Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТВОРЧЕСТВО Ч.С.ЧАПЛИНА В КОНТЕКСТЕ ЗАПАДНОЙ КУЛЬТУРЫ XX ВЕКА

Работа №73947

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы87
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
252
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Историография и источники 13
Глава 2. Ч.С.Чаплин и образ «Маленького Бродяги» в западной культуре XX века 30
Глава 3. Женские образы в фильмах Чаплина. Актрисы мирового художественного кинематографа, получившие прозвище «Чаплин в юбке» 47
Заключение 61
Список источников и литературы 76
Список иллюстраций


Чарльз Спенсер Чаплин, безусловно, является одним из самых знаменитых людей XX века. Наряду с такими личностями, как Ленин, Эйнштейн, Ганди, Мао Цзэдун, Уолт Дисней, Хемингуэй, его можно назвать «лицом» этого периода в истории человечества. «<...> И если в жестокосердной мелодии двадцатого века можно расслышать нотки со страдания, человече ского тепла, сочувствия к бедным и униженным, то заслуга великого клоуна тут неоспорима», - пишет в своей статье Э .А. Рязанов, - «Если бы не существовало чаплинского искусства, столетие было бы ещё более чудовищным, ещё более кровожадным» .
Прежде, чем приступить к изучению творчества Чаплина, стоит определить истоки его сценического и кинематографического образа. Пантомиму можно счит ать одним из древнейших видов искусств, возникшим из культовой обрядности в Древней Греции, а первые упоминания о шутах можно найти ещё у позднеантичного историка Приска Панийского. Само слово «клоун» появилось в XVI в. в Англии, но цирки так таковые возникли достаточно поздно: первым из них принято считать «Амфитеатр», который был открыт в 1770 г. в Лондоне отставным кавалерийским унтер-офицером Филиппом Астли. В 1778 г. в семье итальянца Джузеппе Гримальди р одился «отец современной клоунады» Джозеф Гримальди. «Принято счит ать, особенно в англо¬саксонских странах, где их (клоунов) в память великого предшественника так и зовут «Джо», что они в едут своё происхождение от Джозефа Гримальди» . Отец Джозефа, тоже артист, в первый раз появился на английской сцене 13 февраля 1739 г. в роли Панталоне в пантомиме «Орфей и Эвридика», поставленной в лондонском театре «Ковент- Гарден». Позже он сыграл Арлекина в пантомиме «Фортунат», а летом в театре «Сэдлерс-Уэллс» окончательно определился в своём амплуа, став «клоуном». Таким образом, Гримальди-младший принадлежал к актёрской династии и многим своим трюкам научился у отца, как в своё время произошло и с Чаплином, родители которого были актёрами мюзик- холла.
Джозеф Гримальди начал выступать на публике в возрасте менее двух лет на сцене театра «Друри-Лейн», потом в «Сэдлерс-Уэллс». В своём деле Джозеф Гримальди являлся новатором, поскольку его персонаж был, для того времени, современным клоуном, амплуа которого, тем не менее, основывалось на традиционной роли простака. Он умел обыгрывать всем известные вещи, например, в роли Смелого драгуна из пантомимы «Красный карлик» Гримальди появлялся в костюме, целиком составленном из предметов дамского туалета и кухонной утвари (то же самое можно пр о сл едить и в творчестве Чаплина, который любил придавать обыденным предметам второе значение; например, стулья, которы е он на себя надевал вверх ножками в короткометражном фильме «За экраном» (1916) превращали его в ежа). Как пишет Ю.Кагарлицкий, вещи не подчинялись Гримальди: <...> он отрезал кусок пирога, но «начинка» в виде живой утки выходила оттуда и шла по своим делам» . Чаплин использовал тот же приём: в фильмах «Лавка ростовщика», «Час ночи» (оба - 1916), «День развлечений» (1919) предметы, окружавшие актёра, не только жили своей жизнью, но, как правило, шли на конфронтацию с главным героем . «Однако те же самые предметы, которые сопротивляются Чарли, когда он пытается использовать их по назначению, легко подчиняются ему, когда он употребляет их в необычных и многообразных функциях, в соответствии с потребностями момента». Так, например, газовый фонарь в «Тихой улице» (1917) помог Чаплину одолеть крупного Эрика Кемпбелла в роли бандита.
Джозеф Гримальди мог исполнять всевозможные роли, в том числе и драматические, но большего успеха ему удалось достичь в пантомиме. Как и Чаплин, Гримальди был очень пластичен - танцевал, пел, исполнял акробатические номера. Его мир состоял из простых элементов, которые жили двойной жизнью. Именно у Гримальди появился первый в общепризнанном значении костюм клоуна с преувеличенными составляющими частями: например, широкие штаны с глубокими карманами.
26 декабря 1806 г. состоялась премьера пантомимы Тома Дибдина «Арлекин и Матушка - гусыня, или Золотое яйцо», принесшая восемнадцатилетнему Гримальди славу. Стоит отметить, что английская пантомима того времени представляла собой соединение несовместимого - песен и надписей, заменявших слова. В «Матушке-гусыне» героям запрещалось говорить, и они появлялись с плакатами, обозначающими реплики наподобие титров в немом кинематографе. Несмотря на это, комедийная грация Гримальди была нео бычна, он хорошо придумывал визуальные трюки и буффонады, тем самым мог умело вызывать смех публики. Позже, когда мюзик-холлы стали популярными, Гримальди ввёл в театр женскую пантомиму, а также завёл традицию непосредственного участия присутствующей публики в представлении. «Он (Гримальди) был велик прежде всего своей абсолютной органичностью. Тем же, чем был велик и другой актёр пантомимы - тот, которого дала в начале нашего столетия Англия и навеки запечатлела на плёнку Америка, - Чарльз Спенсер Чаплин <...>» .
Режиссёр Григорий Козинцев назвал Чаплина «однокашником Гримальди и Дебюро» . В 1819 г. на сцене парижского театра «Фюнамбюль» на бульваре дю Тампль мим Батист Дебюро создал образ отвергнутого несчастного влюблённого, тем самым переосмыслив сложившийся ранее образ Пьеро в виде слуги, часто попадающего в неловкие положения. Во многих картинах Чаплина женщины, в которых влюбляется его герой, отвергают его («Бродяга», «Банк» (оба - 1915); «Цирк» (1925), «Огни большого города» (1931)). В этом отношении «Маленький Бродяга» близок образу Пьеро, трогательному неудачнику и печальному любовнику, проигрывающему более успешным антагонистам. «Для меня персонаж, который я играю на экране, не есть характер. Скорее, символ. В нём, мне кажется, больше от Шекспира, чем от Диккенса. Образ вечно побитого человека» .
Другим английским предшественником Чаплина был актёр мюзик- холла Дэн Лино . Он также родился в семье артистов и появился на сцене вместе со своими родителями в возрасте трёх или четырёх лет как исполнитель и акробат. Лино был известен, помимо ролей в мюзиклах, исполнением ролей дам в ежегодных пантомимах, которые были популярны в лондонском королевском театре Друри-Лейн, в период с 1888 по 1904 гг. В связи с этим стоит упомянуть, что Чаплин тоже несколько раз появлялся на экране в образе женщины. В первый раз - в картине «Деловой день» (1914), где сыграл грубую и ревнивую даму. Всего
известны три случая появления на экране Чаплина в женском платье. В короткометражных фильмах «Маскарадная маска» (1914) и «Женщина» (1915) Чаплин играл более привлекательных и интеллигентных особ.
Как и у Дэна Лино, родители Чаплина - Чарльз Спенсер Чаплин- старший и Ханна Чаплин (на сцене Лили Харли), - играли в мюзик- холлах. Чарльз Чаплин родился 16 апреля 1889 г. в Лондоне. (Илл. 2). Его родители расстались, когда будущему актёру едва исполнился год, а в 1896 г. Ханна Чаплин потеряла рассудок. Когда ей становилось лучше, она могла петь и разыгрывать различные сценки, любила сидеть у окна, смотреть на прохожих и повторять их движения. Таким образом, Чаплин научился наблюдать за людьми и выражать чувства мимикой и жестами. Впоследствии он написал: «Я часто спрашиваю себя, не обязан ли своим успехом в пантомиме дару, переданному мне моей матерью? Она была исключительной мимисткой » .
Одним из самых важных событий детства Чаплина является его первое появление на сцене в 1894 г. Тогда Ханна потеряла голос, а директор варьете вывел маленького Чарли к зрителям . Он спел знаменитую в то время песенку «Джек Джонс», после чего на сцену стали бросать монеты. Через четыре года молодой Чаплин уже выступал в труппе Уильяма Джексона «Восемь ланкаширских парней». Мальчики танцевали клогданс, и репортёры мюзик-хольных газет высоко оценивали их мастерство . Труппа часто отпр авлялась в турне и имела успех, выступая за один вечер сразу в двух-трёх мюзик-холлах. Однажды Чарли Чаплин сыграл кошку на премьере пантомимы «Золушка» в лондонском «Ипподроме». В одном из эпизодов он был партнёром Марселина , который постоянно спотыкался об него и падал. На одном из детских утренников Чарли обнюхал пса Марселина и поднял лапку на просцениуме - это была первая комическая импровизация артиста.
Вскоре Чаплин ушёл от «ланкаширских парней». Будучи четырнадцатилетним мальчиком, он решил пойти в известное театральное агентство - к Блэкмору, и его сразу взяли на роль рассыльного Билли в пьесе Уильяма Джиллета «Шерлок Холмс». Юному актёру предложили ещё одну роль в новой пьесе «Джим, роман оборванца», которая не имела особого успеха, но именно после неё в июле 1903 г. Чаплина впервые упомянули в печати. Когда в 1905 г. Чарли поехал на гастроли с «Шерлоком Холмсом», ему пришло известие от матери - она окончательно была признана душевнобольной и помещена в больницу.
В 1906 г. Чарли выступил в номере «Цирк Кейси» на открытии гастролей в ливерпульской «Олимпии». Он появлялся в двух скетчах, изображая разбойника Дика Терпина и «доктора» Уолфорда Боди. В роли Терпина Чарли всё время приходилось бежать и скрываться от погони, и он поднимал одну ногу и прыгал на другой, огибая углы манежа. Зрители смеялись. Позже такой же трюк появился во многих фильмах будущего режиссёра. В 1907 г. гастроли закончились, и Чаплин, уйдя из труппы, остался безработным. Тем временем, сводный брат Чарльза, Сидней работал с «Бессловесными комедиантами» Фреда Карно . Благодаря его настоятельным просьбам взять младшего брата в труппу, Карно согласился, но тогда Чарльз показался ему чересчур застенчивым юношей, не способным к фарсу с потасовками. Вскоре, играя комического злодея в «Футбольном матче», он сумел рассмешить публику , и это изменило мнение о нём Карно и многих других актёров . Чаплин к тому времени уже имел определённый актёрский опыт, и «пребывание в труппе Фреда Карно было для него своего рода «завершением актёрского образования»» . Молодой человек играл ещё во многих пантомимах и скетчах, но наиболее удачным выступлением стала роль пьяного в «Бессловесных пташках» (или «Вечер в английском мюзик-холле»).
В 1910 г. Чарльз с труппой Карно в первый раз побывал в США, а в 1913 г. юного актёра заметил представитель кинокомпания «Кистоун», руководителем которой был продюсер и режиссёр Мак Сеннет . В Лос- Анджелесе он зашёл к Чаплину поздравить с успехом после комедии «Ночь в клубе». Наружность Сеннета произвела на Чарли сильное впечатление. Он стал волноваться, смогут ли они поладить. Надо сказать, что сам режиссёр явно испугался, когда увидел Чаплина без грима - по его мнению, актёр был слишком молод.
Появившись на студии «Кистоун», Чарльз Чаплин не сразу стал сниматься. Какое-то время Сеннет объяснял ему свой творческий метод и дал время, чтобы новый актёр присмотрелся и просто поучился технике киносъёмки. Первый фильм, в котором играл Чаплин, «Зарабатывая на жизнь» (1914) снимал режиссёр Генри Лерман . Комик считал Лермана тщеславным, более того он вырезал или переделал наиболее удачные трюки Чаплина. «Я никак не мог понять, зачем это ему нужно. Впоследствии, через много лет, Генри Лерман признался, что сделал это умышленно, потому что, как он выразился, я слишком много себе позволял» . Фильм снимался в течение трёх дней не в павильоне, а на натуре. Руководителям «Кистоуна» он не понравился, они даже сказали Сеннету, что он взял на работу «полную никчёмность». Сам Чаплин понимал, в чём была его главная ошибка - неудачный грим и костюм, стремление подражать чуждой ему манере игры других артистов «Кистоуна». Позже, приступая к съёмкам нового фильма, Сеннет попросил Чаплина загримироваться. Для своего второго фильма Чаплин придумал костюм, в котором снимался во многих последующих картинах. Много лет считалось, что образ Бродяги впервые появился в ленте Г.Лермана «Детские автогонки в Венисе» (1914), но сам Чаплин вспоминал, что он возник в «Невероятно затруднительном положении Мейбл» (1914), снятом при участии Мака Сеннета. Оператор «Мейбл» Ганс Кенекамп тоже припоминает, что ко стюм появился впервые именно в этом фильме.
Чаплин не обдумывал его заранее. Ему хотелось, чтобы в костюме всё было противоречиво: слишком широкие штаны и узкий пиджак, огромные ботинки с загнутыми носами и маленький котелок. Усы Чарли специально подстриг щёточкой, чтобы они не скрывали его мимики, но, в то же время, делали бы его старше. У нового героя также появилась бамбуковая тросточка, которой он мог жонглировать. Этот костюм во многом напоминал облик Уолтера Гривса, игравшего роль старьевщика у Карно в пантомиме «Лондонские предместья».
Позже Чаплин скажет в беседе с корреспондентами: «мой тип представляет собой синтез облика значительного числа англичан, которых мне пришло сь видеть во время моей жизни в Лондоне» . Его характерная «утиная» походка могла быть заимствована у Карно, когда в одной из пантомим он изображал бродягу Перкинса. В 1916 г. комик однажды рассказал репортёру, что перенял походку у старого спившего ся конюха по прозвищу «Чудила Бинкс», которого встречал на улицах Лэмбета. В любом случае, будущий образ Маленького Бродяги уже стал отчётливо вырисовываться в первых фильмах Чаплина, хотя не был ещё до конца продуман. В «Моей биографии» Чарли вспоминал, что после того, как переоделся в гримёрной, он подошёл к Маку Сеннету и принялся расхаживать с гордым видом, помахивая тросточкой. Сеннет рассмеялся, и актёр стал описывать ему своего героя: «Он очень разносторонен - он и бродяга, и джентльмен, и поэт, и мечтатель, а в общем это одинокое существо, мечтающее о красивой любви и приключениях. Ему хочется, чтобы вы поверили, будто он учёный, или музыкант, или герцог, или игрок в поло. И в то же время он готов подобрать с тротуара окурок или отнять у малыша конфету. И, разумеется, при соответствующих обстоятельствах он способен дать даме пинка под зад, - но только под влиянием сильного гнева» . (Илл. 1)
Таким образом, по фильмам Чаплина, от самых ранних (период сотрудничества с Маком С еннетом), до более поздних, сделанных на собственной студии, можно проследить, как эволюционирует образ бродяги. В фильмах постепенно появляются трагикомиче ские нотки. Чаплин уходит от так называемой «комедии пощёчин», он воспроизводит различные трюки, которым научился ещё в юно сти на сцене мюзик-холла, и создает новые сюжеты.
Чаплин играл человека из низшего слоя населения, но всё-таки именно человека, способного не смотря на все свои неприятности, помогать другим. Клоун Грок говорил: «Чаплин дал нашему поколению истинное понимание сути клоунады, более того, понимание сути всех маленьких людей» . Образ «Маленького бродяги» будет использоваться Чаплином на протяжении последующих двадцати шести лет вплоть до выхода фильма «Великий диктатор» (1940).
Маленький Бродяга с самого начала имел успех у публики. Этот образ пытались сымитировать многие актёры начала XX века, например, комик Билли Уэст (фильм «The Gandy Kid» (1917)). Влияние Чаплина и его образа Бродяги прослеживается в творчестве французского актёра и режиссёра Жака Тати, советского клоуна Карандаша, гонконгского кинематографиста Джеки Чана, который использует трюки для создания различных комедийных ситуаций. «Это как будто необъяснимо. Маленький человек в слишком широких и рваных штанах, в помятом котелке и дырявых башмаках, эксцентрически нелепый, смешной и жалкий, завоёвывает весь мир » .
Стоит отметить, что некоторые подражания не удавалось выявить сразу: подобным примером являлся фильм «Человек на пропеллере», показанный в Москве в 1922 г. и отрецензированный Алексеем Ганом. Также стоит отметить влияние Чаплина и созданного им образа Бродяги на авангардные художе ств енные течения первой половины XX в. Известны пьесы «Чаплин, трагигротеск в шести картинах» (1924) Мелхиора Фишера, «кино - поэма в лицах» «Чаплиниада» (1920) представителя экспрессионизма Ивана Голля. Помимо этого, образ Бродяги нашёл отражение в работах таких известных художников, как Фернан Леже и Марк Шагал.
Цель данной выпускной квалификационной работы - проанализировать влияние и значимость творческой деятельно сти Чарльза Спенсера Чаплина и, соответственно, образа «Маленького Бродяги» в западном культурном контексте XX века. Являясь не только великим актёром, но ещё и выдающимся режиссёром, сценаристом, продюсером, композитором, Чаплин сумел изменить само представление о кинематографе и в 1972 г. заслуженно получил «Оскар» «за бесценный вклад в то, что в этом веке кинематограф стал искусством» .
Задачи работы заключаются в том, чтобы:
1) Во-первых, рассмотреть это влияние и проследить его эволюцию на конкретных примерах в литературе, живописи и кинематографе преимущественно XX века;
2) Во - вторых, выявить определенные закономерности творческой карьеры актера;
3) В-третьих, в результате исследования сделать вывод о том, чем был
обусловлен успех Чаплина, ведь по сравнению с другими популярными актёрами того же периода, например, Бастером
Китоном и Гарольдом Ллойдом, именно он сумел внести столь большой вклад в развитие киноискусства.
Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемых источников и литературы. Первая глава - историографическая. В ней проанализирован ряд работ зарубежных и отече ственных исследователей творчества Чаплина. Во втором параграфе данной главы приводятся все основные источники, используемые в работе, а также анализируются мемуары Чаплина, впервые изданные в 1964 г., биографический фильм «Чаплин» (1992) режиссера Ричарда Аттенборо и мюзикл Уоррена Карлайла «Чаплин». Вторая глава по священа, непосредственно, рассмотрению влияния Чаплина и образа Маленького Бродяги на западную культуру XX века. В третьей главе речь идёт, в основном, об актрисах США, Западной Европы и СССР, получивших прозвище «Чаплин в юбке».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Ч.С. Чаплин и созданный им образ «Маленького Бродяги», несомненно, повлияли на развитие художественной культуры XX века. Конец эры немого кинематографа не смог существенно помешать успеху данного персонажа, в отличие, от героев Бастера Китона или Гарольда Ллойда, о которых сейчас известно гораздо меньше, чем о Чаплине. «Бродяга» был своеобразным символом своей эпохи, неким собирательным образом простых людей. Первая волна его мировой популярно сти не случайно связана с различными авангардными течениями 1920-х гг. В это время были распространены идеи коммунизма, всеобщего равенства и счастливого будущего. «Маленький Бродяга» будто бы олицетворял борьбу всех угнетённых за лучшую жизнь. Ему легко было сочувствовать, подражать и смеяться над ним. С помощью одного лишь его образа - маленького неуклюжего человека в котелке, можно было многое сказать о политике и современной жизни. Достаточно вспомнить короткометражный фильм «Иммигрант» (1917), в котором появляются мотивы «жестокого мира». Чаплин - «Маленький Бродяга» не теряется и даёт пинка одному из сотрудников миграционной службы. Несмотря на внешнюю простоту изложения, эта сцена крайне интересна - сначала показывается знаменитая Статуя Свободы, как символ свободной страны, потом на толпу её будущих граждан накидывают верёвку, что создаёт некоторое несоответствие между желаемым и действительным. Только Чаплин мог сделать подобный вызов американскому обществу, так как он был гостем этой страны и всегда им оставался - даже после тридцатилетнего проживания в США он ни разу не подал заявление на получение гражданства. Он был гражданином мира и считал, что любые государственные границы - это насилие над человеком.
Основной темой фильмов Чарльза Чаплина была борьба за существование. «Он показал, что грубость физической силы, тупость полицейщины, ловкость 66
пройдох, могут быть побеждены самым маленьким, самым нищим, самым слабым человеком» .
Помимо зрительской симпатии, Чаплин сумел приобрести расположение европейских интеллектуалов. Они видели в его творчестве нечто большее, чем просто изображение борьбы за существование. В финале «Пилигрима» (1923) оказавшись между двух стран, Бродяга убегает к горизонту - одной ногой в Мексике, другой - в Соединённых Штатах. Несколько десятилетий спустя этот прием был применен в фильме «Закон есть закон» (1958) с Тото и Фернанделем в главных ролях. «Финал «Пилигрима» символичен для всего чаплиновского мировоззрения - безнадёжность, может быть, никогда не находила столь яркого и полного выражения» . Художник Фернан Леже впервые сделал рисунок всеми узнаваемого персонажа: на нём изображён состоящий из геометрических фигур человек с усами, котелком и тростью. Именно эти атрибуты всегда будут символизировать чаплиновского персонажа. «Эти приметы и Леже, и Шагал получили от Чаплина, по ним Чаплин узнается с той же легкостью, с какой в христианском искусстве Т-образный посох и шкура выдают в их носителе Иоанна Крестителя. То же можно сказать и о жесте приподнятого котелка на рисунке Леже - это опознавательный жест, жест-атрибут, по функции похожий на положение рук, по которому в средневековом искусстве и искусстве возрождения узнавался философ или учитель» . Как было сказано выше, образ Чаплина символичен и потому находил отражение в творчестве многих художников того времени. Пабло Пикассо говорил: «Мимика - точный эквивалент же ста в живописи, которым ты непосредственно передаешь умонастроение - без описаний, без анализа, без слов» .
Трудно переоценить вклад Чаплина в развитие самого кинематографа и комедийного жанра. Благодаря его фильмам, кинематограф перестал быть аттракционом в сознании современных людей, так как именно он впервые на экране использовал приём соединения двух несовместимых видов драмы: «Лучше всех комиков Чаплин сумел доказать, что своё подлинное богатство комедия обретает, когда балансирует на грани трагедии» . Стоит отметить, что Чаплин стал настоящим примером для подражания. На его манере игры и трюках учились многие актёры и режиссёры. Образ «Маленького Бродяги» чётко прослеживается в творчестве советского клоуна Карандаша (наст. имя Михаил Румянцев) . С 1928 г. Румянцев появлялся на публике в образе Чарли Чаплина, но позже отказался от явного подражания и придумал себе прозвище Каран Д’Аш в честь французского художника-карикатуриста. В 1936 г. к своему сценическому образу артист добавил собаку породы скотч-терьер по кличке Клякса. В 1940-50 гг. Румянцев стал привлекать для своих выступлений помощников-учеников. Одним из них был Юрий Никулин, оставивший воспоминания о своём учителе: «Маленький, подвижный, в хорошо сшитом модном костюме, волосы чуть тронуты сединой - таким я его увидел в первый раз» . Сам Юрий Никулин в мемуарах много писал и о Чаплине: «Когда меня спрашивают, кто мой любимый комедийный артист, я называю Чарли Чаплина. С первых кадров я понял: маленький смешной человек - мой самый любимый и близкий друг. И я переживал за его судьбу, хотя и смеялся над его похождениями» . На приёмах Чаплина учился и Аркадий Райкин, первым известным сценическим номером которого стала эстрадная интерпретация «Маленького Бродяги». Режиссер Леонид Гайдай в своём творчестве часто опирался на чаплиновский опыт. До статочно вспомнить эпизод из кинокомедии «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), в котором чрезмерно воспитанный студент Шурик (Александр Демьяненко) уступает места в автобусе, сам при этом оставаясь мокнуть под дождём. Похожая сцена была в короткометражном фильме «День получки» (1922), где Бродяга успевает только на последний, полностью переполненный автобус.
В 1975 г. в СССР по мотивам пьесы Брэндона Томаса «Тётка Чарлея» вышел фильм под названием «Здравствуйте, я ваша тётя!». В роли Бабса Баберлея снялся подражавший Чаплину актёр Александр Калягин. Картина снята в стилистике немого кино, сопровождается титрами и кинохроникой. В фильме появляются фрагменты из короткометражек Гарольда Ллойда, Бастера Китона и Чарли Чаплина (фильм «Вечер в мюзик-холле» (1915)). Можно проследить сходство костюмов героя Калягина с чаплиновским костюмом «Маленького Бродяги»: те же усы, котелок и трость. Схожа и манера поведения двух персонажей: сцена, когда Бабс Баберлей ворует у продавца сосиски, напоминает другую сцену из короткометражной ленты Чаплина под названием «Собачья жизнь» (1918). Вот что говорил Александр Калягин о съемках фильма: «Важнейшим в работе было воспоминание об опыте Чарли Чаплина, как-то снявшего коротенький фильм "Женщина". Мне тоже хотелось испытать: каково это? Что чувствуют и переживают эти существа в юбках, чулках и прочих деталях туалета? Женский костюм я обживал старательно, практически не снимая даже в обеденный перерыв» . Актёр впоследствии говорил, что потомки будут помнить его только благодаря роли тётушки Чарлея: «<...> И не вспомнят ни Эзопа, ни Платонова, ни Чичикова, ни Ленина» .
В западном кинематографе тему маленького человека продолжили многие режиссёры (представители неореализма Л. Висконти, Р.Росселлини, В. де Сика) и актёры (Тото, Фернандель, Жак Тати, Джульетта Мазина, «любимый клоун» Чаплина - Норман Уиздом , французский актёр Луи де Фюнес) которые по праву могут считаться самыми знаменитыми продолжателями чаплиновского искусства.
Стоит добавить, что популярность Чаплина распространилась далеко за пределы европейского мира. Одним из лучших примеров является творчество гонконгского актёра и мастера боевых искусств Джеки Чана, использующего трюковую технику для создания целых каскадов комедийных ситуаций. Режиссер фильма «Шанхайские рыцари» (2003) Дэвид Добкин назвал Джеки Чана "Чарли Чаплином наших дней" .
Ещё со времён выхода первого антифашистского фильма «Великий диктатор» (1940) Чаплина обвиняли в коммунистической деятельности. В 1942 г. он выступил на митинге за открытие Второго фронта и обратился к залу со словом «Товарищи!», что вызвало смех и аплодисменты. В эпоху маккартизма Чаплину пришлось покинуть «свободную» страну, которую он не раз критиковал в своих картинах. В 1952 г. во время отъезда режиссёра в Англию на борту лайнера «Куин Элизабет», ему отказали в возможности возвращения. Все его последующие фильмы были запрещены к показу в США вплоть до 1970-х гг. Чаплин и его жена Уна решили поселиться в Швейцарии в Мануар-де-Бан, в селении Корсье, чуть выше Веве. В обстановке полного спокойствия и уединения с природой Чаплин заканчивал «Мою биографию» размышлениями о счастье и любви к своей жене. В Великобритании Чаплин поставил свои последние два фильма - «Король в Нью-Йорке» (1957) и «Графиня из Гонгонга» (1967).
В 1972 г. он вернулся в Америку для получения премии «Оскар». Ему выдали лишь ограниченную визу, но за короткое время Чарли смог встретиться со старыми знакомыми и актёрами своих фильмов. Когда на торжественной церемонии ему вручили награду «за бесценный вклад в то, что в этом веке кинематограф стал искусством», Чаплин так волновался, что сумел только сказать «Спасибо». Он проделал старый трюк с котелком, заставив его соскочить с головы, как это бывало в немых фильмах. Уже тогда он был для всех гением, получившим всеобщее признание. Через три года, 4 марта 1975 г., королева Елизавета II посвятила его в рыцари.
Чарльз Чаплин умер ночью 25 декабря 1977 г. в возрасте восьмидесяти восьми лет в окружении многочисленных детей, внуков и любящей жены. Сергей Эйзенштейн писал: «Чаплин служит наиболее представительной фигурой американского юмора». Стоит добавить, что не только американского, а мирового, поскольку наша работа показала, что он послужил вдохновителем для целого ряда писателей, художников и кинематографистов из разных стран. Это позволяет сделать ряд выводов:
1) . Во-первых, Ч.С. Чаплин и созданный им образ «Маленького Бродяги» способствовали формированию определённой эстетики кинематографа, которая прекращала эксцентрику ранних немых фильмов и вводила новый принцип повествования, включая синтез комедии и трагедии.
2) . В о-вторых, «Маленький Бр одяга» вдохновил многих европейских интеллектуалов, в числе которых были знаменитые драматурги, кинокритики и художники. Они смогли запечатлеть этот образ в различных художественных произведениях.
3) . В - третьих, шедевры Чаплина с их изображением социальной действительности, несправедливости и безразличия к так называемым «маленьким людям», повлияли на формирование нового течения в кинематографе в 1945-1955 гг. - неореализма. В те годы это позволило выйти на первый план таким талантливым режиссёрам, как Л.Висконти, Р.Росселлини, В. де Сика, Д. де Сантис.
4) . В-четвёртых, методы актёрского и режиссёрского мастерства Чаплина сформировали все важные постулаты построения комедий в последующие десятилетия и стали примером для многих актёров, как, например, Тото, Фернандель, Ж.Тати.
5) . В-пятых, творчество Чаплина создало в среде актрис феномен под названием «Чаплин в юбке». В качестве примера можно привести коллегу Чаплина -


Аллен В. Интервью: Беседы со Стигом Бьоркманом. - СПб.: Азбука-классика, 2008. - 538 с.
Голль И. Чаплиниада. Кино-поэма // Современный запад. М., 1923. № 3. С.
73-90.
Брукс Л. Лулу в Голливуде. - М.: Rosebud Publishing, 2008. - 292 с.
Жило Ф. Моя жизнь с Пикассо. - М.: Олма-Пресс, 2001. - 351 с.
Китон Б. Мой удивительный мир фарса / пер. с англ. Н. Букановой. - М.:
Радуга, 2002. - 364 с.
Никулин Ю. Почти серьёзно. - М.: АСТ, 2016. - 688 с.
Чаплин Ч. С. Моя биография. М.: Вагриус, 2000. - 509 с.
Чаплин Ч. С. Как заставить людей смеяться/ Пер. с англ. - М.: Аст; Владимир:
ВКТ, 2008. - 680 с.
Чаплин Ч.С. Фильмы Чаплина: Сценарии и записи по фильмам / Сост. и вступ.
статья А. Кукаркина. - М.: Искусство, 1972. - 767 с.
Список используемой литературы.
Литература, опубликованная на русском языке.
Авенариус Г.А. Чарльз Спенсер Чаплин: Очерк раннего периода творчества. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 268 с.
Акройд П. Чарли Чаплин / Пер. с англ. Ю. Гольдберга. - М.: Колибри, Азбука- Аттикус, 2015. - 256 с.
Базен А. Что такое кино?: Сб. стат. - М.: Искусство, 1972. - 382 с.
Блейман М.Ю. Образ маленького человека// Блейман М.Ю. О кино -
свидетельские показания. М.: Искусство, 1973. С. 253-284.
Богемский Г.Д. Актёры итальянского кино: Джульетта Мазина, Микеле Плачидо, Орнелла Мути. - М.: Всесоюзное творческо-производственное объединение «Киноцентр», 1990. - 64 с.
Ган А. М. Человек на пропеллере // Зрелища. М., 1922. № 3. С. 14-18.
Жак Тати. Статьи. Сценарии. Интервью / Сост. и авт. вступит. статьи В.Божович. - М.: Искусство, 1977. - 192 с.
Кагарлицкий Ю.И. Джозеф Гримальди и его «записки» // Записки Джозефа Гримальди / Под ред. Чарльза Диккенса; вступ. статья Ю. Кагарлицкого; ил. Дж. Круикшенка. - М.: Искусство, 1979. - 336 с.
Кащенко Е.С. История западного кинематографа: классический и современный периоды. Учеб. пособие. - СПб., 2009. - 124 с.
Кино Италии: Неореализм / сост., вступ. ст. и комм. Г.Д. Богемского. - М.: Искусство, 1989. - 431 с.
Козинцев Г. М. Народное искусство Чарли Чаплина // Козинцев Г. М. Собр. соч.: В 5 т. Т.3. Л.: Искусство, 1982. С. 87-125.
Комики мирового экрана / Ред. Р.Юренева. - М.: Искусство, 1966. - 287 с.
Кукаркин А.В. Чарли Чаплин. - М.: Искусство, 1988. - 287 с.
Маяковский В.В. Полн. собр. соч.: В 13 т. - М.: Художественная литература, 1957. Т. 5. - 452 с.
Лукино Висконти. Статьи. Свидетельства. Высказывания / сост., ред. и автор комм. Л.К. Козлов. - М.: Искусство, 1986. - 302 с.
Робб Б. Джонни Депп. Пират Голливудского моря / пер. с англ. Л.Нестеровой - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 291 с.
Робинсон Д. Чарли Чаплин: Жизнь и творчество/ ред. С.Дубовик; пер. с англ. - М.: Радуга, 1990. - 671 с.
Садуль Ж. Чарли Чаплин. - М.: Искусство, 1981. - 208 с.
Соколов И.В. Чарли Чаплин: Жизнь и творчество: Очерк по истории американского кино / под ред. Н.П. Абрамова. - М.: Госкиноиздат, 1938 - 120 с. Тадэ Э.С. Надежда Румянцева. - М.: Искусство, 1967. - 92 с.
Цивьян Ю.Г. О Чаплине в русском авангарде и о законах случайного в искусстве // НЛО. М., 2006. № 81. С 45-61.
Эренбург И. Г. А все-таки она вертится. - М.; Берлин: Геликон, 1922. - 139 с.
Эйзенштейн С.М. Charlie the Kid // Избранные произведения в 6 томах. М.: Искусство, 1964. Т. 5. С. 494-521.
Юткевич С.И. Сэр Джон Фальстаф и мистер Чарльз Чаплин // Юткевич С.И. Контрапункт режиссёра. М.: Искусство, 1960. С. 289-320.
Литература, опубликованная на английском языке.
Geduld H. M. Chapliniana: A comment. on Charlie Chaplin's 81 movies / Harry M. Geduld. - Bloomington; Indianapolis: Indiana univ. press, 1987. - 24 p.
Gifford D. Chaplin: The Man and His Films / by Denis Gifford. - London: Macmillan, 1974. - 128 p.
Huff Th. Charlie Chaplin. N. Y.: Schuman, 1951. - 353 p.
MacCabe J. Charlie Chaplin: Life & Work. - London: Methuen paperbacks, 1979. - 279 p.
MacDonald G. The Picture History of Charlie Chaplin / By Gerald McDonald; Designed by Woody Gelman. - Franklin Square, (N. Y.): Nostalgia press, 1965. - 64 p.
MacDonald G. D. The Films of Charlie Chaplin / By Gerald D. McDonald, Michael Conway and Mark Ricci. - N. Y.: Citadel press, 1965. - 224 p.
Robinson D. Chaplin: The Mirror of Opinion / David Robinson. - London; Bloomington: Secker & Warburg Indiana univ. press, 1984. - 205 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ