Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изображения Бастет, Сохмет и божеств их круга в древнеегипетской скульптуре II-I тысячелетий до н. э.

Работа №73919

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы138
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Богини-львицы и богини-кошки в отечественных и зарубежных исторических источниках
Глава 2. Древнеегипетские культы богини Бастет, богини
Сохмет и божеств их круга
Глава 3. Скульптурные изображения богинь с головой львицы
или кошки в древнеегипетском искусстве Нового царства и
Позднего периода
Заключение
Список использованной литературы

Скульптурные изображения божеств - «визитная карточка» древнеегипетской пластики. Они появляются ещё в эпоху глубокой древности; широко известно изображение сокола - олицетворение бога Хора, воплощением которого являлся древнеегипетский царь - за головой правителя IV династии Хафра. Древние египтяне известны своим масштабным пантеоном божеств, значительная часть которых представлена в облике животных или образе человека с головой того или иного животного. Одним из наиболее почитаемых божеств в Древнем Египте являлась Бастет. Центром культа богини являлся город Бубастис (Пер-Баст), священным животным Бастет была кошка, вследствие чего древнеегипетские мастера изображали богиню либо как женщину с кошачьей головой, либо в образе кошки. Также встречаются изображения головы богини Бастет на эгидах - однако, здесь мастера изображают львиную голову с солнечным диском, что является отождествлением Бастет и Сохмет; связь культов этих божеств будет рассмотрена далее. Большое внимание уделялось и живым кошкам - они жили в качестве домашних питомцев во многих домах. Тела умерших кошек мумифицировались; на берегу Нила рядом с Бубастисом, Саккара, Фивами, Бени Хасаном найдены обширные кошачьи кладбища , где кошачьи мумии были похоронены подобно человеческим. Исследователи в своих работах часто обращаются к изображениям божеств, в том числе и Бастет, однако, на сегодняшний момент не существует научной работы, в которой были бы собраны все результаты исследований скульптурных изображений богини Бастет и богини Сохмет. Также учёные нередко приводят обзор культовых статуй, не анализируя при этом иконографические и стилистические особенности памятников, в результате чего данная тема недостаточно не изучена.
Также нередко встречаются изображения другого божества, чей образ связан с кошками, - богиня Сохмет почиталась древними египтянами наравне с Бастет. Однако богиня Бастет была для жителей Та Кемет божеством празднеств, материнства и домашнего очага, что одновременно роднило её с богиней Хатхор (покровительница танцев и музыки) и богиней Исидой (мать бога Хора, защитница царей и покровительница рожениц, богиня магии), в то время как богиня-львица Сохмет по представлениям древних египтян могла насылать болезни, устраивать эпидемии и голод, покровительствовала военным действиям. Египтяне своими подношениями стремились «задобрить» львиноголовую богиню, боясь вызвать её гнев.
По этой причине в Карнаке был возведен храмовый комплекс, посвященный местному женскому божеству - Мут, которую в эпоху Нового царства стали отождествлять с богиней Сохмет, с целью объединить на религиозной почве старую и новую столицы - Мемфис и Фивы. На протяжении нескольких десятков лет на территории святилища богини Мут в Карнакском храмовом комплексе велись археологические работы, в ходе которых исследователями из Бруклинского музея было обнаружено поистине огромное количество скульптурных изображений Мут-Сохмет - около 900 статуй львиноголовой богини. Появление такого обширного ряда памятников, которые требуют тщательного изучения, должно простимулировать новую волну интереса к храмовой скульптуре Нового царства.
В Древнем Египте была широко распространена практика объединения культов и отождествления божеств; в качестве примера такого явления может выступать рассмотренное выше слияние культов богини Мут и богини Сохмет во время правления Аменхотепа III (XVIII династия). Однако с богиней Сохмет отождествлялись и другие божества, среди которых были вышеупомянутые богини Бастет, Хатхор, а также Тефнут - богиня влаги, и Пахет, покровительница военных действий, которая в том числе почиталась как богиня, насылающая дожди и грозы. Стоит упомянуть и львиноголовое божество мужского пола - Маахеса, который почитался как
бог войны, а также считался сыном Бастет или Сохмет (в зависимости от места поклонения). Главный интерес для автора представляют связи культов божеств, которые изображались древнеегипетскими мастерами с львиной или кошачьей головой, а также особенности их иконографии.
В данной работе будут рассмотрены скульптурные изображения Бастет и Сохмет, а также божеств их круга, которые представлены на экспозиции крупнейших музеев мира. Такой выбор обусловлен интересом к взаимосвязи культов этих божеств, которые на протяжении всей истории Древнего Египта отождествлялись друг с другом. Недостаточная изученность древнеегипетской культовой скульптуры времени Третьего переходного, Позднего и греко-римского периодов определяет актуальность исследования. Таким образом, основной целью данной работы является следующее: рассмотреть и проанализировать основные иконографические типы изображений Бастет, Сохмет и божеств их круга, сформировавшиеся в скульптуре II-I тыс. до н. э. В связи вышеизложенной целью были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть научные труды отечественных и зарубежных исследователей прошлых лет с целью проследить основные достижения в области изучения культовых древнеегипетских изображений;
2. определить особенности взаимосвязи культов Бастет, Сохмет, а также других божеств, отождествляемых с этими богинями, с целью выявить, каким образом они влияли на иконографию друг друга;
3. сформировать и рассмотреть изобразительный ряд изучаемых в данной работе древнеегипетских божеств с головой кошки или львицы;
4. выявить основные иконографические типы изображения богини Бастет, богини Сохмет и божеств их круга в скульптуре Нового царства и Позднего периода;
5. с помощью сравнительного анализа выявить наиболее характерные черты, а также уникальные особенности иконографии, на основе которых они были атрибутированы исследователями.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Скульптурные изображения богинь-кошек и богинь-львиц в настоящий момент экспонируются в крупнейших музеях мира. Наряду с этим широкий круг исследователей в своих работах рассматривает культы этих божеств, характеризуя их особенности на примере изображений, которые появляются ещё в эпоху глубокой древности. Крупнейшие исследователи древнеегипетского искусства, такие как М. Э. Матье, В. В. Павлов, С. И. Ходжаш в нашей стране и Я. Малек, Н. Скотт, Н. Лэнгтон за рубежом, рассматривают в своих исследованиях в том числе проблему влияния религиозных верований на произведения искусства. Помимо этого, стоит отметить, что без изучения религиозных древнеегипетских текстов, а также научных изысканий в области религии и мифологии Древнего Египта (например, труды М. А. Коростовцева и Р Х. Уилкинсона) было бы тяжело сформировать представления об иконографических особенностях изображений Бастет, Сохмет и других богинь-львиц.
Религиозные представления египтян оказывали большое влияние как на их жизнь, так и на канон изображения божеств. Так, особенности культа богини Бастет способствовали появлению атрибутов, связанных с солярным культом, - изображения скарабеев, Ока Ра или солнечного диска с уреем, изображение которого помещалось мастерами на голову статуй богини. Способности кошек к ловле змей повлияли на формирование образа кошки (а также львицы или льва) как защитника от злых сил, что проявилось в изображении бога Ра в облике Великого кота Тома при битве с Апопом - демоном, изображавшимся в виде змея146. С другой стороны, богиня Бастет также почиталась как покровительница матерей, что, вероятно, было связано с плодовитостью священного животного богини. Большинство богинь, изображавшихся в облике женщины с головой львицы, со временем стали отождествляться с богиней Сохмет, которая также выступала в роли защитника богов и царей. Возможно, охранная функция этих богинь была объединена представлением египтян об Оке Ра, которое считалось воплощением дочери солнечного бога, что привело к почитанию многих богинь-львиц как дочерей бога солнца, а впоследствии поспособствовало их отождествлению с Оком. Данная функция обусловила атрибуты богинь-львиц - солнечный диск с уреем на лбу, изображение скарабеев и ока Уджат. Тем не менее, культ богини Бастет значительно выделялся на фоне других божеств её круга. Помимо широкого ряда функций, культ богини Бастет отличался ревностным почитанием её священного животного - кошки, которую многие египтяне держали в качестве домашнего питомца. Это привело к появлению большого количества статуй в виде кошек - зооморфных изображений богини Бастет, либо изображений реальных животных, которые обычно использовались в качестве саркофагов для мумифицированных о станков этих домашних животных.
Изображения богини Бастет можно считать поистине уникальными, наделёнными иконографическими особенностями, которые не использовались в других памятниках. Например, такими атрибутами являются изображения корзинки на левом предплечье, систра в правой руке или эгиды в левой . Данные атрибуты обычно начинают встречаться в полиморфных изображениях богини Бастет в облике женщины с кошачьей головой. Подобные изображения начинают появляться в эпоху Третьего переходного периода, а именно во время правления XXII династии, когда было принято решение перенести столицу государства в Пер-Бастет, центр культа богини-кошки.
Рассматривая особенности полиморфных изображений богинь в облике женщины с головой львицы, стоит отметить, что данный тип памятников окончательно сформировался в эпоху Нового царства, при строительстве святилища богини Мут-Сохмет в южном Карнаке. По приказу царя Аменхотепа III для храмовых помещений скульпторами было создано порядка тысячи монументальных статуй из гранита и гранодиорита, которые изображали богиню Мут-Сохмет сидящей на кубообразном троне, стоящей или шагающей. Скульптуры из этого святилища в настоящий момент хранятся во многих музейных собраниях по всему миру. В дальнейшем канон изображения богини-львицы не претерпевал серьёзных изменений, а также был использован мастерами при изображении других богинь, отождествлявшихся с Сохмет. Без отсутствия посвятительных надписей на статуях практически невозможно определить, какому божеству был посвящён тот или иной памятник. В результате многие исследователи стали задумываться о существовании единого образа женского божества, которое в зависимости от выполняемых в конкретный момент функций, а также места поклонения называлось именем той или иной богини.
Рассмотренные в настоящей работе скульптурные изображения богинь- кошек и богинь-львиц наиболее ярко отобр ажают иконографические особенности основных типов изображения данных божеств. Ещё на стадии отбора памятников автором данного исследования были выбраны наиболее характерные примеры того или иного типа изображения, а также включены в иллюстративный ряд некоторые произведения, обладающие уникальными иконографическими особенностями. Таким образом, в данной работе были рассмотрены основные иконографические типы изображения богини Бастет и божеств её круга:
• зооморфные изображения богини, которые включают в себя изображения сидящих кошек на постаменте или папирусовых столбах, разнообразные амулеты в виде сидящих или лежащих кошек, ритуальных изображений с фигурками других божеств, а также кошачьи семьи. Отметим, что первое трёхмерное изображение кошки появляется в эпоху Среднего царства, что даёт основания предполагать, что зооморфное изображение Бастет было самым ранним объёмным изображением богини;
• полиморфные изображения богини, которые представляют собой статуэтки в виде женщины с кошачьей головой, одетой в полосатое платье, происхождение орнамента которого до сих пор не определено . Считается, что данный тип памятников зародился в эпоху правления XXII династии, в период величайшего расцвета культа богини-кошки;
• полиморфные изображения Бастет в облике женщины с головой львицы, которые практически не отличаются от изображений других богинь-львиц. Однако стоит отметить, что подобные изображения Бастет сопровождаются изображением систра в руках богини по причине отождествления Бастет с богиней Хатхор. Впрочем, данная гипотеза выглядит довольно слабо ввиду того, что другие богини-львицы также иногда отождествлялись с богиней Хатхор.
Изображения богини кошки отличаются большим разнообразием, нежели памятники, представляющие богиню Сохмет и других божеств их круга. Сохмет обычно изображалась в облике женщины с головой львицы сидящей на кубообразном троне, либо стоящей (иногда шагающей - с выдвинутой вперед левой ногой). Изображения атрибутов обычно не менялись, но их конфигурация могла разниться: например, изображение либо отсутствие солнечного диска на голове богини, знака «анх» в руке либо ожерелья «менат» и т. п. Таким образом, можно говорить о том, что памятники из святилища Мут-Сохмет оказали сильное воздействие на канон изображения богинь-львиц до конца Позднего периода.
К сожалению, главной проблемой данной темы по-прежнему остаётся широкая датировка памятников, многие из числа которых датированы временем Позднего периода в общем за редкими исключениями, когда на памятнике сохранилась посвятительная надпись, либо исследователи предполагают конкретную датировку на основе анализа стилистических особенностей памятника, а также места его находки. По мнению автора настоящей работы, данная проблема была и остаётся основной при изучении древнеегипетского художественного наследия ввиду того, что канон изображений не претерпел значительного количества изменений за всю историю существования древнеегипетского государства.



1. Cartwright H. W. The Iconography of Certain Egyptian Divinities as Illustrated by the Collections in Haskell Oriental Museum. // The American Journal of Semitic Languages and Literatures, Vol. 45, No. 3. Chicago, 1929. Pp. 179-196.
2. Catalogue de l'exposition Amenophis III, le Pharaon soleil. Paris, Editions de la Reunion des musees nationaux, 1993.
3. Langton N., Langton B. The Cat in Ancient Egypt. Cambridge, 1940.
4. Langton N. Notes on Some Small Egyptian Figures of Cats. // The Journal of Egyptian Archeology. L., 1936. Vol. 22, No. 2. Pp. 115-120.
5. Malek J. The Cat in Ancient Egypt. London, 2015.
6. Scott N. E. The Cat of Bastet. // The Metropolitan Museum of Art Bulletin, New Series, Vol. 17, No. 1. NY, 1958.
7. Wilkinson R. H. The Complete Gods and Goddesses of Ancient Egypt. London, 2003.
8. Бадж Э. А. У Древний Египет: духи, идолы, боги. М., 2009.
9. Видеман А. Религия древних египтян. М., 2009.
10. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. СПб., 2000.
11. Лукас А. Материалы и ремесленные производства Древнего Египта. М., 1958.
12. Матье М. Э. Древнеегипетские мифы. М.-Л., 1956.
13. Матье М. Э. Искусство Древнего Египта. М., 2010.
14. Матье М. Э. Мифы Древнего Египта. Л., 1940.
15. Норов А.С. Путешествие по Египту и Нубии в 1834-1835 гг. СПб., 1840.
16. Павлов В. В., Ходжаш С. И. Египетская пластика малых форм. М., 1985.
17. Пунин А. Л. Искусство Древнего Египта. Раннее царство. Древнее царство. СПб., 2008.
18. Тексты Пирамид. Пер. А. Л. Коцейовского. СПб., 2000.
19. Фингарет С. И. Искусство Древнего Египта в собрании Эрмитажа. Л., 1970.
20. Хаген Р-М., Хаген Р Искусство Древнего Египта. Кёльн, 2009.
21. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1890—1907. Т XXIX.
Интернет-ресурсы
22. Cosmetic Vessel in the Shape of a Cat / The Metropolitan Museum of Art - New York, 2000-2017. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.metmuseum.org/art/collection/search/544039(дата обращения: 01.05.17).
23. Fazzini R. Preliminary Reports of Fieldwork at the Precinct of the Goddess Mut at South Karnak. / Brooklyn Museum of Art. New York, 1996-2013. [ Электронный ресурс ]. - Режим доступа: http:// www.brooklynmuseum.org/features/mut/(дата обращения: 25.04.14).
24. Геродот. История в девяти книгах. Ленинград, 1972. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm? a=1284916103 (дата обращения: 14.12.16).
25. Древнеегипетская книга мёртвых. Слово устремлённого к свету. Москва, 2003. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.litmir.me/br/?b=123600(дата обращения: 30.10.16).
26. Кормышева Э. Е. Религия Куша. Москва, 1984. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000040/(дата обращения: 06.01.17).
27. Матье М. Э., Лапис И. А. Древнеегипетская скульптура в собрании Государственного Эрмитажа. Москва, 1969. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000003/(дата обращения: 20.11.16).
28. Открытие Императорского музея Нового Эрмитажа / Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, 1998-2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/ history/historical-article/1850/ Opening+of+the+Imperial+Museum+of+the+New+Hermitage/?lng=ru (дата обращения: 19.03.17).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ