196 с.
41. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима / К. Куманецкий. - М.: Высшая школа, 1990. - 456 с.
42. Лапидус Н.И. Античная литература: учеб. пособие для филол. факультетов вузов / Н.И. Лапидус; под ред. Я.Н. Засурского. - Минск: Университетское, 1986. - 158 с.
43. Левек П. Эллинистический мир. - М., 1989. - 256 с.
44. ЛемерльП. Первый византийский гуманизм. Замечания и заметки об образовании и культуре в Византии от начала до Х века / Вступ. ст. и пер. с франц.: Т. А. Сенина (монахиня Кассия). - СПб.: «Свое издательство», 2012. - 490 с.
45. Липперт Ю. История культуры / Ю. Липперт. - СПб.: Павленкова, 2015. - 403 с.
46. Литаврин Г.Г. Культура Византии. IV - первая половина VII в. - М.: Наука, 2011. - 728 с.
47. Лосев А.Ф. Античная литература: учеб. для студентов пед. ин-тов / А.Ф. Лосев [и др.]; под ред. А.А. Тахо-Годи. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 1986. - 439 с.
48. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней / В.А. Луков. — М., 2003. - 678 с.
49. Никол М.И. Античная литература: Учеб. пособие / М.И. Никола. - М., 2001. - 456 с.
50. Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. - М., Мысль, 2010, т. I, А-Д, - 744 с.
51. Пети П. Эллинистические цивилизации / П. Пети, А. Ларонд. - М.: Астрель, 2004. - 160 с.
52. Плотников В.В. История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности: от торжества христианства при Константине Великом до окончательного падения греко-римского язычества при Юстиниане (313-529 гг.) / В.В. Плотников. - М.: ЛИБРОКОМ, 2011. - 536 с.
53. Ранович А.Б. Эллинизм и его историческая роль. - М.; Л., 1950. - 384 с.
54. Радциг С.И. История древнегреческой литературы. Учебник / С.И. Рацдиг. - М.: Высш. школа, 1982. - 487 с.
55. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории / И.С. Свенцицкая. - М.: Политиздат, 1989. - 335 с.
56. Семеновкер Б. А. Библиографические памятники Византии. - М: Археографический центр, 1995. - 232 с.
57. Сухова Н.Ю. Патриарх Фотий и его роль в оппозиции Восток±Запад в оценке представителей российских духовных академий конца XIX - начала XX в. / Н.Ю. Сухова // Вестник ПСТГУ. Серия II: История. История Русской Православной Церкви. - 2017. - Вып. 74. - 156 с.
58. Тарн В. Эллинистическая цивилизация. - М., 1949. - 376 с.
59. Тревер К.В. Памятники греко-бактрийского искусства. - М.; Л., 1940. - 240 с.
60. Тронский И.М. История античной литературы: учеб. для ун-тов и пед. ин-тов / И.М. Тронский. - 5-е изд. - М.: Высш. школа, 1988. - 497 с.
61. Федоров Н.А. Античная литература. Греция: Антология: В 2 ч. / Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. - М., 1989. - 504 с.
62. Федоров Н.А. Античная литература. Рим: Хрестоматия / Н.А. Федоров, В.И. Мирошенкова. - М., 1981. - 474 с.
63. Фрейберг Л.А. Античное литературное наследие в византийскую эпоху//Античность и Византия. - М.: Наука, 1975. - 415 с.
64. Хрестоматия по античной литературе: в 2-х т. / Сост. Н.Ф. Дератани, Н.А. Тимофеева. - М., 1965. - Т. 1. -679 с.
65. Цибукидис Д.И. Древняя Греция и Восток: Эллинистическая проблематика греческой историографии: 1850-1974 гг. - М., 1981. - 256 с.
66. Чистякова Н.А. Эллинистическая поэзия: Литература, традиции, фольклор. - Л., 1988. - 176 с.
67. Чистякова Н.А. История античной литературы: учеб. пособие / Н.А. Чистякова, Н.В. Вулих. - 2-е изд. - М.: Высш. школа, 1972. - 439 с.
68. Шаму Ф. Эллинистическая цивилизация. - Екатеринбург; М., 2008. - 480 с.
69. Diller A. Photius' «Bibliotheca» in Byzantine Literature // Dumbarton Oaks Papers, Vol. 16. - 1962.
70. Dvornik F. Photius, Patriarch of Constantinople. // New Catholic Encyclopedia, vol. XI - Washington, D. C.: The Catholic University of America, 1967.
71. Kaldellis A. Hellenism in Byzantium. The Transformations of Greek Identity and the Reception of the Classical Tradition - Cambridge University Press - 2008. - 482 p.
72. Kazhdan A. Bibliotheca / The Oxford Dictionary of Byzantium - Oxford University Press. -1991.
73. Hadot P. Exercices spirituels et philosophic antique. P., - 1981. - 356 р.
74. Henry R. Photius. Bibliotheque, 8 vols. Les Belles Lettres, Vol.7. Paris: 1974.
75. Henry, R. Photius. Bibliotheque, 8 vols. Les Belles Lettres, Vol.3. Paris: 1962.
76. Trizio M. Byzantine Philosophy as a Contemporary Historiographical Project // Recherches de Theologie et Philosophie Medievales, vol.74, part 1 - 2007.
77. Save-Soderbergh, T. Holy Scriptures or Apologetic Documentations? The «Sitz im Leben» of the Nag Hammadi Library// Nag Hammadi Studies. Leiden, 1975. - VII.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ